Научная статья на тему 'Имиджевая стратегия России в области безопасности: постановка проблемы (на примере Министерства обороны Российской Федерации)'

Имиджевая стратегия России в области безопасности: постановка проблемы (на примере Министерства обороны Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
852
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
информационное пространство / имидж России / имидж Вооруженных Сил / имиджевая стратегия / оборонная политика / бренд / PR-деятельность / Общественное мнение / Information space / the RF image / the Armed Forces image / image strategy / defence policy / PR activities / Public opinion

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жукова Полина Игоревна

В статье анализируется зависимость между безопасностью России и ее имиджем на примере активности Министерства обороны Российской Федерации в информационном пространстве. Рассматриваются некоторые технологии PR-деятельности НАТО и США по формированию позитивного имиджа вооруженных сил. Формулируются предложения по выстраиванию современной имиджевой стратегии Минобороны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the link between the RF state security and its image by the example of The Russian Federation Ministry of Defence activity in the information space. The article describes some PR technologies being used by NATO and the USA to maintain the positive image of its Armed Forces. It also formulates the ideas of how to create The Russian Federation Ministry of Defence image strategy.

Текст научной работы на тему «Имиджевая стратегия России в области безопасности: постановка проблемы (на примере Министерства обороны Российской Федерации)»

Жукова П.И.

ИМИДЖЕВАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (на примере Министерства обороны Российской Федерации)

Безопасность - это такое качественное состояние социума, при котором обеспечивается устойчивое существование и функционирование, удовлетворение и реализация необходимых потребностей и интересов, способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз, прогрессу и саморазвитию [1, с. 64]. Безопасность - явление

многогранное, поскольку обычно в качестве его составных частей рассматриваются защищенность жизненно важных интересов страны, устойчивость основ ее государственного устройства, наличие необходимого потенциала общественного развития и др.

В настоящее время многие ученые и эксперты полагают, что социальные и политические процессы (к которым относится и безопасность) под влиянием глобализации все больше виртуализируются и постепенно смещаются в информационное пространство [2, с. 10-15]. При этом любой социум на планете все сильнее включается в региональные и глобальные социальные процессы, национальные государства - в региональные и глобальные политические процессы, а национальное информационное пространство объективно становится частью регионального и глобального информационного пространства.

Информационное пространство - явление внутренне противоречивое. С одной стороны, оно приобретает свои черты под воздействием объективных обстоятельств, а с другой - формируется посредством совокупности разнонаправленных усилий и воль. Одним из каналов такого целенаправленного воздействия являются СМИ, влияние которых распространяется на целевую аудиторию, отражаясь впоследствии в общественном мнении. Подчеркнем, что информационное пространство оказывает все большее воздействие на реальную политику, на отношения между органами власти и обществом. Многие ученые, политики и эксперты в настоящее время полагают, что уже ни одна страна в мире, ни одна армия не могут успешно выполнять возложенные на них функции без создания благоприятных условий в информационном пространстве посредством целена-

правленного формирования позитивного восприятия обществом всех сторон их жизнедеятельности [3, с. 6-10].

В российском научном сообществе проблема имиджевой привлекательности армии и военной службы достаточно часто сводилась к механизмам контроля за деятельностью журналистов в районах вооруженных конфликтов. Считалось: если журналисты будут писать только о позитиве в действиях военных, либо давать негативную информацию дозированно, то имидж Вооруженных Сил будет в целом положительным [4, с. 153-155]. Из такой методологической посылки делался вывод о необходимости подготовки журналистов к действиям в подобных ситуациях и обеспечения личной безопасности представителей СМИ. Например, в рекомендациях журналистам, находящимся в месте военного конфликта, записано буквально следующее: «В зоне боевых действий с наступлением темноты необходимо быть на базе. Что станет твоей базой на ближайшую ночь - номер в гостинице, штаб, госпитальная палатка, окоп - зависит от обстоятельств и твоего везения. Чтобы ни случилось, передвижение по расположению военных без сопровождающих, которых знают в лицо, которые знают пароли, - самое жесткое табу» [5, с. 41].

