Научная статья на тему 'Гамаль Абдель Насер. Полвека спустя'

Гамаль Абдель Насер. Полвека спустя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1632
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ульянищева Е. В.

В статье рассматривается роль Г.Л. Насера в освобождении Египта от колониализма и влияние его идей на политическую жизнь страны и всего арабского мира как во II половине XX в., так и и наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G.A. NASSER. HALF A CENTURY PAST

The article presents the role of G.A. Nasser in liberating Egypt from colonialism. It also dwells on the influence of his ideas on the political life of the whole Arab world both in the second half of the XXth century and nowadays.

Текст научной работы на тему «Гамаль Абдель Насер. Полвека спустя»

ПОРТРЕТЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ

ГАМАЛЬ АБДЕЛЬ НАСЕР. ПОЛВЕКА СПУСТЯ

Е.В. УДЬЯНИЩЕВА

(аспирантка)

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматривается роль Г.А. Нассра в освобождении Египта от колониализма и влияние его идей на политическую жизнь страны и всего арабского мира как во II половине XX в., так и в ниши дни.

В июле 2002 г, Египет отметил 50-летнюю годовщину своей революции. Пол века отделяют нас от того славного времени, когда существовал Советский Союз, когда побеждали национально-освободительные движения, на карте мира появлялись новые независимые страны и для миллионов людей начинается новый этап в истории их стран. Когда идеи, мечты и надежды воплощались в реальность, а будущее казалось светлым. Так было и в Египте.

Для каждой страны существует переломный этап в ее истории, когда вся совокупность экономических, политических, социальных и духовных факторов своими отрицательными показателями ставят под вопрос само дальнейшее существование нации.

Именно такой переломный момент переживал Египет в начале XX в. Серьезным толчком для формирования национально-освободительного движения явилась первая мировая война, а после второй мировой и первой палестинской войны (1948 г.) оно приобрело необратимый характер. Истоки этого движения уходят своими корнями как минимум в XIX в.

Уже во время правления Мухаммада Али египтяне получили возможность обучаться в Европе, знакомиться с особенностями построения европейского общества, воспринимать западные демократические идеи. Это не могло не всколыхнуть национальное самосознание, не пробудить его от «восточной сонливости». И к 20-м годам XX в. можно говорить о формировании египетской интеллигенции западников.

Взгляды западников, однако, были весьма разнообразны. Среди них встречались и довольно ограниченные люди, великолепно говорившие по-французски или английски, носившие европейские одежды, прекрасно ориентирующиеся, например, в Париже, но плохо представлявшие, как добраться до пирамид в Гизе.

Но было и достаточное количество образованных по-европейски людей, думающих, гнетущихся унизительным положением родной страны, черпающих идеи освобождения в опыте западных революций. Именно в их среде возникает сначала потребность национального самоопределения, а затем вырабатываются различные теории о происхождении, месте и значении в мире египетской нации. Говорилось и о «фараоновском происхождении» египтян, и о принадлежности к особой средиземноморской цивилизации, и к общеарабской нации («умме»), но все разговоры о величии египетского народа натыкались на унизительность колониальной действительности. Положение было таково, что Египет с его ам-

бициями должен был либо раствориться в истории, стать лишь воспоминанием человечества, либо вернуть себе былое могущество.

Развернувшееся после первой мировой войны национально-освободительное движение вынудило Великобританию согласиться в 1922 г. на провозглашение независимости Египта. Но она сохраняла свое влияние на формирование внешне-и внутриполитического курса египетского короля и его правительства, также сохраняла в зоне Суэцкого канала свои войска. Все это превращало провозглашение независимости лишь в формальность.

У каждой нации на переломном этапе ее истории появляется свой герой, харизматическая личность, знающая, страстно желающая и главное способная вывести страну из хаоса, повернуть ход ее истории. Конечно, это происходит лишь в том случае, если Всевышнему угодно сохранить нацию. И Всевышнему было угодно сохранить и возвысить Египет.

