РОССИЯ И ЕГИПЕТ: КУРС НА СБЛИЖЕНИЕ
Мохамед Абду Хассан Ахмед
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу внешнеполитического курса Египта после отстранения от власти Mухаммед Мурси в результате внутриполитического кризиса в июле 2013 г. Рассматривается изменение баланса сил в регионе; особое внимание уделяется военно-политическим и экономическим аспектам сотрудничества Египта и Российской Федерации.
Ключевые слова: Египет, Россия, Ближний Восток, «Братья-мусульмане», борьба за власть, российско-египетские отношения, сотрудничество.
С потерей «Братьями-мусульманами» лидирующих позиций в Египте летом 2013 г. власть в стране до выборов нового президента перешла к армии. С изменением внутриполитической ситуации позиции некоторых внешних игроков в этой ключевой стране ближневосточного региона стали весьма уязвимыми. В семидесятилетнюю годовщину установления дипломатических отношений между Москвой и Каиром Египет вновь взял курс на сближение с Россией.
События «арабской весны» стали неожиданностью для многих государств, особенно для тех, которые полагали, что политическая ситуация в арабских странах, охваченных революционными настроениями, стабильна и управляема. Народные волнения привели к смене ряда режимов. Большой резонанс в арабском мире вызвала политическая нестабильность в Египте, ведь режим Мубарака казался одним из самых устойчивых в регионе. В борьбу за власть в Египте вступили «Братья-мусульмане», которые в целях получения поддержки различных политических сил, а именно сторонников салафитского течения, либеральных светских партий, а также «арабской улицы», обещали сообща разработать новую конституцию, которая должна была стать выражением интересов всех этнических и религиозных групп.
После своего избрания Мухаммед Мурси заявил, что он является «президентом всех египтян» [11]. Однако на деле в египетском руководстве возобладала тенденция к монополизации власти. Президент сосредоточил в своих руках (до новых парламентских и президентских выборов) все ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. Поляризация в стране нарастала, ситуацию усугубляла нерешенность внутренних социально-экономических проблем. Таким образом, у оппозиции были веские основания для борьбы с движением «Братьев-мусульман».
Политические оппоненты президента начали проводить массовые демонстрации под лозунгами «Конституция для всех египтян», «Социальная справедливость и единство». Напряженность к лету 2013 г. достигла наивысшего накала. В ряде
случаев волнения перерастали в столкновения со сторонниками Мурси. Позиции «Братьев-мусульман» пошатнулись особенно серьезно, когда от них отвернулась армия. Отстранение президентом Мурси от руководства страной Высшего совета вооруженных сил во главе с маршалом Тантауи, намерение провести радикальную чистку силовых структур и ограничить их роль как в политике, так и в экономике — все это явно воспринималось военными как угроза их интересам. Поэтому совершенно логичным выглядит выступление армии с ультиматумом президенту в конце июня 2013 г., на пике кровопролитного противостояния его противников и сторонников, которое грозило Египту гражданской войной и распадом страны. В результате 3 июля 2013 г. военными было осуществлено отстранение от власти в Египте Мухаммеда Мурси.
Если режим Мубарака потерпел фиаско из-за того, что авторитарная власть дискредитировала себя и продемонстрировала ограниченность развития в условиях современного отрытого общества, испытавшего воздействие информационной революции, то новый режим также не отличался демократичностью, а исламская политическая платформа не могла устраивать все слои общества.
Как считает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Б.В. Долгов, «основной причиной поражения в Египте политического ислама стала неспособность лидеров этого движения преодолеть или хотя бы ослабить социально-экономическую напряженность, которая сыграла решающую роль среди причин революционного взрыва в январе 2011 г.» [1].
