УДК 008
ББК 71.1 + 76.02(2)53
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2019 г. А. А. Валитов
г. Омск, Россия
ОБРАЗ ПАЛЕСТИНЫ НА СТРАНИЦАХ ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ СИБИРИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект N 18-78-10062)
Аннотация: В работе рассмотрены публикации, выходившие в свет на страницах епархиальных ведомостей в Сибири в конце XIX - начале ХХ вв., посвященные палестинской тематике и благодаря которым формировался образ Святой земли. Цель исследования — проанализировать и охарактеризовать образ Палестины, представленный на страницах официальных периодических изданий сибирских епархий в дореволюционный период. Активизация восточного направления во внешней политике российского правительства и появление такого феномена, как «Русская Палестина», потребовало от государства создания образа Святой земли в народном сознании. Реализация поставленной задачи была тесно связана с возникновением в 1882 г. Императорского Православного Палестинского Общества (далее — ИППО), имевшего достаточно широкую горизонтальную сеть региональных отделов, в том числе и в сибирском регионе. Кроме защиты православных святынь на Востоке, ИППО одним из направлений своей работы определило популяризацию сведений о Святой земле. Анализ дореволюционных епархиальных периодических изданий свидетельствует о популярности данного вопроса, так как сохранились десятки публикаций, связанных так или иначе с темой Палестины. Благодаря создаваемому образу «Земли обетованной» местное население становилось причастным к тем событиям, которые в эту эпоху переживала данная территория.
Ключевые слова: Образ, Святая земля, Палестина епархиальные ведомости, Императорское Православное Палестинское общество, Сибирь. Информация об авторе: Александр Александрович Валитов — кандидат исторических наук, научный сотрудник, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, проспект Мира 55-A, 644077 г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]
Дата отправки статьи: 04.02.2019 Дата публикации: 28.12.2019
Для цитирования: Валитов А. А. Образ Палестины на страницах епархиальной периодической печати Сибири конца XIX - начала XX вв. // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 89-100.
Печатные издания Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ столетий выступали одним из важнейших каналов распространения и передачи информации, а также получения отечественных и зарубежных новостей. На страницах периодических газет и журналов освещались текущие события, размещались статьи на острые темы, часто возникали дискуссии и дебаты и т. д.
В Европейской части страны печатных изданий было много и выходили они большим тиражом, в Сибири газеты и журналы появились позже, в основном были представлены официальными изданиями светских и церковных властей. Частные издания были немногочисленны и выпускались небольшим тиражом. Отмечая региональную специфику, следует отметить, что местные печатные периодические издания среди населения края пользовались большим спросом, так как они позволяли получить необходимую информацию.
Средства массовой информации отражали основные устремления государственной политики, этим объясняется и содержание многих изданий. Вторая половина XIX столетия — эпоха укрепления Российской империи на Святой земле, успехи в этом направлении связывают с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества (далее — ИППО). Именно благодаря этой ассоциации в российском историческом дискурсе появляется новое понятие — «Русская Палестина», состоящая из собственности государства на Ближнем Востоке. Безусловно, продвижение и укрепление российского влияния на этих территориях было бы невозможно без формирования идеи того, что они являются исконно русскими для самого российского общества.
Приобщение к Святой земле подданных империи и создание определенного образа Палестины проходило через сложный механизм конструирования этого явления посредством отдельных сюжетов в сознании народных масс. Печатным изданиям в этом деле отводилась ключевая роль, так как они выступали одним из ведущих институтов формирования общественного мнения и в том числе создания конкретных образов.
В Российской империи ИППО получило существенную помощь как от государства, так и со стороны Русской православной церкви. В сибирской провинции представители епархиальных властей оказывали организационную поддержку деятельности региональных отделов ИППО, а также информационное содействие, предоставляя печатные площади местных церковных изданий.
Нами проанализированы материалы изданий Енисейских, Иркутских, Тобольских, Томских и Омских епархиальных ведомостей в период с 1882 по 1914. Последние в исследуемый период регулярно размещали сюжеты, связанные со Святой землей, так как Палестина для православных верующих являлась центром зарождения христианства, средоточием великих святынь, а также местом, куда устремлялись на протяжении многих столетий паломники из России. В тридцати беседах о Палестине закреплен основной тезис «Святая Земля — родина человечества» [1, с. 1]. В российской цивилизации всегда актуальным был запрос на образ Палестины, многие столетия он формировался благодаря текстам Священного Писания, материалам литературных источников (жития святых, записки о хождениях, проза и научные исследования) и воспоминаниям паломников.
