Научная статья на тему 'Политические религии в современном мире'

Политические религии в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
898
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ / ТОТАЛИТАРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ИСЛАМИЗМ / ТЕОКРАТИЯ / ЦЕЗАРЕПАПИЗМ / МЕТАРАССКАЗ / ИДЕОКРАТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЖИХАД / МАКМИР / POLITICAL RELIGION / TOTALIZED IDEOLOGY / ISLAMIC FUNDAMENTALISM / ISLAMISM / THEOCRACY / CAESARPAPIZM / MET STORY / IDEOCRATY / MODERNIZATION / JIHAD / MACWORLD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мациевич Ирина Викторовна, Семедов Семед Абакаевич

Политические религии (религиозные идеологии, политизированные религии) возникают в различных обществах и на различных этапах развития и принимают причудливые формы. Политические религии формируются на почве необходимости решить задачи модернизации: они являются современным феноменом, не связанным с архаикой. Одной из отличительных черт политических религий стал эклектизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические религии в современном мире»

Тема номера: Религия в современном мире: ракурсы проблемы

Политические религии в современном мире

Мациевич Ирина Викторовна - кандидат фи лософских наук;, профессор кафедры иностранных языков факультета Дизайна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

E-mail: aс[email protected]

Семедов Семед Абакаевич - доктор ф и лософских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

E-mail: [email protected]

1№4, май 2012

Политические религии

в современноммире

Аннотация Политическиерелигии(религиозныеидеологи и,

и) возникают в различ-иь^>^ (^£^1Иест^^з^ и ниразличныхнтлпао развития и иринее^ио^нприеА^/^б^^ноф^|^(оиеТ^(^/^иии^(^с^г^и^е телитие е*тротируАГРнтнпочве необходимости ие^и^нее^^рг^^^и (^одерн^г^отц^:атиинл!^1а^<^неовре-мнтты^ с^еиие^^г^(^('е,ри^^?^г^вт^^е^св^:^с^т^к^ой. Одлойи з отличительных черт политических религий сесннклистисм.

А^^о^ни^и Political religions appear in the societies and have

different forms. Political religion comes to life as an игАи/и^отос^гп.ет^и^ iaamodem^ e nomenon without any connection to archaic life. Eclectic гасг^пни<^|^^ of thHmorrcMrtmpriirhee feetuneoof ^о^^иа^еПцон.

КлЮо6ВЫ6 СЛОЛП(полииичевноя^ллгой, тоталитарная идеология, исламскийфенпеминтт ли м^стии иен, тиoкeнтрf, LJ1иoapeпclтиtн, метарассказ, идеократия, модернизация, джихад, МакМир

Keywords: political religion, totalized ideology, islamic fundamentalism, islamism, ^1^с^н^^^с^е^(^;^е^^^иеиае^,г, еАсГогуотГио сгаГутеМигт гаПин, jihcC, Мис^оrld

Влияние релц^1^1нин^;апо-пит^1и^^

Политика и религия, являясь важнейшими подсисте-мамообществс, напротяжнеиивеейисториичеловечестеа на-х^;^^т^ясе^ов^1аил1с^^^^^с1^в^ииЕ^л^]и^я^1нл огонно е^З^С^г^^-гТ^лч того чтобы гогояднепрраотовитоелеимссвязь религии и политики, веобхолимо С^]Л0ГИОЛ]аОС^^^,^^(е1Г1^]^Ц^5^]ГИ.П^.Л^,Г^^Н]л Г,снл ^;зх^<^,^с^^гт^]а ебщпсто£1] «обласаьаооновнем ^лееепреахон-ных взаимоотношений между группами по поводу исполь-вгватия инлоибунои птбличеой власти для реаоитацииих общественно-значимыл бвпрясов и потребностей» [1, с. 85]. «Попиоика многооболзныймолобаошаний, чорогт^оности,

уовсоеноо] нснемооцир, астлядoа]Ланмyиикaционных связей между людьми по поводу власти и управления обществом...» [2, с.11]. Вкратце, политика - сложная система, структурными

В тех обществах, где секуляризация не произошла (или она оказалась незавершённой) и религиозная сфера не дифференцировалась от политической, возникает возможность для появления политических религий.

2

1

0

2

а

§

4,

OI

элементасикотосоиявляются полстсческиеотношения, политическое сознание, политическая организация, политическая вультура.

OпpeдoлlииА«peеииип»бoпгеЛЫИ.Пpиoeдиммpимеры OАrнцАлcкoАькиа ин вих.«Реллоия имиpeворцнцниeимцpо-ощуицилие, и тaкжeвoппцeтeoвyющлeпооцдeниeитпeцифииe -ские действия (культ), которые основываются на вере в суще-АТВОФРНИе (0дН0В0 нни И»CKВЛBФИX)0BЦOB, «CBHrTrHHUOrOiK тг о. оакoгoнaыпла]кпг'oдoeнвплаФП»я иачедвой «естественного», нep;oeтyIшoпoнииaниючeлoвoкaи[3,еГ5А]<БoIЛИАЫI ытки пиooдeиeния рплигии ырeeепoняФиe«caкpaнвлoe»(P. Отто,

H.ДюoИe0Им).peЛИOДЯpaCCMaтpИ0aАaP0 ж ник «система ори-^I^^£^O^РЖ>^;^.^£^^Г^l0eH^^>^^).Иl^П^KИOЦМЧlЦ^H^^ИOЛЫe^e^TаMИ пенигль опльюпои. ^лигиозеии eoзАaниo,pилигиoслв«аeя-тельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Пиoпeии пoиРитнвныП cpавАнцeА0ньш анапин отглмoн-том нeдфeлиc лолитики, можно предположить, что «в обоих илyееялpичьидиц 0e0TH0ШeHПЯР, е03ФДЯИИА ниоожизации»' [4, ь 1КГ.Во иоогомчюяожии функции религии и политики (илоулятииняе, интогpoeв:пнaя...).ИЯиcкyecooннымooьaëтcя Аoиoыe oпулиoФыeсАейфyипцик«»ингии.ЯвpияcаoинeH из ложнейших сфер общества, религия оказывает мощное вли-ИФИееа фopMИППOaHВ»MИpOBOЦ0pОАHЯЛЮ0;»a(вOOАЧИCЛ е кпoлнтичeекиxдeлеeлeйO,л»peeеeлои на политическое пове-денииипелавпчееиуюкулоо^у. Аoooooцlцo»днo, религия оказывает существенное влияние на принятие политических Ceшepий и мв веоодассстоеоиул (памитичАCЛАгв) и»»ороуию. Oie протяжении большей части истории государств религиозные кooьeли0ылиoхaвнымиидeoлoивми.

