Научная статья на тему 'Политические партии как субъекты избирательных конфликтов (на примере парламентских выборов в государствах финно-угорского сообщества 2010–2011 гг. )'

Политические партии как субъекты избирательных конфликтов (на примере парламентских выборов в государствах финно-угорского сообщества 2010–2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
218
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / СЛОЖНОСОСТАВНОЙ КОНФЛИКТ / «ТЕОРИЯ ОТВЕРДЕНИЯ» / ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУ ВЕРЕНИТЕТ / ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ / COMPOUND CONflICT / INTEGRATION. STATE SOVEREIGNTY / POLITICAL CONFLICT / THEORY OF HARDENING / RULING PARTY / EUROSKEPTICISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суслов Евгений Валерианович

В предлагаемой статье на примере парламентских выборов в Венгрии, Финляндии и Эстонии, объединенных автором интегративным понятием «государства финно-угорского сообщества», подвергнут анализу избира тельный конфликт, который является составной частью демократического политического процесса. Автором рассматриваются страновые особенно сти функционирования политических партий как акторов избирательных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PARTIES AS SUBJECTS OF ELECTORAL CONFLICTS (CASES AT PARLIAMENTARY ELECTIONS IN STATES OF THE FINNO-UGRIAN COMMUNITY IN 2010–2011)

The article focuses on the electoral conflict, a component of a democratic political process, referring to the example of parliamentary elections in Hungary, Finland, and Estonia, united by the author’s term “states of the Finno-Ugrian community”. A coun try’s peculiar features of political parties’ functioning as actors of electoral conflicts are regarded. Suchlike conflicts tend to repeat and derive from the “old” conflicts.

Текст научной работы на тему «Политические партии как субъекты избирательных конфликтов (на примере парламентских выборов в государствах финно-угорского сообщества 2010–2011 гг. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 5

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Е.В. Суслов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (На примере парламентских выборов в государствах финно-угорского сообщества 2010-2011 гг.)

В предлагаемой статье на примере парламентских выборов в Венгрии, Финляндии и Эстонии, объединенных автором интегративным понятием «государства финно-угорского сообщества», подвергнут анализу избирательный конфликт, который является составной частью демократического политического процесса. Автором рассматриваются страновые особенности функционирования политических партий как акторов избирательных конфликтов.

Ключевые слова: политический конфликт, сложносоставной конфликт, «теория отвердения», правящая партия, интеграция, государственный суверенитет, евроскептицизм.

Парламентские выборы, как известно, являют собой одну из разновидностей политического конфликта в условиях демократического политического режима. По своей природе такого рода конфликт в «погашенном» виде заложен в основу любой конституционной системы и периодически «вспыхивает» в периоды избирательных компаний. «Институционально политический конфликт "прописан" в парламенте, где он выступает в наиболее открытой и зрелой форме как мобилизация — против правительства и президента, парламентское большинство против меньшинства...»1. Иными словами, парламентские выборы представляют собой публично разворачивающиеся конфликты, в которых субъекты конфликта — политические партии — пытаются мобилизовать электоральное большинство в своих интересах, обращаясь за поддержкой к общественному мнению.

Факторами, доводящими избирательные конфликты до «температуры кипения», могут быть:

— отсутствие у оппозиции легальной возможности победить на выборах;

1 Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М., 2010. С. 74.

—наличие непримиримой оппозиции, что приводит к ценностному политическому конфликту, который трудно институционализировать и, следовательно, непросто снизить уровень конфликтогенности;

— низкий уровень консолидации элит как признак отсутствия национальной идентичности у политического класса;

—использование образа внешнего врага как ведущего тренда избирательной кампании, что традиционно приводит общество к консолидации на патриотических, если не сказать националистических, началах, однако подобный процесс имеет недолговоременный характер;

— предельно высокий уровень политической социализации граждан, приводящий к чрезмерно активному участию граждан в политическом процессе.

При этом особую остроту и даже зрелищность избирательным конфликтам придают тенденции, которые характеризуют современные политические процессы супранационального (наднационального) и международного характера, выступающие предпосылками политических конфликтов в рамках предвыборной борьбы. Значительное влияние на конфигурацию конфликтов, их интенсивность и содержательное наполнение оказывает современная повестка дня, которая складывается при деятельном участии СМИ и под мощным воздействием прежде всего глобалистских и геополитических факторов, последствий мирового экономического кризиса, линии поведения мировых и европейских политических акторов.

«Теория отвердения» и реалии партийного строительства

Конечно, современные конфликты часто имеют глубокие исторические корни либо постимперского, либо посткоммунистического характера, что довольно ярко проявилось во время парламентских выборов 2010-2011 гг. в государствах финно-угорского сообщества, к которым мы вполне обоснованно — в силу их родственной культурно-языковой близости — относим такие страны, как Венгрия, Финляндия и Эстония. Наличие затяжных, с глубокими историческими корнями конфликтов только подтверждает истину о том, что ни один политический конфликт не может быть разрешен раз и навсегда. Тем более что в новых исторических условиях производными от «старых» конфликтов становятся сложносоставные конфликты2, которые принято считать атрибутом постсоциали-

2 Понятие «сложносоставный конфликт» введено в научный оборот известными российскими конфликтологами В.Н. Якимец и Л.И. Никовской, которые под слож-носоставным конфликтом понимают «вырастающее на основе различных прото-конфликтов комбинированное столкновение противоположных мнений, интересов, взглядов, сил, позиций, возникающих в контексте не менее двух типовых моноконфликтов (социокультурный, политический, административный, этнонациональный, конфликт в социальной сфере, экономический) при необязательно совпадающих причинах конфликта и способах взаимодействия участников».

