Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационный базис формирования репутационного капитала государства: технологический аспект'

Информационно-коммуникационный базис формирования репутационного капитала государства: технологический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
386
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС / РЕПУТАЦИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ ГОСУДАРСТВА / STATE / POWER / INFORMATION / POLITICAL COMMUNICATION / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET / POLITICAL RESOURCES / REPUTATION / REPUTATION CAPITAL OF THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Алевтина Эдуардовна, Гришин Олег Евгеньевич

Репутационный капитал государства как теоретическая модель базируется на многих политологических, философских, социологических, экономических концепциях и подходах. Репутационный капитал государства есть сумма сложившихся в массовом сознании впечатлений, мнений, убеждений относительно свойств и характеристик носителя репутации (государства), которые формируются в процессе политической коммуникации. В статье проводится анализ информационно-коммуникационной основы создания репутационного капитала государства. Представлены подходы к пониманию его сущности для определения информационно-коммуникационных ориентиров укрепления. Рассмотрены политико-коммуникационные задачи, стоявшие перед Российской Федерацией в начале XXI века, приведены некоторые примеры их решения, обозначены преимущества и недостатки такого рода методов и средств. Показаны инновационные технологические подходы и направления в сфере политической коммуникации на высшем (государственном) уровне политической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Рудакова Алевтина Эдуардовна, Гришин Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-COMMUNICATION BASIS OF THE FORMATION REPUTATIONAL CAPITAL OF THE STATE: TECHNOLOGICAL ASPECT

Reputational capital of the state as a theoretical model is based on many of political, philosophical, sociological, eco-nomic concepts and approaches. Reputa-tional capital of the state is the sum of the prevailing impression in the public mind, thoughts and beliefs about the properties and characteristics of the car-rier's reputation (of the state), which are formed in the process of political commu-nication. The article analyzes the information and communication basis for the creation of reputational capital of the state. Approaches to understanding its essence to determine the information and communication guidelines to strengthen. Considered political and communications issues facing the Russian Federation at the beginning of the XXI century, are some examples of their solutions are identified advantages and disadvantages of such methods and tools. Showing innovative technological approaches and trends in the field of political communication at the highest (state) level of the political system.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационный базис формирования репутационного капитала государства: технологический аспект»

А.Э. Рудакова, О.Е. Гришин

ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫЙ

БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ

РЕПУТАЦИОННОГО

КАПИТАЛА

ГОСУДАРСТВА:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Аннотация

Репутационный капитал государства как теоретическая модель базируется на многих политологических, философских, социологических, экономических концепциях и подходах. Репутационный капитал государства есть сумма сложившихся в массовом сознании впечатлений, мнений, убеждений относительно свойств и характеристик носителя репутации (государства), которые формируются в процессе политической коммуникации. В статье проводится анализ информационно-коммуникационной основы создания репутационного капитала государства. Представлены подходы к пониманию его сущности для определения информационно-коммуникационных ориентиров укрепления. Рассмотрены политико-коммуникационные задачи, стоявшие перед Российской Федерацией в начале XXI века, приведены некоторые примеры их решения, обозначены преимущества и недостатки такого рода методов и средств. Показаны инновационные технологические подходы и направления в сфере политической коммуникации на высшем (государственном) уровне политической системы.

Ключевые слова:

государство, власть, информация, политическая коммуникация, информационные технологии, Интернет, политический ресурс, репутация, репутационный капитал государства.

A. Rudakova, O. Grishin

INFORMATION-COMMUNICATION BASIS OF THE FORMATION REPUTATIONAL CAPITAL OF THE STATE: TECHNOLOGICAL ASPECT

Abstract

Reputational capital of the state as a theoretical model is based on many of political, philosophical, sociological, economic concepts and approaches. Reputa-tional capital of the state is the sum of the prevailing impression in the public mind, thoughts and beliefs about the properties and characteristics of the carrier's reputation (of the state), which are formed in the process of political communication.