Мы не ставим под сомнение важность работы военных журналистов и представителей СМИ в зонах вооруженных конфликтов. В то же время очевидно, что армия далеко не всегда воюет. Кроме того, в условиях военного реформирования общественность и органы государства постоянно хотят иметь информацию о результатах военного реформирования и об эффективности расходования национальных ресурсов на сферу безопасности и обороны [6]. В связи с этим в России востребована целостная концепция улучшения имиджевой привлекательности ее сферы безопасности. И такие предложения периодически формируются экспертным сообществом. Так, С. А. Мельков в своей статье выделяет пять принципов брендинговой стратегии, способной, по его мнению, значительно улуч-тттить привлекательность для россиян Вооруженных Сил Российской Федерации и службы в них [7, с. 186].

Кратко перечислим данные принципы: 1) развитие военного ведомства России должно быть тесно увязано с развитием его бренда; 2) бренд Минобороны должен быть абсолютно индивидуальным и не похожим ни что и ни на кого;

3) постоянная визуализация образа бренда российского Минобороны;

4) вовлечение потребителей (граждан страны) в работу по созданию бренда Минобороны; 5) постоянная и настойчивая реализация выбранной стратегии.

Важно подчеркнуть при этом, что С.А. Мельков рассматривает военную службу фактически как разновидность бизнеса, а Минобороны - как бизнес-корпорацию. Пожалуй, с этими принципами можно было бы согласиться, но возникают сомнения в возможности практической реализации такого подхода в нашей стране.

Во-первых, в своих размышлениях С.А. Мельков опирается на зарубежный опыт функционирования органов государственной власти (к ним относится и Минобороны), которые уже в течение, как правило, не одного десятилетия реализуют концепцию Нового государственного управления (когда потребности гражданина являются приоритетными по отношению к потребностям власти). На наш взгляд, о России в полной мере такого пока сказать нельзя.

Во-вторых, в нашей Конституции есть некое морально-нравственное противоречие, которое не позволяет военную службу в нашей стране рассматривать как бизнес-деятельность. Мы имеем в виду содержание ст. 59 Конституции РФ, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а нести военную службу он должен в соответствии с федеральным законом [8, с. 17-18].

В-третьих, пока в нашей стране не сложились экономические условия для того, чтобы действительно создать такую армию, которая бы соответствовала статусу великой страны [9]. Хотя, конечно, хотеть этого можно, но пока, на наш взгляд, ни по оплате, ни по отношению общества воинский труд в нашей стране не стал выгодным для большинства граждан. Кроме того, очевидно, что армия, укомплектованная в основном военнослужащими по призыву, дешевле армии контрактной (в основном укомплектованной военнослужащими по контракту).

В-четвертых, политическая элита стратегически еще не определилась с войнами будущего с участием России. Следует признать, что ориентация высшего государственного руководства на массовую армию свидетельствует о допущении возможности мировой войны и в таком случае очевидно, что нужна военная подготовка большинства населения страны и оправдана военная служба по призыву. В ином случае нужна профессиональная армия и профессия военного должна котироваться на рынке труда. Пожалуй, в нашей стране до этого еще далеко. Впрочем, не исключено, что в тексте новой Военной доктрины РФ найдут свое место принципиальные идеи, которые позволят рассматривать военную службу и Минобороны как некие бизнес-проекты.

Следовательно, предлагаемая С.А. Мельковым стратегия формирования имиджевой привлекательности Минобороны России имеет право на существова-

ние, но вряд ли может быть в нашей стране реализована в ближайшие годы. В то же время во многих странах уже сформировалась и активно реализуется программа т.н. военного пиара. Она предполагает деятельность специализированных военных органов (пресс-служб и иных PR-структур) в информационном пространстве. Кроме того, так называемое патриотическое воспитание в большей степени формируется за счет выработки и активной реализации широкомасштабной имиджевой стратегии.

Так, например, в средствах массовой информации был активно анонсирован запущенный в марте 2008 г. телеканал, призванный улучшить имидж НАТО. Вещание канала, если верить заявлению его пресс-секретаря, будет сосредоточено на миссии воинского контингента альянса в Афганистане. По мнению Associated Press, планируется создание пяти съемочных групп. Создание собственного телеканала НАТО понадобилось для усиления поддержки местным населением действий альянса в «горячих точках». По-видимому, основная задача канала состоит в привлечении дополнительного количества новобранцев в ряды вооруженных сил. Налицо, полагаем, стремление руководства этих стран и их военных ведомств сделать военную службу (даже в районе вооруженного конфликта) более привлекательной.

