о государственной политике в отношении трудящихся-мигрантов в современной россии*
КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ КОРСАКОВ
Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела права Института философии и права УрО РАН, e-mail: [email protected]
Исследуются актуальные проблемы, связанные с трудовой миграцией в современной России, рассматриваются способы и пути уменьшения масштабов нелегальной миграции, противоречия и недостатки российского миграционного законодательства и сложившейся правоприменительной практики. Предлагаются новые средства и формы стимулирования легальной трудовой миграции и меры, направленные на повышение миграционной привлекательности Российского государства.
The author examines the relevant issues related to labor migration in modern Russia, considers the ways and means of reducing illegal migration, conflicts and deficiencies of Russian migratory legislation and the current enforcement practices and proposes new means and forms of promoting legal labour migration and measures aimed at increasing the migration attractiveness of the Russian state.
Ключевые слова: трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, незаконная миграция, социализация и интеграция мигрантов, миграционная политика
Key words: labor migrants, labor migration, illegal migration, socialization and integration of migrants, migration policy
В эпоху глобализации, урбанизации и высокой мобильности населения планеты многие развитые государства испытывают острые трудности, связанные с увеличивающимися потоками трудовой миграции. Российская Федерация не исключение.
В условиях социально-экономической и международно-политической нестабильности трудовая миграция способна проявлять себя двояко. С одной стороны, она, например, способствует привлечению недорогой рабочей силы, пополнению государственного бюджета (доход, поступивший в казну от трудящихся-мигрантов в 2015 г., составил 31 млрд руб., а в 2016 г. -45 млрд руб.1) и восполнению трудовых ресурсов. С другой стороны, она становится угрозой для национальной безопасности и правопорядка (по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, только в 2016 г. ино-
* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 17-03-50021 «Научное изучение проблем социальной адаптации, интеграции и аккультурации трудящихся-мигрантов в Российской Федерации».
странные граждане и лица без гражданства, около 80 % которых - трудящиеся-мигранты, совершили в России порядка 44 тыс. преступлений2). Наибольшая угроза исходит от той немалой части трудовой миграции, которую называют нелегальной.
Под нелегальной миграцией в российской юридической литературе принято понимать перемещение граждан одного государства на территорию другого государства для занятия трудовой деятельностью незаконно - в нарушение законодательства либо не в соответствии с ним3. Нелегальная миграция опасна не только сама по себе - она тесно связана с нечестной рыночной конкуренцией, нарушением конвенционных трудовых прав и свобод, производством и сбытом товаров и продукции и выполнением работ и оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности, гомотрафиком (торговлей людьми), наркоторговлей, контрабандой, проституцией, терроризмом и экстремизмом4, незаконным оборотом оружия и боеприпасов, эксплуатацией людей и рабовладением5. Не случайно в последние десятилетия значительно расширившаяся
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
сфера нелегальной миграции часто становится областью повышенного внимания организованной преступности6, религиозных экстремистов, эмиссаров, агентов и вербовщиков террористических сообществ, различных банд и политических сепаратистов.
Гармонизация общественных отношений в сфере трудовой миграции достигается двумя путями - сокращением нелегальной миграции и поддержкой легальной миграции. Причем остро необходимое пополнение численности трудоспособного населения России посредством трудящихся-мигрантов напрямую зависит от миграционного климата и миграционной привлекательности Российского государства, от формирования благоприятных условий для социальной адаптации мигрантов, от действующих режимов и процедур получения документов, дающих право на труд, вида на жительство и гражданства7.
На постоянное жительство и получение гражданства России (в 2016 г. такое гражданство получили более 265 тыс. иностранцев и апатридов8) ориентирована большая часть трудящихся-мигрантов, причем это преимущественно адаптированные к жизни в нашей стране иностранцы. Полагаем, что именно они - трудолюбивые, грамотные, знающие русский язык, квалифицированные, достаточно образованные и уже интегрированные в российскую социальную, культурную и бытовую среду - должны рассматриваться как источник пополнения постоянного населения и восполнения демографического потенциала государства.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» «направлен на упрощение порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, выпускниками российских образовательных организаций профессионального образования...». Положительно следует оценить внесенные в 2014 г. в названный Федеральный закон поправки, которые позволяют носителям русского языка получить российское гражданство в упрощенном порядке и которыми воспользовались тысячи людей, бежавших вместе со своими семьями в Россию из зоны вооруженного конфликта на востоке Украины.
