Научная статья на тему 'Политические и культурные отношения Португалии со странами Латинской Америки'

Политические и культурные отношения Португалии со странами Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1034
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические и культурные отношения Португалии со странами Латинской Америки»

М.Е. Кабицкий

Политические и культурные отношения Португалии со странами Латинской Америки

Political and cultural links between Portugal and Latin America

ке страны Европы. Это относится не только к языку и многим явлениям культуры, но также и к известным чертам сходства в путях и моделях исторического, политического и социального развития.

Безусловно, не следует пренебрегать многообразной спецификой того и другого региона, равно как и особенностями каждой страны, но сама близость стран, часто рассматриваемых в последнее время в качестве своеобразного сообщества - Ибероа-мерики, - не подлежит сомнению. Такое положение сложилось исторически, и, несмотря на конец колониальной эпохи в Америке и обретение латиноамериканскими государствами политической независимости, можно утверждать, что их контакты в той или иной форме и сфере с бывшими метрополиями практически не прерывались. Однако очевидно, что они приобретали различное наполнение в зависимости от перипетий внешнего и внутреннего развития как латиноамериканских, так и иберийских стран.

осударства Пиренейского полуострова, Испанию и Португалию, традиционно принято рассматривать как наиболее близкие к Латинской Амери-

Что нового внесли последние годы - вторая половина 90-х годов XX в. и начало XXI в. - в эти отношения, какие новые тенденции (позитивные и негативные) в них проявились в нашу непростую эпоху глобализации и попыток утверждения однополярного мирового устройства и, главное, каковы в них специфическая роль и место Португалии - вот те вопросы, над которыми хотелось бы поразмышлять.

Португалия - небольшая страна, возможности которой не позволяют ей претендовать на статус даже регионального лидера. Вместе с тем это страна - член Европейского союза (ЕС), для которой в силу ее положения, масштабов и относительной (в сравнении с другими государствами Евросоюза) отсталости и бедности европейская интеграция является вопросом особенной важности. Наконец, Португалия - это страна, занимающая особое, своеобразное положение среди ибероамериканских стран.

Связи внутри этого комплекса можно уподобить условному четырехугольнику: Португалию традиционные исторические и культурные узы связывают, прежде всего, с Бразилией, Испанию же - с другими испаноязыч-ными латиноамериканскими странами; Бразилия в рамках Латинской Америки имеет достаточно тесные связи с соседними странами, в свою очередь, Испания и Португалия на Пиренейском полуострове поддерживают активные добрососедские и партнерские контакты.

В этом контексте роль прямых взаимоотношений Португалии с испано-язычными странами Латинской Америки в определенном смысле занижена. Они приобретают определенное значение прежде всего в рамках Ибе-роамериканского сообщества, о чем подробнее мы поговорим ниже. Пока же отметим, что роль Бразилии как ключевого партнера Португалии в Латинской Америки определена как бы сама собой.

Часто явления и тенденции политической жизни связывают с определяющим влиянием экономических процессов. И это, очевидно, не лишено оснований. Однако рассматриваемая нами сфера интересна, в частности, тем, что здесь мы нередко наблюдаем наличие интенсивных политических и культурных контактов даже и при ограниченном их экономическом базисе и, наоборот (как в случае с бразильско-португаль-ским партнерством), влияние культурных факторов на экономические взаимоотношения.

В XX в. при различных политических режимах Португалия и Бразилия пережили несколько периодов политического сближения. Возможно, одним из прообразов встреч на высшем уровне латиноамериканских и иберийских стран (Cumbres Iberoamericanas), представляющих собой стержень интеграции Ибероамериканского сообщества, были двусторонние бра-зильско-португальские встречи на высшем уровне, проводившиеся систематически с момента подписания в 1953 г. «Договора о дружбе и взаимных консультациях». Поддерживались также широкие культурные контакты, в том числе несколько конгрессов по португальскому языку.

При этом на конец 80-х - начало 90-х годов экономические отношения между двумя странами в соответствии с характеристикой, данной португальским послом в Бразилиа Франсишку Трейшлером Кнопфли, оставались «невыразительными и очень нестабильными». Португальский экспорт в Бразилию не превышал 1% от всего объема экспорта страны, а импорт бразильской продукции составлял около 2% бразильского экспорта.