Что касается международной реакции на отстранение Мурси от власти, то с прямым осуждением этого выступили только Катар и Турция. В затруднительном положении оказались США, которые оказали полную поддержку Мухаммеду Мурси после его избрания. Вашингтон выразил озабоченность в связи с арестом Мурси, а после жесткого подавления египетскими властями протестных манифестаций сторонников свергнутого президента временно приостановил поставку египетской армии тяжелого вооружения и оказание ей финансовой помощи.
Смена власти в Египте была положительно встречена в Китае и России, о чем свидетельствует официально сдержанная позиция России в связи с отстранением Мурси от власти. Такая реакция объясняется тем, что с приходом к власти «Братьев-мусульман» отношения между Россией и Египтом ухудшились. Любые контакты и попытки сближения Египта с Россией были обусловлены лишь стремлением Каира маневрировать в отношениях с Вашингтоном и сбалансировать свою внешнюю политику в целом, а реальной заинтересованности в укреплении отношений с Москвой у Каира не было.
Российская сторона, в свою очередь, выражала недовольство политикой Каира, отмечая, что Египет продолжает ориентироваться на США и двигаться в их фарватере. Отношения между странами омрачались также в виду разногласий по сирийскому кризису. Однако в результате смены власти в июле 2013 г. в Египте наметился курс на укрепление двусторонних отношений с Россией, что было позитивно воспринято Москвой.
Следует отметить, что двусторонние контакты не ограничиваются сотрудничеством в военной сфере и туризме, а также экспортом российской пшеницы; су-
ществует ряд других областей и сфер деятельности, от взаимодействия в которых обе стороны смогут извлечь взаимную выгоду. По словам политолога Каирского университета Нурхан аль-Шейх, «большой потенциал существует в наращивании контактов в сфере высоких технологий и продаже ядерных реакторов, что сулит огромные выгоды для двух стран» [12].
Как отметил главный редактор газеты «Аль-Ахрам» Ахмед Саид аль-Нагар, «одной из основных сфер сотрудничества России и Египта является обрабатывающая промышленность, российские инвестиции в которую могут стать крайне выгодными, учитывая потенциал египетского рынка и возможности беспошлинного реэкспорта продукции в соседние арабские страны и Юго-Восточную Африку. Преимуществом инвестиций в Египет является, в том числе, дешевая рабочая сила, а Египту, в свою очередь, выгоден опыт России в обрабатывающей промышленности» [7].
Одним из самых перспективных проектов является совместное возделывание и складирование зерновых культур на территории Египта, ведь последний является самым крупным импортером российского зерна. Сотрудничество РФ с Египтом в этой сфере обусловлено выгодными климатическими условиями и географической близостью последнего к другим рынкам сбыта российского зерна.
Очередным перспективным проектом может стать сотрудничество в лесообрабатывающей промышленности, ведь Россия является крупнейшим экспортером древесины в мире. Весьма востребованным товаром, ввозимым из России в Египет, является древесина. Деревообработка особенно развита в египетском городе Думьят, который экспортирует готовую продукцию в Италию. Мебель, а также другие изделия из древесины, произведенные в Думьяте, отличаются высоким качеством и пользуются большим спросом. Основываясь на своих возможностях и преимуществах, Египет и Россия могут наладить взаимовыгодное сотрудничество по производству мебельной продукции. По мнению бывшего посла Египта в Российской Федерации Алаа аль-Хадиди, «Россия получит огромные выгоды от увеличенного экспорта древесины и импорта качественной мебели по приемлемым ценам, а Египет благодаря экспорту готовой продукции в Россию, сможет восстановить и нарастить производственные мощности и увеличить количество рабочих мест» [6].
Помимо выгод от экономического сотрудничества, активизация отношений с ключевой страной Ближнего Востока обещает России восстановление исторических позиций в регионе. На фоне разворачивающихся событий на Украине России крайне важна поддержка ее политики другими мировыми и региональными державами. Российская внешняя политика, получив дополнительный ресурс от взаимовыгодного сотрудничества в экономической и военной областях, может претендовать на расширение сферы влияния и усиления ее веса на международной арене.