Нииулярптзм Новдео и Новейшего времени снизил сте-ceeH ^.^]^5^нлыт^^ьи^^^но кoлоoАПгoкиecиеoемы. 0»инко O0OHCфOЫMOДИЯ п олиь исгоких систем привела к появле-ИИЮСИИ крсиичеокии фоомрелорнике том иоиле«полити-eeCKИXpГHИИИ«»г ¡»наковоимв ОТСШОЯЯЗИ, НЯНаШСРПЛяд, мo»ыooаеляeтдя мкиние алциААcкoeу ^ижииоведаН. .марта («Мировоззрения: Кросскультурное исследование человеческих лгJ:ю»aниФ>г, У980 г.С oеoм)чтп«cеваоАЦннoe ролесикивхиние ллpядycиeyчeндoм лроьинионныхвероиоповеданий »олжно ебp»TИ0O0ПОoaeeMOTpЦHИП»C0e0CXИX символов и идеологий -еационализеа. миркаиома, л»лгом»ьтии,- пooыкыe зачастую еопврничаютл и»нилиeЙАввп жеюиемм,ви»Аом-соважиеы смысле, сами являются религиозными» (цит. по: [5, с. 873]).

ГДеoлeceo]oeкyляыииыции и еакпаиизацин ооожео'^ра-жнюосиепиле Ап^ои^иир^л^^ае^и ^а политику. В тех обществах, лди eeкyлoиизaАПпхeпpoи»otмда (pлкoдoвка«aлнcьнeзавер-ш»дной)и ooв:игиo»нaсгфepплeдиффepиАдиpoвалась от политической, возникает возможность для появления политических религий. Этот термин был впервые использован немецким учё-

1№4, май 2012

ным Э. Фёгелиаом (раЛота«Политииескиерелигии», 1938 г.), который называет политическими религиями тотальные идеологии, подобныокнммулотму, фашилмирнацноаал-анциа-ллои^Эзииотоноси^поего мнеикю] <<cлчжaт»нaигcтве со(^^1^^оа]н^г[^^1^]арен^15-^с^1по вдитообз ] »плаaoсчпoлктечггкoму ис-нарксе кбaглpeллсиазхoeлзмeаекае]XТoях тп^вртщённой форме» [6]. Понятие «превращённость формы» указывает, что аля «еРМёло^л ге^ял «политичосуая ртилгля» но предстателее отоой ТГлисливcoбcтбеинoлcмыcпз телео елова: это идеология, облaдaющaлeceмипpиек»л»мкpтлигни,нoикоае ноедпола-^^енвеое>1в Бббо^Неоеррдиуо пpиaлави,чтoлapоoаc“пoтУ-иторинниош” чeлитиями,oзнеooкoтoиыxкopенится за преде-^¡^г^завемня^ол^^НОеС^^о^'^с^т^^О^ют^ aгкигии,

мсромо котзфых оеолототосзя в{J^зо^мзí р'^^от мофа», х пошет современный итальянский исследователь В. Страда [7, с .9].

Чяо лен поеусащоет нeкoтopoгe ичтoпoгии о «реоштии», ^014 сажо «чотчяторонние»? Это, безусловно, наличие ритуа-уов,имиоирующох лeлигиoaиыe,бплoтьдa созданов полных ян»уoгoвГтпpиме»aтJ<oлтяnpины» вместо крестин). Но внима-^жЯ. Фягуиина,а з^'^^м^^е^лот^отледе^ос^о«е!!р^г^^лг1^.ао^анз сле: oaииoвeннeeпррчитoo«н«ил»,скoфoca»eoтaшитapныдиде-тлог ий с религиозным духом и пафосом. Французский философ усоч;лбллг ^ Ча^»:пч^^^ингни ме^ие ом1^]^сх^с;рс«^о^и » доя тeoзхoчeхляаoктaин,«хогoлы т^^^имают в душах наших yoтaeмeнникаoмсcллиcчeзнившeйвтчыунeоeноcят спасение человечества сюда, в далёкое будущее, в виде общественного рcтnoйeаиo, которю злeчаoтпocтpoи»»»J0, с. 9]

Русские философы, в частности, С. Булгаков еН. Mсpдяс«,вевoëм»нaлиг« ^^^^схмоо ^о^1^»о^и^м^июомму-ои«аI:»ирздвocактилимнoгое из того, что впоследствии напи-шдттияадн ыeмыуллтeли.Бep«яeваoсомaваивaа сoцичлигм тчкaзкиеию,илeющчу релвоиозно-социалистический пафос. Штoтoояëоливыуррлмгиo«нoшдиxпpиo»лк»oм»] омо многие neлнеиoзныргpyппы(аoиикaльнoIт ллбнчoyпяaцы,ппрклл ип-гхчeeлии ceитя» тиои хлызоев) cнaчaнaхoе;дбpжoхиBeлииyю Октябрьскую революцию 1917 г., несмотря на её официально таивнeннcoбaсзбopпеcтоo.

B.Cвpaоo пaилoaиит кaланoкгчпoнoмyвыoтчч> что човитиигоки« «слиоти х I<aнтиaeлигии» (см.: [7, с. 13]). ВлимcoглтceнинeмeцкиИча«ныИ Зс.^или.Oaнaкo, аoмe-циб^лси иoзныйпaфocфoомaльнo«cо eтcкем»ииврлaсий,мы возвращаемся к Э. Дюркгейму и его определению религии. ()итюаo, кyвJмв»и«м — телапея а то« ««eг-e, в какой у кгому-киo»«>oecть чусмовосвящедуого (сакрального). Многие учёные (Б.Виои,Д. Mapл'ин,Дж]X»»пс,X.XошпмбеисвoIP[Cикоев, У[Mиaгкил,C.БaTaкрн)aазcмaталеoюyпoиитическую религию как использование религии в политических целях. Здесь резонно ставится вопрос о том, чем является религия для

Политическая религия представляет собой гибрид религии и идеологии, посредническую форму, позволяющую связать религию с политическим действием.

политики:средством илицелью,илии тем, и другим. Нам представляется, что нужно чётко разделить понятия «политическая религия» и «использованиерелигиивполитических целях».Говоритьо пялитизвции пел^зі^іо^оис^оогеио, оогда пьол^о^і^^епиле ЄрЄДСТВНИСП«ЛЬЗАЮТСЯВи пли^е^»^^і^^іхпе^^.^я х, я «ее« нлоХорот.

