Научная статья на тему 'Политическое шоу как технология коммуникации'

Политическое шоу как технология коммуникации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1733
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ШОУ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРФОМАНС / ТОК-ШОУ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЮМОР / КОНЦЕРТ / ШОУ-БИЗНЕС / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ФЛЕШ-МОБ / POLITICAL SHOW / POLITICAL COMMUNICATION / COMMUNICATION TECHNOLOGY / POLITICAL PERFORMANCE / TALK-SHOWS / POLITICAL HUMOR / CONCERT / SHOW BUSINESS / ELECTION CAMPAIGN / FLASH-MOB

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гришин Олег Евгеньевич, Митрофанова Анастасия Дмитриевна

Статья посвящена актуальной теме использования технологий политического шоу. В настоящее время появляется необходимость развития и усовершенствования новых технологий коммуникации между политическими структурами и обществом, с помощью которых можно привлечь внимание аудитории, а также интерпретировать события в интересах власти и управлять массами. Значимо исследовать особенности, закономерности, механизмы и перспективы использования технологий шоу в процессе политической коммуникации. Насущно изучение подачи информации посредством шоу-технологий в тех странах, которые находятся в состоянии кризиса. Деятельность правительств таких государств создает условия, при которых население гораздо больше интересует не содержательная часть кризиса и пути выхода из него, а форма, особая зрелищность, скандальность подачи информации об актуальных проблемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SHOW HOW TECHNOLOGY OF THE COMMUNICATION

The article is devoted to the actual topic of the use of technologies of political show. Currently, there is need for development and improvement of new technologies of communication between the political agencies and society, by which you can attract the attention of the audience, as well as to interpret the events in the interests of power and control the masses. Significantly explore the features, patterns, mechanisms and perspectives of using technology to show the process of political communication. Urgently study the flow of information through technology show in those countries that are in crisis. Activities of the Governments of such countries create conditions in which people are not interested in much more substantial part of the crisis and the ways out of it, and the form, special entertainment, scandal supply information about the actual problems.

Текст научной работы на тему «Политическое шоу как технология коммуникации»

О.Е. Гришин, А.Д. Митрофанова

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ШОУ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме использования технологий политического шоу. В настоящее время появляется необходимость развития и усовершенствования новых технологий коммуникации между политическими структурами и обществом, с помощью которых можно привлечь внимание аудитории, а также интерпретировать события в интересах власти и управлять массами. Значимо исследовать особенности, закономерности, механизмы и перспективы использования технологий шоу в процессе политической коммуникации. Насущно изучение подачи информации посредством шоу-технологий в тех странах, которые находятся в состоянии кризиса. Деятельность правительств таких государств создает условия, при которых население гораздо больше интересует не содержательная часть кризиса и пути выхода из него, а форма, особая зре-лищность, скандальность подачи информации об актуальных проблемах.

Ключевые слова:

политическое шоу, политическая коммуникация, технологии коммуникации, политический перфоманс, ток-шоу, политический юмор, концерт, шоу-бизнес, избирательная кампания, флеш-моб.

O. Grishin, A. Mitrofanova

POLITICAL SHOW HOW TECHNOLOGY OF THE COMMUNICATION

Abstract

The article is devoted to the actual topic of the use of technologies of political show. Currently, there is need for development and improvement of new technologies of communication between the political agencies and society, by which you can attract the attention of the audience, as well as to interpret the events in the interests of power and control the masses. Significantly explore the features, patterns, mechanisms and perspectives of using technology to show the process of political communication. Urgently study the flow of information through technology show in those countries that are in crisis. Activities of the Governments of such countries create conditions in which people are not interested in much more substantial part of the crisis and the ways out of it, and the form, special entertainment, scandal supply information about the actual problems.

Key words :

political show, political communication, communication technology, political performance, talk-shows, political humor, concert, show business, election campaign, flash-mob.

В условиях современной политической действительности объемы поступающей информации слишком велики для восприятия массами. Постепенно народ перестает следить за новостной хроникой, утрачивает интерес к текущим проблемам, в частности, к конфликту вокруг Украины, развивающемуся экономическому кризису. В связи с этим появляется необходимость развития и усовершенствования новых технологий коммуни-

кации между политическими структурами и обществом, с помощью которых можно привлечь внимание аудитории, а также интерпретировать события в интересах власти и управлять массами [15].

