Научная статья на тему 'Политический портрет Гамаля Абдель Насера: конфликт интерпретаций в египетском политическом дискурсе'

Политический портрет Гамаля Абдель Насера: конфликт интерпретаций в египетском политическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1072
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / EGYPT / НАСЕР / NASSER / АРАБСКИЕ СТРАНЫ / ARAB COUNTRIES / НАЦИОНАЛИЗМ / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / MYTHOLOGIZATION / HEROIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурова Анна Николаевна

В статье анализируется современное восприятие фигуры египетского президента Гамаля Абдель Насера на фоне происходящих в Египте революционных событий. Автор показывает, что идеи, предложенные и высказанные Насером, не утратили своего значения и по сей день. Они сохраняют актуальность в новых условиях и используются в дискурсе египетских деятелей, представляющих различные направления политической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political portrait of Gamal Abdel Nasser: conflict of interpretations in Egyptian political discourse

The article analyses the way the Egyptian president Gamal Abdel Nasser was perceived in the course of the revolution in Egypt. The author argues that the ideas proposed and expressed by Nasser have not lost their significance yet. They are still relevant in the new political situation and are employed in the discourse of Egyptian politicians who represent different political interests of the country.

Текст научной работы на тему «Политический портрет Гамаля Абдель Насера: конфликт интерпретаций в египетском политическом дискурсе»

Исследования экстрасоциальных практик политического

А.Н. Бурова

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГАМАЛЯ АБДЕЛЬ НАСЕРА: КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ЕГИПЕТСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье анализируется современное восприятие фигуры египетского президента Гамаля Абдель Насера на фоне происходящих в Египте революционных событий. Автор показывает, что идеи, предложенные и высказанные Насером, не утратили своего значения и по сей день. Они сохраняют актуальность в новых условиях и используются в дискурсе египетских деятелей, представляющих различные направления политической жизни страны.

Ключевые слова: Египет, Насер, арабские страны, национализм, мифологизация.

Гамаль Абдель Насер (1918-1970) - второй президент Египта, долгое время считавшийся героем не только своей страны, но и арабской нации. Вследствие прихода Насера к власти на первый план выходит новая элита, представленная военными, в первую очередь членами организации «Свободные офицеры». Такое положение дел сохранялось долгое время, вплоть до революционных событий 2011 г. После того как ситуация в стране изменилась, к власти стали приходить новые силы. Они выстраивали свою мифологию, в которую Насер как представитель старого «прогнившего» режима не вписывался. В связи с этим проявляются процессы дегероизации личности Насера. Однако события лета 2013 г., когда в стране произошел еще один военный переворот, еще раз изменили положение дел. У власти опять оказались военные

© Бурова А.Н., 2014

во главе с министром обороны Египта Абдель Фаттахом Ас-Сиси. Соответственно, снова происходит обращение к фигуре Насера как авторитетнейшего лидера своей эпохи, чьи идеи востребованы и сегодня.

Революционные события в Египте, начавшиеся в 2011 г. и продолжающиеся по сей день, показали, что образ египетского президента Насера сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что с момента его смерти прошло более 40 лет. Проследив риторику ведущих современных политических сил Египта, можно увидеть, что к этой фигуре обращаются деятели, представляющие различные течения и с разными взглядами на будущее Египта. Однако эти процессы происходят по-разному.

Режим Хосни Мубарака, пошатнувшийся и рухнувший в результате революционных событий, следовал той традиции, которая сложилась в эпоху Насера и которая предусматривала получение ключевых постов государственной власти представителями военного истеблишмента. Эту традицию продолжил и бывший президент Египта Мубарак, который сделал карьеру на военном поприще. Именно Насер назначил его начальником штаба египетских ВВС. Если в Конституции Египта 1971 г. доминировало социалистическое начало, то в поправках к Конституции, принятых в 2005, 2007 и 2011 гг., от него стали отходить, однако оставалось неизменным немаловажное обстоятельство, а именно положение об обязательной доле «рабочих и крестьян» в парламенте, которая должна была составлять не менее 50%.

Идеи Насера часто фигурируют в дискурсе современных египетских политиков. Особенно ярко это проявляется, когда речь идет о ведущей роли Египта среди других государств арабского региона. Насер в своей книге «Философия революции» высказывал мысль о том, что Египет находится в центре нескольких «концентрических кругов», представленных арабским миром, африканским континентом и мусульманским сообществом. Это означало, что Египет во времена Насера стремился занять лидирующие позиции не только в арабском геополитическом пространстве, но и в африканском, а также мусульманском мире. Эти идеи продолжают сохранять свою актуальность и периодически перефразируются современными политиками. Исам Шараф, египетский политический деятель, возглавлявший МИД страны с марта по ноябрь 2011 г., в первом заявлении для прессы отметил, что его приоритетом на новом посту будет повышение роли Египта в арабском мире. Он заявил, что Египет находится «в сердце арабского мира», а происходящие в Египте события «будут иметь последствия во всех других

арабских странах». В частности, «если Египет будет идти вперед, вперед пойдет и весь арабский мир». Фактически он перефразировал строки «Философии революции» Насера о «круге арабских стран», в центре которых находится Египет и которые «связаны между собой самыми крепкими духовными и материальными уза-ми»1. Идея Египта как лидера и центра арабского мира более чем актуальна в современных условиях. В настоящее время позиции арабских стран по отношению к внутриполитическим революционным событиям в некоторых государствах региона существенно различаются. В связи с этим вновь вызывается к жизни пространство «арабских стран», которое, по сути, представляет собой рыхлую и негомогенную структуру и далеко от единообразия.

