Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Л. ФРАНК / СОЦИАЛЬНОЕ/ПОЛИТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / СЕКУЛЯРНЫЙ МИР / ХРИСТИАНСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОСТСЕКУЛЯРНОСТЬ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрунин В. В.

Статья посвящена исследованию особенностей социально-политических воззрений С. Л. Франка. На примере трактата «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» раскрывается актуальность идей Франка для современной социальной/политической теологии православного христианства, особенно в контексте постсекулярной парадигмы. Цель исследования заключается, с одной стороны, в актуализации русского религиозно-философского наследия для современного православного богословия, с другой стороны, в необходимости религиоведческого осмысления религиозной социологии/политологии, что обусловило использование автором междисциплинарного подхода к указанной проблеме. Основное внимание в работе автор акцентирует на следующих концептуальных моментах: 1) Франк критически относится к исключению религии из социально-политической жизни общества, что является для него характерным признаком секуляризма; 2) основные идеи Франка строятся на признании взаимосвязи личной и социальной этики, что позволяет философу говорить о необходимости активных действий христианина в секулярном мире; 3) целью христианской активности в мире является не только личное спасение, но и нравственное преображение всего социума, результатом такого преображения должно стать изменение политико-правовых основ жизни современного государства. Важность франковского наследия для современной православной теологии подчеркивает необходимость, с одной стороны, сравнительного изучения социально-политического учения С. Л. Франка в контексте социальной этики православного христианства, с другой стороны, показывает важность религиоведческого анализа христианского видения социально-политической проблематики. Последнее делает актуальным исследовательский интерес к религиозной социологии/политологии в рамках таких религиоведческих дисциплин, как социология религии и политология религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME FEATURES OF S. L. FRANK'S SOCIO-POLITICAL PHILOSOPHY

The article is devoted to the study of the peculiarities of S. L. Frank's socio-political views. On the example of the treatise "Light in darkness. The experience of Christian Ethics and Social Philosophy" reveals the relevance of Frank's ideas for the modern social/political theology of Orthodox Christianity, especially in the context of the post-secular paradigm. The purpose of the research is, on the one hand, to actualize the Russian religious and philosophical heritage for modern Orthodox theology, on the other hand, the need for a religious understanding of religious sociology /political science, which led the author to use an interdisciplinary approach to this problem. The author focuses on the following conceptual points in the work: 1) Frank is critical of the exclusion of religion from the socio-political life of society, which is a characteristic sign of secularism for him; 2) Frank's main ideas are based on the recognition of the relationship between personal and social ethics, which allows the philosopher to talk about the need for active Christian actions in the secular world; 3) the goal of Christian activity in the world is not only personal salvation, but also the moral transformation of the entire society, the result of such a transformation should be a change in the political and legal foundations of the life of the modern state. The importance of the Frankish heritage for modern Orthodox theology emphasizes the need, on the one hand, for a comparative study of S. L.'s socio-political teachings. Frank in the context of the social ethics of Orthodox Christianity, on the other hand, shows the importance of religious studies analysis of the Christian vision of socio-political issues. The latter makes the research interest in religious sociology/political science relevant within the framework of such religious studies disciplines as sociology of religion and political science of religion.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА»

УДК 101.1:316(092)

DOI: 10.25730/VSU.7606.21.030

О некоторых особенностях социально-политической философии

С. Л. Франка

В. В. Петрунин

кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева.

Россия, г. Орёл. ORCID: 0000-0001-8552-6527. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей социально-политических воззрений С. Л. Франка. На примере трактата «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» раскрывается актуальность идей Франка для современной социальной/политической теологии православного христианства, особенно в контексте постсекулярной парадигмы. Цель исследования заключается, с одной стороны, в актуализации русского религиозно-философского наследия для современного православного богословия, с другой стороны, в необходимости религиоведческого осмысления религиозной социологии/политологии, что обусловило использование автором междисциплинарного подхода к указанной проблеме. Основное внимание в работе автор акцентирует на следующих концептуальных моментах: 1) Франк критически относится к исключению религии из социально-политической жизни общества, что является для него характерным признаком секуляризма; 2) основные идеи Франка строятся на признании взаимосвязи личной и социальной этики, что позволяет философу говорить о необходимости активных действий христианина в секулярном мире; 3) целью христианской активности в мире является не только личное спасение, но и нравственное преображение всего социума, результатом такого преображения должно стать изменение политико-правовых основ жизни современного государства. Важность франковского наследия для современной православной теологии подчеркивает необходимость, с одной стороны, сравнительного изучения социально-политического учения С. Л. Франка в контексте социальной этики православного христианства, с другой стороны, показывает важность религиоведческого анализа христианского видения социально-политической проблематики. Последнее делает актуальным исследовательский интерес к религиозной социологии/политологии в рамках таких религиоведческих дисциплин, как социология религии и политология религии.

