Научная статья на тему 'Испания и ибероамериканское сообщество в начале XXI в'

Испания и ибероамериканское сообщество в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
395
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Испания и ибероамериканское сообщество в начале XXI в»

В.П.Тоцкий

Испания и Ибероамериканское сообщество в начале XXI в.

Spain and Iberoamerican community at the beginning of the XXI century

нейший компонент, а во многом и саму суть феномена глобализации, связаны не только с различного рода сознательно инспирированными (в связи с объективными условиями нынешнего этапа мирового развития) интеграционными тенденциями и образованиями, развитием в этой связи межгосударственных союзов и отношений и т.п. Как показывает практика, нередко они определяются и подпитываются наследием исторического прошлого, связанными с ним факторами меж- и внутрицивилизационного порядка. Это достаточно ярко видно на примере формирования и развития современного ибероамериканского сообщества.

Ибероамериканское сообщество, в том виде, в котором оно сложилось и развивается в последние десять с лишним лет, выступает как комплексное (политическое, экономическое, социокультурное, цивили-зационное) образование, обусловленное стремлением входящих в него латиноамериканских и иберийских государств (наций) к объединению

роцессы интернационализации экономической, политической, информационно-культурной жизнедеятельности основных субъектов современных международных отношений, составляющие важ-

усилий с тем, чтобы обеспечить индивидуальное и коллективное благополучие и прогресс, достойно ответить на вызовы глобализации. Понятно, что каждое из этих государств в рамках общих усилий ищет соответствующее своим интересам сочетание коллективных и собственных, частных выгод. Тем не менее, как полагают не только многие руководители иберийских и латиноамериканских стран, но и представители СМИ, научных кругов, общественности, ибероамериканское сообщество ни в коей мере не является результатом только лишь краткосрочных, а тем более конъюнктурных политических или экономических соображений. Оно предстает зрелым продуктом пятисотлетней общей истории и тесного взаимодействия стран братских языков - испанского и португальского. По их мнению, речь идет

о естественном и внутренне обусловленном союзе, которому глобализация

-

предлагает адекватные условия для полной реализации его потенциала . При этом своеобразной осью, ядром этого союза являются Испания и Португалия, обеспечивающие естественную связь Латинской Америки с Европой, ибо обе названные страны по бытующим в ибероамериканских странах представлениям являются одновременно и частью Америки2.

И иберийские, и латиноамериканские страны пережили за последние десятилетия серьезные перемены. Повсюду, за исключением Кубы, утвердились те или иные формы демократии. Особенно далеко продвинулись по пути демократического развития Испания и Португалия. Сегодня они отвечают всем основным требованиям современных консолидировавшихся, развитых либеральных демократий. В иберийских странах произошли и серьезные социокультурные, по сути, революционные цивилизаци-онные перемены, связанные с интеграцией Испании и Португалии в «единую Европу». Особенно очевидное преображение в этом плане пережила Испания. Сегодня это соответствующая абсолютно всем основным характеристикам европейских либеральных демократий развитая страна с толерантным и социально интегрированным обществом, с тесно увязанной с глобализационными процессами открытой экономикой, развивающейся весьма высокими, а для Европы - очень высокими темпами.

1 El Mercurio. - Santiago de Chile, 2000. - 18 de noviembre. - Р. 5.

2 El País. - Madrid, 1991. - 19 de julio. - Р. 7.

Резкий рывок в развитии в последние годы вывел Испанию в ряды ведущих получателей инвестиций и одновременно превратил ее в шестого инвестора мира (испанские инвестиции за рубежом составили в 2000 г. почти 65 млрд. долл., что равно 10% ВВП страны). Важно подчеркнуть, что почти половина инвестируемых испанцами за рубежом средств идет в Латинскую Америку.

Во многом резкое увеличение присутствия Испании в экономике Латинской Америки связано именно с эффектом образования Ибероамери-канского сообщества, конкретизировавшегося через систему ибероаме-риканских конференций. Испания вместе с Мексикой была инициатором проведения этих конференций и считается, соответственно, одной из прародительниц этого международного сообщества. Кстати, уже вторая Ибе-роамериканская конференция состоялась в 1 992 г. в Испании и была посвящена, как, впрочем, и другие конференции первой половины 90-х годов, прежде всего поиску новых возможностей и перспектив в сфере экономического сотрудничества.