Если обратиться к символике соответствующей эпохи и посмотреть, какие деятели поздравляли египетский народ с годовщиной июльской революции 1952 г., в результате которой Насер пришел к власти, то это в первую очередь маршал Хусейн Тантауи, занимавший пост главы Высшего Совета Вооруженных сил Египта с 2011 по 2012 г.2 Что касается такого известного политического деятеля и кандидата на пост президента АРЕ, как Мухаммед Аль-Барадеи, то он не произносил речей в честь революции 1952 г., ограничившись речью о «победоносном 6 октября», дате начала четвертой арабо-израильской войны (6-26 октября 1973 г.). Такая постановка проблемы возможна в условиях, когда нет необходимости в том, чтобы поставить под сомнение весьма спорную «победоносность» этого события.

Естественно, что во время очередной годовщины ухода Насера из жизни не кто иной, как маршал Тантауи возглавил все связанные с этим мероприятия, встретился с его родственниками и произнес речь, выразив от лица египетского народа и Вооруженных сил высокую оценку Насера, который «навсегда останется примером для будущих поколений» в решении «арабских и региональных проблем»3.

Что касается освещения этого события в прессе, то оно было весьма обширным. В египетских газетах сорок первой годовщине ухода Насера из жизни было уделено большое внимание, по некоторым оценкам, даже большее, чем за последние 30 лет4. Если в прошлые годы крупнейшие газеты, такие как «Гумхурийа», ограничивались короткими новостными сообщениями, то в этом году большинство газет выделило значительное пространство для материалов о личности Насера. Например, газета «Аль-Ахрам» опубликовала различные статьи о Насере в объеме шести страниц. На электронном сайте этой газеты в выпуске от 22 сентября была

выложена информация о Насере, охватывавшая его жизненный путь, карьеру, процесс формирования «Свободных офицеров», приход к власти и важнейшие достижения.

В 2010 г. газета «Аль-Ахбар» упомянула о годовщине лишь в одной новости, помимо письма редактору от генерала Мухаммеда Салеха Мукаррама, в котором говорилось о превращении виллы Насера в музей (к слову, этого до сих пор не произошло). Год спустя, в 2011 г. в газете было опубликовано интервью с сыном Насера, Абдель Хакимом Абдель Насером, а также воспоминания о президенте его родственников, секретаря и охранника. Также в газете содержалась статья писателя Галяля Арифа, который вспоминал Насера, говоря о нем в весьма позитивном ключе, упоминая о его национальном проекте, который был им предложен «ради строительства современного Египта». Помимо этого, в газете содержалось интервью с председателем египетского комитета по солидарности афро-азиатских народов Ахмадом Хамрушем, который рассуждал о «насеровском опыте» (at-tagruba аи-иазтуа), положительных и отрицательных аспектах политики Насера и о ее критике. Помимо этого, в газете было опубликовано интервью с политическим деятелем, юристом Самихом Ашуром под заголовком, который звучал так: «Июльскую революцию совершила армия и сохранил народ, а январскую революцию совершил народ и сохранила армия»5. Налицо тенденция египетских авторов сравнивать и уравновешивать события, казалось бы, несопоставимые по целому ряду параметров, начиная с контекста политического развития и заканчивая разницей в менталитете людей. Связав эти события, легко доказать желаемую логику исторического процесса, когда события, начавшиеся в 2011 г., предстают в качестве положительного или отрицательного, но все же аналога событий почти шестидесятилетней давности, которые происходили при совершенно других обстоятельствах.

В той же газете была опубликована статья, в которой о Гамале Абдель Насере говорили кандидаты в президенты АРЕ. Один из кандидатов, Хамдейн Иса, полагал, что Египет не нуждается в личности Абдель Насера, однако остро нуждается в его «мечте» (йи/т)6. Другой кандидат, основатель партии «Аль-Гад аль-Гадид» Айман Нур говорил о Насере, характеризуя его как «символ благородства египетского гражданина»7. Еще один кандидат, специалист по международному праву, помощник бывшего министра иностранных дел АРЕ Абдалла аль-Ашалль считал, что Насер является примером лидера, «верного своей родине»8. Однако далее он говорил о своем неприятии насеритского подхода к арабо-израильской борьбе. Такая позиция еще раз подтверждает, что в современных условиях

для политических деятелей представляется более целесообразным выбирать некоторые моменты в портрете лидера, отвергая другие, с учетом политической конъюнктуры.

