Научная статья на тему 'Политический фактор в развитии правовой системы России'

Политический фактор в развитии правовой системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ОТРАСЛИ ПРАВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATIONS / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО / FEDERAL STATE / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / POLITICAL PROCESSES / INDUSTRY / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирзаев М.А.

Объектом исследования является правовая система России, находящаяся в последние два десятилетия в процессе активной динамики, обусловленной факторами политического влияния. За двадцать лет политическая и правовая система России претерпела коренные изменения, вызванные политико-трансформационными процессами, связанными спереходом от одного типа политической системы к другому, что и является предпосылкой действия политических факторов на компоненты правовой системы. В статье рассматривается влияние политического фактора на правовую систему как комплексное образование, включающее разнообразные правовые явления. Особое внимание автор уделяет развитию системы права и законодательства, правовой политики государства, правосознания населения, правового статуса личности. Влияние политического фактора на российскую правовую систему в настоящее время выражается в деятельности всех субъектов политики по реализации положений Конституции Российской Федерации, поскольку такая деятельность направлена на решение задач и достижение целей, стоящих перед государством, обществом, правом, и требует правового оформления. Признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации как многонационального и многоконфессионального государства имеет главным образом политическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political factor in the Russian legal system development

The research studies the legal system of Russia, which undergoes the process of active dynamics in the last two decades due to political influence. Russian political and legal system has changed radicallybecause of political and transformational processes associated with the transition from one type of political system to another which resulted in the influence of political factors on the legal system components. The article studies the impact of political factors on the legal system as a complex entity comprising various legal phenomena. Particular attention is paid to the development of a system of law and legislation, the legal policy of the state, legal consciousness of the population, legal status of the individual. The impact of political factors on the Russian legal system is currently reflected in the activities of all political entities to implement the provisions of the Constitution, because this activity is aimed at solving problems and achieving the goals of the state, society, law, and requires legal registration. Recognition of the relative independence of the legal system of the Russian Federation as a multinational and multi-confessional state is mainly political.

Текст научной работы на тему «Политический фактор в развитии правовой системы России»

Право

УДК 340.01

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-3-72-78 М.А.Мирзаев

Политический фактор в развитии правовой системы России

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43; mirzaev47@mail.ru

Объектом исследования является правовая система России, находящаяся в последние два десятилетия в процессе активной динамики, обусловленной факторами политического влияния. За двадцать лет политическая и правовая система России претерпела коренные изменения, вызванные политико-трансформационными процессами, связанными спереходом от одного типа политической системы к другому, что и является предпосылкой действия политических факторов на компоненты правовой системы.

В статье рассматривается влияние политического фактора на правовую систему как комплексное образование, включающее разнообразные правовые явления. Особое внимание автор уделяет развитию системы права и законодательства, правовой политики государства, правосознания населения, правового статуса личности. Влияние политического фактора на российскую правовую систему в настоящее время выражается в деятельности всех субъектов политики по реализации положений Конституции Российской Федерации, поскольку такая деятельность направлена на решение задач и достижение целей, стоящих перед государством, обществом, правом, и требует правового оформления. Признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации как многонационального и многоконфессионального государства имеет главным образом политическое значение.

Ключевые слова: правовая система, политическая система, отрасли права, правовое регулирование, правовая политика, правовой статус, правосознание, федеративное государство, политические процессы.

Выбор демократического пути развития российской государственности в результате реформ конца XX века стал главным результатом преобразований российской политической системы. В настоящее время нормативные идеалы правового государства являются неотъемлемой частью российского законодательства. В то же время практика политико-правовой жизни демонстрирует эволюционное развитие российской правовой системы, обусловленное факторами политического влияния. В свою очередь, правовая система должна быть адекватна динамике политического процесса и призвана обеспечить правовые формы политической деятельности, соответствующие стандартам правового государства.

За 20 лет политическая и правовая система России претерпела серьезные изменения, вызванные политико-трансформационными процессами, т. е. переходом от одного типа политической системы к другому, что и является предпосылкой действия политических факторов на компоненты правовой системы.

В целом политическое влияние на правовую систему может рассматриваться как совокупное проявление политических факторов, отражающих воздействие компонентов политической системы. В юридической науке отмечается, что характер политического влияния имеет свои особенности и отличается «высокой степенью интенсивности; сочетанием негативного и положительного характера в оценке происходящих из-

менений; неопределенным характером результата,как в развитии системы в целом, так и ее отдельных элементов; латентностью процессов влияния, происходящих в сфере властеотношений» [1].

