Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ 1917 ГОДА В ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ 1917 ГОДА В ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / НИКОЛАЙ II / РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / DIOCESAN STATEMENTS / WESTERN SIBERIA / ABDICATION OF NICHOLAS II / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PROVISIONAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валитов А. А., Федотова Д. Ю.

В статье рассматриваются события февраля 1917 года, представленные на страницах церковной периодической печати Западной Сибири. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые в отечественной историографии проанализированы политические потрясения данного периода на материалах региональных епархиальных ведомостей. Авторы отмечают, что епархиальные ведомости являются важным историческим источником. Выполнен подробный анализ содержания статей омских, тобольских, томских периодических изданий («Епархиальные ведомости») по вопросу представления в них политических событий февраля 1917 года. Новизна исследования заключается в выявлении отношения регионального духовенства к революционным событиям в период с февраля по апрель 1917 года. Представленные результаты сопоставительного анализа можно сгруппировать по хронологии и значимости происходивших событий. В статье сделан вывод о том, что именно в этот период можно было услышать мнение Российской Православной Церкви по поводу политических изменений в стране. Отмечается, что особый интерес вызывали вопросы взаимоотношения между Церковью и Временным правительством, данная тема оставалась наиболее острой после падения монархии. Показано, что представители Российской Православной Церкви хотели восстановить историческую справедливость и получить автономное управление и независимость от светских властей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валитов А. А., Федотова Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL EVENTS OF FEBRUARY 1917 IN THE DIOCESAN PERIODICALS OF WESTERN SIBERIA

The events of February 1917, presented on the pages of the church periodicals of Western Siberia, is examined in the article. The relevance of the study is due to the fact that for the first time in Russian historiography the political upheavals of this period have been analyzed on the basis of materials from regional diocesan records. The authors note that the diocesan records are an important historical source. A detailed analysis of the content of articles of Omsk, Tobolsk, Tomsk periodicals (“Diocesan Gazette”) on the presentation of the political events of February 1917 in them is carried out. The novelty of the research lies in identifying the attitude of the regional clergy to the revolutionary events in the period from February to April 1917. The presented results of the comparative analysis can be grouped according to the chronology and significance of the events that took place. The article concludes that it was during this period that one could hear the opinion of the Russian Orthodox Church on political changes in the country. It is noted that of particular interest were the issues of the relationship between the Church and the Provisional Government, this topic remained the most acute after the fall of the monarchy. It is shown that the representatives of the Russian Orthodox Church wanted to restore historical justice and receive autonomous government and independence from the secular authorities.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ 1917 ГОДА В ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ»

Валитов А. А. Политические события февраля 1917 года в епархиальной периодической печати Западной Сибири / А. А. Валитов, Д. Ю. Федотова // Научный диалог. — 2020. — № 12. — С. 227—238. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-227-238.

Valitov, A. A., Fedotova, D. Yu. (2020). Political Events of February 1917 in the Diocesan Periodicals of Western Siberia. Nauchnyi dialog, 12: 227-238. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-227-238. (In Russ.).

я—mn -

E RIК JUL" I " 1 K 1 c H'!

LI4II I Л kTHICXIir М-ч UIKrriilflY

швнднгжи

pailuhiimuu 1шы11 vj

УДК 94:070(571.1)"1917"

DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-227-238

политические события февраля 1917 года в епархиальной периодической печати западной сибири

© Валитов Александр Александрович (2020), orcid.org/0000-0002-2338-7880, кандидат исторических наук, научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» (Омск, Россия), val11@bk.ru.

© Федотова Дарья Юрьевна (2020), orcid.org/0000-0002-9832-8914, младший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук (Тобольск, Россия), dashulya-23@bk.ru.

В статье рассматриваются события февраля 1917 года, представленные на страницах церковной периодической печати Западной Сибири. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые в отечественной историографии проанализированы политические потрясения данного периода на материалах региональных епархиальных ведомостей. Авторы отмечают, что епархиальные ведомости являются важным историческим источником. Выполнен подробный анализ содержания статей омских, тобольских, томских периодических изданий («Епархиальные ведомости») по вопросу представления в них политических событий февраля 1917 года. Новизна исследования заключается в выявлении отношения регионального духовенства к революционным событиям в период с февраля по апрель 1917 года. Представленные результаты сопоставительного анализа можно сгруппировать по хронологии и значимости происходивших событий. В статье сделан вывод о том, что именно в этот период можно было услышать мнение Российской Православной Церкви по поводу политических изменений в стране. Отмечается, что особый интерес вызывали вопросы взаимоотношения между Церковью и Временным правительством, данная тема оставалась наиболее острой после падения монархии. Показано, что представители Российской Православной Церкви хотели восстановить историческую справедливость и получить автономное управление и независимость от светских властей.