Государственная (политическая) воля в настоящий момент должна быть направлена на проведение полномасштабной и непрерывной легализации незаконно въехавших и уже работающих в России мигрантов, тщательный контроль за их пребыванием в нашей стране. По-
лагаем, что в этих целях на федеральном уровне (после упразднения не оправдывавшей себя Федеральной миграционной службы и создания специализированного подразделения в структуре МВД РФ) могла бы быть учреждена миграционная инспекция - специальная оперативная государственная служба, которая бы проверяла законность проживания иностранных трудящихся в российских населенных пунктах и осуществляла надзор за привлечением и использованием рабочей силы из-за границы отечественными предприятиями, организациями и учреждениями. Во многих странах, сталкивающихся с проблемами незаконной трудовой миграции, подобные службы уже существуют.
Следует признать, что определенные политические шаги для легализации незаконно работающих в России мигрантов сделаны: в частности, отечественное миграционное законодательство становится все более гибким и отвечающим современным демократическим стандартам. Так, утвержденная Президентом РФ 13 июня 2012 г. Концепция государственной миграционной политики до 2025 года предусматривает введение балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство и введение упрощенного порядка получения гражданства России лицами, имеющими вид на жительство и являющимися коммерсантами, инвесторами, квалифицированными специалистами, а равно членами их семей. Балльная система на основании ряда индивидуальных характеристик (профессия, род деятельности, образование, уровень квалификации и др.) дифференцирует всех трудящихся-мигрантов, упорядочивает миграционные потоки, позволяет предоставлять благоприятные условия наиболее востребованным специалистам, причем вне узких рамок религиозных, национальных, расовых, гендерных и прочих субъективных установок.
Другим эффективным юридическим средством в деле противостояния нелегальной миграции являются двусторонние соглашения между главами государств о привлечении временной (сезонной) рабочей силы. Например, 5 апреля 2017 г. Президент Российской Федерации и Президент Республики Узбекистан подписали соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Узбекистана для временной трудовой деятельности в РФ. Данное соглашение включает в себя немаловажный пункт, на основании которого трудящиеся-мигранты из Узбекистана будут проверяться на знание русского языка и на состояние здоровья еще до их прибытия в Россию. Это позволит заранее выявить лиц, пребывание которых на территории РФ опасно, недопустимо либо не-
желательно. Добавим, что, по нашему мнению, языковой экзамен для мигрантов, желающих законно трудиться в Российской Федерации, следует дополнить их проверкой на знание основ российского права (уголовного, конституционного и трудового).
Еще одно средство снижения уровня незаконной миграции - внедренная в практику система выдачи патентов. Благодаря ей можно не только уточнить статус мигранта и проверить его здоровье (в России есть утвержденный перечень болезней, при наличии которых иностранному гражданину будет отказано в трудовой деятельности), но и дактилоскопировать всех мигрантов, которые обращаются за получением патента.
На наш взгляд, эффективным средством снижения уровня нелегальной трудовой миграции является так называемая трудовая (или миграционная, гражданская) амнистия. Она способна в масштабах всей страны вывести из пределов правового поля большое количество нелегальных работников и работодателей, предоставить им юридический статус и полноценную социальную и правовую защиту, придать их заработкам официальный характер и включить их в число объектов налогообложения.
Эта мера должна касаться не только трудовых и гражданских, но и административных правоотношений. Нужно улучшить положение мигрантов, которые совершают на российской территории малозначительные правонарушения, так как незначительные деликты (например, просрочка на одни сутки постановки на учет) часто влекут неоправданно жесткие санкции: депортацию нарушителя на родину, ограничение или закрытие въезда в Российскую Федерацию. К тому же данные санкции финансово обременительны для российского государства, ибо мигранты-правонарушители довольно долго содержатся в спецприемниках за государственный счет, пока не будут изысканы денежные средства, необходимые для их выдворения на родину.