стической трансформации3. Российские ученые доказывают, что сложносоставные конфликты (ССК) — это характерная черта прежде всего российского социума, предпринявшего радикальную смену основ политической, экономической, социальной и других подсистем общества, однако перед необходимостью не менее радикальных реформ были поставлены посткоммунистические Венгрия и Эстония. И только Финляндия как страна, оказавшаяся на гребне «первой волны демократизации» (1919) и не испытавшая отката от демократии, была избавлена от такого рода трансформации и, следовательно, от сложносоставного конфликта в упомянутом варианте. Но даже эта, вполне успешная, по меркам рыночной экономики и политической демократии, страна после распада СССР — одного из наиболее важных торгово-экономических партнеров Финляндии — была вынуждена взяться за модернизацию своей экономики, поскольку «в 1991 г. объем валовой продукции сократился на целых 6,5%, а объем промышленного производства — даже на 10%. Главными темами экономических новостей стали банкротства, высокая безработица и банковский кризис»4.

Таким образом, сложносоставной конфликт меньшей или большей интенсивности стал достоянием рассматриваемых государств в постсоветскую эпоху. Парламентские выборы 2010-2011 гг. соответственно не могли не отразить внутренней сущности этих конфликтов.

В качестве методологического основания нашего исследования считаем целесообразным использование «теории отвердения», являющейся составной частью более общей «теории Европы» известного норвежского политолога Стейна Роккана, оставившего для будущих поколений политологов богатое теоретическое наследие. Исследование ученого открывает значительные возможности для изучения мира политического как в «старой», так и «новой» Европе. «Теория отвердения была сформулирована в том же духе, что и другие "классические" теории Роккана. Они были представлены скорее как объекты для последующего исследования, а не как выводы по результатам длительных дискуссий о других проблемах и данных»5.

Говоря о логике роккановской модели Западной Европы, другой норвежский исследователь С.У. Ларсен отмечает, что «четыре аспекта модели Западной Европы делают вклад Роккана в науку особенно значимым — именно там, где он смог отойти от традиционной системы исторической аргументации и представить "великие

3 См.: Якимец В.Н., Никовская Л.И. Сложносоставные конфликты — атрибут постсоциалистической трансформации // Социс. 2005. № 8.

4 Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии 1809-2009. М., 2010. С. 394.

5 Ларсен Ст. У. Теория отвердения. Стабильность партийных систем в демократических государствах / Теория и методы в современной политической науке: первая попытка теоретического синтеза. М., 2009. С. 62.

пути" в простых формулах: а) динамика "пояса городов"; б) союзы и варианты выбора на критических этапах европейской истории, а также формы союза и партийных систем; в) точка "отвердения" в современном государственном строительстве; г) обособление и/или сохранение этнических меньшинств»6.

Представляется, что наибольший интерес для интерпретации избирательных конфликтов в «старой» и «новой» Европе может вызывать такой тренд, как «точка отвердения», или, как ее еще называют, «теория отвердения», которая, безусловно, не может не подвергнуться методологической рефлексии. В основе этой теории, сформулированной С.М. Липсетом и С. Рокканом в книге «Партийные системы и предпочтения избирателей», лежит утверждение о том, что «Партийные системы 1960-х, с немногими, но существенными исключениями, отражают структуру расколов 1920-х гг. Это важнейшая характеристика соревновательной политики Запада в эпоху "расцвета массового потребления": партийные альтернативы, а зачастую и сами партийные организации старше, чем большинство национальных электоратов»7. «Теория отвердения» берется объяснять высокий уровень стабильности европейской политики даже в сложных условиях кризисов и катастроф, ставших следствием разрушений, вызванных фашизмом/нацизмом. Европейские партийные системы оказались способными самосохраниться в условиях фашистской диктатуры. Восстановление партий в их довоенном обличье, по мнению Роккана, свидетельствовало «о том, что социально-политическая ситуация 1918-1920 гг. "отвердела", тем самым обеспечив длительную стабильность на будущее»8. Последующие политические события в Европе, связанные с приходом к власти в нескольких странах оппозиционных партий, заставили, было, усомниться в справедливости «теории отвердения», но лишь для того, чтобы убедиться: «Тезис об отвердении может быть понят как допускающий значительные колебания в течение определенного периода, после которого, однако, партийная система возвращается в состояние стабильного равновесия»9.

Статус независимых государств обязывал их иметь такого коллективного политического актора, как политические партии. Однако значимость их и, следовательно, продолжительность времени для «отвердения» оказались разными. Совершенно очевидно, что история партийного строительства в этих государствах начинается не с

6 Он же. Моделирование Европы в логике Роккана // Полис. 1995. № 1. С. 41.

7 Он же. Теория отвердения. Стабильность партийных систем в демократических государствах // Теория и методы в современной политической науке: первая попытка теоретического синтеза. М., 2009. С. 55.

8 Там же. С. 56.

9 Там же. С. 57.