Во многих демократических государствах СМИ постоянно привлекают внимание власти и общественности к проблемам Минобороны и спецслужб, в первую очередь благодаря способу получения разоблачительных материалов под названием «утечка информации». Данный метод является незаконным, а утечки информации зачастую используются для сведения счетов между конкурентами. До сих пор в США не найден приемлемый баланс между свободой печати, правом граждан на получение информации и разумными ограничениями с целью защиты государственных секретов [10, с. 107]. Зачем же нужна эта поддержка принимаемых и реализуемых военно-политических решений? Следует выделить несколько причин.

1. Во многих странах мира достаточно резко в последние годы изменился спектр, решаемых вооруженными силами задач. Как отмечает В.К. Белозёров, в настоящее время армейские подразделения и части зачастую «... используются не по прямому классическому предназначению, заключающемуся в

непосредственном военном насилии, а для решения несвойственных ранее задач» [11, с. 57].

2. Известны случаи, когда представители самых мирных профессий нередко без всякого принуждения берут в руки оружие и оказывают сопротивление противнику, реализуя свое право гражданина защищать Отечество, участвуя подобным образом в политической жизни. Следовательно, подобные ситуации высшему руководству государства нужно прогнозировать и к ним готовиться.

3. Информационная повестка дня (в том числе и по вопросам безопасности и обороны) формируется высшей властью. Однако объектом информационного воздействия по любым социально значимым вопросам всегда является общественное мнение. В связи с этим в современном демократическом социуме происходит постоянное возрастание активности рекламы и политического пиара [12, с. 48, 50].

4. Сложившаяся британская, или, как позже ее стали называть, англосаксонская, система формирования офицерства как отдельной социальной группы была скопирована руководством США. Имея с некоторым отставанием те же проблемы, что и у британцев, постепенно она оформилась в аналогичный европейским национальный офицерский корпус. Так считает профессор С.Л. Печуров [13], отмечающий объективную зависимость политики безопасности и обороны США от общественного мнения. Дело в том, что относительные неудачи действий США и их союзников и партнеров в Афганистане и Ираке в последние годы косвенно отражаются на американском обществе, которое неизбежно осознает тот факт, что в этих странах поставленные цели вряд ли могут быть осуществлены.

И все же есть несколько положительных аспектов в предложениях С.А. Мелькова, которые могут быть эффективно применены в нашей стране в целях усиления имиджевой привлекательности военной службы.

Во-первых, Министерству обороны России следует намного более активно использовать СМИ (как военные, так и иные) для формирования собственного информационного пространства, а также позитивно настроенного (по отношению к военной службе и армии в целом) общественного мнения. На наш взгляд, основной целевой группой должна стать российская молодежь в возрасте от 14 до примерно 28-30 лет.

Во-вторых, военному ведомству жизненно необходимы несколько своих эффективных брендов. Автор склонен согласиться с тем, что из советского прошлого Российская армия может взять некоторые позитивные слоганы и

образы, несколько доработав и модернизировав их [7, с. 188]. Таковыми, по всей видимости, могут быть:

- открытая армия со слоганом «Родная/доступная ... армия/служба».

- профессиональная армия со слоганом «Профессионально и надежно». Полагаем, что аналогичный слоган применим к образу танка Т-90 и некоторых иных отечественных образцов военной техники и вооружений.

- эффективная армия со слоганом «Любые задачи по защите выполним». Этот слоган применим также ко многим кораблям Военно-Морского Флота, Ракетным войскам стратегического назначения и Воздушно-десантным войскам.

- самолет СУ-27 со слоганом «Быстро и точно, как на СУ-27» и др.

В данном случае Минобороны, полагаем, в основу собственной имиджевой деятельности следует положить внедрение в массовое сознание овеществленных, понятных и знакомых, связанных с военной службой и армией образов, в которых в концентрированном виде и ярко сочетаются лучшие качества армии и военной службы.

