Научная статья на тему 'Политическое богословие как отрасль теологии'

Политическое богословие как отрасль теологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая теология / политическое богословие / Бог / церковь / государство и социум / православная политическая мысль. / political theology / God / Church / State and society / orthodox political thought

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казаков М. М.

Целью статьи является представить необходимость выделения политического богословия в качестве отрасли в православной теологии. Автор рассматривает особенности античной политической теологии и отношение к ней ранних христиан, оформление политического богословия в христианстве после его легализации на фоне формирования основных моделей отношений Церкви и государства. После краткого исторического обзора в статье показано, как в конце XIX – начале XX века стала оформляться политическая теология, которая по мере своего развития всё больше уходила из сферы богословия в сферу философии, политологии, социологии и юриспруденции. В Русском Православии в силу исторических причин политическая мысль не получила такого развития, как на Западе, поэтому и сегодня политическое богословие в Православном богословии не выделяется и не преподается ни в светских, ни в духовных учебных заведениях. Автор приходит к выводу о необходимости выделения православного политического богословия в отдельную отрасль в современных условиях глобальных вызовов, с которыми сталкивается Церковь. В статье предпринимается попытка сформулировать определение, предмет и объект политического богословия, а также очертить методы исследования, связанные с традиционными богословскими дисциплинами. Особо подчеркивается, что это политическое богословие должно включать в себя именно православные концепции, трактовки, объяснения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political theology as a branch of theology

The purpose of the article is to present the necessity to distinguish political theology as a branch in Orthodox theology. The author examines the features of ancient political theology and the attitude of early Christians to it, the formation of political theology in Christianity after its legalization on the background of emerging models of relations between Church and state. After a brief historical review the article shows the growing process of shifting political theology from sphere of theology to philosophy, political science, sociology and jurisprudence at the end of the XIX beginning of the XX century. Due to historical reasons political thought in Russian Orthodoxy has not received such development as in the West; therefore, even today political theology is not distinguished and is not taught both in secular and religious educational establishments in Russia. The author concludes that it is necessary to separate Orthodox political theology into a special branch in the modern conditions of global challenges faced by the Church. The article attempts to formulate the definition, subject and object of political theology, as well as outline research methods related to traditional theological disciplines. It is emphasized that this political theology should include precisely Orthodox concepts, interpretations, and explanations.

Текст научной работы на тему «Политическое богословие как отрасль теологии»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №1. С. 24-35

Казаков Михаил Михайлович Смоленский государственный университет

УДК 261.7

Политическое богословие как отрасль теологии

Аннотация: Целью статьи является представить необходимость выделения политического богословия в качестве отрасли в православной теологии. Автор рассматривает особенности античной политической теологии и отношение к ней ранних христиан, оформление политического богословия в христианстве после его легализации на фоне формирования основных моделей отношений Церкви и государства. После краткого исторического обзора в статье показано, как в конце XIX - начале XX века стала оформляться политическая теология, которая по мере своего развития всё больше уходила из сферы богословия в сферу философии, политологии, социологии и юриспруденции. В Русском Православии в силу исторических причин политическая мысль не получила такого развития, как на Западе, поэтому и сегодня политическое богословие в Православном богословии не выделяется и не преподается ни в светских, ни в духовных учебных заведениях. Автор приходит к выводу о необходимости выделения православного политического богословия в отдельную отрасль в современных условиях глобальных вызовов, с которыми сталкивается Церковь. В статье предпринимается попытка сформулировать определение, предмет и объект политического богословия, а также очертить методы исследования, связанные с традиционными богословскими дисциплинами. Особо подчеркивается, что это политическое богословие должно включать в себя именно православные концепции, трактовки, объяснения.

Ключевые слова: политическая теология; политическое богословие; Бог, церковь, государство и социум; православная политическая мысль.

Одной из тенденций развития современной науки, начиная с XIX века, стало выделение в традиционных научных направлениях новых отраслей, которые позволяют глубже и основательнее развивать человеческое знание, способствуют проникновению в такие его глубины, которые были труднодоступными при общих подходах. Эта же тенденция наблюдается и в теологии, которая в XXI веке, наконец, стала признаваться наукой в России. Как любая наука, теология делится на целый ряд отраслей, развивающих и углубляющих общий подход, который предполагает, что теология изучает отношения, связывающие человека и социум с Богом. При этом, будучи конфессиональной по своей сути, теология в своих разных направлениях (православном, католическом, протестантском, исламском) содержит различные перечни таких отраслей.

