Kant's political project of Civil Society in the aspect of the phenomenon of globalization
Lomova Irina Olegovna, PhD of Philosophical sciences, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg
The purpose of research is to identify the inevitability of globalization as a trend in the development of the political world order, which is justified by the German philosopher Immanuel Kant as a result of a philosophical understanding of contemporary political processes in his treatise "Towards eternal peace" (where the word "eternal" is used in a meaning close to the concept of "stable", and the word "peace" is close to the concept of "peace"). Scientific novelty presupposes an analysis of the philosopher's conclusions that politics is becoming global, and already at the end of the XVIII century concludes that it is necessary to create a community of states as the only guarantee of universal long-term peace. As a result, there has been a growing interest in recent decades in Kant's philosophical ideas in the field of international legal peace, which have already influenced and continue to influence the modern world order, as well as receive practical embodiment in the form of international institutions that appeared after 1945 (the UN, NATO, the European Union, etc.) non-governmental organizations (Greenpeace, Amnesty International, etc.). It is revealed that another manifestation of this process is the formation of a supranational community of intellectuals who unite with the help of modern communication technologies.
Keywords: political philosophy; I. Kant's philosophy; I. Kant's political views; political processes; Kant's philosophical doctrine; world order; the concept of long-term peace.
Цитировать: Ломова И.О. Политический проект гражданского общества И. Канта в аспекте феномена глобализации // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 157-162. EDN: LMQRDK. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.28
Ломова Ирина Олеговна, кандидат философских наук, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург
Цель исследования – обозначить неизбежность глобализации как тренда развития политического мироустройства, которая была обоснована немецким философом Иммануилом Кантом в трактате «К вечному миру» (где слово «вечный» употреблено в значении, близком к понятию «стабильный», а слово «мир» – близком к понятию «покой») в результате размышлений над современными ему политическими процессами. Научная новизна предполагает анализ выводов философа о том, что политика становится глобальной, и уже в конце XVIII века он приходит к выводу о необходимости создания сообщества государств как единственной гарантии всеобщего долговременного мира. В результате определяется растущий в последние десятилетия интерес к философским идеям Канта в области международно-правового обеспечения мира, которые уже повлияли и продолжают влиять на современное мироустройство, а также получают практическое воплощение в форме появившихся после 1945 года международных институций (ООН, НАТО, Европейский союз и др.) и негосударственных организаций (Гринпис, Международная амнистия и др.). Выявлено, что еще одним из проявлений этого процесса является формирование наднационального сообщества интеллектуалов, объединяющихся с помощью современных коммуникационных технологий.
Ключевые слова: политическая философия; философия И. Канта; политические взгляды И. Канта; политические процессы; философское учение Канта; мироустройство; концепция долговременного мира.
УДК 141.2:172.16
5.7.7.
Ломова И.О.
Политический проект гражданского общества И. Канта в аспекте феномена глобализации
Сегодняшний этап эволюции рыночных отношений, который характеризуется изменением структуры мирового хозяйства и формированием так называемой мировой экономики, сопровождающийся активным взаимопроникновением культур, принято называть глобализацией. [7, с. 72]
Это явление не такое уж новое, каковым его принято считать – ученые выделяют три этапа глобализации: первый был вызван к жизни политикой Александра Македонского, популяризацией греческого искусства, распространением трех главных религий и функционированием Великого шелкового пути как главной артерии передачи технологий и новаций. Второй этап связывают с великими географическими открытиями и развитием капиталистических отношений в Европе. Сегодня мы наблюдаем глобализацию как следствие современного этапа развития индустриального общества, в частности, технологий связи и процессов демократизации. Глобализацию можно считать контекстом современного общественного развития.
