Научная статья на тему 'Формирование репутационного капитала государства: инновационные информационно-коммуникационные технологии'

Формирование репутационного капитала государства: инновационные информационно-коммуникационные технологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1701
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕПУТАЦИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ ГОСУДАРСТВА / ИМИДЖ / БРЕНД / БЛОГИ / БЛОГОСФЕРА / INNOVATION / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / REPUTATION / REPUTATIONAL CAPITAL OF THE STATE / IMAGE / BRAND / BLOGGING / BLOGOSPHERE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гришин Олег Евгеньевич, Соколова Алевтина Эдуардовна

В статье анализируется репутационный капитал государства с системных позиций, акцентировано внимание на его элементах: имидже, бренде, авторитете, рассматривается структура феномена «репутация». Инновационным инструментом внешней и внутренней политики России для воздействия на общественное мнение становятся информационно-коммуникационные технологии. Анализ показывает, что при умелом их использовании, возможно значительно укрепить и увеличить репутационный капитал государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REPUTATIONAL CAPITAL OF THE STATE: INNOVATIVE INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article analyzes the reputational capital of the state with the system positions, also focused on its elements: image, brand, authority, consider the structure of the phenomenon of «reputation». Innovative tool of Russian foreign and domestic policy to influence public opinion – information-communication technologies. The analysis shows that the skillful use of them may significantly enhance and increase the reputational capital of the state.

Текст научной работы на тему «Формирование репутационного капитала государства: инновационные информационно-коммуникационные технологии»

О.Е. Гришин, А.Э. Соколова

ФОРМИРОВАНИЕ

РЕПУТАЦИОННОГО

КАПИТАЛА

ГОСУДАРСТВА:

ИННОВАЦИОННЫЕ

ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье анализируется репутационный капитал государства с системных позиций, акцентировано внимание на его элементах: имидже, бренде, авторитете, рассматривается структура феномена «репутация». Инновационным инструментом внешней и внутренней политики России для воздействия на общественное мнение становятся информационно-коммуникационные технологии. Анализ показывает, что при умелом их использовании, возможно значительно укрепить и увеличить репутационный капитал государства.

Ключевые слова:

инновации, информационно-

коммуникационные технологии, репутация, репутационный капитал государства, имидж, бренд, блоги, блогосфера

O. Grishin, A. Sokolova

FORMATION OF REPUTATIONAL CAPITAL OF THE STATE: INNOVATIVE INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Abstract

The article analyzes the reputational capital of the state with the system positions, also focused on its elements: image, brand, authority, consider the structure of the phenomenon of «reputation». Innovative tool of Russian foreign and domestic policy to influence public opinion - information-communication technologies. The analysis shows that the skillful use of them may significantly enhance and increase the reputational capital of the state.

Key words :

innovation, information-communication technologies, reputation, reputational capital of the state, image, brand, blogging, blogosphere.

В настоящее время для политической науки насущна необходимость разработки концептуальных подходов не только теоретически познавательного характера, но и несущих в себе конструктивные преобразующие функции политического пространства.

В начале XXI века разными политологическими школами предложена доктрина информатизации политического пространства и его технологиза-ции. В основе технологизации политического пространства лежат его методология, принципы, методы. В настоящее время мы констатируем активизацию исследований в области технологизации политического пространства, существует различные подходы и точки зрения на этот счет. В процессе ре-

шения отдельных задач формируются знания о конкретных элементах тех-нологизации политических процессов в идентичных системах; диагностики политических событий; принципов обработки и анализа политической информации. Так, например, инновационному информационнотехнологическому обеспечению политических процессов посвящены исследования Г.Л. Акопова, Е.Е. Семенова, Р.В. Скуднякова, Л.Л. Тамайко [2]. В этих работах анализируется воздействие современных средств и методов политической коммуникации для ведения эффективного диалога власти и общества, обеспечения публичности, открытости в деятельности органов власти и управления, установления обратной связи между политической элитой и народом и т.п.

Акцентируем внимание на сущности и содержании некоторых терминов «инновация».

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений» [1, с. 162-164].

Инновация (позднелат. inovatio, англ. innovation — нововведение) — явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов [8].

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [7].

Анализ показал, что инновации связаны изменениями объекта (среды, процесса, системы и т.п.), причем эти изменения носят направленный характер и имеют своей целью повышение эффективности деятельности объекта. Инновации — как правило, продукт интеллектуальной деятельности акторов, реализующих их.