С приходом к власти в мае 2014 г. генерала Абдель Фаттаха ас-Сиси отношения между Египтом и Соединенными Штатами охладились, ведь приход в большую политику военных после июльских событий не был поддержан Вашингтоном, сделавшим ставку на «Братьев-мусульман». Следует отметить и тот факт,
что американская политика на Ближнем Востоке испытывает в настоящее время определенную трансформацию, о чем, в частности, свидетельствует некоторое потепление отношений с Ираном, политика невмешательства в Сирию, а также больший акцент на Азию и снижение интереса к региону Ближнего Востока, в том числе в результате «сланцевой революции» и значительного удовлетворения потребностей в нефти и газе за счет собственных ресурсов.
Такие перемены в стратегии США не устраивают одного из основных союзников Вашингтона на Ближнем Востоке — Саудовскую Аравию, которая начала вести кампанию по расширению комплекса безопасности за счет региональных игроков и снижению роли внешних акторов, взяв курс на интеграцию с рядом арабских стран. Так, Саудовская Аравия совместно с Кувейтом и ОАЭ поддержали генерала ас-Сиси, оказав «безвозмездную финансовую помощь в размере 8 млрд долларов» [13]. Охлаждение отношений между США и их основными союзниками может быть использовано в интересах России, а учитывая серьезный наработанный опыт отношений с Египтом, Москве необходимо поддержать намеченную тенденцию к сближению. Египет также может выиграть от активизации сотрудничества с Россией в политической сфере, особенно в период переходного процесса и достижения стабилизации.
Взаимный интерес двух стран подтверждается визитами и встречами глав ключевых ведомств двух стран. Так, впервые в Москве 13 февраля 2014 г. состоялась историческая встреча в формате «2 + 2» руководителей министерств иностранных дел и обороны Российской Федерации и Арабской Республики Египет. Глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров и министр обороны РФ Сергей Шойгу встречали египетскую делегацию во главе с министром иностранных дел Набилем Фахми и первым вице-премьером, министром обороны страны Абделем Фаттах ас-Сиси. Переговоры открылись в двустороннем формате между главами МИДа РФ и АРЕ, а затем продолжились в формате «2 + 2». Эта встреча стала продолжением переговоров в аналогичном формате, состоявшихся 14 ноября 2013 г. в Каире и доказавших свою эффективность [5]. Переговоры в Москве прошли за три месяца до президентских выборов в Египте, что также является символичным. Формат переговоров «2 + 2» свидетельствует о новом уровне отношений России и Египта. Так, министр иностранных дел Египта Набиль Фахми на переговорах со своим российским коллегой Сергеем Лавровым отметил, что этот «визит является отражением поддержки Россией процессов стабилизации в регионе ради сохранения единства государств и недопущения дестабилизации» [4].
Урегулирование ситуации в Сирии стало одной из главных тем встречи руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств России и Египта в Москве, как, впрочем, и в Каире в ноябре 2013 г. Тогда стороны отметили совпадение позиций по вопросу о созыве международной конференции «Женева-2». В Москве мнения по главной проблеме этой конференции — остановить кровопролитие в Сирии и наладить общенациональный диалог между сторонами также совпали. На переговорах в Москве стороны подчеркнули необходимость обеспечить поли-
тическое урегулирование и прекращение любого насилия в рамках межсирийского диалога в Монтре на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. В результате переговоров Россия высоко оценила конструктивную позицию Египта в поддержке данного процесса [3].
В число вопросов, волнующих обе страны, входит борьба с терроризмом и пиратством; стороны договорились создать рабочую группу и подготовить документы для подписания соответствующего соглашения. На переговорах был рассмотрен также вопрос арабо-израильского урегулирования, а также ситуация вокруг Судана, Ливии, Йемена, Ирака.
