Научная статья на тему 'Имидж Вооруженных сил в контексте социально-политических изменений'

Имидж Вооруженных сил в контексте социально-политических изменений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1583
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИМИДЖ АРМИИ / МОНИТОРИНГ / АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / THE ARMED FORCES / MILITARY-CIVIL RELATIONS / COMMUNICATIVE PROBLEMS / THE ARMY IMAGE / MONITORING / ANALYTICAL PROVISION / INFORMATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Князев Андрей Викторович

В статье в тесной взаимосвязи с социально-политическими изменениями, происходящими в стране в последние годы, рассматриваются разнообразные проблемы повышения и укрепления имиджевых характеристик Вооруженных сил РФ. Исходный тезис автора заключается в том, что ныне четко обозначилась устойчивая тенденция утверждения информационного сообщества. Прогрессивное и поступательное развитие государства и общества без развития сферы информации невозможно. Информационный характер управления выдвигает на доминирующие позиции информацию как таковую и возможности ее использования. Данное обстоятельство не может не учитываться и при формировании военной доктрины страны. Сила Вооруженных сил, их реноме в современном российском обществе во многом определяется аналитической и информационной деятельностью самой армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Князев Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the Armed Forces in the context of socio-political changes

The article considers various problems of increasing and strengthening of image features of the RF Armed Forces in close relationship with socio-political changes occurring in the country in recent years. The author's basic point is about the fact that today there is a strong tendency of informational society confirmation. Progressive and advancing development of state and society is impossible without information sphere development. Informational nature of management brings information as such and opportunities of its use to the leading positions. This fact cannot help being taken into account in forming the military doctrine of the country. The power of the Armed Forces, their reputation in the modern Russian society is determined by the analytical and informational activity of the Army itself.

Текст научной работы на тему «Имидж Вооруженных сил в контексте социально-политических изменений»

ленной стабильной позиции советского государства по отношению к религии, отхода от ужесточения и «атак», нарушения законодательства о культах все более перемещались на места - в регионы, чему способствовали, по мнению уполномоченного Совета по Пензенской области С.С. Попова, следующие факторы: «низкий уровень образования членов церковных советов; незнание законодательства о культах государственными чиновниками; бессистемность, формализованность атеистической работы» [2, д. 5, л. 23].

Во второй половине 1980-х гг. в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране наблюдается значительное повышение религиозности российского населения, по мнению некоторых отечественных специалистов, «возрождение» ислама [3-6], одним из характерных признаков которого было возрождение и строительство новых мечетных зданий. Так, с 1990 г. в Пензенской губернии было построено 23 новых мечети [7]. Строительство и восстановление мечетей осуществляется, как правило, на средства религиозной общины и пожертвования населения.

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО) Ф. 2392. Оп. 1. Д. 2. Л. 34.

2. ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 5235. Л. 59.

3. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. С. 68-104.

4. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. (Точка зрения). М., 2000. С. 7-23.

5. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. С. 11-58.

6. Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 241-261.

7. Пензенская энциклопедия / гл. ред. К. Д. Вишневский. Пенза; М., 2001. С. 333.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Koroljova L.A., Koroljov A.A. On closing mosques in the Penza Region during 1940-1980-ies. The article discusses one of the directions of the Soviet state religious policy - the control over functioning of mosques and their closing (the mechanism, bases, methods) during 1940-1980-ies at a regional level - in the Penza Region; Muslims’ reaction to actions of authorities.

Key words: the USSR, Islam, the state-confessional policy, the Penza region, a mosque.

ИМИДЖ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

А.В. Князев

В статье в тесной взаимосвязи с социально-политическими изменениями, происходящими в стране в последние годы, рассматриваются разнообразные проблемы повышения и укрепления имиджевых характеристик Вооруженных сил РФ. Исходный тезис автора заключается в том, что ныне четко обозначилась устойчивая тенденция утверждения информационного сообщества. Прогрессивное и поступательное развитие государства и общества без развития сферы информации невозможно. Информационный характер управления выдвигает на доминирующие позиции информацию как таковую и возможности ее использования. Данное обстоятельство не может не учитываться и при формировании военной доктрины страны. Сила Вооруженных сил, их реноме в современном российском обществе во многом определяется аналитической и информационной деятельностью самой армии.