Сами представители политических религий настаивают НА ТЗМ, ЧТО ]геилсия ДЛИ чии — НС Р]«(Г,г<ЗІ,ЄО, — целл. ТПрин ИЗ гдeoлoгoлиcлaо[cкгйpeволюлииaятoллх НІ. Мотаххари писал, что«ислсмская рілпо^юип^^^з^о нс иоовлюяионныйислам, дл—колор—гоитвслюцияиб—рьба-цель,о ч<^.лхм^с^^е^л^р^^о ^с^]зх^л^«т.ір^.^і,ипл^^л^^лс^іе.^т^^л^^о^ци и-лусион овление ислама чреамизацяяисламцкилценнтлтвй» Іл^і^т,:лр:[І).і^.61]). Принвппы <.п:пті,]се«^^ирлої^») к^е^т)л^і^чеоо^я^»і«<^^еол^^гт^^ьрво-бождения» заключались в стремлении к Царству Божьему на оеме е я р оОщлосоо, т. и. «о достиеля нв и <еисто ртлцрилоиы х ИелейпввиоечзАкими средствами. Это подтверждает мысль

О.ДюркАеомьо огм, ^^т^оя^пі]^е^^ол^^о^р^^п^е^^о«^ризнание цнппpлперa саклевБноон ^г^орі^п^); анным: если религиозные Озлинервлл дпгяс рі^ої^]онт»по^ми в нданн oгьппляпиие ского

ЦBЛЖeПЛЯ, НЛЄГОНЄИСЗЯЯа»ваСЬ«рЄЛИГИЬЗИНІМ».

Пмлиличecкaаpeлигин-oды орма религии

Пбо^ошс^З« мсхни!”]ЛOЛИбИПГ«KaяpЗЛИГИЧMOЖCTбыПO рпpидснеиo либокаг особив И0Pмoиeлигии,кoтopдя оТосно-eывяеочвnитичтcкoaдeйcтвит,либoк»кфoимaидо ологии, иoтаpаяoбocнoвывaeтпoлеoичeyкoсдeйcтви(чepeз апнгияцию опотусторгиним еллчM]Иначе говоря, политическая религия

шрвдттиялнетпобол1мбсли аелигиииидeoлoгиK]Пoоpeдничо-

ткчюфopмy) позголяюн^юввязать религию с политическим eeИтaоиeм.Бблaшияеттoигcл«дooрoенoKcтл«мяaеи провести naзличисмeжчy «чирзой» фо^ой ияниуия сс «пpерПoщëн-пбK» лнолитичeткoBpeлхтяeй.

Полияичеокоеп« апословме

Bрoвpз]х«илoЗпoееийниеллирcpaтypлиьявнлoол игове

«л—ивосллсизм» (со ссылкой на С. Н. Булгакова), обознача-

ющозpсео«итзриюидалгх«ию,кввopоя енeпирPyeтoт своих О «.»

прееттнрeцпряхпнoивepрчнн caонпргрпoлнгхcтcoьряшеино

^п^^»]^ет^^^<^^ш вряпоpпрлитичйcких ценностей» [10, с. 64]. кМкoтcpыeиccnгдгвaрглнвтмочaмт. ил— «...примонительно оPнccилмoжнoеoвоpнпп л итв^еотл^и “полптического право-О і славия”... Кратко его можно определить как проект ресакра-

лизации политики и одновременно политизации религии.

1№4, май 2012

Пртээалаиаелия,что «лтаитполриижназавитеть от религии, а религия - активно участвовать в политике и её определять» [1О].Hчмкaжеoз«[ИI»ecтлыипpивтcтиздeco простран-л«юцитaтyизpчбаlыи»вгстнoга <<аpпвocнaвнoгo>> авоора й.XoлмаеoчавЧ] иаeoчыиcдиттет,чeo«пaнптичecкoептпво-

з.л^^ир »охaнтиpoвоиoхaпoп«epжаппaциoнaл»лoйгoгае;«p-ственности, и, в особенности, российской государственности, aо”иадткл токос лоддечжк« «ее«eнooлб нпт«.;пoдггaебеп док-тиин«лaными, oeчoyчттeльтымитенoвaпиями Православия». Пдавомнению, яслою н»aитичecиoгoп«оooeноoияявляется Зспo[фoниа”,тoocтecoглacбoаниerаpacвeкнтоииxцсхeйипpe-оeланыацeннocтeймсжпy”етпчочcтвoм)нaк политическим ичстадменоом нппкeнялeнасоcaмoчлзeипия, иЦ«наавoю, как »крочос^ом сплгенип” доя явже;»зоoтчельнoeoчeлмвeмапвме-стилищем божественного Откровения народам» [12].

«Сто дбсиочщдм ШЦ^и]» ф ест он олив ичиекос» пр aooгло-оия».В»м н^оп^^в елить, какими же методами, способами yинcттлмУУTУMиaлoл»”oтa) «пдхитиасскосо миловславия» гoбиуaюп”т претворисе« житрусвои планы в обществе, кото-уое cонтoяyичпчеиcораптсхeйToает «ППэтнoтloи70чe липп-огныхнап ч«теeппр?Mыo»нгaи мн^^мoтт^]^e^ишиc^уи^í^дмки чокорректными «рецепты» Е. Холмогорова для претворения их ужиздб л coвpемeнеамптлииoпфeocиoнпиaпoа[имнoгoнaци-aнaльнoмoоccийcкoм о°ществг . Одчоко, участие Холмогорова yт^a^^г^^^и«^ЛI^^«^]нптонгП^oy ивтелевиделиивпофиыд выборов в Государственную Думу 2011 г. и президентских выборах е01( г. томос-ио д пoнyлoчиoeаи п»«»6ных идтл до толбпо в массовом сознании, но и среди политической элиты России. Пoлибичecxoeпчп»oслп»»гдоyPocеиитaкж” мппсно, как опoлиlра”тиихиcлaoо о«к и весьма своеобразная форма поли-шиддткой рнлигви -« исм»!”'.»))”- eo»епси»йcлсци(OииoП.

Вллпмипм кaифoрбoипмминю ч^яф^^р^^»^^^^

Когиудмпечедних aланeыaoшмлocoигyчсниeвoaимо-аеИгтаиячглигинирoлиoики (мои процессынаоалесьоеауке мосле яpaнвкaИJ:)cвoлюции Тo79е.«,тeчмин «пoнитичeская иивигип»coaн»aчимтнабoдлпобoзначения политизирован-выя вeaeийиcлaмП[Bтaк<lмтмыглeyпoпчeбляют”гeттгамил »«ппдуыс оолитологи Дж. Хейнс, П. Ван дер Веер и другие ((0,r.011-ДM2][HткoтттыeлиTeлaнo>о”лcкaсытaгить по это-муи оводу o«”иаж«eткт.Tгк,Ф.Фyкyяиaпреипoпoжил)ч т о иcп»мcкийMл н1гоменгг^л^;^д[«отасэдь не поверхностно напоми-тад тeочтнcйcкxлM»LШизм»[aД.Пaйпт постaпoпeтнч введе-уио оериш но« исламизм »]Пoтoмичтo«lУoофeномен является “измом”, сравнимым с другими идеологиями двадцатого века» [14, с. 90].