Ключевые слова: епархиальные ведомости; Западная Сибирь; Николай II; Российская Православная Церковь; Временное правительство.

1. Введение

Периодическая печать дореволюционного периода играла достаточно большую роль в общественно-политической жизни Российской империи. С одной стороны, она была важным информационным каналом, сообщавшим о событиях в мире и внутри страны, выступала особым институциональным инструментом воздействия на умонастроение российского социума, а с другой стороны, была способом выражения идей и мнений социальных и политических слоев общества, которые привлекали определённые издания в качестве транслятора.

«Епархиальные ведомости» как местные официальные церковные периодические издания (журналы) прошли достаточно долгий исторический путь, они выходили в 63-х епархиях Российской Православной Церкви в 1860—1922 годах. Впервые программа «Епархиальных ведомостей» была составлена в 1853 году херсонским архиепископом святителем Иннокентием (Борисовым). Спустя шесть лет она была представлена на утверждение Святейшему Синоду Херсонским архиепископом Димитрием (Муретовым). Его ходатайство о разрешении издания в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей» Синод удовлетворил 11 ноября 1859 года. Указом Синода от 31 декабря того же года утвержденная программа была разослана всем епархиальным архиереям.

Первые епархиальные ведомости в Сибири стали издаваться с 1 января 1863 года в Иркутске. С 1 июля 1880 года выпускались Томские, с 1882 — Тобольские, с 1884 — Енисейские, с 1887 — Якутские, с 1898 — Омские, с 1900 — Забайкальские епархиальные ведомости. Дореволюционные издания привлекались современными исследователями в качестве важного исторического источника, освещавшего деятельность Российской Православной Церкви.

Политические события 1917 года привели к крушению монархии и коренным изменениям в общественно-политическом и государственном строе, что нашло отражение на страницах региональной церковной периодической печати Западной Сибири.

Об актуальности проблемы свидетельствует интерес исследователей, которые обращались к рассмотрению революционных потрясений в России 1917 года, привлекая материалы периодической печати. Л. А. Обухов и В. С. Черепенчук высказали мнение о важности использования периодики в качестве исторического источника, который может содержать интересующие исследователя сведения по данному вопросу [Обухов, 2017; Черепенчук, 2015].

В поле интересов историков попадали отдельные издания, в которых находили отражение события 1917 года. Например, Л. Гарбульова проанализировала словацкую периодическую печать [Гарбульова, 2017]. Н. С. Егорова показала, как были представлены исторические факты революционного 1917 года в «Московском листке» [Егорова, 2008]. В. В. Шевцов комплексно рассмотрел события революции 1917 года и Гражданской войны в России, тщательно изучив публикации в губернских ведомостях Сибири [Шевцов, 2014].

Однако в отечественной историографии отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению событий Февральской революции и отношения к ним Российской Православной Церкви на материале региональной церковной печати.

2. Официальные документы

Революционные потрясения 1917 года нашли отражение на страницах местной церковной печати. Далее рассмотрим, как отреагировала епархиальная пресса на падение монархии, так как c прекращением правления династии Романовых был запущен механизм разрушения государственной официальной идеологии: «Православие. Самодержавие. Народность».

Одним из ключевых событий того времени стал факт отречения от власти императора Николая II, за ним последовал отказ от принятия российского престола его младшего брата Михаила Александровича, а затем передача всех полномочий в руки Временного правительства [Российское духовенство ..., 2006, с. 23].

В качестве информационной новости западносибирские епархиальные ведомости постарались сразу после начала революционных событий обнародовать данный документ. Публикации состоялись в разные даты: 4 марта в «Тобольских епархиальных ведомостях», 12 марта в «Омских епархиальных ведомостях», 15 марта в «Томских епархиальных ведомостях». Дата размещения зависела от того, насколько удален регион от центра [Отречение государя ..., 1917, № 10, с. 101.; Акт об отречении ..., 1917, № 10, с. 1—2.; Акт об отказе ..., 1917, № 6/7, с. 102—103].

Во всех изданиях Акт отречения был приведен почти дословно. В нем император пытался дать объяснение своим подданным, почему он оставляет престол и добровольно отдает власть. Он называет причины, подтолкнувшие его к этому шагу: тяготы Первой мировой войны, а также усилившуюся внутреннюю смуту, которая в условиях военных действий могла сыграть трагическую роль в дальнейшем ходе конфликта [Отречение государя ., 1917, № 10, с. 101].