Ключевые слова: Вооруженные силы, военно-гражданские отношения, коммуникативные проблемы, имидж армии, мониторинг, аналитическое обеспечение, информационное сопровождение.

В настоящее время четко обозначилась устойчивая тенденция утверждения информационного сообщества. Очевидно, без развития сферы информации дальнейший прогресс во всех областях жизни и деятельности людей, их объединений и государства невозможен. Информационный характер управле-

ния выдвигает на важные позиции те или иные варианты использования информации. Мощь Вооруженных сил в современном мире во многом определяется информационными и аналитическими возможностями. При этом информационные способы и средства достижения целей оказываются более пред-

почтительными, т. к. они являются мобильными в пространстве и времени, имеют практически неограниченную кратность использования.

В условиях формирования информационного общества актуализируются информационно-коммуникативные проблемы обеспечения гармоничного развития военно-гражданских отношений в Российской Федерации, приобретающих в новых условиях иное содержание и форму. Эти обстоятельства определяют внешний контекст необходимости модернизации военно-гражданских отношений в интересах обеспечения национальной безопасности страны. В современном мире кардинально меняется характер угроз интересам национальной безопасности государства, усложняются и задачи, стоящие перед гражданским обществом и армией, по их своевременному выявлению, предупреждению и нейтрализации. Без выстраивания эффективных коммуникаций государственная политика в области обороны не может ни вырабатываться, ни эффективно реализовываться. Путем постоянного наполнения позитивным и объективным содержанием информационных коммуникаций с различными социально-политическими институтами военное ведомство стремится обеспечить поддержку своих действий в обществе.

Вооруженные силы как институт является частью общества, аккумулирующей в себе совокупность общественных отношений. Вместе с тем данный институт обладает значительной самостоятельностью, автономностью в организации внутренней жизнедеятельности, а военная служба является особым видом государственной службы, определяемой законами, воинскими уставами и другими документами. Вооруженные силы являются властным институтом, т. к. создаются, содержатся и используются государством сознательно для решения целого ряда важных для общества и государства задач.

Именно государство обладает монополией на создание военной организации общества, оно должно ставить доктринальные, политические и текущие задачи, обязательные для выполнения армией. В этом случае армия становится средством и орудием политики. В демократическом правовом государстве в основе деятельности государства лежит закон, и поэтому в отношениях «государство-армия» также должен верховенствовать закон. Вооруженные силы - это один из важнейших институтов политической системы общества, поскольку она призвана защищать существующий общественный и политический строй, суверенитет и территориальную целостность государства. Армия не может быть вне политики, но она должна быть вне политической борьбы и поддерживать политику государства, выступать на его стороне [1]. Исходя из специфики Вооруженных сил принципиальное значение в контексте военно-гражданских отношений приобретает отношение граждан к военной службе и Вооруженным силам. Поскольку Россия позиционирует себя как демократическое светское правовое государство, то это может означать на практике только одно: и общество, и армия должны становиться все более открытыми.

Армия как институт и военная служба как разновидность государственной службы должны становиться все более открытыми и понятными как для общества, так и для государства, которое выделяет немалые средства на содержание собственных Вооруженных сил. В российском обществе до сих пор преобладает негативное отношение к российской армии. Так, по данным фонда «Общественное мнение» на вопрос: «Как вы считаете, сейчас в российском обществе преобладает положительное, нейтральное или отрицательное отношение к армии?» были получены следующие ответы, в % (табл. 1) [2].

Таблица 1

Отношение в российском обществе к армии

Отношение общества к армии 1998 1999 2002 2003 2004

Положительное 21 19 17 16 28

Нейтральное 16 18 19 19 15

Отрицательное 56 56 54 52 49

Затруднились с ответом 7 7 10 12 8

Несмотря на то, что в последний год наметилось некоторое снижение количества россиян, отрицательно относящихся к собственной армии, и некоторый рост тех, кто относится к ней положительно, вряд ли приведенные цифры могут удовлетворить руководство Российского государства и Вооруженных сил нашей страны.

