О.Е. Гришин
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В XXI ВЕКЕ: СУЩНОСТЬ, СПЕКТР, ХАРАКТЕР
Аннотация
В статье анализируются некоторые сущностные характеристики современных политических технологий. Рассматриваются подходы к определению этого феномена в начале XXI века. Показана взаимосвязь таких технологий с политическим развитием, стагнацией и дестабилизацией политических процессов. Выделены конвенциональные и деструктивные элементы в структуре политических технологий. Описаны активно используемые политические способы и методы: перфоманс и реклама.
Представлены некоторые перспективные направления и тенденции развития политических технологий на современном этапе существования государства и общества. Отмечено, что конструктивные политические технологии сохраняют в себе согласительный договорной стиль и характер применения в современных политических процессах. Суть таких технологий отличается приемлемостью средств и методов политической борьбы, как правило, не выходящей за рамки политико-правового поля.
Ключевые слова:
политическая наука, политические технологии, политический процесс, власть, технологизация, развитие, политический перфоманс, политическая реклама.
O. Grishin
POLITICAL TECHNOLOGIES IN XXI CENTURY: ESSENCE, SPECTRUM, CHARACTER
Abstract
The article analyzes some of the essential characteristics of modern political technologies. The approaches to the definition of this phenomenon at the beginning of the XXI century. The interrelation of these technologies with the political development, stagnation and de-stabilization of the political process. Allocated conventional and destructive elements in the structure of political technologies. Described actively used by political means and methods: performance and advertising. Presents some promising trends and tendencies of development of political technologies at the present stage of the existence of the state and society. Noted that constructive political technologies retain a conciliatory style and character of the contractual use in modern political processes. The essence of such technologies differs acceptable means and methods of political struggle, as a rule, does not go beyond the political and legal fields.
Key words:
political science, political technologies, political process, power, technologization, development, political performance, political advertising.
В XXI веке политологическими школами предложены различные концепты технологизации политического пространства. Исследование политических алгоритмизированных способов и методов, нацеленных на власть, на ее завоевание, удержание, укрепление и осуществление яв-
ляется ключевой задачей современной политической науки. Важнейшая цель политических технологий - власть. Основания и ресурсы власти разнообразны. Жажда власти порождает широкий спектр политических технологий. Основными акторами, реализующими политические технологии, являются политические лидеры, элита, партии. Они воздействуют, как правило, на политическое сознание и поведение людей. В процессе решения конкретных политических проблем продолжают накапливаться знания о различных элементах и этапах технологизации политических процессов.
Исследование современных политических технологий злободневно в связи с их разнообразием, спецификой и преобразующей сущностью. Они оптимизируют, рационализируют и видоизменяют политическую действительность. Сегодня, когда наше общество ищет вариации и пути результативного развития, технологически ориентированные знания, способы и методы в политике становятся первостепенными, самостоятельными и самодостаточными.
Технократическое мышление базируется на эмпирико-прагматических принципах. Эффективность, успех, польза, выгода, рациональность, искомый результат - это ключевые слова в современном лексиконе политических акторов и политтехнологов, формирующих политическую реальность. М.В. Ильин утверждает, что политическую действительность можно разложить на ряд поэтапных дискретных состояний (серий). Их, по его мнению, можно расчленить на элементы и описать рационально, и показать структурно-функциональные связи между ними [12, с. 57-60]. Таким образом, можно утверждать, что политический процесс поддается технологизации в определенных границах и соответственно, управлению в установленных режимах. Корреляционная зависимость между технологическими и политическими сегментами управления детерминирована значительной их связью и взаимозависимостью. Они являются встроенными элементами системы применяемых политических технологий.