The article analyzes the information and communication basis for the creation of reputational capital of the state. Approaches to understanding its essence to determine the information and communication guidelines to strengthen. Considered political and communications issues facing the Russian Federation at the beginning of the XXI century, are some examples of their solutions are identified advantages and disadvantages of such methods and tools. Showing innovative technological approaches and trends in the field of political communication at the highest (state) level of the political system.

Key words :

state, power, information, political communication, information technology, Internet, political resources, reputation, reputation capital of the state.

Россия - один из ведущих политических лидеров в современном глобализирующемся мире. Присоединение Крыма, конфликт на Донбассе, санкции, расширение НАТО... Все это чрезвычайно актуализирует формирование ее репутационного капитала в настоящих условиях.

В XXI веке все отчетливее видна трансформация роли государства. Возникают противоречия с изменением пространственной размерности их функционирования во внутренней политике и в международных отношениях. Традиционное понимание понятия пространства в виде земли, морей и океанов в начале ХХ было дополнено воздушным пространством, а со второй половины ХХ века - космическим пространством. Государство всегда старалось иметь форму контроля над такими понятиями, как пространство, используя соответствующие инструменты. Сегодня, когда параметры киберпространства обязательно должны быть приняты во внимание, фактические возможности осуществления контроля над всем пространством, кажется, все более и более ограниченным, а его инструменты применяются, как правило, неэффективно [16, с. 88-89]. Правительства многих стран столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, которые оказались неадекватными информационным ... вызовам времени: сеть Интернет окончательно разрушила совпадение административных и информационных границ внутри государства и между государствами ... [3; 7].

Мы констатируем, что в современном мире государства, соперничая, все более действуют в киберпространстве, обеспечивая себе нематериальные активы (имидж, авторитет, государственный бренд, репута-ционный капитал). Таким образом, в условиях глобальной международной конкуренции за экономические и политические ресурсы одной из стратегических задач внешней и внутренней политики государства становится нейтрализация отрицательных эффектов неоднозначной или негативной репутации государства, а также капитализация позитивных её характеристик. Названный процесс иначе можно именовать конструированием репутационного капитала государства. То есть созданием заведомо положительных впечатлений и мнений целевой аудитории о свойствах и качестве государственной системы, которые могут стать залогом прибыли в виде выгодных инвестиций, приобретения лояльности собственных и иностранных граждан, заключения перспективных со-

глашений с ключевыми партнерам на международной политической арене и в бизнесе и т.д. Репутационный капитал - это интенсивный производительный фактор экономического развития, он требует первоначальных затрат, которые окупаются через некоторый промежуток времени -значительный в масштабах жизни индивида, но допустимый и оправданный в историческом смысле.

На наш взгляд, репутационный капитал государства - это существенный нематериальный актив, способный обеспечить устойчивое положение субъекту репутации (государству), инвестиции в экономику, социально-демографический комфорт внутри страны. Репутационный капитал государства конструируется и реализуется с целью более легкого и эффективного решения задач государства: создания выгодных экономических и военно-политических союзов, установления партнерских отношений с другими игроками на международной арене, возможности получения займов и т.п. [12, с. 179]. Принимая во внимание полипарадигматич-ность и конвенциональность современной политической науки можно встретить некоторое число определений репутационного капитала государства. На наш взгляд, сегодня не существует универсальной методики его достоверной оценки.

Ряд исследователей связывает репутацию государства с качеством функционирования власти и управления. Оценивая, в частности, управленческий аппарат государства, действительно можно выделить ряд количественных критериев, таких как общее количество человек в аппарате управления державы, количество министерств и ведомств, скорость документооборота и т.п. Говоря же, о качественных оценках, можно выделить - эффективность принятия решений, образовательный уровень государственных служащих, половозрастной состав управленческого аппарата и т.п. Так, например, Н.Н. Розанова, утверждает, что «репутация власти - это совокупность устойчивых, объективно сложившихся ценностных убеждений и рационально осознанных, оценочных мнений населения о власти, формируемых в значительной степени на основе опыта прямого и косвенного взаимодействия, вызывающих чувство доверия и отражающих степень результативности деятельности власти по удовлетворению интересов и потребностей граждан в создании условий для достойной жизни [10, с.33]. В свою очередь О.А. Нестерчук указывает, на то, что эффективное использование политико-коммуникационных возможно-