Вместе с тем имидж Вооруженных сил складывается у субъекта на основе его представлений о них. В структуре этих представлений выделяются три важных компонента:

- официальная информация об армии как государственном институте;

- обобщенные представления об армии как социальном организме;

- житейские сведения о конкретных воинских коллективах и военнослужащих [3].

Государственные структуры могут организовывать и контролировать первый компонент, влиять в той или иной мере на второй компонент, но практически не могут воздействовать на третий компонент. В свою очередь средства массовой информации могут участвовать в формировании всех компонентов имиджа, но в большей степени - в донесении до населения обобщенных представлений об армии как социальном организме. Все планируемые и принимаемые решения в военной сфере (в т. ч. и в части материального и социального самочувствия военнослужащих) должны многократно и последовательно разъясняться всем категориям военнослужащих, это не должно делаться постфактум. Дальнейшая открытость армии обществу, прикладное введение элементов гражданского контроля (для того, чтобы состояние и применение армии в силу социально-политической необходимости

происходило в рамках закона и отвечало потребностям и интересам общества) поможет сформировать в российском обществе позитивный имидж армии.

Реалиями современной России стал рост числа молодых россиян, не желающих служить в Вооруженных силах. Образ армии сегодня зачастую в глазах молодых людей скорее негативный, чем позитивный. СМИ являются одним из наиболее значимых общественных институтов во взаимоотношениях армии и общества. При этом доминирующими в информационном пространстве темами являются дедовщина, коррупция и во-

ровство. Постоянный поток негативной информации достаточно серьезно подрывает престиж и авторитет армии. Эта тенденция ярко проявляется в отношении к армии молодежи, для основной массы которой в настоящее время престижным стало «отмазаться» от армии, найти способ избежать воинской «повинности».

Результаты исследования свидетельствуют о том, что достаточно велик процент тех, кто считает годы службы в армии впустую потраченным временем: в целом - это 25 %, т. е. каждый четвертый. Хотелось бы привлечь внимание к различию во мнениях юношей и девушек. Так, девушки (86 %) видят в армии, прежде всего, хорошую школу жизни, среди юношей так полагают только 52 %. Напротив, 38 % юношей склонны думать, что армейская служба - это потерянные годы, а среди девушек такого мнения придерживаются только 11 %. Как показывает многовековой опыт, от отношения к вооруженным силам всех слоев общества во многом зависит морально-психологическое состояние военнослужащих, а значит, и боеготовность войск, эффективность решения ими задач в мирное и военное время.

Современный непривлекательный имидж военной организации страны во многом предопределяет трудности с комплектованием по призыву и по контракту, низкую мотивацию к службе всех категорий военнослужащих, отсутствие широкой общественной поддержки действий федеральных войск по наведению конституционного порядка, незащищенность личного состава от негативного информационно-психологического воздействия. Следует отметить, что большинство исследователей определяют имидж через понятие психического образа, который является результатом массового сознания. В рамках данного подхода имидж характеризуется двумя основополагающими признаками: эмоциональной окрашенностью и устойчивостью образа-имиджа. В отличие от динамичных общественного мнения и настроения имидж более устойчив. Для его формирования и изменения необходимо большее время и более существенная информация. Многие исследователи указывают, что эффективный имидж должен опираться на имеющиеся стереотипы как на когнитивную основу, но не совпадать с ними. Имидж отражает социаль-

ные ожидания общества, его определенных групп, которые обусловлены их насущными потребностями и интересами. В процессе формирования имиджа активную роль играет готовность аудитории так или иначе воспринимать объект. В структуре этой готовности определенное место принадлежит «идеальному образу», т. е. представлениям о том, каким должен быть данный объект. Такой идеал (ожидания, экспектации) имеет культурно-обусловленный характер и отражается в литературе, произведениях искусства, явлениях обыденного сознания конкретной группы людей. Чрезмерная «положительность» этого идеала ведет к негативистской тенденции при восприятии реального объекта, недооценке имеющихся достоинств. Деятельность по формированию имиджа предполагает наличие соответствующей мотивации. Первый источник мотивации связан с решением внутренних психологических проблем, с самовыражением себя. Для Вооруженных сил первый источник выражается в потребности повышения статуса военнослужащих за счет высокого статуса самих Вооруженных сил, необходимость повышения степени удовлетворенности принадлежностью к армии. Второй источник основан на представлении об имидже как средстве социально-психологического влияния (для Вооруженных сил - это потребность в решении таких проблем, как привлечение кандидатов на контрактную службу, облегчение призыва, формирование поддержки деятельности Вооруженных сил со стороны общественности).

