Научная статья на тему 'Политические и интеллектуальные ресурсы международных профессиональных ассоциаций: о деятельности международной Ассоциации школ права (IALS)'

Политические и интеллектуальные ресурсы международных профессиональных ассоциаций: о деятельности международной Ассоциации школ права (IALS) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ШКОЛ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВАЯ ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сморгунова В. Ю.

В статье раскрывается политические и интеллектуальные ресурсы международных организаций на примере деятельности международной ассоциации школ права в условиях современных интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические и интеллектуальные ресурсы международных профессиональных ассоциаций: о деятельности международной Ассоциации школ права (IALS)»

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

УДК - 321

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ШКОЛ ПРАВА (1А1Б)

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

В.Ю. СМОРГУНОВА

В статье раскрывается политические и интеллектуальные ресурсы международных организаций на примере деятельности международной ассоциации школ права в условиях современных интеграционных процессов.

e-mail:valentina_smorgunova @hotmail.com

Ключевые слова: профессиональные ассоциации, международная ассоциация школ права, юридическое образование, мировая история юридического образования.

В последнее десятилетие повышается роль национальных и международных профессиональных ассоциаций, которые нацелены в своей деятельности не только на решение узко цеховых проблем и являются профессиональными клубами единомышленников, но и на политическое управление и регулирование ставшего уже очевидной реальностью феномена интернационализации. Интернационализация и глобализация не являются тождественными явлениями, однако взаимосвязаны и вместе оказывают воздействие на различные сферы человеческой деятельности, включая образовательную и научную.

Юридическая наука и юридическое образование не являются исключением. Отвечая на вызовы общества, каждая национальная система правового образования и просвещения, включается в международный интеллектуальный дискурс, реагируя посредством аккумуляции международного опыта. Вместе с тем, данные процессы не должны проходить стихийно, они неизбежно становятся объектом политического регулирования. Однако они могут стать и объектом политической манипуляции. Видимо, откликаясь на факт существования этих опасностей, ощущая ответственность, а также испытывая большую заинтересованность в упорядочивании деятельности национальных юридических школ, Американская Ассоциация школ права практически в юбилейный столетний год своего существования выступила с предложением о создании Международной Ассоциации школ права. Как развивались события - хронологически, политически и концептуально - покажет нижеприведенный анализ.

Участие автора настоящей работы в деятельности Международной Ассоциации школ права (с 2010 г.) позволяет по-новому посмотреть на историю мирового юридического образования, на роль национальных юридических школ, на уникальные особенности зарубежных юридических факультетов, заставляет поразмышлять о возможности аккумуляции зарубежного опыта в отечественную практику юридического образования. Предлагаемый ниже аналитический материал является результатом авторской оценки и анализа деятельности одной из ведущих зарубежных ассоциаций и публикуется впервые.

Концептуальные и организационно-технологические основы деятельности международной ассоциация школ права (IALS) были заложены в 1998 году по инициативе Американской ассоциации школ права (AALS). Она связана с инициативой, высказанной еще ранее исполнительным директором данной Ассоциации Карлом Монком совместно с членами Исполнительного комитета Американской ассоциации школ права, которые выразили потребность в объединении юридических школ всего мира и установлении контактов между юридическими школами (факультетами).

История новой Ассоциации ведет свое начало с 25 апреля 1997 г., когда исполнительный директор AALS Карл Монк представил стратегическую записку "Об установлении отношений с юридическими факультетами в других странах и с другими объединениями юридических факультетов." В этой записке Монк заявил, что 80% респондентов AALS в ходе самообследования отметили, что AALS должна расширить возможности со-

трудничества юридических факультетов с коллегами из других стран. Он предположил, что в долгосрочном планировании работы AALS, Исполнительный комитет имеет возможность организовать встречу ведущих преподавателей права во всем мире. Эта встреча рассматривалась как значимая в контексте растущей интернационализации правовых норм и нарастающей потребности в обмене опытом преподавания права и организации юридического образования. В ноябре 1997 г. идея К.Монка была поддержана Президентом Американской ассоциации школ права Джоном Секстоном.

Первая международная встреча преподавателей права состоялась в 2000 г. во Флоренции (Италия), на которой присутствовали более 50 специалистов из 27 стран мира. Эта встреча проходила в рамках международной конференции «Международное юридическое образование», приуроченной к 100-летию создания Американской ассоциации школ права. На конференции активно действовали рабочие комитеты, четверть бюджета конференции была покрыта анонимным спонсором. Было принято решение, что AALS возьмет на себя руководящую роль в формировании рабочей группы, связанной с последующей деятельностью, направленной на создание Международной ассоциации школ права. Рабочая группа конференции рекомендовала провести в 2003-2004 годах международную конференцию, посвященную учебным программам по юриспруденции с названием «Transitional Challenges" ("Вызовы переходного времени.») Было рекомендовано увеличить число участников конференции , ориентировочно до 100-150 человек, из которых 25-30% должны были быть представителями США. Рабочая группа по организации международной конференции собиралась неоднократно в течение последующих лет.

