УДК 070
СМИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
Т. В. Вялых
В статье рассматриваются особенности развития средств массовой информации в интернет-пространстве Казахстана с момента официальной регистрации казахских интернет-сетей в 1994 г. Главные акторы, формирующие интернет-среду Казахстана, представляют собой сайты телеканалов, ведущие информационные агентства, государственные интернет-порталы.
e-mail:
Ключевые слова: СМИ, интернет-пространство Казахстана, интернет-ресурсы, ведущие информационные агентства, телеканалы, рейтинговые показатели, языковой контент.
Интернет-СМИ на сегодняшний день являются одной из важных составляющих медиасистемы Республики Казахстан. Однако ни состояние казахской интернет-журналистики, ни развитие и проблемы интернет-пространства республики, знание которых необходимо для объективного изучения сетевых СМИ Казахстана, пока ещё не становились объектами внимания исследователей. В данной работе мы рассмотрим состояние казахского интернет-пространства на современном этапе, определим степень доступа населения Казахстана к Казнету, изучим содержательные и качественные аспекты ведущих казахстанских сайтов. При этом будем руководствоваться законодательными положениями, относящимися к сфере массовых коммуникаций Республики Казахстан, а также анализировать статистические данные, отражающие состояние интернет-коммуникаций в стране.
Отсчет истории развития казахстанского интернет-пространства ведется с сентября 1994 г., когда был официально зарегистрирован национальный домен верхнего уровня (к/.). Соответствующий ему сегмент глобальной сети носит название Казнет. В том же году была основана одна из крупнейших телекоммуникационных компаний Казахстана - «Казахтелеком». Далее последовали появление первого сайта на казахском языке, запуск системы онлайн-доступа к университетским ресурсам («Электронный каталог КазГУ»), осуществляется постоянная радиотрансляция через Интернет (с 1998 г.).
В последующие годы в Казахстане наблюдается возросший интерес к интернет-пространству. В 2007 г. количество пользователей Сетью в республике достигает 1,67 млн. чел. (при общем населении около 16 млн. чел) [8]. Этот год был ознаменован существенным приращением количества пользователей интернетом. Согласно исследованиям делового журнала «Казахстан», «база коммерчески активных пользователей широкополосного доступа в Интернет, предоставляемого АО «Казахтелеком», составила 59885 абонентов.
В том же 2007 г. стали очевидными несколько основных причин, препятствующих дальнейшему развитию казахского интернет-пространства: ограниченные технические возможности, слабая компьютеризация и интернетизация образования, отсутствие точных подсчетов количества пользователей Интернетом и количества сайтов, а также отсутствие качественного контента [9]. Рассмотрим подробнее каждый из сдерживающих факторов.
Первым пунктом в решении проблемы стоит улучшение технического оснащения. Старые кабельные системы являются основной причиной торможения дальнейшего развития широкополосного доступа в Интернет. Компьютеризация и интернетизация образования - второй немаловажный пункт на пути развития интернет-пространства. Официально большинство школ и высших учебных заведений республики имеют свободный доступ к сети Интернет. АО «Казахтелеком», являясь ведущим
провайдером на рынке услуг, «обеспечил школам подключение к Интернету со скидкой 50 %, а также установил льготные тарифы на абонентскую плату. А для государственных школ, финансируемых за счет бюджета, с февраля 2007 г. предоставление услуги коммутируемого доступа к Интернету (правда, только к его казахскому сектору -Казнету) вообще осуществляется бесплатно» [9]. Однако точные сведения о реальной степени компьютеризации учебных заведений на сей день отсутствуют.
Определение точного количества пользователей Интернетом также является немаловажной проблемой. По косвенным показателям (за основу были взяты статистические данные поисковика «Яндекс») [9] среднее количество казахстанских пользователей за один день равно 40 тысячам, а в среднем за неделю - 170 тысячам. Средний ежемесячный показатель составляет 750 - 800 тысяч человек, а это не более 5 % от всего населения республики.
Отдельного рассмотрения требует проблема отсутствия качественного контента на государственном языке - казахском. Следует заметить, что, несмотря на значительное развитие интернет-пространства в последние годы казахский язык по-прежнему остается неконкурентоспособным (это также объясняет, почему Казнет уступает по многим показателям Рунету). Как показывает практика, вкладывать средства в развитие качественных проектов на государственном языке попросту нерентабельно: при низкой посещаемости окупить хороший сайт за счет рекламных поступлений невозможно. Требуется господдержка таких интернет-проектов. По сообщению Счетного комитета Казахстана, только в 2007 г. было израсходовано 66 млн. тенге на создание портала «Государственный язык РК».