Приведенные факты объясняют определенной закрытостью бразильской экономики, но, очевидно, играло свою роль и положение в самой Португалии. Для страны, вступившей в 1986 г. в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), приоритетной задачей было укрепление своего положения в Сообществе, а также ликвидация отставания от других западноевропейских стран. Этот сложный период совпадает с деятельностью правительства правоцентристской Социал-демократической партии (СДП) во главе с Анибалом Каваку Силвой (1991-1995).

Определенное укрепление португальской экономики в 90-е годы сопровождалось расширением политического влияния Португалии и ростом ее культурного авторитета. Страна продемонстрировала прочность демократических институтов, успешное развитие интеграции в Европейские сообщества, модернизации экономики и ликвидации отставания от передовых стран ЕС, активную и позитивную роль на мировой арене.

В то же время в самих латиноамериканских странах - партнерах Португалии, прежде всего в Бразилии, проводились важные экономические и политические реформы, развивалась региональная интеграция, в частности, по линии МЕРКОСУР, «группы Рио» и др. Все это способствовало росту значения Латинской Америки для внешней политики Португалии.

В этой благоприятной обстановке у руля власти в стране с 1995 г. встали социалисты, сформировавшие в 1995 и 1999 гг. два правительства во главе с Антониу Гутерришем; пост министра иностранных дел в них занимал Жайми Гама.

Если во внешнеполитическом разделе программы правительства Каваку Силвы Латинская Америка упоминалась походя, в одном ряду с другими регионами (в частности, Африкой), а акцент делался на общих вопросах поддержки демократизации и социально-экономического развития, причем из конкретных стран отдельно рассматривалась только Бразилия, то программы социалистов уже совершенно иначе трактовали эти вопросы.

В программе был подчеркнут тот факт, что Латинская Америка с возвращением на путь демократии и экономической открытости находится на этапе глубокого переосмысления своей роли в мировой системе отношений. Отмечалось также, что процесс региональной интеграции в Латинской Америке возник в качестве адекватного ответа на вызов экономической мондиализации и должен всемерно поощряться как тенденция, за которой будущее. В связи с этим португальское правительство поставило перед собой задачу способствовать установлению связей и заключению соглашений между ЕС, с одной стороны, и региональными интеграционными объединениями, в первую очередь МЕРКОСУР, - с другой. В перспективе это должно было привести к созданию зоны свободной торговли и межрегиональной кооперации.

Наконец, социалистическое правительство заявило о своей нацеленности на все большее сближение и установление нового типа отношений, более прагматичных, более конкретных и более амбициозных, причем не только с Бразилией, но и с другими странами Южной Америки.

В целом можно сказать, что внешняя политика кабинета социалистов следовала в общих чертах декларированным принципам и направлениям, с теми поправками, которые вносила жизнь, в частности, возможности страны и новые факторы, появлявшиеся в мировой политике.

Период правления социалистов под руководством А. Гутерриша был в общем успешным для португальской внешней политики. Важно отметить, что она подкреплялась активным экономическим взаимодействием с партнерами в разнообразных регионах мира, в том числе в Латин-

ской Америке. Аналитики газеты «Файнэншл таймс» назвали это «стратегией новой экономической дипломатии» и отметили, что Португалия тем самым «ставит цель добиться более сбалансированного международ-

1

ного положения» .

В свою очередь, португальский посол в Бразилии Ф. Трейшлер оценил 1995 г. как образцовый и «репрезентативный для нового курса», имея в виду, что Португалия поднялась на восьмое место среди европейских партнеров Бразилии, а расширение экономического сотрудничества сопровождалось заметным ростом инвестиций2.