В-третьих, Минобороны целесообразно продолжать публичную демонстрацию того факта, что решение социальных проблем в настоящее время является его приоритетом. Не случайно, в выступлениях Президента и Председателя правительства России поставлена задача быстро и эффективно решить социальные проблемы военнослужащих.

В-четвертых, брендом военного ведомства сегодня должны быть сами военнослужащие. Суть военной службы в большей степени составляет деятельность самих военнослужащих, а не некая обезличенная управленческая деятельность.

В-пятых, характерным качеством современных российских Вооруженных Сил должна стать гарантированная личная безопасность граждан на военной службе. Пока этого не будет сделано, вряд ли можно всерьез говорить об эффективном имидже армии, Минобороны и военной службы. Граждане России будут понимать и поддерживать свои Вооруженные Силы лишь тогда, когда будут знать, что люди на военной службе и члены их семей надежно защищены.

В-шестых, Минобороны следует развернуть активную работу по вовлечению граждан в создание эффективных военных брендов. Полагаем, что основным потребителем услуг в области обороны, наряду с властью, являются общество и граждане. Поэтому решение проблем обороны без самого широкого участия общественности и граждан изначально обречено на неудачу.

Насколько вообще реально практически осуществить предложение С.А. Мелькова о том, чтобы офицеры крупных гарнизонов завели блоги и затем эти блоги сделали популярными среди широкой молодежной аудитории? По всей видимости, в условиях достаточно серьезной информационной закрытости Минобороны и сложившейся системы монополизации информации (мы имеем в виду Управление пресс-службы и информации) нужно какое-то очень серьезное «поражение» России, чтобы на самом высшем уровне в Минобороны было принято решение начать активно действовать в информационном пространстве.

Согласимся также с О.Н. Забузовым в том, что Интернет может выступить одним из каналов информирования общественности и своего рода сегментом в области общественной экспертизы реализуемых в Вооруженных Силах решениях [14, с. 21]. О.Н. Забузов также предлагает предоставить российским гражданам свободный доступ к базам данных Минобороны несекретного характера, носящим общественно значимый характер. Мы с этим согласны, хотя полагаем, что базы данных Минобороны (например, архивы, библиотеки, текущие документы и т.п.) вряд ли переведены в электронную форму, позволяющую воспользоваться ими массовому потребителю.

На сайте Минобороны нужны интерактивные формы общения военного ведомства с гражданами с обязательной обратной связью. Главный недостаток сайта Минобороны (www.mil.ru) заключается в отсутствии интереса к нему у молодежи. Кроме того, рубрика «О новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации» на сайте Минобороны РФ состоит только из текстов, не содержит ни одной картинки (не говоря об играх, мультфильмах, роликах, песнях и иных аудио-, видео- и мультимедийных формах общения с молодежной аудиторией). В качестве конкретного предложения для сайта Минобороны РФ можно рекомендовать разместить на нем современный мультфильм «Десантник Стёпочкин», который пользуется популярностью не только у взрослых россиян, но и у молодежи и у детей.

Посредством СМИ до российской общественности периодически доводится информация о том, что сайт Минобороны посещает все больше и больше российских и зарубежных граждан. Но что само по себе означает количество его посещений? Каким образом якобы растущий рейтинг сайта коррелирует с привлекательностью военной службы? Аргументированных ответов на эти вопросы пока нет. Полагаем, что в России через рекламу нужно создавать и активно применять смелые идеи о действиях Вооруженных Сил, отраженные в военных брен-

дах. О необходимости идеи в армии и о ее реализации в виде определенной марки (бренда) писал в свое время генерал М. Скобелев: «...в России есть только одна организованная сила - армия, и в ее руках судьба России. Но армия не может подняться только как масса, а на это ее может двинуть лишь такая личность, которая известна каждому солдату, которая окружена славой сверхгероя. Но одной популярной личности мало, нужен лозунг, понятный не только в армии, но и широким массам» [15, с. 244].