Тема Палестины в епархиальных ведомостях раскрывалась с помощью следующих сюжетов.
Первый сюжет связан с публикацией официальных документов в отношении Палестины, данная тема постоянно находила место на страницах церковных изданий, размещались официальные постановления.
Знаковым стал 1882 г. открытия ИППО, сибирские епархиальные издания разместили информацию о данной организации и привели текст Устава общества [48, с. 217]. Определенная активизация палестинской тематики возникала с открытием деятельности региональных отделов ИППО в Сибири, их было четыре: Якутский (1893), Томский (1894), Тобольский (1897), Енисейский (1898). Накануне открытия и в сам месяц открытия на страницах печатных изданий активно размещались как официальные уставные документы, так и поздравительные телеграммы и рескрипты от официальных лиц. Например, преосвященный Мелетий, епископ Якутский и Вилюйский получил телеграмму от председателя ИППО с благодарностью за открытие первого регионального отдела [35, с. 369]. Появление отделений общества стало поводом для ежегодного размещения отчетных материалов о деятельности местных организаций. Они содержали сведения статистического характера о текущих событиях в их жизни, библиографические списки изданий о Святой земле для проведения чтений, различного рода справочную информацию. В ежегодных отчетах о деятельности местных отделов Императорского Православного Палестинского Общества, составляемых по специальной форме, указывались основные направления деятельности, финансовая отчетность, списки действительных членов [22; 23; 24; 25; 26].
Активизация палестинской тематики на страницах региональных церковных изданий напрямую зависела от деятельности отдела ИППО, открытие местного представительства данной ассоциации приводило к серии публикаций официальных документов (Устав, рескрипты, поздравительные телеграммы, наставления паломникам) [4; 21; 18; 32].
Среди самых регулярных тем, составлявших пул официальных документов, были ежегодные публикации, посвященные вербному сбору, проходившему накануне Пасхи в праздник Входа Господня в Иерусалим, в них популярно разъяснялась цель сбора и куда направлялись собранные средства на помощь православным «братьям» в Палестине, авторы обращения акцентировали, что из «глубины души взывают они к Господу и к своим единоверным братьям — Православным Россиянам» [3, с. 637-639].
Вторым содержательным сюжетом, представляющим образ Палестины, стали серии публикаций, повествующих об истории и современном состоянии Святой земли. Почти все статьи в этом блоке содержат ключевой тезис «Палестина — истинно православная земля». Начало этому было положено еще в период проповеди апостолов, все существующие в мире христианские церкви берут начало с тех времен [20, с. 8]. На протяжении двенадцати столетий Святая земля подвергалась нашествию персов, римлян, арабов, турок, рыцарей-крестоносцев. Единственный спокойный период — это время в составе Византийской империи [19, с. 27-28]. Мысль о том, что Палестина — родина православия, объединяет все материалы о Святой земле, размещенные в епархиальных изданиях.
Интересными являются сюжеты, сравнивающие древнюю и современную Палестину. При этом во времена Иисуса Христа Святая земля характеризовалась как страна процветающая, с большим числом населения и прекрасными городами, с высоким уровнем социально-экономического развития: «Внешний вид Иерусалима в то время представлял поразительно-чудную, величественную картину. Утреннее солнце, сверкавшее на мраморных башнях и золоченых кровлях храмовых зданий, отражалось в море ослепительного блеска. Вид на знаменитый город поражал своим великолепием. Иерусалим в то время, окаймленный целым рядом гордых башен, считался одним
из чудес света и представлял великолепное зрелище, о котором теперешний Иерусалим не может дать и приблизительного понятия» [17, с. 96-97].
При рассмотрении других частей Палестины авторы находят схожие эпитеты; так, священник Д. Матвеев, инспектор Тобольской семинарии, посвятил серию статей «Галилее и ее святыням», описал историческое прошлое, оценивая современное состояние, говорил о всеобщем упадке, запустении дорожной инфраструктуры и городской жизни, о том, что поселения редки, как оазисы в пустыне, а жилища в них напоминают хибары [15, с. 140-141].