1№4, май 2012

Длиблиашинаавл уатпыхраиинчаемежду исламом как религией и исламизмом как идеологией выглядит очевидным. л мь»yььмaнcкoчмнaс,«oжeаcлoнoпв”гcз[ тepoшн<<иcлaмизм»• (aлв-иcл»млпюи»r—вoиpибaвлeииe«измоo»(ионaмлзм: ираво-снaтизм)втлнaaр нeкбтоpычyлeныxoзлнпa”loвклoнeние иoпиlPчecкoИ аeлигипбo«co0сeoенаo п”т:иcии»,тoсевo«пyти личного спасения». Немецкий политолог Б. Тиби отвергает oеpмин п^с^.о^ми^м», оаи как, пес иои миолию, илпелмзование гоосн ЛОНЯЗИн ”ОбаOBПOHИBИЗOMИЮpЗЛПГИИ только к исламу, eкдaIДТяглoбaлоныйxен»кгepтттгe по^^ним ^см.гпоИ; 16]). М«^сгийст:^с” иcхoмoeеяA.Игнпвeнчoсаиlalгт,ивo«иcлaмпсм-eвoиосблo”ияипчопвиог”мнядeятeлoиoст0)н аправленная на оеаиадацню птонпсино coe«];онимптливингcииxycлоoиИ для м«им оскоо-ия исламнкит (шириав«« их)нинмво всемсфорах человеческой жизнедеятельности» [17, с. 40].

Юнел пожогуя» иос зистамизм» - это понивизи^оан-^]^йисп«м,^и,^яб^ ое понимание данного понятия оставляет уопритго lyщeуввocтлииcлaмднeпoлиoикпЗ Ммусульман-гкeлмип”имeeтeямнoжecмolПУaитических партий, построен-ИЫЛ0 ДeHиГBЧЮЩИXHaпpИHЛИПaXИCHaMH[TaKИепapBИИ есвь oEoилa”,Ливaнг,Иpaпс.TypииИ]Пaктзтaнa. BиaуaдндИ, да то российской политологии их принято называть «исламист-укими». Бoлвшлнeвв»изниxпpoявинювпpeкpacнаю гибыоеоь игпocoбнo«вькoдaлoaцим п дилтадывающимся политиче-

уКИМ УСЛОВИЯМ»

Пюиитпчecки—мeмизииитмлплитaлныe иддолоони

мeамин«пoлитиo:сcк ая религия» для обозначения рели-

гнддныоднетпогил втвxлoиoео«aиaлагон нвяонacвcяпзтoI»о-

шимcа[Пeнявиa« абоул ичерная идеология» и «политическая HСичaля»н”иo вaчыеямныгcвaии иепoпвe овавькнл синони-м«>- ]т-^, с. 119-T28>. ,oоoоливapныз oдeoчyгни оомипаювт о от oбoIчноIxчсpвaми,кгoоябIЗп риближают их к религии. Как нocллrию,ooвaлюoр»хaяидeoлoгияcвпeмиocнконвчoличо вать мееcфeаыпeлoтенегке— жиeеи:oняyнпчolжaeвпoнрвис «хаст-хoяжизео».Toвaлиoapны”игнoлoгик oтижeне”oвмe”тимы ни чкакимидоугими^лигиамиисварвются уничтожить конку-^^^тоос^м.М!!«^, с.«ЗH]).

Ж.И];аoщeпчoвooдаабepиин«вeoкаявия»рля таб»мa-мeнит[ючloлaгни,цeлoюкo»тямй яeляeвcяпo”laoeние госу-ЯПaeоб«пaбaзo ятлигитонып кaнoao» Jc^»л.:I^(»r<з. пон». такое иcигнo»oгoмиe«нинo”г бедуинане представляется удачным, тад мок тнoToзнaчaeтcкopзг гин^^^^п^г^л^^е^о^^^рнмидеоло-lию.Hг”иoлькoинaнвпoнимaeoвcoппaoиюиeмецкий политолог Х. Линц, который выстраивает сложную цепочку различных форм взаимодействия религии и политики, включающую:

Теократические режимы являлись попытками непосредственно воплотить в жизнь религиозные принципы, нисколько не приспосабливая их к реальной действительности.

2

1

0

2

а

§

4,

О!

«тетэратию»иаи«цазлреаапизм»,иатеа« политизированную религию», затем «дружественное отделение государства от церкви »,зaтeм«лраж«ceлoIлаиииeoнaeгкoзoaнoлoниeoocyд ар-стваотигьжон» иrнaкoнеп>«пoпитиaзткяюOeнигию»»которую

oппoаимтгтлбcoлютнoвиyдч !Т.ыëгeлкхa(сю.•[а)C. «°4]).

Исaoлocoo»лиeтeчмип« «мзяп^тия». иaнaшвтcпaд, поддерживает иллюзорное мнение, что можно построить со°Bилтлoe) кпaомoмпeшо«бнвс нокитичсскот твоОщсттво т”пocpеоeабcннo ев »eлиeиoзлыxпяиниипах. Создать такое eoдaщтитвoмoжнoтoлекe лнoтчaничeнный псчкoдoиeмени м по oгpримocхмомпpoeopaнcтвe Iгoчвр)Koимyл0( ьбщин»). Истopлапнaeтнвмнoooпpимзpoвтсoиpaтических режимов, ит^нлцФ0ч^^псчяc^]^(^(^^r^l^^хлc^№ ^a(лeио^^^I^(^»^,^a)^cтва. мсеоо оад CЗ0У»-ЗИ0B) н)юeyщеcтвoвaпaиoммaнa апа^ппилоов в Мюнстере (Вестфалия). Анабаптисты упразднили деньги, тор-loвлы, м6ддспмнису »замыт. Гсрожане тoзпpслн^мпли ”тна кок зднную е^гц^^т^ зародыш нового религиозно-политического ТОртчЕт, KИУУЧЫЙOBПЗЫeHИCЯ СНдСОуПЛенкемЦлрствн Божьего в«3емле. Hec—oиoлoa»0IЬшeм ыколо 20 лет - просуществовала иe(жpaтияlикиядикоe»нpaeK• KaппвипaeЖeнeвe. T0eаoаю х«”ильм»накую пбщинп вoeлaвеcMexатlмcнoд нМедндскую толитию - тоже можно отнести к теократиям.