Объектом политического влияния выступает вся правовая система, однако на отдельные ее компоненты это влияние наиболее показательно. Влияние политики на изменения в системе права прежде всего связаны с увеличением количества отраслей права, а также с повышением приоритета конституционного (государственного) права как отрасли права, устанавливающей основы политической власти.

Политическое влияние на правовую систему выразилось в появлении таких новых отраслей права в системе современного российского права, как право социального обеспечения и предпринимательское право. В юридической науке в последнее время наблюдаются попытки выделить все большее количество новых отраслей права: энергетическое право, информационное право, банковское право, ювенальное право, образовательное право, медицинское право и др. По мнению А.А.Шаповалова, «трудно согласиться с такой позицией, поскольку ни одно из перечисленных правовых образований не имеет собственного предмета и метода правового регулирования, следовательно, не может называться отраслью российского права. ...Попытки выделения большого количества новых отраслей права ведут к размыванию системы права, к ослаблению связей внутри нее» [2].

14 ноября 2001 года в Москве прошла Всероссийская научная конференция «Система российского права». Ее участники, развернув широкую дискуссию, отметили тот факт, что в современный период в доктрине права понятие «отрасль права» оказалось размытым и обесцененным до такой степени, что им стало невозможно пользоваться на практике. Было предложено отказаться от него и считать, что есть конституционное право, шесть ветвей права (гражданское, трудовое, административное, налоговое, уголовное, процессуальное) и многочисленные правовые образования, функционирующие в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства[3]. Совершенно очевидно, что отказываться от использования привычного для российского юриста термина «отрасль права» нет никаких оснований. Поэтому представляются обоснованными опасения отечественных ученых по поводу большого количества новых отраслей в российской системе права. На наш взгляд, современной российской юридической доктрине необходимы дополнительные аргументы для более четкого обоснования выделения конкретных отраслей права.

Изменения институтов права выражаются в появлении новых политико-правовых категорий, которые были не известны предыдущему периоду развития права, например институты президентства, парламентаризма, конституционно-правовых договоров, публичных интересов, открытого государства, местного самоуправления, конституционно-правовой ответственности и др.

Способ воздействия политики на законодательство лежит в плоскости влияния политических интересов на законотворчество. Влияние политико-трансформационного процесса на право выражается также в изменениях количественной и качественной сторон политического законодательства, то есть значительно увеличивается объем и детализируется правовое регулирование политической сферы.

В результате различных политических процессов происходят такие изменения политической системы, которые должны стать предпосылкой для появления новых норм права. Правовое закрепление различных сторон деятельности институциональных элементов политической системы содействует их развитию, стабилизации их взаимоот-

ношений и в целом демократизации общества, поэтому происходящие политические процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования [4].

Правовое регулирование политических отношений направлено на достижение целей, стоящих перед государством, обществом, правом. Целью правового регулирования политических отношений является содействие их развитию, обеспечение правомерного поведения граждан в политической сфере, повышение социально-правовой и политической активности и культуры общества и личности. Последнее имеет особенно важное значение в период выборов в органы государственной власти, поскольку только политическая активность населения в современных российских условиях способна удержать государственную власть от использования административного ресурса и обеспечить действительное отражение в результатах выборов воли народа.

Развитие политической системы общества требует также нормативного закрепления политического многообразия и формирования правовых основ функционирования общественных объединений. Общественные объединения оказывают постоянное содействие государству в политическом, социально-экономическом и культурном строительстве, поэтому государство, принимая какие-либо решения, рассчитывает на их творческую опору и поддержку. Следовательно, правовое регулирование деятельности общественных объединений является значимым для развития политической системы и правовыхгарантийразвития политической системы [5].

Влияние политики на правосознание общества и личности осуществляется с помощью СМИ. Если во времена тоталитарного государства СССР можно быть жаловаться на ограниченность доступа к информации и низкий уровень информированности граждан относительно различных негативных событий, то теперь СМИ могут легко спекулировать информацией и выдавать её так, как посчитают нужным. Основной целью информационного воздействия является необходимость формирования нужного политического выбора среди граждан, а также внедрения политических установок, поддерживающих стабильность действующей власти. Политическая деятельность - это информационная борьба за управление психикой элиты и социальных групп общества. От уровня правосознания зависит отношение граждан определенной страны к праву и государству - главному элементу политической системы. Усиление влияния общественного мнения на политические процессы и деятельность политических организаций, на формирование законов и подзаконных актов способствует развитию демократических основ государства.

