Научная статья на тему 'Политическое манипулирование в контексте обеспече- ния национальной безопасности в государстве переходного типа: теоре- тико-правовые аспекты'

Политическое манипулирование в контексте обеспече- ния национальной безопасности в государстве переходного типа: теоре- тико-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / РЕФОРМА / ИДЕОЛОГИЯ / THE STATE / STATEHOOD / NATIONAL SAFETY / A POLITICAL MANIPULATION / REFORM / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колесников Евгений Александрович

В государствах переходного типа, как подчеркивает автор, особую актуальность приобретают проблемы обеспечения национальной безопасности. В статье исследуются основные направления политического манипулирования в переходные периоды развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political manipulation in the context of guarantee of the national security in the state of transition type: theoretical and legal aspects

In the states of transitive type as the author underlines, the special urgency is got by problems of maintenance of national safety. In article the basic directions of a political manipulation in transition periods of development of the state are investigated.

Текст научной работы на тему «Политическое манипулирование в контексте обеспече- ния национальной безопасности в государстве переходного типа: теоре- тико-правовые аспекты»

Е.А. Колесников

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА:

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В современной юридической науке интерес к переходным процессам развития национального права и государства обусловлен спецификой их наполнения (событийного, нормативного, политико-технологического и др.), теми противоречиями, которые имеют место в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Ясно, что в отечественной государственности произошла очередная системная революция, в силу чего изменилась парадигма политико-правового и социально-экономического развития, что называется «пришли в движение» базовые (советские и досоветские) ценности, духовно-нравственные ориентиры. Мы полностью разделяем мнение академика В.Н. Кудрявцева, который назвал настоящий момент «золотым веком юриспруденции» [1, с. 5].

В теоретико-правовом плане переживание Россией переходного периода стимулировало рассмотрение многих вопросов. Например, соотношения категорий «государство» и «государственность». Так, И.Л. Бачило, анализируя факторы, влияющие на развитие российской государственности, характеризует последнюю как форму «выражения организованной властной воли людей к созданию и обеспечению современных форм общежития и совместной деятельности в рамках определенных границ территории, состава населения, соблюдения суверенности своего и других народов...» [2, с. 26].

А.Б. Венгеров пишет, что функциональная характеристика государства «позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа, в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность» [3, с. 43].

Тенденцию широкого понимания государственности, которое не сводится исключительно к государству (аппарату публичной власти), можно проследить и по работам Ю.А. Веденеева, занимающегося в последние годы исследованием современной отечественной государственности. И хотя известный правовед не предлагает явного определения категории «государственность», но, анализируя процессы создания новой российской государственности, он четко различает систему государственной власти, собственно государственную (институциональную) организацию, социально-экономическую, правовую и духовную сферы, разнообразные состояния, обусловленные переходом не просто к иной организации государственной власти, но и к новому строю всех видов общественных отношений.

Например, строительство современной российской государственности Ю.А. Веденеев характеризует как «глобальную трансформацию цивилизационных основ существования страны» [4, с. 107]. Тем самым он не ограничивает государственность политическими реформами и переустройством государственной власти, управленческого аппарата и т.п., предлагает выделять глубинные процессы, так или иначе влияющие на ход и результаты институциональных трансформаций.

Ясно, что переходный период в развитии любой государственности, в том числе и российской, это особый этап эволюции не только институтов государства и права, правокультурной сферы, но и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, экономики, политической и социальной жизни, идеологии. Очевидно, что процесс перехода от одного типа государства и права к другому уже в силу этого является сложным, многогранным и весьма противоречивым, происходящим как в государственно-правовой области, так и общественно-политической жизни.

Вполне естественно, что именно в такие периоды особенно актуальными становятся проблемы национальной безопасности. Механизм ее обеспечения в качестве важнейшего элемента включает в себя и информационно-правовые аспекты, сопряженные с идеологией национальной безопасности, без которой ни одно государство просто не в состоянии справиться с возникающими модернизационными вызовами.

Например, незадолго до своего избрания президентом страны В.В. Путин утверждал, что Россия уже нашла свой путь - «это путь демократического развития» [5, с. 155], и у него, несомненно, были для этого необходимые основания. Однако очевидно и то, что современная Россия продолжает пребывать в переходном, неустойчивом состоянии. Ей еще предстоит сделать свой выбор в решении многих кардинальных вопросов дальнейшего формирования и развития демократических политико-правовых институтов, адекватных национальным интересам, особой (цивилизационной, правокультурной) логике отечественного государственного строительства.

В настоящее время крайне существенно также и то, что порожденное эпохой шоковых «либеральных» реформ 90-х отчуждение общества и государства как центрального института политической системы сохраняется, давая о себе знать в ходе тех или иных социально-политических процессов.