Сегодня в мировом сообществе сложился консенсус по поводу того, что наряду с очевидными преимуществами – привлечение капитала в развивающиеся страны, всеобщая доступность передовых технологий, достижений науки и искусства, расширение возможностей самореализации, возникновение социокультурного единства и так далее, глобализация несет в себе ряд очевидных угроз: экономические кризисы приобретают характер мировых, обществу навязываются единые стандарты потребления и форматы поведения, а тенденции к уменьшению значимости национальных культур и религий порождают активное противодействие в виде терроризма, сепаратизма, и других форм вооруженного сопротивления. [2, с. 45]
Противоречивый характер глобализации легко прослеживается на примере экологии: с одной стороны, мы видим, что бездумное отношение транснациональных корпораций к природным ресурсам третьих стан приводит к тому, что природа оказывается на грани экологической катастрофы (в ряде случаев туда намеренно переводятся «грязные» производства, уже навредившие экологии в стране присутствия данного капитала). С другой стороны, именно гражданское общество развитых стран начинает проявлять озабоченность, бить тревогу, и в результате добивается от национальных правительств изменения законодательства, введения наказания за экологические преступления, а также создает международные организации по защите природы, занимающиеся разработкой и реализацией глобальных экологических программ.
Сегодня уже очевидно ясно, что глобализация затрагивает все без исключения сферы общественной жизни, влияет на политические процессы и формирование институтов власти буквально в каждой стране. У глобализации есть активные сторонники, считающие, что именно такой путь развития человечества является единственно верным, и активные противники – антиглобалисты, протестующие против засилья и диктата транснациональных корпораций. [5, с. 2094]
Сегодня мы имеем дело со сформировавшимся представлением о глобализации, как о сложном феномене, имеющем две основные противоречивые тенденции: первая - выражается в стремлении к интеграции, космополитизму, формированию всемирного гражданского общества, вторая – в повышенном внимании к регионализации, этнической и конфессиональной идентичности. Вместе с тем, невозможно отрицать тот факт, что человечество не сможет справиться с вызовами современности без объединения усилий в направлении формирования институтов международного взаимодействия и глобального гуманитарного сотрудничества. Философы считают, что сегодня актуализируется запрос на объединение человечества как творца собственной истории, а это, в свою очередь, требует наличия устойчивых, равноправных связей между государствами, обществами, культурами на основе неукоснительного следования нормам международного права. То есть понятие «глобализация» должно быть переосмыслено как «глобальное гражданское общество». Таким образом, спустя более двухсот лет, идеи Канта о праве всемирного гражданства, о преобразовании международного права в космополитическое право оказались актуальными и востребованными в контексте политической философии. [6, с. 468]
Осмысливая историю государств, Кант приходит к выводу о том, что если раньше войны способствовали прогрессу, то со времени перехода развитых стран на путь политических реформ они стали не нужны, что можно урегулировать отношения между странами так, чтобы были ликвидированы сами предпосылки для военных столкновений. Более того, внешняя угроза только мешает политическому процессу выстраивания справедливого, прогрессивного внутригосударственного устройства, основанного на гарантиях свободы и равенства граждан. Ко времени написания Кантом трактата «К вечному миру» человечество еще не умело жить без войн, но философу было абсолютно ясно, что для обеспечения условий развития человеческого общества по законам свободы, необходима реализация идеи «морального», справедливого мира, в котором все люди равны и уважают друг друга. Ему казалось, что, осознавая непоправимые последствия войн, государства, уважающие права и свободы своих граждан, эволюционным путем придут к идее объединения, основанного на принципах сохранения общего ради каждого члена общества. Более того, философ был уверен, что каждому человеку по рождению присуще право быть гражданином мира, а не только гражданином определенного государства, поэтому он лично заинтересован в установлении космополитического правового миропорядка.
И еще один аспект философского учения Канта, которому в условиях того экономического тренда, который предопределяет сегодня развитие глобализации, уделяется недостаточно внимания. Согласно представлениям философа, разумный человек, предназначенный жить среди равноправных, свободных людей, непременно должен, используя средства науки и образования, а также культурные ценности, цивилизовать пространство вокруг себя, руководствуясь идеалами гуманизма. [11, с. 270]
Основные идеи зарождающегося сегодня глобального гражданского общества первым сформулировал Иммануил Кант, философия которого обозначает параметры будущего как политического проекта, направленного к «вечному миру», востребованному всяким разумным существом и обеспечивающему его права в долгосрочной перспективе. Международная политика должна быть предметом моральной оценки, строиться на принципах равноправного партнерства, задача политики – действовать в интересах всеобщего блага.