Ключевые слова: С. Л. Франк, социальное/политическое богословие, секулярный мир, христианская политика, постсекулярность, религиоведение.

Введение. Современность, характеризующаяся неоднозначным переходом от секуляризма к постсекулярности, не только актуализирует необходимость осмысления новой социально-политической реальности, но и задает перспективу формирования иной эпистемологической парадигмы, призванной адекватно описать реалии постсекулярного мира.

Данное обстоятельство формирует определенные исследовательские процедуры, которые позволяют провести экспликацию социальных перспектив секуляризации в различных контекстах. В нашем случае речь идет о философском наследии С. Л. Франка, представившего свое видение проблемы христианского действия (индивидуального, социального) в секуляр-ном мире.

Теоретической базой исследования является наиболее важное произведение для понимания франковской интерпретации социально-политической проблематики - трактат «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии», который, по словам самого философа, представляет собой попытку религиозного осмысления обмирщенной действительности [18, с. 19-20]. Данный труд, имеющий «характер богословского трактата» [18, с. 17], можно рассматривать как своеобразную пропедевтику к социальной/политической теологии православного христианства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемый в статье концепт социального/политического богословия репрезентует дальнейшее религиоведческое осмысление социальной/политической теологии русского православия. Автор продолжает рассмотрение теоретических оснований социально-политической этики православного христианства в рамках постсекулярной действительности [см.: 12; 14; 15], что актуализирует эпистемологическое внимание к религиозной социологии/политологии в рамках религиоведческого знания [см.: 13].

© Петрунин В. В., 2021

При обращении к франковскому интеллектуальному наследию всегда вспоминается Василий Зеньковский, назвавший Семена Франка «самым выдающимся русским философом вообще» [2, с. 802]. Кроме того, важным представляется и другое замечание Зеньковского о том, что «мы имеем в произведениях Франка очень стройную, продуманную систему <...> логика, гносеология, метафизика, антропология, этика - разработаны им (в духе метафизики всеединства) очень глубоко» [2, с. 802]. На наш взгляд, данное утверждение применимо и к социальной философии Франка. Речь идет прежде всего о его книге «Свет во тьме», которая может стать необходимым теоретическим основанием для решения актуальной проблемы в современной православной теологии - институализации социального богословия [см.: 16].

В данной статье мы сознательно оставляем за пределами нашего рассмотрения онтологические основания социальной философии С. Л. Франка, которая требует специальной экспликации [см.: 4]. Проблемные моменты франковской онтологии и ее соотнесение с православной догматикой не только направляют нас в русло «метафизики всеединства», но и поднимают проблему динамической онтологии [см.: 23] либо репрезентуют однозначное неприятие социального проекта Франка по причине его эссенциального, а не энергийного характера [20, с. 287-288].

В то же время стоит отметить, что, несмотря на непреходящий интерес к творчеству Семена Франка как в России, так и за рубежом [см.: 1; 4; 8; 9; 10; 17; 22], мы можем согласиться с С. Н. Куриловым в том, что научное осмысление франковских социально-политических идей требует более основательного исследовательского подхода [5, с. 118].

Центральная проблема статьи будет раскрыта в контексте этико-антропологического понимания социальных проекций Франка, так как квинтэссенция «Света во тьме» заключается в постулировании необходимости религиозного осмысления социально-политической жизни человека. Философ, размышляя о современном ему состоянии человечества, приходил к выводу, что потеря веры проявляется в кризисных явлениях в жизни социума, грозящих всеобщей гибелью. В этих обстоятельствах, писал Франк, «особенно существенно напоминать людям о необходимости во всей их жизни - в том числе и жизни общественной, в общем порядке их бытия - руководствоваться, в уяснившемся нам смысле, идеалом Христовой правды, совершенствовать мир через блюдение и ограждение вечных, незыблемых нравственных основ бытия» [18, с. 250].