Меры в целях стимулирования экономического взаимодействия и сотрудничества ради достижения высоких темпов развития Испания тесно связывала с укреплением ибероамериканской солидарности и демократии в рамках Ибероамериканского сообщества. Социалистическое правительство Испании сыграло видную роль не только в приеме Кубы в члены Ибероамериканского сообщества, но и в поддержке ее усилий по преодолению трудностей, связанных с политическими изменениями в мире в начале 90-х годов, а также с продолжающейся блокадой ее Соединенными Штатами. Тогдашний глава испанского правительства Ф.Гонсалес открыто осуждал блокаду Кубы.

Определенные изменения в позиции Испании в рамках Ибероамериканского сообщества произошли с приходом к власти в Мадриде в середине 1996 г. правительства правоцентристской Народной партии во главе с Х.М. Аснаром. Правительство Аснара в своей внешней политике сделало явный крен в сторону «атлантизма», укрепления сотрудничества с США и, как результат, фактически заняло позицию, враждебную руководству Кубы. В рамках Ибероамериканского сообщества это выразилось в заметном акценте на политических вопросах, особенно связанных с про-

блемами соблюдения прав человека и развития демократии в Латинской Америке. Обсуждение этих проблем не раз приводило к конфликтам с кубинскими делегациями на ибероамериканских конференциях. Первоначально, правда, критика в адрес Гаваны сопровождалась и осуждением участниками конференций антикубинских действий североамериканского руководства. Так, на VI Ибероамериканской конференции в Сантьяго-де-Чили (ноябрь 1996 г.) ее участники осудили закон Хелмса -Бэртона, квалифицировав его как «грубое нарушение действующих принципов и норм международного права». Этот закон подвергся осуждению и на следующей, VII Ибероамериканской конференции в 1997 г. Однако, не без стараний Испании, при подготовке и проведении ибероаме-риканских конференций во второй половине 90-х годов ряд ее участников все острее ставил вопрос о проблемах прав человека и необходимости осуществления демократизации на Кубе. На IX Ибероамериканской конференции, состоявшейся 1999 г. в Гаване, во многом по инициативе испанской делегации, имели место контакты группы участников конференции с кубинскими диссидентами. Испанский премьер Х.М. Аснар, главным образом через ряд глав делегаций латиноамериканских стран (прежде всего центральноамериканских), явно стремился оказывать давление на кубинского лидера Ф. Кастро и втягивать его через систему провокационных выпадов против Кубы и ее руководителя в скандалы и другие не украшающие конференции коллизии. Во многом это было связано со стремлением испанского руководства перехватить политическую инициативу и роль неформального лидера форумов ибероамериканских стран у Кубы, которая в первой половине 90-х годов была едва ли не центральным действующим лицом ибероамериканских конференций. В конечном итоге Х.М. Аснару удалось добиться своего. Это отчетливо проявилось прежде всего в работе состоявшейся в ноябре 2000 г. в Панаме X Ибероамериканской конференции. Именно там, во многом в связи с усилиями Испании, Ф. Кастро оказался втянутым в политический скандал, вызванный, в частности, резкими выпадами против него президента Сальвадора Ф. Флореса во время обсуждения документа, осуждающего терроризм баскской сепаратисткой организации ЭТА в Испании. Проект данного документа представил Сальвадор. Согласно различным источни-

кам, первоначально предложение по данному вопросу собирались внести Коста-Рика и Куба, предлагавшие осудить терроризм как таковой. Однако затем представители Сальвадора конкретизировали проблему, предложив рассмотреть именно проблему терроризма в Испании. Между Кубой, несогласной с такой постановкой вопроса, и Сальвадором возникла полемика, в ходе которой, как уже отмечалось, кубинский лидер Ф.Кастро и президент Сальвадора Ф.Флорес обменялись чрезвычайно резкими заявлениями. Данный инцидент очевидно имел целью существенно подорвать традиционную для ибероамериканских конференций видную роль Ф.Кастро во всех процедурах и процессах, связанных с форумами глав государств и правительств ибероамериканских стран. В определенной степени данная цель была достигнута. Как следствие этого, начиная с XI Ибероамериканской конференции роль Кубы на конференциях резко падает, а роль Испании - возрастает.