Моей целью является не столько показать, что представляет собой политическая теология в католической и протестантской ветвях христианства, сколько попытаться представить возможности и показать необходимость выделения политического богословия в теологии православной. В качестве

предварительного замечания необходимо обратить внимание на два важных момента.

Первый состоит в различении терминов «богословие» и «теология». Внешне они выглядят как синонимы, и это отмечается в некоторых современных словарях1. Однако использование обоих терминов имеет свои нюансы и содержит определенные подходы, исторически сложившиеся в русском Православии, в традиции которого прослеживается устойчивая тенденция использовать в свой адрес только слово «богословие», но никак не «теология», поскольку оно ассоциируется с латинством2. Тем не менее, в докладе митрополита Волоколамского Илариона на Первой Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» был озвучен важный тезис о том, что мы можем «для удобства использовать термины теология и богословие как взаимозаменяемые» . В нынешних условиях становления теологии как науки в России с этим нельзя не согласиться, но такой подход порождает в свете вышеупомянутых нюансов и определенные проблемы. Это касается второго момента, связанного с тем, что в православном богословии политическое богословие в отдельную отрасль не выделяется, как, впрочем, и политическая теология, которая, будучи представленной в отдельных исследованиях российских авторов, в образовательных программах по теологии в России практически отсутствует. Кроме того, собственно политическая теология в том виде, в котором она существует в отечественной и зарубежной науке, практически не соотносится с тем, что принято понимать под православным богословием. Между тем, как будет показано ниже, существуют достаточно веские основания для того, чтобы выделить православное политическое богословие в отдельную отрасль и отличать его от инославной политической теологии.

Для того, чтобы разобраться в отличиях, первым делом следует обратиться к истокам появления самих терминов «политическое богословие» и «политическая теология», а эти истоки восходят к античности. Первым, кто выделил политическую теологию в отдельную отрасль еще до возникновения христианства считается древнеримский ученый Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.), который писал о трех видах теологии: мифической (для поэтов), физической (для философов) и гражданской (для народа). Этот третий вид, писал Варрон, должны знать и понимать граждане, а особенно жрецы. «В нем говорится о том, - как поясняет бл. Августин, - каких богов надлежит почитать публично, какие совершать каждому из них обряды и жертвоприношения»4.

1 См., например, Большой толковый словарь русского языка. / Ред. С.А. Кузнецов. СПб, 1998.

2 Иванова И. И. К вопросу о зависимости религиозной философии от теологии. Или богословия? // Credo new. 2004. № 1(37). С. 171—189.

3 Иларион (Алфеев), митрополит. Теология в современной России: становление отрасли. Доклад на пленарном заседании первой Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве». 14 июня 2017 г. URL: http://theology.mephi.ru/content/publications/351-mitropolit-ilarion-teologiya-v-sovremennoj-rossii-stanovlenie-otrasli (Доступ от: 10.11.2011).

4 Бл.Августин ссылается на несохранившуюся работу Варрона в своем труде «О граде Божьем»: Кн. VI гл.5.

Эта гражданская теология в античной гражданской общине, обычно описываемой как особый тип государства, в котором народ является носителем высшей власти, и стала, по сути, теологией политической в языческом смысле.

Первые христиане в силу враждебного отношения к ним Римского государства и значительной части общества относились к политической и социальной сфере если не прямо враждебно по взаимности, то во всяком случае очень настороженно, а в условиях доминирующего в христианском сознании представления о близком конце света почти совсем не интересовались политической стороной жизни.

Однако, следует отметить, что политический аспект богословия представлен в Священном Писании, хотя в то же время нельзя не обратить внимания на возможность довольно широкого толкования известных отрывков. С одной стороны, это разделение духовного и секулярного: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф ХХП:21); «Царство Мое не от мира сего» (Ин ХУШ:36); с другой стороны, богоустановленность власти и проповедь полной покорности ей: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рм ХШ:1); «противящийся власти противится Божию установлению» (Рм ХШ:2); «Бога бойтесь, царя чтите» (I П 11:17); «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (I Т 11:1-2). Разумеется, эти отдельные цитаты, зачастую еще и понимаемые вне контекста, не позволяют создать полноценную систему политического богословия, но дают возможность сопоставить эти мысли с тем, как развивались отношения Церкви и государства, как в предшествующей, так и в текущей истории христианства.