распада СССР и последовавшего за ним разложения политической системы социализма, а несколькими десятками лет раньше, еще до того, как они получили независимость в результате Первой мировой войны и революции 1917 г. в России. Зарождение политических партий стало следствием возникновения в структуре государственных органов власти элементов народного представительства. Людей объединяли не только сословные, но и групповые, корпоративные интересы, которые оказывались более значимыми, и их следовало отстаивать общими усилиями. Исторически корпорации появляются вслед за упразднением сословной организации общества, которая для эпохи средневековья была оптимальной формой представительства интересов привилегированных верхушек этих сословий. И только разрушение границ между сословиями делает возможной публичную политику. С привнесением в нее элементов внесословного представительства, т.е. корпораций, которые своим стремлением к обладанию большими правами и возможностями создавали новые конфликты и расколы в обществе. Подобная тенденция была характерна для всех западных демократий.

Таким образом, возвращаясь к роккановской структуре расколов, следует уточнить, что расколы стали достоянием общественной жизни европейских государств еще до появления собственно политических партий. Кроме того, появление политических объединений сопровождалось наличием национально-культурного фактора в виде так называемых народных движений, ориентированных на решение таких задач, как пробуждение национального самосознания и самоидентичности, достижение всеобщей грамотности и борьба за трезвость.

В Финляндии всеобщее избирательное право введено в 1906 г. Активным избирательным правом граждане пользуются с 1906 г. Возрастной ценз для избирательного права последовательно снижался: с 24 лет в 1906 г. до 21 года в 1944 г., затем до 20 лет в 1969 г. и до 18 лет в 1972 г. В 1973 г. право голоса получили финны, проживающие вне государства10, а первые две политические партии — Финская партия (фенноманы) и Либеральная (младофинны) — сформировались к 1863 г.11

В Венгрии первые политические партии — Деак (праволи-беральная группировка во главе с Ф. Деаком и М. Лоняи) и Тиса (умеренноконсервативная группировка, лояльная к Австрии, во главе с К. Тисой) — впервые участвовали в выборах в палату представителей Государственного собрания в 1869 г. Избирательный закон от 14 сентября 1945 г. ввел всеобщее избирательное право. Активным избирательным правом с 1874 г. пользовались мужчины

10 Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный процесс. М., 2001. С. 359.

11 См.: Исаев М.А., Чеканский А.Н. Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001. С. 79.

с 24 лет, в 1919 г. — все граждане с 18 лет, с 1925 г. — мужчины с 24 лет, женщины с 30 лет, с 1945 г. — все граждане с 21 года, с 1953 г. — с 18 лет12.

Первые политические партии в Эстонии зародились поздно (в 1902-1917 гг.). и по сути были региональными организациями российских партий РСДРП(б), РПСР (Партия социалистов-революционеров). Разнообразия партийному ландшафту прибавляли Радикал-демократическая партия (РДП), Партия социалистов-революционеров (ПСР — Партия «народнического социализма»), Трудовая партия (ТП) и т.д. С 1917 г. право голоса имели все граждане, достигшие 20 лет, с 1940 г. — 18 лет13.

Стабильность партийной системы Финляндии, отличающейся многопартийностью, не вызывает сомнений: функционирование политических партий, представленных в «долгом парламенте»14, не прекращалась даже во время «войны-продолжения» (1941-1944). Но еще раньше, в годы, предшествующие «зимней войне» (1939-1940) и «войне-продолжению», «придерживаясь в целом правой политики, Финляндия избежала скатывания к фашизму и национал-социализму. С приходом к власти в качестве президента страны лидера аграрной партии К. Каллио ведущие позиции в парламенте заняли аграрии, социал-демократы и прогрессисты, которые задавали умеренный тон политической повестке дня»15. При этом случались и опасные ошибки, граничащие с преступлением.

К наиболее крупным политическим силам страны относилась и относится Социал-демократическая партия Финляндии (СДПФ), в программных положениях которой с момента создания в 1903 г. были зафиксированы принципы построения социалистического общества и конституционных методов борьбы за власть. На деятельности этой партии мы заостряем внимание, поскольку «СДПФ оказалась единственной из социал-демократических партий, не только правившей в годы Второй мировой войны, но и активно сотрудничавшей с NSDAP — Национал-социалистической рабочей партией Германии»16. После войны по этой причине социал-демократы потеряли часть своего традиционного электората и никогда не достигали такого доминирующего положения, какое, например, занимает

12 Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный процесс. 2001. С. 89.

13 Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный процесс. 2001. С. 466.

14 «Долгий парламент» в Финляндии был избран в июле 1939 г. и действовал до марта 1945 г.

15 Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1. М., 2009. С. 523.

16 Исаев М.А., Чеканский А.Н. Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001. С. 99.

одноименная партия в Швеции. И в то же время за последние 40 лет социал-демократы не входили только в одно правительство. Все это, на наш взгляд, подтверждает тезис Роккана о допущении значительных колебаний, после которого партийная система возвращается в прежнее состояние равновесия, т.е. отвердения.

Партийно-политическая система в Эстонской республике, сложившаяся в межвоенный период в соответствии с лучшими традициям буржуазной демократии, к началу Второй мировой войны формально перестала существовать. Еще недавно, в эпоху «первой республики», высшая законодательная власть принадлежала парламенту (Рийгикогу), который формировался при участии политических партий посредством демократических выборов. Однако были в короткой политической истории этой страны этапы «свертывания» демократии. Считается, что совершенный в марте 1934 г. государственный переворот во главе с руководителем переходного правительства К. Пятсом предотвратил прямую опасность профашистского государственного переворота, который привел бы страну в состояние полного подчинения интересам Германии, уже приступившей к установлению тоталитарного политического режима.