К началу XXI в. изменение ситуации на мировой политической сцене привело к возникновению новых вызовов, на которые должна была ответить португальская внешняя политика. Перед мировым сообществом по-новому встали проблемы безопасности, терроризма, конфигурации мирового порядка и др., и Португалия, тесно интегрированная со странами Запада, не могла этого не учитывать. Вместе с тем наметились серьезные проблемы и в экономической сфере. Успешное решение ряда важнейших задач, связанных с европейской экономической интеграцией, прежде всего, вступление в «первом эшелоне» в зону евро, не принесло само по себе и сразу же легкой жизни. Темпы экономического развития и сокращения разрыва с Евросоюзом снизились, и даже, напротив, началось отставание. В условиях ожидаемого вступления в Союз новых членов (что Португалия, со своей стороны, всячески поддерживала), необходимости нацелить усилия ЕС на нелегкую задачу их интеграции перспективы для португальской экономики были весьма туманными.

В этих условиях коалиционное правительство, сформированное вновь пришедшей к власти Социал-демократической партией и правой Народной партией во главе с премьер-министром Жозе Мануэлом Дураном Бар-розу, наметило в качестве своих основных приоритетов меры во внутренней, прежде всего экономической политике: укрепление финансовой и налоговой дисциплины, стимулирование экономического развития, под-

1 Portugal. An economic survey// Financial Times. - L., April, 16, 1997. - Р. 7.

2 http://www.brasil-rotario.com.br/

нятие авторитета государства. В сфере социальных и трудовых отношений предполагалось сделать ставку на повышение квалификации португальских трудящихся. Нередко первые шаги нового правительства подвергаются жесткой критике, их порой оценивают как несоответствующие намеченным целям. Видимо, в таких случаях возможны разные точки зрения, но для нас важно другое. Озабоченное решением внутренних экономических и социальных проблем, новое португальское правительство не ставило перед собой масштабных задач во внешней, в том числе латиноамериканской, политике. Вновь, как и в начале 90-х годов, мы видим во главе Португалии правительство социал-демократов, которое готово в значительной мере принести в жертву первоочередным экономическим проблемам и задачам европейской интеграции внешнеполитические отношения, в частности со странами Латинской Америки.

Вновь программа действий нового правительства во внешнеполитической сфере упоминает Латинскую Америку лишь однажды, в перечислении традиционных зон интересов, в число которых входят Африка, Латинская Америка, Тимор, Средиземноморье. И вновь в плане двусторонних отношений из латиноамериканских стран названа только Бразилия.

Хотя внешней политике нового кабинета предполагается придать такие характеристики, как «плюрализм, динамика, гибкость и творческий подход», при внимательном рассмотрении становится очевидной ее некоторая ограниченность определенным кругом направлений. Среди векторов внешнеполитической и дипломатической активности Португалии новое правительство наметило:

- укрепление позиций Португалии как активного субъекта в процессе европейского строительства;

- поддержание особых отношений с португалоязычным миром, в частности через преследование и пропаганду своих целей и интересов в португалоязычных странах Африки, в Бразилии и на Тиморе;

- приоритетное развитие отношений с НАТО, ООН и ОБСЕ как важнейших элементов системы современной безопасности;

- углубление двусторонних отношений с соседними странами и со стратегическими партнерами;

- усиление своего присутствия в международных организациях;

- поддержание тесных связей с общинами португальских эмигрантов и странами, где они находятся;

- всемерное распространение португальского языка и культуры;

- осуществление активной экономической дипломатии;

- нацеливание дипломатии на решение проблем XXI в.

Очевидно, что сформулированные таким образом приоритетные направления португальской внешней политики концентрируются на сообществе развитых стран Запада, обозначаемых то как участники европейского строительства, то как «соседи и стратегические партнеры», то как объединения - в первую очередь НАТО. Другим направлением являются контакты с португалоязычным миром и португальской диаспорой. В этом контексте рассматривается и Бразилия, но в одном ряду с Восточным Тимором и странами Африки. Для других латиноамериканских стран среди основных направлений внешней политики нового правительства места не нашлось.

Экономическая ситуация, как уже сказано, будучи сложной, также не способствует поддержанию стабильных отношений. Например, по предварительным данным за первое полугодие 2003 г. португальский экспорт в Бразилию уменьшался на 30%.

Однако вопрос, насколько реально осуществима смена приоритетов, обозначенная в программе правительства, остается открытым. Фактически, как это будет подробнее рассмотрено в дальнейшем, по многим направлением внешней политики наблюдается преемственность, нет резкого разрыва в реализации значительного числа проектов, начатых еще при социалистах.

