УДК 334 ББК 65.291.212.1
А.Ю. Судаков
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^Одним из самых актуальных и сложных на сегодняшний день является вопрос об изменении образа Российской армии в общественном сознании. Многочисленные материалы в печатных и электронных СМИ свидетельствуют о том, что престиж армейской службы падает с каждым годом. В настоящее время в российском социуме сложилось весьма неоднозначное отношение к армии и военным.
Именно поэтому политическое руководство и военное командование страны обязаны заботиться о формировании и поддержании позитивного образа армии в глазах иностранных граждан, российского населения и самих военнослужащих. Создание такого образа, привлекательного для нашего общества и воздействующего на него в нужном направлении, становится отдельным направлением профессиональной политической деятельности. Отметим, что в современной России для обозначения русского слова «образ», «впечатление» привилось иностранное слово «имидж».
В науке понятие «имидж» появилось сравнительно недавно и у него еще нет окончательно сложившегося, однозначного определения. В зарубежной, в частности американской, экономической литературе термин «имидж» обычно употребляется для особого вида образов - представлений, широко используемых различными общественными институтами, формирующими установки в массовом сознании потребителей. Под имиджем (от английского image -образ, изображение) понимается сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. В научном и публицистическом мире так называют обобщенное представление, складывающееся у людей о том или ином лице, институте, учреждении.
С другой стороны, английское слово «имидж» означает также «быть похожим, имитировать», поэтому очень часто имидж расшифровывают как искусственную имитацию или изображение внешней формы объекта, например человека. Имидж также интерпретируют как привлекательный, легко трактуемый образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на объяснительные механизмы сознания, поведения и выбор индивида.
Таким образом, определяя понятие имиджа, можно отметить, что имидж обладает следующими характеристиками:
эмоционально окрашен и обращен к чувствам; предметен и принадлежит либо личности, либо организации; обращен к социальным установкам и стереотипам; опирается на ожидания личности или группы; носит символический характер.
Все перечисленные характеристики с полным основанием можно отнести к имиджу Вооруженных Сил, определяя его как относительно устойчивые, целостные восприятия и представления населением, в том числе военнослужащими, социального характера, статуса и функций Вооруженных Сил, а также их состояния, соответствия своему предназначению, возможностей в конкретных исторических условиях.
Имидж Вооруженных Сил, оказавшись сформированным в массовом сознании российской и зарубежной общественности, неизбежно приобретает политическую окраску, ввиду того что армия, являясь государственным институтом, во все времена перманентно находится в фокусе политических интересов и разнообразных политических процессов. В связи с этим считаем обоснованной посылку, что механизм формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил основывается на политических технологиях и имеет собственную специфику.
В научной литературе под политическими технологиями понимается «совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте. Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного, локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия)» [1, с. 415].
Политические технологии неуклонно эволюционировали на протяжении последних столетий. В современном мире они оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведение, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Указанная проблема приобретает особое значение в современных условиях. В обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей, и от влияния политических технологий зависит формирование такого имиджа Вооруженных Сил, который согласуется с социальной действительностью.
Актуальность решения задач формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил выдвигает на первый план не столько понимание субъектами политики целей и средств их достижения, сколько выработку конкретных способов их воплощения на практике, то есть применение определенных технологий при решении данных задач. Еще М. Вебер отмечал, что «главными фигурами в механизме политической борьбы не бывают одни только политики в силу их «призвания» в собственном смысле этого слова. Но в высшей степени решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении» [2, с. 646].
Под политическими технологиями формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил в военной литературе обычно рассматривается совокупность наиболее целесообразных приемов, методов, способов и процедур, направленных на формирование в сознании людей заданного представления об армии. Индивидуальное сознание индивида оказывается подвержено политтехнологи-ческому воздействию. Наилучший эффект дают политические технологии, нацеленные на так называемые «мишени» в сознании индивида. Сущность каждой из них дает основания субъектам политики для постановки таких целей планирования и применения политических технологий, которые окажут серьезное воздействие на восприятие армейских образов и повлекут за собой разнообразные поведенческие реакции.