Тем не менее, само понятие «теология» и уж тем более выделение в ней политической отрасли на протяжении трех столетий в христианской литературе практически не использовалось в силу ассоциации самого термина с язычеством и античными представлениями. Только в IV в. со времен отцов-каппадокийцев слово «теолог» стало употребляться в специфически христианском значении: «знающий слова, речения бога», как они представлены в Писании5. Понимаемое св. Отцами богословие изначально было по преимуществу не формой рассуждения, но опытом и путем духовной жизни. Лишь в Новое время в Православии усваивается понимание богословия, как «науки о Боге и обо всем, что связано с Богом»6.

Начало христианской трактовки политической теологии или, точнее, появление христианского политического богословия можно связать с эпохой Константина Великого, когда после легализации христианства остро встал вопрос об отношениях Церкви и государства. При Константине эти отношения получили контуры двух основных моделей, названных впоследствии цезарепапизмом и папоцезаризмом. Начиная с правления Константина

5 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С.147.

6 Шмалий Владимир, свящ. Богословие // Православная энциклопедия. Т.5. М., 2002. С.515.

богословские идеи, касающиеся вопросов оформления союза христианства и империи, а также её населения и христианского народа начинают появляться в трудах христианских писателей и Отцов Церкви.

Хотя еще при Константине многие идеи политического богословия были озвучены Евсевием Кесарийским, первым политическим богословом в полном смысле, пожалуй, можно считать св. Амвросия Медиоланского. Традиционно к числу его главных заслуг относят укрепление положения Церкви в Римской империи, которая как раз в период пастырского служения святителя в ходе процесса христианизации превращалась в христианскую Римскую империю. Вклад св. Амвросия в этот процесс трудно переоценить, как и участие епископа в формировании и развитии отношений Церкви и государства в последней четверти IV века. В трудах святителя можно встретить целый ряд богословских идей, которые им самим не были оформлены в систему, хотя попытки реконструкции такой системы предпринимались7. В концепции Амвросия можно обнаружить компоненты, которые позволяют толковать их с позиций всех трех исторически существовавших моделей отношений Церкви и государства: цезарепапизма, папоцезаризма и симфонии властей. Впрочем, ни одна из концепций отношений Церкви и государства не проявлялась на практике в чистом виде, что позволяет рассматривать политическое богословие Амвросия, как достаточно гибкую систему, применимую к разным историческим условиям.

Многие из идей св. Амвросия послужили питательной почвой для философско-богословской концепции политической теологии, созданной учеником святителя блж. Августином, который, впрочем, критиковал политическую теологию и делал акцент на том, что существуют цели, находящиеся за пределами государства, то есть Град Божий, а не земной есть

о

истинная цель человеческого бытия . Концепция Августина, изложенная им в его знаменитом труде «О граде Божьем», в эпоху средневековья стала основой едва ли не для всех политико-богословских трудов на латинском западе.

На греческом востоке, в частности, в Византии политическое богословие развивалось под эгидой государства и оформилось в концепцию симфонии властей при императоре Юстиниане. Эта концепция доминировала в византийской политической мысли и была воспринята русским Православием через идею «третьего Рима».

Я не ставлю своей целью давать здесь даже обзорный очерк развития политической теологии на западе и политического богословия на востоке в последующее время. Отмечу лишь то, что политическое богословие в Православной Церкви, особенно русской со времени превращения её в часть

7 В частности, в моем докладе «Политическое богословие свт. Амвросия Медиоланского» на VII Международной патристической конференции «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие» (Москва, 30.09-2.10.2021).

8 Арзуманян Р. В. Центры власти в XXI веке. Взаимоотношения между политическим и религиозным на современном этапе. М., 2015. С. 17.

государственного аппарата в XVIII в. развивалось в направлении обоснования необходимости поддержки самодержавия, и это развитие поднялось до уровня полноценной политико-богословской концепции лишь на рубеже XIX-XX веков в славянофильских трудах А.А. Киреева и Д.А. Хомякова9. В политической теологии католицизма вплоть до эпохи буржуазных революций господствовал тезис о приоритете духовной власти над светской. Кроме того, начиная с XVI века начинает развиваться протестантская теология, причем разные направления ориентировались на различные модели соотношения духовной и светской сфер жизни: от теократии в кальвинизме до отстранённости от мирских проблем в баптизме.