стей в современной информационной среде стало базисом для получения, реализации и удержания политической власти, усиления значимости взаимопонимания между властью и обществом. При этом в контексте политических коммуникаций донесение необходимой информации до населения, освещение деятельности государства имеет цель воздействовать на массовое сознание с помощью скрытого управления, направленного на формирование необходимого общественного мнения [6, с. 57].

Репутационный капитал государства - это инструмент коммуникации. Коммуникация - это универсальное явление, которое пронизывает все сферы социально-политической жизни. При этом средства массовой информации выступают в качестве рупора, генератора социально-политической модернизации. В современном медийном обществе коммуникация стала основной частью «стратегической игры», от которой зависит «успех или неудача отдельных групп граждан, организаций, социальных групп или даже всего общества в целом» [17, с. 85].

Основу репутационного капитала государства составляет информация, отражающая индивидуальность государства и его специфические черты (экономические, политические, демографические, исторические, социальные, культурные особенности, организационно-правовое устройство, доверие партнеров; профессионализм менеджмента, степень коррупции; особенности межэтнического общения и т.п.). Реалии современной действительности развитых государств характеризуются повсеместным распространением информационно-коммуникационных технологий, связанным с высочайшими научными достижениями в области информатизации, компьютеризации, телекоммуникации, внедрением в повседневную деятельность граждан новейших многозадачных, полифункциональных «гаджетов», оснащенных технически сложным, но понятным и удобным в использовании программным обеспечением. Н.Е. Гранкин акцентирует, что в реализации репутации государства важен вклад информационных технологий. Трансформация системы информационного пространства неотвратимо воздействует на осмысление политики как совокупности отношений по поводу власти, где индивид является не пассивным субъектом, на которого оказывают воздействие политические институты и властные структуры, а совладельцем политических ресурсов, прежде всего информационных [2, с. 68].

Информационные технологии - комплекс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления, обработки и создания данных, в том числе с применением вычислительной техники [15, с. 52]. Сама по себе информация, то есть данные как абстрактный конструкт не представляет ценности, если не передается или потенциально не предназначена адресату, то есть информационные технологии тесно сопряжены с процессом коммуникации. Как научную категорию информацию можно характеризовать комплексом признаков: самостоятельность, возможность многоразового применения, сохранение у передающего и получающего актора, пригодность к обработке, системность, коммуникативность и др. [14, с. 107; 13].

Актуальный сегодня цифровой формат информации придает специфические свойства: условная безграничность поля передачи единицы информации; одновременная вовлеченность в процесс нескольких коммуникаторов - адресантов и адресатов; высокая скорость передачи и тиражирования информации, несопоставимая с альтернативными (нецифровыми) методами; минимизация ресурсных затрат в расчете на акт распространения единицы информации; нивелирование социального статуса пользователя (одними и теми же средствами коммуникации пользуются высокопоставленные чиновники, топ-менеджеры бизнес-компаний, ученые, студенты, учащиеся школ, зачастую и неработающие пожилые граждане). Названные характеристики обеспечивают возможность эффективного использования информационных технологий в политической деятельности. Например, в предвыборной агитации, при моментальной обработке социологических данных, моделировании ситуаций, политическом прогнозе, выработке управленческих решений и др.

В конце XX века перед нашим государством в контексте рассматриваемой проблемы стояли задачи определенного свойства. Это, прежде всего, создание информационной основы позитивной репутации; построение внешних и внутренних каналов коммуникации (оптимизация каналов международной коммуникации); вхождение в интернациональное политическое информационное пространство, продвижение в СМИ (создание вещательной сети на ряд зарубежных стран) и т.п.

