Научная статья на тему 'Политические последствия трудовой миграции'

Политические последствия трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1399
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИММИГРАНТ / ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Громцев Олег Владимирович

Рассматриваются вопросы влияния трудовой миграции на национальные политические процессы. Автор акцентирует внимание на том, что в современном глобальном мире глобальный характер принимают и миграционные процессы. Рассматриваются аспекты трудовой миграции, которые нашли своё отражение в международных документах, а также анализируется современная внутренняя политика государства в отношении трудовых мигрантов на примере Германии и Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические последствия трудовой миграции»

УДК 327.7 ББК 66.4

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

О.В. Громцев

Рассматриваются вопросы влияния трудовой миграции на национальные политические процессы. Автор акцентирует внимание на том, что в современном глобальном мире глобальный характер принимают и миграционные процессы. Рассматриваются аспекты трудовой миграции, которые нашли своё отражение в международных документах, а также анализируется современная внутренняя политика государства в отношении трудовых мигрантов на примере Германии и Франции.

Ключевые слова:

глобализация, миграция, трудовая миграция, иммигрант, политика мультикультура-лизма.

Миграционные потоки и миграция в целом приняли такой же глобальный характер, как и процессы и явления торговые, экологические, информационные и некоторые др. Естественно, что системный характер жизни общества обуславливает влияние этих процессов друг на друга, с одной стороны, и процессов, имеющих глобальный характер, на процессы национальные - с другой. Так, например, довольно очевидным кажется влияние глобальных миграционных процессов на национальные политические процессы.

В современном мире общество и государство все больше и больше внимания уделяют проблеме миграции. Об общественном интересе к проблеме говорят такие факты, как, например, появление в сетке эфира некоторых радиостанций особых программ, посвященных данному вопросу [5].

Более или менее разработанной можно назвать и научную методологическую основу изучения миграционных процессов. Главной новостью здесь на рубеже ХХ-XXI вв. явился тот факт, что в глобальном мире и миграция стала глобальной. «Много веков назад, - отмечает современный британский социолог Э. Гидденс, - европейский экспансионизм привел к массовому переселению народов, которое привело к складыванию многих из мультиэтничес-ких обществ в мире. Однако и после этих первоначальных волн глобальной миграции народы земли продолжали взаимодействовать и смешиваться» [3, с. 232].

Не сложно понять, что в современном глобальном мире миграция происходит по разным причинам, с различными целями и разными последствиями. Миграция по природе своей, очевидно, многоцелевая, ее можно подразделить на различные виды. Существует миграция туристов, студентов и ученых, бизнесменов, беженцев, мигрантов, оставляющих родину в поисках лучшей доли и т.п. В настоящей статье предполага-

ется исследовать последний из указанных видов миграции - миграцию трудовую, в свете ее влияния на политические процессы в тех странах, откуда мигранты происходят и куда мигранты прибывают.

Нужно отметить, что несмотря на, казалось бы, очевидную причину того, что в поисках работы мигрант перемещается из стран с низшим уровнем жизни в страны с более высоким уровнем жизни, современные социологи обратили внимание на некоторые тенденции, которые будут, с их точки зрения, обуславливать миграцию в ближайшее время в глобализующемся мире.

Прежде всего, это ускорение: миграция все активнее и все более массово преодолевает границы, чем это было когда-либо раньше.

Во-вторых, многообразие форм - это то, о чем говорилось выше, и то, что нас будет мало интересовать в настоящей статье, посвященной трудовой миграции.

В-третьих, это глобализация. Как уже отмечалось - в глобальном мире и миграция принимает глобальный характер.

В-четвертых, феминизация. В современных миграционных потоках растет число женщин. Вышеприведенные наблюдения были сделаны С. Каслзом и М. Миллером еще в 90-е гг. ХХ в. [7].