Технологический подход предполагает ориентацию на постижение роли принципов стандартизации рецептуры, обеспечивающих воспроизводимость результатов. Технологическое познание связано с анализом конкретных повседневных ситуаций для определения и организации сил и средств достижения результата. Система технологических знаний обеспечивает получение нужных результатов при условии выполнения определенной после-

довательности действий и использования необходимых средств деятельности. При этом пространственно-временная последовательность технологических операций определяется поставленной целью.

Чешский политолог В. Пророк пишет, что «...если глобализация представляет собой новое явление и является результатом технологических инноваций, ее последствия могут быть значительными, то есть политический процесс станет более динамичным» [12, с. 224]. С другой стороны, по мнению А.А. Горбачева: «Общий смысл «инновационной модернизации» можно сформулировать, как массовое внедрение технологических ноу-хау и современных технических устройств во все сферы общества. ... По аналогии с Петровскими временами, когда представителей правящего класса отправляли в Европу научиться чему-либо в принципе, без конкретных дальнейших целей и сейчас имеет место бездумное, доведенное до автоматизма внедрение основных технологических новинок во все социально-политические институты, не опираясь на какие-либо исследования, подтверждающие эффективность данных новинок в конкретных реалиях» [4, с. 147-148].

Явление «репутационный капитал» можно рассматривать с позиций системного подхода. С одной стороны, как элемента системы более высокого порядка, а с другой - как самостоятельную совокупность взаимосвязанных компонентов. В первом случае - репутационный капитал включен в контекст информации, которая агрегируется и аккумулируется в общественных системах: политической, экономической, культурной и других. Во втором - это явление по своей природе сложное и самодостаточное. Опираясь на данное утверждение, мы рассматриваем репутационный капитал государства исходя из совокупности его функций, двояко. С целью подробного рассмотрения функций репутационного капитала государства, обратимся к структуре более широкого понятия - «репутация» и функциям её элементов.

Считаем, что условно структуру репутации можно представить схематически в виде репутационного поля (см. Рис. 1). Ядро репутации составляет сущность явления, а точнее его априорные признаки, оно содержит в себе как позитивный так и негативный потенциалы (на схеме обозначаем это знаками «+» и «-» по осям «х» и «у»). Границей этой первой базовой сферы будут впечатления, ассоциации, стереотипы, убеждения, ожидания, формирующиеся в общественном сознании на основе априорных сущностных признаков. Следующей «обволакивающей» сферой определим имидж, границами которого также будут ассоциации, стереотипы, убеждения, ожидания, формирующиеся в общественном сознании уже на базе имиджевых черт. Далее в поле репутации обозначим бренд, схематически ограничивающийся ассоциациями, стереотипами, убеждениями, ожиданиями касательно «обещаний» бренда. Все эти элементы в комплексе образуют репутацию. Как мы уже сказали, все поле имеет позитивный и негативный потенциалы. В зоне «-» условно «разметим» слабые, отрицательные черты репу-

тации и её элементов, а в зоне «+», соответственно, положительные. В секторах одновременного присутствия и положительных и отрицательных свойств и показателей условно «расположим» репутационные риски. В зоне совпадений лишь негативных характеристик будут формироваться репутационные потери (убытки), а в части совокупного присутствия позитивных черт — изучаемый нами репутационный капитал.

Под сущностью государства, как субъекта репутации, мы подразумеваем его природно-климатические, географические характеристики, исторические особенности, демографические свойства, социально-экономические и другие реалии, воспринимаемые гражданами данной странны и международными участниками политического пространства объективно, не вызывающие спорных, противоречивых впечатлений.

На основе знаний о вышеназванных свойствах государства в общественном сознании формируются впечатления, ассоциации, стереотипы, ожидания касательно его социально-экономической, культурной, образовательной политики, действий официальной власти. В комплексном понимании, прошедшим субъективное восприятие целевой группы они складываются в образ государства, т.е. его имидж.

Имидж - это «целенаправленно сформированный образ-представление, который ассоциативно наделяет объект дополнительными ценностями (социальными, политическими, психологическими) и благодаря этому способствуют более целенаправленному и эмоциональному его вос-

Рис.1.

Структура репутации

впечлішдинКі ассоциации», стгргощпы, убеждения

приятию. Те ценности, которыми имидж дополняет объект, могут и не иметь основания в его реальных свойствах, но в то же время обладать определенной значимостью для воспринимающего имидж [10, с. 187.].