Технологии политического шоу анализируются в публикациях М. Каневского [8], А.Ю. Карповой [9], Е.Ф. Коханова [10] и Э. Могилев-ской [13]. Анализ показал, что технологии шоу-политики позволяют преподносить новости в развлекательном, даже ироничном ключе, делая акцент на малозначимых деталях. К тому же элементы шоу-политики используются различными представителями власти и шоу-бизнеса в целях РЯ, а также как способ манипуляции настроениями граждан. Кроме того, когда по какой-либо проблеме поступает слишком много информации, у людей пропадает интерес к ней. С помощью технологий шоу можно привлечь внимание к выгодной для конкретных политических структур информации. Также с их помощью восполняются потребности населения в удовольствии и положительных эмоциях, что немаловажно в условиях современной обстановки.

Существует достаточно много определений феномена «политическая коммуникация». Так, например, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов и Л.В. Зотова определяют политическую коммуникацию как «смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть и ее осуществление» [6, с. 310]. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Как правило, исследователи трактуют политическую коммуникацию как процесс взаимодействия и обмена политической информацией между различными социальными группами и индивидами на всех уровнях [11].

Процесс шоуизации политики начался в XX веке и активно продолжил развиваться после Второй Мировой войны, когда политическая коммуникация стала формироваться в самостоятельную отрасль науки. Кроме того, развитие данного процесса было связано с возникновением и распространением новых рекламных и РЯ-технологий в политической и социальной сферах. Однако следует отметить, что элементы шоу применялись и в древности. Ритуальность и церемониальность, сакральность и поклонения институтам и атрибутам политической власти существовали во все времена. Современная шоу-политика, как особый самостоятельный феномен, связана с развитием телевидения, кино и Интернета [2].

В самом общем смысле шоуизация политики подразумевает использование технологий шоу в ходе процесса политической коммуникации. В данном случае в роли Заказчика может выступать как государство в целом, так и отдельные политические лидеры. В качестве сообщения может быть мотив поддержать того или иного лидера, навязывание необходимого мнения по конкретной проблеме, побуждение к определенным действиям и прочее. Передатчик доносит необходимую информацию до получателя. Им может быть какой-либо политический деятель, звезда шоу-бизнеса, СМИ. Получателем являются массовые аудитории, а не конкретный человек. В итоге Заказчик получает обратную реакцию в виде, например, массовых выступлений, высказывания общественной позиции в его интересах, поддержки лидеров и партий на выборах и т.п.

Наиболее популярными технологиями политического шоу в современном мире являются: политический перфоманс, ток-шоу, юмористические передачи, концерты, привлечение звезд шоу-бизнеса к избирательной кампании, флеш-мобы.

Политический перфоманс. Данная технология получила научное обоснование в начале 50-х годов XX века. Однако элементы перфоманса использовались еще в Средневековье. В самом общем смысле политический перфоманс можно определить как символическую и ритуальную деятельность по производству поступков, которые создают нужное впечатление и ложатся в основу имиджей.

Можно выделить несколько основных принципов перфоманса [3], которые, однако, не всегда соблюдаются в отдельно взятых акциях:

- временное развитие действия;

- тактильность;

- игровой момент;

- обязательное наличие сценария;

- многослойность цели;

- эпатажность;

- актуальность действия.

Одной из основных функций политического перфоманса является возможность манифестации политических идей и демонстрации роли своих приверженцев. В качестве примера использования данной технологии в современной практике можно привести акцию украинского движения Femen. В ноябре 2011 года представительницы данной организации при-

няли участие в акции «Во имя итальянского народа». Девушки появились перед публикой в цветах итальянского флага: тело одной из трех было полностью покрыто зеленой краской, второй - белой, а третьей, соответственно, красной. Их головы украшал традиционный украинский венок [24]. Политический перфоманс в мире чаще всего связан с протестами и скандалами. Так, ряд подобных мероприятий в разных странах вызвала акция группы Pussy Riot, проведенная в феврале 2012 года в Храме Христа Спасителя. А в июле того же года мэр Рейкьявика Йон Гнарр устроил перфоманс в поддержку участниц группы. Он надел розовое платье и шапку-балаклаву и ездил по улицам Рейкьявика в автомобиле с плакатом «Свободу Pussy Riot» [1]. Также, во время Выборов Президента Украины в 2010 году участницы FEMEN прорвались на участок, где должен был голосовать Виктор Янукович, с плакатами «Хватит насиловать страну», обращенными ко всем политикам страны, а не только к Президенту. А в октябре 2014 года Активистки движения предстали топлес перед президентом Франции Франсуа Олландом во время его общения с журналистами. Пресс-служба организации заявила, что поводом для данной акции послужили два обвинения в эксгибиционизме, недавно выдвинутые французской судебной системой, в адрес двух активисток FEMEN Яны Ждановой и Элоиз Бутон [24].

