ладения человеческим капиталом связаны с дальнейшим развитием теории эволюционных систем [5,6]. В частности, информационные технологии овладения человеческим капиталом на ее основе описаны в словаре-справочнике [7].
Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: Сформулирована задача синтеза механизма овладения капиталом ведомого, найдены достаточные условия его оптимальности, инвариантные по отношению к оператору устранения неопределенности факторов внешней среды, и при выборе оператора ожиданий исходя из принципа максимального гарантированного результата.
Предложения и рекомендации авторов: использовать принципы овладения человеческим капиталом, сформулированные на основе достаточных условий теоремы и ее следствия, для разработки методологии, методов, алгоритмов, программ и высоких гуманитарных технологий.
Литература
1. Цыганов В. В., Бородин В. А. Теоретические основы создания высоких гуманитарных технологий // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. Межд. конф. Сб. научных трудов. - Гурзуф, 2010. С.277-279.
2. Цыганов В. В., Искоростинский А. Н. Принципы построения высоких гуманитарных технологий безопасности // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. Межд. конф. Сб. научных трудов. - Гурзуф, 2010. С. 279-281.
3. Цыганов В. В. Синтез механизмов овладения человеком. / Труды междунар. конф. «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе». Гурзуф, 2010. С.274-277.
4. Цыганов В. В., Шишкин Г. Б. Нормативно-когнитивный подход к овладению человеком // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. Межд. конф. Сб. научных трудов. - Гурзуф, 2010. С.283-285.
5. Цыганов В. В., Бородин В. А., Шишкин Г. Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). - М.: Университетская книга, 2004.
6. Цыганов В. В. Шишкин Г. Б. Генезис, состояние и перспективы теории эволюционных систем // Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе. Межд. конф. Сб. научных трудов. - Гурзуф, 2010. С.104-106.
7. Цыганов В. В., Бухарин С. Н. Информационный менеджмент: управление и противоборство в бизнесе и политике. Словарь-справочник. - М.: Академический проект. 2009.
УДК - 323
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРАДОКСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Ю. О. Булуктаев, д. п. н., главный научный сотрудник Тел.: (727) 279 3968, e-mail: office@kisi.kz, buluktaev49@mail.ru. Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК http://www.kisi.kz
The article deals with the results of an sociological interview on political activity and attitudes to political parties in the Republic of Kazakhstan. The results are presented in separate categories that contain the experts’ joint opinion and their analytical comments. The conclusions of this research encourage clear understanding of the internal mechanisms of the national political process in the country.
Автор рассматривает результаты проведённого социологического опроса по проблеме политического участия граждан и их отношения к политическим партиям. Выводы исследования способствуют пониманию внутренних механизмов партийно-политического процесса в Республике Казахстан.
Ключевые слова:Методологические проблемы, социологический метод, гражданская культура, политическая система Казахстана, трансформация политической системы, политические партии, партийная система.
Keywords:methodological problems, sociological method, the culture civil, political system of Kazakhstan, transformation of political system, political parties, party system.
Основной целью работы является раскрытие теоретико-методологических оснований исследования проблемы посткоммунистической трансформации партийно-политической системы, ее места и значения в системе гражданско-политических отношений, а также выявление объективных закономерностей ее становления и функционирования в условиях модернизации казахстанского общества.
Суть обсуждаемой проблемы.
Актуализация проблематики процессов посткоммунистической трансформации партийнополитических систем тесным образом связана с демократическим политическим переходом.
В выборе той или иной схемы партийной системы и эффективном ее функционировании одним из определяющих факторов являются гражданская и политическая культура общества.
В Казахстане тенденцией современного этапа развития партийно-политической системы выступает стабильно низкая оценка гражданами института политических партий.
Итоги социологического исследования «Состояние и перспективы гражданского общества в Республике Казахстан», проведенного по заказу КИСИ при Президенте РК в августе 2010 года, в достаточной степени это подтверждают:
> активно принимают участие в общественно-политической жизни - 3,60%
> членами партии являются - 7,10%
> следят за политической ситуацией в стране - 81,50%.
