Научная статья на тему 'Политические риски в Кавказско-Каспийском регионе'

Политические риски в Кавказско-Каспийском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
321
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эжиев И.

События, произошедшие во второй половине XX века, связанные с различными конфликтами и сменой правящих элит во многих странах, заставили обратить внимание политологов и экономистов к проблеме политического риска. За рубежом интерес к проблеме политических рисков возник в конце 50-х годов XX века в связи с событиями на Кубе, а с конца 60-х эта проблематика стала исследоваться с научных позиций. Однако лишь в начале 80-х годов XX века начали разрабатываться методы анализа политического риска. Следует отметить, что резкий рост интереса к проблеме политического риска был отмечен в прикаспийском государстве Иран после революции 1979 г. В 80-е годы появляется наибольшее количество публикаций на эту тему, внимание в которых уделяется методам анализа политического риска. Это привело к созданию большого числа консультационных фирм, специализирующихся на оценке политических рисков в разных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические риски в Кавказско-Каспийском регионе»

Иса ЭЖИЕВ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ

События, произошедшие во второй половине XX века, связанные с различными конфликтами и сменой правящих элит во многих странах, заставили обратить внимание политологов и экономистов к проблеме политического риска. За рубежом интерес к проблеме политических рисков возник в конце 50-х годов XX века в связи с событиями на Кубе, а с конца 60-х эта проблематика стала исследоваться с научных позиций. Однако лишь в начале 80-х годов XX века начали разрабатываться методы анализа политического риска. Следует отметить, что резкий рост интереса к проблеме политического риска был отмечен в прикаспийском государстве Иран после революции 1979 г. В 80-е годы появляется наибольшее количество публикаций на эту тему, внимание в которых уделяется методам анализа политического риска. Это привело к созданию большого числа консультационных фирм, специализирующихся на оценке политических рисков в разных странах.

ЭЖИЕВ

Иса

Багаудинович — к. п. н., ГУУ

Приведем различные определения политического риска для более глубокого понимания этой проблемы. Термин «риск» происходит от латинского «ЙБюаге», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер. А. Х. Уиллет утверждал, что риск — объективное явление, коррелирующее с субъективной неопределенностью наступления нежелательного события1. В. Вестон и Б. Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискации собственности иностранных компаний. В словаре Крысина риск определяется как возможная опасность2.

Д. Джодис полагает, что политический риск — это изменения в условиях проведения операций иностранными компаниями, возникающими в ходе политического процесса. Политический риск — это непредвиденные обстоятельства, возникающие в политической среде и принимающие обычно форму ограничений, считает С. Кобрин.

Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы3.

Для инвесторов, решающих вопрос о размещении инвестиций в какой-либо стране, перспектива политической стабильности, способствующей экономическому росту, так же важна, как вероятность политической нестабильности, которая может сделать инвестиции крайне невыгодными. Значительная часть специалистов по политическому риску придерживается мнения, что политическое событие не обязательно несет риск для бизнеса, но может означать новые возможности. Они предлагают под термином «политический риск»

1 Willett A.H. The Economic Theory of Risk Insuranse? University of Pensylvania Press. Philadelphia. 1951, p. 6

2 Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2006, стр. 678

3 Государственная политика и управление: Учебник. Под ред. Сморгунова Л. В. М., «Российская энциклопедия», 2006, стр. 347

#

понимать «неопределенность среды, в которой действуют все нерыночные силы». В этом контексте интересна публикация Ф. Найта о теории измеряемой и неизмеряемой неопределенности, согласно которой риском называется измеримая неопределенность, тогда как неопределенностью в прямом смысле следует считать неизмеримую неопределенность.

Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск... представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск — это состояние мира, неопределенность — состояние воображения»1.

Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск»2. Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе). Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Существует деление политического риска на региональный, страновой, а также на микро-, макрориски. Региональный риск характеризует уровень политической и социальной стабильности в определенном регионе. Например, потери могут возникнуть

1 Knight F. H. Risk, Unsertainty and Profit University of Boston Press. Boston 1921, p. 233. Pfeffer J. Insuranse and Economic Theory, Irvin Inc., Homewood, Illinois, 1956, p. 42

2 Сморгунов Л. В. Указ соч., стр. 348

из-за различных конфликтов в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность местных органов власти. Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы в зарубежной стране, проводится анализ странового риска, определяющего вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и инвесторам, то есть страновой риск включает в себя прежде всего уровень социально-политической стабильности страны. Микрориск (локальный риск) предстает в виде вероятности политических изменений, которые могут коснуться отдельных субъектов политической и экономической деятельности, действующих на территории данной страны. Например, некоторые компании, корпорации устраивают политическая стабильность и степень политического риска, существующие, к примеру, в авторитарных или тоталитарных режимах. К микрорискам относятся риски, специфичные для отрасли, фирмы или даже отдельного проекта.

Классификация политических рисков проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный3.

Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция. Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.

Угрозы — это то, чего следует опасаться и предотвращать, вызовы необходимо адекватно воспринимать, а риски — контролировать. Мировая практика показыва-

3 Charles R. Kennedy, Political Risk Management, 1987, p. 7

ет, что стабильность политической власти и эффективность бизнеса в первую очередь зависят от наличия объективной информации о реальных и потенциальных рисках.

Тот факт, что Каспийский регион представляет собой пять специфических политических и социально-экономических систем, пять разных уровней интеграции в систему международных экономических и политических отношений, также является одним из факторов риска.

Одним из ключевых условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется относительной стабильностью. Политические реформы, упомянутые нами выше, направленные на укрепление вертикали власти в стране, делают в какой-то мере Россию рискованным партнером. Долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой. К числу политических факторов риска в России можно отнести коррупцию в структурах государственной власти. Для инвесторов, решающих вопрос о размещении инвестиций, эта проблема важна, поскольку может сделать инвестиции крайне невыгодными. Однако следует отметить, что в последнее время в этом направлении руководством страны на самом высоком уровне принимаются радикальные меры, что превращает Россию в инвестиционно привлекательную страну.

Другой немаловажной проблемой политического риска в России является терроризм, который определяется как экстралегальный риск. Этот вид риска имеет непосредственное отношение к Каспийскому региону, а точнее

— к его российской части. Дело в том, что Каспийское побережье России затрагивает нестабильный Северный Кавказ (Дагестан, Чечня), что делает этот регион потенциально опасным для инвесторов.

Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет свою специфику. Несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополни-

тельное внимание при оценке политического риска. Одной из особенностей российской части Каспийского моря является то, что в этом районе региональные конфликты оказывают как прямое воздействие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в близлежащих регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий1, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, сокращению социальных расходов, увеличению размера государственного долга, ухудшению политического и инвестиционного климата в стране2.

Многочисленные примеры из деятельности российского правительства и особенно региональных органов власти показывают, что проблемы политического риска часто остаются за пределами их внимания. Именно поэтому в России отсутствует постоянно действующий механизм анализа глобального, странового и регионального рисков, что затрудняет решение задач по снижению уровня политического риска, реализации мероприятий для усиления стабильности в регионах, стране, по регулированию международных отношений, принятию государственных решений, по направлению или изъятию инвестиций в те или иные страны, регионы. Эти обстоятельства актуализируют необходимость создания в России единой многоуровневой системы анализа и управления политическим риском.

Центральным фактором в анализе политических рисков в Казахстане является нарастание неадекватности политической системы ее экономической базе и сопутствующий этому процесс роста конфликтности внутри и вовне политической системы. Слепое комбинирование западных экономических стандартов с азиатскими политическими ценностями показали свою несостоятельность, поскольку характерные для Запада традиции рыночной экономики и индивидуалист-

1 Начиная с периода чеченской военной компании федеральный центр затратил огромные финансовые средства для восстановления разрушенной Чечни в период двух чеченских войн. Немалые затраты понес бюджет страны и в связи с нападением вооруженных группировок на Дагестан

2 Подколзина И. А. Проблемы дефиниции и оценки политических рисков в зарубежных исследованиях. Вестник Московского университета. Серия 12. «Политические науки», 1996, № 5, стр. 19-23

#

ской культуры входят в противоречие с восточными традициями корпоративизма и чинопочитания.