Тем не менее, находясь в центре данного процесса и оказывая на него, как правило, огромное влияние, национальное государство решает две взаимосвязанные между собой и дополняющие друг друга комплексные задачи, или, точнее, группы задач. Одна из них связана с реорганизацией самого государственного механизма - изменением его сущности, содержания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая же группа задач касается изменения общества, реформирования экономики, установления новых ориентиров во внутренней и внешней политике, формирования новой официальной идеологии.

Причем, последнюю, реформаторы-демократы первой волны явно недооценивали, считая, что механический перенос западных институтов так или иначе приведет к изменению ценностей, духовных приоритетов всего общества. Однако «пробуксовывание» реформ образца 90-х годов, нарастание системного кризиса показало обратное: стало ясно, что идеологией нужно заниматься серьезно, так как она является основой легитимации властных структур, а значит и залогом их сохранения.

В связи с вышеизложенным необходимо отметить следующее: а) установка на харизматический вариант легитимации власти в России провалилась примерно к середине 90-х годов ХХ в., т.к. для большинства населения как в столицах, так и в регионах провальная и весьма опасная политика первого Президента РФ стала очевидной, а его авторитет (как показывали социологические опросы) просто «растворился»; б) не мог быть запущен и механизм традиционной легитимности власти, т.к. «заемные» институциональные формы никак не сочетались ни с советскими, ни с досоветскими традициями, миропониманием россиян; в) неизбежно оставалась одна - рациональная форма легитимации государственной власти, требующая создания особого идеологического механизма и его оформления в правовом и политическом пространстве постсоветского государства.

Следует учитывать и то, что беспросветность положения в стране отлично стимулирует поиск возможности скорейшего выхода из него. Нетерпение же рождает самые неожиданные идеи, юридические и политологические доктрины, порой, и совершенно химерические. В этих условиях какая-то часть россиян вполне может последовать (правда, на достаточно короткий срок) за теми, кто обещает быстрое улучшение жизни, предлагая явно несбыточные, утопические проекты дальнейшего развития правовых, политических, социально-экономических институтов и структур. Конечно, весьма велико искушение воспользоваться каким-либо удачным зарубежным опытом, скопировать его, принципиально отвлекаясь от тех конкретных культурно-цивилизационных (ценностных, религиозных, геополитических и др.) условий, в которых он дал свои результаты.

Ясно, что в целях формирования новой идеологической картины постсоветские элиты пошли проверенным путем (большевики в начале своего правления двигались в этом же направлении), а именно запустили механизм манипулирования общественным сознанием, традиционно включающий три уровня: а) ретро-идеологический; б) актуальный; в) проспективный. На каждом из них решались свои задачи, но их смысловая и функциональная сопряженность должна обеспечить искомый результат.

Основным направлением манипулирования стало политическое манипулирование, ориентирующееся на «продавливание» в правовое и политическое сознание российских граждан нескольких мифов:

а) ничем не ограниченная гласность, а точнее всевластие СМИ, является атрибутом демократии, правового государства и гражданского общества;

б) вмешательство государства в экономику есть ничто иное, как абсолютное зло, оно всегда разрушительно и имеет регрессивный характер, напротив, институт частной собственности является основой достижения общественного согласия и устойчивого развития*;

в) абсолютизация рожденного в недрах американской политики утверждения об СССР как «империи зла», по сути своей, его легализация, тотальное отрицание всех позитивных моментов советского государственно-правового режима (в экономике, политике, социальной сфере и др.);

г) мифологизация в исторической сфере, опирающаяся на откровенно ложную подачу различных событий, оценку деятельности отдельных личностей («большевики свергли царя», «Столыпин мог спасти Российскую империю» и т.п.);

д) западное общество будет «приветствовать» демократическую Россию, поэтому быстрое внедрение в ткань отечественной государственности проверенных в рамках европейского или американского политико-правового и экономического пространства институтов и является основой скорейшего «выздоровления» державы.

В общем, такого рода манипулятивные воздействия опасны в бесцензурном пространстве, т.к. в нем нет и не может быть создан правовой механизм противодействия такого рода «идеологическим проискам». В этом плане, необходимо заметить, что институт цензуры становится своего рода политико-правовым индикатором, одним из важнейших критериев оценки государственного режима конкретного государства, в определенный исторический период, т.к. информация представляет собой один из важнейших инструментов воздействия на общественное сознание, а значит (что в плане

правового регулирования значительно важнее) и на поведение человека, гражданина, социальных и профессиональных групп.

Литература

1. Российское государство и право на рубеже тысячелетий. Всероссийская научная конференция // Государство и право. 2000. № 7.

2. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1994.

4. Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности // Государство и право. 1995. № 1.

5. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.