На XI Ибероамериканской конференции в Лиме, как, впрочем, и на предыдущих, также присутствовали не все латиноамериканские лидеры. Но если отсутствие президентов Гондураса и Уругвая не особенно отразилось на атмосфере форума, то отказ Ф. Кастро приехать в Лиму стал настоящей сенсацией. На всех предыдущих конференциях Ф. Кастро всегда был в центре внимания не только их непосредственных участников, но и ибероамериканской, да и всей мировой общественности. Противники и сторонники кубинского лидера с нетерпением ожидали его и его выступлений и в перуанской столице. Однако Ф. Кастро впервые отказался приехать на высший форум глав государств и правительств ибероамериканских стран. Официальным предлогом отсутствия кубинского руководителя в Лиме считалось его намерение лично координировать усилия по ликвидации последствий обрушившегося на Кубу в начале ноября 2001 г. разрушительного урагана «Митчел». Но подобное объяснение не исключило и другие версии относительно причин отсутствия Ф.Кастро, среди которых особенно часто обсуждались вероятность болезни кубинского лидера, а также его нежелание встречаться с проамерикански настроенным перуанским президентом А. Толедо.

Таким образом, начало XXI в. ознаменовалось явными признаками перехода политического лидерства в рамках ибероамериканских кон-

ференций от Кубы к Испании. Во многом это было связано с тем, что в 90-х годах Испания стала резко наращивать свое экономическое присутствие в латиноамериканских странах.

Латиноамериканские страны особенно подчеркивали финансово-экономическую помощь и поддержку со стороны иберийских стран, в немалой степени позволяющую их заокеанским партнерам решать наиболее острые экономические и социальные проблемы. При реализации многих экономических проектов иберийские страны, в том числе Испания, активно опираются на свою диаспору в Латинской Америке. Сегодня за пределами Испании проживают около 2,5 млн. выходцев из этой страны, основная часть которых сосредоточена в Латинской Америке. К примеру, даже в таких относительно небольших южноамериканских странах, как Чили и Уругвай, проживают от 50 тыс. до 100 и более тыс. испанцев.

Даже в португалоязычной Бразилии - крупнейшей стране Латинской Америки - за последние годы роль испанского участия в экономике резко выросла. С 1998 г. испанские инвесторы вложили в Бразилию почти 50 млрд. евро3. В 2000 г. по инвестициям в Бразилию испанцы опередили даже США. На Испанию приходится 21,3% всего иностранного капитала, вложенного в промышленность Бразилии. Соединенные Штаты передвинулись на второе место (20,6%), а третье место закрепила за собой Португалия - 10,6%. Хотя на долю США все еще приходится 30% всего иностранного капитала, вложенного в основные фонды Бразилии, благодаря усилиям последних лет Испания смогла повысить свою долю в иностранном капитале в Бразилии до 12%, опередив Германию, на которую приходится 8%4. Активность испанских инвесторов в Бразилии определяется не только потенциалом и перспективами собственно бразильского рынка, но и динамичным до недавнего времени развитием такого важного экономического объединения латиноамериканских стран, как МЕРКОСУР.

Еще более впечатляющи позиции Испании в испаноговорящих странах Латинской Америки. Испанские предприниматели являются одними из

3 El País. - 2ÜÜ2. - S de octubre. - Р. б.

4 Problemas brasileiros. - Rio de Janeiro, 2ÜÜ1. - № 34б. - Р. 12.

лидеров по внедрению в экономику и инвестициям практически во всех латиноамериканских странах. Так, Испания вместе с США и Великобританией лидирует среди иностранных инвесторов в чилийской экономике. В Чили, как уже говорилось, живут свыше 50 тыс. испанцев и их потомков, из которых не менее 80% принадлежат к наиболее состоятельным слоям Чили. В других латиноамериканских странах испанская община по своей социальной структуре ближе к основной массе населения этих стран, но в целом тоже относительно благополучна. Опираясь на диаспору, испанский капитал, пожалуй, стал самой активной составляющей иностранных инвестиций практически во всех латиноамериканских странах (даже в таких, как Сальвадор). Показателен в этом плане уровень развития испано-перуанских отношений. Даже в годы авторитарного режима А.Фухимори Испания, с приходом к власти Народной партии заметно идеологизировавшая свою внешнюю политику, особенно выступлениями в защиту прав человека и демократических ценностей, тем не менее весьма активно наращивала свое присутствие в Перу и превратилась в конце 90-х годов в главного иностранного инвестора в местную экономику. Испанские вложения в середине 90-х годов составили 400 млрд. песет (почти 2,4 млрд. долл.). После состоявшегося в сентябре 1998 г. визита в Перу Х.М.Аснара экономическое проникновение Испании в эту страну еще более активизировалось. При этом явно просматривался прагматический подход Испании к развитию отношений с Перу, как, впрочем, и с другими латиноамериканскими странами, в рамках которого испанское правительство «позабыло» о своих требованиях, касающихся необходимости соблюдения прав человека в Перу. По словам одного чиновника, если бы испанское правительство обусловливало свои внешние связи прежде всего уважением стандартов западных демократий, то ему пришлось бы сильно ограничить свои международные отношения.

