Научная статья на тему 'Принцип конституционной законности и его реализация'

Принцип конституционной законности и его реализация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3375
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ / CONSTITUTIONAL LEGALITY / LEGAL SYSTEM / POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечипас Ю.В., Побережная И.А.

Конституционная законность является важнейшим принципом правовой системы России, закрепляемым в Конституции Российской Федерации. В статье раскрываются направления реализации принципа конституционной законности в правовой и политической системах России. Обосновывается положение о том, что конституционная законность является принципом не только правовой, но и политической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principle of Constitutional Legality and Its Implementation

According to the Russian Constitution, compliance with it is an absolute must in all branches, segments and parts of the legal system of the Russian Federation. The authors of this article explain this principle in detail and also emphasize that it applies to the country’s political as well as legal system.

Текст научной работы на тему «Принцип конституционной законности и его реализация»

Ю.В. НЕЧИПАС,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор исторических наук, профессор

И.А. ПОБЕРЕЖНАЯ,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации)

Yu.V. NECHIPAS, Professor of the Department of State Legal Subjects, Doctor of History, Professor

I.A. POBEREZHNAYA, Associate Professor of the Department of State Legal Subjects, Candidate of Law, Associate Professor (Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation)

УДК 342

Принцип конституционной законности и его реализация

The Principle of Constitutional Legality and Its Implementation

Конституционная законность является важнейшим принципом правовой системы России, закрепляемым в Конституции Российской Федерации. В статье раскрываются направления реализации принципа конституционной законности в правовой и политической системах России. Обосновывается положение о том, что конституционная законность является принципом не только правовой, но и политической системы России.

Конституционная законность, правовая и политическая системы.

According to the Russian Constitution, compliance with it is an absolute must in all branches, segments and parts of the legal system of the Russian Federation. The authors of this article explain this principle in detail and also emphasize that it applies to the country's political as well as legal system.

Constitutional legality, legal system, political system.

Законность является важнейшим принципом правовой системы. Как правило, принципы законности и конституционной законности понимают как общее и частное. Под требованием правомерного поведения от всех субъектов правовой системы понимается принцип законности. К наиболее существенным признакам законности обычно относят: обязательность соблюдения и исполнения законов; осуществление всех властных функций исключительно на основе закона при соблюдении прав и свобод человека и гражданина, гарантированности от необоснованно-

го привлечения граждан к ответственности или незаконного лишения имущества; пресечение и предупреждение любых правонарушений, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законов.

Конституционная законность представляет собой категорическое по своему содержанию требование правомерного поведения всех субъектов правовой и политической систем, основанное на соблюдении правовых норм, прежде всего Конституции. Данный принцип является производным от сущности правового демокра-

и <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< I

9

И <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

0

1

< I

10

тического государства, выражает закономерность их развития и функционирования. В силу этого конституционная законность входит в число таких общечеловеческих ценностей, как право, свобода, справедливость, гуманизм, демократия. Это обязывает более тщательно и глубоко исследовать природу и назначение этого принципа в системе регулирования общественной жизни.

Принцип конституционной законности как необходимость (требование) правомерного поведения внешне выражается в своевременном издании, изменении, отмене и систематизации конституционных, правовых по своему содержанию и форме законов (норм права), а также в их неуклонном соблюдении, точном исполнении, правильном применении всеми органами государства, должностными лицами, социальными объединениями и гражданами. Принцип конституционной законности является гарантией обеспечения прав и свобод граждан, осуществления принципа верховенства права, верховенства Конституции, функционирования государственного аппарата на основе разделения властей и принципа ограничения власти законом. Одновременно он выступает мощным посредником между государством и правом, «заставляя» государство действовать в интересах общества, человека на основании права. Именно этим правовое государство отличается от так называемого «государства прочной законности», которое может быть как правовым, так и неправовым. Правовое государство — это всегда государство законности.

Принцип конституционной законности является одной из главных основ общественно-политического строя, характеризуется универсальностью своей деятельности. Он выступает ориентиром правомерного поведения. Проявляясь в этом качестве, принцип неоднозначно выполняет свою регулятивную роль в отношении действий субъекта общественных отношений, которые осуществляются в правовой и неправовой сферах жизни государства. Главной задачей конституционной законности в указанных сферах является обеспечение режима соответствия поведения субъекта правоотношений конституционному законодательству, реализуется эта задача через определенные требования законности в правовой деятельности.

Правовая деятельность предусматривает две основные формы: правотворчество и правореали-зацию. В сфере правотворчества конституционная законность требует осуществления таких юридически значимых действий законодателя и других субъектов, которые обеспечивали бы высокий уровень качества принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, их эффективность, соответствие их содержания общечеловеческим ценностям, нормам и принципам морали, демократии, справедливости.

Правореализация, согласно конституционной законности, должна быть основана на четком соблюдении и неукоснительном исполнении норм законов.

В демократическом правовом государстве, исходя из принципа конституционной законности, должны господствовать право и закон, а не личности. В правовом государстве для соблюдения законности требуется четкое и точное определение форм, путей и механизмов деятельности государства, провозглашение и гарантированность прав и свобод граждан. Принцип конституционной законности обеспечивает приоритет права перед целесообразностью политических решений и действий, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц действовать только на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией [1, ст.ст. 1, 2, 4, 15, 16] и законами России.