В XIX веке наблюдался кризис католицизма и его политических концепций отчасти из-за произошедшего в ходе буржуазных революций отделения церкви от государства и развития либеральных и атеистических взглядов на общество и светскую власть. С другой стороны, протестантские политические концепции также подвергались критике со стороны атеистически настроенной части общества, а сам протестантизм испытывал дробление на течения и секты, что не способствовало выработке цельной политической теологии. Следствием этого было появление и развитие в конце XIX - начале XX в. различных социальных, политических и правовых теорий и концепций от марксизма до фашизма, которые нередко содержали в себе и религиозный компонент.

На этом фоне произошло второе рождение политической теологии, провозвестником которой принято считать М.А. Бакунина10, а основоположником в том виде, в котором она в разных вариациях существовала на протяжении всего XX века, считают К. Шмитта. В основе его концепции лежало представление о том, что все современные учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия11.

В Кембриджском словаре христианской теологии дается следующее определение: «Политическая теология - это теология, которая относится к

социальным, экономическим и политическим порядкам, иногда одобряя и

12

оправдывая их, иногда бросая им вызов, а иногда формируя их» . Очевидно, что такая трактовка почти не соотносится с тем, что принято понимать под православными подходами к богословию.

Следует заметить, что после Второй мировой войны в западной политической теологии выделились «дочерние» направления: теология надежды и теология освобождения. Кроме того, в контексте истории последней

9 Медоваров М. В. Учение А.А. Киреева об отношениях государства и Церкви - образец политической теологии конца XIX - начала XX века // Труды Нижегородской духовной семинарии. № 16. 2018. C.423.

10 Филиппов А. Ф. К предыстории «Политической теологии» // «Гефтер» (27 апреля 2015). URL: http://gefter.ru/archive/14981 (Доступ от: 6 ноября 2021).

11 Шмитт Карл. Понятие политического. / Пер. с нем. под ред. А. Ф. Филиппова. СПб, 2016. С.34.

12 The Cambridge dictionary of Christian theology / edited by Ian A. McFarland ... [et al.]. Cambridge University Press, 2011. Р.395.

четверти XX в. стало использоваться выражение «публичная теология», которое относят к теологической проблеме: как использовать богословие для решения общих проблем (например, экономической или военной политики) в плюралистическом обществе. Соответственно, сторонники общественного или публичного богословия стремятся решать вопросы общественного благосостояния с точки зрения, перспективы, основанной на доктринах и символах христианства, даже допуская, что общественность, к которой

13

обращаются, может не разделять приверженность христианской вере . Не удивительно, что в дальнейшем политическая теология стала всё дальше отходить от богословия в сферу философии, политологии, социологии и права, и это привело к тому, что эта дисциплина фактически перестала быть богословской. И сейчас Википедия определяет политическую теологию как направление в политической мысли, посвящённое исследованию связи между богословскими концепциями и политикой. Существует понимание политической теологии как метода, «в основе которого лежит аналогия между составляющими государственно-правовую картину мира понятиями общего учения о государстве и теологическими понятиями, образующими метафизическую картину мира конкретной эпохи»14. Можно согласиться с тем, что к настоящему времени смысл, который вкладывается в понятие «политическая теология», «зависит от той сферы знаний, которую представляет тот или иной исследователь»15.

В России в годы Советской власти и объективно, и субъективно развивать политическое богословие как отрасль богословия вообще вряд ли было возможно. Предпосылки к выделению этой отрасли стали складываться, когда была опубликована социальная концепция Русской Православной Церкви, в которой уделялось специальное внимание и отводилось особое место разделам, посвященных отношению Церкви к государству и политике16. Помимо этого, в разных частях документа затрагивались и вопросы отношений с социумом, а также и некоторые другие проблемы, не являющиеся сферой «традиционного» православного богословия. Тем не менее, по прошествии двух десятков лет со времени публикации концепции продвижение в оформлении политического богословия в отдельную отрасль православной теологии оказалось крайне незначительным.

В вышедшем в 2002 году 5-м томе Православной энциклопедии, которая является, пожалуй, самым авторитетным изданием РПЦ, в статье «Богословие»

IV

в числе богословских дисциплин политическое богословие не фигурирует.

13 Ibid. P.419.

14 Кондуров В.Е. Политическая теология международного права: грани и границы метода // Социологическое обозрение. 2021. Т.20. № 1. С.50.