На основе анализа франковского трактата можно сделать несколько выводов об особенностях его социально-политической философии.

Во-первых, философ критикует характерное для секуляризма исключение социально-политической жизни человека из состава христианского сознания, что рассматривается им как проявление духовного провинциализма. Франк говорит о том, что религиозный опыт неотделим от жизненного опыта. Религиозная жизнь христианина есть его бытие во всей полноте, включая социально-политическую активность человека в мире. По мнению мыслителя, невозможно различить две сферы человеческой жизни - религиозную и мирскую, подобное раздвоение нравственного сознания именуется им духовным уродством. Исходя из единственной цели христианина, заключающейся в искании Царства Божия, мы не можем быть равнодушными к земным нуждам ближних. Подобное равнодушие Франк рассматривает как искажение христианской веры.

Поэтому духовное совершенство человека должно выражаться в нравственной активности христианина в этом мире, что является вторым важным моментом в социальной философии Франка. Индивидуальное нравственное совершенствование и нравственный прогресс окружающего нас мира суть два параллельных процесса. Исходя из этого, философ говорит о необходимости творческой христианизации общественной жизни посредством христианской политики, которая может быть, в его представлении, только политикой любви. Франк поясняет, что «для духовно более углубленного взора понятие политики любви во всей полноте его признаков - и в качестве "политики", и в качестве политики любви - есть именно то, чего от нас требует христианская совесть в нашем действенном отношении к миру» [18, с. 169].

Здесь можно отметить созвучие идей Франка, раскрывающих христианское понимание политики, представлениям о ней С. Н. Булгакова [см.: 11], который также характеризует политику исключительно через призму реализации заповеди о любви к ближнему. Кроме того, стоит отметить важность «любви» как социальной добродетели для построения всей православной социальной этики, потому что «социальные взгляды Православной Церкви проистекают из нового понятия заповеди братской любви (agape), которая является подражанием Божией любви к людям, особым образом явленной в Воплощении» [3].

Кроме того, Франк говорит о том, что спасением человека проповедь Христа не ограничивается, в конечном итоге речь идет о спасении всего тварного мира: «нравственная активность в мире, этот общий императив заповеди любви, совпадает, таким образом, с задачей совершенствования мира в самом широком и общем смысле этого понятия <...> человек имеет еще насущную задачу действенно соучаствовать в солидарном оздоровлении и спасении мира» [18, с. 208, 139]. В этом мыслитель солидарен с В. Н. Лосским, который писал, что «на пути своего соединения с Богом человек не отстраняет от себя тварного, но собирает в своей любви весь раздробленный грехом космос, чтобы был он в конце концов преображен благодатью» [6, с. 123].

По мнению Франка, задачи спасения человеческой души и мира не противоречат друг другу, а совпадают. Деятельность по спасению мира уже есть программа политическая. Выполнение заповеди о любви к ближнему имеет четкую социально-политическую направленность и сопряжено с личной аскезой и молитвенной практикой. Иными словами, личный религиозный опыт, который является, по мнению А. Фёрстера - немецкого исследователя творчества Франка, центральным понятием философии Франка [7, с. 84], имеет социально-политические последствия, призванные реформировать секулярную действительность на христианских началах.

В-третьих, философ раскрывает необходимость законодательной реформы социальных отношений, призванной христианизировать общие условия и порядок жизни человека. По мнению Франка, подобная реформа призвана способствовать нравственному воспитанию людей. Поэтому прямая обязанность государства - положительное воздействие на общественную жизнь граждан, а не только охрана их личной безопасности. В то же время мыслитель ясно указывает на тот факт, что все эти законодательные изменения должны быть своеобразным путем изнутри наружу - от личного совершенствования к социальному нравственному прогрессу. В качестве примера Франк приводит раннехристианскую эпоху, когда первые христиане не ставили вопроса о радикальном изменении порядка жизни (существование рабства, конкубината), но само нравственное совершенствование человека посредством распространения христианства привело к законодательному закреплению этих изменений, ставших возможными благодаря эволюции ценностных установок социума.

Заключение. Идеи Франка получают особое звучание в рамках постсекулярной парадигмы, когда публичное политическое пространство становится местом диалога верующих и неверующих граждан, а демократические инструменты позволяют изменять политико-правовую систему государства [см.: 19].