В 1918 г. в семье простого почтового служащего родился Гамаль Абдель Насер. Человек, объединивший вокруг себя людей, жаждущих свободы своей родине, свергнувший монархический, прозападный режим, выгнавший англичан и вернувший египтянам их землю. Человек, благодаря которому за Египтом прочно закрепилось представление как о сердце арабского мира, его культурном и духовном центре.

Прошло уже более 30 лет с момента смерти Г.А. Насера, но споры вокруг этой личности не утихают до сих пор. И хотя о нем написано столько статей, книг, воспоминаний, сколько едва ли написано о любом другом политическом деятеле Азии нашего времени, несмотря на это, многое в его личности остается не ясным, спорным.

Имя Гамаля Абдель Насера до сих пор известно практически в каждом уголке мира. Имя, которое для кого-то свято, а у кого-то вызывает раздражение, как в арабском мире, так и за его пределами. Многие арабы говорят, что рассуждать о личности Насера нужно очень осторожно, ибо она так же велика и не подвластна нашему разумению, как египетские пирамиды. Его называют единственным истинным лидером арабов, «батль аль-уруба». Многие современные арабские правители пытаются ему подражать, но подобного ему нет.

Есть и те, кто обвиняет Насера в излишней эмоциональности как в жизни, так и в принятии политических решений, неумении общаться с людьми, проведении зачастую непредсказуемой, не всегда понятной политики.

Высказываются мнения, что Насер из тех харизматических личностей, кто необходим во время революций, переворотов, войн, то есть в «лихие» для страны времена, так как только подобная личность может сплотить народные массы, сдвинуть ход истории с мертвой точки. Но в дальнейшем, когда свергнуты антинациональные режимы, изгнан враг, когда пора начинать мирное строительство, такие личности должны уходить на заслуженную пенсию, передавая власть людям другого склада, не из породы «буревестников».

Безусловно, в этом есть доля истины. Но, как определить грань между революцией и мирной жизнью? Где заканчивается революционная борьба? И как быть с отстаиванием завоеваний революции? Можно ли определить жизнь Египта после прихода к власти в 1952 г. «свободных офицеров» как абсолютно мирную? Разве оставили его в покое бывшие хозяева? Разве не пытались втянуть в агрессивные военные блоки? Разве не было «тройственной агрессии» в 1956 г.? 26 июля 1956 г. в ходе политики национализации президент Насер объявил о национализации Суэцкого канала, заявив, что доходы от эксплуатации канала отныне станут служить интересам экономического развития независимого Египта. «Суэцкий канал, который был построен ценой огромных жертв со стороны египтян, является и останется египетским каналом» [1].

Это вызвало бурю недовольства со стороны США, Англии, Франции. Поставив под сомнение правомочность египетского правительства национализировать компанию Суэцкого канала, США, Англия и Франция прибегли к экономическому нажиму на Египет, заморозив стерлинговые счета Египта и наложив секвестр на активы компании Суэцкого канала. Правительства Англии и Франции начали

военные приготовления с целью дальнейшего нажима на Египет военной силой. Несмотря на то, что Совет Безопасности ООН подтвердил необходимость уважения египетского суверенитета и свободу прохода через канал, Англия и Франция не оставили планов применения силы против Египта, что отвечало и интересам монополий США на Ближнем Востоке. США фактически подталкивали Англию, Францию и Израиль на войну против Египта. В ночь с 29 на 30 октября 1956 г. Израиль внезапно вторгся в Египет. Французская и английская авиация подвергла Каир, Порт-Саид, Исмаилию и другие египетские города массированной бомбардировке.