Испания оказывает определенное содействие латиноамериканцам в решении не только экономических проблем. Так, испанское правительство регулярно и достаточно быстро реагирует на различного рода стихийные бедствия, наносящие существенный ущерб латиноамериканским странам. Солидарность Испании конкретизируется в безвозмездной помощи по линии как государства, так и неправительственных организаций. Правда,

испанская помощь по линии государства с приходом к власти в Испании правительства Х.М. Аснара заметно уменьшилась и существенно уступает помощи по линии общественных, неправительственных организаций.

Важную роль в развитии и консолидации Ибероамериканского сообщества играют цивилизационное единство, общая история и культура. В развитии этих цементирующих на современном этапе Сообщество начал значительна роль как иберийских, так и латиноамериканских стран. Так, в Испании над укреплением как культурной роли Испании в современном мире, так и Ибероамериканского цивилизационного сообщества очень активно работают целые группы талантливых молодых представителей самых разных сфер художественного творчества. Кстати сказать, стоимостной показатель так называемой «культурной индустрии» Испании составляет почти 4,4% ВВП страны, что превышает показатели фармацевтической и химической промышленности. Со своей стороны, латиноамериканская культура, добившаяся во многих сферах художественного творчества мирового признания, все активнее и разнообразнее взаимодействует с культурой той же Испании.

Важным фактором взаимодействия и взаимообогащения культур в Ибероамериканском сообществе является возрастающая роль и популярность испанского языка в современном мире. Укреплению роли испанского языка как, по сути дела, второго по значимости международного языка во многом способствуют объективные демографические и экономические процессы. Так, высокие показатели рождаемости испаноговорящего населения США (4,7% в год) предопределили тот факт, что уже сегодня в Соединенных Штатах около 43 млн. человек являются испаноговорящими (включая 4 млн. пуэрториканцев). Согласно прогнозам к 2050 г. испано-говорящая община в США должна выйти на второе место после общины, имеющей англосаксонские корни.

В Бразилии, особенно в связи с бурным развитием интеграционных процессов в Южной Америке и в первую очередь в рамках МЕРКОСУР, общество переживает по определению испанской печати настоящую «испанскую лихорадку». Испанский язык практически превратился во второй государственный язык Бразилии. При этом если ранее бразильцы предпочитали изучать в качестве иностранного английский, французский или

немецкий, то сегодня предпочтение отдается испанскому языку. Стремительно растут ряды основанной в 1981 г. бразильской ассоциации преподавателей испанского языка. И хотя пока число преподавателей испанского языка в Бразилии уступает числу преподавателей испанского в США, где работают 13 тыс. из общего числа в 70 тыс. преподавателей испанского языка как иностранного, не исключено, что скоро и в Бразилии численность соответствующих специалистов приблизится к показателям США.

Среди предложений по совершенствованию системы ибероамерикан-ских конференций немало таких, которые принадлежат государственным деятелям Испании. Так, руководители внешнеполитического ведомства этой страны в ряде своих последних заявлений постоянно подчеркивают, что подведение итогов прошедшего периода деятельности ибероаме-риканских конференций во многом должно позволить начать новую фазу в развитии Ибероамериканского сообщества, на которой ибероамерикан-ские конференции должны усилить свою роль как «инструмента инсти-туционализации» того сообщества, которое желают видеть все граждане ибероамериканских стран. При этом Испания рассматривает ибероаме-риканские конференции как основной механизм становления ибероамериканского пространства, углубления коллективной ибероамериканской идентичности, развития более тесных отношений между ибероамерикан-скими странами.

По-своему ключевой, в чем-то даже исторической в развитии Ибероамериканского сообщества стала XII Ибероамериканская конференция в Плайя Баваро (Доминиканская Республика), проходившая в середине ноября 2002 г. Эта конференция прошла под знаком нацеленности лидеров глав государств и правительств ибероамериканских стран на реформирование важнейшего форума Ибероамериканского сообщества и всех связанных с ним институтов и отношений.

Насколько важную роль сыграла Испания в самом создании системы ибероамериканских конференций 12 лет назад при правительстве социалистов во главе с Ф. Гонсалесом, настолько же важная роль принадлежит Испании и в стремлении, по сути, перестроить эту систему.