«Личностными мишенями», воздействуя на которые, по мнению Г. Грачева и И. Мельника, субъекты политики обязательно добиваются результата, выступают:
во-первых, внутренний мир человека: его ценности, потребности, интересы, мотивы, установки сознания, мировоззрение, убеждения, верования, самооценка, знания об окружающем мире, в том числе о военной сфере и военных людях, их деятельности в частности;
во-вторых, социальный статус, то есть социальные нормы, групповые нормы, социальное самочувствие (в том числе военнослужащих и всех, кто имеет отношение к военной сфере), правовое закрепление социального статуса тех, кто отслужил в армии;
в-третьих, деятельностная компонента личности, то есть стиль поведения, стиль общения, способ мышления, привычки, умения и навыки, личностное отношение (в том числе к военным и их деятельности);
в-четвертых, внешние регуляторы, то есть познавательные структуры личности, предусматривающие прием, обработку, фиксацию и реагирование на пришедшую информацию, в том числе и о военной сфере, доминирование того или иного личностного канала получения информации (аудиального, визуального или чувственного) [3, с. 40-41].
Решение технологических задач формирования необходимого субъектам политики образа армии происходит и в условиях постоянно идущего в современном обществе процесса социализации, а также за счет таких факторов, как социальное вовлечение, исполнение индивидуальных и социальных норм, связанных с армейской сферой, а иногда под воздействием феномена эмоционального заражения близкого окружения. Выбрав ту или иную мишень личности для своего воздействия, субъекты политтехнологической деятельности опираются на такие методы коммуникационного пространства, как позиционирование, убеждение, внушение.
Позиционирование подразумевает построение образа и направление его восприятия в необходимое русло с помощью понятных и благоприятных (с точки зрения населения) категорий. Благодаря созданному имиджу армия воспринимается обществом, СМИ, противниками и союзниками сквозь призму собственного положения и опыта. Позиционирование означает интерпретацию целей и назначения Вооруженных Сил в государстве с учетом интересов граждан.
Существенной целью позиционирования положительного имиджа Вооруженных Сил становится приближение к положительным ожиданиям общественности и удаление от отрицательных ожиданий.
Положительными ожиданиями обладают сторонники позитивного имиджа Вооруженных Сил. С помощью позиционирования они представляют общественности то или иное армейское событие, выдвигая на первый план положительный результат. Противники позитивного имиджа Вооруженных Сил в целом высказывают негативные ожидания. В своих устремлениях они во многом ориентируются на неспособность российской экономики содержать такие большие Вооруженные Силы, уповают на слабую управляемость кризисными событиями, имеющуюся тенденцию к снижению военно-научного потенциала.
Убеждение является методом психологического воздействия субъектов политики на общественное сознание и характеризуется открытостью объявленной цели, аргументации и доказательств, логической обоснованностью, допущением критики в свой адрес, а в итоге - добровольным принятием государственной позиции. Хорошим примером могут служить события, развернувшиеся вокруг идеи по переводу Вооруженных Сил к контрактному способу комплектования и уменьшению срока срочной службы до одного года.
Внушение характеризуется бессознательной подверженностью индивида определенным психическим воздействиям. Основой внушения может стать эмоционально окрашенный образ ситуации, умело преподносимой людям. Внушение очень эффективно, когда в обществе налицо кризис, поэтому внушение лучше всего удается харизматическим лидерам, умеющим убеждать, знающим простые рецепты решения сложных проблем и склонным к демагогии.
Образованию позитивного имиджа Вооруженных Сил способствует влияние культурно-исторических традиций службы на современный воинский уклад, определение направлений социальной политики в рамках военной проблематики, выявление приоритетов социально-психологической поддержки военнослужащих и наличие соответствующих социальных ценностей в обществе. К таким ценностям, которые регулируют поведение военнослужащих, относятся ценности военной службы.
Формирование системы ценностей в среде военнослужащих также подвергалось целенаправленному воздействию со стороны субъектов политики. Выделим среди них две группы ценностей военной службы. Во-первых, группа ценностей общегражданского характера: общественный долг по защите Родины, ответственность за принятие и реализацию решений в сфере миротворческой деятельности, престиж военной службы, гражданственность. Во-вторых, ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью: воинский долг, воинская честь, достоинство воина, войсковое товарищество, статус военнослужащего, взаимовыручка в повседневной жизнедеятельности и в боевой обстановке, мастерское владение оружием и боевой техникой, боевые традиции, патриотизм.