Советское правительство выступило с заявлением по поводу вооруженной агрессии против Египта, потребовало ее прекращения и вывода иностранных войск с его территории. 5 ноября соединенные силы Франции и Англии высалились в Порт-Саиде и начали оккупацию зоны Суэцкого канала. Советское правительство выступило с требованием прекратить вооруженную агрессию и заявило о решимости восстановить мир на Востоке всеми мерами. В итоге

22 декабря 1956 г. Англия и Франция вывели свои войска из Египта, а 7 марта 1957 г. были выведены израильские войска. «В 1956, 1957 и 1958 гг. нас подвергли тройственной агрессии, затем экономической блокаде, нас донимали империалистические заговоры. Империалисты господствовали над нами 75 лет, они хотели вновь оккупировать нашу страну и втянуть нас в зону своего влияния. Империалисты хотели, чтобы мы отказались от своей политики независимости. Но наша политика исходит из интересов нашего народа и отвечает требованиям нашей национальной совести» [2].

Кто смог бы так блестяще лавировать между Великими державами во внешней политике и между представителями разных слоев общества в самом Египте? Кто как не Насер смог бы так блестяще лавировать между великими державами во внешней политике и между представителями разных слоев египетского общества. Раз заявив, что египетская нация едина и не существует проблемы борьбы классов, а лишь проблема наличия плохих и хороших граждан, Насер так и остался верен идее сохранения национального единства и в принятии политических решений исходил из стремления способствовать процветанию всех представителей египетского общества.

«По существу наше государство является государством всего народа и выражает интересы всех классов страны... Наше государство служит всей нации».

«Мы не хотели натравливать один социальный слой народа против другого. Мы египтяне, пойдем все вместе к новой жизни... Наша победа зависит от нас, от нашего единства... Сила Родины — в единстве всех граждан страны» [3].

Практически все биографы Насера, а также просто люди, знавшие египетского президента, сходятся в том, что самым главным союзником, который помогал Насеру сохраниться в качестве национального лидера Египта, был его беззаветный патриотизм [4].

К этому следует добавить, что Насер, сам выходец из Верхнего Египта, прекрасно ориентировался в житейской философии египтянина, в особенности мировосприятия феллаха. А как известно еще со времен фараонов, вся жизнь в Египте держится на труде феллаха.

Даже своим образом жизни Насер подтверждал, что для него главное — возвышение арабской нации, подведение арабов и их великому дню. Насер довольствовался в общем-то довольно умеренным жалованием президента. Он жил вместе с семьей в небольшом доме в Каире, который принадлежал ему еще до

23 июля 1952 г. У него не было текущих счетов в иностранных банках. Он вел довольно скромный, даже аскетический образ жизни, оставался безупречным семьянином, работал даже незадолго до смерти без отдыха по 18 часов в сутки.

Он так и остался в чине подполковника, хотя был профессиональным военным и наверняка, как и каждый офицер, мечтал стать генералом. В его конституционном положении главнокомандующего это сделать можно было очень легко. Он был представителем тех революционных лидеров, которые действительно стремятся обеспечить успех национально-освободительных революций.

Весьма показательными как для личности Насера, так и для восприятия его политики народом являются события «шестидневной войны» 1967 г., когда израильские войска напали на Египет и в течение нескольких дней разбили на голову египетскую армию и оккупировали богатый нефтью Синайский полуостров. В Египте знали о готовящемся нападении, но ничего не смогли противопоставить агрессору.

На 5-й день войны Насер выступил по каирскому телевидению, заявив, что он, а не кто другой, отвечает за все случившиеся. После чего он подал в отставку. Но на улицы египетских городов вышли сотни тысяч человек, требовавших его возвращения. Через день Насер снова приступил к руководству страной, подписал соглашение о прекращении огня.

Можно, конечно, скептически предположить, что это был всего лишь хитрый продуманный ход, а не искренний жест, что в истории человечества такое происходило не раз. Но далеко не во всех подобных случаях национальный лидер, вернувшись к управлению страной, так самоотверженно принимался исправлять допущенные ошибки, укреплять мощь всей державы. Насер же приложил все усилия, чтобы не допустить очередную войну, пока египетская армия к ней не готова. А главной его задачей стало формирование действительно значительной силы из египетской армии.