Переходя к современности, авторы подчеркивают, что местное православное население в Палестине находится в сложных условиях. Называя ряд причин, среди которых — «прозелитизм» католических и протестантских проповедников, пассивная позиция представителей Иерусалимского патриархата. Не забывает автор подчеркнуть и значение Российской империи, говоря обо всех действующих храмах, больницах и школах, открытых при поддержке «Белого Царя» и русского народа [16, с. 165-168].
Одна из главных проблем — это отсутствие коммуникации между паствой и духовенством, языковой барьер, так как местное население говорит на арабском языке, священство — на греческом. Итогом этого процесса стало нахождение святынь православных в руках «иноверцев», храмы закрыты, отсутствие элементарной социокультурной инфраструктуры (магазинов, больниц, школ) и массовое принятие католичества православными.
Обязательными стали сообщения о деятельности ИППО и ежегодных успехах в Палестине. Так в 1909-1910 г. было принято 8829 паломников из России, имеются собственные подворья в Иерусалиме, Назарете, Яффе, содержатся многие православные церкви по всей Святой Земле. Открыты и действуют в Палестине две учительские семинарии (мужская и женская) и 100 начальных школ с 11500 учениками, сиротский приют около Вифлеема, медицинскую помощь оказывают шесть амбулаторных лечебниц [14, с. 68-69].
Востребованными оказались публикации просветительского характера, рассказывающие об особенностях этнографического и географического положения Палестины. Можно перечислить в этой тематике: «Описание реки Иордан», «Озера Святой Земли», «Иерусалим и его окрестности», «Современное население Палестины: быт, нравы, занятия и религиозные верования обитателей», «Иерусалим. История города и русское паломничество к святыням его» [2; 23; 24; 25]. Авторы особо делали акцент на ветхозаветности бытовой жизни местных жителей, проводили прямую связь с евангельскими временами.
Третьим важным сюжетом, завершающим аккордом в процессе конструирования образа Палестины, являются путевые заметки современных паломников, которые через призму своих личных впечатлений стремились рассказать об этом крае. В частности, следует выделить сообщение священников В. Федюшина и И. А. Селихова, подробно рассказывающих о паломнической поездке в Палестину [35; 36; 37; 38; 39; 40]. Записки И. А. Селихова содержат ценные сведения, как выглядела Святая земля в начале XX в. и какие святыни посещали паломники-сибиряки. Серьезный обстоятельный очерк представляет паломнический дневник семинариста Никона Уставщикова, участника «экскурсии» воспитанников Красноярской духовной семинарии в Святую Землю летом 1908 г. Ежедневно автор отмечал все события, связанные с паломнической поездкой, перечислял святыни и места памяти в Палестине [9; 10; 11; 12; 13].
Очень интересный источник — серия писем из Иерусалима, направленная в редакцию Тобольский епархиальных ведомостей от В. И. Протопопова, бывшего преподавателя Тобольской духовной семинарии, позже ставшего профессором кафедры библейской истории в Казанской духовной академии и в 1910-1911 учебный год находившегося в служебной командировке в Палестине [27; 28; 29; 30]. В своих письмах он очень подробно описывает святыни «Святого града», шаг за шагом рассказывая как о современном состоянии, так и предоставляя обширный библейско-исторический обзор мест своего путешествия.
Теме паломничества серьезное внимание уделяли преподаватели Тобольской духовной семинарии Н. А. Бирюков, А. Н. Грамматин, Н. Г. Грифцев, К. Гусев, Д. Матвеев, рассмотревшие такие вопросы, как важность и польза, причины паломничества, основные святыни Палестины [2; 4; 5; 6; 7; 8; 15; 16].