Идеологическим обоснованием необходимости реформирования Ибероамериканского сообщества служит тезис о том, что на протяжении про-

шедшего периода, несмотря на весь позитивный эффект ибероамерикан-ских конференций, они все-таки во многом действовали неэффективно и неоперативно, плодя, по сути, популистские проекты и декларации о намерениях, которые на практике приносили мало полезного. XII Ибероаме-риканская конференция приняла единодушное решение поддержать предложенную Испанией реформу Ибероамерикансого сообщества и создала группу во главе с бывшим бразильским президентом Ф.Э. Кардозо, которая призвана проанализировать особенности и результаты деятельности прошедших конференций и предложить меры по их эффективизации.

Предпринимаемая реформа диктуется целым рядом конкретных причин. Одни из них лежат на поверхности и достаточно очевидны. Так, на сегодняшний день в Ибероамериканское сообщество просятся группа англоязычных карибских стран, Экваториальная Гвинея и Пуэрто-Рико, являющееся, как известно, «свободно ассоциированным с США» государством. Намерение данной группы стран войти в Ибероамериканское сообщество хотя бы в качестве наблюдателей или ассоциированных государств говорит о росте международного авторитета Ибероамериканского сообщества и предполагает такого рода его перестройку, которая укрепила бы этот авторитет и повысила эффективность организации.

Требует совершенства и организационная структура системы ибероаме-риканской конференции. Нынешний координационный секретариат при существующем регламенте его деятельности уже не справляется с выпадающей на его долю работой, что требует, чтобы секретариат Ибероамериканского сообщества стал постоянно действующим. Тем более что ему предстоит провести ревизию существующих программ сотрудничества и разработать новые.

Потребность в ревизии ранее выдвинутых и разработке новых программ диктуется, в первую очередь, нынешним положением дел в рамках Ибероамериканского сообщества, прежде всего в странах Латинской Америки. В этих странах по-прежнему остается чрезвычайно тяжелым и острым положение в экономике и социальной сфере. Бедность, которая в 2001 г. охватывала 43% населения Латинской Америки, в 2002 г. достигла 44%. При этом экономика не подает признаков серьезных сдвигов к лучшему. К примеру, в 2002 г. совокупный ВВП латиноамериканских стран

не только не вырос, но даже уменьшился на 0,5% (по другим данным -на 0,8 %). Безработица достигла беспрецедентного уровня в 9,1%5. Как результат, многократно декларировавшаяся «цель тысячелетия» для Латинской Америки, заключающаяся в том, чтобы к 2015 г. сократить количество бедных на 50%, вряд ли будет достигнута, ибо она предполагает ежегодный экономический рост латиноамериканских стран, особенно наиболее бедных, на уровне 5,7 и более процентов, что пока недостижимо6.

Добиться желанных темпов роста в нынешних условиях, когда, например, общая сумма вложенного в экономику частного капитала уменьшилась с 326 млрд. долл. в 1996 г. до менее 136 млрд. долл. в 2002 г., будет непросто7. Тем более что возможности латиноамериканских государств весьма ограниченны, а над большинством латиноамериканских стран весит дамоклов меч колоссального внешнего долга. В Аргентине он уже в конце 90-х годов равнялся 150 млрд. долл., а в Бразилии в начале XXI в. превысил 230 млрд. долл. (60% ВВП). После финансовых потрясений 2002 г. в Бразилии, Аргентине, Чили, Мексике, Венесуэле общая задолженность региона в иностранной валюте достигла 50% совокупного ВВП8. Что можно сделать в такой ситуации? Некоторые латиноамериканские страны пытаются увеличить свой экспорт. Однако несмотря на все усилия той же Бразилии, где при правительстве Ф.Ф.Кардозо была сделана ставка на экспорт, общая его стоимость составила в 2000 г. всего 11% ВВП. Мексика, заключив договор о свободной торговле с США и Канадой, добилась увеличения экспорта с 17% ВВП в 1994 г. до 25% - в 2002 г.9 Это в какой-то мере несколько способствовало экономическому оздоровлению Мексики и, в частности, стабилизации курса песо, который со времени дефолта 1 995 г. имеет плавающий курс. Но даже Мексика не выглядит достаточно благополучной страной. Ведь почти 90% своего экспорта она

5 El País. - 2003. - 7 de enero. - P. 8.

6 El País. - 2002. - 17 de noviembre. - P.

7 Ibid.

8 El País. - 2002. - 17 de noviembre. - P. 7; P. 62-64.

9 El País. - 2002. - 17 de noviembre. - P.

7.

Cambio 16. - Madrid, 2000. - 18 de diciembre.-7.

поставляет в США, а подобная внешнеторговая зависимость в любой момент может обернуться для страны серьезными неприятностями.