О.Ф. Шабров определяет «политические технологии как целенаправленно сконструированную совокупность приемов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп» [25, с. 328]. По мнению ряда исследователей, совершенствование информационных
технологий в XXI веке способствует появлению новых форм политического управления и политической борьбы [4; 15; 17; 28; 29; 31]. Мы констатируем, что в современных условиях борьба за власть все больше перетекает в виртуальное политическое пространство с использованием политических интернет-технологий. О.В. Тимофеев под таким родом инструментов понимает «совокупность наиболее рациональных процедур и операций по применению политическими субъектами особенностей и потенциала глобальной информационной системы «Интернет» в интересах формирования политического сознания аудитории для достижения политических целей и задач» [24, с. 47]. П.И. Васильева оперирует понятием «глобальные политические технологии». Их она описывает, как «особый вид политических технологий, в результате применения которых актор стремится к реализации своих политических интересов, выходящих за пределы одного государства, а применение данных технологий сказывается на политическом процессе в мировом масштабе» [5, с. 78]. Существуют и другие подходы и определения...
Политические технологии по своему генезису, природе и условиям реализации вторичны по отношению к политическим процессам и института. Они - артефакт, продукт человеческой деятельности, компонент политической активности. Такие способы и методы ведения политики являются инструментом политических акторов. Они неотъемлемая часть политического развития и/или стагнации, а также разрушения.
Развития - когда обладают следующими качественными характеристиками: конвенциональностью, конструктивностью и инновационностью [30; 21]. Так, например, инновационность - один из наиболее часто употребляемых в настоящее время терминов. Связанный с внедрением новых подходов в различных сферах общества, творческими началами деятельности, который обусловлен законами и принципами диалектики, процессом развития. Борьба противоположностей, отрицание отрицания, преемственность, переходное состояние от старого к новому неизбежно порождают потребность выработки и осуществления инноватики, придания общественному развитию новых импульсов, качественного прорыва в экономике, социальной сфере, политической системе [23, с. 34]. А.С. Семченков полагает, что учитывая систему ключевых действий, ведущих к конфликтной политической мобилизации, можно сформулировать алгоритм мер по ее нейтрализации. Он включает меры по дезорганизации се-
ти-субъекта угроз политической дестабилизации; проведение информационных кампаний по нейтрализации транслируемых радикальной оппозицией фреймов и интерпретаций происходящего в политической сфере; создание проправительственных массовых движений и организаций; сужение возможностей для осуществления оппозицией агитационно-пропагандистских акций, направленных против власти; блокирование, либо установление контроля над возможными местами осуществления протестной активности, снижение информационного резонанса инициируемых оппозицией событий, проведение встречных акций в поддержку власти в центре столицы и крупных городов; защиту населения и элементов критической инфраструктуры от угроз террористических актов [22, с. 226-227]. Т.Ю. Луцина считает, что современные политические технологии ... в большей степени ориентированы на ненасильственные методы. В число таких технологий можно включить политические мифы. Владение этой техникой дает политтехнологам определенные преимущества в игре на политическом поле [16, с. 147].
Стагнации - когда их свойства характеризуются застоем в общественной жизни, разрушения - конфликтностью, дестабилизацией и хаосом. Так, например, в российских условиях неоднозначно трактуется необходимость применения политических скандалов как технологий создания и апробации имиджа. Такая информация открывает возможность гражданам узнать правду о политиках, а с другой стороны дискредитирует власть в целом и не всегда отражает истинное положение дел в государстве [18]. Многосоставной политической технологией приводящей к дестабилизации политической системы исследователи называют «цветные революции», включающей в себя такие элементы ведения политической борьбы как электронные войны, flash mob, и многого другого [2]. Использование широкого арсенала нелегитимных, «черных» или «грязных» технологий при формировании (выборах) органов власти и управления как элементов информационной войны [1, с. 43]. Применение технологий захвата власти связывается с повышением неуправляемости современных политических процессов [9]. Этот перечень примеров можно продолжать и продолжать. Мы утверждаем, что, к сожалению деструктивных способов и методов достижения политической власти в современном политическом пространстве гораздо больше, нежели легитимных и демократических.
В настоящее время важной задачей является обеспечение легитимного характера использования политических технологий, расширение спектра коммуникативных технологий в современном российском обществе. Рассмотрим активно используемые политические технологии.