Представленный официальный текст был написан высоким стилем, в нем постоянно упоминалась воля Бога, ключевой посыл манифеста состоял в сохранении мира в стране для того, чтобы направить все усилия на борьбу с внешним врагом и продолжить боевые действия на фронте вплоть до окончательной победы Российской армии. Николай II апеллирует к тому, что в столь роковой исторический момент не хочет оставлять на престоле единственного сына и передает правление в пользу младшего брата — Великого Князя Михаила Александровича. Благословляя и наставляя брата на правление, бывший император требовал поставить во главу управления государством принцип любви к Отечеству и бескорыстное исполнение долга перед Родиной. В конце обращения содержался призыв ко всем, «кому была дорога судьба Отечества», объединиться вокруг нового царя и оказать ему любую поддержку. Власть переходила в руки Михаила Александровича, брата Николая II, который отказался принять престол и предоставил право решить вопрос о дальнейшей форме правления в России Учредительному собранию [Акт об отречении ., 1917, № 10, с. 2]. В этих же номерах газет, чуть ниже, был приведен текст об отказе от власти Великого Князя Михаила Александровича, следовательно, публикация данных документов говорила об упразднении монархической формы правления в России [Акт об отказе ., 1917, № 6/7, с. 102—103; Заявление Великого Князя Михаила ..., 1917, № 10, с. 2—3]. Отдельные издания поместили обращение Временного правительства к гражданам России [От Временного Правительства ..., 1917, № 6/7, с. 103—105.]. Таким образом, в епархиальных изданиях были опубликованы тексты отречения и постановление Синода о необходимости объявить эти акты за ближайшим воскресным богослужением.

Одним из наиболее острых вопросов, который волновал представителей православной иерархии на местах, стал вопрос о новой форме моления за власть. Запросы местных архиереев удовлетворила телеграмма Синода от 7 марта, в которой

сообщалось, что в молениях на богослужении следует возносить «за Богохрани-мую Державу Российскую и Благоверное Временное Правительство ея» [Указ из Святейшего ..., 1917, № 13, с. 1—3; Изменения ..., 1917, № 11, с. 21—22; Телеграмма ..., 1917, № 10, с. 4].

3. Томские епархиальные ведомости

Сразу после установления власти Временного правительства представители местной церковной иерархии постарались высказать свое мнение по поводу происходящих в стране событий, например, епископ Томский Анатолий сделал два обращения на страницах епархиальных ведомостей. В своих статьях он призывал признать власть Временного правительства и «содействовать ему правильно наставляя прихожан» [Епископ Анатолий ..., 1917, № 6/7, с. 112—113.; Епископ Анатолий ..., 1917, № 8, с. 181—186].

О том, что региональное духовенство находится в поиске решения о дальнейших действиях, свидетельствует ряд публикаций, размещенных в «Томских епархиальных ведомостях». В частности, во втором послании Томский епископ Анатолий пытается дать ответ на многочисленные запросы от духовенства, которое хочет услышать авторитетное мнение архипастыря. «Некоторые священники прямо пишут: вы нас, Владыко, оставили в трудную минуту, и мы не слышим вашего голоса. Дайте указания, как мы должны относиться к событиям, которые проходят перед нашими глазами. Те указания, которые даются в вашем обращении от 14 марта, не достаточны, и т. д.» [Епископ Анатолий ..., 1917, № 8, с. 181].

В своем обращении, отвечая на вопросы томского духовенства, епископ Анатолий призывает принимать решения сдержанно и основывать их на интересах Отечества и матери Церкви. Так, говоря про участие духовенства в партийной работе, он высказывает свое мнение о том, что хотел бы «видеть создавшуюся и хорошо сорганизованную народно-крестьянскую партию». По поводу вопроса о форме правления он считает, что данное решение должно быть принято на Учредительном Собрании [Там же, с. 182].

В то же время в обращении неоднократно подчеркивались значение и роль Церкви в преодолении смуты. Заканчивая свое послание, епископ Анатолий призывал духовенство сохранить единство: «Одно только несомненно, что православное духовенство в переживаемый момент должно бояться разъединения и дезорганизации в самом себе и стремиться к тесному объединению во всех своих слоях и при всякой возможности стараясь проводить в жизнь церковную те канонические начала и основы, которые искони Самим Основателем заложены были и сберегались на протяжении многих веков в жизни Вселенской, Соборной и Апостольской Церкви. Вот к этому последнему — к дружной, совместной работе в единении с народом — я и призываю духовенство епархии» [Там же, с. 186].