«Свертывание» демократии в стране свелось к роспуску парламента, приостановлению деятельности политических партий, прямому подчинению органов местного самоуправления центральной власти, запрету критики правительства в печати. До приостановления деятельности политических партий в Эстонии существовало около десятка партий, из которых самыми влиятельными были Объединение аграриев, Христианская народная партия, Эстонская народная партия, Эстонская трудовая партия, Эстонская социалистическая рабочая партия (ЭСРП), Коммунистическая партия Эстонии (КПЭ).

После присоединения Эстонии к СССР начался процесс ее форсированной советизации, который не предусматривал многопартийности. Последующая оккупация Эстонии германскими войсками в течение более чем трех лет по определению не могла способствовать реанимации партийно-политической системы: тоталитарный политический порядок не нуждается в опоре на демократические политические институты и ценности. Однако спорадические попытки сопротивления тоталитаризму не обходились без участия в них некоторых членов политических партий и даже сохранившихся структур самих политических партий, что оставляло надежду на будущее политическое развитие.

В настоящее время эстонский партийно-политический ландшафт отличается многопартийностью, напоминая, по Роккану, ситуацию прежних лет эпохи «первой республики», что в целом способствует утверждению политической конкурентности, политического плюрализма и политического многообразия. При этом

не исключаются интриги политических конфликтов во время избирательных кампаний.

В Венгрии, бывшей части дуалистической Австро-Венгерской империи, фактически сохранившей статус монархии во главе с регентом адмиралом М. Хорти, допускалась «цензовая» демократия, которая сводилась к проведению парламентских выборов на основе высокого избирательного ценза и организации открытого голосования в сельских районах страны. Формально несколько политических партий во времена Хорти заявляли о своих правах на участие в отправлении политической власти, реально же, как представляется, они спели свою «лебединую песню», приняв участие в заседании парламента, на котором 1 марта 1920 г. Регентом Венгрии был избран Миклош Хорти, получивший объем властных полномочий президента.

В годы хортизма и первое время после войны в стране функционировали такие партии, как Социал-демократическая партия, Венгерская коммунистическая партия, Национальная крестьянская партия, Партия независимых мелких владельцев, Гражданская демократическая партия, Венгерская радикальная партия, Христианско-демократическая народная партия. В условиях многопартийности в 1945 г. прошли первые послевоенные выборы в будапештские законодательные органы и в Национальное Собрание, на которых абсолютное большинство голосов получила Партия независимых мелких владельцев. Однако вмешательство советской стороны позволило представителям компартии вклиниться в спор о формировании правительства и занять ключевые посты. Половинчатые демократические порядки просуществовали до 1949 г., когда была принята Конституция Венгерской Народной Республики, фактически ликвидировавшая систему многопартийности. Реальная власть на долгие годы оказалась в руках коммунистического лидера Матяша Ракоши и органов государственной безопасности. Все действия, предпринимаемые Венгерской рабочей партией (ВРП), сводились к подражанию сталинской модели устройства всех сторон общественной жизни.

Одним из требований организаторов Будапештского восстания 1956 г. было требование о ликвидации однопартийной системы и возвращении к реальной многопартийности. 31 октября 1956 г. стало днем массового возвращения политических партий в лоно политики. В этот день были вновь учреждены все ранее запрещенные политические партии и, кроме того, появились новые — Католическая народная партия, Христианская венгерская партия, Национально-революционная партия. Ни одна из них не требовала возвращения довоенных политических порядков, зато все призывали к восстановлению парламентской демократии, к соблюдению гражданских прав и свобод. Когда восстание было подавлено, политические партии вновь формально прекратили свое существование и ушли в

глубокое подполье. В результате перемен в СССР и последующих событий в мире и странах Восточного блока к осени 1988 г., следуя логике С. Роккана, начали восстанавливаться прежние политические партии и учреждаться новые, подтверждая справедливость выводов знаменитого норвежского политолога.

Абрис парламентских выборов

В апреле 2010 г. первой в горниле избирательного конфликта оказалась Венгерская Республика, граждане которой избирали депутатов Государственного собрания Венгрии. В марте 2011 г. состоялись выборы в высший законодательный орган Эстонской Республики — Рийгикогу, в апреле того же года — в парламент Финляндской Республики — Эдускунту. Все три высших законодательных органа власти представляют собой однопалатные парламенты, что является характерной чертой территориально-государственного устройства унитарной республики.

Исход выборов — в смысле удержания власти — во всех странах оказался разным. В Будапеште политическая власть сменилась радикально. Правящая партия ВСП (Венгерская социалистическая партия) потерпела сокрушительное поражение от оппозиционной правоконсервативной партии ФИДЕС (Венгерский гражданский союз), которая получила в ходе второго тура 263 места из 386. ВСП получила всего лишь 59 мест. Немногим меньше (48 мест) досталось праворадикальной политической партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию»). 16 мандатами довольствовались «Зеленые». Новый кабинет, сформированный лидером ФИДЕС Виктором Орбаном, стал первым венгерским однопартийным правительством в истории посткоммунистической Венгрии. Это позволило в кратчайшие сроки подготовить проект новой конституции и принять его. Монопольное право на власть, которое получила политическая партия, ориентированная на восстановление современной Венгрии в границах бывшей Транслейтании17, уже создало очень серьезный вызов современной демократической Европе. Принята не просто новая конституция страны — предпринята решительная попытка отмены до сих пор существующих «правил игры» как основы институционализации политических конфликтов, необходимой для дальнейшего демократического развития страны. Виктор Орбан «в первом же выступлении заявил, и с тех пор неоднократно повторял, что в Венгрии в результате выборов произошла революция, и венгерский избиратель

17 Транслейтания — наименование земель Королевства венгров в составе двуединой Австро-Венгерской империи. В состав земель Венгерской короны кроме собственно Венгрии входили Словакия, Хорватия, Трансильвания, Славония, Воеводина, Закарпатская Украина, Банат портовый город Фиуме (Риека). Возникла в результате соглашения 1867 г. и просуществовала до 1918 г. — распада империи.