Наконец, в 2004 г. на Гавайях (США) была проведена намеченная конференция, на которой присутствовало 130 участников из 47 стран мира, которые единогласно приняли резолюцию о формировании Международной ассоциации школ права (IALS). Роль Американской ассоциации школ права, было решено, будет состоять в качестве организатора Ассоциации и предоставлять ей штаб-квартиру в США. AALS должна было также и обеспечить вспомогательный персонал, оплату печатных , технических и почтовые расходы. Турецкий университет в Стамбуле Бахчесехир (Bahcesehir University) добровольно вызвался оплатить все расходы для 15-20 членов группы планирования, которая в последующем стала основоположником Правления IALS.

Именно в Стамбуле (май 2005 г.) группа преподавателей права из четырнадцати различных стран мира, представляющих все правовые системы, утвердила Устав Международной Ассоциации школ права (Charter for the International Association of Law Schools). Предполагалось, что штаб-квартирой Международной Ассоциации станет Вашингтон, Округ Колумбия, США., а сама Ассоциация - самоокупаемой через год-два после ее создания.

В октябре 2005 г. Ассоциация была признана законодательством округа Колумбия Соединенных Штатов Америки, где и расположился ее центральный офис, а ее временным Президентом стал Карл Монк, который впоследствии планировался для занятия должности Генерального секретаря/казначея. Было решено, что ежегодные членские взносы должны собираться до 30 июня каждого года. В качестве определения категории страны должна использоваться классификация ВТО, структура сборов планировалась отдельно для развитых и развивающихся стран. Заседание правления Ассоциации прошло в Брюсселе (Бельгия) в апреле 2006 г., где рассматривались, прежде всего, вопросы о членстве в Ассоциации и о возможности со стороны AALS еще некоторое время поддерживать проведение мероприятий (двух последующих конференций) и оплату текущих расходов, включая документооборот.

В итоге сложилось так, что Международная ассоциация регулярно проводит заседания правления. Так, 3 января 2007 прошло заседание Правления IALS Вашингтоне, округ Колумбия, США, где обсуждалась возможность проведения очередной конференции в Китае и продолжения политики субсидирования участия в конференциях для членов из развивающихся стран. 17 октября 2007 прошло заседание Правления Ассоциации в Сучжоу, Китай. С 17 по 19 октября 2007 г. здесь же, на базе Университета Сучжоу, школы Кеннета Вана (Soochow University, Kenneth Wang School of Law), прошла еще одна конференция IALS «Обучаясь друг у друга: обогащение образовательных программ юридических факультетов во взаимосвязанном мире». Конференция подняла очень актуаль-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

ные вопросы о различных видах правового образования и правового мышления, об академических обменах между преподавателями различных школ права и юридическими факультетами, студенческих обменах, разработке совместных образовательных программ.

Правлению был представлен финансовый отчет о деятельности Ассоциации с момента ее существования, в котором было отмечены фонды, поддерживающие Ассоциацию. Это - прежде всего, Wang and Zeit Foundations, Lexis-Nexis, St. John's и LSAC. К этому моменту в IALS состояло 149 членов, из которых 135 имели право голоса. 63 члена представляли школы права, находящиеся за пределами США, в Ассоциацию входило 9 физических лиц и 5 самостоятельных организаций.

С 10 по 12 апреля 2008 г. проведена очередная конференция в Гамбурге (Германия) на тему «Правовое обеспечение международных деловых операций: глобальная перспектива». Акцент на пленарном заседании конференции был сделан на проблемах глобализации и ее влиянии на международное частное и публичное право, правовое регулирование международных коммерческих сделок. Специальной дифференциации были подвергнуты глобальные, международные, региональные и национальные институты бизнеса, обсуждались вопросы специфики правового обеспечения их жизнедеятельности. В целом, доклады на конференции была подчинена осмыслению важнейшей темы -взаимодействию права и бизнеса. Однако эти вопросы попали и в контекст обсуждения образовательной парадигмы, что было связано с рассмотрением методов преподавания финансового, банковского, торгового права в международном формате.

29-30.05.2008 г. в Монреале (Канада) с успехом была проведена конференция Ассоциации на тему: «Образовательная программа IALS: эффективные методы преподавания курсов о других культурах и правовых системах».

В рамках данной конференции 29 мая 2008 прошло заседание Правления Ассоциации в Монреале, Канада. Президентом Ассоциации была избрана декан Школы права Университета Буэнос Айреса (Аргентина) Моника Пинто, которая являлась Президентом Ассоциации вплоть до апреля текущего года (до 15.04.2011 г.). С этого момента принято решение проводить не более двух международных конференций в год, одну из которых совмещать с заседанием Генеральной Ассамблеи, а штаб-квартиру по-прежнему держать в Вашингтоне (США), где проводить периодически встречи членов Правления. 5 августа инициатор создания IALS и Исполнительный директор AALS Карл Монк завершил исполнен своих полномочий в Американской ассоциации в связи с выходом на пенсию. 7 января 2009 прошло заседание Правления IALS в Сан Диего, Калифорния США.