В этом же номере издания была опубликована статья протоиерея Сергия Дмитревского «Где выход», в которой автор рассуждает о происшедших событиях и судьбах российского духовенства. Он сетует на тот факт, что «высшая церковная власть почти ничем не проявляет своего существования и не дает руководящих

указаний» [Дмитриевский, 1917, № 8, с. 186—190]. Единственный выход, который он видит, — это проведение Собора, должного решить дальнейшую судьбу Российской Православной Церкви и духовного сословия [Там же].

4. Омские епархиальные ведомости

В Омской епархии государственный переворот вызвал большое оживление в общественной жизни города. Омское городское духовенство активно стало принимать участие в разных собраниях, одно из которых состоялось в архиерейском доме [Доклад Омской ..., 1917, № 10, с. 3—4]. Основная повестка была посвящена обсуждению отношения Церкви к происходящим событиям в стране. На собрании было принято решение о том, что в следующую пятницу, после окончания литургии, все городское духовенство пройдет по городу крестным ходом от кафедрального собора г. Омска.

После литургии владыка Сильвестр произнес проповедь, основной смысл которой сводился к тому, что Церковь должна «молиться Господу и просить Его милости, чтобы в спокойной созидательной работе совершилось это обновление, и чтобы оно принесло благо стране нашей», а также призвал признать власть Временного правительства. Он сказал: «Будем верны новому правительству, дабы и врага победно отразить и внутреннюю жизнь наисовершеннее устроить». Интересным моментом стал факт чтения молитвы епископом Сильвестором, которая освобождала всех присутствующих от присяги бывшему Императору [Торжество ., 1917, № 12, с. 20—22].

В статье священника Александра Иванова «К событиям», опубликованной в Омских епархиальных ведомостях, автор, опираясь на исторические законы, пытается обосновать закономерность смены государственной власти, «что единодержавная власть, при современном культурном состоянии народа, при огромном племенном составе в государстве и при самом разнообразном географически, и при том тоже огромном пространстве России, не полна и не может совмещать в себе всех нужд вверенной ей страны; не способна, по человеческой ограниченности, проникнуться жизнью каждого уголка и везде вносить счастье и довольство» [Иванов, 1917, № 13, с. 1]. Священник пишет о том, что «монарх» сам подписал свое отречение под тяжелым давлением «голодных событий», и доказывает, что здесь присутствует и Божий промысел, делая отсылку к библейскому сюжету, связанному с Саулом, который нарушил завет Бога и был отстранен, и призывает всех встать «под знамена новой власти, содействовать воскресению России, а не валяться смердящими трупами на ее историческом пути» [Там же, с. 1—3].

Публикации данного периода направлены на обоснование свершившегося события и пытаются убедить как простое духовенство, так и жителей епархии признать данный факт и довериться Временному правительству, особенно когда еще продолжаются сражения на фронтах Первой мировой войны [Всечестному клиру ..., 1917, № 15/16, с. 10—12]. Именно эти обращения дают представление о том, что падение монархии неоднозначно воспринималось духовенством и прихожанами [Правительственные акты ., 1917, № 15/16, с. 34—36]. О чувстве вины

у отдельных представителей Церкви и простого народа свидетельствует прочтение в г. Омске епископом Сильвестором разрешительной молитвы на освобождение от присяги бывшему императору. Основной посыл всех опубликованных речей — это сохранение единства внутри паствы и поддержка Временного правительства ради будущего Отечества [Исторический момент ..., 1917, № 14, с. 15—16].

5. Тобольские епархиальные ведомости

В это время в Тобольской епархии происходит смена архиереев. Архиепископ Тобольский Варнава (Накропин) был уволен на покой 7 марта 1917 года по настоянию Временного правительства. 8 марта на его место был назначен епископ Гер-моген (Долганов) [Обращение Св. Правит Синода ..., 1917, № 11/12, с. 114—115].

Епархия в такое сложное переходное время оказалась без правящего архиерея, поэтому в Тобольских епархиальных ведомостях было размещено обращение к духовенству от имени Тобольского епархиального начальства без подписи правящего владыки. В нем сообщалось о великих преобразованиях в России и о необходимости объединения для борьбы с внешним врагом ради сохранения державы. Основной акцент был сделан на роли духовенства, которое должно было воздействовать на паству, не допуская народных беспорядков, способствовать мирному и здоровому настроению в обществе и активизировать борьбу с народными пороками, например с пьянством [От Тобольского ..., 1917, № 11/12, с. 117—119].