В центре нашего внимания окажется трудовая миграция. Необходимо определить, что будет пониматься под трудовой миграцией и трудовыми мигрантами. Вопрос о трудовой миграции достаточно разработан в сфере международного права. Прибегнуть к такому юридически формализованному подходу вполне оправданно. Ведь, поскольку статус трудового мигранта урегулирован международными конвенциями, то в своей национальной внутренней политике государства - члены ООН вынуждены руководствоваться этими международно-правовыми подходами. Более того, сами трудовые мигранты прекрасно пони-

мают, по каким стандартам должны к ним подходить принимающие страны, на какого рода статус они там могут рассчитывать, а также - за что бороться (если речь идет, скажем, о Западной Европе, где трудовой мигрант не так беззащитен, как, например, в России).

Впервые проблема международной трудовой миграции была урегулирована Конвенцией № 97, принятой Международной Конфедерацией Труда (пересмотрена в 1949 г.) [4]. Ст. 11 этой Конвенции определяла, что «"работник-мигрант" означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу» (исключая из этой группы работников пограничных служб, краткосрочно мигрирующих лиц свободных профессий и моряков).

Ст. 3 предписывала, что «каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется принимать в пределах, разрешаемых законодательством страны, соответствующие меры против всякой вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции». Ст. 6 Конвенции обязывала каждое государство, для которого Конвенция находится в силе, «предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане».

Сформулированные и утвержденные в середине ХХ в. правила сохраняют свою актуальность и поныне. Однако, если изначально трудовым мигрантом предлагалось считать лицо, мигрирующее «с намерением получить работу», то сегодня ситуация в корне изменилась. В развитые страны запада из третьего мира волны мигрантов устремляются зачастую с намерением получить отнюдь не работу, а социальные выплаты и льготы. Именно такой характер в значительной степени носит, например, миграция из стран Магриба во Францию, когда, пользуясь правом на воссоединение семей, «родственники» прибывают во Французскую республику, сразу же претендуя на пособия по безработице и пр. социальные выплаты. Схожий характер носила миграция лиц пенсионного возраста из России и бывших республик СССР в Израиль и Германию, если в силу тех или иных причин они рассчитывали получить там пенсию, существенно более высокую, чем на Родине.

18 декабря 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-

мигрантов и членов их семей (резолюция 45/158). В ст. 2 дано определение: «"трудящийся-мигрант" означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является». Важным следствием из такого понимания трудового мигранта стало расцветшее ныне буйным цветом явление, которое можно было бы назвать псевдотрудовой миграцией. «Будет заниматься» или «занималось» - эти формулировки породили настоящие социальные потоки лиц, которые на самом деле не собираются заниматься трудовой деятельностью в стране, куда стремятся, но отговариваются тем, что будут это делать, или работают очень недолго, после окончательно превращаясь в профессионального безработного на шее у принявшей такое лицо страны. Заметим, что такие варианты возможны только в развитых странах мира. Социальное законодательство менее экономически развитых стран, также принимающих у себя трудовых мигрантов (например - России), не дает такой возможности.

Ст. 1 цитируемой Конвенции, подтверждая незаконность дискриминации трудовых мигрантов по любому признаку, впервые говорит о «членах их семей». Сегодня воссоединение семей мигрантов во Франции или Германии, например, превратилось в настоящее стихийное бедствие, когда единственный работающий (в лучшем случае) мигрант ввозит в страну пребывания «членов семьи», которые тяжким бременем ложатся на социальную систему принявшего это семейство государства.

Еще три части Конвенции посвящены различным правам трудовых мигрантов «и членов их семей» превращая тем самым статус трудового мигранта из статуса изгоя в поисках лучшей доли в статус довольно завидный, если социальная система принявшей страны достаточно развита.

Конечно, процессы, происходящие в обществе, не детерминируются только лишь положениями самых авторитетных международных договоров. Однако статус трудового мигранта в развитых странах, как мы видели, притягателен уже сам по себе: мигрант может рассчитывать на определенную защиту. Кроме того, учитывая, что трудовые мигранты направляются в основном в страны «золотого миллиарда», в которых нормы международного права соблюдаются, этот статус становится весьма привлекателен сам по себе.