Обе стороны отметили плодотворность состоявшихся контактов, что в своем заявлении подтвердил Сергей Лавров: «Мы в целом весьма и весьма удовлетворены состоявшимися переговорами. Они подтвердили востребованность механизма регулярных консультаций, что позволяет нам оперативно сопоставлять подходы и определять возможности взаимополезного взаимодействия как по развитию двусторонних отношений, так и по содействию решению острых проблем ближневосточного региона» [3].
Данная встреча и поднимавшиеся на ней вопросы рассматривались двумя государствами в контексте подготовки и созыва конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Таким образом, предпосылкой для активизации двустороннего сотрудничества между Египтом и Россией являются как экономические, так и военно-политические аспекты. Особое внимание заслуживает диалог по вопросам безопасности, учитывая, что сирийский кризис оказывает огромное негативное воздействие на стабильность в регионе. Активное участие России в урегулировании этого кризиса, поддержка ее инициатив региональными игроками свидетельствует о восстановлении ее позиций в регионе. Египет не может оставить этот факт без внимания и потому в условиях затянувшегося переходного периода делает ставку на Москву.
Каир стремится диверсифицировать свою внешнюю политику, и укрепление отношений с Россией как раз служит этой цели. Однако для достижения намеченных целей Египту необходимо понимать, что глобальная идеологическая конфронтация давно завершилась, а современные международные отношения основываются на принципе взаимных выгод и интересов. Следовательно, в деле установления и развития долгосрочного сотрудничества оба государства должны выдвинуть на первый план взаимовыгодные проекты.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Долгов Б.В. Новый этап «арабской весны» // Москва, «Фонд исторической перспективы».
05.11.2013. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/novyj_etap_arabskoj_
vesny_2013-11-05.htm.
[2] Мирзаян Г. Перезагрузка не получится // «Expert Online», 29 май 2014. URL: http://expert.ru/
2014/05/29/perezagruzka-ne-poluchitsya.
[3] Совместное заявление по итогам российско-египетской встречи в формате «2 + 2», Москва, 12—13 февраля 2014 года. — Официальный сайт МИД РФ, 13.02.2014. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf70/C77809D698D4ED5F44257C7E003FFFA2.
[4] Студнева Е. Историческая встреча в Москве глав МИД и обороны России и Египта // «Международная жизнь», 13.02.2014. URL: http://mteraffairs.ru/read.php?item=10596.
[5] Egypt and Russia. — State Information Service. URL: http://www.sis.gov.eg/En/Templates/ Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=54762#.U4eF_fl_sso.
[6] Алаа аль Хадиди. Перспективы российско-египетских отношений после 30 июня // «Международная политика». — № 195. — январь 2014 (на араб. яз.).
[7] Ахмед Саид аль-Нагар. Будущее российско-египетских отношений в изменяющихся условиях // Материалы круглого стола. — «Международная политика» (Каир). — № 196. — апрель 2014 (на араб. яз.).
[8] Будущее российско-египетских отношений в изменяющихся условиях // Материалы круглого стола. — «Международная политика» (Каир). — № 196. — апрель 2014 (на араб. яз.).
[9] Визит аль-Сиси и сценарий российско-египетских отношений. — «Аль-Арабия». 15.02.2014 (на араб. яз.).
[10] Моатаз Саляма. Путь России к восстановлению политической роли на международной арене // «Международная политика» (Каир). — № 195. — январь 2014 (на араб. яз.).
[11] Мухаммед Мурси: я буду президентом для всех египтян без исключения. — «Аль-Арабия». 24.06.2012. URL: http://www.alarabiya.net/articles/2012/06/24/222520.html (на араб. яз.).
[12] Нурхан аль-Шейх. Будущее российско-египетских отношений в изменяющихся условиях // Материалы круглого стола. — «Международная политика» (Каир). — № 196. — апрель 2014 (на араб. яз.).