15 Кондуров В.Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод // Труды Института государства и права РАН. 2019. Т.14. № 3. С.52.

16 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор 2000 г. III. Церковь и государство; V. Церковь и политика. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (Доступ от: 8.11.2021).

17 Шмалий Владимир, свящ. Богословие. С.520.

Отчасти это объясняется тем, что под богословием, как наукой, в статье понимается дискурсивная практика «усвоения человеком систематизации и

изложения вечных богооткровенных истин, церковного опыта веры и

18

богообщения» . Впрочем, можно заметить, что богообщение предполагает в числе прочего взаимодействие Церкви и государства, а также и божественный план в отношении как человечества в целом, так и отдельных наций, объединенных в рамках различных государств. Тем не менее, в 57-й том Православной энциклопедии включена статья «Политическая теология», и в ней она названа богословской дисциплиной, которая занимается «теологическим осмыслением политических концептов»19. Впрочем, статья целиком и полностью посвящена анализу зарубежной политической теологии и не содержит ни святоотеческих, ни русских православных имен и трактовок, а в списке литературы фигурирует только одна русскоязычная публикация (не считая переводов), да и та посвящена К. Шмитту.

Разумеется, энциклопедическая статья в определенной мере отражает общее состояние отечественной богословской науки в этой сфере. Статьи и исследования, посвященные русскому политическому богословию, за последние два десятилетия единичны20, в отличие от целого ряда публикаций,

посвященных западной политической теологии, преимущественно в журналах

21

по философии, социологии, государству и праву . Два года назад была предпринята попытка обозначить проблемное поле политического богословия в довольно объемном сборнике статей22, некоторые из которых были посвящены

2 3

православию , хотя большинство статей, представленных в сборнике, написаны зарубежными авторами.

Таким образом, можно констатировать, что исследование православного политического богословия к настоящему времени в лучшем случае можно назвать лишь начальной его стадией.

Преподавание православного политического богословия в российских вузах на уровне бакалавриата по направлению «Теология» (48.03.01), как кажется, вообще отсутствует24, а на уровне магистратуры в некоторых учебных

18 Там же. С.515.

19 Шишков А.В. Политическая теология // Православная энциклопедия. Т.57. 2020. С.162.

20 В качестве примера, пожалуй, можно назвать лишь исследования М. В. Медоварова о русской политической теологии конца XIX - начала XX века.

21 Некоторые примеры таких публикаций: Бачинин В.А. Социально-политическая теология классики, модерна и постмодерна // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2008. Т.180. С. 168-175; Першин Ю.Ю. Политическая теология в топологии рационального дискурса // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. Вып. 1. С. 246-253; Фетисов М. Политическая теология и секуляризация. О настойчивости одного понятия // Социологическое обозрение. 2018. Т.17 № 3. С.30-55; Савищенко А.Н. Политическая теология: в поисках целостности // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 2. С.190-195.

22 Политическое богословие / Под. ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко (Серия «Современное богословие»). - М.: Издательство ББИ, 2019. - x + 364 с.

23 Например, Сергей Чапнин. Православие в публичном пространстве: война и насилие, герои и святые; Борис Кнорре, Арсений Куманьков. «Богословие войны» в постсоветском российском православии.

24 Мне не удалось обнаружить этой дисциплины в учебных планах, которые оказались доступны, как светских, так и духовных учебных заведений

заведениях читается курс политической теологии только в католической и протестантской интерпретации. Например, в аннотации рабочей программы учебной дисциплины Политическая теология, разработанной А.А. Шишковым и включенной в учебный план магистерских программ «Философия и история религии» и «Внешние церковные связи» в ОЦАД, сказано: «Целью курса является знакомство с основными направлениями христианской политической теологии: шмиттеанской политической теологией, христианской демократией, европейской политической теологией, американской публичной теологией,

25

теологией освобождения и постлиберальной теологией» . Правда, ниже следует пояснение, что в курсе также предлагаются к рассмотрению два кейса современной православной политической теологии. Нужно заметить, что политическая теология включена в Перечень направлений научно-богословских исследований, по которым осуществляется подготовка докторантов в ОЦАД26.