Проблема также кроется в переходе большинства сайтов Казахстана на двуязычный вариант подачи информации. Если языковой контент русскоязычной версии на большинстве сайтов Казахстана имеет четко структурированную систему с точными формулировками и описаниями по теме, то казахскоязычные версии значительно уступает в этом. Создание контента на государственном языке связано с большими финансовыми затратами: очень часто сайт неспособен оплачивать услуги компетентного переводчика. Кроме того, переводной казахский текст обычно уступает русскоязычному в объеме передаваемой информации и оригинальности. Как показывает практика, аудитория (независимо от своей национальной принадлежности) зачастую избегает казахского языкового контента, что в свою очередь приводит к нестабильному развитию многих ресурсов в Казнете.
Однако стремление правительства Казахстана преодолеть барьеры, препятствующие развитию Казнета, привели к увеличению числа пользователей сетью Интернет. Начиная с 2007 г. их численность возросла от 4 чел. на 100 жителей до 14 чел. (в 2008 г.) Помимо этого, проводится компьютеризация школ с последующим подключением к сети Интернет. На начало 2009 г. компьютеризировано 7458 школ (96,6 %), из которых 5845 (96,6 %) - сельские школы [9].
Интернет-ресурсы ведущих информационных агентств Казахстана
Новостные сайты казахских информагентств на сегодняшний день лидируют по популярности среди пользователей Казнета. В 2008 г. А. А. Новинкиным было провезено исследование информационных агентств Казахстана [11]. В данной работе представлена актуализированная характеристика информагентств Казахстана, с акцентом на их деятельности в Интернете.
На сегодняшний день в республике действуют следующие информационные агентства: ИА «Казинформ», ИА «Казахстан сегодня», ИА «Хабар», ИА «Интерфакс-Казахстан», ИА «Казахстанский Пресс-клуб», ИА финансовых рынков «ИРБИС».
ИА «Казинформ» принадлежит открытому акционерному обществу «Национальная компания «Казахское информационное агентство» («Казинформ»), которое начало свою деятельность 8 ноября 2002 г. на базе Республиканского предприятия «Казахское информационное агентство» (КазААГ) [11]. Государству принадлежит
100 % акций открытого акционерного общества «Казинформ», что свидетельствует о символичности его заявленного организационно-правового статуса.
Новости агентства транслируются в режиме on-line через его веб-сайт www.inform.kz на трех языках - казахском, русском и английском. В настоящее время вся новостная информация казахскоязычной версии воспроизводится также в латинской графике и арабскую вязи. Данный факт очень важен для казахов, проживающих за рубежом и не владеющих кириллицей.
Информационное агентство предоставляет информацию о деятельности государственных структур - администрации президента РК, Правительства, Мажалиса (парламента), региональных органов власти, национальных финансовых и промышленных структур.
«Казинформ» имеет корреспондентскую сеть в странах ближнего и дальнего зарубежья: в России, в Узбекистане, в Киргизии, США, Китае, Бельгии [15].
Агентство располагает актуальной информацией из всех областей республики. Власть и политика, экономика и финансы, общество, мировые новости, интеграция -все основные аспекты жизни Казахстана, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья находятся в поле зрения ИА «Казинформ».
Задачами агентства является «оперативное информационное отражение многогранной политической, экономической и культурной жизни страны, распространение качественной аналитической информации о Казахстане. А также участие в работе по формированию положительного международного имиджа страны, популяризации Казахстана в мире, в том числе среди политических и деловых кругов, медиаструктур зарубежных стран» [11].
С октября 1996 г. на рынке информации зарекомендовало себя еще одно казахское агентство - «Интерфакс-Казахстан». Информация агентства выходит на русском, казахском и английском языках, русскоязычная версия сайта при этом содержит наиболее полный объем новостей (общественно-политические новости, финансово-экономические новости, новости агентства, цитаты дня и новости дня). «Интерфакс-Казахстан» ведет подписку на целый ряд изданий политического, финансового и экономического содержания. Помимо этого, агентство выпускает тематические издания («Горнометаллургическое обозрение», «Нефтегазовое обозрение», «Интерфакс-энергетика» и др.).
Агентство связано партнерскими отношениями с российским информагентством «Интерфакс» и пользуется его информационными ресурсами и коммуникационными возможностями: «по каналам агентства «Интерфакс» информационные сообщения из Казахстана рассылаются подписчикам во всем мире» [11].
Информационное агентство «Казахстан сегодня» функционирует на рынке информации более десяти лет (начало свою работу в 2000 г.). Занимает одно из лидирующих позиций, его материалы используют радиостанции, телеканалы и печатные СМИ. Подписчиками агентства являются национальные компании, банки и международные финансовые институты, ведущие министерства и ведомства, дипломатические миссии, зарубежные информационные агентства, газеты, радиостанции и телевизионные каналы.