25-27 мая 2009 г. Ассоциация организовала конференцию в достаточно отдаленном месте - в Австралии, на базе Австралийского национального университета в Канберре -Australian National University in Canberra - (декан факультета - Майкл Купер). Тема конференции - «Роль юридических факультетов и его руководства в меняющемся мире». Конференция подняла следующие вопросы: цели и задачи юридических факультетов; поставила вопрос о том, чем должны заниматься преподаватели-юристы, помимо преподавания, дав ответ вполне резонный ответ - научными исследованиями, совершенствованием профессиональных знаний и мастерства, общественной деятельностью в сообществе, гражданском обществе. Также на конференции были сделаны презентации различных национальных образовательных систем в сфере университетского юридического образования , в частности: Сингапура, Голландии, Аргентины, США, Южной Африки, Австралии, Великобритании, КНР, Германии, Пуэрто- Рико, Мексики, Канады, Египта, Италии, Аммана, Нигерии, Израиля, Индии и др. стран.

25 мая 2009 прошло заседание Правления в г. Канберра, Австралия, которое было проведено в рамках проведенной в Австралии конференции IALS.

Очередная конференция Ассоциации прошла 11-12 сентября 2009 г в Вашингтоне (округ Колумбия, США) по проблемам конституционного права. Конференция была весьма популярным мероприятием. Большое внимание на ее заседаниях было уделено изучению сравнительного конституционного права; проблемам бедности и конституционным правам; методологическим вызовам в сравнительном конституционном праве; взаимодействию религии, государства и Конституции; взаимоотношениям между религией и государством; проблемам тендера и конституционному гражданству; проблемам

мультикультурализма и гражданства - мультикультурному гражданству; проблемам соотношения демократии, народного суверенитета и судебной власти; проблемам справедливости и права; соотношению исполнительной власти с другими ветвями власти и пр. Конференция прошла на базе Колледжа права Американского университета (American University Washington College of Law) и Центра права Джорджтаунского университета (Georgetown University Law Center). Конференция был весьма представительна и по настоящее время ее участники обращаются к тем идеям, которые звучали на секциях, во время работы круглых столов и на пленарном заседании.

6-8 января 2010 состоялось заседание Правления и годовое собрание Ассоциации в Новом Орлеане, штат Луизиана, США, которое также было совмещено с проведением международной конференции. Тема собрания была связана с обсуждением трансформационного права (Transformative Law). На собрании, помимо организационных вопросов, рассматривались значимые теоретические проблемы. А на конференции работали секции по образовательному праву, семейному и ювенальному праву, уголовной юстиции, медицинскому права, конституционному праву, праву национальной безопасности, контрактному праву, гражданскому процессу, финансовому праву. Рассматривалась роль женщин в юридическом образовании, права инвалидов, поднимались вопросы о праве на сексуальную ориентацию и вопросы гендерной идентификации. Особый интерес вызвала работа секции по филантропическому праву, а также секции, посвященной социальной ответственности юристов.

20-22 мая 2010 г. очередная конференция Ассоциации прошла в Милане при финансовой поддержке юридического факультета Университета Милана в кооперации с национальным фондом и частным фондом (University of Milan Faculty of Law, Foundazione Centra Nazionale di Prevenzione Difes Sociale-CNPDS, Milan, Italy and Fondazione Cariplo). Тема миланской конференции: «Трудовое право и рынок труда в экономике нового мира».

22-23 мая 2010 г. прошла конференция IALS по проблемам трудового законодательства в Милане, Италия Тема миланской конференции: «Трудовое право и рынок труда в экономике нового мира».

На конференции обсуждались весьма значимые для юриспруденции вопросы труда и фундаментальных прав человека, труда и глобальной экономики, труда и общества, рассматривался феномен дискриминации в трудовых отношениях и в сфере труда в целом; обсуждалась проблема сексуального насилия и законодательное обеспечения прав женщин ; миграция трудовых ресурсов и права мигрантов; труд и глобализация общества; проблема использования труда детей; проблемы преподавания трудового права в университетах в сравнительном измерении. Автор настоящей статьи - Сморгунова В.Ю. -впервые приняла участие в работе конференций Международной Ассоциации школ права в Милане и выступила с докладом на тему «Роль трудового законодательства в современной России: традиции и актуальные вопросы». За несколько месяцев до этого Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена в лице юридического факультета вступил в Международную Ассоциацию (январь 2010 г.), явившись первым вузом Российской Федерации, который стал представлять Россию в данной Ассоциации. Сморгунова В.Ю. на заседании Генеральной Ассамблеи была избрана в качестве члена Правления Международной Ассоциации школ права сроком на три года.