Имидж государства сегодня приобретает все более значимые свойства. Положительное впечатление, производимое им на участников мировых политических, экономических, социокультурных процессов (других государств, национальных, общественных организаций, бизнес-структур) формирует позитивное мнение, могущее быть одним из решающих факторов в процессе принятия решений. Например, внешняя и внутренняя политика того или иного государства, направленная на изоляцию или идущая в разрез с общемировыми глобализационными трендами способствует образованию негативного имиджевого впечатления, а значит, относительно этого государства будут сделаны соответствующие выводы - не инвестировать экономику, не укреплять социокультурные связи, а порой и в принудительном порядке навязывать волю лидеров политической арены.

Приемлемым считаем обозначить, что имидж — достаточно многовекторная категория, включающая социологический, художественный, психологический, экономический, политический и иные аспекты.

Основными свойствами, характеристиками имиджа являются:

- имидж поверхностен. Он вытекает из сущности субъекта, но не транслирует всех его свойств, а только заданные;

- имидж имеет искусственную, динамичную природу. Подвергается изменениям по воле носителя, либо в результате его целенаправленных или вынужденных действий;

- имидж не объективен. Скорее он преувеличивает или преуменьшает (в зависимости от стоящей цели) черты реального субъекта, причем степень искажения определить весьма сложно;

- имидж не универсален. Существуя в области эмоционального и сознательного, он проходит через психическое восприятие конкретного индивида, а значит, одни и те же свойства трактуются по-разному.

Имидж стирает границы между восприятием и воображением, сущностным и мнимым, расширяя знание об объекте.

Несмотря на то, что имидж конструируется в заданном направлении, он существует как в положительном поле, так и в отрицательном. Из имиджевых характеристик выделяется набор наиболее устойчивых, ярких, формирующих ассоциативные ряды и стереотипичные суждения, вырабатывается атрибутика. Эти наиболее устойчивые признаки образуют бренд.

Бренд - это категория, находящаяся в общественном сознании и реализуемая в экономических и социально-политических проявлениях через свою способность оказывать влияние на потребительское поведение. При этом бренд может формировать не только материальные потребности, но и ценностные ориентиры, стиль жизни, формы поведения людей [5].

Бренд как явление тесно связан с понятиями престижа, авторитета, что подчеркивает необходимость рассмотрения его в определенной системе ценностей. Рейтинговая позиция, стабильность и популярность политического бренда обеспечивают устойчивую заинтересованность со стороны всего мирового сообщества. Брендом в рамках государства может стать его лидер (яркий пример - Президент Российской Федерации В.В. Путин), политическая, общественная или религиозная организация, крупная бизнес-структура и даже идеология.

Под «брендом» мы понимаем положительный, сильный образ, но существовать он может в той же степени устойчивым, но негативным и стать антибрендом, хотя и это понятие весьма относительно. Например, в мировой политической системе негативно воспринимается бренд «Лукашенко», что влечет за собой санкции различного характера, однако есть ряд государств, признающих белорусского лидера, как сильного и эффективного управленца, выстраивающих плодотворные внешнеполитические отношения с возглавляемым им государством.

В совокупности рассмотренные явления формируют репутацию, как общее мнение об индивиде, организации, государстве. Оно закрепляется с течением времени в сознании целевых групп на основе оценок различных аспектов их деятельности.

Мы констатируем, что, «репутационный капитал государства представляет собой сложный конструкт, включающий сложившиеся в массовом сознании целевых групп впечатление и знание о характеристиках носителя репутации, и могущий являться нематериальным активом, приносящим прибыль в виде материальных, социальных, политических и других инвестиций. Репутационный капитал государства — это существенный нематериальный актив, способный обеспечить устойчивое положение субъекту репутации (государству) на международной арене, инвестиции в экономику, социально-демографический комфорт внутри страны. Репутационный капитал государства конструируется и реализуется с целью более легкого и эффективного решения задач государства: создания выгодных экономических и военнополитических союзов, установления партнерских отношений с другими игроками на международной арене, возможности получения займов. Репутация государства лежит в основе прогноза его поведения другими международными субъектами и принятия решений относительно взаимодействия с этим государством. Негативная репутация государства может привести к таким решениям и действиям в отношении него, которые в свою очередь могут ухудшить репутацию самого субъекта этих решений и действий. Позитивная же репутация способствует достижению текущих и стратегических политических целей и задач» [13, с. 179].

Базис репутационного капитала государства составляет информация, отражающая индивидуальность государства, его специфические черты и ре-

сурсы — природные богатства; экономические, политические, демографические, исторические, социальные, культурные, информационные особенности; организационно-правовое устройство; доверие партнеров; профессионализм менеджмента; степень коррупции; особенности общения и многое другое [6, с. 45-48.].