Новостная лента агентства, как и других ИА Казахстана, выходит на трех языках: русском, казахском, английском в следующих рубриках: экономика, финансы, статистика, нефть и газ, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, президент, политика, правительство, законотворчество, парламент, наука, культура и т. д. Помимо этого, «Казахстан сегодня» предлагает подписку на такие информационные продукты, как общественно-политическая лента новостей, новости экономики, обзор рынков металлов.
Одним из крупнейших на казахском рынке информационных услуг с 1995 г. становится специализированное ИА «Хабар», созданное на базе службы новостей Казахского ТВ. Агентство «имеет 14 собственных корпунктов в Казахстане и 5 - в государствах СНГ» [11]. Интернет-портал ИА «Хабар» (www.khabar.kz) представляет читателям самую полную информацию о важнейших событиях в стране и за ее пределами.
Отдельно следует выделить ИА «Казахстанский Пресс-клуб» и ИА финансовых рынков «ИРБИС».
Отличительной чертой ИА «Казахстанский Пресс-клуб» (основанного в сентябре 1994 г. при поддержке ЮСАИД - Агентства по международному развитию США) стала ориентация на «развитие высокопрофессиональных независимых СМИ», что позволяет «расширять информационное пространство Казахстана» [11].
Информационные обзоры агентства выходят на английском и русском языках. Подписчиками новостной информации являются иностранные посольства, компании, международные организации.
Информационное агентство финансовых рынков «ИРБИС» зарегистрировано в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью в августе 1998 г., учреждено Казахстанской фондовой биржей (КАБЕ). Практически полную техническую и информационную поддержку Агентству оказывает АО «Казахская фондовая биржа», которая владеет долей в размере 80% от уставного капитала «ИРБИС».
«Основная деятельность агентства - популяризация финансового рынка Казахстана, предоставление информационных и аналитических услуг в области финансового рынка Казахстана, предоставление информационных и аналитических услуг в области финансового рынка на коммерческой основе» [11].
Деятельность всех перечисленных агентств на сегодняшний день остается востребованной казахстанскими потребителями информации, которые в режиме реального времени могут получать новости из всех уголков Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья. Специализированность агентств, адаптация к меняющемся условиям информационного рынкам дают им возможность развиваться и предоставлять необходимые сведения.
Интернет-ресурсы телекомпаний Казахстана
В развивающейся медиасистеме Казахстана телевидение занимает одну из ключевых позиций. Активные и популярные телеканалы переходят в Интернет-среду, что позволяет им привлекать большее количество аудитории.
В телевизионном пространстве РК можно выделить следующие ведущие телеканалы: «Хабар», «СаБрюКе!:», «31 канал», «КТК», НТК «Казахстан», МТРк «Мир», «Астана», «НТК», «СТВ».
Национальный информационный телеканал «Хабар» был создан одновременно с ИА «Хабар» в 1995 г. на базе информационной службы Казахского ТВ, его первоначальное название — Национальное Телевизионное Информационное Агентство (НТИА). Сегодня это ведущий национальный канал страны, вещающий на казахском и русском языках более чем для 13 миллионов телезрителей. Основной приоритет в вещании этого телеканала направлен на производство полноценной новостной информации.
Основные принципы подачи информации телеканала неразрывны с принципами работы ИА «Хабар» и заключают в себе «оперативность, эксклюзивность и полноту». Информационные программы занимают до трети всего эфирного времени. В Дирекции информационных программ работает свыше двухсот сотрудников. Информация собирается из 14 собственных корпунктов в Казахстане и 5 — в государствах СНГ. Репортажи готовятся собственными корреспондентами из 12 стран Северного полушария. Телеканал и одноименное информгентство обладают сегодня крупнейшей в Казахстане корреспондентской сетью. Несмотря на это, «Хабар» продолжает планомерно увеличивать количество своих зарубежных корпунктов. Помимо собственной информации, компания в рамках партнерских программ активно использует продукцию ведущих мировых информационных агентств. Большой популярностью пользуются также публицистические, развлекательные, музыкальные, спортивные и другие программы. Телевизионные сериалы, документальные и художественные фильмы,
демонстрируемые на канале, имеют высокий рейтинг. Телеканал проводит показ спортивных соревнований мирового уровня в прямом эфире. Техническое оснащение позволяет осуществлять прямую трансляцию важнейших политических и культурных акций с места события [20]. К примеру, освещение акций в поддержку референдума стало самым значимым событием в деятельности телеканала в 2011 году.