В своих произведениях философ назвал те силы, способные естественным путем подвигнуть отдельные государства к правовому самоограничению, которое позволит им в будущем создать федеративное «государство народов»: [13, с. 133]
- утверждение в большинстве стран принципов демократии позволяет включить гражданское общество в процесс принятия решений, а свободные граждане естественным образом будут против войны;
- торговля между государствами делает мир экономически более выгодным, чем война, поэтому, предотвращая возможные негативные последствия для хозяйственной деятельности страны, правительства вынуждены стремиться к нивелированию предпосылок для конфликтов;
- становление и развитие структур гражданского общества, установление международных общественных связей делает практически прозрачной внешнюю политику властей, позволяет подвергать ее критике и корректировке.
За последние 200 лет мы успели убедиться, что Кант верно угадал основные интеграционные силы, которые в дальнейшем будут только крепнуть, развивая свое влияние. До сих пор актуальны описанные им в трактате «К вечному миру» условия, необходимые для заключения правовых договоров в процессе выстраивания межгосударственных отношений и построения союзов государств: [3, с. 79]
- договоренности должны быть составлены таким образом, чтобы их ни в коем случае нельзя было трактовать, как основание для начала войны;
- нельзя свободно распоряжаться судьбой отдельных территорий или их частей, произвольно под любым предлогом передавать или дарить их;
- государства должны отказаться от постоянных армий;
- государства не имеют права занимать деньги для финансирования военных конфликтов;
- одно государство не должно вмешиваться во внутренние дела другого;
- любые тайные действия, которые могут спровоцировать конфликт, должны быть исключены и объявлены вне закона.
Когда эти условия будут введены в правовое поле каждого государства, можно переходить к заключению межгосударственного мирного договора на следующих условиях:
- в странах-участницах договора должна быть установлена республиканская форма правления;
- формой объединения становится федерация, предполагающая сохранение суверенитета каждого государства, входящего в союз;
- устанавливаются нормы свободного пересечения границ;
- советниками руководителей государств-членов союза должны быть философы.
Кант особо подчеркивал отличие такого мирного союза свободных государств от мирного договора: второй - призван положить конец конкретной войне, а первый – установить всеобщий мир навсегда. Свобода каждого государства для себя самого является залогом свободы всех союзных государств.
При построении своей философской системы Кант опирался на самые разные принципы, понятия, точки зрения и идеи своих предшественников, от древнегреческих философов, средневековых реалистов до натурфилософов Нового времени. Эту традицию, получившую название «универсализм», продолжили выдающиеся философы наших дней, проповедующие принципы всеединства, целостности и взаимного подобия универсума. [8, с. 16]
Канта принято считать либеральным философом, взгляды которого ближе к политическому либерализму, предполагающему наличие системы сдержек политического влияния (давления) органов власти на процессы, происходящие в обществе. Либерализм провозглашает свободу личности и приоритет прав граждан. Политический либерализм основывается на частном предпринимательстве и рыночной экономике. И действительно, в философии Канта мы видим подобное представление о человеке, совпадающее с либеральным, но только в пределах чистого, философского размышления. Когда же философ переходит к описанию реальных перспектив подобного политического процесса, его оценки и прогнозы перемещаются в зону консервативных.
Коммунитаризм, выступающий антитезой либерализма, утверждающий приоритет общества в процессе формирования личности, также обращается к идеям Канта в части трактовки мирной природы республик, роли и границах суверенитета государств, взаимного проникновении культур при построения всемирного сотрудничества между странами. Таким образом, несмотря на взаимную критику и жаркую дискуссию, можно считать, что оба течения следуют тем или иным философским принципам Канта.