Ток-шоу. Данный жанр возник в 60-х гг. XX века, и его родоначальником считается американский телеведущий Фил Донахью. Ток-шоу - это телевизионная передача в виде свободного обмена мнениями на заданную тему, в ходе которой специалисты отвечают на вопросы ведущего, присутствующих гостей и телезрителей [13, с. 21].

Ток-шоу распространены в различных странах мира. В связи с конфликтной обстановкой на Украине [4] и ее последствиями актуальными остаются политические ток-шоу. Так, в Германии очень популярно шоу Майбрит Ильнер [14]. Среди ключевых тем ее программ особенно выделяются следующие: «Русская рулетка - Можно ли доверять Путину?» (от 24.04.2014), «Новая Россия Путина» (от 04.09.2014), «Россия против Запада — мир в Европе в опасности?» (от 07.02.2015).

Практически в каждой стране есть свой вариант программы, в которой обсуждаются важные и актуальные общественно-политические проблемы. С развитием ситуации на Украине появляется большое количество телепередач данного формата, которые зачастую используются для мани-

пуляции сознанием населения. Так, на украинском телевидении существует три политических ток-шоу: «Черное зеркало» с Евгением Киселевым, «Шустер Live» с Савиком Шустером и «Право на власть», где вместо ведущего гости слышат только голос за кадром.

Можно кратко описать каждую из приведенных выше передач. «Черное зеркало» представлено в виде открытой площадки, где гости в студии и журналисты обговаривают важные вопросы и события, произошедшие в стране и в мире за прошедшую неделю. Среди тем прошлых выпусков «Черного зеркала» были такие вопросы, как: «Льготы участникам АТО: как их получают на практике», «Смягчение режима Америки в отношении Ирана: какие выгоды от этого будут для Украины», «100 дней работы нового Правительства: предварительные итоги». Данная программа носит ярко выраженный проамериканский характер. Такой вывод можно сделать по тону общей дискуссии в студии, где ведущие и гости жестко критикуют политику российских властей. Кроме того, на сайте ток-шоу был проведен опрос «Как вернуть Крым в Украину?». Варианты ответа были следующими: отвоевать (9,92%), отсудить (8,52%), привлечь реформами (40,98%), сначала Донбасс (40,58%) [7]. Ведущий утверждает, что Крым был аннексирован и, его необходимо вернуть в состав Украины.

«Шустер Live» более пророссийская программа. В ней обсуждаются также важные и актуальные события, но в более критичном по отношению к Украине ключе. Например, после подписания Минских соглашений в феврале 2015 года вышла передача, где основным вопросом было: «Кто быстрее нарушит пункты соглашения: Россия или Украина?». В ходе дискуссии ведущий и гости пришли к выводу, что это будет Украина. Также по вопросу Крыма никто в студии не говорил об аннексии. Поэтому, можно сказать, что «Черное Зеркало» и «Шустер Live» - ток-шоу с полярными позициями по одинаковым проблемам.

«Право на власть» отличается по формату от предыдущих шоу. В студию программы раз в неделю приглашают четырех политиков, претендующих на места в Верховной Раде. Гостям задают вопросы из различных сфер и проверяют их по следующим критериям: верят ли им зрители, разделяют ли их позицию эксперты, согласятся ли с ними оппоненты и не поймают ли их на лжи журналисты. В целом данное шоу направлено не

на формирование мнения украинцев о России и Америке, а на конкретный результат: победу кандидата на выборах в Раду.

Несмотря на распространенность данной технологии, с ее помощью нельзя оказать влияние на большие массы людей. По данным опросов, проведенных ведущими мировыми издательствами в 2014 году, политические ток-шоу на Украине, которую мы рассматривали в качестве примера, смотрит около 30% населения [16]. По данным опроса, проведенного немецкими СМИ, около 40% жителей Германии смотрят политические ток-шоу [25]. В США на сайте канала CNN был проведен подобный опрос. По его результатам оказалось, что около 45% американцев смотрят данные телепередачи [26].

Юмористические программы. Данный вид шоу появился во второй половине XX века в США. Передачи ироничного характера направлены на развлечение зрителей. Во время просмотра таких программ люди расслабляются. В таких условиях они быстрее поддаются различным манипуляциям. Поэтому часто в юмористических шоу появляется политическая тематика.

Этот вид коммуникации распространен во многих странах мира. Существуют различные форматы таких программ. Это могут быть и авторские ток-шоу, как, например, в свое время британское «Шоу Бенни Хил-ла», российский «Вечерний Ургант». Ведущие данных телепередач в ироничном ключе рассказывают зрителям об актуальных событиях и обсуждают их с приглашенными гостями в студии.