Teoп«aиилceкпечтжимыaoлялиcьпoпыокoминслooаед -еоленис б0ПЛб0ИЯб0ЖИCЛ0аeЛИBИ0rHЫe принципы, нисколько уеу^споса.эливоя ин ннгальнондействителвиоеои. В этом смысле они могут быть приняты за идеал - но идеал недо-ееижимый, так кек пчaкoимтeпбе рукосенсоео eoeддaчcобoм или другим крупным политическим сообществом неизбежно лoтиeбyeooтcтyпл”лиxoe пснеоначолонтй ооктнимопОО этом опраесри—во л—зилИиА. Ильин, размышляя о том, почему недлти лecлгннет иепосвеяеовенноосущеотвллоь нснити-аeeкaювлтeоo]«...Hoтулиo»ннaл церковь должна содержать ссмиюн и”лицую...;оиа должн онемнвннь Сглиотждь и, соби-матьналоеи. coсидoтьфлот.ивoщчягocянa вceaичивыриyтях пкиломноии,.]с [21,”« но»!- Длнocyщecтбленияпoлпвип”cкой власти необходимо то, что А. В. Митрофанова называет «иде-яеoгиeй-пocчeднииoп»:«пoеитичeекнп нeниeин гфепеотвляет собой ндeолocиЮ]0«Ixщyю°тзмoжнoтoьпчилoжи°e т^знигию ипoлиoикeз[22,e.з6]. Полемический строй в данном случае ^^^^^ост ое тeoкчнeичecкиoаaидeoка«oнчсгиoм;oл енгопос« ыенепо^едственнп та^н иаибeкыxпчкпципax]aпа и»)инци-пах соответствующей идеологии.

Сущдаста и«eoнaaтичеeкoгo еогу«ааетво oпaнмитeчи-зоилн-угский »шлосоМ Н.ТвуШсцкой. Он отмечал, что «при ^,^^ОК^)^ти-]^^КС^«]-Э^Т”ЛЛ1С^..[ Го”«Дд—СТВО aeбeCПaа:ПЦИПHO, yиcпоп”иyeнoпчeчeлëPноe м—оасозепцуние, при этом миросозерцание постоянное, не зависящее от исхода выборов или каких бы то ни было других внешний событий или обстоя-

Западное общество не свободно от идеологического диктата, здесь царит ничуть не менее жёсткая идеократия, чем, к примеру, в Иране. Однако современное управление человеческим поведением основано не на прямом силовом диктате, а на «управлении через воспитание».

сч

тН

о

сч

го

§

тельств»[23, в.011].Пвавящийслой данног о государства

отбирается по принципу готовности принести себя в жертву идее-правительнице(см.:[23, — 519]). Этаконцепц ия,ко то-pьязвцчитoпoлнeecтecтвeннoдля ттецеЦостцкапРцосии, вт]^[^^я,т]де^т.^нт^^ггі^еи нвмпи емл еіис^й[д^ее(^ово^ез^)^і^нзт(еіеапода. Эяеицанин ие;eикpaнямабyслвилептгеcпoel;мтнямпяcвмoе;сp-нистского мировоззрения, которое отвергает необходимость ранящих идей к кактй-лобо сфере Кытия.

ПOЮИTИИeCKMMpeHИ1ЫM

исовремтннoонзюпeдмoмoбщecткe

Ылохцл»cиилфчлбcоф-постмодернист Ж.-Ф. Лиотар oвинтeлндл«мгчypдacи«т»(мeтпиap иа тиo)длнoTolнaчeн ия енеоем,объясниющихс ыыспсущсеоеотап инмиpaичeхoюгиa. о мeoоа»ocлчзтчoтносятся религии, идеологии, этические иэчтeтмлelклeеи”oeмы.[Hпениeдхостмoдeянпcмпткп ая циви-юкеуцияагресситеертепрсжтранллвсь по всему миру, подавляя у^ватожая друе^ к»«!»-»««]^” симипирулихозтатки.Это тгпокулиаоожепеюкпквоег«но еоразнообрннидмирт.

Отсутствие основополагающего принципа, который оОлс тмот^^в^З^^ — опнавдыояп вcëoенaльное, можно назвать «дессксатизоцией» пoн^:г]^кo)Ие иaииeип”e^o^жрзни исче-таютоТгоиалтныс кеоноео и,и о имнлот c^ыпмo^ло было бы мeч-лиHo жглeoтвдтo>Пepeппи(^н^ан»^Я1^(^.с—опо^ит дсйз-зияго емо п0eoрпятнычпpинцииoвинaдличнocтныпинeтлоyтлвл а Hcлeтелrвoимч жиoaииблaгoпoлyпипoтдeлeнтeя человека ЯОНЛеТСЯОХНОЙИ» ЬX«ПЛOГpИCИИaПOCTMOОepHИe””KOЙ поли-оичегкейкульб^ьь !^«^с- культура построена на «ценностях HOBДeДИГBHOCMИ»,ЫHП НХ«ЛеЯНОСТ«[Н»Юс°Л ЮТа»[ЧеЛОВепе”ИИе ииныежгртоы, ирн-уу имывва имя абстрактных принципов нлиnлнлимнбccпыxябмнooв”Л ,теношенееозерилимаются 0ОИOШИИCTОeM лведг»1 КаК ОПраВДаЛ-Ыи.

ЗапояноеоТппвгтвонесв ободно от идеологического дик-нaтc,зчигьидpиониалтб ^ем^с^^ео^ё^т^клп плеоп-пепя, чем, а лпимcaа.вИpaнг.Oчннюoepaмкaxпoлитичc—кoрпyл»бyры мостмодерндоластьиупраплтлиепрка0реюоютппойпа-як тер. ^иесновываюесмненю пртлщипав диктата и насилия над ооосй, и оа негфямом иоптроле,убсждениии емоцилаоль-хoмнyжииe. Сейчас власть всё больше означает «скрытую» oлalть;cкyвIayыпaсooнькб,чтoeгмoжнe оОпялпжикь только епеииалюьымисрслетоими.Повргоыеноеуправлениечелове-адил^м«^(^з^оде^«^^з» ос^(^б^1^^г^а^а прямом силовом диктате, тда «лптaблeнxллеяе»ьocпиoонлв». Формолопвсеинституты уласти пзоподном °вп;ествссол большим количеством

ограничений, и это даёт человеку ощущение «свободы» от всякого внешнего контроля. На самом деле контроль осущест-

На самом деле контроль осуществляется по-прежнему, он даже усиливается, так как теперь человек контролируется не «снаружи», но «изнутри», он как бы запрограммирован всем своим воспитанием на следование тем или иным правилам поведения. В результате, если против внешнего контроля почти всегда, рано или поздно, происходит восстание, то внутренняя несвобода, как правило, не осознаётся.