Как и в других епархиях, местной пастве требовалось личное обращение правящего архиерея, поэтому официальным лицом, представляющим Тобольскую епархию, стал Григорий Тутолмин, уважаемый городской протоиерей, настоятель кафедрального Софийско-Успенского собора в г Тобольске. Его обращение было опубликовано на страницах местного издания, предполагалось, что даже само название его краткого обращения «Граждане и сыны Святой Руси!» будет способствовать пробуждению гражданских и сыновьих чувств. В своей речи протоиерей констатировал «падение старого строя и становление нового народного, указывая на волю Бога, и призывал объединиться вокруг народного Временного Правительства и оказать ему всякую помощь и содействие» [Тутолмин, 1917, № 11/12, с. 180].

Размещение в епархиальных ведомостях обращений правящих архиереев и официальных лиц с разъяснениями относительно происходящих событий должны были содействовать более точному понимаю изменений в общественно-политическом строе государства, а также доступно донести позицию Российской Православной Церкви, согласно которой она признавала Временное правительство в качестве законной власти.

В Тобольских епархиальных ведомостях для более подробного ознакомления с текущими событиями была предоставлена информационная хроника за период с 23 февраля по 4 марта 1917 года. В этом обзоре ежедневно сообщалось, как менялась власть и что этому предшествовало [Обзор событий от 23 февраля ..., 1917, № 11/12, с. 181—191]. Данные сообщения должны были продемонстрировать читателям, что все происходящее является следствием закономерного хода исторического развития.

В следующие месяцы после Февральской революции региональное духовенство пыталось определить место и роль Российской Православной Церкви в текущих социально-политических процессах. 29 апреля 1917 года представители Синода опубликовали послание, в котором сообщалось «о необходимости созыва Всероссийского Поместного Собора для коренных изменений в порядке управления Российской церкви <...> Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым» [Из послания Св. синода ., 1917, № 18—19, с. 101—102.].

Тобольские епархиальные ведомости в отсутствие управляющего епархией размещали не самостоятельные суждения о политических событиях, а перепечатанные материалы из центральных и других региональных церковных изданий. Например, в номере 14—15 от 8—15 апреля 1917 года была размещена статья «На современные темы», где достаточно подробно рассмотрены февральские события, а также приведена краткая информация о существующих формах правления, чтобы граждане свободной России смогли сделать правильный выбор при созыве Учредительного собрания, которое должно было решить судьбу государственного устройства страны [На современные темы, 1917, № 14/15, с. 203—212.].

6. Заключение

Подводя итоги анализа освещения в епархиальной прессе Западной Сибири событий февраля 1917 года, мы можем отметить, что местные издания сразу после изменения в политической жизни страны опубликовали официальные тексты: Акт отречения Николая II и отказ от власти Михаила Александровича. После этого последовали обращения со стороны местных епархиальных властей Омской, Тобольской и Томской епархий, направленные к духовенству, с просьбой сохранить мир и признать законной власть Временного правительства.

В Тобольской епархии из-за отсутствия правящего архиерея заявления делались от имени епархиального начальства. Впоследствии местное духовенство осуществило обращение через городского протоиерея Г. Тутолмина, пользующегося авторитетом у местного населения. Особенностью данного заявления стал призыв не только к приходскому духовенству, но и к прихожанам сохранять внутренний мир для блага Отечества и признать власть Временного правительства.

Публикации, увидевшие свет в первые месяцы после Февральской революции, полны тревоги и переживания, особенно по поводу того, что внутри страны может разразиться смута, при этом практически все отмечали историческую роль Российской Православной Церкви в преодолении тех потрясений, которые ранее были в истории государства.

Таким образом, на протяжении первых месяцев после Февральской революции основной задачей епархиальных изданий стало информирование православного духовенства, а через него прихожан о необходимости сохранения внутреннего мира в обществе и принятия Временного правительства как легитимного.

Епархиальные власти понимали, что, только сохранив единство самого духовенства, а также местной паствы до проведения Учредительного собрания и Поместного Собора, возможно уберечь страну от раскола и ужасов будущей Гражданской войны.

источники

1. Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти. Часть официальная // Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 6/7. — С. 102—103.

2. Акт об отречении императора Николая II от престола. Часть официальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 10. — С. 1—2.

3. Акт об отречении императора Николая II от престола. Часть официальная // Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 6/7. — С. 101—102.

4. Всечестному клиру Богом врученные нам паствы Омския — мир и Божие благословение. Часть неофициальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 15/16. — С. 10—12.

5. Дмитриевский. Где выход. Часть официальная // Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 8. — С. 186—190.

6. Доклад Омской Духовной Консистории Его Преосвященству, Преосвященнейшему Сильвестру, Епископу Омскому и Павлодарскому. Часть официальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 10. — С. 3—4.

7. Епископ Анатолий. Обращение к духовенству Томской Епархии. Часть официальная // Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 6/7. — С. 112—113.