дал поручение победившей партии изменить политический строй»18. На самом деле это неадекватная интерпретация происшедшего: победа на выборах одной партии не дает ей особых прав на радикальное изменение политического строя.

В эстонской структуре власти, в отличие от венгерской, заметных изменений не произошло. Победу одержала правящая «Партия реформ» во главе с действующим премьер-министром Андрусом Ансипом, которая получила в парламенте 33 места из 101, улучшив свое положение на 2 места. «Центристская партия Эстонии» отстояла 26 мест, потеряв 3 места по сравнению с предыдущими выборами. Партии «Союз "Отечество — Res Publica (IRL)"» досталось 23 места (плюс 4 места). Социал-демократическая партия получила 19 мест, увеличив свое присутствие в Рийгикогу на 9 мест.

Результаты выборов позволили сохраниться прежней правящей коалиции, состоящей из двух партий — «Партии реформ» и партии «Союз "Отечество — Res Publica"», которая и будет управлять страной в последующие четыре года. «Партия реформ», или партия «белок», как ее еще называют в Эстонии из-за эмблемы партии, на которой изображена синяя белка на желтом фоне, единственная, которая сумела избежать «бегства» голосов. По словам С. Шклю-дова, правительство А. Ансипа «это знакомые нам "мальчики-реформаторы" в коротких штанишках и с учебниками по экономической теории в руках. Однако надо отдать должное эстонским реформаторам: по сравнению с Гайдаром и его командой они смогли достичь огромных успехов. Каков итог деятельности "Партии реформ"? Треть населения доверяет им и стабильно голосует за них, а страна под руководством Андруса Ансипа вошла в ВТО и НАТО, стала членом Европейского союза и в январе 2011 года перешла на евро. Ансип и его коллеги из "наивных реформаторов" и идеалистов выросли в прагматиков и ради продолжения курса реформ блокировались в составе парламентских коалиций и с националистами, и с социал-демократами»19.

Оппозицию существующей власти, как в составе предыдущего парламента, так и нынешнего, представляет «Центристская партия Эстонии» во главе с Эдгаром Сависааром, ветераном эстонской политики, первым премьер-министром современной Эстонии, дважды мэром эстонской столицы Таллина. Будучи отправленным в отставку в связи с вотумом недоверия, ему удавалось вернуться к должности мэра после новых выборов. Будучи сторонником корректировки

18 Механик А. Маленькая суверенная демократия в центре Европы. URL: http:// www.expert.iu/printissues/expert/2010/28/interview_demokratiya_v_centre_evropy/ (дата обращения: 27.10.2010).

19 Шклюдов С. Выборы в Рийгикогу. Заметки о политическом ландшафте Эстонии. URL: http://www.politvektor.ru/glavnaya-tema/5696/ (дата обращения: 11.10.2011).

внешнеполитического курса Эстонии во взаимоотношениях с Россией и другими странами СНГ, он исходит из соображений прежде всего экономического характера. Идеология партнерства с Россией отпугнула часть сторонников Сависаара на выборах, однако это не привело к значительной потере голосов избирателей.

И, наконец, выборы в парламент Финляндии (Эдускунту), в сущности, радикально не изменив политическую ситуацию в стране, едва не стали политической сенсацией года. Полутора процентов не хватило националистически настроенной «Партии истинных финнов» для победы на парламентских выборах. Из 200 мест в Эду-скунте эта партия получила 39 мест, что на 34 места больше, чем в предыдущем составе. При этом реальную победу, получив 44 места, одержала консервативная правая «Национальная коалиционная партия» во главе с Юрки Катайненом, который занимал пост министра финансов в действовавшем на тот момент правительстве. Правящая партия «Финляндский центр» во главе с премьер-министром Мари Кивиниеми потерпела поражение. Ее результат оказался четвертым (35 мест в парламенте). Центристы потеряли 16 мест, и это худший результат с 1972 г. Победа «Партии истинных финнов» не стала полной неожиданностью. Заметный рост ее популярности фиксировали опросы общественного мнения, а на выборах в Европейский парламент председатель партии Тимо Сойни одержал безоговорочную победу. Явные предпочтения 19% финляндского электората, отданные ярко выраженной националистической партии, свидетельствуют о том, что для финнов их национальные интересы представляют большую ценность, чем идея европейской интеграции. В целом скептическое отношение к этой идее, конечно же, не говорит о том, что в Финляндии превалируют центробежные по отношению к ЕС настроения. Скорее речь идет о необходимости соблюдения баланса интересов Финляндии и ЕС.

При этом следует отметить, что евроскептические настроения в Финляндии напоминают ситуацию в Венгрии с той лишь разницей, что евроскептики в Венгрии во главе с В. Орбаном уже пришли к власти, а в Финляндии еще нет. Эстония в этом отношении выглядит более чем европейской страной, хотя и в ней евроспкептические настроения присутствуют. Вместе с тем это первая страна из постсоветского пространства, вступившая с 1 января 2011г. в еврозону. Переход произошел гораздо мягче, чем можно было ожидать. И сейчас, по прошествии двух лет, можно говорить о медленном, но верном росте эстонской экономики, ее уверенной адаптации к довольно жестким правилам взаимодействия субъектов экономики ЕС.