Практически все, знавшие Насера, отмечают, что главным его хобби была политика, которой он увлекся еще в ранней юности.

Насер был выходцем из так называемых средних слоев. Его отец был чиновником, дед — феллахом. Среднюю школу Насер закончил в 1936 г., именно в этом году был подписан англо-египетский договор, по которому Египту разрешалось иметь многочисленную по тем временам армию. И для того, чтобы обеспечить эту многочисленность, король открыл двери военной академии в Каире для не аристократов.

К тому времени Насер уже успел побывать в рядах крайне-националистической партии «Молодой Египет» и в фанатической организации «Братья мусульмане», принимал участие в патриотических демонстрациях, был арестован, и перед юношей стоял нелегкий выбор: военная служба или политика. Мечта о профессиональной военной службе победила и в 1937 г. со второго раза Насер поступает в военную академию. Военное училище не охладило бунтарского духа, напротив, укрепило Насера в стремлении отдать все силы борьбе за свободу Египта. Служба в Армии сблизила его с единомышленниками — молодыми офицерами.

Революционизирующее воздействие на все египетское общество, и особенно на армию, оказала палестинская война 1948—1949 гг. Горечь военного поражения умножила недовольство в египетском народе зависимостью от английского империализма, небоеспособностью армии, в том числе в результате отсутствия современного оружия, продажностью королевского режима.

К этому времени в Египте уже действовала подпольная организация «Свободные офицеры». Ее создателем и лидером был Насер. Члены этой организации не ставили своей задачей приход к власти. Они хотели лишь свергнуть прозападный режим, дать стране истинную независимость. Что касается власти, то «Свободные офицеры» собирались передать ее честному гражданскому правительству.

Но жизнь решила по-другому. Переворот начал перерастать в революцию, широкие народные массы поддержали «Свободных офицеров». И хотя у военных не было готовой программы действий, им пришлось взять в свои руки всю полноту власти.

Прежде всего Г.А. Насер и его соратники поняли, что без аграрной реформы, без ликвидации феодализма не может быть массовой поддержки нового режима. Первая аграрная реформа, осуществленная в 1952 г., не только резко ограничила размеры феодального землевладения, но и нанесла серьезный удар по влиянию феодалов на выработку государственной политики. Вторая аграрная реформа, осуществленная через десять лет, была намного радикальнее первой в результате резкого ограничения максимальных размеров землевладений и пресечения тех

«обходных путей», которыми не без успеха все-таки пользовались крупные землевладельцы, пытаясь избежать ограничений, поставленных законом.

Основными вехами на пути к полной независимости страны были: эвакуация английской военной базы из зоны Суэцкого канала, национализация компании Суэцкого канала — «государства в государстве», с помощью которой в течение долгих лет осуществлялся иностранный контроль над Египтом; отражение, разгром тройственной агрессии в 1956 г.; национализация иностранных банков и страховых компаний. Широкая волна национализации 1961—1962 гг. полностью ликвидировала сколько-нибудь серьезные иностранные позиции в египетской экономике.

Впрочем, национализация коснулась не только иностранных предприятий. Объектом национализации стала вся кредитно-банковская система страны, крупные предприятия в промышленности, на транспорте. В руки государства перешла собственность крупной и в значительной части средней египетской буржуазии.