Мы констатируем, что традиционные технологии РЯ-влияния и обратная связь от общества к власти утрачивают свою силу и потенциал. В этом плане, достаточно новой эффективной технологией выступает политический перфоманс (перформанс). К исследованию феномена пер-фоманса и его использования в современных политических процессах, как правило, подходят с позиций некоторых положений теорий политической коммуникации. Перфоманс как направление коммуникации претерпевает изменения, как в воплощении, реализации, так и в идеологической составляющей в достижении его целей и задач. В целом, на наш взгляд, политический перфоманс как явлении современной политической жизни в настоящее время требует дополнительного постижения, выработки оценки его эффективности, адаптации к российским реалиям.
Перфоманс - это искусство действия. С помощью которого, необходимо донести, поделиться информацией, транслировать своё внутреннее состояние другому для побуждения активных действий. Результатом» перформанса является определенное состояние зрителя-участника, сопереживающего действию и вовлеченного в него. Последствие этого живет лишь «здесь и теперь». Из всех этих характеристик возникает особая роль политических перформансов, как способа манифестации политических идей и демонстрации роли своих приверженцев [7].
Перформанс определяется как нечто инновационное, что заменило для современного художника традиционную картину, скульптуру, театральное действие. Работая с теми же объектами искусства, как профан-ная, предметная среда, человеческие отношения, перформанс выстраивает просто другие отношения с этими объектами. ... работая в определенном виде искусства, художник совершает действие (в отличие от жанра, в котором просто определяется тематика), какую-то определенную работу, что заложено в самой основе перформанса [6]. Перформансы позволяют вырабатывать единую интерпретацию действительности [19].
Таким образом, перфоманс не предполагает спонтанность; в нем есть организация и четкая иерархия; он преследует определенные цели
и не рассчитан на случайных зрителей, организаторы выбирают место и время с целью наибольшего воздействия на аудиторию.
Приведем примеры политического перфоманса.
В свое время активистки украинского движения FEMEN стали знаменитее многих украинских и российских политиков первой величины только благодаря своей активной гражданской позиции и своим ... грудям. Эксперты считают, что обычными митингами сейчас внимание к политическим проблемам не привлечь. Общество настолько разуверилось в политике и околополитической жизни, что необходимо искать новые формы выражения своей гражданской позиции. Одну из таких необычных форм и нашло женское движение FEMEN [26]. Так оно приняло участие в 2011 году в манифестации в Риме. Акция под лозунгом «Во имя итальянского народа» собрала на площади Сан-Джованни более тысячи человек, выступавших против тогдашнего главы правительства Италии С. Берлускони, и призывала его немедленно уйти в отставку. Среди участников манифестации, где преобладали флаги Демократической партии страны, оказались и украинские девушки, которые появились перед публикой в цветах итальянского флага [27].
Анализ показал, что в России перфоманс используется в первую очередь как политическая реклама. Так, например, в свое время скандальный писатель и политик, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Э. Лимонов, заявил, что собирается выдвинуть свою кандидатуру на пост президента на выборах 2012 года. Его пресс-секретарь А. Аверин не отрицал, что выдвижение на президентский пост многие расценивали именно как политический перфоманс. ... НБП была первой начавшей использовать инновационные формы уличной политики, ранее практиковавшиеся на Западе. Среди них яркие театрализованные зрелища с флагами, символикой, громким скандированием речевок, а также использование граффити и «акций прямого действия» с метанием провианта в политических деятелей в сочетании с мелким политическим хулиганством ... По мнению М. Журкина, Э. Лимонов делал ставку на скандальные перфомансы - метод борьбы в основном европейских леваков - как главный вид политической деятельности., что приносило НБП широкую известность [10]. Скандальный перфоманс: цель - самореклама, повышение рейтинга; задача - наделать шума. Этот вид пер-
фоманса не способен побуждать к действию и действует в рамках своих интересов [14].