Итак, какие же наиболее острые проблемы отразили недавние парламентские выборы в Венгрии, Финляндии и Эстонии, субстанциональными составляющими которых стали избирательные конфликты?

Евроскептицизм как источник избирательных конфликтов

В избирательных конфликтах, как в капле воды, отразились наиболее актуальные проблемы, характерные для современной Европы. Интеграция — предмет гордости значительного числа европейцев — в последнее время стала давать сбои, из чего можно заключить: альтернативой интеграции все-таки остается сохранение государственного суверенитета европейских стран. В данном случае можно фиксировать наличие конфликта интересов между сторонниками объединительных тенденций и теми, кто не приемлет потери суверенных прав национальных государств, что не могло не отразиться на предвыборном противоборстве политических партий.

В условиях общего ухудшения экономической ситуации в Европе, сказавшегося на экономическом климате стран «финно-угорского сообщества», в более предпочтительном положении оказались оппозиционные партии. Основную ставку в своих предвыборных программах они делали на критику экономической несостоятельности существующих правительств, опосредованно подвергая критике правящие партии.

Так, причиной беспрецедентного поражения венгерских социалистов на выборах в Государственное Собрание стало значительное падение уровня жизни простых венгерских граждан, что было следствием неблагополучия венгерской экономики, в немалой степени пострадавшей от мирового финансового и экономического кризиса. Стагнация в экономике (хотя в первые годы посткоммунистической трансформации Венгрии удалось избежать резкого экономического спада) незадолго до смены власти оказалась настолько глубокой, что в ноябре 2008 г. «ее спасло от банкротства только вмешательство предоставивших экстренную помощь ведущих мировых финансовых институтов»20.

В первом десятилетии XXI в. Венгерская социалистическая партия (ВСП) дважды (в 2002 и 2006 гг.) одерживала победу на парламентских выборах. Начало второго срока пребывания коалиции во власти ознаменовалось массовыми беспорядками в сентябре 2006 г., когда антиправительственные выступления прошли в преддверии широко отмечаемой в Венгрии трагической даты в истории страны—50-летия Венгерского восстания 1956 г. Оппозиционная партия ФИДЕС собрала в один «клубок» несколько тезисов, которые должны были привести к потере легитимности правящей партии и действующей власти. Эти претензии звучали следующим образом: а) правящая партия, являясь правопреемницей коммунистической партии—тогдашней ВСРП, — несет прямую ответственность за преступления, совершенные осенью 1956 г. против восставших венгров; б) венгерские социалисты если

20 Парламент Венгрии избрал Гордона Байнаи новым премьером. URL: http:// www.rian.ru/world/20090414/168110326.html (дата обращения: 10.11.2011).

и проводят реформы, то в духе не выдержавшего испытания временем социализма, и потому они не способны отвечать на масштабные экономические вызовы современности, требующие принципиально иных подходов; в) венгерские социалисты, долгое время находясь во власти, погрязли в коррупции и казнокрадстве.

При этом если два первых тезиса имели не очень большой обвинительный потенциал, то коррупционные скандалы, следовавшие один за другим, не могли не сопрягаться с критическим состоянием венгерской экономики и социальным самочувствием граждан. Поэтому приход к власти правоцентристской партии ФИДЕС, на наш взгляд, является своеобразным протестом против европейской интеграции, к которой в свое время примкнула и Венгрия. В 90-е гг. прошлого века с «возвращением в Европу» связывались большие надежды, которые, однако, не оправдались по многим параметрам, вылившись в откровенно евроскептические настроения. Этот массово-психологический мейнстрим, охвативший простых граждан, был также «услышан» и ФИДЕС во главе с В. Орбаном, который считается главным евроскептиком в Венгрии.

Так, в условиях экономического кризиса и падения уровня жизни начинается поиск врага, но поскольку у Венгрии внешнего врага нет, то обнаруживается внутренний враг, и им оказывается действующая власть, «погрязшая в коррупции». А учитывая, что эта власть ориентирована на интеграцию с Евросоюзом, то негатив переносится на весь Евросоюз, усиливая тенденции к евросекптицизму и укрепляя позиции оппозиционных партий.

Таковы основные контуры сложносоставного конфликта, в усилении которого роль экономического фактора является наиболее важной. Победа политических сил из правого сектора, конечно, вызывает некоторые опасения, однако подобные события время от времени случаются во многих странах. И, как считает венгерский политолог З. Биро, «далеко не все, кто проголосовал за националистов, поддерживают их политические взгляды: определенная часть избирателей, безусловно, проголосовала за националистов или радикальных националистов по идейным соображениям. Но многие люди, в основном в северо-восточной части страны, отдали им свои голоса из-за того, что эти люди живут в очень плохих социальных условиях»21.

Выборы в эстонский парламент, также представляя собой сложносоставной конфликт, тем не менее не способствовали радикализации последующей политической жизни в стране. Причиной тому — меньшее количество проблем, втянутых в орбиту избирательного конфликта. Оппозиционная «Центристская партия Эсто-

21 Шарый А. Историк Ярослав Шимов и политолог Золтан Биро — об успехах венгерских националистов. URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/2010215. html (дата обращения: 12.04.2010).