Интересны в этом плане тезисы палестинских чтений, проводимых Томским отделом ИППО и частично представленных на страницах епархиального издания. Одним из организаторов и лекторов несколько лет подряд выступал делопроизводитель Томского отдела ИППО А. М. Курочкин. В материалах, опубликованных в отчетах местного отдела, видно, что ежегодно он подыскивал новые факты и сюжеты, которые были бы интересны участникам чтений, как из истории, так и современном состоянии Святой земли. Так, на палестинском чтении в 1901 г., называя причинно-следственную связь мест региона с календарем христианских праздников [25; 19], подчеркнул значение событий, которые свершились в Палестине много веков назад: «Составляя ничтожный клочок на земном шаре (27 тыс. кв. вер[ст].)», эта единственное государство — свидетель важных исторических явлений связанных с Боговоплощением [33, с. 36].
Продолжая развивать тему Палестины в 1902 г., делопроизводитель Курочкин называет ее «духовной Родиной» православного человека: «Святая Земля есть земля родная, близкая сердцу всякого верующего христианина и особенно — православного, дорогая, как дорога и мила сердцу бывает нам наша Родина» [24, с. 5]. Особо он упоминает о любви к Палестине всех православных верующих, делая итоговый вывод, что одним из послушаний русских является забота о Святой земле, в плане улучшения ее материального и духовного состояния, сопереживания ее проблемам и нуждам. Говоря о помощи православным верующим Палестины, он акцентирует внимание на том, что это «долг благодарной любви русского народа к матери православия (т. е. к Родине) — церкви Сионской за то сокровище православной веры, которое было получено Русью с Востока» [26, с. 20] и которое позволило укрепить государство и встать в ряду мировых держав.
В начале XX в. авторитет ИППО был очень высок, почти все публикации говорили о свершениях и достижениях, сделанных организацией, благодаря ей вырос авторитет Русской православной церкви на Востоке, русские цари и русские политики и вообще русские стали основой возрождения православия среди местных народов и приведения в порядок христианских святынь в Палестине.
Палестинская тематика достаточно широко была представлена в сибирских епархиальных изданиях, начиная с официальных документов и отчетных материалов местных отделов Императорского Православного Палестинского Общества и заканчивая разнообразными публикациями, посвященными истории, этнографии, географическим объектам, святыням и современному состоянию Святой земли. Особое место занимают записки о паломничестве разных людей, которые через призму личных переживаний, красоту литературного языка каждого отдельного путешественника ярко до-
полняли сухие тексты официальных сообщений и разбавляли высокий стиль статей, посвященных Палестине.
Таким образом, благодаря множеству представлений данной темы на страницах епархиальных печатных изданий читатель вполне мог составить образ Палестины, сложить определенное мнение о событиях, происходивших в настоящий момент в Святой земле, не забывая ключевой роли Российской империи в поддержке православных в местах земной жизни Спасителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Беседы о Святой Земле. СПб.: Православное Палестинское об-во, 1903. 152 с.
2 Бирюков Н. А. Иерусалим. История города и русское паломничество к святыням его. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1899. № 7. С.135-146.
3 Воззвание к православным христианам. Отдел официальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1902. № 24. С. 637-639.
4 Городков Н. Открытие Тобольского отдела Императорского Палестинского Общества Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 8. С. 153-165.
5 Грамматин А. Н. Паломничество в Святую Землю и его причины. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 15. С. 353-357.
6 Грифцев Н., прот. Об иноверном кустодии у Гроба Господня. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1901. № 6. С. 140-146.
7 Грифцев Н., прот. Проявление дивных путей промысла Божия в Святой Земле. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1903. № 5. С. 108-118.
8 Гусев К., свящ. Паломничество в Святую землю и его причины. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 15. С. 353-357.
9 Из дневника семинариста. Никона Уставщикова (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной Семинарии во Св. Землю, летом 1908 г.) Отдел неофициальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1909. № 8. С. 35-40.
10 Из дневника семинариста. Никона Уставщикова (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной Семинарии во Св. Землю, летом 1908 г.) Отдел неофициальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1909. № 9. С. 33-36.
11 Из дневника семинариста. Никона Уставщикова (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной Семинарии во Св. Землю, летом 1908 г.) Отдел неофициальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1909. № 11. С. 27-35.
12 Из дневника семинариста. Никона Уставщикова (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной Семинарии во Св. Землю, летом 1908 г.) Отдел неофициальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1909. № 17. С. 15-22.