Черта, которая очевидна для всех исследователей политических религий: их двойственное отношение к современности. Они вроде бы объявляют ей войну и получают ярлык «обскурантистов», в то же время как теория, так и практика политических религий демонстрируют их вызывающую современность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч

тН

о

сч

го

§

тллетса по-лр»жиему,Рнааже»сил«вает»я, так как теперь человек контролируется не «снаружи», но «изнутри», он как цы зяпььсpaммилeаoнбcгмeволмпoсп:иoaниeм но слсяюоание сгмллиинымпояоллаыпоесденлл. Mpгзлльтoв”[eoли про-пио пиешлоеа контpoиaптч»и т^^нд0:>^^н0^^и(с^;^^е^0: про-лснюрро ооссюанк^товнуоренняпнесообода.каллртвлло^е осознаётся. Современная пропаганда настолько успешна, что о]э^ЛН1^т лиляогк лекренис «1]С^ж«];зл] «оо ум еп-то поеоупает а0еoлюaиocбoТoднв;

Игчезнoо«нкe«мee««яeeкaзoo» выпоомо-лю-ей глу-бoлнeпеиамебcмчeeлиeпpб0лгмы. ИсвестныИамсяикансклй исихопоеВ.^^анилуоо^ждал^со еоопеменный человек «стиадоет <^т гтубикноео нчастояyтpотыcмoIглa,иeтопoг соеди--спо с ащущунием писоооы»]Ы»>С[20].Этосвязяно”осм,что «человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то lиeочз-е,]дeooooя «доропровлялл его жизне ап]эис1^^ал^ ей eмыeл;вмp«читлбм случае его переполняют сомнения, кото-yыивтлнlлнoыI:”лëоeпялализyщб сто спо”oTно”тидейство-^о'^^,^]5^^^^ит ижить»[20,с,2у-] Потребность в метарассказе loxляaнeнlя ч»же пмюдс— Лн^т^с^ди, иоо поВужяаевихобаю-п-аться л p«теичпPIMэкзoтичтcкимp”ииeиcoдымтpoнициям тноп ример, в моду вошло изучение Каббалы), заниматься ИтГЛчд млдщтоциями, aИMC^c^^^^(^OЧППT^J^ ^П^^eC^J^ЛНЫC-^^^^^I, ж«стко бгpoхкчивoющиeeбo0oв;чилнивида. Если говорить oчccaнaчныл лeгльтypox,тooни иемогутсую;ествовать без метарассказов.

Пp”яcoювпдeocп, чвополлтичгс—иг ы^^лостин ок,»;еoo[п« зируются в результате неудачной модернизации и неполно— сскуляризоции, лесеомуихнсхоппоцолитпомкок нечто оpxалaee—ое. СЗоиитические религии - явление современное. A]дepикядaктйyчëпылБ. Ыоуягненастаивдстнасовя”менно-тти С«модерпоевк с) н-уу аментсеш зма (он предпочитает исполь-^^oтoл^ли(^C^o^н^í(еI^ии няовсгтиып язпиеие»^^1;е «ьижений жменносвое Т^сО^ЩШЗИaвaяееOH0CбBeчШИHeОToC.J<ПaЧИная г яятeллы Хомейни, м1,сал1>а1ан^кие^с^н1^ян^^вахт^1^е)>1^^и-лись значительного успеха именно потому, что наладили оплoшeхия о ст^с^т^м^^:^^^]с[»^ио^м, : впепоз—ции

— нeмa•Итлдмcкиcфyнaомeнтaпислы,кaкпюбысфyнаaoента-ли»ты]ятняюcе«пиби-м0аepелcтски современными», - пишет Mлypeнc[T6,c.»П].Oнyкaзываеaнл асаоу.коворя« от^^^^,вн» ,елавcexлeeлтпбooтrлеи пoаитичecкил «гксемш. пн aI]оИеббгн-ное отношение к современности. Они вроде бы объявляют ей ооНлт «я чул-алют н«-лык «бOеичяaивиeтoв», в то жт оремяиак теи«ин>т»к и л«яллик» подуояаеских религий демонстрируют тх ^о^;^ытя—^]^уюсооо)]?^^1^]^о^ю^.

Юля нясеязя ятей двoйcoeeннocти:пoлeзно обратиться к книге американского философа Б. Барбера «Джихад против МакМира» (1996). Барбер назвал формирующуюся глобальную

Несмотря на то, что религиозные идеологии лишь отдалённо напоминают исходные религии, именно они служат «основой массовых политических действий». Политическим религиям присуща дуалистичность восприятия мира как арены противостояния «своих» и «чужих», причастных небесному и отвергающих его.

сч

тН

о

сч

го

§

туаьтуд» «кзлввуозй 3^а^^и^^»,тоойі^ло&^лизированного мира. Учёный концентрирует внимание на отрицательных coдтaвляюIцезглoбaлимaциикyль5яrнo-инфаBЯ[нциoнняoепро-ртрннввяь: [<Вєі65—ошєи0омьшомюкєКп-вс ем— мируяматрят ф—льмзі, ц-тцpыдвcëмeньшeимaмьшeaозлизоюоcя», - ояме-отес ои ]аВ,с. яь]] яооливудскиефилпмнм неидпpoсpaммы (сериалы и МТУ), программы новостей, компьютерные игры -спясоееі ххшти —о .лсиок досщо0 евоткваоі к оон-сво е Ма—Ми-. ПCзн5инoвcомecтыo пепсынстромияит-павадов занимают одни деежо петнии Mинзмы,CIШн—иЛecтceллepоцмздн—ц те же м^иі^и ^/(це^р^о^ап^^е^(^^цыМ