Интересным представляется обращение к философским идеям Канта в процессе изучения теории общественного договора, доктрина которого представляет собой теоретическую основу государственного строя во многих странах Европы и Америки в части регулирования процессов равноправного взаимного влияния и содействия гражданина и власти, участия последних в управлении государством, становления гражданского общества. Народовластие закреплено в Конституциях большинства развитых стран мира. [10, с. 61]
Первые упоминания о принципах народного суверенитета появляются еще в эпоху Античности, когда уже возникло понимание о том, что государство – это результат договора людей между собой с целью обеспечения взаимной безопасности. Кант рассматривает общественный договор как некий инструмент оценки соответствия публичных правовых институтов требованиям всеобщего права. С его точки зрения, законодатель может принять только и исключительно такой закон в отношении граждан, который эти самые граждане могли бы принять сами.
От других социальных (этических и этически-гражданских) общностей, которые действуют, основываясь на принципах добродетели, государство отличается тем, что подчиняется праву. Государство может использовать правовое принуждение для выполнения гарантий по сохранению устойчивого порядка, но только в рамках выполнения всеобщего правового долга.
Итак, государство, по Канту, должно строиться исключительно на началах общественного договора, на основе народовластия и с учетом принципа разделения властей. [9, с. 66]
Подчеркивая актуальность и востребованность идей Канта для философского обоснования процессов современности, следует подчеркнуть, что Кант в своих размышлениях об общественном договоре и правовом государстве имел целью в первую очередь прекращение войн, и только во вторую – размышлял о принципах справедливого международного правопорядка, и происходило это все за полторы сотни лет до принятия Устава ООН. И тем не менее мы видим, что истоки одного из актуальных течений современной философии, которое пытается ответить на вопрос, откуда берутся наши представления о плохом и хорошем – контрактуализма – также уходят в теорию общественного договора. Эта теория морали основана на том, что между людьми обязательно существует исходная договоренность: ответственность перед другими людьми является обязательным условием возникновения долга, добровольное согласие является условием возникновения обязательств и так далее. Основная идея контрактуализма состоит в том, что из-за трансцендентности человеческой натуры общество вынуждено выбирать органы власти (правительство), которые призваны обеспечивать благополучие граждан, вырабатывать поддерживаемые большинством и обязательные для исполнения нормы. Один из виднейших теоретиков контрактуализма, Джон Роулз, в лекции «Право народов» описывает принципы международного устройства, в значительной степени схожие с представлениями Иммануила Канта. Однако если Кант не учел в своем трактате «К вечному миру» неизвестных ему факторов, таких, как национализм, международный терроризм, процессы глобализации, то Роулз уже видел перед собой опыт реализации принципов международного права. Поэтому его попытка обосновать свои принципы происходит не в конкретных исторических условиях, а в неком отвлеченном, обобщающем мыслительном эксперименте, когда человеческий опыт предстает перед нами в форме, лишенной признаков индивидуальности. [1, с. 57]
Немецкий философ Отфрид Хеффе, получивший известность благодаря работам по этике Аристотеля и Канта, полагает, что правовые принципы, постулированные Кантом, сегодня вполне правомерно являются предметом научного обсуждения и обоснования, что базовые принципы справедливости не подвержены влиянию «духа времени» и мнению большинства. Хеффе вслед за Кантом считает свободу высшей ценностью, выступает за демократическое конституционное государство, возникающее как следствие первоначального общественного договора и являющееся субъектом международного правового договора о мировой республике. Краеугольным камнем концепции Отфрида Хѐффе является постулат о гарантированности права.
Философские труды Иммануила Канта во многом задали тон важнейших дискуссий германоязычной политической философии на рубеже восемнадцатого – первой трети девятнадцатого веков и англоязычной в последней трети двадцатого века. В России произведения Канта стали публиковаться еще при жизни философа, однако в работах Ленина Кант представляется лишь одним из (хотя и первым по времени) «немецких философов». Советские кантоведы предпринимали «марксистски ориентированные» попытки найти в работах Канта некие «признаки революционности», и в целом отдавали лавры «главного философа» Гегелю. [4, с. 11]
На сегодняшний день можно констатировать, что кантианский характер имеют многие философские направления, к примеру, либеральная политическая философия. В работах немецкого философа О. Хеффе прослеживается кантианский подход к теории общественного договора, причем последователи современной либеральной политической философии на современном уровне развивают обосновывают и утверждают возможность продолжения общественного договора на мировом уровне.