Основная масса граждан - это так называемые «компетентные наблюдатели» (или «компетентные критики»). Интерес к политике у них высокий. Однако отношение к личному участию в политике отрицательное.
На вопрос о мотивах неучастия в партиях были получены следующие ответы:
> Мне это не нужно/я не интересуюсь политикой - 36,30%
> Не вижу партии, способной отстаивать мои интересы - 32,60%
> Не хочу участвовать в формальных организациях - 26,50%
Здесь можно определить, что основная масса либо не интересуется политикой, либо проявляет пессимизм по отношению к партиям, а точнее - в отношении их полезности для них лично или для общества. Примерно треть из них квалифицирует партии как формальные организации.
Предназначение партий респонденты определили следующим образом:
^ Быть альтернативой власти - 45,30%
^ Выполнять роль общественного контролера за властью - 69,10%
^ Кузница кадров для власти - 19,60%
^ Быть ответственнее по отношению к народу / защищать права человека / помощь населению в решении возникших проблем - 2,20%.
Следовательно, только 2,20% считают, что партии должны помогать населению в решении возникших проблем!
Может быть, дело в том, что казахстанские партии так и не сумели создать модели успешного коллективного действия, которые бы получили одобрение и поддержку большинства граждан. Партии все еще не могут адаптироваться к новым политическим и социальным реалиям и стать самостоятельным действенным и эффективным актором национального поля политики.
Поэтому политические партии в общественном сознании все чаще вызывают недоверие и воспринимаются как симулякры политического процесса, заменяющие собой реальных творцов политики, маскирующих подлинные механизмы принятия политических решений, имитирующих оппозиционность, борьбу за интересы социальных групп и т. д.
Реальная политика во многом осуществляется не через партии, а через другие схемы и институты (корпоративные, криминальные, клановые). В итоге партии как политический институт оказываются системно не востребованы обществом.
Как долго сохранится эта ситуация, во многом зависит от динамики структурной дифференциации общества. Если она возрастёт, то ситуация, скорее всего, начнет медленно изменяться. Конкуренция и политический рынок сделают свое дело. Если же динамика дифференциации останется на прежнем уровне, то политические партии еще долго будут имитировать политические действия, создавая ложные формы репрезентации, уходя от ответственности за предлагаемые обществу малоэффективные политические практики.
Население чувствует это. И относится к партиям в целом негативно, отметив их:
> Зависимость от властей - 38,70%;
> Отсутствие реальной поддержки со стороны населения - 43,60%;
> Отсутствие ярких, думающих об интересах народа лидеров - 43,40%.
Низкую оценку выставили респонденты и функциональному наполнению партийной деятельности, отметив, что партии - это:
^ Реально действующие объединения, отстаивающие интересы руководителей и создателей существующих партий - 30,70%
^ Реально действующие объединения, отстаивающие интересы населения - 22,00%
^ Организации, не имеющие реального влияния на ситуацию в стране - 21,00%
^ Бюрократические объединения, отстаивающие интересы власти и чиновничества -19,10%.
Обращает на себя внимание, что только 22% из числа опрошенных отметили, что партии отстаивают интересы народа. В этой связи вполне объяснимым выглядит политический абсентеизм населения, не видящего в партиях защитников своих интересов, а потому мало доверяющего партиям в целом.
С другой стороны, при всем при этом на вопрос «нужны ли политические партии вообще?» большинство - 85,1% ответили «Да». Кроме того, 82,2% респондентов считают, что наличие политических партий является обязательным признаком демократичности страны. Так что вопреки низкой степени доверия к существующим в Казахстане партиям степень ожидания демократии и эффективной партийной системы оказалась высокой!
Таким образом, как показывают данные социологического опроса, партии как политический институт остаются невостребованными казахстанским социумом. Это связано с причинами как объективного, так и субъективного порядка.
Сформулируем две гипотезы.
У Первая. У большинства граждан еще слабо выражена способность к политической самоидентификации. Систематически проводимые опросы выявили слабое понимание гражданами именно позитивных функций партии, в частности, по причине их собственной неспособности осознать и артикулировать свои групповые интересы, соотнести их с позицией той или иной политической партии.