Система ценностей в среде военнослужащих отражается и в общественнополитической жизни страны. Об этом свидетельствует, например, ежегодное
освещение прессой и телевидением «братания» «крылатой пехоты» в День Воздушно-десантных войск Российской Федерации и защитников рубежей Родины в День пограничника. Данный пример демонстрирует духовное единение людей, отражающее почетный характер их военно-профессиональной деятельности. Не менее важна и работа по воспитанию молодого поколения, которую ведут советы ветеранов Великой Отечественной войны, общественные организации ветеранов «афганской» войны, формируя тесные связи как между данными группами граждан, так и с молодежью. Для становления гражданской позиции молодежи необходима такая социализация, которая сопряжена с процессом воспитания у них качеств социально ответственного субъекта, патриота и гражданина, когда создаются условия для формирования активного, компетентного и ответственного отношения к происходящим событиям.
Субъекты политики, зная, как велика роль политических технологий при формировании общественного мнения, с успехом используют это в своей политической деятельности. Позитивно воздействуя на власть и стремясь заставить государство прислушаться к голосу граждан по вопросам, касающимся военной сферы, общественное мнение способно повлиять на действия значимых политических субъектов в отношении Вооруженных Сил.
Используя политические технологии, субъекты политики путем воздействия на общественное мнение в сфере военной политики, могут добиваться своих целей. Однако это возможно лишь при умелом апеллировании к компонентам структуры общественного мнения, в которую, как правило, входят массовые настроения, эмоции, чувства, а также формализованные оценки и суждения. Такие элементы общественного мнения наглядно показывают определенную динамику его развития.
Общественное мнение - важный инструмент государства, политических партий, общественных организаций и субъектов политики, заинтересованных в формировании позитивного имиджа Вооруженных Сил. Его значение как важнейшего контрагента власти осознано достаточно давно. Например, Г. Гегель связывал общественное мнение с «совместимостью» единичных суждений, которые, благодаря наличию в обществе «формальной субъективной свободы», могли подавать власти соответствующие советы [4, с. 336].
Принимая во внимание, что имидж Вооруженных Сил - это виртуальное образование и воздействие на его формирование зависит от поступающей из армии информации, становится возможным определить основные политические технологии, применяемые в целях создания положительного имиджа Вооруженных Сил. Таковыми могут выступать:
1) повышение престижа военной службы и статуса военнослужащих, характеризующих их место в системе общественных отношений государства;
2) формирование позитивного общественного мнения и инициация массовой поддержки населением государственных усилий по возрождению положительной репутации армии, опора на позитивные результаты в деле ее развития;
3) налаживание коммуникаций, способствующих поддержанию конструктивных отношений с общественностью по вопросам жизнедеятельности Во-
оруженных Сил, привлечение в эту сферу большого количества соответствующих специалистов, а также координация и интенсификация их деятельности.
Библиографический список
1. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии [Текст] / А. И. Соловьев. - М., 2000.
2. Вебер, М. Избр. произв. [Текст] / М. Вебер ; пер. с нем. - М., 1990.
3. Грачев, Г Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г. Грачев, И. Мельник. - М., 2002.
4. Гегель, Г. Соч. [Текст] / Г. Гегель. - М. ; Л., 1934. - Т. 7.
УДК 355.11
ББК 61.07-22
Е.Н. Романова ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
пецифика военной профессии, выходящая за рамки обычной профессиональной деятельности, связана с особым образом жизни и духом. Надежным оплотом государства может быть только та армия, которая состоит из людей, осознающих государственные цели, собственную высокую ответственность и имеющих честь и достоинство, допускающие самопожертвование.
Составной частью военной службы является основанная на взаимном доверии и профессиональных традициях корпоративная этика, культивирующая чувство принадлежности к армии. Процесс формирования военно-патриотической идентичности у будущих офицеров - одна из самых актуальных для армии, но малоизученных проблем. Военно-патриотическую идентичность следует понимать как осознание индивидом своей принадлежности к военной социокультурной среде, принятие норм и моделей поведения, ценностей и образа жизни. Акцент в данном случае ставится не на профессиональный аспект идентичности, а на формирование личности военнослужащего, развитие духовных качеств офицера. Высшим из таких качеств является патриотизм, понимаемый как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого становится любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа [1].
Благодаря особым видам деятельности и самому образу жизни в военном училище происходит формирование связанной с реализацией идеи служения Отечеству более зрелой формы патриотизма и военно-патриотической идентич-