Какими же конкретно были в последние годы и являются в настоящее время пути развития внешних отношений Португалии? Они многообразны.

Прежде всего, можно выделить деятельность в рамках международных и европейских организаций, а также других организаций по региональной интеграции.

Конец 90-х годов XX в. - начало XXI в. связаны с участием Португалии в ряде важных международных структур: председательство в ЕС (дважды: в 1992 и в 2000), в ОБСЕ (2002) и др., в настоящее время - участие в Экономическом и Социальном Совете ООН (2003-2005). Среди инициа-

тив, предпринятых в этой связи португальскими правительствами, целый ряд связан с сотрудничеством с Латинской Америкой.

Постепенно складываются традиции взаимной поддержки кандидатур при выборах в международные органы (в чем Португалия имеет особенно тесный контакт с Бразилией), а также общих позиций на международных форумах.

В этой связи показательно активное участие Португалии в подготовке и проведении первой встречи на высшем уровне между странами Европейского союза и Латинской Америки и Карибского бассейна. Первая такая встреча была проведена в Рио-де-Жанейро 28 июня 1999 г. Она, по оценкам португальских дипломатов, «подняла контакты на тот уровень, который существует между другими региональными объединениями в мире».

В последующие годы (в частности, в период своего председательства в ЕС) Португалия направляла свои усилия на то, чтобы, как заявил госсекретарь по европейским делам правительства Франсишку Сейшаш да Кошта, добиться «сближения между Европейским союзом и Бразилией и всеми остальными латиноамериканскими странами». Ф. Сейшаш да Кошта озвучил целую программу инициатив правительства, направленных на «либерализацию торговых отношений с МЕРКОСУР», взаимодействие с Чили, «группой Рио», «группой Сан-Хосе» и «создание прочной правовой базы для подлинной ассоциации Европа - Латинская Америка»3.

В дальнейшем эта позиция была подтверждена самим премьер-министром А. Гутерришем, заявившим в интервью бразильскому изданию, что считает «фундаментальным вопросом расширение отношений Европейского союза с МЕРКОСУР и, в частности, с Бразилией»4.

В то же время одним из серьезных препятствий для развития этих отношений является установление Европейским союзом барьеров в виде пошлин и тарифов на импорт продукции из Латинской Америки. Европейские лидеры даже утверждают, что «традиционное общество европейской

3 A presidencia da Uniao Européia. Entrevista ao Secretário de Estado dos Assuntos Europeus do Governo de Portugal// Correio braziliense. Sao Paulo. - 27.01.2000. - P. 3.

4 Abrir a Europa. Entrevista ao Primeiro Ministro de Portugal// IstoÉ. Sao Paulo - 13.03.2000. -

деревни не готово к свободной конкурентной борьбе на международном рынке». Так или иначе, португальское правительство первым признало наличие этих несправедливых ограничений и заявило о готовности добиваться в рамках европейских структур их отмены. Подобное обязательство А. Гутерриш еще раз повторил в 2001 г. в связи с форумом ВТО в Катаре, подтвердив, что «мы будем работать в рамках Европейского союза, чтобы ускорить переговоры с МЕРКОСУР, добиться успеха в ВТО и переходом к новой аграрной политике»5.

Надо сказать, однако, что добиться поставленной цели оказалось непросто. Вторая встреча на высшем уровне лидеров Евросоюза и Латинской Америки, состоявшаяся 17 мая 2002 г. в Мадриде, несмотря на призывы лидеров Испании и Бразилии, также не разрешила вопроса: лишь с Чили Европейским союзом было заключено торговое соглашение6.

Впрочем, значение таких встреч не исчерпывается только проблематикой международной торговли. Важны политические успехи, в частности, поддержка, оказанная лидерами ЕС Колумбии в деле достижения национального примирения, культурная составляющая, наконец, важен, как справедливо отмечает бразильский публицист Алду Ребелу, сам факт, что такие крупные региональные блоки ведут диалог о своих интересах на равных и без контроля со стороны США7.