Трудовой мигрант в самых разных регионах мира обычно демонстрировал го-

товность выполнять работу за меньшие деньги, чем местное население. Советская историческая энциклопедия свидетельствовала: «в конце 19 в. была фактически запрещена иммиграция в страну (Австралию - авт.) представителей "неевропейских рас". С тех пор расистская политика запрещения "цветной" иммиграции (т.н. политика "белой Австралии") неуклонно проводится всеми австралийскими правительствами. В числе главных инициаторов этой политики были представители австралийской рабочей аристократии, утверждавшие, что "цветная" иммиграция приведет к снижению заработной платы австралийских рабочих» [1, с. 81]. И во многих странах Запада, и в некоторых регионах России трудовые мигранты предлагают свой труд за меньшие деньги, чем граждане этих стран. Вопрос о качестве этого труда носит уже вторичный характер.

С миграцией связана еще одна проблема. Приезжая в ту или иную страну в поисках работы, мигрант приносит с собой и свои национальные обычаи: образ жизни, язык, бытовые особенности, религию, праздники и т.п. Все это он не просто пытается сохранить на чужбине, но часто даже более ревностно соблюдать. Это явление породило на западе политику так называемой муль-тикультурности: вы даете нам ваши рабочие руки, мы даем вам возможность сохранения своей национальной самобытности.

В октябре 2010 г. канцлер Германии Ангела Меркель прямо заявила о провале политики мультикультурализма в связи с трудовой миграцией: во время Конференции молодежной организации Хрис-тианско-демократической партии в Потсдаме Меркель высказалась в том смысле, что мигранты, приезжающие на работу в Германию, должны говорить по-немецки, поскольку только в этом случае они могут стать полноценными участниками рынка труда. Обратим внимание на то, что А. Мер-кель хотела бы видеть мигранта «сразу» говорящего по-немецки, без какого-либо обучения после прибытия в Германию. «В начале 1960-х, - сказала Меркель, - наша страна пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут. Некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: "Они у нас не останутся, когда-нибудь они уедут", но так не произошло. И, конечно же, наш подход состоял в муль-тикультурализме, в том что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился» [2].

Процесс предоставления гражданства мигрантам или их рожденным на территории Германии детям) в ФРГ отнюдь не прост.

Не приходится говорить, что трудовая миграция может иметь некие прямые политические последствия в виде, скажем, участия трудовых мигрантов в выборах. Но в определенных острых политических ситуациях мигранты ведут себя весьма активно.

Официальные электронные ресурсы немецкой столицы нарочито замалчивают сведения о национальном составе ее жителей [6]. А между тем мигранты составляют весьма серьезную долю берлинцев. Давно уже не секрет, что Берлин имеет самую большую по численности турецкую общину в Европе, немало в немецкой столице и курдов. Насколько активно ведут себя эти мигранты в Берлине, можно судить по курдским демонстрациям в Берлине 1999 г. после поимки турецкими спецслужбами лидера Курдской рабочей партии Абдуллы Оджалана.

Иную ситуацию мы можем наблюдать во Франции. Поскольку в апреле-мае 2012 г. там прошли президентские выборы, мигранты оказались там фактором, вполне актуальным именно в ходе политической борьбы. Два ведущих кандидата на пост президента Франции заняли по вопросу миграции почти противоположные позиции. Если действовавший президент Н. Саркози выступил с антиэмигрантской риторикой, обещал ужесточить нормы Шенгена или даже вовсе выйти из европейского визового соглашения, ужесточить требования к воссоединению семей (этим механизмом пользуются очень многие мигранты из бывших французских колоний), то социалист Ф. Олланд занял совершенно иную позицию. Не ставя под сомнение уже сложившиеся черты миграционной политики во Франции, Олланд поставил вопрос (и несколько раз настойчиво сделал на нем акцент в ходе теледебатов), что представителям мигрантов надо дать право голоса на местных выборах. Только таким образом их можно, по Ол-ланду, инкорпорировать во французское общество. заметим, что муниципалитеты в Европе полностью отделены от власти государственной. Целью их работы является именно самоуправление, решение актуальных вопросов жизни общин. Сар-кози публично припугнул избирателя, что такое решение чревато появлением во Франции мусульманских общин, но победы на выборах ему это не принесло. зато за Олланда очевидно голосовало большое количество трудовых мигрантов, уже ставших гражданами Франции.