В 2001 году среди самых больших потерь для общества за годы российских реформ треть опрошенных россиян назвали снижение авторитета России в мире [5, с. 15]. В 2004, 2006, 2007 гг. 34% неизменно подтвер-

ждали свое желание видеть страну в качестве мировой сверхдержавы [11]. По мнению издания The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США): «Россия очень хочет, чтобы ее признали великой державой. Она ощущает себя таковой с XVII века, после завоевания Сибири, но особенно это чувство обострилось после ее победы над Германией во Второй мировой войне и первого полета человека в космос» [4, с. 34]. В свое время в Послании Федеральному Собранию РФ 2009 года Президент Д.А. Медведев, обозначил приоритеты модернизационного развития, среди которых -обеспечение лидерских позиций нашего государства в мире [9].

Мы констатируем, что определенная доля этих задач была частично решена. В настоящее время комплекс технологических инструментов формирования положительного репутационного капитала государства обеспечивает создание, в первую очередь, информационной платформы для наращивания репутационного капитала государства: укрепление позитивного имиджа правящей политической элиты; формирование высокой политико-правовой культуры и обеспечение осведомленности населения; оптимизация каналов международной коммуникации; участие в мировом информационном пространстве; стратегическое позиционирование и тактическое репозиционирование бренда «Россия».

В качестве способов и методов укрепления репутацинного капитала российской державы имеет место активное применение информационных технологий, выраженное в распространении сведений об отношении государства к актуальным проблемам и вопросам при помощи Интернет-ресурсов (например, адаптированные для широкого круга пользователей официальные сайты, информационные порталы, блоги, аккаунты политической, финансовой и культурной элит, авторитетных общественных деятелей в социальных сетях, прямые трансляции и распространение видео-и аудио-контента на популярных открытых ресурсах, таких как Youtube). Стоит отметить, что для зарубежной целевой аудитории, формирующей мнение о стороннем государстве особое значение имеет кодовая (языковая) доступность информации, то есть сведения должны быть представлены как на государственном, так и иностранном языках.

Одним из основных носителей репутационного капитала государства является его лидер. Примером того, что официальная власть Российской Федерации признает весомость роли информационных технологий в процессе укрепления государственной репутации является факт проведе-

ния ежегодной «прямой линии» с Президентом (в 2015 году она становится тринадцатой по счету). Формат такого общения главы государства с гражданами носит высокотехнологичный характер. Сегодня «прямая линия» представляет собой специальную программу, транслируемую в реальном времени ведущими телеканалами страны, в которой задать вопрос Президенту России, могут не только приглашённые в студию программы гости, но и те граждане страны, с кем глава государства будет общаться в ходе прямых включений из городов России, заранее позвонившие или направившие SMS-сообщение в единый центр обработки сообщений, а также записавшие короткие видеовопросы. Поинтересоваться мнением Президента РФ по беспокоящим и интересующим их темам смогут и посетители специально созданного сайта программы. Подобная технология актуальна и востребована, что подтверждается стабильно высокими рейтингами программы. Данное событие дает положительный эффект для репутационного капитала державы, так как укрепляется доверие и лояльность населения к действующей политической системе, «гасится» про-тестный потенциал, так как возможность быть услышанными предоставляется не только провластно, но и критически настроенным гражданам. Кроме того, названная акция популяризирует образ лидера, решающего конкретные проблемы населения в режиме «онлайн».

Еще одним свидетельством признания органами власти значения информационных и коммуникационных технологий для повышения привлекательности имиджа государственных институтов является функционирование современных официальных сайтов. Так в 2015 году была запущенна новая версия сайта kremlin.ru, информирующего о деятельности президента, в разработке которой принимал личное участие В.В. Путин [8].

В электронном режиме действует система по работе с обращениями граждан. Городские, региональные и федеральные порталы регулярно принимают заявки от граждан, что позволяет обходить бюрократическую волокиту, избегать коррупционной составляющей общения с некоторыми чиновниками «вживую».