Таким образом, Португалия, как и Испания, стремится играть роль «моста» во взаимоотношениях Европы и Латинской Америки и отчасти - своего рода ходатая по делам латиноамериканских стран (конечно, прежде всего Бразилии) в международных организациях. И делается это не без успеха: эта роль за ней действительно нередко признается третьими сторонами на мировой арене. Показателен, например, такой факт: руководство компании «British Telecommunications» не скрывало, что приняло участие в приватизации крупнейшей португальской телекоммуникационной компании «Portugal Telecom» только потому, что учитывало ее более широкое проникновение на латиноамериканский рынок8.

5 Portugal apoia Brasil na OMC// Jornal do Brasil. - Sao Paulo. - 6 de Setembro de 2001. - P. 9.

6 http://www.uol.com.br/folha/reuters/ult112u16003.shl

7 http://www.camara.gov.br/aldorebelo/bonifacio/politicaext/cimeira.htm

8 BT e MSI se juntam a Portugal Telecom // Jornal do Brasil. - 15 de Abril de 2001. - Р. 7.

В том же русле сближения Европы и Латинской Америки через лучшее знание и понимание друг друга лежит еще одна инициатива Португалии в период ее председательства в Евросоюзе - проведение в феврале 2000 г. в Алгарви «Недели Латинской Америки».

Наконец, возвращаясь к деятельности Португалии в международных и европейских организациях, следует упомянуть о том, что председательство страны в ОБСЕ в 2002 г., безусловно, находясь под влиянием обстановки в мире, прошло под лозунгом борьбы с терроризмом - проблемы, непосредственно затрагивающей некоторые латиноамериканские государства. В выделении этой проблемы проявилась также преемственность между двумя администрациями (сменившимися как раз в течение 2002 г.), о чем заявил португальский министр иностранных дел Антониу Мартинш да Круш на встрече с министром иностранных дел России Игорем Ивановым.

Другой линией, по которой осуществлялись контакты Португалии с Латинской Америкой, были встречи на высшем уровне иберийских и латиноамериканских стран (Cumbres Iberoamericanas) и в целом деятельность Ибероамериканского сообщества, объединившие близкие по историческим и культурным традициям народы. Особый динамизм ему придали начавшиеся в 1991 г. встречи глав государств и правительств ибероамери-канских стран. Одновременно в рамках Сообщества проводится большое число мероприятий в сферах политического, экономического, социального и культурного сотрудничества.

Хотя интеграция по линии Ибероамериканского сообщества и не значится в числе приоритетов внешней политики Португалии, страна с самого начала активно участвовала в его мероприятиях, особенно в период подготовки и проведения VIII Ибероамериканской конференции, состоявшейся 17-18 октября 1998 г. в Порту. Десятки мероприятий, связанных с различными сферами сотрудничества, прошли в разных городах Португалии. В 2001 г. Португалия официально присоединилась к Организации ибероамериканских стран по образованию, науке и культуре, представляющей собой одну из наиболее важных отраслевых структур Сообщества. Португальские лидеры нередко используют ибероамериканские встречи и для поддержания двусторонних контактов с теми или иными латиноамериканскими государствами.

Португалия участвует также в качестве наблюдателя в деятельности Организации американских государств.

Еще одним важным направлением во внешней политике Португалии, всегда выделяемым в числе приоритетных, было и остается сотрудничество с бывшими португальскими колониями, объединенными с 1996 г. в Сообществе португалоязычных стран (СПЯС). Сообщество, в которое после продолжительных подготовительных консультаций вошли семь португалоязычных стран мира: Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Кабо-Верде, Гвинея-Биссау и Сан-Томе и Принсипи (с 2002 г. к ним присоединился получивший независимость Восточный Тимор), - ставит своей целью политические консультации и сотрудничество в социальной, культурной и экономической сферах, с тем чтобы совместными усилиями способствовать развитию своих народов, распространению португальского языка и укреплению позиций стран-участниц в международных организациях.

Стержнем деятельности Сообщества являются встречи на высшем уровне, проводимые раз в два года (последняя состоялась в г. Бразилиа в июле-августе 2002 г.). Кроме того, проводятся совещания на уровне министров, межпарламентские конференции, встречи судебных властей. Представители Сообщества участвуют также в качестве наблюдателей в выборах, содействуют разрешению конфликтов и др. В рамках СПЯС функционируют Международный институт португальского языка и ряд средств массовой информации (в том числе электронные), проводятся художественные фестивали, спортивные соревнования и т. п. Сообщество взаимодействует с Содружеством франкоязычных стран (Франкофонии) и с Ибероамериканским сообществом (соответствующий договор был подписан в марте 2003 г.).