Что касается взглядов Мухаммеда Аль-Барадеи, то этот политический деятель демонстрирует подчеркнуто негативное отношение к Насеру. В одном из интервью Аль-Барадеи заявил, что Насер «привел нас к войне с Израилем, к которой он не был готов»9, в то же время, он добавил, что «если мы не войдем еще раз в состав арабского единства, наша судьба будет наихудшей», т. е., насеровская идея арабского единства им не отвергается. В другом интервью Аль-Барадеи упомянул о притеснениях, которые терпел его отец, Мустафа Аль-Барадеи, в эпоху Насера. Аль-Барадеи упомянул, что предпочитает называть Насера «тиран (toghuut) Абдель Насер». В статье, опубликованной в газете «Ад-Дустур аль-Усбуий», египетский журналист Юсеф Аль-Акыд упоминает о телефонном разговоре с профессором университета Айн Шамс Хамидом Амма-ром, который изобличал Аль-Барадеи во лжи в том, что касалось притеснений, постигнувших его отца во время Насера, и говорил, что, напротив, Мустафа Аль-Барадеи пользовался большой благосклонностью и уважением (Мустафа аль-Барадеи, юрист, был во времена Насера одним из членов Совета нации10). Помимо этого, Хамид обвинял Мухаммеда Аль-Барадеи в наличии у него некоторых целей, ради достижения которых он и выдвигает такие «лживые претензии» (а1-144ГаО:а1-каг1Ьа) к президенту Насеру11.

После военного переворота в июле 2013 г., когда «Братьев-мусульман» и президента Мухаммеда Мурси лишили властных полномочий, на первый план вновь выдвинулись военные во главе с министром обороны Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. западные СМИ не замедлили сравнить его с Насером: британская «Гардиан» утверждала, что можно увидеть фотографии этих двух лидеров во всех уголках Египта и что они проводили жесткую политику в отношении «Братьев-мусульман». Также газета приводит слова некоего западного дипломата о том, что в Египте присутствует «голод по сильному лидеру»12, т. е., ас-Сиси выступает в качестве желаемого «сильного египтянина», фотографии которого, как утверждает газета «Ньюзвик», наполняют улицы и площади Египта13.

Один из сыновей Насера, Абдель Хаким Абдель Насер, выразил свою поддержку Абдель Фаттаху ас-Сиси в случае его участия в президентских выборах, поскольку, по мнению Абдель Хакима, именно он в состоянии вернуть Египту то «достоинство» [кагата] которое было «давно утеряно». Более того, Абдель Хаким заявил, что «находит в личности Абдель Фаттаха ас-Сиси дух его отца»14.

Таким образом, оценки Насера в современном египетском политическом дискурсе разнообразны и часто противоречат друг другу. Такое различие во мнениях говорит о том, что образ Насера подвергается процессам мифологизации, а высказанные им идеи используются для оправдания действий тех или иных сил, которые обращаются к нему для придания своей деятельности большей легитимности.

Примечания

1 Насер Г.А. Философия революции. [Электронный ресурс]. URL: http://nasser. bibalex.org/Books/BooksMain.aspx?ID=1&x=7&lang=ar.

2 Все о Египте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.egypty.com/egyptana/ state/consulative_council.asp.

3 Форум «Мухит аль-Яум». [Электронный ресурс]. URL: http://www.moheet.com/

4 Газета «Аль-Ахбар». [Электронный ресурс]. URL: http://www.al-akhbar.com/

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Совет нации - представительный орган, созданный на основе конституции 23 июня 1956 г. Состоял из 350 членов. Первое заседание состоялось 22 июля 1957 г. Просуществовал в таком виде до 10 февраля 1958 г., когда после объединения с Сирией была принята временная конституция, и в его состав вошли 200 египтян и 200 сирийцев. После распада ОАР этот орган существовал в составе 350 членов плюс 10 членов, которых назначал президент республики. В 1971 г., после смерти Насера, была принята новая постоянная конституция и прошли выборы уже в Народный совет.

10 Сабих А. Президент Абдель Насер и неправдоподобные рассказы аль-Бара-деи Аль-Шааб (на араб. яз.). (Электронный ресурс) URL: http://elshaab.org/ thread.php?ID=3234

11 Газета «Аль-Мысри аль-Яум». [Электронный ресурс]. URL: http://www. almasryalyoum.com/node/2016951

12 Там же.

Газета «Аль-Мысриюун». [Электронный ресурс]. URL: http://almesryoon. com/%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%8A%D8%A7%D8%B3%D9%8A%D 8%A9/241743-%D8%B9%D8%A8%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%AD %D9%83%D9%8A%D9%85-%D8%B9%D8%A8%D8%AF-%D8%A7%D9%-84%D9%86%D8%A7%D8%B5%D8%B1-%D8%A3%D8%AC%D8%AF-%D9%81%D9%8A-%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%8A%D8%B3%D9%89-%D8%B1%D9%88%D8%AD-%D8%A3%D8%A8%D9%89

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.