Часто многие легально работающие в России мигранты, допустившие однократное и несущественное нарушение законодательства, начинают скрываться от органов власти, не выезжая при этом с территории нашей страны, уходят в подполье и тем самым становятся классическими мигрантами-нелегалами.
Амнистия, о которой идет речь, объявлена в отношении мигрантов из Республики Таджикистан, которые находятся и работают в России незаконно либо совершили малозначительные правонарушения. Ранее подобной же амнистии подлежали все нелегальные трудящиеся-
мигранты из Республики Молдова. Этим лицам предоставлена уникальная возможность оформить все разрешительные документы по закону, получив помощь и бесплатные консультации органов управления, добровольно легализовать свой статус в России без привлечения к юридической ответственности за нарушение правил пребывания в Российской Федерации.
Кроме того, помощь трудящимся-мигрантам могут оказывать специальные общественные приемные по социально-правовой и психолого-консультативной поддержке, а также центры содействия иммиграции в Российскую Федерацию, создание и ресурсное обеспечение которых предусмотрено в Концепции государственной миграционной политики до 2025 года. На базе подобных учреждений следовало бы организовать курсы изучения русского языка, основ права, истории и культуры России, причем не только в целях успешного прохождения рабочими-мигрантами соответствующих экзаменов, но и для их лучшей социальной адаптации и аккультурации.
Эффективным средством снижения уровня нелегальной трудовой миграции является трудовая (или миграционная, гражданская) амнистия
Снижению уровня незаконной миграции препятствует коррупция. Например, более 70 % медицинских справок, требующихся рабочим-мигрантам по российскому законодательству, приобретаются за деньги без прохождения мигрантами какого-либо медицинского обсле-дования9. Такими же уголовно наказуемыми способами и с помощью использования разнообразных коррупционных схем «добываются» иные разрешительные документы, патенты, регистрация, постановка на учет, гражданство. Расследование террористического акта, произошедшего в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 г., в очередной раз подтвердило наличие этой серьезной проблемы: у лиц, задержанных сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ и Следственного комитета РФ, были обнаружены подложные документы, дающие право проживать в России, и даже фиктивно полученное российское гражданство.
Именно по таким документам, предоставляемым мигрантам слаженно действующими коррупционными сетями, в нашу страну приезжают особо опасные преступники, находящиеся в розыске, члены запрещенных судами тоталитарных сект и международных террористиче-
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ских группировок, занимающиеся на территории РФ негласной экстремистской пропагандой и агитацией и вербующие новых адептов. Поэтому изжитие коррупции и должностной преступности в миграционной сфере является необходимым условием формирования здорового миграционного климата и обеспечения государственной и общественной безопасности.
1 URL: http://mirpal.org/stat.html.
2 URL: http://crimestat.ru/offenses_map.
3 Ибрагимова Р. А. Нелегальная миграция в Российской Федерации // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием (15 апреля 2016 г.): в 2 ч. Казань, 2016. Ч. 2. С. 276.
4 По неоднократным заявлениям в СМИ руководителей Национального антитеррористического ко-
митета РФ, костяк террористических группировок в России составляют лица, прибывающие в страну в недостаточно контролируемых и просеиваемых потоках трудящихся-мигрантов.
5 Козаченко И. Я., Корсаков К. В. Криминология: учеб. для вузов. М., 2011. С. 99.
6 Корсаков К. В. Адекватность и соразмерность превенции - залог эффективности борьбы с современной организованной преступностью // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 1. С. 19-20.
7 Алибекова З. Р. Согласование интересов страны-реципиента и трудящихся-мигрантов // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 2009. № 3. С. 66.
8 URL: https://мвд.рф/deljatelnost/statistics/migra-cionnaya.
9 Громова О. О. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств-участников СНГ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 71.