Ясно, что применительно к отношениям Португалии с латиноамериканскими странами особый интерес в рамках Сообщества представляют контакты с Бразилией. Они весьма продуктивны и не сводятся к двусторонним отношениям. Португалия и Бразилия выступают своего рода спонсорами многих инициатив СПЯС, финансируют большинство совместных проектов.

Важно то, что ориентация Португалии - причем, как подтвердил бывший министр иностранных дел Жайми Гама, вполне сознательная - на

вовлечение Бразилии в дела Сообщества (в частности, в проблему Восточного Тимора) способствует созданию нового и весьма нетрадиционного для латиноамериканской страны измерения бразильской внешней политики9. Если контакты внутри упомянутого ранее Ибероамериканского сообщества имеют, как уже было сказано, форму условного четырехугольника (причем в них отчетливо проявляются двусторонние отношения Европа - Америка), то СПЯС представляет собой своего рода треугольник, или «трехкон-тинентальную» структуру, что придает большее многообразие его внутренней жизни.

Справедливости ради, следует признать, что тесное взаимодействие в связке Португалия - Бразилия вызывает иногда и нарекания у представителей других португалоязычных стран, видящих, что многие проблемы, сравнительно легко решаемые двумя лидерами на двустороннем уровне, остаются неразрешимыми для остальных членов Сообщества.

Одной из таких проблем, решение которой неоднократно провозглашалось приоритетным направлением во внешней политике Португалии, является создание гражданства Сообщества и утверждение статуса «португалоязычного гражданина» (аСаСао ¡иБоЮпо). На практике это означает предоставление гражданам стран СПЯС определенного, достаточно широкого комплекса политических, экономических и социальных прав на всей территории Сообщества. С этим вопросом сопряжена и проблема свободного перемещения мигрантов. Вопрос о гражданстве Сообщества был поставлен уже давно, он был предметом обсуждения на совещании министров иностранных дел на Сан-Томе в 2001 г. и, наконец, решался на встрече на высшем уровне в Бразилиа в 2002 г. Однако окончательных решений, удовлетворяющих все страны Сообщества, пока не достигнуто.

Ближе всего к взаимовыгодному варианту находятся в этом плане отношения Португалии с Бразилией. Надо отметить, впрочем, что Бразилия и Португалия шли к решению проблемы еще с 1971 г., когда ими была заключена «Конвенция о равенстве прав граждан». В ходе своего визита в Португалию (июнь 2003 г.) бразильский президент Луис Инасиу да Силва

9 Savini M. Chanceler de Portugal quer criar a cidadania lusofona // Correio braziliense. -13.09.1998. - Р. 4.

убрал еще один камень преткновения, подписав 11 июля договор об урегулировании положения нелегальных бразильских иммигрантов. По оценкам их число составляет около 15 тыс., при том, что общее количество бразильцев в Португалии превышает 80 тыс. Однако судьба значительно большего количества нелегальных иммигрантов из других стран, в том числе из СПЯС (Кабо-Верде, Ангола), пока окончательно не решена.

Большой интерес у партнеров по СПЯС вызвала программа новой бразильской администрации по борьбе с голодом («Fome Zero»). Совещание министров иностранных дел, прошедшее в Коимбре 17-18 июля 2003 г. с участием представителя ФАО Дж. Морриса, единодушно рекомендовало рассмотреть возможность использования бразильского опыта в других странах Сообщества, страдающих от голода и бедности.

Закончу рассмотрение внешнеполитической деятельности Португалии по линии СПЯС, приведя оценку, данную президентом Бразилии Луисом Инасио да Силвой. Он отметил, что «благодаря Сообществу Португалия и Бразилия играют все более важную роль на мировой арене», и подчеркнул, что обе страны «приняли вызов времени, связанный со строительством нового пространства, где языковое и культурное единство станет реальностью мировой политической жизни»10.