здесь мы подходим к еще одной проблеме - «как бы» трудовой миграции. Дело

в том, что и в Германию, и во Францию (а эти страны мы использовали здесь в качестве примера) многие мигранты едут отнюдь не в надежде получить работу, а в надежде получить социальные пособия, сразу став безработными. Именно волнения таких мигрантов сотрясали Париж пять лет назад во время первой успешной президентской компании Саркози. Правда, такая псевдотрудовая миграция невозможна там, где система социальных гарантий недостаточно развита. Например, в России.

Но недавние политические события в нашей стране дают еще один очень интересный пример политического значения трудовой миграции. Так, когда в 2011 г. тад-жикистанский суд вынес суровый приговор в отношении российского пилота, совершившего посадку в Таджикистане, в России стали раздаваться призывы к «адекватному ответу» в виде депортации из России всех нелегальных таджикских трудовых мигрантов. Их численность не поддается более или менее точному подсчету, но составляет заметную долю населения самого Таджикистана. Тогда же ряд экспертов предупреждал, что в случае проведения такой операции правительство Э. Рахмо-на не просуществует долго, ибо не сможет обеспечить работой депортированных из России. Таким образом, трудовые мигранты становятся фактором политики не только в принимающих, но и в своих родных странах.

Можно сделать некоторые выводы. Во-первых, в глобализующемся мире глобальный характер приняла и трудовая миграция. Причем сформировались весьма устойчивые связи, направления, по которым, преодолевая границы, текут миграционные потоки. Эти связи, как правило, обусловлены историческими факторами. Так, связь бывшей метрополии и колоний (это особенно хорошо видно на примере Великобритании и Франции), другие истори-

Список литературы:

[1] Австралийский союз. // Советская историческая энциклопедия. Т.1.— М.: Советская энциклопедия, 1961. - 586 с.

[2] Меркель заявила о провале мультикультурализма // Война и мир. - 17.10.2010. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/51988/ (20.05.2012)

[3] Гидденс Э. Социология. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

[4] Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году2010. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=93 (10.05.2012)

[5] Поехали. Передача радиостанции «Эхо Москвы» // Эхо Москвы. Официальный сайт радиостан-ции2010. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http: //www.echo.msk.ru/programs/poehali/ (30.04.2012)

[6] Berlin.de / Официальный сайт города Берлина2010. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. berlin.de/ (15.05.2012)

[7] Castles S., Miller M. The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World. - London: Macmillan, 1993. - Р. 386.

ческие обстоятельства (Германия), нахождение некогда в составе одного государства (Россия и республики бывшего СССР). Причина формирования таких миграционных путей довольно очевидна: от ментальных представлений трудовых мигрантов о региональном цивилизационном центре и до проблем языкового барьера (мигранты говорят на языке страны пребывания плохо, иногда вообще не говорят, но в этом случае им на помощь приходят представители диаспоры).

Во-вторых, последние десятилетия ХХ и особенно начало ХХ1 в. породили новое явление - псевдотрудовую миграцию. Под этим термином можно понимать явление, когда мигрант прибывает в ту или иную страну без реального намерения получить работу, а надеясь сразу получить статус безработного и полагающиеся при этом статусе социальные выплаты и льготы.

В-третьих, мигранты стали фактором внутренней политики. Этот вопрос обыг-рывается, например, европейскими политиками во время выборов. Неоднозначно воспринимается он и в России, приводя к созданию движений вроде ДПНИ (Движение против нелигальных иммигрантов). Необходимо и правительствам родных для мигрантов стран учитывать, сколько их сограждан находится вне их территории на заработках и чем может грозить стране прекращение этой работы.

Все последние крупные политические события - заявление А. Меркель о крахе политики мультикультурализма, дискуссии Саркози и Олланда во время президентских выборов, угроза депортации таджикских мигрантов из России, показывают, что перемещение масс трудоспособного населения в поисках заработка выходит за рамки самого понятия «трудовая миграция» и становится мощнейшим фактором политической жизни как в принимающих странах, так и в странах - донорах рабочей силы.

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.