Информационно насыщенным является сайт «Хабар» (www.khabar.kz) (представленный тремя языками: казахским, русским и английским), в структуру которого входят следующие рубрики: политика, экономика, социум, спорт, культура, ЧП, в мире, телепрограмма, радио, блоги, форум, спецпроекты, выборы, госзакупки. Пользователь без труда может найти любую интересующую его информацию, используя базу данных сайта.
Первый национальный спутниковый телевизионный информационно-познавательный канал Республики Казахстан «CaspioNet» начал свое вещание 25 октября 2002 г. Он входит в структуру АО «Агентство «Хабар». «Caspionet» смотрят в 63 странах Европы, Центральной Азии, Закавказья, Ближнего Востока и северной части Африки. Охват аудитории телеканала обширен - 99 миллионов человек. Все материалы на CaspioNet выходят на трёх языках — казахском, русском и английском. В будние дни программа телеканала построена по принципу 3-х часовых языковых блоков, каждый из которых включает в себя: новости, бизнес-новости, спорт, погоду, а также тематические журналы и программы собственного производства. Некоторые передачи вызывают особый интерес. Так, телепередача «Kazakhstan: a recipe for friendship» («Казахстан: рецепт для дружбы») рассказывает о жизни диаспор, проживающих на территории республики Казахстан. В основе каждой программы - рассказ о жизни одного отдельно взятого этноса. «Steppe tales» («Степные сказки») - авторская программа Джонатана Ньюелла, представляющая Казахстан глазами иностранного журналиста [3].
Сайт спутникового телеканала по своей структуре смежен с сайтом АО «Хабар», - со всем спектром политических, экономических, социальных, культурных событий Казахстана и мира можно ознакомиться на caspionet.kz, выбрав один из трех языков (казахский, русский, английский).
Главной задачей спутникового телеканала на сегодняшний день является возможность представить зарубежной аудитории максимально полную картину событий в Казахстане.
Частный казахстанский республиканский «31 канал» начал вещание 24 октября 1992 г. как ТРК. Входит в медиахолдинг «31 канал». Вещает во всех областных центрах Казахстана. В Алма-Ате первый выход в эфир произошел 12 апреля 1993 г. В 2003 г. телеканал начал вещание в цифровом формате со спутника Intelsat 904, что позволило значительно расширить зону покрытия. А в 2008 г. вещает в обновленном формате [1].
«31 канал» - одна из самых популярных телекомпаний развлекательного направления в Казахстане. Целевая аудитория «31» представлена возрастной группой от 6 и до 54 лет. Телеканал выпускает собственные проекты на казахском языке («Эзш-студио», «Ж^лдызбен ЖYЗдесу», «Талант шоу», «Тенге-BOX», «Базар жо;!», «Сырласайы;»), уделяя тем самым внимание государственной языковой политике.
Сотрудничая с российско-американской компанией «СТС Медиа», телеканал стал транслировать популярные развлекательные телепередачи и телесериалы российского производства («Ранетки», «Папины дочки», «Самый Умный», «Жизнь прекрасна», «Хорошие шутки», «Истории в деталях», «Одна за всех», «Даешь молодежь», «Снимите это немедленно»). Особый интерес вызывает программа новостей «Информбюро». На сегодняшний день программа ведет свои репортажи из различных стран, информируя тем самым казахстанцев о последних событиях мирового значения.
Акцентирует внимание телеканал и на детской аудитории. В эфир выходят мультфильмы и детские телесериалы на казахском и русском языках (в 2008 г. популярные зарубежные мультфильмы впервые были переведены на казахский язык).
«31 канал» лидирует в Казахстане по количеству собственных проектов развлекательного характера, делающих акцент на национальную ментальность телезрителей.
Стилистическая структура сайта (3i.kz) и его цветовое оформление во многом повторяют сайт российского телеканала «СТС». Вся необходимая информация распределена по рубрикам: программа, сериалы, кино, мультфильмы, проекты, форум. Подробно классифицирована новостная программа «Информбюро» (представлен архив за 2008, 2009, 2010 гг.).
Одним из первых частных телеканалов Казахстана, имеющих статус национального вещателя, является также «КТК» (АО «Коммерческий Телевизионный Канал»). Корреспондентская сеть телеканала охватывает около половины областных центров Казахстана. Впервые «КТК» появился в эфире в феврале 1991 г. Первоначально программы транслировались только на территории Алма-Аты, но с 1996 г. «КТК» начинают смотреть и в других городах Казахстана. Канал ориентируется на программы социальной направленности. К таковым можно отнести проекты «Неотложка» (рассказывающая о проблемах казахстанцев), программу «Портрет недели», которая за свое более чем десятилетнее существование, стала синонимом понятия социальная справедливость (программа разоблачала коррумпированных чиновников).