МакМиз()пасен тем, ет—нe роцт зепавеку возможно-дтиеыбзна,пниа—я5теяяцыслноо лл ие—омённымиштамп ами мцуоить ое окруж—юлцои мыре оООСПЗВЄНЄСоТСТЄЄЯНЬІВЯПе-чатлений, а эмоций, вызванных виртуальными (часто фаль-с—фимичнвин—ыми) oбpевaмa. Отр—сцолепоную реакцию нета-п£-^I^I^I^a^лe^^0^н МакМир Барбер обозначает как «джихад» )сллннoN[cкзкaeсллвoиспоaьзeоцмзкaкcимцоп — не свя-ранкинключноелоазоисломцм).Джихад, разумеется, ведётся скзтлвМакМира^тпри оиьмєщл ипзcpeнcтвзмMaкMич-: НапримерлЛюСчомзжетоыИои назоЦо,где езияржптеярдди-кпльные антизападные материалы религиозно-политического сара.леера.Кактоиькнпзлвик—со пницнaэинacоoн—epиaенз-цоиьпцйыаиьоoчы[тyтжепоя[rиилcоинe акция на неё, которая семедоексо цоеиоллзиоаласотцхаопзгическкми ц«едствами, которые глобальная культура считала своими. Сначала люди мотпикынаются тцамкнт мліо^о] кулоя-КРасотем проди.о-нимают бунт против неё, используя её же средства. В этом вмзIcов,джиaня цнeтoлo—oapстион—к, ноинитя МокМира (cм.:[07,c.150-)[Позвлoю тся такие двусмысленные культур-^і^^^0)тл^]вены,—ки {юя-мусыми изаянепиявозоиа и взаЦне пеззгоноирявлсни н; кї^пьк^з^^];ные программы, обучающие Ктрантн Дялеиг—лме лидeкaтнpcкоeо «Аяьсожязирьі» мы ожеимсом.Сущееоацюттелеезянгехх»минвяанеиномяз поп-мсэыкв] Ужл рззникка проззепзвняяпзп-музмкк:ео ееяезевяют с именем Игоря Талькова, которого некоторые православные Kядикaыы-aжвпoьимзюткяц овяеoцо(зтIо —злечкм, иоямеет оиркзвнои eонкцимI. Прявзспзгняи пок-пузыкв мікозє есть: лзкртмер1 групаа«Алкся»К.Киячева.

Испзльсо-омиєкєм6ьіто —з боїчетрйшш ани— яеми-еии ас являетеоьлкитиз лcкзйпд-Ои емяи.Нелмммря яоаз. что религиозные идеологии лишь отдалённо напоминают пеххдные ребиеии. имнпсно м—и ллужко «ЗМНОЦОП МЯССЗВЫх пзнитичecкиxaeэецвий».Пзритическим религиям присуща Hyaлиcтнчнoллььосяpиaтиз мира ияк —кемы прзоивзетояния

с своих е о: ечижих»] мричястныхаееесноми и отвергающих его. Раздел, в их понимании, проходит не между православными и неправославными, мусульманами и немусульманами,

Политические религии отрицают не модернизацию, а вестернизацию и рассматривают религию как движущую силу развития.

лудеэжиинлиадётму .», амежду« нишами »и « всеми остальными». К «не-своим» относятся чаще всего иерархи данной рельгии, peлигиoзныси”тeадоpcтвeннвleдeятeли,cчьими Л«”ЛМИ Л ДелатШП]«еДСЛаВИеСЛИ «Л^^Л^,^ЮЛЫ^]И5) ЯГПНСиИ» не согласны. П)ео]ме вяeмяcвзимлeьoяoпхииoмиoнк енитают

ИЮ бОЛЬКи ПяН0еяЖсиЦСбГ00еЙяеЯИГИН,Н0 — ВСеХбеХ,К0ВИх

поддерживает: атеисты, представители других религий.

СуЛаИу пoC]Гe исламской чeвoлюции ,з Иране аятолла Хомейнивзялнавооружсниелриоыв «Обездоленные всех eтлaд,cоeлнняЙpeco!»1з»лмeтоопaнныИимyлкбepaльного MилocефоMе—Шaяиaoи. ЗСоп^^ш^иоо»е^^аи«г^1^:и:яа смолк-«испоиим пПлохебалил вссхетртН- соедалмйбесь!». Впрочем, ИXОHIвЦнTЮЧ,ИKОMMyHИЗMrИKaTПИИЧГCH»Я]<TeOЛO0ИHOCBO-божделияо.и гумбо^и ]ио;еололиаэкстяемисбскоймемаапаяод-ной организации «Братья-мусульмане», разработанная египет-lниe) делигдогио[ч[ aзмoeлем rГтйиxo[Г( КугСя о «350-096°-к г:».], и дееявллт пзчoТлбIл феноменов являются современными фор-Щ^ЫИe^T^I^И^^eе^(^^MЛK”Л»^.

Соооолхикк лолитмческих религий могут вообще не Иыоьaтpyющимилчдьмивoяaдлциoннeмeмы”ие:анинe лгпвлнпю тплеаппсаннйевоей иoпф”гeии,нзпяУa ендова-юося обрядов. Они исповедуют не религию, а религиозную Плиме«ами тпкиxaeявeп”ивлижaб(Ю] Дудоев, А-Масходоо. М.Удогос- Н.Хтлнлаев... Мы согласны Ит^.н. Mитяoф»новойrKoтoлoчкoнвтaти«агo.«.зПолитическая или политизированная религия представляет собой идеологию, ПОЗОдЛИЮЩ0»» П-дЛОЖИТО -¡ЮЛИНЫМ ял полиолке» 1е. в-. с»0].

Политические религии отрицают не модернизацию, в весослнислулю илоглматлквуюо ягнигиюкяидоижащую оолсолоовитпя.

Пвлaтмкo-pe«IигиoгнвIедeижeлиянe«бoлвиoсaщпщоют тртда-ионлос о0щeeтвы оч гв—н всекуляристских) вторжений, CH0Ч0ЛбПЫTaЮCeЯTB0ЧЧeCKИKHBeрПЛeBИя00»0B ВЯЛИеиозную орадициюта—имобразои, пвaбоI^^^Hтикa^I^^^^н^пнмым моденям социовалопо« тpaнcфoaмoкии.Эбипбижeхо:яяeяoпя-ыo^^ч^н^^^дмюoпI^IMи о^и«^<^^к»^и^^н°^:ии, нссмя-мятся а иoяeннoНбpaнcMoрмaцииoбщeеввa.

MЧщиeчeчтыпoлитииecмимpeлмгий

гч

т-Н

О

гч

го

§

О!

CoвyзмeлныИaaлaлбeпполлвичecкиxчeнигийoбуслав-лнвоевилис«щие им аОщие че-ты:

-лбмивл«”вкиe«eллгиоcвмбодно относятся к догматике И пи«искнв ИТРОЯНЫХ ЛиЛЛ-вИЙ, ИНОСОВ допустят существенные отклонения и заимствования из других религий или светских идеологий. Почти все политические

Почти все политические религии содержат заимствования из социализма, даже те, которые провозглашают принципиальный антикоммунизм.

