Научная статья на тему 'Современные тенденции политических коммуникаций в сфере СМИ в Республике Казахстан'

Современные тенденции политических коммуникаций в сфере СМИ в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
840
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / POLITICAL COMMUNICATIONS / MASS MEDIA / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SPACE / INFORMATION MARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исабаев Б. О.

Автор рассматривает особенности процесса политической коммуникации в сфере СМИ в Республике Казахстан. Выводы и рекомендации направлены на повышение эффективности коммуникационного процесса и формирование современного рынка масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends of political communication in mass media in Kazakhstan Republic

The author examines the features of the process of political communication in mass media in Kazakhstan. The conclusions and recommendations are aimed at improving the communication process and the formation of the modern media market.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции политических коммуникаций в сфере СМИ в Республике Казахстан»

широких слоев населения утвердилось отношение к партиям как важнейшим структурным и функциональным элементам политической системы общества. Это относится и к правящим партиям, и к большинству партий, относящихся к оппозиции.

В Казахстане необходимо предпринять еще немало усилий со стороны государственных и общественных организаций, самих граждан, чтобы достигнуть такого уровня общественного сознания.

Новизна. Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

• проанализированы объяснительные возможности социологического подхода к изучению партийно-политических режимов;

• рассмотрены гипотезы, позволяющие выделить сущность и перспективы моделей партийно-политического участия казахстанских граждан;

• определены специфические характеристики процесса трансформации партийнополитического режима в Республике Казахстан.

Литература

1. Романова Н. В. Модернизационный импульс демократического развития Республики Казахстан // Analytic, 2010. № 6. С. 141-145.

2. Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. - М.: ИНТЕЛЛЕКТ,

1997.

3. Булуктаев Ю., Чеботарев А. Политические партии Казахстана: год 2004. - Справочник. - Алматы: «Комплекс». - 2004.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ СМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Б. О. Исабаев, к. полит. н., докторант Тел.: (99655) 560 2222, e-mail: [email protected] Казахский национальный университет имени аль-Фараби http://www.kaznu.kz/ru

The author examines the features of the process of political communication in mass media in Kazakhstan. The conclusions and recommendations are aimed at improving the communication process and the formation of the modern media market.

Автор рассматривает особенности процесса политической коммуникации в сфере СМИ в Республике Казахстан. Выводы и рекомендации направлены на повышение эффективности коммуникационного процесса и формирование современного рынка масс-медиа.

Ключевые слова: Политические коммуникации, средства массовой информации, информационное общество, информационное пространство, информационный рынок;

Keywords:Political communications, mass media, information society, information space, information market.

Основной целью работы является анализ современных тенденций формирования и развития политических коммуникаций в сфере СМИ в Республике Казахстан, выявление объективных закономерностей их становления и функционирования в условиях модернизации казахстанского общества.

Суть обсуждаемой проблемы.

Актуальность темы обусловлена сложностью трансформации средств массовой информации (СМИ) в условиях модернизации политико-коммуникационной системы Казахстана, связанной с переходом к информационному обществу и изменением места коммуникации в политической сфере.

Применительно к Казахстану можно говорить, что проблема трансформации СМИ в условиях политической модернизации приобрела особую актуальность (научную и практическую) еще

и в связи с политическими событиями и изменениями политико-коммуникационной системы государства в последние два десятилетия. Острота этой проблемы не спадает и по сей день, оставаясь одной из наиболее дискутируемых тем политической науки.

С провозглашением независимости Республики Казахстан, вследствие смены парадигмы ее исторического развития, деятельность масс-медиа претерпела радикальные перемены. По сути, перед страной встала задача формирования качественно нового информационного пространства и его постепенного включения в мировую систему.

В числе первых законодательных актов, принятых независимым Казахстаном, Закон «О печати и других средствах массовой информации» (1991г.) стал убедительным подтверждением приверженности Казахстана демократическому пути развития. В этом документе были провозглашены свобода слова и печати. Это стало импульсом к формированию правовых принципов функционирования масс-медиа.

Однако в ходе дальнейшего ускоренного развития Казахстана в условиях рыночной экономики функционирования одного республиканского закона о СМИ стало недостаточно для обеспечения всех необходимых условий для качественного роста отечественных масс-медиа. Поэтому в апреле 1992 года Президент РК издал Указ, в котором Правительству страны поручалось разработать меры по защите средств массовой информации в условиях переходного периода страны.