нии», следуя логике межпартийной борьбы в ходе избирательной кампании, не избежала соблазна использовать последствия мирового экономического кризиса, ударившего и по жителям Эстонии, в своих политических интересах. Ничего предосудительного в этом нет. Тем более, что в Эстонии два процесса — экономический кризис в Европе и переход в денежном обращении на евро — практически совпали, и это, конечно, вызвало падение жизненного уровня населения, уменьшение ВВП, повышение безработицы. Однако эти явные минусы в эстонской экономике не заставили большинство избирателей усомниться в работоспособности и результативности деятельности правительства во главе с премьер-министром и лидером национально-либеральной Партии реформ А. Ансипом. Причина устойчивости существующего политического порядка заключается в достаточном уровне доверия к сложившимся политическим институтам, а легитимность, обеспеченная честными парламентскими выборами, может быть и своего рода авансом доверия.

Избирательный конфликт в Эстонии не обошелся без традиционного поиска «врагов», что, к сожалению, характерно почти для всех постсоветских государств, а для стран Балтии — в особенности. Исходя из императива исторической политики, идея исторической вины метрополии по отношению к бывшим своим территориям остается очевидной. Поэтому русский «след» обнаружился и на этот раз: Центристская партия и ее лидер Э. Сависаар, как явствовало из заявлений правых, получили финансовую помощь от главы Российских железных дорог В.И. Якунина под видом оказания им благотворительной помощи в финансировании строительства Русской православной церкви в г. Таллине. Однако, в отличие от венгерских правых, националистически ориентированные политические силы Эстонии позиционируют интеграцию с Евросоюзом как средство защиты от иного внешнего врага, одновременно снижая вектор внимания к внутренним экономическим проблемам. Поэтому хотя кредит доверия к правительству А. Ансипа и уменьшился, но продолжает обеспечивать приемлемый уровень легитимности политической власти.

Политическая ситуация в Финляндии, на время растревоженная априори институционализированным избирательным конфликтом, продемонстрировала усиление правого политического спектра в стране, но все же не вышла за пределы допустимых критических параметров. При этом тенденция дезинтеграции Евросоюза не могла не отразиться на результатах парламентских выборов.

Темпы роста электоральной популярности «Партии истинных финнов» были соизмеримы с усилением в массовых настроениях негативного отношения к самому процессу евроинтеграции, а также к уровню и динамике расширения ее влияния. Национализм представителей этой партии не имеет радикально-агрессивного

характера, но риторика, которой придерживается лидер партии, довольно жесткая: «Мы должны прежде всего сосредоточиться на собственных делах, а страны-транжиры пусть банкротятся. Это их собственная вина»22. Оглушительный успех популистов — следствие недовольства финского избирателя бездействием «завсегдатаев» коридоров власти — «респектабельных» политических партий. И прежде всего правящей на тот момент партии центристов. Однако урегулирование внутреннего политического конфликта путем реализации пожеланий «человека из народа» Т. Сойни однозначно усиливает конфликтность и без того противоречивых отношений между партнерами по Европейскому Союзу.

В арсенале предлагаемых «истинными финнами» мер кроме ужесточения миграционной политики страны присутствуют требования, направленные против бывших хозяев страны — шведскоя-зычного населения. Недовольство финноязычной части общества обязательным изучением шведского языка в школах и функционированием двуязычия в государственной сфере артикулируются «истинными финнами» пока в парламентскую риторику с возможной трансформацией в недалеком будущем в соответствующие законопроекты. Свободный выбор второго иностранного языка может открыть новые перспективы для русского языка, в знании которого нуждаются жители приграничных с Россией районов страны.

В избирательной риторике политических партий Финляндии отсутствует практика использования образа России в роли внешнего врага. Принадлежность к группе государств «старой» Европы накладывает своеобразное табу на формирование национальной идентичности с опорой на стереотипы «холодной войны», однако это не означает, что традиционный способ поиска «виноватого» окончательно канул в Лету. Судя по высказываниям лидера «Партии истинных финнов», для такой роли подходит шведскоязычное население, вызывающее в массовом сознании раздражение своей основательностью и стабильностью положения в обществе. Тем более что Шведская народная партия (ШНП) всегда воспринималась как партия крупного финансово-промышленного капитала и верхнего звена государственного аппарата, представители которой «были членами 29 из 39 послевоенных правительств Финляндии»23, что ассоциировалось с правлением «чужаков».

Но уже выборы Президента Финляндии, первый тур которых состоялся 22 января 2012 г., показали, что движение маятника общественных настроений вправо не просто остановилось, а, напротив,

22 Смирнов А. Финны показали спину ЕС. URL: http://www.newizv.ru/world/2011-04-19/143821-finny-pokazali-spinu-es.html (дата обращения: 10.11.2011).

23 Исаев М.А., Чеканский А.Н. Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001. С. 100.

маятник устремился к центру. Кандидату в президенты лидеру «Истинных финнов» Т. Сойни пришлось довольствоваться четвертым местом среди претендентов на пост президента. Он набрал всего 9,4% голосов избирателей. По нашему мнению, «Истинные финны», став полноправной парламентской партией, так и не сумели отказаться от популистских лозунгов и осознать, что отныне они несут равную ответственность с другими политическими партиями за принимаемые решения и положение дел в стране. Симпатии избирателей оказались на стороне представителя Коалиционной партии 63-летнего Саули Ниинисте, который набрал 37% голосов. На второе место вышел кандидат от партии «Союз "зеленых"» 53-летний Пекка Хаависто, набравший 18,6% голосов. Ниинисте считается фаворитом второго тура выборов. Ветеран финляндской политики видит свою страну в качестве одного из активных участников европейского сотрудничества. В качестве сторонника евроинтеграции позиционирует себя и Хаависто. В политической истории Финляндии избирателям всегда приходилось выбирать между правым и левым кандидатами, и только

на этот раз они выбирают между консерваторами и либералами.