Политические религии отличаются крайним эклектизмом. Это заставляет оценить их даже не как модернистское, а как постмодернистское явление.

pёмлгижёo«epждттaеждтвпвпниа тпсдциализма, даже те, которые провозглашают принципиальный антикоммун изм;

. полиюическит -лливлси слягут рагсматливять гт°лон-ииоооисхотнойрепигиикакпроо—внкиов(ссли ое но аоиделяют их взглядов), а сторонников других религиЛ гпитaвoпoлноcвoю «с^с^с^мп». Кан л]эави-ло.первошудо- СВ0я0HH—ИИЛбИИTИЧГCЛПЯяeЛИГИЙ, ■»еШИТШИВПГ^ЙОО Л ПOеИПИЮ, наносят по своим гдлнoюepб;aм.Пяигoтм унo”нс кзних-какаятолла ]Иом[е]Тни, обтоящоются со твоими посланипм—немень-еточ^м Н «■^^Н^^-^Ы^1^«^1°[О^^^ОГОИо^^^^-

-полиоически” ясеиглиоепичтются м^йнимэклок-тизoыл.Этззarоpвляет оценить их даже не как мо-pepлнcтгиoз,aиaкптмтмтятпииcooиoгявлeниГ[Xoтя лoллтичeeк ие религии принципиально враждебны лolымoысяиигмy[ втяицaщщeoноид”ю» ипиометарас-гказо.онк и коли несуободны1 от постмодернистско-^оии»^«-ло.

ПeЛИTИИСГKРeяГ«ШГИИ-фeHOMГИ, нaCЛH0CCяaH«HHЫIЙ во всём мире. Он имеет место как в обществах Запада, так И к Лдит-нюло« А-голике. ЮСзии д АМлние.ВяазхканыхоВще-ствах и на различных этапах их развития он принимает при-тпдливы” увюмы. Есоонипеяопемтивы о «пониеической ре-тигмдс кни соцладтлост явиеаилЗ Oднoтxянн«здт.Ыизyчeлп« раннооо Ыспомеилел-сеолвконачалосо.

Библисграфическио с писок

(N

т-Н

О

(N

ГО

§

OI

1. Митрофанова А. В. Религиозный фактор в мировой поли-тикеи л.обкима «к;ивилисаций» // Вел алобалцкации.

^^08. № к.с. юэ-гаа.

2. Ирхин Ю. В. Политология. Изд. 2-е. М., 1996.

3. КигософсоиОЭнцккаооедичесжийКловак. (a^.,I9.J9.

4.НукаллаеоА.А.,Ну]«уллкек Ал. А. Религия и политика. ed.: КМК, 20(00.

5. Религиове.кние. ккциклолед8чоооийслоца°Ь1 Мл Академический Проект, 2006.

O.Vregelen,E. Die o°I0CHchen 0--Нкаапеп18с]агкаепгеШe “АголИсае”).- Mtoctan, V^ilhelm Fink Verlag, 1993.

7. Стиааа В- Лккмышлокиг о «лглитсчасаих^ккгиях» ХХ века // Религия и политика в ХХ веке. М.: ИВИ РАН, 2005.

1№4, май 2012

8. РыклинМ.Коммунизмкакрелигия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. М.: Новое литературное обозришь. ЛЛкЛ 9.

л.12^]сале вВ.И. к^о^л^н:^,зго;ло тыыиклзмскл к рзорыюции. М.: Нсолоа, клСС0.: ]С.6Г.

«к.(Лг^^ Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения ио^]^^^1^взло^^51оокл1^^^^^готК0:ко^а^ие^я^..^ие^к13^0)кл-«^сИ1

г.. Кырлеж«а A.Пoлkoичecаиeкклигии[Электронный ресурс] /О РвлигосиСМЫС.ОЭокквбкяаООЗ.иекЮЫУкгЛ/www.

^ 0I^4^.3^eсlГ(C^O^./И.З^^СГИ,

1И. Холлои/ровЕ. ЫкoигклпecлгдIКгoвpeмeкиlЫквктpoнный pecypc]//Пcо5aя.ru]Be2Го:икчëpо5Ймoдл2нncaци и. Г4лаоа005 к.URL:hetp://pravaya.ru/leftright/472/3362

(16.0d.00ePV

.3. e^ndeoV^e(( P. Political Religion in the Twenty-first 1еп0игу0к0п1—гкае)о-з1 Dido« оndthеFutureof World 0>olШаг.EГ.KзИ.V.Pacl]C.A. Hall. Cambridge: Cambridge Unio^eys^^^^Pee^s.ei^öl^.

Ы.Рф.Ы1 301 Шнтап0 1|з]^£^т^1ст.к^^]^ае1к^1^^^с^г^^(^у)^ /ОТ he National Interest. Spring 2000.

15. еибиБ. Пcвгсaзaцыc[гкииuии/e Internationale Politik. ГГГ/.№ 2.

иа. ..ЬД В. TheChall5n0c клЕБпЭптоо1аИыт. .ol.tical Islam aod eheNcwWorldDКoвder.-Bееагl2n. ите1ег.111он£ Са^ит^Р^вв, ..98.

еО.ИгнатеекоА.Ае Иcл2дапулигииa:CСopнаи статейc М.: Иoeсn5yтpeлиыиииполитики, 2004.

ек. GnrJaыз] W. Tdtalitи2ianism as Political Religion // T//el ilHHimism.Em . КyCarlJ.KeiеааiкK[ NewYo5k( Grosset iаDunlнp, 1964.

O«. LAck, о. J° Deo G5г^ы(^с^c0 .огРоШ^ mnd/oder

der politische Gebrauch der Religion. Ersatzideologie KegгnErсatzreliцion о/ eTotali35aismаs»undl2o[JIгsche RKHIioom». Konеepe5deкD”Л/oeurverкlеiah5]H]Maier iHоsg.l.PолыCюrn, 5tc.:F2Ыуin2»l.d Schoenigh, 1996. Band 2. Mn(кr.H.;Sо05ыfеlaMl(Hвзу.).lГ0С.

n0]Toщоoкo Ж. Т. Теократия: фантом или реальность? - М.: Aoadimia, dOOi.

к... ИлСИ« ы8. А-ЦиРКНоС И ЖИО.- ü ПpaЦ3aлaBИ5]pKO et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России со ооарокы muktich. руысосоЛ ..докуро. и Црркви. СПб.: Изд-воИХГЛ^РГЦ.

1№4, май 2012

22. МитрофановаА.В.Политизация«православного мира». М.: Наука, 2004.

23. ТрубецкойН.НаследиеЧингисхана.М.:Аграф, 2000.

Цй.ФранкхВ.Чебовекм поискахсмысла. М.:Пбогресс, 1С90.

.й. Фромм 0. Бегствоот1вободы.М(К n.orjKeC1 к990.

2Х. Pawrence, I}. D6egK0KrsofGHd: 09в FemKcmentalexKRMeeOt agKmst4hoModKrnA9e.S.0.:K9epMrBn(e]aow,198a.

27. Barber, B. Jihad vs. MeWorld. N.Y.: Ballantine books, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.