Экономика
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Н. Н. ЦЕЛИЩЕВ, доктор философских наук, профессор кафедры, 620075 г Екатеринбург> заслуженный работник высшей ШКОЛЫ РФ, уЛ. к. Либкнехта, Д. 42; Уральская государственная сельскохозяйственная академия тел.: 8 (343) 371-33-63
Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором Уральской государственной сельскохозяйственной академии
Быстро развивающаяся мировая экономика и связанная с этим нехватка рабочих рук вызывают массовые перемещения мигрантов. Миграция становится неотъемлемым элементом мира в условиях его глобализации.
США и ЕС планируют привлечь примерно по 1 млн иммигрантов в год вплоть до середины XXI в. Во Франции первые поселенцы из стран Магриба, то есть французских колоний Алжира, Туниса, Марокко появились в конце XIX в. Ныне во Францию ежегодно въезжают около 200 тыс. В период проведения политики «открытых дверей» цифры были больше в несколько раз. В результате только по официальным данным 8 % населения Франции — мигранты. Хотя после бунтов мигрантов в Париже французское правительство приняло меры по ограничению миграции. По свидетельству директора Института демографических исследований И. Белобородова, конфликт цивилизаций, при условии неограниченной миграции, неминуем. Критическая масса мигрантов, по подсчетам демографов, 10-12 % от общего количества населения в данном регионе [1].
Западная Европа и США проявляют серьезную озабоченность в связи с беспрецедентными масштабами международной миграции. По данным ООН, перед мировым финансово-экономическим кризисом в мире насчитывалось около 175 млн классических мигрантов, 120-180 млн трудящихся мигрантов и членов их семей, 10 млн сезонных и приграничных рабочих, 35 млн беженцев и более 600 млн эпизодических мигрантов, включая экономических туристов. Таким образом, общая численность международных мигрантов достигала 1 млрд человек, при этом надо учитывать рост населения стран — миграционных доноров. В начале XX в. численность их жителей составляла 1 млрд человек, сейчас более 5 млрд, а через 50 лет может составить 7-8 млрд человек. Все это требует от мирового сообщества и каждого государства-реципиента взвешенного, эффективного регулирования миграционных процессов.
Так, по мнению И. Белобородова, к 2050 г. в Соединенных Штатах Америки цветное население будет преобладать. По результатам последней переписи населения в 2011 г. более половины младенцев родилось в семьях с афроамериканскими, азиатскими или латиноамериканскими корнями. По количеству мигрантов США ныне занимает первое место в мире — 42,8 млн человек.
Вместе с тем необходимо учитывать осложнение обстановки, вызванное значительным ростом нелегальной миграции. Нелегальная миграция представляет угрозу не только сама по себе. Она тесно связана с такими формами международной преступности, как терроризм, торговля людьми, оружием, наркотиками.
В последнее время в Западной Европе — Англии, Франции, Германии, Бельгии и ряде других стран
возрастает протест против неконтролируемой миграции. Так, Тило Сараццин, автор нашумевшей книги «Германия самоликвидируется, или как мы ставим будущее страны на карту» отмечает, что Германии грозит интеллектуальный, экономический и культурный упадок. По его мнению, выходцы из мусульманских стран превысят число коренного населения страны. В частности, он приводит такие цифры: в 1970 г. в ФРГ было 3 мечети, сегодня их более 3000.
Книга Сараццина вызвала такое сильное недовольство населения засильем мусульман, что не могла остаться нейтральной и Канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая заявила: «Мы чувствуем ответственность перед христианским образом человечества — именно это нас определяет. А те, кто не может этого принять, прибыли не по адресу» [2].
Вслед за Ангелой Меркель объявили о крушении политики толерантности и мультикультурализма в отношении иммигрантов руководители Англии, Франции и других западноевропейских государств.