Здесь уместно будет перейти к краткому обзору еще одного направления во внешней политике Португалии - собственно двусторонних отношений, тем более что, как неоднократно отмечалось, именно Бразилия по очевидным причинам играет роль основного стратегического партнера Лиссабона в Латинской Америке.

В настоящее время по оценке посла Португалии в Бразилии двусторонние отношения являются «прекрасными». В политическом и институциональном плане это подтверждают не только многочисленные визиты португальских руководителей в Бразилию (1999, 2000, 2002) и бразильских официальных лиц в Португалию (глубоко символично по всеобщему признанию, что свой первый государственный визит президент Л. И. да Сил-ва совершил именно в Португалию. - Авт.), но и контакты негосударственных организаций и фирм, предлагающих проекты по развитию сотрудни-

10 www.jornaldaquadra.com.br/12082003

чества в самых разных областях. Все это, безусловно, способствует достижению согласия и гармонии интересов, связывающих Португалию и Бразилию на самых разных уровнях. В политическом плане, по словам португальского посла, имеется прекрасный формат регулярных контактов, позволяющий осуществлять стратегические консультации и согласовывать позиции сторон по главным темам мировой политики (ежегодные политические консультации) и двусторонних отношений (встречи на высшем уровне). Динамично развивающиеся экономические связи, как торговые, так и инвестиционные, между двумя странами представляют собой тему для отдельного рассмотрения.

Не следует забывать и о культурной составляющей двусторонних отношений. За рассматриваемый период они были отмечены проведением целого ряда важных мероприятий. Прежде всего, нужно упомянуть о такой важной дате, как пятисотлетие открытия Бразилии португальской экспедицией под руководством Педру Алвариша Кабрала. Юбилей широко отмечался в Бразилии и Португалии и стал поводом для того, чтобы вспомнить и переосмыслить историю двусторонних отношений и подумать об их будущем. На протяжении почти двух лет в обеих странах проводились многочисленные выставки, семинары, презентации, историко-архивные исследования, а также праздничная регата. Наконец, в это же время в Бразилии и Португалии проходила работа конгресса «Португалия - Бразилия. Год 2000».

Ранее бразильская делегация во главе с президентом Ф. Кардозо приняла активное участие в международной выставке ЭКСПО'98 в Лиссабоне. Выставка была посвящена теме «Океан и вода в жизни человечества». В дальнейшем так называемая «Лиссабонская группа», в которую входит и Бразилия, развила эту тему, подняв вопрос о праве на доступ к питьевой воде и предложив включить его в число фундаментальных прав человека.

В области литературы, искусства, в том числе в кино и на телевидении, регулярно осуществляются пропаганда и распространение португальской культуры в Бразилии. Проводятся коллоквиумы, конгрессы и семинары по литературе, организуемые бразильскими университетами при поддержке Института им. Камоэнса и культурного отдела посольства. Важным факто-

ром укрепления отношений в сфере языка и культуры является присуждение литературных премий имени Камоэнса. В 2003 г. премия была присуждена бразильскому писателю Рубену Фонсеке. Церемонию вручения награды проводил в монастыре Жеронимуш в Лиссабоне президент Португалии Ж. Сампаю в присутствии президента Бразилии Л. И. да Силвы.

В области изобразительного искусства следует сказать о десятках выставок, проводимых в важнейших городах Бразилии при содействии португальских и бразильских организаций. В сфере телевещания действуют прямые соглашения бразильских телеканалов «TV Educativa» и «TV Cultura» с португальской телекомпанией RTP, что дает бразильцам возможность непосредственно знакомиться с жизнью Португалии. В Португалии, в свою очередь, новости из Бразилии передаются отдельными каналами кабельного телевидения.

В области кинематографа давние связи, существовавшие с момента его зарождения, несколько ослабли, сведясь к экспорту в Португалию бразильских сериалов. На рубеже тысячелетий была предпринята попытка укрепить их посредством проведения в 2000 г. фестиваля «Португалия - Бразилия: пути развития кинематографа», во время которого были показаны фильмы таких известных португальских режиссеров, как Мануэл ди Оли-вейра и Паулу Роша. «Культурные связи Бразилии и Португалии, - пишет кинокритик К.А. Матус, сопредседатель оргкомитета с бразильской стороны, - известны прежде всего в литературе и истории; нет ничего более естественного, чем расширить этот диалог на область аудиовизуального творчества - своего рода визитной карточки культуры XX века»11.