13 Из дневника семинариста. Никона Уставщикова (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной Семинарии во Св. Землю, летом 1908 г.) Отдел неофициальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1909. № 20. С. 25-32.
14 Краткие сведения об учреждении ИППО в Палестине и Сирии и их деятельности за истекший 1909-1910 год. Отдел официальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 5. С. 68-69.
15 Матвеев Д. Галилея и ее святынию Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1903. № 7. С. 165-168.
16 Матвеев Д. Галилея и ее святыни. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1903. № 6. С. 140-141.
17 Народное чтение в день Входа Господня в Иерусалим. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1903. № 4. С. 96-97.
18 Наставление православному русскому паломнику, отправляющемуся для поклонения к Святым местам в Иерусалим и на Афон Отдел неофициальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1898. № 14. С. 333-341.
19 Общее годичное собрание членов Томского Отдела ИППО. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1898. № 7. С. 27-28.
20 От Томского Отдела ИППО. Отдел официальный // Томские епархиальные ведомости. 1899. № 21. С. 6-12.
21 Открытие отдела ИППО в г. Томске. Отдел официальный // Томские епархиальные ведомости. 1894. № 8. С. 14-20.
22 Отчет о деятельности Тобольского отдела ИППО за 1899-1900 год. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1901. № 8. С. 178-188.
23 Отчет о деятельности Томского Отдела ИППО за 1899-1900 г. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1900. № 15. С. 5-22.
24 Отчет о деятельности Томского Отдела ИППО за 1901-1902 г. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1902. № 16. С. 1-15.
25 Отчет о деятельности Томского Отдела ИППО за 1900-1901 год. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1901. № 17. С. 1-17.
26 Отчет о деятельности Томского отдела ИППО за 1901-1902 год. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1902. № 17. С. 18-34.
27 Письма из Иерусалима. Письмо первое от 17 ноября 1910 г. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 5. С. 95-100.
28 Письма из Иерусалима. Письмо второе от 24 января 1910 г. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 6. С. 114-119.
29 Письма из Иерусалима. Письмо третье. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 8. С. 193-200.
30 Письма из Иерусалима. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 11. С. 232-236.
31 Рескрипт председателя ИППО на имя Акакия епископа Енисейского и Красноярского Отдел официальный // Енисейские епархиальные ведомости. 1898. № 8. С. 52-53.
32 Русские паломники в Святой земле. Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1898. № 6. С. 143-154.
33 Собрание членов Томского Отдела ИППО. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1901. № 8. С. 34-43.
34 Телеграмма из Москвы. 13 ноября 1893 г. № 5806 от Его Императорского Высочества Великого Князя Серия Александровича на имя преосвященного Мелетия, Епископа Якутского и Вилюйского. Отдел официальный // Якутские епархиальные ведомости. 1893. № 24. С. 369-370.
35 Туринский свящ. Се-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1906. № 16. С. 422-425.
36 Туринский свящ. Се-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 527-531.
37 Туринский свящ. Се-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 2. С. 28-34.
38 Туринский свящ. Се-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 7. С. 198-202.
39 Туринский свящ. Се-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 13. С. 373-380.
40 Туринский свящ. Се-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции Отдел неофициальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 17. С. 493-501.
***
© 2019. Aleander A. Valitov
Omsk, Russia
THE IMAGE OF PALESTINE ON THE PAGES OF THE DIOCESAN PERIODICAL PRESS OF SIBERIA IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES
Acknowledgements: The study was performed with a grant from the Russian science Foundation (project N 18-78-10062).
Abstract: The article deals with the papers published on the pages of the diocesan Gazette in Siberia in the late 19th - early 20th century dedicated to the Palestinian theme thanks to which the image of the Holy Land was established. The study aimed to analyze and characterize the image of Palestine presented on the pages of official periodicals of Siberian dioceses in the pre- revolutionary period. The activation of the Eastern direction in the foreign policy of the Russian government and the emergence of such a phenomenon as "Russian Palestine" urged the state to create an image of the Holy Land in the national consciousness. The implementation of this task was closely linked with the emergence of Imperial Orthodox Palestinian Society (hereinafter IOPS) in 1882, which had a fairly wide horizontal network of regional departments including the Siberian region. In addition to the protection of Orthodox shrines in the East, IOPS determined popularization of information about the Holy Land as one of the directions of its work. The analysis of pre-revolutionary diocesan periodicals testifies to the popularity of the issue, as evidenced by dozens of preserved publications related in one way or another to the theme of Palestine. Thanks to the established image of "the promised Land" the local population became involved in the events that given territory experienced during this era.