Проблему формирования имиджа Вооруженных сил РФ целесообразно рассматривать с позиции конструктивизма как продуктивного подхода в современной социальной психологии. «Под «конструированием» здесь понимается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связанные структуры с целью постижения ее смысла». Результатом этого является образ социального мира, предстающий пред человеком как определенная социальная реальность. Следовательно, познание социального мира не является продуктом одного индивида. Оно идет путем соотнесения личной системы усвоенных значений и системы смыслов субъекта с подобными системами других индивидов. Объективность социального восприятия состоит не в его соответствии

некой независимой от субъектов реальности (такой «объективной» социальной реальности не существует вовсе), а во взаимном соответствии усвоенных индивидами значений, согласованности их личностных смыслов.

Идея о значениях как «образующих» человеческое сознание разрабатывалась в отечественной психологии в школе Выготского-Леонтьева. Сознание, по А.Н. Леонтьеву, «...может быть сведено к функционированию усвоенных извне значений, которые, развертываясь, управляют внешней и внутренней деятельностью субъекта». Как единица общественного сознания, значение наряду с развитыми понятийными формами (научное знание) содержит и житейские представления, социальные стереотипы, суеверия и предрассудки. А.Н. Леонтьев вводит понятие пятого квазиизмерения как системы значений, смыслового поля, в котором человеку открывается объективный мир [4]. Эта идея, созвучная представлению о когнитивном пространстве, на наш взгляд, может иметь существенное значение для рассмотрения проблемы имиджа Вооруженных сил России.

В основе имиджа Вооруженных сил России лежат нерефлексируемые, глубинные и устойчивые структуры общественного сознания, что подтверждается и результатами исследований.

Имидж Вооруженных сил Российской Федерации представляет собой одно из средств решения внешних (формирование общественной поддержки ВС РФ, привлекательности военной службы) и внутренних (формирование мотивации к продолжению службы) проблем военной организации России. Для реализации этих возможностей необходимо выявление структуры имиджа.

Уточнение социально -психологической сущности имиджа дает возможность предложить субъект-субъектный подход к изучению и формированию имиджа Вооруженных сил РФ. Реализация этого подхода требует, во-первых, рассматривать молодежную аудиторию не только как объект воздействия, но и как субъект восприятия Вооруженных сил. Это позволяет осуществить важнейший принцип формирования имиджа - «описание чего-либо с расчетом на возможно более точное восприятие возможно большего числа людей в целях получения определенного впечатления». При этом важно исследовать

не только поверхностные слои сознания, но и вскрыть глубинные, архетипические структуры общественного сознания, опосредующие восприятие ВС РФ. Именно реализация принципа соответствия предъявляемой информации категориальной структуре группового семантического пространства позволит добиться эффективности формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации. Во-вторых, Вооруженные силы должны стать полноценным субъектом формирования своего имиджа. Это предполагает, прежде всего, создание рефлексивного образа - как сегодня армия воспринимается молодежью - и четкого понимания того, как она должна восприниматься молодежью -«желаемого имиджа» Вооруженных сил. Как субъект формирования имиджа Вооруженные силы РФ будут иметь возможность не только оптимизировать предъявляемую обществу информацию о себе, но и выстраивать свою повседневную деятельность так, чтобы достичь общественного доверия и поддержки.

