ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ А.С. Новикова, магистрант
Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина (Россия, г. Орёл)
Аннотация. В статье представлена теория политического цикла. Рассмотрены основные модели, становление взглядов. Показан механизм влияния на экономический рост в государстве.
Ключевые слова: денежная политика, выборный цикл, деловой цикл, политические циклы.
Проблемы циклического развития социально-экономических процессов привлекает ученых давно и не случайно, поскольку раскрытие механизмов периодичности явлений открывает путь к прогнозированию и расширению возможностей. А выявление механизма формирования циклов, по сути, представляет собой значительное расширение знаний о природе, физике и динамике тех или иных явлений. По сути, политические циклы можно определить как воздействие важнейшего компонента институциональной матрицы (конституционального элемента). [6]
Политический цикл - это политическое изменение, при котором состояние политического объекта в более поздний момент времени повторяют ранее состояние политического объекта с определенной периодичностью.
Основные фазы политического цикла.
1. Подъём. Осуществляемое в рамках цикла политическое развитие (политический прогресс).
2. Спад. Осуществляемая в рамках цикла политическая деградация (политический регресс).
Таким образом, основной принцип циклических изменений политических объектов - это чередование периодов политического развития и политической деградации.
Изучая эмпирические данные, относящиеся к циклическому поведению экономики, многие экономисты обращали внимание на то, что большинству современных циклов, обычно, предшествовали значительные изменения количества денег в обращении. Предпо-
сылка денежной нейтральности является одним из основных направлений критики теории реального делового цикла в связи с наблюдаемой тесной взаимосвязью выпуска и переменных денежно-кредитной политики. Поэтому в ряде современных теорий, денежная политика часто рассматривается как вероятный источник циклических колебаний.
Частые колебания денежной политике объясняются некоторыми экономистами, как изменение политической ориентации выборных высших органов власти. Они утверждают, что большинство политиков пытаются повлиять на экономическую активность в надежде завоевать популярность и обеспечить себе повторные победы на новых выборах. В таких условиях важным определяющим фактором краткосрочной динамики будет продолжительность периода, на который выбран политик, или так называемый выборный цикл [1, с.48].
Гипотеза о том, что циклы экономической деятельности определяются выборами высших органов власти, получила название теории политического делового цикла (political business cycle theory).
Впервые модельное представление этих взглядов с использованием теоретико-игрового подхода было предложено В. Нордхаузом в 1975 году.
Однако впоследствии оно было подвергнуто резкой критике за то, что было основано на нерациональном поведении и недальновидности избирателей. Дальнейшее развитием стало более широкое использование аппарата теории игр и
ослабление чрезмерно нереалистичных предположений этой модели: учета рациональных ожиданий и различий в политических платформах конкурирующих партий.
Взаимодействие экономических и политических переменных рассматривается в теориях политического цикла в отличие от обычных в макроэкономических исследованиях предположения о постоянстве и экзогенных политических факторах. Модель политического цикла может быть организована в зависимости от особенностей действующих в них избирателей, партий, экономической структуры, шоков, компетенции партий [4, с. 402].
Не волнует влияние их политики на экономику, а только влияет на выбор избирателей. Это предположение приводит к выводу, что учитывая предпочтения избирателей и структуру экономики в многопартийной системе, обе партии предлагают одинаковые платформы и проводят одну и ту же политику в случае победы на выборах (теорема о медианном избирателе). Этот результат достигается, даже если для партий существует неопределенность в предпочтениях избирателей, и они находятся в одном информационном положении.
Напротив, исследования Гиббса показали, что наблюдаемые колебания экономической активности связаны с изменением политической ориентации партий, приходящих к власти.
Партии левой ориентации, как правило, проводят политику к низкой безработицы и следовательно высокой инфляции, а правые партии - антиинфляционную политику, сопровождающуюся высокой безработицей. Следовательно, ситуация подъема происходит при левых, спад - при правых.
Большинство моделей политического цикла рассматривают резкие структурные сдвиги, связанные с внутриполитической системой, как потрясение. Однако в некоторых обсуждаются и последствия внешних потрясений - таких, как войны, революции, климатические ус-
ловия и изменения мировых цен на энергоресурсы [3, с.208].