Keywords: Image, Holy Land, Palestine diocesan statements, Imperial Orthodox Palestine Society, Siberia.
Information about the author: Alexander A. Valitov — PhD in History, Researcher, F. M. Dostoevsky Omsk State University, Prospekt Mira ave, 55-A, 644077 Omsk, Russia. E-mail: [email protected] Received: February 04, 2019
Date of publication: December 28, 2019
For citation: Valitov A. A. The image of Palestine on the pages of the diocesan periodical press of Siberia in the late 19th - early 20th centuries. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2019, vol. 54, pp. 89-100. (In Russian)
REFERENCES
1 Besedy o Sviatoi Zemle [Conversations about the Holy Land]. St. Petersburg, Pravoslavnoe Palestinskoe obshchestvo Publ., 1903. 152 p. (In Russian)
2 Biriukov N. A. Ierusalim. Istoriia goroda i russkoe palomnichestvo k sviatyniam ego. Otdel neofitsial'nyi [Jerusalem. History of the city and Russian pilgrimage to its shrines. Department unofficial]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1899, no 7, pp. 135-146. (In Russian)
3 Vozzvanie k pravoslavnym khristianam. Otdel ofitsial'nyi Appeal to Orthodox Christians. Official department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1902, no 24, pp. 637-639. (In Russian)
4 Gorodkov N. Otkrytie Tobol'skogo otdela Imperatorskogo Palestinskogo Obshchestva Otdel neofitsial'nyi [Opening of the Tobolsk Department of the Imperial Palestinian Society unofficial Department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1897, no 8, pp. 153-165. (In Russian)
5 Grammatin A. N. Palomnichestvo v Sviatuiu Zemliu i ego prichiny. Otdel neofitsial'nyi [Pilgrimage to the Holy Land and its causes. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1910, no 15, pp. 353-357. (In Russian)
6 Griftsev N., prot. Ob inovernom kustodii u Groba Gospodnia. Otdel neofitsial'nyi [Of the Gentile custodian at the Holy Sepulchre. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1901, no 6, pp. 140-146. (In Russian)
7 Griftsev N., prot. Proiavlenie divnykh putei promysla Bozhiia v Sviatoi Zemle. Otdel neofitsial'nyi [The manifestation of the wondrous ways of God's Providence in the Holy Land. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1903, no 5, pp. 108-118. (In Russian)
8 Gusev K., sviashch. Palomnichestvo v Sviatuiu zemliu i ego prichiny. Otdel neofitsial'nyi Pilgrimage to the Holy land and its causes. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1910, no 15, pp. 353-357. (In Russian)
9 Iz dnevnika seminarista. Nikona Ustavshchikova (Ekskursiia vospitannikov Krasnoiarskoi Dukhovnoi Seminarii vo Sv. Zemliu, letom 1908 g.) Otdel neofitsial'nyi [From the seminarian's diary. By Nikon Ustavschikov (Tour of students of Krasnoyarsk Theological Seminary in the Holy land in the summer of 1908). Unofficial department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, no 8, pp. 35-40. (In Russian)
10 Iz dnevnika seminarista. Nikona Ustavshchikova (Ekskursiia vospitannikov Krasnoiarskoi Dukhovnoi Seminarii vo Sv. Zemliu, letom 1908 g.) Otdel neofitsial'nyi [From the seminarian's diary. By Nikon Ustavschikov (Tour of students of Krasnoyarsk Theological Seminary in the Holy land in the summer of 1908). Unofficial department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, no 9, pp. 33-36. (In Russian)
11 Iz dnevnika seminarista. Nikona Ustavshchikova (Ekskursiia vospitannikov Krasnoiarskoi Dukhovnoi Seminarii vo Sv. Zemliu, letom 1908 g.) Otdel neofitsial'nyi [From the seminarian's diary. By Nikon Ustavschikov (Tour of students of Krasnoyarsk Theological Seminary in the Holy land in the summer of 1908). Unofficial department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, no 11, pp. 27-35. (In Russian)