Проводится и академический обмен в самых разных отраслях знания: от журналистики и юриспруденции до биологии и информатики. В области истории выделяются мероприятия португальской Национальной комиссии по истории Великих географических открытий. Однако пока обмены сводятся, в основном, к работе в Бразилии португальских профессоров. Обе страны признают, что в этой сфере еще многое предстоит сделать.

" Schild S. Brasil e Portugal unem-se para lembrar os 500 anos// Caderno 2. - Säo Paulo. -

12 de janeiro de 2000. - P. 14.

Таким образом, разносторонние португальско-бразильские отношения вполне оправдывают данную им характеристику стратегического партнерства. Находясь с государственным визитом в Лиссабоне, президент Бразилии Л. И. да Силва отметил: «Мы представляем две братские страны, не только благодаря многовековой дружбе, историческим, этническим, языковым и культурным связям, но также и возможностям, открывающимся для сотрудничества в деле развития и повышения благосостояния наших народов»12.

За последние годы были достигнуты значительные успехи в развитии двусторонних отношений Португалии и с другими латиноамериканскими странами, хотя, конечно, они по основным параметрам уступают португа-ло-бразильским отношениям. Находясь с визитом в Аргентине, португальский премьер-министр А. Гутерриш обратил внимание на то, что хотя Португалия в свое время первой признала независимость Аргентины, до сих пор ни один глава португальского государства или правительства не посещал Буэнос-Айрес. Целый ряд плодотворных визитов и контактов в страны Латинской Америки (в частности, в Венесуэлу, на Кубу, в Мексику и др.) был сопряжен с ибероамериканскими встречами на высшем уровне.

Проблемы, которые решаются в ходе таких контактов, - это вопросы безопасности, борьбы с преступностью и торговлей наркотиками, а также экономического сотрудничества. По этим направлениям Португалия подписала соглашения о сотрудничестве с 10 латиноамериканскими странами. В их числе соглашения о предотвращении незаконного оборота наркотических и психотропных веществ (с Аргентиной, Бразилией, Кубой, Уругваем, Венесуэлой), об экстрадиции преступников (с Аргентиной, Мексикой, Боливией и Бразилией), о мореплавании и торговле (с Боливией) и по социальным вопросам (с Бразилией, Чили, Бермудскими островами).

Помимо Бразилии важными партнерами Португалии в Латинской Америке являются такие крупные страны, как Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили.

Премьер-министр А. Гутерриш подчеркнул нацеленность Португалии на развитие экономической интеграции сильных региональных блоков, имея

12 www.jornaldaquadra.com.br/12082003

в виду в первую очередь ЕС и МЕРКОСУР. Однако достижение поставленной на встрече задачи - превратить отношения между этими блоками в «решающий фактор архитектуры мировой экономики» - оказалось осложнено объективными трудностями обоих объединений и, прежде всего, латиноамериканским экономическим кризисом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высоко оценил, находясь в Венесуэле, возможности двусторонних португальско-венесуэльских отношений президент Ж. Сампаю. Следует отметить, что Португалия активно участвует в деятельности «группы друзей Венесуэлы» и заинтересованно следит за развитием обстановки в стране.

Развиваются португало-кубинские отношения. Португалия выступает за прекращение применения закона Хелмса - Бёртона и снятие эмбарго с Кубы.

Помимо правительства много делают для развития двусторонних, прежде всего экономических, отношений португальские торговые палаты в латиноамериканских странах. Их инициативы направлены на привлечение инвестиций, развитие торговли, ознакомление предпринимательских кругов с возможностями сотрудничества.

Важные культурные мероприятия организуют отделения Института им. Камоэнса, в задачи которого входят распространение португальской культуры, поддержка изучения португальского языка. Кроме того, срук-туры Института им. Камоэнса, существующие при посольствах Португалии, но достаточно независимые в своей деятельности, осуществляют во многих латиноамериканских странах программы предоставления стипендий для изучения португальского языка и культуры и научных стажировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.