Политики учатся актерскому мастерству и стараются по максимуму использовать их «технологии». У каждого есть команда по созданию «образа», которая помогают вживаться в роль. Но с недавнего времени мы наблюдаем интересные «перемены мест»: политики идут в актеры, а актеры в политику. Примеров множество и порой есть удачные. Много актеров, режиссеров, спортсменов стали депутатами. Некоторые претендуют даже на пост президента. Так, например, актер Иван Охлобы-стин в свое время устроил концерт-перфоманс на одной из сцен Москвы. Концерт в виде лекции, проповеди. Он вышел к зрителям со своей «Доктриной 77», в которой предлагал путь развития нашего государства и общества [8].
Использование политического перфоманса дает определенную гарантию привлечения внимания аудитории к политическим проблемам, предсказуемости, основы моделируемости политической деятельности.
Опишем технологичность политического перфоманса.
На наш взгляд, политический перфоманс для эффективного достижения своих целей должен обладать следующими характеристиками:
- развитием действия во временной последовательности;
- эмоциональностью разворачивающегося акта;
- игровым моментом действия;
- наличием сценария;
- присутствием конечных целей акции;
- актуальностью действия;
- как правило, протестным характером акта;
- определенной эстетичностью и эпатажностью;
- доступностью донесения смыла акции до аудитории;
- фиксацией на материальные носители и т.п.
Итак, на данном этапе своего формирования политический перфо-манс как актуальная технология востребован и требует своей дальнейшей систематизации и определения его закономерностей.
Политическая реклама - это политическая технология, насущный элемент политического рынка. Политическая реклама встраивается в информационное поле, генерируемое формами общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.), средствами массовой коммуникации,
сферой межличностной и специальной коммуникации. Полиаспектность этого феномена дает разное его толкование, иногда даже в рамках одной политологической школы.
Мы констатируем, что оппозиционная политическая реклама трансформируется в ambient media - т.е. в граффити, настенные надписи, надписи на иных материальных носителях и т.п. А также появляются новые формы подачи информации, рассчитанные на индивидуальное восприятие. Анализ показывает, что искренний интерес простых российских телезрителей был потерян еще в 2007 году, которым государственные телеканалы предлагали теледебаты не в прайм-тайм. Вследствие этого в ходе избирательных кампаний используются, и будут использоваться старые, проверенные временем рекламные технологии.
Так в 2011 году в ряде регионов наглядная агитация партии «Единая Россия» совпадала с рекламой выборов избиркомов, а в Москве оказались одинаковыми не только графические изображения избиркома и партии, но и похожие до степени смешения слоганы [21]. Блогер О. Козырев обнаружил практически полное сходство между агитационными материалами «Единой России» и московского избиркома. Как можно было убедиться, посмотрев на агитационные материалы, на билборде и плакате использовалось одинаковое цветовое решение, а также аналогичное схематичное изображение различных социальных групп [3].
По мнению ряда исследователей, в частности В. Евстафьева, сегодня наши лучшие рекламные продукты, в том числе и политические, вполне сопоставимы с западными образцами. Он отмечает, что в свое время политтехнолог Ж. Сегела сформулировал принцип, согласно которому политическая реклама в своих девизах и лозунгах обязательно должна быть оптимистична, устремлена вперед, в будущее. Даже самой успешной политической силе в агитации нельзя опираться на достигнутые успехи. Она должна что-то обещать, указывать дальнейший путь. В этом смысле показателен пример «Единой России», хотя у нее был соблазн скатиться в перечисление достигнутого. Но партия умело славировала и в девизе кампании «Будущее за нами!», и в видеороликах, и в наружной рекламе [13].
Итак, политическая реклама, в настоящее время перемещается в виртуальное пространство. Такую рекламу в Интернете располагают, как правило, оппозиционно настроенные политические акторы. В этом
плане Интернет дает огромные возможности. Так, например, в телеэфир не прошли некоторые ролики «Яблока», «Справедливой России» и ЛДПР [11]. Так, телеканалы в ходе избирательной кампании в нескольких регионах страны отказались демонстрировать предвыборный ролик партии «Справедливая Россия», сославшись на решение Центризбиркома, усмотревшего в ролике признаки экстремизма.