8. Епископ Анатолий. Второе обращение к духовенству Томской епархии. Часть официальная // Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 8. — С. 181—186.

9. Заявление Великого Князя Михаила. Часть официальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 10. — С. 2—3.

10. Иванов А. К событиям. Часть официальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 13. — С. 1—3.

11. Из послания Св. синода «Возлюбленным о Христе братиям архипастырям и всем верным чадам Св. Церкви» // Церковный бюллетень. — 1917. — № 18—19. — С. 101—102.

12. Изменения в церковных молитвословиях. Часть неофициальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 11. — С. 21—22.

13. Исторический момент. Часть неофициальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 14. — С. 15—16.

14. На современные темы. Часть неофициальная // Тобольские епархиальные ведомости. — 1917. — № 14/15. — С. 203—212.

15. Обзор событий от 23 февраля до 4 марта с.г. Часть официальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1917. — № 11/12. — С. 181—191.

16. Обращение Св. Правит Синода к чадам Православной Церкви. Часть официальный // Тобольские епархиальные ведомости. — 1917. — № 11/12. — С. 114—115.

17. От Временного Правительства. Часть официальная // Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 6/7. — С. 103—105.

18. От Тобольского епархиального начальства обращение к духовенству Тобольской епархии. Часть официальная // Тобольские епархиальные ведомости. — 1917. — № 11/12. — С. 117—119.

19. Отречение государя от престола. Часть официальная // Тобольские епархиальные ведомости. — 1917. — № 10. — С. 101.

20. Правительственные акты. Часть неофициальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 15/16. — С. 34—36.

21. Телеграмма Первенствующего Члена Святейшего Синода, Митрополита Владимира. Часть официальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 10. — С. 4.

22. Торжество гражданских свобод в Омске. Часть неофициальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 12. — С. 16—22.

23. Тутолмин Г. Граждане и сыны Святой Руси. Официальный отдел / Г. Тутолмин // Тобольские епархиальные ведомости. — 1917. — № 11/12. — С. 180.

24. Указ из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Сильвестру, Епископу Омскому и Павлодарскому. Часть официальная // Омские епархиальные ведомости. — 1917. — № 13. — С. 1—3.

литература

1. Гарбульова Л. Падение царизма в России на страницах словацкой периодической печати за февраль-март 1917 года / Л. Гарбульова // Запад — Восток. — 2017. — № 10. — С. 119—127. DOI: 10.30914/2227-6874-2017-10-119-126.

2. Егорова Н. С. Революция 1917 года в России на страницах газеты «Московский листок» / Н. С. Егорова // Вестник РГГУ. Серия : История. Филология. Культурология. Востоковедение. — 2008. — № 11. — С. 127—131.

3. Обухов Л. А. Периодическая печать как источник по истории революции 1917 года / Л. А. Обухов // Вестник Пермского университета. История. — 2017. — № 2 (37). — С. 17—26. DOI: 10.17072/2219-3111-2017-2-17-26.

4. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Российской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М. А. Бабкин. — Москва : Индрик, 2006. — 504 с.

5. Черепенчук В. С. Российская периодическая печать времен Первой мировой войны как исторический источник / В. С. Черепенчук // Вестник Российской христианской гуманитарной академии. — 2015. — Т. 16. — № 1. — С. 169—177.

6. Шевцов В. В. Революция и гражданская война в освещении губернских ведомостей Сибири / В. В. Шевцов // Новый исторический вестник. — 2014. — № 4 (42). — С. 31—48.

political Events of February 1917 in the Diocesan periodicals of western Siberia

© Alexander A. Valitov (2020), orcid.org/0000-0002-2338-7880, PhD in History, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Dostoevsky Omsk State University" (Omsk, Russia), val11@bk.ru.

© Daria Yu. Fedotova (2020), orcid.org/0000-0002-9832-8914, Junior Researcher, Tobolsk complex scientific station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Tobolsk, Russia), dashulya-23@bk.ru.

The events of February 1917, presented on the pages of the church periodicals of Western Siberia, is examined in the article. The relevance of the study is due to the fact that for the first time in Russian historiography the political upheavals of this period have been analyzed on the basis of materials from regional diocesan records. The authors note that the diocesan records are an important historical source. A detailed analysis of the content of articles of Omsk, Tobolsk, Tomsk periodicals ("Diocesan Gazette") on the presentation of the political events of February 1917 in them is carried out. The novelty of the research lies in identifying the attitude of the regional clergy to the revolutionary

events in the period from February to April 1917. The presented results of the comparative analysis can be grouped according to the chronology and significance of the events that took place. The article concludes that it was during this period that one could hear the opinion of the Russian Orthodox Church on political changes in the country. It is noted that of particular interest were the issues of the relationship between the Church and the Provisional Government, this topic remained the most acute after the fall of the monarchy. It is shown that the representatives of the Russian Orthodox Church wanted to restore historical justice and receive autonomous government and independence from the secular authorities.