В создавшихся условиях прогрессивная общественность Западной Европы выступает за цивилизованные методы решения проблемы, стараясь приобщить мигрантов, прежде всего через их детей, к основной культуре принимающего сообщества. В этом отношении многое будет зависеть от политиков, от сформированного в стране правового режима и психологического климата.
Права иммигрантов являются неотъемлемой составной частью прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в ряде международных правовых актов, в том числе в Уставе Организации Объединенных Наций (1945 г.), Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), Конвенции МОТ о работ-никах-мигрантах (1949 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международной Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.), Европейской социальной хартии (1996 г.).
Так, Европейская социальная хартия, ратифицированная Российской Федерацией 3 июня 2009 г., в ст. 19 части I провозглашает: «Трудящие ся-ми-гранты, являющиеся гражданами одной из Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Стороны». Это принципиальное положение конкретизируется в части II, ст. 19, согласно которой государства — участники Европейской социальной хартии обязуются:
1. «содействовать созданию или поддержанию деятельности служб, призванных оказывать достаточную и бесплатную помощь таким трудящимся и, в частности, предоставлять в их распоряжение точную информацию и предпринимать все необходимые меры, насколько это соответствует национальному законодательству, против вводящей в заблуждение пропаганды, касающейся эмиграции и иммиграции;
Экономика Цф/
2. принимать в рамках своей юрисдикции соответствующие меры для облегчения выезда, проезда и приема таких трудящихся и их семей и обеспечивать им во время проезда в рамках своей юрисдикции оказание необходимых санитарных и медицинских услуг, а также хорошие гигиенические условия;
3. содействовать, когда это представляется целесообразным, сотрудничеству между государственными и частными социальными службами стран эмиграции и иммиграции;
4. гарантировать законно находящимся на их территории трудящимся-мигрантам в той мере, в какой эти вопросы регулируются законами или правилами или входят в компетенцию административных властей, режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в следующих областях:
а) оплата и иные условия найма и труда;
б) членство в профессиональных союзах и пользование преимуществами по коллективным договорам;
в) жилье;
1. обеспечить законно находящимся на их территории трудящимся-мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в отношении налогов, сборов и отчислений, взимаемых с лиц, работающих по найму;
2. содействовать в максимально возможной степени воссоединению семей трудящихся-мигрантов, которым разрешено поселиться на их территории;
3. обеспечить законно находящимся на их территории трудящимся-мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в отношении доступа к судебным инстанциям по вопросам, упомянутым в настоящей статье;
4. гарантировать законно находящимся на их территории трудящимся-мигрантам, чтобы они не подвергались высылке, кроме случаев, когда они создают угрозу национальной безопасности или наносят ущерб общественному порядку или нравственности;
5. разрешить трудящимся-мигрантам в пределах, разрешенных законом, переводить любую часть их заработка и сбережений, какую они пожелают;
6. распространить защиту и помощь, предусмотренные в настоящей статье, на трудящихся-мигран-тов, работающих не по найму, в том объеме, в каком эти меры применимы к данной категории трудящихся;
7. поощрять обучение и оказывать содействие в обучении трудящихся-мигрантов и членов их семей национальному языку принимающего государства или, если таких языков несколько, — одному из них;
8. поощрять, насколько это практически возможно, обучение и оказывать содействие в обучении детей трудящихся-мигрантов родному языку их родителей» [3].
Россия за свою многовековую историю накопила огромный опыт взаимодействия и сотрудничества национальных культур и языков при объединительной роли русской культуры и русского языка как языка межнационального общения.
На протяжении всей тысячелетней истории российского государства его жители непрерывно мигрировали по бескрайним просторам от Балтики до Тихого океана. Вслед за вооруженными отрядами,
торговыми караванами и экспедициями отчаянных первопроходцев, из исторического ядра России на север и восток страны шли переселенцы, трудом, а иногда и ценой жизни которых осваивались и обживались новые земли и территории. Так в свое время были освоены Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Значительное переселение крестьянских масс произошло в связи с проведением земельной реформы П. А. Столыпина (указ 9 ноября 1906 г.). Правительство направляло переселенцев в те регионы страны, которые остро нуждались в заселении — Сибирь и Северный Кавказ. Крестьянам выделялись льготные кредиты, финансировался их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавались в их собственность государственный, удельные и кабинетные земли.