Отношение граждан к вооруженным силам - существенная характеристика внутреннего имиджа государства. Этот фактор важен для России хотя бы уже потому, что здесь на протяжении многих десятков лет формировался образ мощной военной супердержавы. Полное согласие с тем, что Вооруженные силы России являются надежным щитом от внешних угроз, выразили лишь

12.2 % россиян. Еще 28,9 % респондентов скорее согласились с таким суждением. Полностью не согласны с тем, что на сегодняшний день вооруженные силы дееспособны,

11.3 % граждан, а еще 24,2 % респондентов скорее не согласны. Затруднились с ответом

23.4 % опрошенных. На вопрос, в какой степени респонденты согласны с тем, что Вооруженные Силы России уступают вооруженным силам НАТО, 19 % россиян ответили, что это полностью так, а еще 26,3 % скорее согласились с этим. Полностью не согласны с подобным утверждением 8,7 % опрошенных, а 21,6 % скорее не согласны с ним. Около четверти опрошенных (24,4 %) затруднились с ответом.

По мере того как общественность все более становится инструментом глобального влияния, людьми осознается важность учета особенностей массовых коммуникаций. При

этом внимание сограждан является не просто объектом нейтрального информирования -оно ежеминутно подвергается настойчивому влиянию и служит ареной жесточайшей конкуренции. Большинство исследователей, работающих в области анализа средств массовой коммуникации, считают, что СМИ играют основную роль в этой конкурентной борьбе, которая разворачивается в перенасыщенной информационной среде. Борьба за внимание россиян ведется прежде всего в интересах формирования общественного мнения, в т. ч. ив смысле образа страны, имиджа власти или конкретного человека.

Большинство исследователей сходятся в том, что основное назначение коммуникации -обеспечение взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача информации о стране, власти, лидерах. Цель такого взаимодействия - вызвать у людей определенный набор чувств, оценок, ценностей, которые и выкристаллизовываются в совокупности в некий образ страны в восприятии каждого конкретного человека. С.Ф. Лисовский по этому поводу пишет: «Чтобы достичь этого (необходимой поведенческой реакции электората), необходимо установить прочную связь между субъектом и объектом коммуникации». В современном мире коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов и, естественно, представляется различными видами. Одним из них и является имиджевая коммуникация, отличающаяся, например, от рекламной: если реклама - это прямой вариант коммуникации, то имиджевые коммуникации, как составная часть паблик рилейшнз, заинтересованы в косвенном воздействии. Иначе говоря, реклама порождает благоприятные сообщения, а паблик рилейшнз - благоприятные контексты.

Имидж Вооруженных сил представляет собой виртуальное образование, которое формируется и развивается в общественном сознании и, в значительной степени, выступает как результат современных информационно-коммуникативных процессов. Кроме того, повышенное внимание должно уделяться формированию коммуникативной компетентности военных и политических кадров, т. к. «ответственное обращение с безопасностью требует и пользования солид-

ными познаниями, и способствующей формированию доверия коммуникации» [5]. Современная динамичная военно-политическая действительность побуждает учитывать беспрецедентную насыщенность информационных потоков, высокую интенсивность информационных процессов, медиатизацию военной политики и индивидуализацию политической коммуникации. В этих условиях требуется оперативно и гибко реагировать на внезапные изменения как военно-политической обстановки, так и общественного сознания. Названные обстоятельства во многом определяют способ построения информационной деятельности военных и политических кадров, а также оказывают существенное влияние на выбор модели коммуникации.

Под коммуникативной компетентностью в современной политической теории и практике понимается наличие у субъекта способности «продуцировать гибкие схемы поведения», т. е. строить поведение таким образом, чтобы быть в состоянии на основе имеющейся информации вступать в контакт и адекватно вести себя в самых различных ситуациях, возникающих в процессе социального взаимодействия [6].

«Медиакомпетентность» следует считать ответной реакцией на общую тенденцию медиатизации и виртуализации современной политики1. По мнению немецкого политолога У. Сарчинелли, в современных условиях умение строить конструктивные отношения со СМИ, коммуникативная компетентность не только являются важными критериями политического успеха, но и становятся фактически атрибутами политической власти [8].

Положительный имидж Вооруженных сил и военной политики выступает в качестве действенного средства усиления легитимности власти. По всей видимости, следует сделать вывод, что положительное восприятие армии общественностью в современных условиях является необходимым условием эффективной политики безопасности и обороны.