Также популярны передачи с сольными или командными выступлениями. Одним из наиболее ярких примеров является международный союз КВН. Игры Клуба проходят в разных странах мира, чаще всего в странах СНГ. Команды Клуба выступают с концертами в США и Европе. В ходе выступления команды затрагивают, помимо всего прочего, и актуальные политические темы, высмеивают действия конкретных политиков и правительств различных стран. В таком упрощенном контексте определенная информация подается зрителям в необходимом для власти ключе, так как, безусловно, подобные программы проходят жесткую цензуру.

Данный вид юмористических шоу, а также различные мультипликационные и кукольные передачи («Куклы») больше популярны среди русскоговорящей публики в странах СНГ. Их формат предполагает упрощенную передачу информации за счет шуток. За просмотром подобных про-

грамм зрители отдыхают и получают актуальную информацию, не задумываясь о сути проблем. С помощью данной технологии можно внедрить определенную «мысль-вирус», касающуюся определенной проблемы.

В США большой популярностью пользуется ежедневное авторское ток-шоу «The Daily Show». По данным различных источников, рейтинги программы варьируются от 55 до 70% при общей аудитории канала около 45% от всех жителей Америки [22]. Помимо этого шоу, на американском телевидении есть более десяти вариантов передач похожего формата. А также еще в 15 странах мира существуют различные варианты подобных программ: Англия - «The Graham Norton Show», Бразилия - «The Noite com Danilo Gentili», Австрия - «Willkommen Österreich with Stermann & Grissemann». Формат всех этих шоу предполагает наличие одного ведущего и, в некоторых вариантах, со-ведущего. Ведущий рассказывает последние новости страны и мира, преподнося их в юмористическом ключе. После в студию приходят гости - популярные певцы, актеры, с которыми продолжается обсуждение новостей, а также личной жизни гостей.

Так, например, в США после убийства Бориса Немцова в эфир 2 марта 2015 года вышел очередной выпуск «The Daily Show». Ведущий Джон Оливер, обсуждая эту новость с гостями, сказал следующее: «Наверное, у русских вместо «До свидания!» используется фраза «Надеюсь, Путин тебя не убьет!» [28]. Далее Оливер развил свою мысль. Но уже по одной этой фразе можно судить об отношении ведущего к России и Путину, а также об общей направленности передачи.

Концерты. Чаще всего концерты проводятся во время избирательной кампании в поддержку определенной политической силы. Это могут быть как бесплатные концерты на открытом воздухе в рамках митинга, так и платные сольные концерты звезд шоу-бизнеса, собранные средства от которых направляются в предвыборный фонд кандидата или партии. Например, в США перед президентскими выборами 2012 года известные американские рокеры Брюс Спрингстин и Билли Джоэл дали концерт в поддержку Барака Обамы. Средства, полученные от продажи билетов, были переданы в предвыборный фонд действующего президента.

В странах Европы и США очень распространены концерты в честь какой-либо политической силы. Они могут проводить как в рамках предвыборной агитации, так и после выборов в честь победы. Кроме того, концерты проводятся для поздравления с каким-либо праздником бес-

платно для привлечения большего числа зрителей. Обычно на подобных мероприятиях озвучивается, что они организованы при поддержке какой-либо партии или политика. В таком случае поддерживается положительный имидж, привлекается больше сторонников.

К примеру, в июне 2012 года на площади у Букингемского дворца в центре Лондона состоялся в честь Бриллиантового юбилея королевы Елизаветы. Следует отметить, что в Англии положение монарха нестабильно. Часто люди недовольны тем, сколько средств тратится на содержание монаршего дома. Поэтому такие концерты отвлекают народ от проблем, дают им возможность бесплатно отдохнуть, не забывая, что праздник проводится в честь Королевы.

Нередко в США во время предвыборных кампаний проводят концерты в поддержку определенных кандидатов. Автор приводил ранее пример такого мероприятия ранее. В честь победы на выборах также проводятся концерты, на которых победитель благодарит за поддержку своих сторонников. Часто выигравший кандидат использует такие конструкции в своей речи, как: «мы победили», «вместе с вами» и т.п. Это, своего рода, приемы НЛП, с помощью которых можно влиять на сознание людей. Чувство единения сплачивает народ и позволяет мотивировать его к определенным действиям в случае необходимости.

В январе 2009 года прошел масштабный концерт в честь инаугурации нового президента страны Барака Обамы. На этом мероприятии выступили самые популярные артисты Америки, в числе которых были и2, Веуопсе, Стиви Уандер и другие, а также знаменитые актеры. Они со сцены поздравляли Обаму с избранием, желали ему успехов и благодарили избирателей за их выбор.