Можно солидаризироваться с рядом исследователей, утверждающих, что «отличия современности заключаются, главным образом в том, что в настоящее время репутацию политический лидер (институт) приобретает не только за счет конкретных дел, но и с помощью соответствующих технологий, коммуникаций, позволяющих сформировать желательный имидж, а затем бренд и репутацию» [14, с. 3]. Образ государства - это комплексное стереотипизированное представление о государстве, основанное на объективных характеристиках государства с учетом исторических особенностей его развития, сформированное с помощью мифологизации и информационно-коммуникативных технологий, опосредованное коллективным опытом народа [3].

Блок технологических средств и методов формирования положительного репутационного капитала государства предполагает создание информационной основы для наращивания репутационного капитала государства, как-то: создание привлекательного имиджа руководителей государства; формирование высокой политико-правовой культуры населения; реализация стабильного политического курса; оптимизация каналов международной коммуникации; вхождение в мировое информационное пространство; стратегическое позиционирование и тактическое репозиционирование бренда «Россия»; привлечение ученых в области семиотики и лингвострановедения; продвижение государством на международном уровне российских бизнес -структур; формирование привлекательного инвестиционного климата для иностранных компаний и т.п.

Опрос общественного мнения, проведенный Всемирной службой Биби-си в 27 странах, показал, что в последнее время отношение к России повсюду, кроме Китая, улучшалось. Однако баланс остается не в ее пользу — лишь 34% опрошенных выразили к России позитивное мнение, а 38% — негативное. Теплее всех относятся к России в Индии (58% позитивных мнений против 18% негативных), а прохладнее всего — в Германии (20% против 58%) и почти столько же во Франции. Положительные и отрицательные мнения американцев о России разделились приблизительно поровну (38% против 41% соответственно) [11].

Сегодня востребован поиск новых подходов в формировании авторитета, имиджа, бренда, репутационного капитала государства, без которых нельзя достигнуть важных стратегических и тактических целей. Приоритеты репутационного капитала государства, несомненно, определяются бурным развитием средств массовой информации и их значением в формировании общественного мнения, стереотипов и других установочных образов, кото-

рые осознанно или бессознательно влияют на принятие политических решений, в том числе на международном уровне, и, важно подчеркнуть, что особую роль в этих процессах будут играть информационно-коммуникационные технологии, которые интегрируют сбор, обработку, хранение, распространение, отображение и использование информации в интересах ее пользователей. Так, например, Концепция внешней политики Российской Федерации, гласит, что «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» — комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии... В рамках публичной дипломатии Россия будет добиваться объективного восприятия ее в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности. В этой деятельности будут широко использоваться возможности новых информационно-коммуникационных технологий. Россия будет добиваться формирования комплекса правовых и этических норм безопасного использования таких технологий» [9].

На наш взгляд, формирование репутационного капитала России обладает своей спецификой и в современных условиях приобретает все большее теоретическое и прагматическое значение. Репутационный капитал становится одним из важнейших направлений выбора будущего, получая технологическое измерение, преобразуя ход социально-политического развития страны в глобальном мире.

Важно отметить, что российский МИД также уже успел приобщиться к «цифровой дипломатии». Для обозначения нового явления на Смоленской площади даже придумали собственный термин — «инновационная дипломатия», расшифровав его как «инструмент внешней политики России для воздействия на общественное мнение с использованием информационнокоммуникационных технологий». Сегодня у российского МИДа около 70 официальных аккаунтов в Твиттере. Самый популярный (@MID_RF) читают около 65 тыс. человек. В конце прошлого года официальный представитель министерства А. Лукашевич на еженедельных брифингах стал, в том числе отвечать на вопросы, присланные через твиттер. Выступления главы ведомства С. Лаврова можно найти на официальной страничке МИДа в YouTube, а с февраля — и в Фейсбуке, где также выкладываются его заявления и комментарии СМИ, а также интересные факты из истории дипломатии. В самое

ближайшее время обещают обновить и основной сайт министерства. В рейтинге «цифровой дипломатии» AFP Россия занимает 13-е место [15, с. 45].