Январь 2011 было проведено заседание Правления Ассоциации в Сан-Франциско, Калифорния, США. Еще раз внимание было обращено на содержание Устава Ассоциации, встал вопрос о его совершенствовании, что впоследствии - на аргентинской конференции 2011 г. еще раз было подвергнуто рефлексии - создана комиссия по совершенствованию Устава.

Устав Ассоциации ставит значимые для юриспруденции политические и моральные вопросы. Согласно Уставу, цель Международной Ассоциации школ права заключается в том, чтобы:

1. вносить вклад в создание справедливого и мирного общества, воспитывая взаимное понимание и уважение к разнообразным меняющимся мировым юридическим системам и культурам; 2. повышать и укреплять роль закона в развитии обществ посредством юридического образования; 3. являться открытой и независимой площадкой для обсуждения различных идей, связанных с юридическим образованием; 4. вносить вклад в развитие и совершенствование юридических факультетов и юридического образования во

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

всем мире; 5. способствовать подготовке юристов, имея в виду то, что они все больше и больше вовлекаются в транснациональную и глобальную юридическую практику; поддерживать тех, кто ориентирован на карьеру, отличающуюся от частной практики, включая правительственную, неправительственную, академическую и корпоративную; 6. осуществлять обмен опытом в области содержания юридического образования.

Ежегодно Ассоциация проводит, как отмечалось выше, международные конференции. Последняя конференция проходила с 13 по 15 апреля 2011 г. в университете Буэнос-Айреса (Аргентина). Тема последней конференции «Обучение, правовое образование и стратегическое планирование». На конференции реализовывалось несколько исследовательских проектов.

Один из них был связан с содержанием учебных планов по праву. Данная тематика вошла в состав секционных заседаний. К числу вопросов, обсуждаемых на секциях , можно отнести: критерии разработки учебных планов; роль юридических факультетов в реализации принципов социальной справедливости; пол, гендер и право - значение в качестве фундаментальных курсов; основные курсы и курсы по выбору; интернационализация учебных планов; знания, умения и ценности в правовом образовании; отражение основных правовых систем в учебных планах; этика и профессионализм; роль магистерских программ по праву. Проблематика пленарного заседания «Содержание учебных планов по праву» также была связана с обсуждением актуальных проблем современной юриспруденции, которые объединяют профессиональных юристов.

Следующий - научно-исследовательский проект конференции - это педагогика в сфере юриспруденции. Наиболее актуальными явились такие темы, как: кросс-культурное обучение и пр., которые также нашли отражение в секционных заседаниях. Вызвали наибольший интерес доклады Марчелло Леннертс (Marcelo Lennertz) «Организация юридической клиники в Бразилии», Мехмета Чингиза Узуна (Mehmet Cengiz Uzun ) «Обзор программ студенческого обмена юридических факультетов: рассказ очевидца кросскультурного юридического образования».

Всеобщий интерес вызвал доклад американского ученого Стивена Яндела (Stephen Yandle) - «Модель аккредитации юридических факультетов Соединенных штатов: смешанная модель», а также доклад канадского юриста Лизы Филлипс (Lisa Philipps) «Организация стратегического планирования исследований в школах права». В рамках пленарного заседания по педагогике рассматривались интересные и значимые для современного университетского юридического образования подтемы: клиническое и экспериментальное образование в сфере юриспруденции; преподавание базовых дисциплин; навыки преподавания - правовые доказательства, решения проблем, навыки письменного изложения; обучение исследовательским навыкам; вопросы о том, как в преподавании права сочетать стратегические принципы правового образования и осуществить взаимодействие с юридическими службами как целевыми сообществами; и, наконец, -обучение этики и человеческим ценностям.

На 3-ем пленарном заседании «Модели регуляции и аккредитации» в зону внимания попали многие актуальные вопросы. В рамках данного проекта рассматривались модели регуляции и аккредитации (роль правительства в организации система аккредитации; роль экзаменационных комиссий и судебной власти; легитимные критерии аккредитации; контроль качества и механизмы его обеспечения).

Также как на пленарном заседании, так и на секционных, обсуждались сетевые возможности юридических вузов (обмен преподавателями, обмен студентами, обмен исследователями, специальные программы обучения за рубежом). Автор настоящей работы -Сморгунова В.Ю. - выступила с докладом на тему «Правовое образование в современных российских университетах».

Всего в конференции приняли участие более 130 участников из 29 стран мира, на конференции было сделано более 90 докладов. Участие в подобного рода конференциях позволяет более конкретно и обстоятельно познакомиться с системой юридического образования той страны, где конференция проходит. Поэтому представляется необходимым в данном контексте некоторое внимание уделить юридическому образованию в аргентинских университетах и осветить работу Школы права, которая была устроителем конференции в апреле 2011 г в г. Буэнос-Айрес.