Свое дальнейшее развитие казахстанские СМИ получили с принятием новой Конституция РК на всенародном референдуме в 1995 году. Принятие новой Конституции РК стало дополнительным импульсом для качественного роста республиканских СМИ, который характеризовался:

- отходом государства от доминирования на информационном пространстве; - переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к госзаказу; - активной приватизацией объектов СМИ; - бурным развитием негосударственных (частных, корпоративных и др.) масс-медиа и т.д.

В результате этих кардинальных преобразований на казахстанском рынке СМИ появились принципиально новые печатные издания, телевизионные каналы и радиостанции, использующие в своей работе модели и форматы современной западной журналистики, а функционирование электронных масс-медиа стало осуществляться в режиме «он-лайн» на постоянной основе.

Кроме того, в Казахстане были впервые реализованы механизмы экономического регулирования деятельности СМИ. В частности, внесены изменения и дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет РК» (2001г.), в соответствии с которым все периодические издания, за исключением тех, в которых реклама составляет более 2/3 площади печатного материала, были освобождены от НДС. Было принято также решение, что обороты телерадиокомпаний по производству и распространению продукции собственного производства не будут облагаться налогом. Данные налоговые послабления оказали позитивное влияние на общее развитие отечественного информационного рынка.

Сегодня в Казахстане сформировался свой национальный информационный рынок, характеризующийся: доминирующим сегментом негосударственных СМИ (около 80%), значительной дифференциацией информационного тематического поля, наличием крупных медиа-компаний и т.д. Так, например, если до 1990 года в республике издавалось всего 10 республиканских (государственных) газет и журналов и выходили в эфир 21 теле - и радиоканал, то в настоящее время в Казахстане зарегистрировано 8 248 средств массовой информации, 212 электронных масс-медиа, распространяются 2 392 средства массовой информации иностранных государств, а также зарегистрировано свыше 10 тысяч доменных имен в интернет зоне «К£». Собственниками около 200 печатных изданий являются общественные объединения, свыше 20 - политические партии и движения, более 10 - религиозные объединения. (1).

Современный рынок масс-медиа РК стал значимым сегментом общего товарного рынка, в котором функционируют те же принципы, что и в экономике в целом. То, что в стране уже существует целый ряд достаточно сильных СМИ, информационных медиахолдингов, является одним из безусловных достижений проводимых социально-экономических реформ и политических преобразований.

Либерализация и рыночные реформы привели к количественному и качественному росту СМИ. Сегодня по темпам развития СМИ Казахстан опережает практически все страны Центральной Азии и Закавказья. О лидерстве Казахстана в развитии медийной инфраструктуры свидетельствует факт проведения в стране ежегодного Евразийского медиа-форума.

Государство целенаправленно осуществляет курс на ускоренное развитие в стране Интернет системы, кабельного телевидения и т.д. Поддерживается и стимулируется активное использование СМИ современных информационных технологий, а также трансляция республиканской медиа-продукции через национальную спутниковую систему «CaspioNet».

Расширяется и углубляется международное сотрудничество посредством кабельного и спутникового каналов. В настоящее время в стране транслируются программы «BBC», «CNN», «Deutsche Welle», радиостанции «Свобода», польского канала «Polonia», российские и другие каналы.

В условиях глобальной информатизации в Казахстане были разработаны и приняты новые правовые акты, усиливающие ответственность СМИ за нарушение законов. При этом нужно отметить, что сегодня во всех развитых странах СМИ несут законодательную и иные виды ответственности за злоупотребление свободой слова.

Негативное воздействие на состояние информационного пространства страны оказывает отсутствие должного контроля за деятельностью СМИ со стороны гражданского сектора. Это связано с процессом трансформации казахстанского общества, в целом, и политической системы, в частности.

Вместе с тем, в новый Уголовный кодекс РК заложены нормы, предусматривающие ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении гражданам незапрещенной информации, а также за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

В настоящее время в Казахстане проводится курс на дальнейшую либерализацию деятельности СМИ. В этом направлении самым актуальным вопросом является принятие нового Закона РК «О средствах массовой информации». Проект этого закона сегодня находится на рассмотрении в Парламенте страны.

В XXI веке перед Казахстаном встали новые актуальные задачи, требующие своевременного разрешения. Одной из них являлся вопрос о дальнейшем развитии информационного пространства и рынка СМИ. В первую очередь, затруднения были вызваны в связи с исполнением конституционных норм о предоставлении всем гражданам возможности знакомиться с любой интересующей их информацией. В целях обеспечения информационной безопасности и защиты национальных интересов в условиях глобализации информационного пространства, роста международного терроризма, наркобизнеса, организованной преступности, нелегальной миграции и т. д., это, в определенной мере, стало неприемлемым. На волне «цветных революций» и других экстремальных факторов обострились вопросы по использованию СМИ в целях призыва к свержению существующего строя, пропаганды войны и жестокости, расовой, национальной, религиозной нетерпимости, вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство.