Телеканал развивает онлайн-вещание (ktk.kz). В режиме реального времени возможен просмотр новостных программ и собственных передач «КТК». Сайт удобен в использовании и содержит всю необходимую зрителю информацию. Развитие сетевого вещание руководство телеканала связывает с тем, что треть аудитории заинтересованной в потребление продукции телеканала находится заграницей [16].
Рейтинговые показатели сайтов Казнета
На современном этапе развития интерес к Казнету возрастает. С каждым годом в информационном пространстве Казнета возникает все больше разнонаправленных сайтов, отслеживать работу которых весьма проблематично. В связи с этим компанией KAZNET Media был организован проект whois.1in.kz, благодаря которому можно фиксировать появление тех или иных сайтов, определять рейтинг посещений. Данные рейтинги ориентированы исключительно на сайты казахстанской тематики.
Статистика сайтов разбита по темам. Ведется общий рейтинг сайтов, после чего определяется десятка наиболее посещаемых сайтов. Так, за период 2011 г. лидирующие позиции занимают сайты развлекательного характера - это Kiwi.kz - видео в Казахстане, Киномир - онлайн-кинотеатр и Аниме портал uzumaki.kz. Заметим, что за год предпочтения пользователей колебались преимущественно в рамках перечисленных сайтов и порталов. Так, если на начало 2011 г. первое место занимал сайт Kiwi.kz, то уже к концу года лидером стал Аниме портал uzumaki.kz.
Наряду с сайтами развлекательного характера аудитория Казахстана выделяет несколько сайтов новостного и аналитического содержания. В десятку лидеров вошли сайты категории «новости и СМИ». К таковым относятся популярный казахстанский новостной сайт Номад (http://www.nomad.su/) и Vesti.kz (http://vesti.kz/), который довольно долго занимал лидирующие позиции в рейтинге лучших сайтов Казнета.
«Номад» (http://www.nomad.su/) (в переводе с английского - кочевник) представляет собой новостной казахстанский сайт, охватывающий значительный объем общественно-политической, социально-культурной информации. Наиболее популярными рубриками являются: аналитика, политика и общество, экономика, оборона и безопасность, экология и здоровье, культура и спорт, наука и техника, интервью, история.
В архиве собрана актуальная и востребованная информация с 2002 по 2011 гг., которая регулярно пополняется (за исключением выходных дней).
Сайт оснащен системой поиска «Яндекс», что позволяет пользователю черпать недостающую информацию из других источников. Однако сайт имеет строгую ориентацию на казахстанскую аудиторию. Заголовки, содержащиеся на сайте, отражают политические, экономические и социальные вопросы Казахстана: «Рабочий график Гла-
вы государства», «Состоялось заседание Республиканской комиссии по Государственным символам», «(Краткие итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за январь-апрель 2011 г.», «<В Казахстане каждый третий брак заканчивается разводом», ««Психологи призывают восстановить в Казахстане институт семьи», ««Инвесторы насторожились: в Европе снова разгорается кризис» и др.
Объем рекламы на сайте не превышает допустимый уровень по сравнению с объемом рекламы других сайтов. Баннеры, двойные ссылки на сайте отсутствуют. Реклама строго ориентирована на казахстанского пользователя.
В целом же объем рынка рекламы в Казнете только на период 2009 г. составил около $5 млн., что составило около 1% затрат на рекламу на радио, в прессе, на телевидении.
УвзН.кг (http://vesti.kzj: последние новости Казахстана — национальный новостной портал, который, в отличие от казахстанского сайта «Номад», имеет более широкий охват новостной информации. «Последние новости Казахстана» располагает, несмотря на свое узкоориентированное название, новостями основных категорий: мир, Россия, Казахстан. Информация обновляется ежедневно, что позволяет пользователю получать актуальные сведения. Из всех категорий новостного портала наибольший интерес вызывает категория «Интервью». Здесь пользователь имеет права задавать интересующие его вопросы известным деятелям политики, науки, спорта. Пометка «интервью готово» свидетельствует о сформированной и доступной информации.
Рассмотрим выборочно развлекательные сайты, наиболее популярные среди пользователей Казнета. Это поможет нам определить степень ориентированности аудитории в информационном пространстве.
ШитаЫ^ (http://uzumaki.kz) - популярный казахстанский Интернет - портал, ориентированный исключительно на потребителя японской анимационной продукции. Об этом свидетельствует не только содержательная сторона портала, но и его дизайн, комбинирующий в себе сюжетные вырезки из различных аниме мультфильмов и сериалов. Реклама также направлена на продвижение и популяризацию японской анимации.