Существует множество обстоятельств, указывающих на то, что Российская Федера-

1 Руководство Германии требует формирования у федерального правительства и его членов «медиакомпетентности», т. е. способности строить отношения с прессой в интересах государства. Считается, что обладание указанным качеством позволит политическим деятелям более убедительно обосновывать логику своих действий перед общественностью [7].

ция в современных условиях особенно нуждается в разработке целостной программы формирования положительного имиджа Вооруженных сил. Полноценное участие граждан в управлении государством, в т. ч. в решении вопросов, связанных с обороной и безопасностью, явилось важнейшим демократическим завоеванием Нового времени. Введение понятия «гражданин» означало ликвидацию неравноправия и ответственность всех членов общества за свою страну. Именно из такого понимания статуса гражданина, как человека, принимающего на себя ответственность за судьбу своего Отечества, берут свое начало концепции «воина-гражданина», «вооруженного народа», «вооруженного гражданина», «гражданина в военной форме».

Пока же приходится констатировать, что узкое толкование обороны одним из своих негативных последствий может иметь отторжение многих российских граждан из процесса защиты страны. Ведь воинская обязанность перестала быть всеобщей, но не перестали оставаться всеобщими право и ответственность граждан вносить свой вклад в дело обороны страны. Поэтому вряд ли оправданно граждан, которые в силу тех или иных причин не проходят военную службу, исключать из участия в обороне и обеспечении безопасности страны. В какой-то мере это означает и недоверие к ним.

В условиях демократического политического режима власть не может легитимно осуществляться без поддержки со стороны общества. При этом поддержка гражданами государственной власти - а особенно в России - в значительной степени зависит от того, какой имидж сложился у армии и военного ведомства. Сегодня же не только для специалистов по вопросам обороны, но и для многих граждан становится все более очевиден тот факт, что Российская армия становится все более открытой для общества.

Попытки адаптировать старую «советскую» модель военно-гражданских отношений к новым условиям оказались малоэффективными. На фоне общего экономического подъема в стране резко снизился престиж армии и привлекательность военной службы в российском обществе, а действующая система взаимоотношений между гражданским обществом и армией не удовлетворяет потребностям ни большинства населения стра-

ны, ни военнослужащих и членов их семей. Бедственное положении семей военнослужащих полностью подтверждается результатами опросов независимых российских социологических организаций. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) 40 % опрошенных россиян независимо от социального происхождения, политических пристрастий, принадлежности к тому или иному социальному слою, уровню доходов и места жительства признало, что семьи военнослужащих в настоящее время живут бедно, ниже средне российского уровня, а большинство - 58 % россиян считают, что социально-экономическое положение военнослужащих должно находиться выше общероссийского среднестатистического уровня.

С другой стороны, возрастание общественно-политической значимости военной службы и Вооруженных сил в обеспечении безопасности личности, общества и государства обусловливает высокий социально-правовой статус военнослужащих. Обострение этих социальных проблем в военно-политической сфере ведет к снижению оценки военнослужащими способности армии эффективно выполнять возложенные на нее государственные функции по обеспечению безопасности развития Российской Федерации.

Военнослужащие и гражданские лица по-разному реагируют на проявление проблем в военно-гражданских отношениях. Так, если военнослужащих в большей степени затрагивают структурные изменения армии, снижение боевой готовности войск, ухудшение их социально-экономического и правового положения, социальные проблемы семей военнослужащих, то гражданское общество острее реагирует на проявления негативных социальных явлений в воинских коллективах - «дедовщины» и суицидов среди военнослужащих, факты превышения командованием должностных служебных полномочий, а также военные неудачи. «При этом и те, и другие приоритеты существенно деформируют привычные представления военных и граждан о государстве и армии, разрушают многие характерные для них нормы профессиональной деятельности и гражданского сознания» [9].