Школа права входит в состав университета Буэнос-Айреса (The University of Buenoa Aires - UBA). Однако история Школы права имеет еще более длинную историю, чем сам университет. Первые попытки создания учебного заведения юридического профиля относятся еще к концу 18 века. Однако они были неудачными из-за оказываемого сопротивления данной идее со стороны практикующих адвокатов. Тем не менее, в 1814 году все же была создана Академия юридических наук, которая просуществовала вплоть до 1872 года. В качестве преподавателей права здесь выступали практикующие юристы. Перед ними ставилась задача обязательно быть зарегистрированными в палате Апелляционного суда, чтобы не прерывать связи с практикой. Обучение в академии длилось три года, в течение которых в основном изучались права коренного населения Аргентины. Итоговый экзамен сдавался в Апелляционном суде, и был важен с точки зрения академического и социального интереса, проявляемого к подготовке юристов со стороны городских властей.

По инициативе известного политика Антонио Саенса в 1821 г. был создан Университет Буэнос-Айреса, в котором открыли и самостоятельный юридический факультет. Ректором университета стал Антонио Саенс. Академия юридических наук при этом продолжала существовать, готовя судей и адвокатов, которые должны были зарегистрироваться в реестре адвокатов после завершения обучения, что и считалось итогом их обучения и показателем его качества. Выпускники поступали на работу в качестве клерков в суд. Похоже, что академия наладила контакты с новым юридическим факультетом университета Буэнос-Айреса. Об этом свидетельствует то, что обучение проходило совместно, к нему подключались оба учебных заведения. Будущие юристы обучались 5-6 лет, беря курсы и в академии, и на факультете. Академия успешно развивалась. Известно, что в 1853 г. в ней были открыты новые кафедры уголовного права, коммерческого права, международного и конституционного права, чуть ранее - публичного права и политической экономии.

Так продолжалось до 1872 г., а в 1874 г - после небольшой паузы, в Университете Буэнос-Айреса была создана Школы права и социальных наук, которая, видимо, поглотила ресурс Академии, которая перестала существовать еще двумя годами ранее. Школа права и социальных наук просуществовала до 2000 г. и была переименована в Школу права.

В 1974 г. Университет включал в себя следующие подразделения: Школу гуманитарных наук и философии, Школу медицинских наук, Школу математики, Школу естественных и и точных наук, Школу права и социальных наук. Каждая школа по числу преподавателей, согласно принятому решению, не должна была превышать 15 человек профессорско-преподавательского состава. Сроки избрания ректора и деканов были ограничены четырьмя годами. Ректор избирался на совете университета, а деканы - на советах соответствующих школ. Первым деканом Школы права и социальных наук стал доктор Мануэль Кинтана. История школы права тесно связана с историей страны, которая давала импульсы ее развитии.

Когда национальная идентификация Аргентины была завершена, Аргентина включилась в процесс интеграции в мировой рынок. Новая ситуация стала предполагать необходимость приема новых потоков иммигрантов, развивались города, развивалась городская инфраструктура. Государство распространило свою ответственность и на образовательную сферу, на политику в области здравоохранения., на формирование адекватных новым условиям политических и административных структур. Государство видело в университетах огромные возможности для реализации поставленных грандиозных задач.

Эти обстоятельства диктовали университету Буэнос-Айреса развиваться как прак-тико-ориентированному учебному заведению. Однако эта задача вступила в противоречие с его исследовательской миссией. Все это было учтено образовательными реформами 1905-1906 г.г, которые выстроили систему ценностей, которыми до настоящего времени руководствуется университет. К их числу, прежде всего, относится демократизм, выражающийся в активном участии преподавателей в управлении университетом. Начиная с 20 столетия, Университет Буэнос-Айреса стал развиваться как подлинно исследовательский университет, подготовив четырех нобелевских лауреатов. Школу права окончили 12 Президентов Аргентины, получив там диплом юриста.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

В настоящее время Университет включает 13 факультетов, 6 госпиталей, 10 музеев, на базе которых ведется учебный процесс, ассоциирован с четырьмя средними школами, выпускники которых поступают в университет. Обучение в университете бесплатное, включая иностранных граждан. Университет занимает 247 место в мировом рейтинге университетов (URAP - Ranking of Academic Performance). Школа права на настоящий момент объединяет 28000 студентов, которых обучают 1000 преподавателей, из которых только около сотни - штатные преподаватели, а 900 - совместители, работающие в качестве практикующих юристов, адвокатов, прокуроров, судей. Принципы подбора профессорско-преподавательского состава состоят в том, чтобы привлекать к преподаванию юристов-практиков, успешных адвокатов, государственных деятелей - юристов по образованию. В свою очередь, штатные преподаватели Школы поощряются для работы в юридических фирмах, органах власти и управления. Буэнос-Айреса и аргентинского государства в целом. В университетах Аргентины учатся в основном дети среднего и высшего классов, дети рабочих составляют менее 1%. В целом в Аргентине насчитывается примерно 1,6 млн. человек студентов при общей численности населения в 40 млн. человек.