Анализ трактата «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» позволяет сделать следующие выводы: в философских изысканиях С. Л. Франка ясно представлена оригинальная концепция христианского видения социально-политических проблем современности, что позволяет рассматривать интеллектуальное наследие мыслителя как необходимое основание для современных попыток построения социальной/политической теологии православного христианства. Особенно важными представляются следующие концептуальные выводы Франка: 1) религия, в нашем случае христианство, имеет право на свое видение решения современных социально-политических вопросов; 2) христиане должны вернуться в публичное политическое пространство, которое необходимо сделать открытым для христианского нравственного активизма и 3) общественный диалог секуляризма и христианства должен привести к реальным изменениям в политико-правовой сфере государства.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении социально-политических взглядов С. Л. Франка в контексте социального учения православного христианства. Тем более актуализирует эту исследовательскую перспективу тот факт, что, например, в немецком франковедении достаточно широко представлено сравнение философии Франка с католической мыслью XX в. (Э. Штайн, К. Ранер, Х. У. фон Бальтазар, Э. Корет) [21, с. 146].

Список литературы

1. Аляев Г. Е. «Живое знание» в философии С. Франка: гносеологический, онтологический и эти-ко-антропологический контекст // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. Вып. 16. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 19-32.

2. Зеньковский В. В. История русской философии. М. : Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.

3. Константелос Д., прот. Богословские основания социальных взглядов Православной Церкви (часть 1). URL: https://www.catgallery.ru/rondtb/history/orthodox-social-ethos.html (дата обращения: 16. 02.2021).

4. Краснухина Е. К. Религиозная метафизика любви С. Л. Франка // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. Вып. 16. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 128-137.

5. Курилов С. Н. Проблема личности, общества и государства в социальной философии С. Л. Франка // Соловьевские исследования. 2015. Вып. 4 (48). С. 117-123.

6. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Б. и., 2010. С. 5-291.

7. Назарова О. О формах осмысления философского наследия С. Л. Франка в Германии (Александр Ферстер М. А.) / / Соловьевские исследования. 2018. Вып. 1 (57). С. 82-87.

8. Назарова О. Рецепция русской религиозной философии в современной западноевропейской христианской философии // Соловьевские исследования. 2015. Вып. 4 (48). С. 148-157.

9. Назарова О. Современные немецкие исследования творчества С. Л. Франка // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. Вып. 16. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 161-174.

10. Налдониова Л. Об идее сверхчеловечества и богочеловечества у С. Л. Франка в контексте историософского процесса // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. Вып. 16. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 90-94.

11. Петрунин В. В. Концепция христианской политики С. Н. Булгакова // Булгаковские чтения : сб. науч. ст. по материалам IX Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под общ. ред. Л. И. Пахарь. Орел : Картуш, 2016. С. 52-53.

12. Петрунин В. В. Проблема гражданского неповиновения в социальной доктрине русского православия // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 1 (51). 2013. С. 206-208.

13. Петрунин В. В. Религия и политика: религиоведческая перспектива // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т. 7. № 6А. С. 218-223.

14. Петрунин В. В. Церковь и средства массовой информации: проблема взаимоотношений // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 6 (44). 2011. С. 294-297.

15. Петрунин В. В. Экофильные идеи социального учения русского православия // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 2 (40). 2011. С. 93-96.

16. Рязанцев И. П. Социальное богословие и социальные науки // XXIV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М. : Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 309-311.

17. Тарабанов А. Г. Правовые идеи в контексте социальной философии С. Л. Франка // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. Вып. 16. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 148-160.

18. Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М. : Изд-во «Факториал», 1998. 256 с.

19. Хабермас Ю. Дополитические основы демократического правового государства? // Ха-бермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии / пер. с нем. М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. С. 39-75.

20. Хоружий С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань : Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. 452 с.

21. Цыганков А. С. На пути к возрождению метафизики: С. Л. Франк и Э. Корет // История философии. 2018. Т. 23. № 2. С. 139-147. DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-139-147.

22. Цыганков А. С., Оболевич Т. Современные немецкие мыслители о творчестве С. Л. Франка: «правила игры» философской рецепции // Соловьевские исследования. 2015. Вып. 4 (48). С. 136-147.

23. Штаммер Д. Динамическая онтология, отправной точкой которой является опыт субъекта: С. Л. Франк и А. Н. Уайтхед // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. Вып. 16. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 95-105.