В период президентства Гамаля Абдель Насера все основные проблемы социально-экономического развития страны решались практически в общенациональном плане. Принимался ряд законов для подъема народного хозяйства, экономического развития, развития промышленности. В сжатом виде взгляды Насера на проблемы политико-экономического развития страны в тот период получили отражение в тексте конституции 1956 г., подготовленной при личном участии Насера. Основными положениями конституции были: установление социальной солидарности; обязательное планирование национальной экономики в русле защиты социальной справедливости и развития производства; контроль государства за социальным обеспечением. В феврале 1962 г. состоялись выборы в состав нового института власти — Национальный конгресс народных сил, на рассмотрение которого президент Насер и его правительство представили проект «Хартии национального действия». Хартия, подготовленная при личном участии Насера, представляла собой наиболее полное и систематизированное изложение взглядов египетского руководства. Здесь говорилось о необходимости создания в экономике государственного сектора, который должен стать преобладающим; о сохранении частного сектора, поставленного на службу народу; о необходимости планирования во всех областях; о приоритете развития тяжелой индустрии; о создании полноценного кооперативного движения и профсоюзов. Одно из ключевых положений Хартии касалось создания новой политической организации — Арабского социалистического союза, призванного обеспечить проведение в жизнь новой концепции общественного развития Египта. Важнейшие положения Хар-тиии были подтверждены в Конституционной декларации от 23 марта 1964 г. и возведены, таким образом, в ранг официальной доктрины.

В практическом плане правительство президента Насера предприняло ряд мер по обеспечению контроля народных масс над управлением страной путем предоставления им согласно Хартии не менее 50% мест во всех выборных органах страны, а также в Арабском социалистическом союзе — единственной в стране массовой политической организации, председателем которой являлся сам Насер.

Следуя курсом глубоких социально-экономических реформ, разработанных в Хартии, руководство Египта во главе с Насером вывело страну на новые рубежи развития. В Египте за 1950—1960-е годы были созданы основы современной промышленности.

Также придя к власти, Насер первым делом запретил деятельность всех партий, в том числе и «Братьев мусульман». Насер считал, что в Египте не должно существовать никаких политических партий, ибо именно это дает империалистам возможность пагубным образом влиять на внутриполитическую жизнь страны, иметь свою агентуру и с ее помощью разрушать все то полезное, что создавалось патриотами.

На первый план выдвигался арабизм, идея единения, всех арабов. Провозглашалось, что арабов объединяет не только общность языка и религии, но и общность истории и судьбы. «Нахнуль-араб» («Мы — арабы!») — таков был главный лозунг режима.

Следуя этому лозунгу была предпринята попытка в 1957 г. объединить Египет и Сирию в единое государство, видя его основой будущего всеарабского единства.

Но новообразованное государство просуществовало очень недолго и в конце 1961 г. Сирия вышла из состава Объединенной Арабской Республики.

Будучи человеком горячего темперамента, легко ранимым, когда речь шла о достоинстве человеческом и политическом, президент Египта никогда не прощал своим противникам каких бы то ни было попыток унизить его или показать, что он всего лишь «младший партнер».

Примечательна реакция Насера на оскорбительную пренебрежительность к египтянам, высказанную американцами. На одном из обедов в 1955 г. посол США в Каире Байроуз пожаловался президенту на то, что египтяне избили американца в зоне Суэцкого канала.

— К сожалению, — ответил Насер, — этот американец действовал таким образом, что парод принял его за шпиона.

— Мне жаль, — выпалил в запальчивости Байроуз, — я думал, что нахожусь в цивилизованной стране.

Насер немедленно встал и ушел. Его не вернули за стол даже извинения бестактных дипломатов. Он был оскорблен и не мог побороть своего чувства [5].

Это, однако, не значит, что его отношение к империалистическим или социалистическим державам складывалось главным образом эмоционально, на основе только субъективных оценок, хотя и это влияло на его поведение. Политик в Насере, в конце концов, всегда брал вверх и его решения принимались в основном после трезвых сопоставлений, анализа опыта, изучения целого ряда возможностей.

Как египетский патриот Насер всегда мечтал о сильной современной армии в Египте, способной защитить суверенитет страны. События показали, что он не мог рассчитывать на помощь в этом со стороны Англии, Франции или США. Характерно, что Насер обратился к Советскому Союзу и другим социалистическим странам с просьбой о продаже современного оружия после того, как на деле убедился в полной невозможности получить его на западе.