12 Iz dnevnika seminarista. Nikona Ustavshchikova (Ekskursiia vospitannikov Krasnoiarskoi Dukhovnoi Seminarii vo Sv. Zemliu, letom 1908 g.) Otdel neofitsial'nyi [From the seminarian's diary. By Nikon Ustavschikov (Tour of students of Krasnoyarsk Theological Seminary in St. The land in the summer of 1908). Unofficial department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, no 17, pp. 15-22. (In Russian)
13 Iz dnevnika seminarista. Nikona Ustavshchikova (Ekskursiia vospitannikov Krasnoiarskoi Dukhovnoi Seminarii vo Sv. Zemliu, letom 1908 g.) Otdel neofitsial'nyi [From the seminarian's diary. Nikon Ustavschikov (Tour of students of Krasnoyarsk Theological Seminary in St. The land in the summer of 1908). Unofficial department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, no 20, pp. 25-32. (In Russian)
14 Kratkie svedeniia ob uchrezhdenii IPPO v Palestine i Sirii i ikh deiatel'nosti za istekshii 1909-1910 god. Otdel ofitsial'nyi [Summary of the IOPS establishment in Palestine and Syria and their activities during the year 1909-1910. Official department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1911, no 5, pp. 68-69. (In Russian)
15 Matveev D. Galileia i ee sviatyniiu Otdel neofitsial'nyi [Galilee and its Holy sites. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1903, no 7, pp. 165-168. (In Russian)
16 Matveev D. Galileia i ee sviatyni. Otdel neofitsial'nyi [Galilee and its Holy sites. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1903, no 6, pp. 140-141. (In Russian)
17 Narodnoe chtenie v den' Vkhoda Gospodnia v Ierusalim. Otdel neofitsial'nyi [Popular reading in day of Entry of the Lord in Jerusalem. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1903, no 4, pp. 96-97. (In Russian)
18 Nastavlenie pravoslavnomu russkomu palomniku, otpravliaiushchemusia dlia pokloneniia k Sviatym mestam v Ierusalim i na Afon Otdel neofitsial'nyi [The Instruction of the Orthodox Russian pilgrims going for worship to the Holy places in Jerusalem and on mount Athos. Unofficial department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1898, no 14, pp. 333-341. (In Russian)
19 Obshchee godichnoe sobranie chlenov Tomskogo Otdela IPPO. Otdel neofitsial'nyi [General annual meeting of members of the Tomsk Department of IOPS. Unofficial Department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1898, no 7, pp. 27-28. (In Russian)
20 Ot Tomskogo Otdela IPPO. Otdel ofitsial'nyi [From the Tomsk Department of IOPS. Official department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1899, no 21, pp. 6-12. (In Russian)
21 Otkrytie otdela IPPO v g. Tomske. Otdel ofitsial'nyi [The opening of the Department of the IOPS in the city of Tomsk. Official department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1894, no 8, pp. 14-20. (In Russian)
22 Otchet o deiatel'nosti Tobol'skogo otdela IPPO za 1899-1900 god. Otdel neofitsial'nyi [Report on the activities of the Tobolsk Department of the IOPS for 1899-1900 Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1901, no 8, pp. 178-188 (In Russian)
23 Otchet o deiatel'nosti Tomskogo Otdela IPPO za 1899-1900 g. Otdel neofitsial'nyi [Report on the activities of the Tomsk Department of the IOPS for 1899-1900 Unofficial department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1900, no 15, pp. 5-22 (In Russian)
24 Otchet o deiatel'nosti Tomskogo Otdela IPPO za 1901-1902 g. Otdel neofitsial'nyi [Report on the activities of the Tomsk Department of the IOPS for 1901-1902
Unofficial department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1902, no 16, pp. 1-15. (In Russian)
25 Otchet o deiatel'nosti Tomskogo Otdela IPPO za 1900-1901 god. Otdel neofitsial'nyi [Report on the activities of the Tomsk Department of IOPS for 1900-1901. Unofficial Department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1901, no 17, pp. 1-17. (In Russian)
26 Otchet o deiatel'nosti Tomskogo otdela IPPO za 1901-1902 god. Otdel neofitsial'nyi [Report on the activities of the Tomsk Department of IOPS for 1901-1902. Unofficial Department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1902, no 17, pp. 18-34. (In Russian)