On some features of S. L. Frank's socio-political philosophy

V. V. Petrunin

PhD in Philosophical Sciences, associate professor of the Department of Theology, Religious Studies and Cultural Aspects of National Security, Orel State University n. a. I. S. Turgenev. Russia, Orel. ORCID: 0000-0001-8552-6527. E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of S. L. Frank's socio-political views. On the example of the treatise "Light in darkness. The experience of Christian Ethics and Social Philosophy" reveals the relevance of Frank's ideas for the modern social/political theology of Orthodox Christianity, especially in the context of the post-secular paradigm. The purpose of the research is, on the one hand, to actualize the Russian

religious and philosophical heritage for modern Orthodox theology, on the other hand, the need for a religious understanding of religious sociology /political science, which led the author to use an interdisciplinary approach to this problem. The author focuses on the following conceptual points in the work: 1) Frank is critical of the exclusion of religion from the socio-political life of society, which is a characteristic sign of secularism for him; 2) Frank's main ideas are based on the recognition of the relationship between personal and social ethics, which allows the philosopher to talk about the need for active Christian actions in the secular world; 3) the goal of Christian activity in the world is not only personal salvation, but also the moral transformation of the entire society, the result of such a transformation should be a change in the political and legal foundations of the life of the modern state. The importance of the Frankish heritage for modern Orthodox theology emphasizes the need, on the one hand, for a comparative study of S. L.'s socio-political teachings. Frank in the context of the social ethics of Orthodox Christianity, on the other hand, shows the importance of religious studies analysis of the Christian vision of socio-political issues. The latter makes the research interest in religious sociology/political science relevant within the framework of such religious studies disciplines as sociology of religion and political science of religion.

Keywords: S. L. Frank, social/political theology, secular world, Christian politics, postsecularity, religious studies.

References

1. Alyaev G. E. "Zhivoe znanie" v filosofii S. Franka: gnoseologicheskij, ontologicheskij i etiko-antropologicheskij kontekst ["Living knowledge" in the philosophy of S. Frank: epistemological, ontological and ethical-anthropological context] // Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva - Thought. Journal of the St. Petersburg Philosophical Society. Vol. 16. SPb. St. Petersburg University. 2014. Pp. 19-32.

2. Zen'kovskij V. V. Istoriya russkoj filosofii [History of Russian philosophy]. M. Academicheskiy Project, Raritet. 2001. 880 p.

3. Konstantelos D., prot. Bogoslovskie osnovaniya social'nyh vzglyadov Pravoslavnoj Cerkvi (chast' 1) [The theological foundations of the social views of the Orthodox Church (Part 1)]. Available at: https://www.cat-gallery.ru/rondtb/history/orthodox-social-ethos.html (date accessed: 16.02.2021).

4. Krasnuhina E. K. Religioznaya metafizika lyubvi S. L. Franka [Religious metaphysics of love S. L. Frank] // Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva - Thought. Journal of the St. Petersburg Philosophical Society. Vol. 16. SPb. St. Petersburg University. 2014. Pp. 128-137.

5. KurilovS. N. Problema lichnosti, obshchestva igosudarstva vsocial'noj filosofii S. L. Franka [The problem of personality, society and the state in S. L. Frank's social philosophy] // Solov'evskie issledovaniya - Solovyov Studies. 2015. Is. 4 (48). Pp. 117-123.

6. Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi [An essay on the mystical theology of the Eastern Church] // Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bo-goslovie [An essay on the Mystical Theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Holy Trinity Sergiev Lavra: B. I., 2010. Pp. 5-291.

7. Nazarova O. O formah osmysleniya filosofskogo naslediya S. L. Franka v Germanii (Aleksandr Ferster M. A.) [On the forms of understanding the philosophical heritage of S. L. Frank in Germany (Alexander Ferster M. A.)] // Solov'evskie issledovaniya - Solovyov studies. 2018. Is. 1 (57). Pp. 82-87.

8. Nazarova O. Recepciya russkoj religioznoj filosofii v sovremennoj zapadnoevropejskoj hristianskoj filosofii [Reception of Russian religious philosophy in modern Western European Christian philosophy] // Solov'evskie issledovaniya - Solovyov studies. 2015. Is. 4 (48). Pp. 148-157.

9. Nazarova O. Sovremennye nemeckie issledovaniya tvorchestva S. L. Franka [Modern German studies of S. L. Frank's creativity] // Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva - Thought. Journal of the St. Petersburg Philosophical Society. Vol. 16. SPb. St. Petersburg University. 2014. Pp. 161-174.