Отдельно стоит выделить технологию привлечения звезд шоу-бизнеса к участию в политической деятельности. Здесь речь идет не только о концертах, а также и об активной поддержке кандидата или партии (доверенные лица), в целом об агитации граждан для участия в выборах и о непосредственном участии «звезд» в политической жизни страны.

Например, в той же Америке различные актеры и певцы перед выборами 2012 года активно заявляли о своих политических предпочтениях. В частности, Барака Обаму поддерживали Джордж Клуни, Мэтт Дэй-мон, популярная телеведущая Опра Уинфри, звезды музыки Мадонна,

Эминем и другие. Кроме того, перед этими выборами была запущена масштабная рекламная кампания для привлечения избирателей к голосованию. Стивен Спилберг снял мобилизующий ролик «DON'T VOTE!» («Не голосуй!»), в котором приняли участие такие знаменитости, как Уилл Смит, Леонардо ДиКаприо, Джастин Тимберлейк и др.

Очень распространен во многих странах и переход известных людей из шоу-бизнеса в политику. Многие знаменитые актеры, певцы, спортсмены вступают в партии, баллотируются на высокие государственные должности, принимают участие в высших органах власти своей государств. Одним из наиболее ярких примеров является бывший губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер.

Мы констатируем, что, привлекая к предвыборной кампании известного и популярного в стране актера или певца, можно заручиться большей поддержкой электората. Для многих людей позиция импонирующей им медийной персоны может оказать решающее влияние во время выборов. Кроме того, мысль, высказанная популярной «звездой», быстрее получит отклик у граждан, чем мнение профессиональных, но малоизвестных широким массам экспертов.

Часто звезды шоу-бизнеса начинают политическую карьеру: вступают в партии, занимают важные руководящие должности. Популярным артистам проще добиться успехов в большой политике: их знают и любят многие люди, которые могут оказать им существенную поддержку на выборах. С другой стороны, некоторые люди в таких случаях, наоборот, меняют отношение к артисту в худшую сторону. Но этот вариант характерен больше для России.

В США было несколько знаковых случаев перехода звезд в политику. Рональд Рейган начинал как актер и радиоведущий. Он успел сняться в 54 художественных фильмах. В 50-х гг. XX века он активно участвовал в избирательных кампаниях Дуайта Эйзенхауэра и Ричарда Никсона. В 1967 году он был избран губернатором Калифорнии, а переизбран в 1970. После в 1981 году Рональд Рейган был избран на пост Президента США и занимал его два срока до 1989 года. Можно отметить, что его политическая карьера была гораздо успешнее, чем актерская.

Еще одним примером является австриец по происхождению, популярный актер Арнольд Шварценеггер. К 2015 году он снялся более чем в 250 художественных фильмах, и на этом его карьера актера не заканчи-

вается. Кроме того, он выступил продюсером и режиссером нескольких картин. А в 2003 году он был избран на пост губернатора Калифорнии и стал первым губернатором штата, родившимся за пределами США, с 1862 года. Этот пост Шварценеггер занимал два срока до 2011 года.

После своей отставки с поста губернатора Калифорнии Арнольд Шварценеггер основал Институт государственной и глобальной политики Шварценеггера. 24 сентября 2012 года Институт официально начал свою работу, проведя первый симпозиум. Открывая его, Шварценеггер подчеркнул, что он сам, будучи республиканцем «никогда не рассматривал демократов, как злодеев», и даже «был женат на демократке 25 лет». По мнению Шварценеггера, сотрудничество республиканцев и демократов должно стать ключевым для решения проблем американской нации. Институт, по заявлению его основателя, будет сотрудничать со всеми «новаторами» всех политических убеждений, поскольку «ни одна идеология не имеет монополии на принятие решений» [20].

Стоит сказать, что бывший губернатор Калифорнии рассматривал перспективу стать Президентом США. Однако, по Конституции, этот пост может занять только родившийся в Америке человек. В Парламенте рассматривался вопрос о внесении поправок по данной статье. Согласно законам США, для принятия поправки необходимы голоса, по крайней мере, в тридцати восьми (трёх четвертях) штатов, в каждом из них требуется большинство в две трети голосов. В настоящий момент поправки не были приняты. Кроме того, к перспективе избрания Шварценеггера президентом США положительно относятся 26% американских избирателей [21]. Также многие американцы говорят, что карьера губернатора Шварценеггера была не очень успешной.

Флэш-моб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится [8]. Данное явление появилось в США вначале 2000-х гг. В настоящее время флэш-мобы чаще всего организуются с помощью сети Интернет. Чаще всего для наиболее красочного действия участникам раздают символы по теме проводимой акции. Также по окончании действия участники могут раздавать определенную символическую продукцию зрителям.