Key words: diocesan statements; Western Siberia; abdication of Nicholas II; Russian Orthodox Church; Provisional government.

Material resources

Akt ob otkaze Velikogo Knyazya Mikhaila Aleksandrovicha ot vospriyatiya verkhovnoy vlasti.

Chast' ofitsialnaya [The Act of refusal of the Grand Duke Mikhail Alexandrovich from the perception of the Supreme power. Part of the official]. (1917). Tomskiye eparkhialnyye vedomosti [The Tomsk diocesan Gazette], 6/7: 102—103. (In Russ.).

Akt ob otrechenii imperatora Nikolaya II ot prestola. Chast' ofitsialnaya [Act on the abdication of Emperor Nicholas II from the throne. Part of the official]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 10: 1—2. (In Russ.).

Akt ob otrechenii imperatora Nikolaya II ot prestola. Chast' ofitsialnaya [Act on the abdication of Emperor Nicholas II from the throne. Part of the official]. (1917). Tomskiye eparkhial-nye vedomosti [The Tomsk diocesan Gazette], 6/7: 101—102. (In Russ.).

Dmitriyevskiy. (1917). Gde vykhod. Chast' ofitsialnaya [Where the exit is. Part of the official]. Tomskiye eparkhialnye vedomosti [The Tomsk diocesan Gazette], 8: 186—190. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doklad Omskoy Dukhovnoy Konsistorii Ego Preosvyashchenstvu, Preosvyashchenneyshemu Sil-vestru, Episkopu Omskomu i Pavlodarskomu. Chast' ofitsialnaya [Report of the Omsk Ecclesiastical Consistory to His grace, his Grace Sylvester, Bishop of Omsk and Pav-lodar. Part of the official]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 10: 3—4. (In Russ.).

Episkop Anatoliy. (1917). Obrashcheniye k dukhovenstvu Tomskoy Eparkhii. Chast' ofitsialnaya [An appeal to the clergy of the diocese of Tomsk. Part of the official]. Tomskiye ep-arkhialnyye vedomosti [The Tomsk diocesan Gazette], 6/7: 112—113. (In Russ.).

Episkop Anatoliy. (1917). Vtoroye obrashcheniye k dukhovenstvu Tomskoy yeparkhii. Chast' ofitsialnaya [Second appeal to the clergy of the Tomsk diocese. Part of the official]. Tomskiye eparkhialnyye vedomosti [The Tomsk diocesan Gazette], 8: 181—186. (In Russ.).

Istoricheskiy moment. Chast' neofitsialnaya [Historical moment. Part of informal]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 4: 15—16. (In Russ.).

Ivanov, A. (1917). K sobytiyam. Chast' ofitsialnaya [To events. Part of the official]. Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 13: 1—3. (In Russ.).

Izmeneniya v tserkovnykh molitvosloviyakh. Chast' neofitsialnaya [Changes in Church prayers.

Part of informal]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 11: 21—22. (In Russ.).

Iz poslaniya Sv. sinoda «Vozlyublennym o Khriste bratiyam arkhipastyryam i vsem vernym chadam Sv. Tserkvi» [From the message of the Holy Synod "To the beloved brethren of the archpastors and all the faithful children of the Holy Church"]. (1917). Tserkovnyy byulleten' [Church Bulletin], 18—19: 101—102. (In Russ.).

Na sovremennyye temy. Chast' neofitsialnaya [On modern topics. Part of informal]. (1917). To-bolskiye eparkhialnyye vedomosti [Tobolsk diocesan Gazette], 14/15: 203—212. (In Russ.).

Obrashcheniye Sv. Pravit Sinoda k chadam Pravoslavnoy Tserkvi. Chast' ofitsialnyy [Appeal Of St. Rules of the Synod to the children of the Orthodox Church. Part of the official]. (1917). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti [Tobolsk diocesan Gazette], 11/12: 114—115. (In Russ.).

Obzor sobytiy ot 23 fevralya do 4 marta s.g. Chast' ofitsialnyy [Review of events from February 23 to March 4 this year Part 1]. (1917). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti [Tobolsk diocesan Gazette], 11/12: 181—191. (In Russ.).

Otrecheniye gosudarya ot prestola. Chast' ofitsialnaya [The abdication of the Emperor from the throne. Part of the official]. (1917). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti [Tobolsk diocesan Gazette], 10: 101. (In Russ.).