> Вторая. Недоверие к партиям и проявление абсентеизма в условиях бедности казахстанского политического рынка являются проявлением разборчивости избирателя. Не желает он приобретать «товар» невысокого качества. И винить в этом следует не его, а тех, кто этот политический «товар» производит.
Следовательно, задача партий - работать с населением, убеждая их в своей необходимости и полезности.
Выводы, предложения, рекомендации.
Механизм политической обратной связи, каковым является реальная партийная система, не сформировался.
В Казахстане существующая партийная система пока слабо взаимодействует как с обществом, так и с государством. Приходится констатировать, что многопартийность республики:
• не отражает реальной социальной структуры общества;
• многие партии не имеют четких идеологических ориентаций, все более превращаясь в инструмент манипулятивной демократии, ориентированный на личный доступ к власти, а не на продвижение интересов общества;
• партии как политические институты все еще продолжают играть весьма пассивную роль в государственно-политическом устройстве страны и, как следствие, оказываются в подчиненном положении по отношению к власти.
В этой связи вполне объяснимым выглядит политический абсентеизм населения, не видящего в партиях защитников своих интересов, а потому мало доверяющего партиям в целом. При этом, главные политические риски заключаются в том, что недоверие населения партиям как реальным выразителям его политической воли, ведет к дефициту легитимности их притязаний на власть, а это уже напрямую влияет на динамическую устойчивость всей общественнополитической системы Казахстана и стабильность ее функционирования.
Задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес путем их интеграции.
Тем самым партии консолидируют общество, создавая предпосылки для построения гражданского общества. Наиболее успешно эти процессы развиваются в тех странах, где в сознании
широких слоев населения утвердилось отношение к партиям как важнейшим структурным и функциональным элементам политической системы общества. Это относится и к правящим партиям, и к большинству партий, относящихся к оппозиции.
В Казахстане необходимо предпринять еще немало усилий со стороны государственных и общественных организаций, самих граждан, чтобы достигнуть такого уровня общественного сознания.
Новизна. Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:
• проанализированы объяснительные возможности социологического подхода к изучению партийно-политических режимов;
• рассмотрены гипотезы, позволяющие выделить сущность и перспективы моделей партийно-политического участия казахстанских граждан;
• определены специфические характеристики процесса трансформации партийнополитического режима в Республике Казахстан.
Литература
1. Романова Н. В. Модернизационный импульс демократического развития Республики Казахстан // Analytic, 2010. № 6. С. 141-145.
2. Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. - М.: ИНТЕЛЛЕКТ,
1997.
3. Булуктаев Ю., Чеботарев А. Политические партии Казахстана: год 2004. - Справочник. - Алматы: «Комплекс». - 2004.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ СМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Б. О. Исабаев, к. полит. н., докторант Тел.: (99655) 560 2222, e-mail: b.issabayev@mail.ru Казахский национальный университет имени аль-Фараби http://www.kaznu.kz/ru
The author examines the features of the process of political communication in mass media in Kazakhstan. The conclusions and recommendations are aimed at improving the communication process and the formation of the modern media market.
Автор рассматривает особенности процесса политической коммуникации в сфере СМИ в Республике Казахстан. Выводы и рекомендации направлены на повышение эффективности коммуникационного процесса и формирование современного рынка масс-медиа.
Ключевые слова: Политические коммуникации, средства массовой информации, информационное общество, информационное пространство, информационный рынок;
Keywords:Political communications, mass media, information society, information space, information market.
Основной целью работы является анализ современных тенденций формирования и развития политических коммуникаций в сфере СМИ в Республике Казахстан, выявление объективных закономерностей их становления и функционирования в условиях модернизации казахстанского общества.
Суть обсуждаемой проблемы.
Актуальность темы обусловлена сложностью трансформации средств массовой информации (СМИ) в условиях модернизации политико-коммуникационной системы Казахстана, связанной с переходом к информационному обществу и изменением места коммуникации в политической сфере.
Применительно к Казахстану можно говорить, что проблема трансформации СМИ в условиях политической модернизации приобрела особую актуальность (научную и практическую) еще