В качестве примера политического флэш-моба можно привести акцию белорусского сообщества «Революция через социальные сети». 8

июня 2011 года они провели молчаливый политмоб в Минске [27]. Они призывали через социальные сети выходить на главные площади городов Белоруссии по средам вечером без транспарантов и флагов. Целью акции было вернуть доступ к социальным сетям для жителей страны.

Флэш-моб как технология только набирает популярность. Однако во многих странах прошли различные флэш-мобы по важным и актуальным проблемам. Целью этих акций было привлечение внимания к проблеме властей и поиск сторонников среди населения. Например, в Венесуэле 13 марта 2015 года прошел флэш-моб против Барака Обамы и агрессии США. На большом поле люди выстроились в фигуру знака мира, образовали фразу «Yankee Go Home» и окружили фотографии латиноамериканских лидеров. Остальная толпа держала надпись на испанском «Venezuela se Respeta!» («Венесуэла, с уважением!»). Данная акция была освещена в социальных сетях, особенно в сети Twitter, и получила одобрение у многих пользователей этого микроблога [17].

Таким образом, целью шоуизация политики является влияние на широкие массы, формирование интереса к определенной информации, выгодной для конкретной политической силы позиции и получение соответствующей реакции граждан, а также развлечение и отвлечение внимания от некоторых проблем. Технологии шоу-политики развиваются и остаются популярными в различных странах мира. Многообразие данных технологий требует более детального их изучения, выявления особенностей и закономерностей, а также дальнейших перспектив.

В современной России политическое шоу не является новой технологией. При этом оно постоянно набирает обороты, а интерес населения к данному виду технологий не уменьшается. Во многом это связано с интересом к событиям на Украине. Такая тенденция позволяет автору сделать научно обоснованные предположения о существующей взаимосвязи между возрастающим интересом населения к шоу-технологиям и волне политического и социально-экономического кризиса внутри государства [12].

Шоуизация политики - распространенный и актуальный процесс. Он представляется как элемент коммуникации и позволяет донести информацию до населения в том виде, в котором людям будет проще ее принять. При анализе и классификации различных видов, механизмов и способов шоуизации автор пришел к выводу, что данный процесс является перманентно существующим. Однако он предсказуемо актуализируется в

период избирательной кампании, а также в целях популяризации молодых политических лидеров, которые еще не вошли в правящую или окологосударственную элиту [3].

Шоу-технологии в российском политическом процессе напрямую затрагивают наиболее острые темы: коррупция, конфликт на Украине, В.В. Путин и его реформы. При этом существуют такие проблемы, которых не касается шоу-политика: национальный вопрос, терроризм. Это позволяет говорить о возможности использования шоу-технологий в рамках цветных революций или нелегальных технологиях избирательных кампаний [19]. Наибольшую актуальность эта проблема может приобретать в связи с потенциальной невозможностью введения государственной цензуры на обсуждение этих вопросов.

Политическое шоу в России имеет свои тенденции. Их популярность в обществе зависит от актуальности темы, а также от доверия населения к тому политику или артисту, который задействован в коммуникации. Особое значение на первом этапе становления политического шоу играет имидж и личность ведущего, а в дальнейшем большое значение приобретает рейтинг и мнение приглашенных гостей.

Постепенно шоу-политика в России переходит от этапа замещения личности к непосредственному общению лидера с населением. То есть вместо представления известной персоны в виде куклы, люди имеют возможность напрямую пообщаться с политиком, услышать его личное мнение по актуальным проблемам. Автор рассматривает сложившуюся практику общения через Прямую Линию Президента и народа как пример такого рода шоу.

В политическом процессе и, особенно в политической коммуникации в России последние 15 лет наблюдается постепенный спад интереса населения к таким важным событиям, как выборы, общественное обсуждение актуальных и важных проблем. Это может свидетельствовать о том, что политика как деятельность перестает быть интересной широким слоям населения, создаются условия для управления элит [18]. Шоу-политика как технология коммуникации потенциально способна вернуть интерес населения к данным процессам. При этом большую роль может сыграть яркий имидж тех, кто приходит в политику, например, у известных актеров, певцов, спортсменов.

Говоря о перспективах Российской Федерации и дальнейшем развитии в ней шоу-технологий, можно предположить следующее. Чем ближе будет по времени избирательный цикл 2016 года (выборы в Государственную Думу РФ) и 2018 года (выборы Президента РФ), тем более насущными и востребованными будут изучаемые технологии политического шоу как эффективный способ коммуникации между государством и обществом, партиями и электоратом, кандидатами в президенты и народом.