Таким образом, при сравнительном анализе основных типов разработанных моделей политического цикла можно сказать, что с учетом специфики рассматриваемых ситуаций, характеризующихся вышеуказанными позициями, четкая и универсальная закономерность политико-экономического поведения вряд ли будет найдена. Следует отметить, что наиболее значимые характеристики при объяснении причин и механизма возникновения циклов связаны с первыми двумя предположениями модели о характера ожиданий избирателей поведения партий [2, с. 116].
Одним из первых подходов к моделированию влияния политических переменных на экономические стала модель Нордхауза, предполагавшая нерациональность избирателей и оппортунистические партии. В этой модели избиратели, которые оценивают политика у власти только за его прошлое поведение и полностью доверяют его заявлениям, не пытаются прогнозировать будущую ситуацию. Политик ведет себя так, чтобы максимизировать количество голосов за него на следующих выборах [5, с. 101]. Иными словами, политик является представителем оппортунистической партии и добивается исключительно политических целей. В его арсенале - денежная политика, осуществляющая выбор между инфляцией и безработицей, когда низкий уровень безработицы ведет к росту инфляции, как на данный момент, так и в будущем. Иными словами, предполагается, что нынешнего политика в краткосрочном периоде существует возможность выбора между инфляцией и безработицей как основными макроэкономическими показателями, т. е. кривая Филлипса адекватно описывает краткосрочное совокупное предложение.
В этой модели, экономические циклы, полученные путем нерациональности избирателей и оппортунистическому поведению политика. Обсуждаемая ситуация может быть представлена как повторяющаяся игра между избирате-
лями и государством (политиком), чья цель остаться у власти на очередных выборах. Достижение цели зависит от состояния экономики, определяемого темпом инфляции и уровнем безработицы . Пусть доля избирателей, согласных проголосовать за действующее правительство, определяется функцией популярности,
где - оптимальный для экономики уровень безработицы, который может быть меньше естественного уровня .
Правительство достигает максимума своей популярности, когда
р t = 0 и и t = и * (1) тах = с.
Предполагается, что правительство контролирует предложение денег и, значит, определяет текущие значения и , основываясь на краткосрочной кривой Филлипса, рассматриваемой как ограничение вида
, где (2)
Если ожидания верны, то р t е = р t и экономика функционирует на уровне полной занятости
Ожидания избирателей адаптивны и основываются только на уровне инфляции прошлого периода
pte = р*; — 1
Для нынешней власти достигнутый уровень популярности не является максимальным, поэтому она стремится увеличить его и перейти на новую кривую безразличия, которая ближе к точке социального оптимума. С этой целью она может неожиданно увеличить предложение денег в экономике, стимулировать тем самым деловую активность и снижая безработицу.
Таким образом, процесс политического делового цикла получил в настоящее время столь значимое распространение. Модели политического делового цикла предполагают, что некоторые экономические индикаторы колеблются синхронно с выборами. Все модели политического делового цикла основаны на ряде общих предположений:
- правительства стремятся выиграть выборы, за которые они пытаются максимизировать голоса;
- у избирателей есть предпочтения в отношении экономических показателей, что отражается на их поведении при голосовании;
- правительства могут манипулировать экономикой для улучшения своих шансов на переизбрание.
Влияние политических циклов на развитие российской экономики в совокупности с другими видами циклического развития представляет собой большой интерес для дальнейших ис-
следований. Библиографический список
1. Туманова Е.А., Шигас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. Учебник. Издательство: «ИНФРА-М», 2014г. 400с.
2. Д. Ромер Макроэкономика: продвинутый уровень, Изд-во Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2014г. - 217 с.
3. Бродский Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень. Курс лекций. - М. ИНФРА-М. - 2012. - 312 с.
4. Тарасевич Л.С., Гребеников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - Учебник. 7-е изд. - М.: Высшее образование, 2010. - 654 с.
5. Вичканов В.С., Вичканова Г.Р. Макроэкономика. 2-е изд. - М.: Питер, 2011. -288 с.
6. Шестаков Р.Б. Социально-экономическая модернизация институциональной матрицы // Образование и общество. 2014. Т. 5. №88. С. 91-92.
- ПомитомогиR -
POLITICAL CYCLES
A.S. Novikova, graduate student
Orel state agrarian university named after N.V. Parakhina (Russia, Orel)
Abstract. The article presents the theory of the political cycle. The main models, the formation of views are considered. The mechanism of influence on economic growth in the state is shown.
Keywords: monetary policy, elective cycle, business cycle, political cycles.