В результате этой политики в 1906-1914 гг.
3 772 151 человек переселились за Урал. Из них около 70 % закрепились в Сибири.
Вынужденная внутренняя миграция в России усилилась после революции в годы коллективизации, индустриализации и в годы Второй мировой войны. Перед войной и во время войны возросли масштабы такой разновидности вынужденной миграции как принудительная депортация различных народов.
С 1936 по 1952 г. более 3 млн человек — представителей немцев Поволжья, турок-месхетинцев, калмыков, чеченцев и других народов Северного Кавказа были переселены в Казахстан, Сибирь и Среднюю Азию.
Вместе с тем изменилась направленность миграционных потоков. После распада СССР увеличился вес так называемой внешней миграции, то есть население стран ближнего зарубежья стало в возрастающих масштабах перемещаться на территорию России. В настоящее время Россия по числу внешних мигрантов занимает второе место после США (12,3 млн).
Гастарбайтеры обеспечивают выживание своих семей в тех странах, которые они покинули, регулярно высылая им часть своих заработков. В России за
4 года с 2006 по 2009 г. сумма этих переводов увеличилась с 11,4 млрд до 18,6 млрд долларов. Для некоторых постсоветских государств это очень существенная помощь. Например, в Таджикистане в 2009 г. денежные переводы гастарбайтеров составили 35 % ВВП [4].
Основные факторы иммиграционной привлекательности Российской Федерации следующие:
— устойчивый экономический рост РФ, большая емкость рынка труда иностранной рабочей силы в ряде отраслей российской экономики из-за естественной убыли собственного трудоспособного населения, значительная интегрированность экономик, инфраструктур и транспортных коммуникаций Российской Федерации и бывших республик СССР;
— высокий рейтинг российского образования за рубежом, прежде всего в странах, входивших ранее в состав бывшего СССР, а также получавших от него помощь в подготовке специалистов;
— исторически сложившаяся социокультурная близость населения Российской Федерации и бывших советских республик, отсутствие серьезных проблем у выходцев из этих стран в адаптации к российской языковой и социальной среде, многонаци-ональность и многоконфессиональность населения Российской Федерации;
Экономика ^ЫтГ/
— «прозрачность» российских государственных границ, возникших после распада СССР, относительно благоприятная визовая политика Российской Федерации, действующий безвизовый и упрощенный порядок въезда на ее территорию для граждан и лиц без гражданства из большинства государств-участ-ников СНГ и некоторых других зарубежных стран;
— сложность социально-политической обстановки и экономические проблемы (высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда и т. д.) в ряде стран, ранее входивших в состав бывшего СССР [5].
В Российской Федерации создана солидная нормативная база по взаимодействию со своими соотечественниками. Уже в 1994 г. были определены основные направления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, обозначены не только конкретные мероприятия, но и механизм их реализации, назначены министерства и ведомства, ответственные за их исполнение. Но, к сожалению, программа реализовалась лишь частично; только один из ее разделов, в социально-культурной сфере, осуществился на деле. В 1996 г. разработана новая программа по поддержке соотечественников за рубежом.
В 2002 г. утвержден закон «О гражданстве РФ». В ноябре 2003 г. к нему были приняты поправки, которые в принципе, разрешили большинство вопросов, связанных с бывшими гражданами Советского Союза.