10. Naldoniova L. Ob idee sverhchelovechestva i bogochelovechestva u S. L. Franka v kontekste istoriosof-skogo processa [On the idea of superhumanity and God-manhood in S. L. Frank in the context of the historio-sophical process] // Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva - Thought. Journal of the St. Petersburg Philosophical Society. Vol. 16. SPb. St. Petersburg University. 2014. Pp. 90-94.

11. Petrunin V. V. Koncepciya hristianskoj politiki S. N. Bulgakova [The concept of Christian politics of S. N. Bulgakov] // Bulgakovskie chteniya : sb. nauch. st. po materialam IX Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem - Bulgakov readings : collection of scientific articles based on the materials of the IX All-Russian scientific conference with international participation / under the gen. ed. of L. I. Plowman. Orel. Kartush. 2016. Pp. 52-53.

12. Petrunin V. V. Problema grazhdanskogo nepovinoveniya v social'noj doktrine russkogo pravoslaviya [The problem of civil disobedience in the social doctrine of Russian Orthodoxy] // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki - Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. No. 1 (51). 2013. Pp. 206-208.

13. Petrunin V. V. Religiya i politika: religiovedcheskaya perspektiva [Religion and politics: a religious perspective] // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke - Context and reflection: philosophy about the world and man. 2018. Vol. 7. No. 6A. Pp. 218-223.

14. Petrunin V. V. Cerkov' i sredstva massovoj informacii: problema vzaimootnoshenij [Church and mass media: the problem of relationships] // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki - Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. No. 6 (44). 2011. Pp. 294-297.

15. Petrunin V. V. Ekofil'nye idei social'nogo ucheniya russkogo pravoslaviya [Ecophilic ideas of the social teaching of Russian Orthodoxy] // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki - Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. No. 2 (40). 2011. Pp. 93-96.

16. Ryazancev I. P. Social'noe bogoslovie i social'nye nauki [Social theology and social sciences] // XXIV Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta -XXIV Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities. M. PSU. 2014. Pp. 309-311.

17. Tarabanov A. G. Pravovye idei v kontekste social'noj filosofii S. L. Franka [Legal ideas in the context of S. L. Frank's social philosophy] // Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva - Thought. Journal of the St. Petersburg Philosophical Society. Vol. 16. SPb. St. Petersburg University. 2014. Pp. 148-160.

18. Frank S. L. Svet vo t'me. Opyt hristianskoj etiki i social'noj filosofii [Light in darkness. The experience of Christian ethics and social philosophy]. M. Factorial. 1998. 256 p.

19. Habermas Yu. Dopoliticheskie osnovy demokraticheskogo pravovogo gosudarstva? [Pre-political foundations of a democratic rule of law?] // Habermas Yu., Ratcinger J. (Benedikt XVI). Dialektika sekulyarizacii. O razume i religii [The dialectic of secularization. On reason and religion] / Transl. from German. M. The Biblical and Theological Institute of St. Andrew the Apostle. 2006. Pp. 39-75.

20. Horuzhij S. S. Socium isinergiya: kolonizaciya interfejsa [Society and synergy: colonization of the interface]. Kazan. Kazan Innovative University n. a. V. G. Timiryasov (IEUP). 2016. 452 p.

21. Cygankov A. S. Na puti k vozrozhdeniyu metafiziki: S. L. Frank i E. Koret [On the way to the revival of metaphysics: S. L. Frank and E. Koret] // Istoriya filosofii - History of philosophy. 2018. Vol. 23. No. 2. Pp. 139147. DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-139-147.

22. Cygankov A. S., Obolevich T. Sovremennye nemeckie mysliteli o tvorchestve S. L. Franka: "pravila igry" filosofskoj recepcii [Modern German thinkers about the work of S. L. Frank: "rules of the game" of philosophical reception] // Solov'evskie issledovaniya - Solovyov studies. 2015. Is. 4 (48). Pp. 136-147.

23. Shtammer D. Dinamicheskaya ontologiya, otpravnoj tochkoj kotorojyavlyaetsya opyt sub'ekta: S. L. Frank i A. N. Uajthed [Dynamic ontology, the starting point of which is the experience of the subject: S. L. Frank and A. N. Whitehead] // Mysl'. Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva - Thought. Journal of the St. Petersburg Philosophical Society. Vol. 16. SPb. St. Petersburg University. 2014. Pp. 95-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.