В настоящее время можно констатировать, что в системе военно-гражданских от-

ношений в настоящее время имеется ряд проблемных проявлений. Перед военным строительством в Российской Федерации стоит задача формирования эффективного организационно-правового и социально-экономического механизма, который позволил бы привести в соответствии с жизненно важными национальными интересами страны, ее геополитическими особенностями и военной доктриной государства структуру и организацию Вооруженных сил, а затем, в свою очередь, саму военную организацию государства - с ресурсами на ее создание и совершенствование. Серьезной социальной проблемой развития российской государственности остается формирование новой политической модели военно-гражданских отношений в интересах эффективного обеспечения национальной безопасности. При этом следует рассматривать проявления военногражданских отношений во всех областях общественной жизни. В политической сфере военно-гражданские отношения характеризуются состоянием гражданского контроля над Вооруженными силами, что во многом определяет устойчивость политической стабильности общества. Политический опыт свидетельствует, что обеспечение политической стабильности общества во многом обусловлено реализацией принципов объективного гражданского контроля над вооруженными силами, такими как: обеспечение соответствия военной политики, военной доктрины, состояния вооруженных сил объективным потребностям военной безопасности государства; исключение возможности незаконного использования армии для вмешательства в дела общества и государства; обеспечение достойного социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; обеспечение развития военно-служебных отношений на гуманной и правовой основах, соблюдение прав и свобод военнослужащих; обеспечение воспитания военнослужащих в духе верности идеалам Конституции. Воинский труд, содержание которого непосредственно связано с обеспечением военной безопасности государства, общества и личности каждого гражданина, должен получить адекватную социальноэкономическую оценку в Российской Федерации. В условиях развития военно-граж-

данских отношений формирование эффективного коммуникативного дискурса должно стать одним из основных направлений информационно-аналитического обеспечения Вооруженных сил.

На международном информационном поле, по мере того как Россия де-факто будет играть все более значимую роль в решении глобальных и региональных проблем, в целях дискредитации внешнеполитического курса нашей страны возможно усиление эксплуатации темы российских Вооруженных сил, в т. ч. с использованием целого ряда клише, порожденных еще в эпоху «холодной войны». Следует отметить, до сих пор Российская армия воспринимается на Западе как прямая наследница Советской армии, о которой в период противостояния двух сверхдержав было принято говорить исключительно как об «армии-агрессоре» и источнике военной угрозы. Чеченская проблематика неизменно увязывается некоторыми зарубежными СМИ с таким ассоциативным рядом, как «нарушение прав человека», «военные преступления» и «коррупция». Вопросы, связанные с российскими военными базами, преподносятся как проявление «великодержавных амбиций» России. На этом фоне модернизация армии, противодействие международному терроризму и другие потенциально позитивные темы западными СМИ или в значительной степени нивелируются, или вообще игнорируются.

В этих условиях информационно-аналитическая деятельность по укреплению международного авторитета Вооруженных сил должна выйти на новый качественный уровень и максимально способствовать формированию и укреплению образа России как сильного и миролюбивого государства, вносящего весомый вклад в поддержание глобальной стабильности и безопасности. Ключ к повышению эффективности системы информационно-аналитического обеспечения Вооруженных сил - завоевание и удержание информационной инициативы как на внутреннем, так и на внешнем информационном поле. В этой связи назрела необходимость принципиального переосмысления роли и места информационно-аналитического обеспечения Вооруженных сил в общей системе обеспечения их жизнедеятельности. Несмотря на то, что информационное обеспечение

фактически уже является одним из направлений деятельности органов военного управления, научные и организационные аспекты оформления именно информационно-аналитического обеспечения в самостоятельный вид обеспечения не разработаны. В отличие от материальных объектов социальные явления, применяя даже весь арсенал научного инструментария, измерить весьма непросто. Некоторые политологические исследования нередко несут на себе печать заказа и идео-логизированности. Наряду с тем, что военнополитическая аналитика затрагивает весьма болезненные для власти проблемы, у нее есть и другие особенности. Следует, в частности, указать на то, что в фокусе ее внимания регулярно оказываются вопросы, напрямую связанные, первое, с безопасностью, а значит, второе, волнующие широкие массы людей. В этой связи информационно-аналитическое обеспечение Вооруженных сил выступает как необходимое условие поиска эффективного ответа на постоянно трансформирующиеся угрозы и вызовы в сфере безопасности и в определенной мере предохраняет от принятия непродуманных политических решений.