Кроме того, общая слабость и кризисное состояние латиноамериканской экономики объективно предопределяют недостаточность средств на социальные программы, на борьбу с бедностью и т.п. Как итог в латиноамериканских странах существует серьезная социальная напряженность, усугубляемая целым рядом пороков и слабостей латиноамериканской демократии, государственности. Типичная для стран Латинской Америки разнузданная коррупция ведет к серьезным прямым финансовым потерям для этих стран. Так, аргентинский писатель Эрнесто Сабато, анализируя причины финансового краха своей страны, подчеркивает, что в Аргентине воровали больше, чем страна производила. По признанию специалистов, Мексика теряет около 8 млрд. долл. иностранных инвестиций в год из-за коррупции10. При этом даже в тех странах, где против высокопоставленных коррупционеров принимались достаточно жесткие меры (к примеру, были отданы под суд бывший аргентинский президент Карлос Менем и бывший перуанский президент Алан Гарсиа), существовали или существуют реальные возможности их возвращения во власть, ибо фактически имеет место их безнаказанность, которая, кстати, во многом предопределяется и политической отсталостью масс.

Многие латиноамериканцы видят в качестве одного из факторов преодоления трудностей и кризисов в регионе поддержку со стороны США. Однако США больше заняты своей собственной безопасностью и борьбой против международного терроризма (прежде всего в мусульманском мире). Отсюда определенное ослабление их внимания к Латинской Америке. Поэтому ряд лидеров латиноамериканских стран обращают свой взор на помощь и поддержку Испании. За период существования Ибероамериканского сообщества испанский капитал действительно существенно укрепился в Латинской Америке. Правда, кризис в Аргентине несколько охладил пыл испанских инвесторов, но отнюдь не заставил их уйти из региона. Произошла лишь определенная переориентация испанских ин-

10 El Pais. - 2002. - 17 de noviembre. - Р. 7.

вестиционных потоков. В последние годы, в частности, резко усилился приток испанского капитала в экономику Мексики.

Несмотря на интерес испанских предпринимателей к региону, положение в Латинской Америке остается для инвесторов, в том числе и испанских, достаточно сложным. Настораживают их не только неблагоприятные экономические процессы и явления. Беспокоят и некоторые характеристики социально-политического плана. Так, в регионе вновь нарастает авторитарная угроза. Значительная масса населения латиноамериканских стран недовольна нынешней слабой латиноамериканской демократией. По данным «Латинобарометра» на 2000 г. недовольных демократией было до 60%. Значительная часть их готова поддержать авторитарный режим. В Колумбии, например, до 37% населения видят решение проблем страны в установлении недемократического режима11. Сильны также в регионе позиции нынешних новых левых и неопопулистских сил и лидеров, особенно в Эквадоре, Венесуэле, а также в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа, Панаме, Перу, Бразилии. Приход к власти в крупнейшей стране региона Бразилии представителя Партии трудящихся Луиса Инасио да Силвы первоначально весьма обеспокоил правые круги как в регионе, так и за его пределами. Пока, правда, это беспокойство достаточно сдержанно, а многие предприниматели полностью успокоились относительно намерений нового бразильского президента, тем более что сам Луис И. да Силва действует достаточно осторожно и осмотрительно. Тем не менее нынешнее правое (правоцентристское) правительство Испании достаточно настороженно относится к увеличению числа популистских и левых глав государств и правительств в Латинской Америке, а соответственно, и в Ибе-роамериканском сообществе. В этом одна из причин инициатив Испании по реорганизации Сообщества, обнародованных на XII Ибероамериканс-кой конференции в Плайя Баваро. Группе во главе с бывшим бразильским президентом Ф. Кардозо поручено изучить эти и другие предложения и представить свои выводы на рассмотрении членов Ибероамериканско-го сообщества.

11 Е1 Ра [б. - 2002. - 17 де noviembre. - Р. 7.

В своих предложениях «почти преобразующих, глубоко реформаторских», как их охарактеризовал сам Х.М. Аснар, Испания, прежде всего, настаивает на необходимости укрепления внутреннего единения Ибероаме-риканского сообщества, в том числе на основе приближения деятельности нынешней его организации к аналогичным «европейским форматам». По словам Х.М.Аснара, испанцы со своим опытом деятельности в европейском и в ибероамериканском сообществах хорошо знают, «что работает, а что не работает». Соответственно, предлагается активизировать все, что укрепляет единение ибероамериканских стран12. Конкретно речь идет об активизации деятельности секретариата Ибероамериканского сообщества. Предполагается также укрепить международное представительство Ибероамериканского сообщества, в частности, планируется назначить его представителей в ООН и другие международные организации, действуя в этом плане по аналогии с практикой ЕС. На конференции в Плайя Баваро ее участники много говорили о своих многочисленных проблемах, подчеркивая намерения усилить возможности коллективного их решения на основе солидарных усилий. Заключительный документ конференции - «Декларация Баваро», названная комментаторами «Новым собранием добрых намерений», вновь напомнила о списке проблем и бед региона и необходимости объединения усилий по повышению степени управляемости стран региона, внедрению модели экономического либерализма и борьбе против внешнего долга и наркоторговли.