Ot Vremennogo Pravitelstva. Chast' ofitsialnaya [From the Provisional Government. Part of the official]. (1917). Tomskiye eparkhialnyye vedomosti [The Tomsk diocesan Gazette], 6/7: 103—105. (In Russ.).

Ot Tobolskogo yeparkhialnogo nachalstva obrashcheniye k dukhovenstvu Tobolskoy yeparkhii.

Chast' ofitsialnaya [From the Tobolsk diocesan authorities, an appeal to the clergy of the Tobolsk diocese. Part of the official]. (1917). Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti [Tobolsk diocesan Gazette], 11/12: 117—119. (In Russ.).

Pravitelstvennyye akty. Chast' neofitsialnaya [Government acts. Part of informal]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 15/16: 34—36. (In Russ.).

Telegramma Pervenstvuyushchego Chlena Svyateyshego Sinoda, Mitropolita Vladimira. Chast' ofitsialnaya [Telegram of The First Member of The Holy Synod, Metropolitan Vladimir. Part of the official]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 10: 4. (In Russ.).

Torzhestvo grazhdanskikh svobod v Omske. Chast' neofitsialnaya [Celebration of civil liberties in Omsk. Part of informal]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 12: 16—22. (In Russ.).

Tutolmin, G. (1917). Grazhdane i syny Svyatoy Rusi. Ofitsialnyy otdel [Citizens and sons of Holy Russia. Official Department]. Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti [Tobolsk diocesan Gazette], 11/12: 180. (In Russ.).

Ukaz iz Svyateyshego Pravitelstvuyushchego Sinoda Preosvyashchennomu Silvestru, Episkopu Omskomu i Pavlodarskomu. Chast' ofitsialnaya [Decree from the most Holy governing Synod to his grace Sylvester, Bishop of Omsk and Pavlodar. Part of the official]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 13: 1—3. (In Russ.).

Vsechestnomu kliru Bogom vruchennyye nam pastvy Omskiya — mir i Bozhiye blagosloveniye.

Chast' neofitsialnaya [To the all-Honourable clergy, God has given us the flock of Omsk-peace and Gods blessing. Part of informal]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 15/16: 10—12. (In Russ.).

Zayavleniye Velikogo Knyazya Mikhaila. Chast' ofitsialnaya [Statement Of The Grand Duke Mikhail. Part of the official]. (1917). Omskiye eparkhialnyye vedomosti [Omsk diocesan Gazette], 10: 2—3. (In Russ.).

References

Cherepenchuk, V. S. (2015). Rossiyskaya periodicheskaya pechat' vremen Pervoy mirovoy voyny kak istoricheskiy istochnik [Russian periodical press of the First world war as a historical source]. VestnikRossiyskoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Bulletin of the Russian Christian humanitarian Academy], 16 (1): 169—177. (In Russ.).

Egorova, N. S. (2008). Revolyutsiya 1917 goda v Rossii na stranitsakh gazety «Moskovskiy listok» [Revolution of 1917 in Russia on the pages of the newspaper "Moskovsky list"].

Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kulturologiya. Vostokovedeniye [Bulletin of RSUH. Series: History. Philology. Culturology. Orientalism], 11: 127—131. (In Russ.).

Garbulova, L. (2017). Padeniye tsarizma v Rossii na stranitsakh slovatskoy periodicheskoy pechati za fevral'-mart 1917 goda [The Fall of tsarism in Russia on the pages of the Slovak periodical for February-March 1917]. Zapad — Vostok [West-East], 10: 119—127. DOI: 10.30914/2227-6874-2017-10-119-126. (In Russ.).

Obukhov, L. A. (2017). Periodicheskaya pechat' kak istochnik po istorii revolyutsii 1917 goda [Periodical press as a source on the history of the revolution of 1917]. Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya [Bulletin of the Perm University. History], 2 (37): 17—26. DOI: 10.17072/2219-3111-2017-2-17-26. (In Russ.).

Rossiyskoye dukhovenstvo i sverzheniye monarkhii v 1917 godu. (Materialy i arkhivnyye dokumenty po istorii Rossiyskoy pravoslavnoy tserkvi) [Russian clergy and the overthrow of the monarchy in 1917. (Materials and archival documents on the history of the Russian Orthodox Church)]. (2006). Moskva: Indrik. 504 p. (In Russ.).

Shevtsov, V. V. (2014). Revolyutsiya i grazhdanskaya voyna v osveshchenii gubernskikh vedomo-stey Sibiri [Revolution and civil war in the coverage of the provincial Vedomosti of Siberia]. Novyy istoricheskiy vestnik [New historical Bulletin], 4 (42): 31—48. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.