Аргентина имеет одну из самых совершенных систем образования в мире. В Аргентине - самый высокий уровень грамотности среди стран Южной Америки, который составляет 96%. В 1995 г. в Аргентине был принят Закон о высшем образовании, в котором гарантировалось бесплатное высшее образование для всех граждан страны. Университет Буэнос-Айреса - не единственный в стране. Самые крупные государственные университеты - Университет Буэнос-Айреса (исп. Universidadde Buenos Aires, UBA), Национальный технологический университете в Буэнос-Айресе, Национальный университет Кордовы, Университет Ла Платы, Росарио, Северо-Восточный университет (в Карриен-тес), университет в городах Тукуман, Санта-Фе, Ломас-де-Самора и Мендоса.

Чтобы поступить на государственный факультет, необходимо пройти курс и сдать CBC (Curso Basico Comun). В частные университеты можно поступать и без этого курса, но требуется сдавать вступительные экзамены. В основном, высшее образование длится 5-6 лет. Университет Буэнос-Айреса - самый престижный университет Аргентины. Он характеризуется самым высоким уровнем подготовки. Сам Буэнос-Айрес - столица Аргентины -третий по величине город Южной Америке. Он по величине уступает только Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро. В его городской агломерации проживает более 11 млн. человек. Для понимания системы образования Аргентины нужно понимать и ее общекультурный фон. В Аргентине доминирует одна этническая группа - белые - (в основном - испанцы и итальянцы), составляя 97 % населения. 3% составляют метисы (американские индейцы). В стране в целом доминирует европеоидный элемент - потомки испанских колонистов и эмигрантов из стран Европы (преимущественно - итальянцью. Аргентину населили первоначально испанцы, жители северных стран - из Швейцарии, Германии, Франции, России, Уэльса. В настоящее время средний класс составляет 35% населения страны, который в основном и пополняет ряды студенчества. Официальный язык - испанский, хотя широко распространены итальянский, французский, английский, немецкий, португальский. Многие знают и русский язык. Существует также 17 местных языков, включая кечуа, мапуче, гуарани, тобас, матакос. Обучение в университетах ведется на испанском языке.

Студенты, как подчеркивалось, учатся бесплатно, стипендию получают только 10 % от численного состава. Поэтому большинство вынуждено работать, частично отвлекаясь от занятий и имея академические задолженности, которые они погашают в удобное для них время, согласованное с правилами школы. Поэтому в большинстве случаев обучение даже на бакалавра юриспруденции затягивается до 6-7 лет. Для получения более высоких степеней уходит подчас еще большее количество лет. Деканом Школы права является профессор Моника Пинто, которая одновременно последние три года являлась и Президентом Международной ассоциации школ права, деятельность которой подвергнута изучению в настоящей работе.

Образование в Школе права построено следующим образом. Подготовка бакалавров длится четыре года и включает три образовательных цикла. Общий базовый цикл (Ciclo Basico Comun) включает предметы, позволяющие осуществить общую подготовку студентов и включение в изучаемую область знаний. Второй цикл - это профессионально ориентированный цикл (Ciclo Professional Comun), который предполагает 7 направлений

подготовки - специализаций . Каждая содержит 5 общих для всех специализаций предметов (обязательных) и ряд вариативных курсов, которые и составляют ядро специализации. Этот цикл помогает студентам освоить концептуальные знания, приобрести фундаментальные профессиональные знания, но в то же время выработать способности, умения и компетенции, включающие владение необходимыми процедурами, используемыми в сфере легальной материи. Цель такого образования, не только подготовка хороших профессионалов, но и формирование у них социальной ответственности, которой должен обладать практикующий юрист.

Цикл профессионально ориентированной подготовки (Ciclo Professional Orientado) тренирует студентов для профессиональной деятельности. Для каждой специализации внутри цикла предполагается некий сердецивинный компонент и комплекс вырастающих из этого содержания дисциплин, которые позволяют будущим юристам иметь дело с защитой прав новых поколений в меняющихся условиях социального и экономического характера.

Курсы по специализациям предлагаются студентам следующие: административная юстиция, правовое консультирование, промышленные социальные науки, административное право и публичная администрация, банковское право, право по регулированию ущерба, трудовое право, уголовное право, семейное право, налоговое право, правовая и экономическая структура энергетического регулирования, политика и менеджмент в сфере науки и технологии, международная миграционная политика, междисциплинарный курс по естественным ресурсам, социальные аспекты нелегального употребления наркотиков; междисциплинарные курсы по социальным аспектам детства и подросткового возраста, курсы по устному и письменному переводу.

Помимо этого, студенты должны сдать соответствующие каждому циклу экзамены по чтению правовых текстов на иностранном языке. Также все студенты включены в практические занятия, предполагающие участие в производственной практике и участие в игровых судебных процессах.