[13] Помощь Египту в размере 8 млрд долларов от Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. — «Аль-Джазира», 9.07.2013. URL: http://mubasher.aljazeera.net/news/2013/07/2013791673 4581865.htm (на араб. яз.).
RUSSIA AND EGYPT: REPROACHMENT TREND
Mohamed Abdou Hassan Ahmed
Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article focuses on the analysis of Egypt's foreign policy after Muhammed Morsi's dismissal as a result of the political crisis in July 2013. The author considers the shift in the regional balance of power and draws a special attention to political, military and economic aspects of the collaboration between Egypt and Russia.
Key words: Egypt, Russia, Middle East, «Muslim Brotherhood», struggle for power, Egyptian-Russian relations, cooperation.
REFERENCES
[1] Dolgov B.V. Novyy etap «arabskoy vesny» // Moskva, «Fond istoricheskoy perspektivy».
05.11.2013. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/novyj_etap_arabskoj_vesny_
2013-11-05.htm.
[2] Mirzayan G. Perezagruzka ne poluchitsya. // «Expert Online», 29 may 2014. URL: http://expert.ru/2014/05/29/perezagruzka-ne-poluchitsya.
[3] Sovmestnoe zayavlenie po itogam rossiysko-egipetskoy vstrechi v formate «2 + 2», Moskva, 12—13 fevralya 2014 goda. — Ofitsial'nyy sayt MID RF, 13.02.2014. URL: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/0/C77809D698D4ED5F44257C7E003FFFA2.
[4] Studneva E. Istoricheskaya vstrecha v Moskve glav MID i oborony Rossii i Egipta // «Mezhduna-rodnaya zhizn'», 13.02.2014. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=10596.
[5] Egypt and Russia. — State Information Service. URL: http://www.sis.gov.eg/En/Templates/ Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=54762#.U4eF_fl_sso.
[6] Alaa al'Khadidi. Perspektivy rossiysko-egipetskikh otnosheniy posle 30 iyunya // «Mezhduna-rodnaya politika». — № 195. — yanvar' 2014 (na arab. yaz.).
[7] Akhmed Said al-Nagar. Budushchee rossiysko-egipetskikh otnosheniy v izmenyayushchikhsya usloviyakh // Materialy kruglogo stola. — «Mezhdunarodnaya politika» (Kair). — № 196. — aprel' 2014 (na arab. yaz.).
[8] Budushchee rossiysko-egipetskikh otnosheniy v izmenyayushchikhsya usloviyakh // Materialy kruglogo stola. — «Mezhdunarodnaya politika» (Kair). — № 196. — aprel' 2014 (na arab. yaz.).
[9] Vizit al'-Sisi i stsenariy rossiysko-egipetskikh otnosheniy. — «Al'-Arabiya». 15.02.2014 (na arab. yaz.).
[10] Moataz Salyama. Put' Rossii k vosstanovleniyu politicheskoy roli na mezhdunarodnoy arene // «Mezhdunarodnaya politika» (Kair). — № 195. — yanvar' 2014 (na arab. yaz.).
[11] Mukhammed Mursi: ya budu prezidentom dlya vsekh egiptyan bez ogranicheniy. — «Al'-Arabiya». 24.06.2012. URL: http://www.alarabiya.net/articles/2012/06/24/222520.html (na arab. yaz.)
[12] Nurkhan al-Sheykh. Budushchee rossiysko-egipetskikh otnosheniy v izmenyayushchikhsya usloviyakh // Materialy kruglogo stola. — «Mezhdunarodnaya politika» (Kair). — № 196. — aprel' 2014 (na arab. yaz.).
[13] Pomoshch' Egiptu v razmere 8 mlrd. dollarov ot Saudovskoy Aravii, Kuveyta i OAE. — «Al'-Dzhazira», 9.07.2013. URL: http://mubasher.aljazeera.net/news/2013/07/2013791673 4581865.htm (na arab. yaz.)