27 Pis'ma iz Ierusalima. Pis'mo pervoe ot 17 noiabria 1910 g. Otdel neofitsial'nyi [Letters from Jerusalem. The first letter dated November 17, 1910, Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1911, no 5, pp. 95-100. (In Russian)
28 Pis'ma iz Ierusalima. Pis'mo vtoroe ot 24 ianvaria 1910 g. Otdel neofitsial'nyi [Letters from Jerusalem. The second letter dated 24 January 1910 Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1911, no 6, pp. 114-119. (In Russian)
29 Pis'ma iz Ierusalima. Pis'mo tret'e. Otdel neofitsial'nyi [Letters from Jerusalem. Third letter. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1911, no 8, pp. 193-200. (In Russian)
30 Pis'ma iz Ierusalima. Otdel neofitsial'nyi [Letters from Jerusalem. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1911, no 11, pp. 232-236. (In Russian)
31 Reskript predsedatelia IPPO na imia Akakiia episkopa Eniseiskogo i Krasnoiarskogo Otdel ofitsial'nyi [Edict of the President of the IOPS in the name of Acacius Bishop of Yenisei and Krasnoyarsk Official department]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti, 1898, no 8, pp. 52-53. (In Russian)
32 Russkie palomniki v Sviatoi zemle. Otdel neofitsial'nyi [Russian pilgrims in the Holy land. Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1898, no 6, pp. 143-154. (In Russian)
33 Sobranie chlenov Tomskogo Otdela IPPO. Otdel neofitsial'nyi [Meeting of members of the Tomsk Department of IOPS. Unofficial department]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1901, no 8, pp. 34-43. (In Russian)
34 Telegramma iz Moskvy. 13 noiabria 1893 g. № 5806 ot Ego Imperatorskogo Vysochestva Velikogo Kniazia Seriia Aleksandrovicha na imia preosviashchennogo Meletiia, Episkopa Iakutskogo i Viliuiskogo. Otdel ofitsial'nyi [Telegram from Moscow. November 13, 1893 No 5806 from His Imperial Highness Grand Duke Sergij Alexandrovich addressed to his Grace Meletius, Bishop of Yakutsk and Vilyuisk. Official department]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti, 1893, no 24, pp. 369-370. (In Russian)
35 Turinskii sviashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moem na blizhnii Vostok v Turtsii Otdel neofitsial'nyi [The Turin Cathedral. Se-l-x-V. about my pilgrimage to the middle East in Turkey, Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1906, no 16, pp. 422-425. (In Russian)
36 Turinskii sviashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moem na blizhnii Vostok v Turtsii Otdel neofitsial'nyi [The Turin Cathedral. Se-l-x-V. about my pilgrimage to the middle East in Turkey, Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1906, no 20, pp. 527-531. (In Russian)
37 Turinskii sviashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moem na blizhnii Vostok v Turtsii Otdel neofitsial'nyi [The Turin Cathedral. Se-l-x-V. about my
pilgrimage to the middle East in Turkey, Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1907, no 2, pp. 28-34. (In Russian)
38 Turinskii sviashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moem na blizhnii Vostok v Turtsii Otdel neofitsial'nyi [The Turin Cathedral. Se-l-x-V. about my pilgrimage to the middle East in Turkey, Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1907, no 7, pp. 198-202. (In Russian)
39 Turinskii sviashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moem na blizhnii Vostok v Turtsii Otdel neofitsial'nyi [The Turin Cathedral. Se-l-x-V. about my pilgrimage to the middle East in Turkey, Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1907, no 13, pp. 373-380. (In Russian)
40 Turinskii sviashch. Se-l-kh-v. O palomnicheskom stranstvovanii moem na blizhnii Vostok v Turtsii Otdel neofitsial'nyi [The Turin Cathedral. Se-l-x-V. about my pilgrimage to the Middle East in Turkey, Unofficial department]. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti, 1907, no 17, pp. 493-501. (In Russian)