Любопытен в данном случае факт популярности жанра аниме среди казахских Интернет-пользователей. Однако по тому, как меняется рейтинговая таблица, видно, что анимация и кино не могут удовлетворить информационные потребности всей массы пользователей сети. Кроме того, здесь существенное влияние оказывает именно возрастные рамки населения, определение которых может быть весьма условным.
Таблица 1
Рейтинговая таблица Казнета на период 2011 г.
Название сайта Электронный адрес Рейтинг посещений Охват аудитории Рейтинг просмотров
1 2 3 4 5
Юш^ - видео в Казахстане htt://kiwi.kz 32395105 Вся территория Казахстана 299498779
Киномир - онлайн кинотеатр http://kinomir.net 5889202 Вся территория Казахстана 40127173
Аниме портал шитай^ http://uzumaki.kz 5867692 Вся территория Казахстана 51991087
Номад http: / / www.nomad.su 2967580 Вся территория Казахстана 17458897
Казахстанский торрент-трекер vnete.kz http://vnete.kz 2336867 Вся территория Казахстана 27182696
Vesti.kz: Последние новости Казахстана http://vesti.kz 2221127 Вся территория Казахстана 5381656
Окончание табл.
1 2 3 4 5
MovieWorld.kz Фильмы Online для Megaline http://movieworld.kz 2174418 Вся территория Казахстана 15481149
Pics.kz - хостинг картинок http://pics.kz 1932649 Вся территория Казахстана 5524700
Фильмы онлайн для Megaline http://tv1.kz 1777632 Вся территория Казахстана 9497587
Торрент-трекер Казахстана http://megatorrents.org 1775575 Вся территория Казахстана 21788178
Заметим, что первые четыре сайта меняют свои позиции в рейтинговой таблице регулярно, оставаясь при этом на лидирующих положениях.
Проект «Kiwi» ( htt://kiwi.kz), характеризующийся как казахстанский видеосервис, осуществляет доступ к видеоинформации, телеканалам, радиотрансляциям в режиме online.
Экспертная оценка видео-сервиса носит положительный характер. Его популярность обусловлена в первую очередь широкими возможностями мультимедийных услуг, простотой пользования и сбалансированной цветовой гаммой. Однако выявляется и существенная проблема - перегрузка серверов и низкая конвертируемость роликов.
Обратим внимание, что газетная периодика в Казнете представлена версиями наиболее популярных русскоязычных газет - «Известия-Казахстан» (www.izvestia.kz), «МК-Казахстан» (www.mk-kz.kz), «АИФ-Казахстан» (www.aif.kz), а также электронной журнальной периодикой, среди которой внимания заслуживают аналитические издания, например, «Эксперт Казахстан» (expert.ru/kazakhstan/). К электронным версиям данных изданий мы неоднократно обращались при анализе контента печатных СМИ Казахстана. И пришли к выводу, что сайты перечисленных газет и журналов требуют отдельного более подробного рассмотрения.
Казнет и государство
С момента развития Интернет-пространства в Казахстане наблюдается все больший интерес к нему со стороны государства, которое акцентирует свое внимание на нескольких основных аспектах, способствующих полноценному развитию Интернет-среды (Казнета): правовом (связано с развитием нормативно-законодательной базы), социокультурным (приоритетным здесь является развитие и продвижение государственного языка в Казнете), экономическим (развитие инвестиционных проектов государства в области Интернет-коммуникаций).
Помимо прочего, с постепенным внедрением Интернета в общество планируется сократить цифровой разрыв в городах и сельской местности [6].
О том, что государство принимает активное участие в процессе информационного наполнения Казнета, свидетельствуют планы по поддержке создания 30 информационных ресурсов в Интернет: 10 государственных и 20 частных. 26 сентября 2008 года в Астане состоялась презентация девяти новых познавательных порталов в зоне .kz. Среди них: информационно-познавательный портал Министерства образования и науки РК (http://www.it-bilim.kz/), портАИС РК, предназначенный для повышения квалификации и тестирования отечественный специалистов в области информационных технологий (http://www.it4u.kz/), электронный государственный библиотечный фонд «Библиотека Казахстана» (http://www.kazneb.kz/), портал, популяризующий историко-культурное наследие Казахстана (http://www.madenimura.kz/), портал Министерства индустрии и торговли РК (http://www.mitportal.kz/), портал Министерства здравоохранения РК (http://www.info-health.kz/), портал «Национальное наследие» (http://www.ata-mura.kz/).
17 апреля 2008 г. была принята Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 годы, нацеленная на разработку комплекса мер для обеспечения устойчивого, планомерного, безопасного и эффективного движения Республики Казахстан к единому информационному пространству, определение основных политических, социально-экономических, культурных и технико-технологических предпосылок и условий для развития Казнета, положений и приоритетов государственной политики, обеспечивающих динамизм и стабильность.