Таким образом, можно констатировать, что в период избирательных кампаний партийную прессу читают чаще. Агрессия - тренд современных политических кампаний. В политической рекламе мало места уделяется молодежи, иногда она навевает скуку, а также можно отметить обилие политической рекламы на транспорте. В целом политическая реклама плавно перемещается в виртуальное пространство. Особенно это касается оппозиционной (неофициальной) политической рек-ламистики.
Итак, в современных российских условиях актуальной задачей становится реализация последовательно применяемых технологических процедур, приемов и способов деятельности позволяющих привести политические процессы к искомым результатам. Конструктивные политические технологии заключают в себе согласительный договорной стиль и характер применения в современных политических процессах. Сущность таких технологий отличается приемлемостью средств и методов политической борьбы, как правило, не выходящей за рамки политико-правового поля. Другие же технологии, напротив, содержат экстремистские, радикальные, коррупционные и иные «нелегитимные» элементы в своей структуре.
Литература
1. Авцинова Г.И. Тенденции информационной войны против России // Обозреватель - Observer. 2011. №7(258).
2. Анохин М.Г., Бочанов М.А. Информационные технологии «цветных революций» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. №4.
3. Блог Олега Козырева. URL: http://www.adme.ru/tainstvennye-sovpadeniya/reklama-vyborov-i-edinoj-rossii-okazalas-odinakovoj-323655 (дата обращения 10.02.2014).
4. Бронников И.А. Политическая коммуникация и современность // Юридические исследования. 2013. №4.
5. Васильева П.И. Глобальные политические технологии: теория и практика // Обозреватель - Observer. 2012. №8.
6. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства // Искусство России. URL: http://www.gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/city_266/fah_348/#first (дата обращения 10.02.2014).
7. Деготь Е. Performance - искусство действия // Декоративное искусство, №5. URL: http://visaginart.narod.ru/POST/perf.htm,1991 (дата обращения 10.02.2012).
8. Доктрина 77 Ивана Охлобыстина // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/doktrina-77-ivana-oxlobystina-polnyj-tekst (дата обращения 10.02.2014).
9. Жильцов С.С. Технологии политической борьбы за власть на Украине // Полис. 2014. №6.
10. Журкин М. Партия без партитуры. URL: http://www.evrazia.org/article/217 (дата обращения 10.02.2014).
11. Запрещенные к показу предвыборные ролики оппозиции. URL: http://informacia.ru/video/scandal/2099-1202.html (дата обращения 10.02.2014).
12. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен. О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии // Полис. 1992. №3.
13. Куц Е. «Мыло» в Интернете // Профиль. 2011. №42(741).
14. Лимонов примеряет фартук кухарки управляющей государством // Свободная Пресса. URL: http://svpressa.ru/politic/article/5217 (дата обращения 10.02.2014).
15. Лукашина Ю.И. Политические технологии в XXI веке // Власть. 2012. №1.
16. Луцина Т.Ю. Политические технологии и политический миф // Конвенциональные и неконвенциональные технологии политической деятельности в условиях глобализации: Материалы Межд. науч.-практич. конф., Москва, 23 сент. 2011 г. / Под общ. ред. В.И. Камыша-нова, О.Е. Гришина. М.: Федерация мира и согласия, 2011.
17. Лысенкова М.Ф. Интернет-реклама в контексте политических технологий в современной России // NB: Вопросы права и политики. 2012. №1.
18. Нестерчук О.А. Опасный контент как технология скрытого управления массовым сознанием и поведением в современных условиях // Безопасность Евразии. 2013. №2(46).
19. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Москва, 2005.
20. Равнение на урны. URL: http://kommersant.ru/doc/1828806 (дата обращения 10.02.2014).