Литература

1. Братство балаклавы: мэр Рейкьявика устроил перформанс в поддержку Pussy Riot // Forbes Media. URL: http://www.forbes.ru/news/88543-bratstvo-balaklavy-mer-reikyavika-ustroil-performans-v-podderzhku-pussy-riot (дата обращения: 02.04.2015).

2. Бронников И.А. Будущее политических интернет-технологий: два сценария развития // Власть. 2014. №1.

3. Буренко В.И. О политической модернизации в современной России в контексте особенностей ее правящего класса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №17.

4. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства // Искусство России. URL: http://www.gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/city_266/fah_348/#first. (дата обращения 30.03.2015).

5. Жильцов С.С. Государственное устройство Украины: проблемы современного развития // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2015. №5(304).

6. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2001.

7. Как вернуть Крым в Украину? // Проект «Подробности». URL: http://podrobnosti.ua/ (дата обращения: 02.04.2015).

8. Каневский М. Мобильный дозор. OSMыSливая политику. М.,

2006.

9. Карпова А.Ю. Шоу-политика или шоу в политике // Власть. 2014. №3.

10. Коханов Е.Ф. Политические ток-шоу: диалогичность и интерактивность // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т.4. №1

11. Лебедев С.В. Теоретико-методологические проблемы политической коммуникации в трудах российских ученых // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. №32.

12. Матвеенко Ю.И. Политический риск: о некоторых методах и прикладных моделях его анализа и изучения // Социология власти. 2012. №1.

13. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования, 2006.

14. Немецкое политическое ток-шоу: «Можно ли доверять Путину». URL: http://worldcrisis.ru/crisis/1487489 (дата обращения 02.04.2015).

15. Нестерчук О.А. Опасный контент как технология скрытого управления массовым сознанием и поведением в современных условиях // Безопасность Евразии. 2013. №2(46).

16. Опрос РБК-Украина: Более трети респондентов разочаровались в политических ток-шоу // РБК-Украина. URL: http://www.rbc.ua/rus/analytics/opros-rbk-ukraina-bolee-treti-respondentov-razocharovalis-13052013102900 (дата обращения 02.04.2015).

17. Политический флэш-моб в Венесуэле 13 марта 2015 года против Барака Обамы и агрессии США. URL: http://pikabu.ru/story/venesuyela_fleshmob_protiv_obamyi_i_agressii_ssh a_13_marta_2015_3171407 (дата обращения 02.04.2015).

18. Сковиков А.К. Политическая и правящая элиты современной России: взаимодействия и противоречия // Политика и общество. 2010. №10.

19. Шабров О.Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

20. Шварценеггер основал политический институт // Новостной портал Лента.Ру. URL: http://lenta.ru/news/2012/08/03/schwarzenegger/ (дата обращения 04.04.2015).

21. Cable News Network. URL: http://edition.cnn.com/specials/polls/ 35789 (дата обращения 02.04.2015).

22. Comedy Central TV URL: http://www.cc.com (дата обращения 02.04.2015).

23. FEMEN - искусство политического перфоманса // Ежедневный интернет-журнал «Культурология.Ру». URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/281010/13351/ (дата обращения 02.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. FEMEN разделись в Риме против Берлускони // Обозреватель. URL: http://obozrevatel.com/abroad/femen-razdelis-v-rime-protiv-berluskoni.htm (дата обращения 30.03.2015).

25. German talk-shows are not so popular among Germans // SPUTNIK online media. URL: http://sputniknews.com/world/20140513/189790190.html (дата обращения 02.04.2015).

26. Poll: TV-Show Pros or Cons // Cable News Network URL: http://edition.cnn.com/specials/polls/46589 (дата обращения 02.04.2015).

27. Stern David L. Belarusians organize flash mob protests // Global Post. World News. URL: http://www.globalpost.com/dispatch/news/regions/ europe/110701/belarus-flash-mob-protests-facebook (дата обращения 02.04.2015).

28. The Daily Show. URL: http://thedailyshow.cc.com/videos (дата обращения 02.04.2015).

References

1. Bratstvo balaklavy: mer Reik'yavika ustroil performans v podderz-hku Pussy Riot. Forbes Media. URL: http://www.forbes.ru/news/88543-bratstvo-balaklavy-mer-reikyavika-ustroil-performans-v-podderzhku-pussy-riot (data obrashcheniya: 02.04.2015).

2. Bronnikov I.A. Budushchee politicheskikh internet-tekhnologii: dva stsenariya razvitiya Vlast'. 2014. №1.

3. Burenko V.I. O politicheskoi modernizatsii v sovremennoi Rossii v kontekste osobennostei ee pravyashchego klassa. Vestnik Universiteta (Go-sudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. №17.