* * *

Таким образом, парламентские выборы в государствах финно-угорского сообщества отразили:

— наличие в рамках избирательных конфликтов современных политических конфликтов широкого спектра распространения, выявивших существование взаимопроникающих противоречий глобального и локального масштабов;

— тенденцию формирования конфигураций избирательных конфликтов, их интенсивности и содержательного наполнения, находящейся почти в линейной зависимости от современной повестки дня, формат которой определяется политическими элитами, исходя из уровня опасности глобальных проблем;

— приемлемость использования «теории отвердения» С.Роккана для интерпретации роли политических партий в сложнейших политических процессах в рассматриваемых государствах;

— присутствие образа внешнего (внутреннего) врага, используемого для консолидации массовой аудитории на чувствах патриотизма и национального превосходства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сложносоставной характер современных избирательных конфликтов, преимущественно являющихся производными от «старых» конфликтов и характерных не только для российского социума, но и для посткоммунистических стран Европы;

— исключительную значимость феномена евроскептицизма, проявляющегося в негативном отношении к евроинтеграции и по-разному интерпретируемого политическими партиями в их борьбе за власть в ходе избирательных кампаний.

СПИСОК ЛИТЕPАТУPЫ

1. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный процесс. Энциклопедический справочник. М, 2001. [Vy'bory' vo vsem mire. E'lektoral'naya svoboda i obshhestvenny'j process. E'nciklopedicheskij spravochnik. M., 2001]

2. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М., 2010. [GluhovaA. V. Politicheskie konflikty': osnovaniya, tipologiya, dinamika (teoretiko-metodologicheskij analiz). M., 2010]

3. Исаев М.А., Чеканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001. [IsaevM.A., ChekanskijA.N. Shishkin V.N. Politicheskaya sistema stran Skandinavii i Finlyandii. M., 2001.]

4. Ларсен Ст.У. Теория отвердения. Стабильность партийных систем в демократических государствах // Теория и методы в современной политической науке: первая попытка теоретического синтеза. М., 2009. [Larsen St.U. Teoriya otverdeniya. Stabil'nost' partijny'kh sistem v demokraticheskix gosudarstvakh // Teoriya i metody' v sovremennoj politicheskoj nauke: pervaya popy'tka teoreticheskogo sinteza. M., 2009]

5. Ларсен Ст.У. Моделирование Европы в логике Pоккана // Полис. 1995. № 1. [Larsen St.U. Modelirovanie Evropy' v logike Rokkana // Polis. 1995. N 1]

6. Механик А. Маленькая суверенная демократия в центре Европы. URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/28/interview_demokratiya_v_centre_ evropy/ (дата обращения: 11.10.2011). [Mehanik A. Malen'kaya suverennaya demokratiya v centre Evropy'. URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/ 28/interview_demokratiya_v_centre_evropy (11.10.2011)]

7. Парламент Венгрии избрал Гордона Байнаи новым премьером. URL: http://www.rian.ru/world/20090414/168110326.html (дата обращения: 10.11.2011). [Parlament Vengrii izbral Gordona Bajnai novy'm prem'erom. URL: http://www. rian.ru/world/20090414/168110326.html (10.11.2011)]

8. Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Еврона. М., 2009. [Politicheskie sistemy' sovremenny'kh gosudarstv: E'nciklopedicheskij spravochnik: v 4 t. T.1: Evropa. M., 2009]

9. Смирнов А. Финны показали снину ЕС. URL: http://www.newizv. ru/world/2011-04-19/143821-finny-pokazali-spinu-es.html (дата обращения: 10.11.2011). [Smirnov A. Finny' pokazali spinu ES. URL: http://www.newizv.ru/ world/2011-04-19/143821-finny-pokazali-spinu-es.html (10.11.2011).]

10. Шарый А. Историк Ярослав Шимов и политолог Золтан Биро — об успехах венгерских националистов. URL: http://www.svobodanews.ru/content/ article/2010215.html (дата обращения: 12.04.2010) [Shary'j A. Istorik Yaroslav Shimov i politolog Zoltan Biro — ob uspexax vengerskix nacionalistov. URL: http:// www.svobodanews.ru/content/article/2010215.html (12.04.2010)]

11. Шклюдов С. Выборы в Pийгикогу. Заметки о политическом ландшафте Эстонии. URL: http://www.politvektor.ru/glavnaya-tema/5696/ (дата обращения: 11.10.2011). [Shklyudov S. Vy'bory' v Rijgikogu. Zametki o politicheskom landshafte E'stonii. URL: http://www.politvektor.ru/glavnaya-tema/5696/ (11.10.2011)]

12. Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии 1809-2009. М., 2010. [Yussila O., Xentilya S., Nevakivi Yu. Politicheskaya istoriya Finlyandii 1809-2009 / Predisl. Yu.S.Deryabina. M., 2010]

13. Якимец В.Н., Никовская Л.И. Сложносоставные конфликты — атрибут ностсоциалистической трансформации // Социс. 2005. № 8. [Yakimec V.N., Nikovskaya L.I. Slozhnosostavny'e konflikty' — atribut postsocialisticheskoj trans-formacii // Socis. 2005. N 8]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.