21. Селиванова Е.С. Модели, практики и технологии продвижения неправительственных организаций в региональном информационном пространстве Российской Федерации (на примере областей Центрального Черноземья). Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2013.
22. Семченков А.С. Политическая стабильность и актуальные направления её обеспечения в России // Конвенциональные и неконвенциональные технологии политической деятельности в условиях глобализации: Материалы Межд. науч.-практич. конф., Москва, 23 сент. 2011 г. / Под общ. ред. В.И. Камышанова, О.Е. Гришина. М.: Федерация мира и согласия, 2011.
23. Тарасов Е.Н. Принцип инновационности: политическое содержание // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 1.
24. Тимофеев О.В. Понятийные проблемы политических интернет-технологий: поиск адекватной интерпретации // Власть. 2011. №7.
25. Шабров О.Ф. Политические технологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4.
26. FEMEN - искусство политического перфоманса // Культуроло-гия.РФ - Блоги. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/search/ ?query=FEMEN (дата обращения 10.02.2014).
27. FEMEN разделись в Риме против Берлускони // Обозреватель. URL: http://obozrevatel.com/abroad/femen-razdelis-v-rime-protiv-berluskoni.htm (дата обращения 10.02.2014).
28. Keohane R.O., Nye Jr. J. Power and Interdependence in the Information Age / Democracy.com? Governence in a Networked World. Hollis, 1999.
29. Musiat-Karg M. Wptyw ICT na zycie polityczne Nowe media we spotczesnym swiecie / M. Jezinski, A. Seklecka, L. Wojtkowski. Torun, 2011.
30. Negrine R.M. The Transformation of Political Communication: Continuities and Changes in Media and Politics, Palgrave Macmillan, 2008.
31. Por^bski L. Elektroniczne oblicze polityki. Demokracja, panstwo, instytucje polityczne w okresie rewolucji informacyjnej. Krakow, 2004.
References
1. Avtsinova G.I. Tendentsii informatsionnoi voiny protiv Rossii. Oboz-revatel' - Observer. 2011. №7(258).
2. Anokhin M.G., Bochanov M.A. Informatsionnye tekhnologii «tsvet-nykh revolyutsii». Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2010. №4.
3. Blog Olega Kozyreva. URL: http://www.adme.ru/tainstvennye-sovpadeniya/reklama-vyborov-i-edinoj-rossii-okazalas-odinakovoj-323655 (data obrashcheniya 10.02.2014).
4. Bronnikov I.A. Politicheskaya kommunikatsiya i sovremennost'. Yu-ridicheskie issledovaniya. 2013. №4.
5. Vasil'eva P.I. Global'nye politicheskie tekhnologii: teoriya i praktika. Obozrevatel' - Observer. 2012. №8.
6. Gnirenko Yu. Performans kak yavlenie sovremennogo otechestven-nogo iskusstva. Iskusstvo Rossii. URL: http://www.gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/city_266/fah_348/#first (data obrashcheniya 10.02.2014).
7. Degot' E. Performance - iskusstvo deistviya. Dekorativnoe iskusstvo, №5. URL: http://visaginart.narod.ru/POST/perf.htm,1991 (data obrashcheniya 10.02.2012).
8. Doktrina 77 Ivana Okhlobystina. Pravoslavie i mir. URL: http://www.pravmir.ru/doktrina-77-ivana-oxlobystina-polnyj-tekst (data obrashcheniya 10.02.2014).
9. Zhil'tsov S.S. Tekhnologii politicheskoi bor'by za vlast' na Ukraine. Polis. 2014. №6.
10. Zhurkin M. Partiya bez partitury. URL: http://www.evrazia.org/article/217 (data obrashcheniya 10.02.2014).
11. Zapreshchennye k pokazu predvybornye roliki oppozitsii. URL: http://informacia.ru/video/scandal/2099-1202.html (data obrashcheniya: 10.02.2014).