Иногда исследователи и политики полагают, что нашей стране нужен образ сильной сверхдержавы, какой был у СССР. С нашей точки зрения, России необходим позитивный образ, способствующий легитимации власти и укреплению позиций нашего государства как внутри страны, так и на международном уровне. Руководство России задачу оптимизации сложившегося имиджа рассматривает как одну из важнейших. По словам Президента РФ Д.А. Медведева, Россия на международной арене должна представляться современным государством: «Наш образ должен быть собирательным, но в то же время в целом комфортным для тех, кто с нами общается» [16].

Формированию такого имиджа государства способствует образ умелого, грамотного и эффективного его лидера, что ярко иллюстрируют образы Д.А. Медведева и В.В. Путина, в значительной мере повлиявшие на восприятие России в современном мире. Результат достигался ненавязчиво, постепенно, однако очевидно, что все шаги в рамках масштабной имиджевой кампании были тщательно продуманы, в них не было места случайностям. Например, по мере раскрытия своего образа В.В. Путин неоднократно на фоне общих доброжелательных интонаций делал довольно жесткие заявления и комментарии. И это сыграло свою роль: благодаря акцентированию внимания на российских национальных интересах в имидже России проявились такие необходимые черты, как самостоятельность, способность противостоять негативным факторам.

Таким образом, несмотря на серьезные шаги, предпринятые в последние годы, нужно сделать еще очень многое для преодоления негативных установок в отношении России (которые сложились и пока существуют в общественном мнении в ряде стран мира). Тем не менее ресурс, необходимый для формирования позитивного имиджа России на международной арене, и в частности на постсоветском пространстве, у страны есть. Современной России нужен имидж эффективного государства, в котором гарантирована безопасность ее граждан и реализация их многочисленных личных интересов.

Министерство обороны Российской Федерации остро нуждается в разработке и реализации эффективной имиджевой стратегии. Ее основой, полагаем, должны стать несколько эффективных слоганов и брендов, а основной целевой аудиторией - российская молодежь. Ее главным методом объективно будут являться связи с общественностью (военный пиар).

* * *

1. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности российского государства в XXI веке // URL: http://polbu.ru/zelenkov_security.

2. Судоргин О.А. Политика в информационном пространстве: теоретический анализ. Москва; Орёл, 2008.

3. Вестник информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. 2007. № 1.

4. Дзюба Г.Г. Имидж армии - проблема социальная // Имидж армии - имидж России: колл. монография / под ред. Е.А. Петровой и В.П. Делия. М.: РИЦ АИМ, 2006.

5. Арапова Г.Ю., Кузеванова С.И., Ледовских М.А., Пантелеев Б.Н. Освещение журналистами экстремальных ситуаций. М.: Элиткомстар, 2007.

6. Болотов В.К. Стенограмма «круглого стола» на тему: «Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2009 гг.: первые итоги» // URL: http://kprf.ru/army/73906.html7print.

7. Мельков С.А. О брендовой стратегии Минобороны России: какова диалектика целей и средств? // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ: труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции. М.: ИНИОН РАН, 2009.

8. Конституция Российской Федерации. М.: Ось-89, 2006.

9. Гольц А.М. Секретная реформа // URL: www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/Proet Contra_44_62-75.pdf.

10. Лаврентьев А.В. Гражданский контроль над вооруженными силами и разведывательными службами в США (по американским источникам). М.: МГОУ, 2005.

11. Белозёров В.К. Политический феномен военной деятельности: монография. М.: Изд. Дом «АТИСО», 2009.

12. Организация информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской ФедерацииЛ учебно-метод. пособие / Под ред. И.У. Байчурина и В.И. Марченкова. М.: Воентехиниздат, 2007.

13. Печуров С.Л. Взаимонепонимание двух сословий на американский лад // URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2009-12-18/10_soslovia.html.

14. Забузов О. Н. Интернет как средство реализации военно-информационной политики Российского государства: автореф. дис ...канд. полит. наук. М., 2008.

15. Какая армия нужна России: взгляд из истории // Российский военный сборник. М.: Воен. ун-т, “Армия и общество», 1999. Вып. 9.

16. Медведев Д.А. Имидж России за рубежом напрямую зависит от нас самих // URL: www.kremlin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.