Продукт аналитической деятельности -прогноз, выверенное научное предвидение, что представляет по сути «заглядывание» в будущее. При этом информация о причинах конфликта и факторах, благодаря которым конфликт перерастает в кризис, а затем, возможно, и в силовое противоборство, может быть самой разнообразной. Выделение же конфликтогенных факторов, сбор и анализ информации, предоставление ее в том или ином виде общественности - непростой процесс, в котором участвуют многие эксперты. Прогнозы квалифицированных экспертов относительно предстоящего кризиса, описание его характеристик отличаются высокой точностью, поскольку основаны на глубоком знании обстановки и умении делать верные выводы.

Основой развития военно-гражданских отношений является характер информационного взаимодействия, обеспечение партнерских взаимоотношений в ходе динамичного процесса проведения глубоких социальноэкономических и политических преобразований во многом зависит от эффективности выбранных стратегии и тактики государст-

венной информационной политики. Если общество не ощущает свою сопричастность военной реформе, то неизбежно нарастает его отчуждение. В этом случае единственным методом обеспечения действенности власти становится силовое подавление прав и свобод граждан, не имеющее ничего общего ни с правовым, ни с демократическим государством.

Кроме того, представляется целесообразным провести специальные теоретические и прикладные исследования отношений в системе «общество - Вооруженные силы» с целью всестороннего анализа общественных настроений, основных стереотипов и ожиданий, распространенных в общественном мнении по отношению к армии и военной политики. Данное исследование должно стать теоретико-методологической основой для формирования стратегии отношений с общественностью в интересах воздействия на общественное мнение и создания позитивного имиджа Вооруженных сил, заложить предпосылки к систематическому отслеживанию (мониторингу) проблем, интересующих органы информационного обеспечения Вооруженных сил.

Проблемы информационно-аналити-

ческого обеспечения обусловлены тем, что в современных условиях, когда задачи управления многократно возрастают, Российская Федерация, как и другие цивилизованные страны, сталкивается с новыми внешними вызовами и угрозами, которым нужно противостоять, в первую очередь, в интеллектуальной сфере, в сфере сбора и распространения социально значимых сведений. Решение проблем развития системы информационноаналитического обеспечения Вооруженных сил, управления информационной сферой, формирования общественного сознания в условиях построения демократического, правового государства неразрывно связано с увеличением востребованности разработок в области информационной политики.

1. Актуальные проблемы военной политики и военной безопасности России: материалы науч.-теоретич. конф. М., 2005. С. 13-22.

2. Режим доступа: www.fom.ru

3. Прудников Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. С. 12.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

5. Frieden ohne Macht? Sicherheitspolitik und Streitkräfte im Wandel / hrsg. Hahs Michael Baumgartner, Dieter Wellershoff. Bonn, 1991. S. 15.

6. Martin Löffenholz, Klaus-Dieter Altmeppen. Kommunikation in der Informationsgesellschaft // Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einführung in die Kommunikationswissenschaft / hrsg. v. Klaus Merten, Siegfried J. Schmidt, Siegfried Weischenberg. Westdeutscher Verlag GmbH; Opladen. 1994. S. 585-586.

7. Режим доступа: http://www.bundesregierung.de

8. Sarcinelli U. Alte Medien - neue Medien: Zum Verhältnis zwischen Journalismus und Politik // Polit. Meinung. Bonn, 1999. Jg. 44. № 351. S. 23.

9. Соловьев А.И. Социокультурные проблемы развития военно-гражданских отношений // Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: материалы междунар. науч. конф. М., 2005. С. 44.

Поступила в редакцию 7.09.2008 г.

Knyazev A.V. The image of the Armed Forces in the context of socio-political changes. The article considers various problems of increasing and strengthening of image features of the RF Armed Forces in close relationship with socio-political changes occurring in the country in recent years. The author’s basic point is about the fact that today there is a strong tendency of informational society confirmation. Progressive and advancing development of state and society is impossible without information sphere development. Informational nature of management brings information as such and opportunities of its use to the leading positions. This fact cannot help being taken into account in forming the military doctrine of the country. The power of the Armed Forces, their reputation in the modern Russian society is determined by the analytical and informational activity of the Army itself.

Key words: the Armed Forces, military-civil relations, communicative problems, the army image, monitoring, analytical provision, informational support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.