Как принцип общественно-политического строя конституционная законность требует, чтобы законодательство имело такой характер построения, который обеспечивал бы необходимую основу легитимации государственного правопорядка, выступал главным ограничителем государственной власти, призванным не допустить огосударствления общества, возможности возвращения к господству силы государства над правом.

В правотворчестве реализация принципа конституционной законности требует, чтобы нормы Конституции Российской Федерации нашли свое отражение в законодательстве: должны быть приняты нормативные акты и урегулированы общественные отношения, принятие и регулирование которых предусматривают нормы Конституции; общеправовые принципы, закрепленные в Конституции, должны стать основой, фундаментом всей правовой системы России и пронизывать все отрасли права. Реализация принципа конституционной законности также предполагает обеспечение соответствия Конституции принимаемых нормативных правовых актов.

Правотворчество, исходя из этого, должно сопровождаться соответствующей системой принятия, согласования и экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также осуществлением контроля за действующими нормативными правовыми актами на соответствие их Конституции Российской Федерации (правовой мониторинг).

Ежегодно законодателем принимается большое количество изменений (более 80 % от общего количества принятых актов) в федеральные законы. Это свидетельствует, с одной стороны, о невысоком качестве законопроектной деятельности и, как следствие, направленности законотворческого процесса на устранение недостатков ранее принятых законов: их пробельности, коллизи-онности, противоречивости, неэффективности

реализации и несоответствия потребностям общественного развития, что в целом негативно влияет на состояние конституционной законности. С другой стороны, это является следствием стремительного развития государства и общественных отношений.

В целях реализации принципа конституционной законности в государстве должна быть сформирована целостная система органов, его обеспечивающих. В России контроль за соответствием Конституции нормативных правовых актов обеспечивается единой системой органов, включая Конституционный Суд Российской Федерации, органы прокуратуры, суды общей юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др.

Действие принципа конституционной законности в сфере фактической деятельности выражается в том, что даже поведение, которое не является юридически значимым, должно соответствовать принципу конституционной законности. В частности, разрабатывая программы и уставы, политические партии и политические объединения граждан принимают нормы, которые предназначены регулировать их внутреннюю организацию, отношения между собой и другими субъектами. Конституционная законность требует, чтобы деятельность указанных политических и других самоуправленческих субъектов отвечала законодательству России. При этом достаточно высока роль саморегулирования политических процессов политическими партиями.

В соответствии со ст. 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Аналогичное положение предусмотрено в ст. 38 ука-

занного Федерального закона, закрепляющей порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума [2].

Уставом политической партии в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» устанавливается порядок реализации гражданами Российской Федерации их права на объединение в политические партии и на участие в их деятельности, а также права беспрепятственно выходить из политических партий [3].

В соответствии со ст. 21 данного Федерального закона устав политической партии должен предусматривать: порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.

Если не выполняется данное требование, то в этом случае локальное правотворчество не соответствует принципу конституционной законности.

Ст. 13 Конституции Российской Федерации, исходя из принципа конституционной законности, устанавливает, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В данной статье говорится, что «запрещается создание и деятельность...», т. е. речь идет не только об организационном (создание), но и функциональном (деятельность) аспекте общественного объединения [6]. Следовательно, объектом оценки должны быть не только устав и программа (такая оценка осуществляется и на этапе регистрации объединения Минюстом России и его органами), но и деятельность общественного объединения, т. е. воплощение выраженных в учредительных актах целей в его практической деятельности. При этом достаточно провозглашения в учредительных актах указанных целей, особенно если такое объединение многочисленно, сплоченно и нацелено на антиконституционные действия,

и <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< X

11

И <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

0

1

< I

12

а обстоятельства и факты свидетельствуют, что соответствующие действия могут произойти. Однако в качестве доказательств не могут приниматься доктринальные посылки о революции, сломе или отмирании государства и пр.

Принцип конституционной законности также находит свою реализацию в действующем законодательстве в форме запрета деятельности общественных организаций. Ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения [4].

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» к основаниям для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке относятся: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

3. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий [5].

Таким образом, принцип конституционной законности пронизывает всю правовую и политическую системы, является «сердцевиной» их формирования.

Реализация принципа конституционной законности зависит от обеспечения единства правового пространства. Кроме того, на реализацию данного принципа в комплексе оказывают влияние также совершенствование федеративных отношений, демократизация и совершенствование политической и избирательной систем, формирование органов исполнительной власти. Все эти процессы оказывают влияние на состояние конституционной законности в государстве.

От степени реализации принципа конституционной законности зависит направление осуществления политической власти, уровень обеспечения свободы и интересов народа в государстве.

Конституционная законность выступает как важнейший идеологический принцип правовой и политической систем. Посредством конституционной законности реализуется одна из важнейших задач Конституции — распределение и ограничения власти законом в целях обеспечения прав и свобод граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

5. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. URL: http://constrf.ru/razdel-1/ glava-1/st-13-krf (дата обращения: 29.04.2016).

E-mail: 26031971@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.