Как только общий профессиональный цикл удачно сдан, студентам присуждается степень «бакалавр права». Взяв еще 3 предмета и 2 годовых курса, они могут закончить университет с более высокой степенью - юриста (attorney). Это обычно занимает еще год. И, наконец, по результатам успешного завершения профессионально ориентированного цикла, выпускнику присуждается степень адвоката (lawyer ). На это уходит еще полтора года. В русском языке нет адекватных терминов для характеристики различий в профессиональной деятельности attorney и lawyer.

Выпускники с различными дипломами по-разному трудоустраиваются. Так, бакалавры права занимают должности, связанные со службой на таможне, в акционерном предприятии, работают в консорциуме в качестве администратора, работают и на других должностях, требующих бакалаврских знаний. Attorney могут уже представлять ответчиков и истцов в суде, а также выступать в суде в качестве легального представителя предприятий или физических лиц. Lawyer в полной мере несет ответственность за проведение судебного процесса, разрабатывает критерии для воплощения имеющегося законодательства в правовой деятельности, выходит в соответствующие органы с предложениями о поправках в законодательство, разрабатывает правовые материалы различного характера. Он может работать медиатором, советником руководителя частного бизнеса, в административных структурах , быть советником по законодательству и судопроизводству, работать в суде в качестве сотрудника суда, обвинителя. Эта квалификация позволяет также стать университетским преподавателем первой категории или исследователем. Также круг обязанностей расширяется и появляется возможность работать в Министерстве, выполнять обязанности прокурора, в международной сфере представлять Аргентину в таких организациях, как ООН, а также в различных неправительственных организациях.

Также в Школе права развито и магистерское образование. Студентам предлагаются следующие магистерские программы: по коммерческому и предпринимательскому праву; по праву семьи, детей и подростков; по международному частному праву; по уголовному праву в MERCOSUR (это южно-американская организация общего рынка, включающая Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, Венесуэлу и ассоциированных членов - Чили, Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, созданного в 1986 г. после подписания соглашения

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ' Серия Философия. Социология. Право. 143

2012. №8(127). Выпуск 20

между Аргентиной и Бразилией и начавшую свою деятельность с 26.03.1991 с подписания Асунсьонского договора, не подписанного лишь Венесуэлой). Предлагаются программы по праву и экономике; по правовой философии; по муниципальному праву; по международным отношениям; по теории и практике выработке легальных решений; по политике и менеджменту в области науки и технологий; по процессам региональной интеграции -MERCOSUR; по проблемам нелегального употребления наркотиков; по письменному и устному переводу в сфере юриспруденции; по биотехнологиям; по индустриальным социальным наукам; по проблемам общественного здоровья.

Как исследовательский университет, университет в Буэнос-Айресе предлагает обучение и в докторантуре. Присуждаемая степень - Доктор Университета Буэнос-Айреса. Здесь еще больше расширяется спектр образовательных возможностей для студентов: транспортное право и транзитное право; авиационное и пространственное право; морское право; политическое право; нотариальное право; процессуальное право; римское право; история права и правовая философия, а также ряд традиционных - гражданское, уголовное, трудовое, международное право и пр.

В настоящее время Международная ассоциация школ права, созданная в Стамбуле в 2005 г., объединяет научное и академическое сообщество, в которое входит примерно 150 членов из различных стран и регионов мира: от Аргентины до Зимбабве, от Финляндии до южной Африки. Задачей ассоциации в современный период является развитие юридического образования в глобализирующемся мире. Ассоциация пытается внести свой вклад в интернационализацию юридического образованию, в разработку совместных образовательных программ, в обмен студентами и преподавателями, открытие международных летних школ по праву. Основной целью деятельности Ассоциации является поощрение распространения новых подходов в образовании, формирование уважения к закону, понимания закона всеми гражданами различных стран. IALS - это не элитарная Ассоциация, она включает в свой состав юридические факультеты и школы права из развивающихся стран, но ставит задачу перед элитарными школами права осуществлять поддержку юридического просвещения в слабо развитых странах, в странах развивающихся. Ассоциация является добровольной , некоммерческой организацией, сориентированной на глобализацию юридического образования в соответствии с ее миссией, духом и устремлениями ее членов.

На апрельской конференции 2011 г. произошли организационные изменения. Президентом Ассоциации стал его бывший Вице-президент Фрэнсис Ванг, а Вице-Президентами - Майкл Копер (Австралийский национальный университета, декан юридического факультета, Австралия) и Аалт Херинга (Маастрихтский университет, декан школы права, Нидерланды). Карл Монк вродолжил исполнять свои обязанности в качестве Генерального секретаря/ Казначея на временной основе до создания нового секретариата.