Нельзя говорить об исключительно положительных сторонах эксплуатации информационных технологий. Дискуссионный характер носит запуск Государственной автоматизированной системы «Выборы». Многие аналитики отмечают ее уязвимые «места», связанные с возможностью электронного манипулирования итогами выборов, подтасовки результатов,

создания электронных досье на всех российских граждан, и тем самым вменяют государству нарушение определенных прав и свобод [15, с. 53].

Современными информационными технологиями активно пользуются как прогосударственные структуры и персоны, так и оппозиция: в рамках правового поля действуют оппозиционный телеканал, электронные газеты, журналы, интернет-порталы, распространяющие информацию, негативно сказывающуюся на репутации некоторых представителей власти, силовых структур, бизнеса, культуры, общественных организаций, а, следовательно, влияющей на репутационный капитал государства.

Стоит отметить, что информационные технологии не всегда применяются на пользу государственной репутации. Преступники также активно обращаются к достижениям науки и техники. Шпионские кибератаки на сайты, электронные почты, сервисы мобильных операторов раскрывают закрытую, непредназначенную для распространения, компрометирующую информацию, в результате чего наносится ущерб не только репутации лиц, имена которых фигурируют в компрометирующих материалах, но и всей действующей политической системе.

В качестве примера использования информационных технологий в криминальном мире можно привести методы экстремистской группировки «Исламское государство», представители которой записывают свои преступления на видеоносители и распространяют в сети Интернет, что имеет широкий резонанс в мировом сообществе, создается эффект незащищенности граждан и безнаказанности убийц-террористов.

Отдельного исследовательского внимания заслуживает феномен информационных войн, основной целью которых, по мнению автора, и является, в первую очередь, активное и агрессивное распространение данных, претендующих на достоверность, с целью нанесения ущерба репутации одного государства, а значит, снижения её капитализационных свойств, и укрепления репутации другого [1, с. 37]. По такому принципу, например, осуществлялась вестернизация, американизация российского общества в кризисные 90-годы XX века.

Таким образом, авторами рассмотрены некоторые информационные технологии, применяемые в политической деятельности для воздействия на состояние репутационного капитала государства. Исследуемая область, определенно является перспективной для развития такого политического ресурса как репутационный капитал государства, так как совер-

шенствуются технологии хранения, обработки, защиты и передачи информации, создаются все новые форматы коммуникации, что позволяет экспертам в области репутационных стратегий эффективно отрабатывать политическую и социальную повестку с целью создания позитивных впечатлений о государстве.

Литература

1. Авцинова Г.И. Тенденции информационной войны против России // Обозреватель - Observer. 2011. №7(258).

2. Гранкин Н.Е. Политический имидж, репутационный капитал современной России: теоретико-концептуальные подходы // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. №1.

3. Дрожжинов В.И. Электронные правительства: причины возникновения и состояние развитости в странах мира. URL: http://ims2002.nw.ru/02-rG0Vf10.html (дата обращения: 12.04.2015).

4. Зубов Н. Гордость и сила // Власть. №34(837).

5. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2004.

6. Нестерчук О.А. Сопряжение мифологического образа и политической реальности в политико-коммуникационном пространстве // Человеческий капитал. 2012. №5(41).

7. Павлютенкова М.Ю. Политические коммуникации в условиях глобального информационного пространства // Теория и практика общественно-научной информации. 2004. №19.

8. Песков: Путин лично поучаствовал в разработке нового сайта Кремля. URL: http://www.mk.ru/poNtics/2015/04/07/peskov-putin-Nchno-pouchastvoval-v-razrabotke-novogo-sayta-kremlya.html (дата обращения: 10.04.2015).

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=93657;req=doc (дата обращения 10.03.2015).

10. Розанова Н.Н. Категориальное единство в понимании репутации власти основными субъектами ее формирования (на уровне региона) // Current issues of modern socio-political phenomena: theoretical and methodological and applied aspects: materials of the III international scientific

conference on March 13-14, 2015. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ».