По данным Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи (АИС РК), на осуществление деятельности по предоставлению услуг доступа к сети Интернет АИС РК всего выдало 776 лицензий 403 компаниям, из них 14 лицензий были приостановлены и 177 аннулированы. Всего на рынке доступа к сети Интернет в Казахстане предоставляют услуги более 39 субъектов, наибольшую рыночную долю из которых занимают АО «Казахтелеком», АО «Нурсат», АО «Арна» и АО «Astel».
Заметим, что содержательная часть казахстанских ресурсов формируется стихийно, в соответствии с интересами и запросами распространителей информации без должного учета правовых, морально-этических и прочих норм, а также национальных интересов.
В целях изменения существующего положения правительство активными темпами поддерживает развитие инновационных проектов в области ИКТ-индустрии. Осенью 2011 г. в Астане прошла выставка-конференция Digital Communications Kazakhstan 2011, на которой компаниям, как местного, так и международного уровня был представлен инновационный потенциал ИКТ-индустрии Казахстана на 2011-2015 гг. [20].
Министерство связи и информации РК посвятило компании в процесс «выполнения отраслевой программы по развитию инфокоммуникационного сетевого сектора. В частности, были рассмотрены вопросы развития мобильной связи и телекоммуникаций, цифрового ТВ, широкополосного доступа в Интернет, решения для «Е-правительства», «Е-коммерции», интерактивной рекламы и социальных медиа» [1].
Одной из основных проблем на современном этапе развития является создание казахского поисковика, который в значительной степени облегчит пользование Каз-нетом. «Так, «Яндекс» технологически не может искать по-казахски. А Google не знает, что такое Казнет. Он знает только сайты в зоне .KZ, не говоря уже о том, что они не учитывают морфологические и семантические составляющие сайтов на разных языках. В результате получить полный результат на свой запрос и при этом быть уверенным, что он релевантен запросу, в Казнете невозможно»[19].
Главной причиной, по которой полноценное функционирование казахского поисковика оставалось затруднительным, являлось недостаточность финансирования со стороны государства и коммерческих структур. Однако на современном этапе развития роль Казнета неуклонно возрастает в среде казахстанского общества и интерес государства в связи с этим очевиден. Выяснилось, что современная казахстанская сеть Интернет испытывает несколько основных проблем (смешение языкового контента; нехватка финансирования со стороны государства; отсутствие контекстной рекламы, а также полноценной правой и законодательной базы, закрепляющей за владельцами право для развития и пользования доменными зонами, и т. д.). Для устранения этих проблем необходимо тесное сотрудничество государства с частными (коммерческими) структурами как внутри государства, так и за его пределами.
Итак, информационная наполняемость Kz. по-прежнему осуществляется за счет российских и зарубежных ресурсов, что в свою очередь делает затруднительным дальнейшее беспрепятственное развитие Казнета как национального сегмента.
В настоящее время представители казахстанских ресурсов всерьез озадачены вопросами развития отечественного контента. Стремления производителей, рекламодателей и потребителей сходятся в одном - Казнету необходимо самостоятельное раз-
витие со своей экономикой и инфраструктурой[1з]. Данная позиция была обозначена экспертами Клуба ИПР (Клуб Института политических решений).
Клуб ИПР - «постоянно действующая диалоговая площадка для экспертного обсуждения актуальных вопросов казахстанского и международного развития и выработки по ним профессиональных решений и рекомендаций»[1з].
Клуб начал работать с августа 2009 г. За это время были проведены экспертные исследования на темы: политика, образование, наука, социальные сети, новые технологии и др.
КИПР располагает своим сайтом, который оснащен навигатором тем, в котором СМИ, РЯ, социальным сетям отводится отдельный раздел. Материалы на тему «медиа» регулярно обновляются.
Дмитрий Зимин, генеральный директор «МеШаАг!» говорит о возрастающей женской аудитории в Казнете, которая составляет основной процент пользователей на сегодняшний день: «Сейчас интернет - это более женская среда, в среднем по Каз-нету (данные «Ьше1Шегпе» женская аудитория составляет 57 %. В последнее время в женской аудитории преобладает категория «<старше 45 лет», которая в основном находится на женских сайтах, как правило, в социальных сетях. Если посмотреть на сеть «Мой мир», который принадлежит «<mail.ru», то в их аудитории также преобладают представители женского пола». Помимо этого, эксперт сравнивает посещаемость казахстанских и российских ресурсов: «<Если смотреть суточную посещаемость «<mail.ru», то в сутки у них около 1 млн. 700 тыс. казахстанских пользователей, когда на таких лидирующих казахстанских интернет-ресурсах, как «kiwi.kz», «пиг«<ко1еэасуточная аудитория составляет около 130-140 тысяч казахстанских пользователей»[5].