Выводы, предложения, рекомендации.

СМИ, находясь в среде специфического политического коммуникативного пространства, являются не просто фактором распространения и обмена информации, а формой организации массовых информационно-коммуникативных процессов, что в свою очередь, задает соответствующий характер протекающим в обществе политическим процессам. Массовая коммуникация посредством СМИ все больше превращается из подчинённого элемента в политикокоммуникационной системе в создателя политической реальности.

Возрастающее влияние СМИ в обществе, их активное проникновение в сферу политики, диктует необходимость поиска дополнительных путей регулирования деятельности масс-медиа в конструктивном русле. Сегодня стала очевидна необходимость совершенствования правового и экономического механизмов регулирования и координации деятельности масс-медиа. Это, в первую очередь, относится: - обеспечению конституционных гарантий свободы слова и независимости СМИ; - защите информационной безопасности личности, общества, государства; - эффективному развитию конкурентоспособного медиа-рынка. В данной связи, полагаем, что деятельность государства в современных условиях должна основываться на следующих принципах и подходах:

- создании эффективной нормативно-правовой основы, обеспечивающей соблюдение конституционных гарантий свободы слова, суждений и мнений, получения и распространения информации;

- установлении четких правил функционирования для всех участников информационного рынка;

- обеспечении информационной безопасности и сохранении информационных ресурсов;

- повышении уровня правовой и экономической грамотности представителей информационного сектора;

- активном продвижении национальных интересов на зарубежные информационные рынки.

Своевременная реализация этих мер будет способствовать дальнейшей либерализации казахстанского информационного пространства и повышению конкурентных преимуществ отечественных СМИ.

Необходимо ускорить разработку и принятие новой Концепции развития информационного пространства. В этом документе, в первую очередь, нужно решить такие актуальные вопросы как: - переход национальных электронных СМИ на цифровые технологии; - создание условий для производства собственной высококачественной информационной продукции; - активное развитие национального сегмента сети Интернет. (2).

Новизна. Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

• Система средств массовой информации рассматривается как подсистема средств массовой коммуникации, без которых модернизационные процессы невозможны. Под институтом средств массовой коммуникации понимаются все формы и средства связи, способствующие расширению человеческих контактов, общественной интеграции, и действующие в среде распространения и функционирования образцов поведения.

• Такое положение превращает массовую коммуникацию субъекта власти с отдельным самостоятельно мыслящим индивидом из технически-связующего средства обеспечения контактов государства и общества в суть и смысл политики. Можно сказать, что коммуникация в политике посредством СМИ становится не просто условием информационных обменов власти и общества, а превращается в саму политику.

• В работе определены специфические характеристики процесса развития политических коммуникаций в сфере СМИ в Республике Казахстан.

Литература

1. Казахстанские партии, НПО и СМИ// www.kazakhstan.orexca.com...kazakhstan_political

2. СМИ и Интернет. // www.kazakhstanlive.ru/country/soc/smi/

УДК 316.4

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Н. П. Сащенко, к. психол. н., доцент, кафедра политологии и политического управления Тел.: (495) 436 0418, Факс: (495) 436 0602, e-mail: [email protected] Российская академия государственной службы при Президенте РФ

http:/www.rags.ru

The authors pay special attention to the key social parameters of consolidation and differentiation of the society. Constant tracking the level of social intensity allows to reveal in due time the groups of the population which have got in the worst situation, ready to mass protest actions. The submitted parameters of the society development and their extremely critical sizes are closely connected with the process of social changes, they can be specified and extended.

В исследовании особое внимание уделяется ключевым социальным показателям консолидации и дифференциации общества. Постоянное слежение за уровнем социальной напряженности позволяет своевременно выявить группы населения, попавшие в наиболее тяжелую ситуацию, готовые к массовым акциям протеста. Представленные показатели развития общества и их предельно критические величины самым тесным образом связаны с процессом социальных изменений, они могут уточняться и расширяться.

Ключевые слова: социальные изменения, социальная напряженность, депривация, социальная консолидация, социальное расслоение, девиантное поведение, психический травматизм, доверие, радикальная оппозиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.