XII Ибероамериканская конференция показала различное отношение Испании и латиноамериканских стран к расстановке акцентов и приоритетов в своей политике. Еще в мае 2002 г. на форуме Латинская Америка -Европейский союз в Мадриде Ф.Э. Кардозо заявил о необходимости уменьшения удельного веса проблем безопасности в работе ибероамериканских конференций и высказался за значительное увеличение внимания к постановке и обсуждению проблем развития. Главное для латиноамериканцев на сегодня, считает Ф. Кардозо, это проблемы обеспечения свободной торговли, новой организации финансовой системы, борьбы с бедностью, социальной и культурной исключительностью. Между тем развитые страны, в том

12 Е1 Ра [б. - 2002. - 17 де noviembre. - Р. 6.

числе Испания, хотели бы видеть в центре внимания не столько эти проблемы, сколько усиление борьбы с терроризмом и нелегальной иммиграцией (в Испании на начало 2002 г. по самым скромным оценкам находились свыше 500 тыс. нелегалов). В этой связи они хотели бы иметь более тесное сотрудничество с латиноамериканскими странами не столько в вопросах развития, сколько в деятельности спецслужб. Естественно, что такое различие в подходах и акцентах не может не сказаться и на ходе ибероамерикан-ских конференций.

Многие участники не скрывали своего разочарования результатами деятельности Ибероамериканской конференций. Так, тот же Ф. Кардозо заявил, что эффект конференций как правило «символический», хотя и подчеркнул, что они помогают улучшать основу для переговоров, налаживать личные контакты, укреплять взаимное доверие между руководителями стран, входящих в Сообщество13. Контакты в рамках ибероамериканс-ких конференций, по его мнению, уменьшают риск конфликтов и осложнения проблем. Такая позиция политика, которому поручено реформировать систему ибероамериканских конференций, внушает оптимизм тем, кто надеется на большую плодотворность их работы.

Важное место на конференции в Плайя Баваро заняли проблемы помощи со стороны Европы, в том числе Испании и Португалии, латиноамериканским странам, испытывающим серьезные экономические трудности. В частности, участники конференции выразили озабоченность и, по сути, протест в связи с субсидиями, предоставляемыми Европейским союзом своим сельскохозяйственным производителям. По инициативе Аргентины латиноамериканские страны призвали Испанию и Португалию защитить интересы латиноамериканцев перед ЕС. Премьер Испании Х.М. Аснар выразил понимание позиции латиноамериканских стран и подтвердил свою готовность вести соответствующие переговоры в ЕС. Учитывая это, латиноамериканские страны согласились исключить из заключительной декларации конференции в Плайя Баваро, подписанной 16 ноября 2002 г., положения, отражающие их недовольство сельскохозяйственными субсидиями членов ЕС. Однако это недовольство все же было зафиксировано в отдель-

13 Е1 Ра(Б. - 2002. - 17 де noviembre. - Р. 6.

ном документе, подписанном только латиноамериканскими участниками конференции. Что же касается Заключительной декларации, то в ней было упомянуто лишь о том, что все участники конференции будут сотрудничать в рамках ВТО в деле устранения торговых барьеров в ходе второй фазы процесса либерализации торговли, начало которому было положено в 2001 г. в Дохе, столице Катара.

Под этим же предлогом были несколько ограничены переговорные контакты Аснара, который тем не менее заявил, что «Испания открыта для переговоров», и повторил, что «понимает озабоченность» латиноамериканцев. В то же время он ясно дал понять свое негативное отношение к такого рода протестам. По его словам, «ЕС является первым в мире импортером ибероамериканских сельскохозяйственных продуктов, и это следует иметь в виду». Аснар также подчеркнул, что хотя положение в Латинской Америки не является «лучшим из возможных», но в то же время оно не является и «худшим из известных»14. По мнению испанского премьера, латиноамериканским странам удалось достигнуть институционной стабильности и определенного прогресса в развитии. Кризисы имеют место, признал Аснар, но нынешняя ситуация все же значительно лучше той, что существовала в Латинской Америке в период диктатур и правления популистов.