По подсчетам экспертов, большинство казахстанских сайтов является убыточным. Прибыли получают лишь ресурсы, интегрирующие готовую новостную информацию. Законодательство в области Интернет- индустрии, как показывает практика, несовершенно. Наблюдается нехватка законов, необходимых для нормального функционирования информационной среды Казнета.
Кроме того, одной из причин слабого развития ресурсов отечественной сети называется нежелание рекламодателей размещать рекламу на нерентабельных сайтах. Лидирующие позиции занимают новостные сайты, форумы и блоги. Научные, образовательные и технологические ресурсы оказываются в проигрыше.
Согласно экспертному опросу, в котором приняли участие 120 респондентов, информация распределилась по следующей степени важности: «наибольшую важность имеют (по 5-балльной шкале): общая справочная информация - 4,2, новости -4,2 и аналитика - 4. Среди отстающих позиций: технологические ресурсы и электронная торговля - 3,3, искусство, журналистика и публицистика - 3,4» [5].
Данная ситуация имеет ряд причин, которые препятствуют полноценному развитию казахского контента: во-первых, это преобладающая конкуренция со стороны российских ресурсов; во-вторых, низкая грамотность населения в вопросах информационно-коммуникационных технологий; в-третьих, недоступность интернет-тарифов и низкая степень инвестиционной привлекательности казахстанских ресурсов.
Однако с продвижением на рынке уровень потребления многих ресурсов Казнета увеличивается. Потребитель может позволить себе пользование не только информацией текстового формата, но и видео, а также скачивание файлов больших объемов.
Увеличение числа пользователей, как выяснилось, происходит и благодаря переходу многих печатных изданий и телеканалов в Интернет.
Таким образом, грамотное распределение приоритетов между государством, производителями и пользователями ресурсов современной отечественной сети Казахстана может сделать Казнет и электронно-сетевые СМИ в нём не только конкуренто-
способными, но и генерировать новые идеи в быстро меняющемся информационном пространстве сети Интернет.
Список литературы
1. 31 канал: http://31.kz/about-company
2. Breaking news.kz: http://www.bnews.kz/ru/news/post/58402/
3. CaspioNet: http://caspionet.kz/rus/series/
4. Internet World Stats: http://www.internetworldstats.com/asia/kz.htm
5. SoftDeCo:http://www.softdecc>.cc>m/index.php?uin=1207202810&id=1207202865&pg= 1318314378
6. Vesti.kz: Последние новости Казахстана: http://vesti.kz
7. WHOIS.1IN.KZ. Кто первый в Казнете?: http://whois.1in.kz/
8. Zakon.kz Информационный портал: http://fin.zakon.kz/100571-v-konce-2007-goda-kolichestvo.html
9. Деловой журнал «Казахстан»: http://skazhu.kz/?p=41
10. Журнал цифровой цивилизации DIGITAL Kazakhstan: http://www.dgt.kz/
11. Журналистика и медиаобразование-2008: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. Том 1/под ред. проф. А. П. Короченского. - Белгород: БелГУ, 2008. - 368 с.
12. Законодательство о СМИ стран бывшего СССР: Т.1 / под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова. - М.: Институт проблем информационного права, 2002. -592 с. - (Журналистика и право; Вып.31).
13. Институт Политических Решений: http://www.ipr.kz/kipr/3/1/66
14. Казахстанский торрент трекер vnete.kz: http://vnete.kz
15. Казинформ: http://www.inform.kz/indexrus.html
16. КТК: http://ktk.kz/art/?id=98
17. КУРСИВkz: http://www.kursiv.kz/companii-i-rinki/1195203575-kaznet-prilichno-zarabotal.html
18. Номад: http://www.nomad.su
19. Самое интересное в Казнете: http://bestkz.blogstop.com/2009/08/blog-post_3153.html
20. Хабар: http://www.khabar.kz/
21. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е. Л. Вартанова, М. И. Гутова, В. Л. Иваницкий; Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 376 с.
MASS MEDIA IN THE INTERNET FIELD OF REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
T. V. Vyalykh
Belgorod National Research University
e-mail:
The article considers the features of development of mass media in the Internet of Kazakhstan from the moment of official registration of Kazakh Internet-networks in 1994. The primary factors of the Internet field of Kazakhstan represent the sites of TV channels, main news agencies, governmental Internetportals.
Key words: mass media, Internet field of Kazakhstan, Internet-resources, leading news agencies, TV channels, rating indicators, language content.