4. Gnirenko Yu. Performans kak yavlenie sovremennogo otechestven-nogo iskusstva Iskusstvo Rossii. URL: http://www.gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/city_266/fah_348/#first. (data obrashcheniya 30.03.2015).

5. Zhil'tsov S.S. Gosudarstvennoe ustroistvo Ukrainy: problemy sovremennogo razvitiya Nauchno-analiticheskii zhurnal «Obozrevatel'-Observer». 2015. №5(304).

6. Irkhin Yu.V., Zotov V.D., Zotova L.V. Politologiya. M., 2001.

7. Kak vernut' Krym v Ukrainu? Proekt «Podrobnosti». URL: http://podrobnosti.ua (data obrashcheniya: 02.04.2015).

8. Kanevskii M. Mobil'nyi dozor. OSMySlivaya politiku. M., 2006.

9. Karpova A.Yu. Shou-politika ili shou v politike. Vlast'. 2014. №3.

10. Kokhanov E.F. Politicheskie tok-shou: dialogichnost' i interaktiv-nost'. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2015. T.4. №1

11. Lebedev S.V. Teoretiko-metodologicheskie problemy politicheskoi kommunikatsii v trudakh rossiiskikh uchenykh. Gosudarstvennoe upravle-nie. Elektronnyi vestnik. 2012. №32.

12. Matveenko Yu.I. Politicheskii risk: o nekotorykh metodakh i prikladnykh modelyakh ego analiza i izucheniya. Sotsiologiya vlasti. 2012. №1.

13. Mogilevskaya E. Tok-shou kak zhanr TV: proiskhozhdenie, razno-vidnosti, priemy manipulirovaniya, 2006.

14. Nemetskoe politicheskoe tok-shou: «Mozhno li doveryat' Putinu». URL: http://worldcrisis.ru/crisis/1487489 (data obrashcheniya 02.04.2015).

15. Nesterchuk O.A. Opasnyi kontent kak tekhnologiya skrytogo upravleniya massovym soznaniem i povedeniem v sovremennykh uslovi-yakh. Bezopasnost' Evrazii. 2013. №2(46).

16. Opros RBK-Ukraina: Bolee treti respondentov razocharovalis' v politicheskikh tok-shou. RBK-Ukraina. URL: http://www.rbc.ua/rus/ana-lytics/opros-rbk-ukraina-bolee-treti-respondentov-razocharovalis-13052013102900 (data obrashcheniya 02.04.2015).

17. Politicheskii flesh-mob v Venesuele 13 marta 2015 goda protiv Baraka Obamy i agressii SShA. URL: http://pikabu.ru/story/venesuyela_fleshmob_protiv_obamyi_i_agressii_ssh a_13_marta_2015_3171407 (data obrashcheniya 02.04.2015).

18. Skovikov A.K. Politicheskaya i pravyashchaya elity sovremennoi Rossii: vzaimodeistviya i protivorechiya. Politika i obshchestvo. 2010. №10.

19. Shabrov O.F. Gosudarstvennoe upravlenie v Rossii: problemy ef-fektivnosti. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2005. №2.

20. Shvartsenegger osnoval politicheskii institut. Novostnoi portal Lenta.Ru. URL: http://lenta.ru/news/2012/08/03/schwarzenegger/ (data obrashcheniya 04.04.2015).

21. Cable News Network. URL: http://edition.cnn.com/specials/polls/ 35789 (data obrashcheniya 02.04.2015).

22. Comedy Central TV URL: http://www.cc.com (data obrashcheniya 02.04.2015).

23. FEMEN - iskusstvo politicheskogo perfomansa. Ezhednevnyi inter-net-zhurnal «Kul'turologiya.Ru». URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/ 281010/13351/ (data obrashcheniya 02.04.2015).

24. FEMEN razdelis' v Rime protiv Berluskoni. Obozrevatel'. URL: http://obozrevatel.com/abroad/femen-razdelis-v-rime-protiv-berluskoni.htm (data obrashcheniya 30.03.2015).

25. German talk-shows are not so popular among Germans. SPUTNIK online media. URL: http://sputniknews.com/world/20140513/ 189790190.html (data obrashcheniya 02.04.2015).

26. Poll: TV-Show Pros or Cons. Cable News Network URL: http://edition.cnn.com/specials/polls/46589 (data obrashcheniya 02.04.2015).

27. Stern David L. Belarusians organize flash mob protests. Global Post. World News. URL: http://www.globalpost.com/dispatch/news/regions/ europe/110701/belarus-flash-mob-protests-facebook (data obrashcheniya 02.04.2015).

28. The Daily Show. URL: http://thedailyshow.cc.com/videos (data obrashcheniya 02.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.