Отказ Евросоюза, и прежде всего Испании, поддержать протесты латиноамериканских стран против протекционистской и субвенционистской сельскохозяйственной политики ЕС, который буквально накануне конференции в Плайя Баваро принял решение продлить до 2013 г. проводимую ныне аграрную политику Союза, во многом обусловлен тем, что именно Испания получает наибольшие выгоды от действующей системы поддержки европейских сельхозпроизводителей. Существенные материальные выгоды, извлекаемые Испанией, отодвинули трансатлантическую солидарность на второй план.

Аснар заявил также, что решения нынешних экономических проблем нельзя искать на путях возврата к популизму, и напомнил, что целью ибероамериканских конференций является, прежде всего, укрепление демократической и институционной стабильности, стимулирование инвестиций

14 El Pais. - 2002. - 17 de noviembre. - Р. 6.

и экономического роста как «основ борьбы против бедности». В связи с кризисными явлениями в регионе участники конференции в Плайя Бава-ро договорились о регулировании вызванных ими миграционных процессов. Аснар отрицал наличие по этому вопросу каких-либо проблем у Испании с Эквадором, хотя эквадорская делегация попыталась получить от испанского премьера объяснения по поводу слухов о том, что Испания добивается от Европейской комиссии введения виз для эквадорцев. В публичном заявлении Аснар отметил, что эквадорцы в данный момент не нуждаются в визах, и обратил внимание на то, что президент Доминиканской Республики публично поблагодарил Испанию за договоры, касающиеся проблем иммиграции. Аснар напомнил, что решения о введении виз своего режима являются прерогативой Еврокомиссии, что Испания не решает такого рода вопросы, и отметил, что легче, конечно, устраивать искусственные дебаты, чем урегулировать проблемы. Он коснулся также ряда конкретных национальных проблем, рассмотренных на конференции. Испанский премьер встретился с руководителем Аргентины Э. Дуальде и предложил резолюцию (одобренную конференцией) в поддержку властей Буэнос-Айреса, добивающихся отсрочки выплаты 850 млн. долл. Всемирному банку и ведущих сложные переговоры с МВФ. Аснар заявил, что ожидает сотрудничества от международных финансовых институтов для достижения «быстрейшего соглашения»15.

Испанский премьер выразил также свою поддержку развитию событий в Бразилии при нынешнем президенте Луисе Инасио Силва и призвал к началу переговоров и поиску согласия в Венесуэле. Он объявил, что Испания вступит в Центральноамериканский банк экономической интеграции, и выдвинул новую Программу регионального сотрудничества с Центральной Америкой.

Показательно, что на XII Ибероамериканской конференции, на которой латиноамериканские страны достаточно остро поставили вопрос о своих отношениях с Европейским союзом, Испания вместе с Португалией недвусмысленно дала понять, что для нее, безусловно, приоритетны интересы ЕС.

15 Е1 Ра(Б. - 2002. - 17 de noviembre. - Р. 2.

* * *

После проведенных 12 встреч на высшем уровне естественным выглядит вопрос о том, каковы ценность, значение ибероамериканских саммитов для европейских участников и их заокеанских партнеров.

Похоже, что однозначного ответа на этот счет не может быть. С одной стороны, страны Латинской Америки получают некую материальную и финансовую помощь на линии ибероамериканского сотрудничества, содействия Испании и Португалии в определенном продвижении своих интересов в Европе. Вряд ли следует игнорировать и признание латиноамериканским странам важности разнообразных ибероамериканских структур для выяснения точек зрения и согласования позиций сторон по интересующих их вопросам.

С другой стороны, заметно стремление иберийских стран, в особенности Испании, использовать механизмы формирующегося Иберамерикан-ского сообщества, прежде всего, обеспечения своих интересов в латиноамериканском регионе, использовать открывающиеся там возможности для укрепления своих позиций в глобализирующемся мире. Сделать это лучше всего можно в компании с Евросоюзом, интересы которого для Испании и Португалии являются приоритетными. Это недвусмысленно дали понять Испания и Португалия на XII Ибероамериканской конференции. Отсюда и выдвижение на первый план работы ибероамериканских конференций политических, а не социально-экономических проблем, так интересующих латиноамериканские страны. Отсюда и нежелание Ф. Кастро присутствовать на двух последних конференциях Ибероамериканского сообщества, которые, по его мнению, «ничего не дают».

По какому пути будут развиваться отношения в рамках Ибероамериканского сообщества, покажет время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.