Огромно влияние политики на правовой статус личности, поскольку без четких представлений о политическом мире человек не сможет в полной мере осознать свои гражданские права и свободы, понять свою ответственность перед государством, увидеть возможность использования политической власти для реализации своих собственных интересов. Граждане как носители определенного правового статуса непосредственно участвуют в управлении делами государства и общества, принимают юридически и политически значимые решения. Следует отметить, что во взаимодействии с политическим фактором необходимо рассматривать не только политические права и свободы, но и весь комплекс прав и свобод личности. В юридической науке справедливо подчеркивается, что «права и свободы человека не существуют вне политического поля и зависят от умения органов государственной власти находить баланс между конституционной необходимостью и политической целесообразностью при принятии определенных решений, затрагивающих права и свободы личности» [6]. В современной России политическая и экономическая целесообразность пока преобладают над конституционной необходимостью обеспечивать права и свободы граждан.

Важным элементом механизма влияния политической системы на формирование и развитие права является правовая политика, под которой понимают основы, принципы, направления, стратегию и тактику правового регулирования общественных отношений [7]. Любое общество проводит определенную экономическую, социальную, национальную, международную и иную политику. Но правовая политика признается важнейшим видом политики, поскольку любая иная политика осуществляется в большинстве своем правовыми, законодательными средствами. Правовая политика как элемент правовой системы общества выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества, реализации права, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и профессионального юридического образования, то есть правовая политика направлена на развитие и совершенствование других элементов правовой системы. Таким образом, главной задачей правовой политики является правовое обеспечение проводимых реформ, демократизация общественной жизни, стабильность и правовой порядокв стране.

Формирование демократического государства невозможно без существования и развития таких элементов политической системы, как политические партии, движения и иные общественные объединения, так как они выступают посредниками между индивидами и государством, причем политические партии занимают доминирующее положение в политической жизни общества. В своих решениях Конституционный Суд РФ часто использует понятие «демократическое правовое государство», определяя его элементы (идеологического и политического многообразия, многопартийности) (Постановление от 7 июня 2000 г. № 10-П). Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ политические партии представляют собой институт, необходимый для функционирования демократии в рамках правового государства и в формах, установленных Конституцией РФ (Постановления от 7 июля 2011 г. № 15-П, от 16 июля 2007 г. № 11-П).

В результате провозглашения принципов политического и идеологического плюрализма, влияния процесса глобализации на развитие российского государства и общества увеличилась политическая активность указанных элементов политической системы, что проявилось в их стремлении воздействовать на законодательные органы государственной власти при принятии законодательных и иных актов, затрагивающих права, свободы и интересы членов общества. Но в настоящее время по различным причинам (историческим, внешнеполитическим и др.) «значительно ограничен важнейший политический фактор, формирующий подлинно демократическую правовую систему, -реальная конкуренция политических сил» [8]. Парламентские процедуры практически во всех развитых странах полностью контролируются политическими партиями, что значительно повышает их авторитет в обществе. В России «данные многочисленных социологических опросов свидетельствуют о повсеместном снижении доверия к парламентским институтам со стороны общества» [9]. Поэтому перед государством сегодня стоит очень сложная задача - обеспечение реализации конституционного принципа политического плюрализма,так как одной из важнейших причин снижения авторитета законодательных (представительных) органов государственной власти в современной России является отсутствие политической конкуренции при их формировании.

Конституционное закрепление принципов федеративного устройства государства предоставило возможность субъектам Российской Федерации участвовать в формировании российской правовой системы [10]. Российская Федерация является федеративным государством, чрезвычайно неоднородным в историческом, этническом, социокультурном, религиозном, экономическом отношениях, несмотря на это проблема вы-

деления правовых систем субъектов Российской Федерации является дискуссионной, так как в юридической литературе нет единства в позициях ученых относительно правомочности выделения правовых систем субъектов РФ как составной части общей национальной правовой системы государства.

Единое правовое пространство федеративной России не должно привести к созданию единой для всей страны правовой системы. На наш взгляд, развитие федеральной и региональной правовых систем ни в коем случае не направлено на нарушение единства правового пространства единого государства. «Многонациональная Россия должна иметь максимально учитывающую особенности субъектов Федерации двухуровневую правовую систему в рамках единого правового пространства. Функционирование региональных правовых систем в России как федеративном государстве должно способствовать укреплению интеграционных процессов в стране, эволюции российской государственности и её правовой системы с учетом общемировых процессов и тенденций, обеспечению основанного на правовых принципах подлинно федеративного государства, стабильности и предсказуемости политико-правовых процессов в Российской Феде-рации»[11]. Таким образом, признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации как многонационального и многоконфессионального государства имеет, главным образом, политическое значение и необходимо для сохранения единства российской государственности.