Могу предположить, что ОЦАД является единственным учебным заведением в стране, где преподается и изучается в качестве одного из научных направлений политическая теология, хотя православный компонент в ней сведен к минимуму. Это представляется достаточно очевидным еще и в связи с тем, что в выпущенных Федеральным УМО по теологии Методических рекомендациях по разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров теологии на уровне бакалавриата дисциплина Политическая теология (или богословие) отсутствует, а на уровне магистратуры значится лишь такой предмет, как Государственно-

27

конфессиональные отношения27.

Однако следует констатировать тот факт, что православное политическое богословие и как наука, и как учебная дисциплина не только имеет право на существование, но и его внедрение в образовательное и научное пространство нужно признать насущно необходимым в силу значимости политической сферы в современном мире; глобальных вызовов, с которыми сталкивается Церковь; сложности процессов, определяющих отношения Церкви и государства, Церкви и социума; важности изучения политических аспектов Священного Писания и святоотеческого наследия для осознания социально-политических явлений XXI века.

Как любая наука, православное политическое богословие должно иметь свое определение, предмет и объект, а также методы исследования.

Если исходить из определения богословия в Православной энциклопедии, то под православным политическим богословием следует понимать

25 Шишков А.А. Рабочая программа учебной дисциплины Политическая теология для магистерской программы «Философия и история религии». URL: https://www.hse.ru/data/2018/09/14/1150111030/program-2204735604-1EAyJdBMYE.pdf (Доступ от: 10.11.2021).

26 ОЦАД: Наши образовательные программы. URL: http://www.doctorantura.ru/abiturientu/abiturientu (Доступ от: 10.11.2021).

27 Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров теологии (направленность «Православная теология»). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. С.66, 76.

дискурсивную практику усвоения человеком систематизации и изложения вечных богооткровенных истин, святоотеческого предания и православного

церковного опыта относительно социума, государства и права, а также

28

политической сферы земного бытия28.

Соответственно, объектом изучения политического богословия является государство и право, предметом - отношения, связывающие социум, Церковь и государство с Богом, то есть не столько непосредственная политическая жизнь, сколько постижение замыслов Бога относительно судеб «политических сообществ - народов, государств, цивилизаций, какими они представляются в свете библейских определений»29.

Политическое богословие, как систему, на мой взгляд, можно графически представить в виде треугольника, на вершине которого находится Бог, а по краям в его основании - православная Церковь и государство. Внутри этого треугольника располагается социум, полностью входящий в государство и частично в Церковь.

Как наука и учебная дисциплина, православное политическое богословие может включать в себя определенные аспекты «традиционных» богословских дисциплин и использовать их методологию. В частности, политические аспекты Священного Писания из библеистики, святоотеческие трактовки политической и правовой сферы из патрологии и патристики, формирование основных моделей отношений Церкви и государства и практика их воплощения из Истории древней Церкви, развитие этих моделей в исторической перспективе из Истории РПЦ, обоснование места и роли Православной Церкви в России из апологетического богословия, соотношение прав человека, его гражданской позиции и христианской нравственности из нравственного богословия, а также современные трактовки государства и права, основанные на социальной концепции РПЦ. Особо следует подчеркнуть, что это политическое богословие должно включать в себя именно православные концепции, трактовки, объяснения.

Литература

1. Августин Блаженный. О граде Божьем в 22 книгах. М., 1994.

2. Арзуманян Р.В. Центры власти в XXI веке. Взаимоотношения между политическим и религиозным на современном этапе. М., 2015.

3. Бачинин В.А. Социально-политическая теология классики, модерна и постмодерна // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2008. Т.180. С.168-175

4. Большой толковый словарь русского языка. / Ред. С.А. Кузнецов. СПб, 1998.

28 Политическая теология «расшифровывает иероглифы политических событий, переводит их смыслы на язык богословия». См. Бачинин В.А. Социально-политическая теология классики, модерна и постмодерна. С.169.

29 Там же. С.175.

5. Иванова И.И. К вопросу о зависимости религиозной философии от теологии. Или богословия? // Credo new. 2004. № 1(37). С.171-189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Иларион (Алфеев), митрополит. Теология в современной России: становление отрасли. Доклад на пленарном заседании первой Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве». 14 июня 2017 г. URL: http://theology.mephi.ru/content/publications/351-mitropolit-ilarion-teologiya-v-sovremennoj-rossii-stanovlenie-otrasli (Доступ от: 10.11.2011).

7. Кондуров В.Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод // Труды Института государства и права РАН. 2019. Т.14. № 3. С.49-78.