Американский философ Джон Роулз, практически следуя положениям тракта «К вечному миру» о правовом характере международного договора, развивает и обосновывает теорию международной справедливости. В своих работах он приходит к подтверждению важнейшего аргумента немецкого философа о том, что матрицей международного порядка безопасности должно быть право, а ориентиром – всеобщий мир.
Представители современного направления философской мысли, кантианского либерализма считают, что описанная Кантом модель конфедерации, основанная на моральном долженствовании, является недостаточно надежной. Они вводят в философию понятие субсидиарности, согласно которому решения должны приниматься на уровне, максимально приближенном к гражданам, и/или на наименее приближенном к власти. Применение этого принципа на наднациональном уровне декларируется Евросоюзом как форма взаимодействия между руководящими органами союза и государствами-членами ЕС. Таким образом, следуя за идеями Канта, перенимая его универсализм, фундаментальные категории его учения и применяя принципы деонтологической этики, современные представители либеральной философской мысли создают базис для дальнейшего развития справедливого международного правового союза государств и установления всеобщего мира. [12, с. 32]
Еще одно направление философской мысли, коммунитаризм, проповедующее принцип превалирования общественного над личным, на первый взгляд, является антитезой либеральной философии. Однако с позиций телеологического метода, являющегося одним из составляющих философских изысканий Канта, можно рассматривать оба эти направления как частные случаи кантианства.
Обсуждение возможности существования индивида, свободного и не зависящего от общества, в котором он воспитан, в противовес представлению о том, что в первую очередь общество формирует каждого своего члена, приводит к мысли о том, что эти представления на самом деле не являются непримиримыми. С точки зрения актуальных проблем современности, это приводит к новому пониманию концепции мультикультурализма как «политики признания», основанной на утверждении права на сохранение прежней культурной идентичности стран, принимающих иммигрантов.
Литература:
1. Вольф М.Н. "Априорная" история философии Канта и Гегеля в историографии философии XIX в // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 63. – С. 53-63.
2. Девдариани Н.В. Нравственность как доказательство свободы в философии И. Канта // Региональный вестник. – 2019. – № 13(28). – С. 45-46.
3. Евстигнеев М.Д. Аспекты логической интерпретации "созерцания" в философии Канта. - М.: Алькор Паблишерс; Фонд «Центр гуманитарных исследований», 2019. – С. 73-85.
4. Карнов Б.В. Антропологические основания политической философии Канта. - Пенза: Наука и Просвещение , 2022. – С. 10-12.
5. Килин С.В. Идея патриотизма в критической философии И. Канта // Манускрипт. – 2021. – Т. 14, № 10. – С. 2092-2096.
6. Маслаков А.С. Философия Канта как основа построения учебного курса «философия». – М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 463-473.
7. Романовский С.А. Интенсивность жизни: идеи ощущения и удовольствия в философии Иммануила Канта // Научное мнение. – 2020. – №11. – С. 69-74.
8. Судаков А.К. Категории практического разума в философии Канта // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2022. – № 2(42). – С. 5-24.
9. Тетюев Л.И. И. Кант и антропологическое измерение трансцендентальной философии // Studia Culturae. – 2019. – № 41. – С. 58-72.
10. Файбышенко В. Время цели и царство действий: теолого-политический субъект в философии истории Иммануила Канта // Логос. – 2021. – Т. 31, № 3(142). – С. 49-70.
11. Харук Т.В. Проблема свободы и права в философии И. Канта // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.1(28). – С. 269-271.
12. Чалый В.А. Четыре смысла понятия "человечество" в философии Канта. - Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2019. – С. 32-33.
13. Щедрина Т.Г., Щедрина И.О. Иммануил Кант в исторической философии Густава Шпета // Кантовский сборник. – 2022. – Т. 41, № 3. – С. 124-151.