11. Россия - великая держава? // Пресс-выпуск ВЦИОМ. №616. 2007. 24 янв.

12. Соколова А.Э. Репутационный капитал государства: проблема интерпретации термина в современной политической науке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №10-1.

13. Федулова В.В. Информационные и коммуникационные технологии в контексте политики // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2011. №1.

14. Шемелин А.В. Информационно-коммуникационные технологии в политике // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. №4.

15. Юрбачева А.В., Скосарева М.А. Применение новых информационных технологий в политике / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №1.

16. Kondrakiewicz D. Panstwo, at: Mi^dzynarodowe stosunki polityczne, edited by: M. Pietras, Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Sktodowskiej. Lublin, 2006.

17. Münch R. Die Dynamik der Kommunikationsgesellschaft. Frankfurt am Main, 1995.

References

1. Avtsinova G.I. Tendentsii informatsionnoi voiny protiv Rossii. Obozre-vatel' - Observer. 2011. №7(258).

2. Grankin N.E. Politicheskii imidzh, reputatsionnyi kapital sovremennoi Rossii: teoretiko-kontseptual'nye podkhody // Srednerusskii vestnik obshchest-vennykh nauk. 2008. №1.

3. Drozhzhinov V.I. Elektronnye pravitel'stva: prichiny vozniknoveniya i sostoyanie razvitosti v stranakh mira. URL: http://ims2002.nw.ru/02-rG0Vf10.html (data obrashcheniya 12.04.2015).

4. Zubov N. Gordost' i sila. Vlast'. №34(837).

5. Izmenyayushchayasya Rossiya v zerkale sotsiologii. Pod red. M.K. Gorshkova, N.E. Tikhonovoi. M., 2004.

6. Nesterchuk O.A. Sopryazhenie mifologicheskogo obraza i politicheskoi real'nosti v politiko-kommunikatsionnom prostranstve. Chelovecheskii kapital. 2012. №5(41).

7. Pavlyutenkova M.Yu. Politicheskie kommunikatsii v usloviyakh global'-nogo informatsionnogo prostranstva. Teoriya i praktika obshchestvenno-nauchnoi informatsii. 2004. №19.

8. Peskov: Putin lichno pouchastvoval v razrabotke novogo saita Kremlya. URL: http://www.mk.ru/politics/2015/04/07/peskov-putin-lichno-pouchastvoval-v-razrabotke-novogo-sayta-kremlya.html (data obrashcheniya 10.04.2015).

9. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu Sobraniyu Ros-siiskoi Federatsii 12 noyabrya 2009 goda. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=93657;req=doc (data obrashcheniya 10.03.2015).

10. Rozanova N.N. Kategorial'noe edinstvo v ponimanii reputatsii vlasti osnovnymi sub"ektami ee formirovaniya (na urovne regiona). Current issues of modern socio-political phenomena: theoretical and methodological and applied aspects: materials of the III international scientific conference on March 13-14, 2015. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ».

11. Rossiya - velikaya derzhava? Press-vypusk VTslOM. №616. 2007. 24 yanv.

12. Sokolova A.E. Reputatsionnyi kapital gosudarstva: problema inter-pretatsii termina v sovremennoi politicheskoi nauke. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. №10-1.

13. Fedulova V.V. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v kontekste politiki. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo uni-versiteta im. M.A. Sholokhova. Istoriya i politologiya. 2011. №1.

14. Shemelin A.V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v poli-tike // Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. №4.

15. Yurbacheva A.V., Skosareva M.A. Primenenie novykh informatsion-nykh tekhnologii v politike / Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2013. №1.

16. Kondrakiewicz D. Panstwo, at: Mi^dzynarodowe stosunki polityczne, edited by: M. Pietras, Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Sktodowskiej. Lublin, 2006.

17. Münch R. Die Dynamik der Kommunikationsgesellschaft. Frankfurt am Main, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.