Блогосфера становится инновационной площадкой для «обкатки» новых информационно-коммуникационных технологий в политике. Рассматривая блогосферу как систему, целесообразно выделить, наш взгляд, следующие структурные элементы:

- цели, которые ставит перед собой субъект (блогер);

- качество информация;

- предмет деятельности субъекта;

- субъект как творческая индивидуальность: он формирует цели собственной деятельности и подчиненных ему объектов, располагает информацией и ресурсами, используя их по своему усмотрению, владеет социальнополитическим опытом и знаниями и их пополняет, обладает информацией о достоинствах и недостатках своей деятельности.

В настоящее время, блогосфера как инструмент позволяет формировать настроения и изучать мнения блогеров по отношению к различным сферам жизнедеятельности общества, рекламировать идеи, символы, взгляды, создавать аргументационную базу для решения существующих политических проблем, внедрять агентов PR-влияния, осуществлять обратную связь, взаимодействовать с определенной (выделенной) аудиторией, с целью создания позитивного (негативного) имиджа политических акторов, проводить мониторинг общественного мнения и т.п. С другой стороны, влияние блогов не стоит преувеличивать. Ряд исследователей относят блоги к неформальным каналам политической коммуникации, наряду со слухами, сплетнями, анекдотами. С помощью этих каналов создаётся, как правило, «объёмный» фон по отношению к существующему политическому режиму, государству в целом, в виртуальном пространстве. Мы констатируем, что российская блогосфера как инструмент информационного воздействия на общественное мнение переживает процесс созревания. Этот процесс интенсивно продолжается. Целесообразность и результативность реализации осознанной электронной сетевой политики стали особенно очевидны благодаря Д.А. Медведеву (Президенту России с 2008 по 2012 гг.). Он неоднократно в публичных выступлениях акцентировал внимание широкой общественности, и особенно, чиновников, на необходимости интенсивного развития Интернета на всей территории России и вовлеченности органов власти и управления в процесс взаимодействия с населением с помощью новых электронных технологий, тем самым формирую позитивную репутацию государства. В свое время блоги Президента России Д.А. Медведева на сервисе микроблогов Twitter и блогхостинге LiveJournal признаны победителями в номинации «Главный блог» премии «Блог рунета 2011». Вместе с тем экс-Президент РФ удостоился и звания в номинации «Лучший блог государственного деятеля».

Таким образом, мы констатируем, что политология и политические акторы ведут активный поиск актуальных средств и методов для решения прикладных задач в политическом пространстве, продолжая намечать сферы приложения инновационных технологий. Проблемы внедрения инноваций находятся в корреляционной зависимости от всей системы политического развития с акцентом на информационно-технологическое обеспечение современных политических процессов. Прослеживаются тренды дальнейшей информатизации и технологизации политического пространства с ударной фазой технических нововведений.

Литература

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. №2(60).

2. Акопов Г.Л. Политические Интернет-коммуникации как инновационный фактор в современных политических процессах: автореф. ... д. полит. н. Ростов н/Д., 2011.

3. Быба Ю.В. Имидж современного Российского государства: состояние и перспективы формирования: автореф. дис. ... к. полит. н. М.: РАГС. 2008.

4. Горбачев А.А. Особенности модернизации избирательной системы в современной России // Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012.

5. Гранкин Н.Е. Политический имидж, репутационный капитал современной России: теоретико-концептуальные подходы // Вестник РАГС. 2008. №1.

6. Гришин О.Е. Репутационный капитал России в контексте реализации энергетической политики // Гуманитарное измерение современного мира: Материалы международной научно-теоретической конференции. Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010.

7. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007.

8. Инновация // Новейший философский словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/515/

%D0%98%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%A6%D0%98%D 0%AF (дата обращения: 04.03.2013)

9. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gorchakovfund.ru/news/events/ kont-

septsiya-vneshney-politiki-rf/ (дата обращения: 17.03.2013)

10. Краткий политологический словарь. М., 1989.

11. Опрос Би-би-си: Россию в мире скорее не любят. [Электронный

ресурс]. URL: www.bbc.co.uk/russian/international/2011/03/110307_bbc

_popular_countries.shtml (дата обращения 17.03.2013)

12. Пророк В. Конструирование политических процессов в условиях глобализации // Технологизация политических процессов в условиях глобализации: теория, опыт, перспективы: Материалы Междунар. Науч.-практич. конф. М.: Федерация мира и согласия, 2012.

13. Соколова А.Э. Репутационный капитал государства: проблема интерпретации термина в современной политической науке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №10(24). Ч. I.

14. Харламов И.Г. Формирование репутации в политике и бизнесе: сравнительный анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М.: РАГС, 2009.

15. Черненко Е. Происхождение твитов / Коммерсантъ Власть. №9(1014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.