Отказ США и Англии от предоставления займов на строительство Асуанской плотины и последовавшая в след за национализацией компании Суэцкого канала «тройственная агрессия» вынесли окончательный приговор ориентации на западные государства, а после египтизации иностранных предприятий на берегах Нила Запад объявил Египту экономическую блокаду, намереваясь подорвать режим изнутри. Однако, благодаря помощи Советского Союза, блокада Египта была прорвана.

Сближение Египта с Советским Союзом вовсе не означало, что Насер решительно поворачивается к социализму. Хотя он и заявил о «социалистической ориентации» своей страны, но всегда подчеркивал, что существует разница между марксистско-ленинским социализмом и тем социализмом, который строится в Египте. Насер говорил, что подписался бы под 18 из 20 условно сформулированных пунктов марксизма. Два пункта, которые Насер не мог принять, были: безбожие и борьба классов.

Г.А. Насер прожил короткую жизнь: ему было всего 52 года, когда его настигла смерть. Все силы и энергию президент отдал родной стране. Он стал первым египтянином, руководившим Египтом в Новое и Новейшее время.

К Насеру и его огромной и разносторонней государственной деятельности можно относиться по-разному. Однако никто не вправе отрицать его решающий вклад в прогрессивное развитие Египта.

23 июля — национальный день Египта. Главный нерелигиозный праздник страны.

Египетский дипломат, доктор Мухаммад Намаан Хилял в статье «Июльская революция и национальный праздник» так написал про этот день: «Египетское руководство поступило очень правильно, выбрав именно 23 июля главным национальным праздником и не изменив эту дату, не смотря на последующие не менее важные события страны...

Все эти даты дороги каждому египтянину, но 23 июля является главным праздником, так эта дата связана с борьбой египетского народа и с его революцией...

Революция же 23 июля оставила свой след не только в истории Египта, но и в истории всего арабского мира. Ее отзвуки мы находим в районе персидского залива, в Йемене, на арабском Магрибе, а также во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки...» [6].

Следует добавить, что не будь Гамаля Абдель Насера, не было бы и революции

23 июля 1952 г. в Египте.

Насср был сыном своего народа и времени. Благодаря своему таланту руководителя, глубокому пониманию чаяний народа, личному обаянию, Насер превратился в харизматического лидера, кумира народных масс не только Египта, но и всего арабского мира. Его авторитет зиждился на том, что он правильно выбрал главные исторические задачи, стоявшие перед Египтом и другими арабскими странами. Он писал: «С того дня, как Египет провозгласил свою свободную, независимую политику, мир начал смотреть на нашу страну иначе, начал принимать нас в расчет. А ведь раньше нас не принимали во внимание. Теперь же с арабами считаются. Считаются с арабским единством и солидарностью» 17].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Насер Г.А, Проблемы египетской революции. — М., 1979, с. 32.

2. Там же, с. 40.

3. Там же, с, 15, 18.

4. См., напр.: Агарышев АЛ Гамаль Абдель Насср. — М., 1979; Беляев И.Г., Примаков Е.М. Египет: время президента Нассра. — М., 1981; Хамруш А. Революция 23 июля 1952 г. в Египте. — М., 1984.

5. Беляев И.Л., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. — М., 1981, с. 261.

6. Мухаммад Нааман Хшшль. Саура юлыо уаль аид аль-каумий // Аль-Гумхурия. — Каир. — 18.07.2002.-. С. 17 (ар. яз.).

7. Насер Г.А. Проблемы египетской революции. — М., 1979, с. 30.

G.A. NASSER. HALF A CENTURY PAST

E.V. ULJANISCHEVA

(a postgraduate)

The World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article presents the role of G.A. Nasser in liberating Egypt from colonialism. It also dwells on the influence of his ideas on the political life of the whole Arab world both in the second half of the XXth century and nowadays.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.