8. Кондуров В.Е. Политическая теология международного права: грани и границы метода // Социологическое обозрение. 2021. Т.20. № 1. С.50-68.

9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

10. Медоваров М.В. Учение А.А. Киреева об отношениях государства и Церкви - образец политической теологии конца XIX - начала XX века // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2018. № 16. C.423-434.

11. Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров теологии (направленность «Православная теология»). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021.

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор 2000 г. III. Церковь и государство; V. Церковь и политика. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (Доступ от: 8.11.2021).

13. ОЦАД: Наши образовательные программы. URL: http://www.doctorantura.ru/abiturientu/abiturientu (Доступ от: 10.11.2021).

14. Першин Ю.Ю. Политическая теология в топологии рационального дискурса // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. Вып. 1. С. 246-253.

15. Политическое богословие / Под. ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко (Серия «Современное богословие»). М.: Издательство ББИ, 2019. x + 364 с.

16. Савищенко А.Н. Политическая теология: в поисках целостности // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. №2. С.190-195

17. Фетисов М. Политическая теология и секуляризация. О настойчивости одного понятия // Социологическое обозрение. 2018. Т.17 № 3. С.30-55

18. Филиппов А.Ф. К предыстории «Политической теологии» // «Гефтер» (27 апреля 2015). URL: http://gefter.ru/archive/14981 (Доступ от: 6.11.2021).

19. Шишков А.В. Политическая теология // Православная энциклопедия. В 62 т. Т.57. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2020. С.162-165.

20. Шишков А.А. Рабочая программа учебной дисциплины Политическая теология для магистерской программы «Философия и история религии». URL: https://www.hse.ru/data/2018/09/14/1150111030/program-2204735604-1EAyJdBMYE.pdf (Доступ от: 10.11.2021)

21. Шмалий Владимир, свящ. Богословие // Православная энциклопедия. В 62 т. Т. 5. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2002. С.515-520.

22. Шмитт Карл. Понятие политического. / Пер. с нем. под ред. А. Ф. Филиппова. СПб, 2016.

23. The Cambridge dictionary of Christian theology / edited by Ian A. McFarland ... [et al.]. Cambridge University Press, 2011.

Mikhail Mikhailovich Kazakov Smolensk State University Smolensk Theological Orthodox Seminary

Political theology as a branch of theology

Abstract: The purpose of the article is to present the necessity to distinguish political theology as a branch in Orthodox theology. The author examines the features of ancient political theology and the attitude of early Christians to it, the formation of political theology in Christianity after its legalization on the background of emerging models of relations between Church and state. After a brief historical review the article shows the growing process of shifting political theology from sphere of theology to philosophy, political science, sociology and jurisprudence at the end of the XIX - beginning of the XX century. Due to historical reasons political thought in Russian Orthodoxy has not received such development as in the West; therefore, even today political theology is not distinguished and is not taught both in secular and religious educational establishments in Russia. The author concludes that it is necessary to separate Orthodox political theology into a special branch in the modern conditions of global challenges faced by the Church. The article attempts to formulate the definition, subject and object of political theology, as well as outline research methods related to traditional theological disciplines. It is emphasized that this political theology should include precisely Orthodox concepts, interpretations, and explanations.

Keywords: political theology; God, Church, State and society; orthodox political thought

References

Avgustin Blazhennyj. O grade Bozh'em v 22 knigah [On the City of God in 22 books]. Moscow, 1994.

Arzumanyan R.V. Centry vlasti v XXI veke. Vzaimootnosheniya mezhdu politicheskim i religioznym na sovremennom etape [Centers of power in the XXI century. The relationship between the political and religious at the present stage]. Moscow, 2015.

Bachinin V.A. Social'no-politicheskaya teologiya klassiki, moderna i postmoderna [Sociopolitical theology of classical, Modern and postmodern]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury - Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture, 2008, vol.180, pp.168-175.

Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Large explanatory dictionary of the Russian language]. Ed. by S.A. Kuznecov. St. Petersburg, 1998.

Fetisov M. Politicheskaya teologiya i sekulyarizaciya. O nastojchivosti odnogo ponyatiya [Political theology and secularization. About the persistence of one concept]. Sociologicheskoe obozrenie - The Sociological Review, 2018, vol.17, no 3, pp.30-55.