Правовая система России как федеративного государства характеризуется следующими конституционными признаками:

- закреплено двухуровневое построение правовой системы Российской Федерации и ее единство;

- гарантирована самостоятельность субъектов Российской Федерации в сфере законодательства;

- урегулированы сферы исключительной и совместной компетенции Федерации и ее субъектов;

- установлены приоритеты законодательства Российской Федерации и ее субъектов;

- гарантирована самостоятельность субъектов Федерации в установлении системы органов государственной власти;

- допускается договорно-правовое регулирование внутрифедеративных отношений.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы.

1. Влияние политического фактора на правовую систему выражается в первую очередь в развитии системы российского права, в изменениях количественной и качественной сторон политического законодательства, то есть значительно увеличивается объем и детализируется правовое регулирование политической сферы.

2. Правовое регулирование политических отношений должно быть направлено на содействие их развитию, повышение социально-правовой и политической активности и культуры общества и личности. В современном мире личности важно осознавать свои гражданские права и свободы, видеть и использовать возможность использования политической власти для реализации своих интересов. Усиление влияния общественного мнения на политические процессы и деятельность политических организаций, на формирование законов и подзаконных актов способствует развитию демократических основ государства.

3. Конституционное закрепление принципов федеративного устройства государства предоставило возможность субъектам Российской Федерации участвовать в формировании российской правовой системы. Несмотря на это проблема выделения правовых систем субъектов Российской Федерации продолжает оставаться дискуссионной. Признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации как многонационального и многоконфессионального государства имеет главным образом политическое значение и необходимо для сохранения единства российской государственности.

4. Влияние политического фактора на российскую правовую систему выражается прежде всего в деятельности всех субъектов политики по реализации положений Конституции Российской Федерации, поскольку такая деятельность направлена на решение задач и достижение целей, стоящих перед государством, обществом, правом и требует правового оформления.

Литература

1. Верещагина А.Д. Механизм взаимодействия права и политики современной России (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юр. наук. - М., 2000. - С. 57.

2. Шаповалов А.А. Отрасль современного российского права: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Белгород, 2011. - С. 19.

3. Пилипенко Е.А. Система российского права. Структурно-сравнительныйанализ: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Краснодар, 2004. - С. 12-13.

4. Резникова Е.В.Влияние политической системы на формирование и развитие системы права в современной России: дис. ... канд. юр. наук. - Орел, 2008. - С. 112.

5. Муртазалиев А.М., Мирзаев М.А.Правовое государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимозависимость // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. Общественные науки. - 2015.- Вып.2. - С. 33.

6. Снежко О.А.Права человека и политика // Современное право. - 2012.- № 7. -

С. 36.

7. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К.Бабаева. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2013. - С. 374.

8. Левакин И.В. Эволюция Конституции и социология правовой системы России // Право и современные государства. - 2016.- № 1. - С. 20.

9. Керимов А.А.Современный парламентаризм: особенности и проблемы развития // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. - 2015. - Т. 11. - С. 33.

10. Бекишиева С.Р.Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. - 2013.- № 4. - С. 22.

11. Бекишиева С. Р. Теоретические проблемы правовой системы Республики Дагестан: дис. ... канд. юр. наук. - Махачкала, 2005. - С. 123.

Поступила в редакцию 29 сентября 2016 г.

UDC 340.01

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-3-72-78

Political factor in the Russian legal system development M.A. Mirzayev

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhievst., 43 a; mirzaev47@mail.ru

The research studies the legal system of Russia, which undergoes the process of active dynamics in the last two decades due to political influence. Russian political and legal system has changed radicallybecause of political and transformational processes associated with the transition from one type of political system to another which resulted in the influence of political factors on the legal system components.

The article studies the impact of political factors on the legal system as a complex entity comprising various legal phenomena. Particular attention is paid to the development of a system of law and legislation, the legal policy of the state, legal consciousness of the population, legal status of the individual.

The impact of political factors on the Russian legal system is currently reflected in the activities of all political entities to implement the provisions of the Constitution, because this activity is aimed at solving problems and achieving the goals of the state, society, law, and requires legal registration. Recognition of the relative independence of the legal system of the Russian Federation as a multinational and multi-confessional state is mainly political.

Keywords: legal system, political system, industry, law, legal regulations, legal policy, legal status, federal state, political processes.

Received 29September, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.