12. Il'in M.V. Ritmy i masshtaby peremen. O ponyatiyakh «protsess», «izmenenie» i «razvitie» v politologii // Polis. 1992. №3.
13. Kuts E. «Mylo» v Internete. Profil'. 2011. №42(741).
14. Limonov primeryaet fartuk kukharki upravlyayushchei gosu-darstvom. Svobodnaya Pressa. URL: http://svpressa.ru/politic/article/5217 (data obrashcheniya 10.02.2014).
15. Lukashina Yu.I. Politicheskie tekhnologii v XXI veke. Vlast'. 2012. №1.
16. Lutsina T.Yu. Politicheskie tekhnologii i politicheskii mif. Konvent-sional'nye i nekonventsional'nye tekhnologii politicheskoi deyatel'nosti v usloviyakh globalizatsii: Materialy Mezhd. nauch.-praktich. konf., Moskva, 23 sent. 2011 g. Pod obshch. red. V.I. Kamysha-nova, O.E. Grishina. M.: Federatsiya mira i soglasiya, 2011.
17. Lysenkova M.F. Internet-reklama v kontekste politicheskikh tekhnologii v sovremennoi Rossii. NB: Voprosy prava i politiki. 2012. №1.
18. Nesterchuk O.A. Opasnyi kontent kak tekhnologiya skrytogo upravleniya massovym soznaniem i povedeniem v sovremennykh uslovi-yakh. Bezopasnost' Evrazii. 2013. №2(46).
19. Pocheptsov G.G. Pablik rileishnz dlya professionalov. M.: Moskva,
2005.
20. Ravnenie na urny. URL: http://kommersant.ru/doc/1828806 (data obrashcheniya 10.02.2014).
21. Selivanova E.S. Modeli, praktiki i tekhnologii prodvizheniya ne-pravitel'stvennykh organizatsii v regional'nom informatsionnom prostran-stve Rossiiskoi Federatsii (na primere oblastei Tsentral'nogo Cher-nozem'ya). Voronezh: Izdatel'stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2013.
22. Semchenkov A.S. Politicheskaya stabil'nost' i aktual'nye naprav-leniya ee obespecheniya v Rossii. Konventsional'nye i nekonventsional'nye tekhnologii politicheskoi deyatel'nosti v usloviyakh globalizatsii: Materialy Mezhd. nauch.-praktich. konf., Moskva, 23 sent. 2011 g. Pod obshch. red. V.I. Kamyshanova, O.E. Grishina. M.: Federatsiya mira i soglasiya, 2011.
23. Tarasov E.N. Printsip innovatsionnosti: politicheskoe soderzhanie. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. 2013. T. 1.
24. Timofeev O.V. Ponyatiinye problemy politicheskikh internet-tekhnologii: poisk adekvatnoi interpretatsii. Vlast'. 2011. №7.
25. Shabrov O.F. Politicheskie tekhnologii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №4.
26. FEMEN - iskusstvo politicheskogo perfomansa. Kul'turolo-giya.RF - Blogi. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/search/?query=FEMEN (data obrashcheniya 10.02.2014).
27. FEMEN razdelis' v Rime protiv Berluskoni. Obozrevatel'. URL: http://obozrevatel.com/abroad/femen-razdelis-v-rime-protiv-berluskoni.htm (data obrashcheniya 10.02.2014).
28. Keohane R.O., Nye Jr. J. Power and Interdependence in the Information Ag. Democracy.com? Governence in a Networked World. Hollis, 1999.
29. Musiat-Karg M. Wptyw ICT na zycie polityczne Nowe media we spotczesnym swiecie. M. Jezinski, A. Seklecka, t. Wojtkowski. Torun, 2011.
30. Negrine R.M. The Transformation of Political Communication: Continuities and Changes in Media and Politics, Palgrave Macmillan, 2008.
31. Porçbski L. Elektroniczne oblicze polityki. Demokracja, panstwo, instytucje polityczne w okresie rewolucji informacyjnej. Krakow, 2004.