Синтез этих диаметрально противоположных ценностей теоретически возможен лишь в тех странах и обществах, где в течение длительного времени происходило взаимодействие различных политических культур.

Существенным признаком нестабильности сложившейся ныне ситуации является то, что иностранные инвесторы воздерживаются от крупных вложений в экономику Казахстана, а те, кто сделал это, испытывают значительные трудности с ведением бизнеса1. В связи с этим интересны результаты экспертного опроса, проведенного Международным центром по налогам и инвестициям среди зарубежных инвесторов Казахстана с 1996 по 1998 год2. Из ответов респондентов следует, что пятью основными преградами на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан являются бюрократия, финансовый риск, налоговый и финансовый режим, правовая инфраструктура, валютный контроль. Иерархия инвестиционных рисков подвергалась изменениям на протяжении всего периода опросов. Если, например, в 1996 г. инвесторы были больше обеспокоены экономическими проблемами и несоответствиями в правовой системе, то в последующие годы на первый план постепенно выдвигались политические вопросы. Почти все респонденты жаловались на частую смену лиц в правительстве, политическую нестабильность в структурах государственной власти. З. Бжезинский считает, что для политической стабильности Казахстана более всего опасны внутренние факторы. По его мнению, более реальную угрозу для Казахстана представляют межнациональные столкновения, поскольку республика является полиэтническим государством. Межнациональные конфликты в Казахстане могут возникнуть на почве соперничества представителей разных национальностей за удовлетворение своих социальных потребностей.

1 Карин Е. Т. Внутриполитические аспекты национальной безопасности Казахстана. «Центральная Азия и Кавказ», 2006, № 3

2 Международный центр по налогам и инвестициям. Обзор по Казахстану. Июнь 1996 г. Инвестиционный климат Казахстана. Второй ежегодный опрос иностранных инвесторов, май 1997 г. «Азия — экономика и жизнь», № 25, июнь 1997 г.

Спровоцировать их могут также экономическая необустроенность отдельных этнических групп и привилегированность других3. Другим фактором политического риска в Казахстане, который характерен для всех постсоветских государств, является криминализация органов государственной власти. Наблюдатели отмечают, что в последнее время происходит активное усиление влияния криминальных группировок на ключевые отрасли хозяйственной деятельности, прежде всего на финансово-кредитную систему и фондовый рынок, инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность.

«Мы не видим никаких политических рисков в Азербайджане и Грузии. Наша компания уже много лет ведет нефтегазовые операции в регионе, успешно действует трубопровод Баку — Супса, прокачивая 130 тысяч баррелей нефти в сутки»,

— так на брифинге в Баку прокомментировали свое отношение к политической ситуации в Закавказском регионе представители головного офиса британско-американской нефтяной компании British Petroleum4. Как отмечалось выше, в Азербайджане работает наибольшее число иностранных компаний, занимающихся разработкой нефтяных месторождений. Иностранные инвесторы в Азербайджане выделяют немалые суммы для страхования от политических рисков. Так, например, корпорация по частным инвестициям за рубежом (ОПИК) выделила 100 млн. долларов для страхования от политических рисков предоставляемых коммерческими банками средств для финансирования строительства нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, который проходит по территории Азербайджана, Грузии и Турции.

Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан имеет геополитический приоритет для правительства Соединенных Штатов. Его извилистый маршрут показывает, что при прокладке пришлось идти в обход целого ряда зон конфликтов или политических рисков в Азербайджане, Грузии и Турции5. Если проанализиро-

3 Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., «Международные отношения», 2003, стр. 157

4 Британско-американская ВР не видит политических рисков в Азербайджане. www/ ngv.ru/lenta_ sing

5 Корзайн Роберт. Мир все меньше полагается на нефть Персидского залива. www.inoСМИ.RU. 21.09.2005

вать ситуацию, которая складывается на территориях, находящихся в непосредственной близости прохождения нефтепровода, то станут понятны опасения иностранных инвесторов. Во всех трех странах, по которым проходит трубопровод, сохраняется конфликтогенная ситуация. В Азербайджане не урегулирован карабахский конфликт, в Грузии сохраняется напряженность в отношениях с Абхазией и Южной Осетией, которая может вылиться в вооруженные конфликты, а в Турции нефтепровод проходит по территории компактного проживания курдов. Все эти факторы не могут не учитываться иностранными инвесторами. Несмотря на то, что строительство нефтепровода завершено, вызывает опасение, что при изменении геополитической ситуации в регионе они могут дать о себе знать. То, что иностранные инвесторы сделали крупные финансовые вложения в регион, несмотря на очевидные политические риски, говорит о том, что они застрахованы государствами, которые активно лоббировали их присутствие в Азербайджане. Следует подчеркнуть, что вышеназванная корпорация ОПИК была создана в 1971 году как государственное ведомство США. Она занимается оказанием содействия американскому бизнесу в инвестировании в зарубежных странах, способствует развитию новых и возникающих рынков, дополняет усилия частного сектора по управлению рисками, связанными с прямыми иностранными инвестициями, и обеспечивает поддержку американской внешней политики.

Существенным фактором риска в Туркменистане является радикальная форма персонификации власти, создающая иллюзию стабильности и уничтожающая механизм самовоспроизводства поли -тической системы. Гипертрофированная персонификация власти в Туркменистане создает угрозу для внутриполитической обстановки, что в свою очередь делает это государство рискованным с точки зрения иностранных инвестиций.

Туркменские власти объявили о запуске амбициозного проекта, который потребует вложения 45 млрд. долл. США в нефтегазовый сектор экономики республики. Для того чтобы проект реализовался, перед Туркменистаном стоит нелегкая

задача привлечения иностранных инвесторов. Однако большинство корпораций пока не изъявляют готовности вкладывать столь значительные средства в экономику этого центральноазиатского государства. Инвесторов отпугивает явный недостаток у Туркменистана надежных экспортных маршрутов. Сложный инвестиционный климат в стране также вызывает раздражение иностранных вкладчиков в туркменскую экономику. «У Туркменистана нет прямых морских выходов на мировые рынки. Таким образом, реализация огромного потенциала страны как поставщика углеводородов непосредственно зависит от наличия устойчивых долгосрочных договоренностей по транзиту своих энергоресурсов через территорию соседних стран. Тот факт, что экспорт Туркменистана в значительной степени зависит от транспортных систем России и в меньшей степени Ирана, неизбежно трактуется иностранными компаниями как риск»1, — заявила в своем выступ -лении на конференции, прошедшей в Туркменистане 10 июня 2002 года, Генеральный секретарь Секретариата Энергетической хартии Риа Кемпер. Кроме того, инвесторы требуют упростить процедуру инвестирования. Хотя основы регулирования нефтегазовой промышленности Туркменистана и существуют, но нет единого органа, который обладал бы комплексным видением ситуации, что значительно усложняет принятие стратегических решений.

Политические риски в Иране определяются многими факторами. Прежде всего теократический режим, который сам по себе находится в конфронтационном положении по отношению к западному миру, не может представляться достаточно обнадеживающей государственно-правовой базой для инвестиций.

Подводя общий итог по политическим рискам в странах Каспийского региона, следует добавить, что дополнительным риском для иностранных инвесторов остается нерешенный вопрос правового статуса Каспийского моря. Это в свою очередь порождает конфликтные ситуации, которые негативно влияют на инвестиционную привлекательность региона.

1 Еигаыа Net.org 06.06.02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.