В сентябре 2008 г. Госдума приняла новые поправки в закон «О гражданстве РФ». Раньше, чтобы переселиться в Россию и получить российский паспорт, иммигрантам необходимо было выполнить пять условий:
1. иметь необходимую квалификацию;
2. не иметь проблем с законом на прежней территории обитания;
3. непрерывно прожить в России не менее 5 лет;
4. иметь законный источник средств к существованию в России;
5. сдать тесты на знание русского языка.
Госдума последние три поправки упразднила. При
этом льготный порядок предоставления российского гражданства распространяется на всех членов семьи.
Вместе с тем, как показало обсуждение доклада Главы Федеральной миграционной службы К. О. Ро-модановского в Государственной Думе РФ в марте 2012 г., в миграционной политике много серьезных недостатков.
В России по сведениям ФМС на начало 2012 г. находилось 9,5 млн иностранцев, из них 1,3 млн работали законно, 3,7 млн — условно приехали в гости, а остальные 4,5 млн — растворились на просторах России. При этом из 4,5 млн человек около 3,2 млн находятся в России более трех месяцев и для обеспечения своего проживания могут нелегально работать, не платя налоги. Те же 1,3 млн иностранцев, которые
приобрели патенты на работу у частных лиц, принесли государству ощутимую пользу, заплатив государству 4,5 млрд налогов. Вместе с тем с ростом нелегальной миграции связаны усиление преступности, терроризм, торговля людьми, оружием, наркотиками.
Россия выступает за цивилизованную интеграцию и социализацию мигрантов. В статье В. В. Путина «Россия: национальный вопрос», напечатанной в «Независимой газете» 23.01.2012 г. изложена программа совершенствования миграционной политики Российской Федерации. Мигрантам необходимо знать русский язык и литературу, основы российского государства и права, историю России. Для мигрантов будут разработаны образовательные программы, за счет предпринимателей должно предоставляться дополнительное профессиональное образование [6].
В условиях глобализации увеличение миграционных потоков — неизбежный процесс в мире, в том числе в России. И надо адаптировать нашу правовую систему к этой тенденции. В то же время, отмеченное положение не нужно абсолютизировать. Требуется активнее заниматься внутренними проблемами, тогда и зависимость от миграционных потоков станет меньше. Необходимо изменить демографическую ситуацию, сделать все для увеличения рождаемости и снижения смертности населения.
Для успешного решения проблемы миграции на всех уровнях власти и управления следует проводить постоянную работу с мигрантами:
— на федеральном уровне: выработать единую концепцию миграционной политики, ускорить принятие миграционной программы, выполнить обязательства перед вынужденными переселенцами-рос-сиянами, стоящими на учете в миграционной службе;
— на региональном и муниципальном уровнях: систематически публиковать материалы по вопросам миграции в местной печати, разъяснять населению необходимость привлечения труда мигрантов, освещать деятельность органов власти и управления по решению проблем в сфере миграции;
— в средствах массовой информации разъяснять права и обязанности мигрантов, распространять печатную продукцию с указанием телефонов служб, могущих оказать мигрантам помощь в экстренных ситуациях;
— содействовать трудовым мигрантам в трудоустройстве, создавать для них банк вакансий, организовать бесплатные юридические консультации для трудовых мигрантов в миграционном центре;
— оказывать содействие в адаптации мигрантов, создавать центры социальной адаптации;
— организовывать выездные консультационные приемы представительств зарубежных стран;
— поддерживать тесный контакт представителей власти с лидерами национально-культурных организаций и диаспор.
Литература
1. Московский комсомолец. 3-10 сентября 2008 г. С. 11.
2. Комсомольская правда. 30 октября 2010 г.
3. Пересмотренная Европейская социальная хартия. Страсбург. 3 мая 1996 г. Ч. II. С. 19. С. 30-33.
4. Комсомольская правда. 10 ноября 2010 г.
5. Вопросы национальных и федеративных отношений : сб. науч. ст. М., 2007. С. 118-121.
6. Путин В. В. Россия : национальный вопрос // Независимая газета. 23.01.2012.