Filippov A.F. K predystorii «Politicheskoj teologii» [To the prehistory of "Political Theology"]. "Gefter" (April 27, 2015). Available at: http://gefter.ru/archive/14981 (accessed: 6.11.2021).

Ivanova I.I. K voprosu o zavisimosti religioznoj filosofii ot teologii. Ili bogosloviya? [On the question of the dependence of religious philosophy on theology. Or theology?]. Credo new. 2004, no. 1(37), pp.171-189.

Ilarion (Alfeev), mitropolit. Teologiya v sovremennoj Rossii: stanovlenie otrasli. Doklad na plenarnom zasedanii pervoj Vserossijskoj konferencii «Teologiya v gumanitarnom obrazovatel'nom prostranstve». 14 iyunya 2017 g. [Theology in Modern Russia: the formation of the branch. Report at the plenary session of the first All-Russian conference "Theology in the humanitarian educational space". June 14, 2017]. Available at: http://theology.mephi.ru/content/publications/351-mitropolit-ilarion-teologiya-v-sovremennoj-rossii-stanovlenie-otrasli (accessed: 10.11.2011).

Kondurov V.E. Politicheskaya teologiya Karla SHmitta: diskurs i metod [Karl Schmitt's Political Theology: Discourse and Method]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN -Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2019, vol.14, no. 3, pp.49-78.

Kondurov V.E. Politicheskaya teologiya mezhdunarodnogo prava: grani i granicy metoda [Political Theology of International Law: Facets and boundaries of the Method]. Sociologicheskoe obozrenie - The Sociological Review, 2021, vol.20, no. 1, pp.50-68.

Majorov G.G. Formirovanie srednevekovoj filosofii. Latinskaya patristika [Formation of medieval philosophy. Latin Patristics]. Moscow, 1979.

Medovarov M.V. Uchenie A.A. Kireeva ob otnosheniyah gosudarstva i Cerkvi - obrazec politicheskoj teologii konca XIX - nachala XX veka [A.A. Kireev's teaching on the relations between the state and the Church is an example of political theology of the late XIX - early XX century]. Trudy Nizhegorodskoj duhovnoj seminarii - Proceedings of the Nizhny Novgorod Theological Seminary, 2018, no. 16, pp.423-434.

Metodicheskie rekomendacii po razrabotke osnovnyh obrazovatel'nyh programm podgotovki bakalavrov i magistrov teologii (napravlennost' «Pravoslavnaya teologiya») [Methodological recommendations for the development of basic educational programs for bachelor's and master's degrees in theology (orientation "Orthodox theology")]. Moscow, 2021.

OCAD: Nashi obrazovatel'nye programmy [OCAD: Our educational programs.]. Available at: http://www.doctorantura.ru/abiturientu/abiturientu (accessed: 10.11.2021).

Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Arhierejskij Sobor 2000 g. [The foundations of the social concept of the Russian Orthodox Church. Bishops' Council 2000]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (accessed: 8.11.2021).

Pershin YU.YU. Politicheskaya teologiya v topologii racional'nogo diskursa [Political Theology in the Topology of Rational Discourse]. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo - Personality. Culture. Society, 2011, vol. 13, issue 1, pp. 246-253.

Politicheskoe bogoslovie [Political Theology]. Ed.by A.Bodrov and M. Tolstoluzhenko. Moscow, 2019.

Savishchenko A.N. Politicheskaya teologiya: v poiskah celostnosti [Political Theology: in Search of Integrity]. Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya - Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research, 2019, no 2, pp.190-195.

SHishkov A.V. Politicheskaya teologiya [Political Theology]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox encyclopedia]. Moscow, 2020, vol.57, pp.162-165.

SHishkov A.V. Rabochaya programma uchebnoj discipliny Politicheskaya teologiya dlya magisterskoj programmy «Filosofiya i istoriya religii» [The working program of the discipline Political theology for the master's program "Philosophy and History of Religion"]. Available at: https://www.hse.ru/data/2018/09/14/1150111030/program-2204735604-1EAyJdBMYE.pdf (accessed: 10.11.2021)

SHmalij Vladimir, svyashch. Bogoslovie [Theology]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox encyclopedia]. Moscow, 2002, vol. 5, pp.515-520.

SHmitt Karl. Ponyatiepoliticheskogo [The concept of political]. St. Petersburg, 2016.

The Cambridge dictionary of Christian theology / edited by Ian A. McFarland ... [et al.]. Cambridge University Press, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.