В настоящее время членами Правления Международной ассоциации школ права являются следующие лица:

Президент (President)

Френсис Ванг (Francis SL Wang)

Kenneth Wang School of Law Soochow University

China

Вице-Президент (Vice President) Майкл Купер (Michael Coper) Australian National University Faculty of Law Australia

Предыдущий Президент (Immediate Past President)

Моника Пинто (Monica Pinto) University of Buenos Aires Faculty of Law -Argentina

Вице-Президент (Vice President )

Аальт Виллем Херинга (Aalt Willem

Heringa)

Maastricht University Faculty of Law The Netherlands

Генеральный секретарь/Казначей

(General Secretary/Treasurer) Почетный Президент (President Emeritus) Карл Монк (Carl C. Monk ) Emeritus Dean and Professor, Washburn University USA

Правление: (Governing Board)

1. Джассим Аль Шамси (Jassim Al'Shamsi)

United Arab Emirates University Faculty of

Law

UAE

3. Нерина Бошиеро (Nerina Boschiero) University of Milan Faculty of Law Italy

5. Лидия Касас (Lidia Casas)

Diego Portales University Faculty of Law

Chile

7. В.С.Элизабет (V.S. Elizabeth) National Law School of India University India

9. Джукка Тапани Кекконен (Jukka Tapani Kekkonen)

University of Helsinki Faculty of Law Finland

2. Мэри Энн Бобински (Mary Anne Bo-binski)

University of British Columbia Faculty of Law Canada

4. Фату Кине Камара (Fatou Kine Camara)

University Cheikh Anta Diop of Dakar Faculty

of Legal and Political Science

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Senegal

6. Акрам Дауд (Akram Daoud) An-Najah National University Faculty of Law Palestine

8. Клаудио Гроссман (Claudio Grossman) American University Washington College of Law

United States

10. Тахир Мамман (Tahir Mamman)

Nigerian Law School

Nigeria

11. Мохд Акрам бен Мухаммед Шаир

(Mohd Akram bin Shair Mohamed) International Islamic University Malaysia Ahmad Ibrahim Kulliyyah of Laws Malaysia

13. Чэнь Хань Тан (Cheng Han Tan) National University of Singapore Faculty of Law

Singapore

15. Фернандо Вильяреал-Гонда (Fernando Villarreal-Gonda) Free Faculty of Law of Monterrey Mexico

12. Валентина Сморгунова (Valentina Smorgunova)

Herzen State Pedagogical University of Russia Russia

14. Ами Тсанга (Amy Tsanga) University of Zimbabwe Faculty of Law Zimbabwe

Участник-основатель (FOUNDING MEMBER)

The Wang Family Foundation, USA

Члены-попечители (SUSTAINING MEMBERS)

1. Cornell Law School, USA (Школа Права Корнельского университета, США).

2. Oklahoma City University School of Law, USA (Школа права городского университета в Оклахоме, США).

3. Valparaiso University, USA (Университет Вальпараисо, США).

Школы-члены Ассоциации (MEMBER SCHOOLS) — 150, представляющие Аргентину (3 университета), Австралию (12 университетов), Бразилию (3 университета), Канаду (3 университета), Чили (2 университета), КНР (3 университета), Колумбию (1 университет), Чешскую республику (1 университет), Данию (1 университет), Эстонию ( 1 университет), Грузию ( 2 университета), Германию (2 университета), Гватемалу (1), Гонконг (1), Индию (9), Индонезию (2), Италию (1), Иорданию (3), Кувейт (1), Малайзию (2), Мексику (5), Нидерланды (3), Новую Зеландию (3), Нигерию (2), Перу (1), Польшу (3), Португалию (1), Россию (1), Сингапур (2), Южную Африку (6), Испанию (2), Швейцарию (2),

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

Тайвань (l), Таиланд (l), Турцию (2), Объединенные Арабские эмираты (l), Великобританию «2), США (51), Замбию (l), Зимбабве (l).

Также в Ассоциацию входят и следующие организации:

1. American Bar Association Section on Legal Education, USA- Американская Ассоциация экзаменационных комиссий по праву,США

2. Association of American Law Schools, USA - Ассоциация американских щкол права, США.

3. Australian Law Teachers Association, Australia - Австралийская Ассоциация преподавателей права.

4. German Law Faculties Association, Germany - Германская Ассоциация юридических факультетов.

5. Law School Admission Council, USA - Совет по вступительным экзаменам в школы права, США.

6. National Conference of Bar Examiners, USA - Национальная конференция экзаменаторов по праву, США.

Намерением Ассоциации является привлечение наибольшего числа членов, вовлечение в ее работу новых академических, исследовательских структур, привлечение спонсорских средств, активизация деятельности в плане усиления процессов интернационализации образования.

По всем вопросам о деятельности Ассоциации (IALS - International Association of Law Schools) следует обращаться на ее официальный сайт: www.ialsnet.org , а также на сайт Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена: www.herzen.spb.ru и страницу юридического факультета , где размещаются последние новости о работе Ассоциации, деятельности ее Правления и комиссий.

POLITICAL AND INTELLECTUAL RESOURCES OF THE INTERNATIONAL PROFESSIONAL ASSOCIATIONS: ABOUT ACTIVITY OF THE INTERNATIONAL ASSOCIATIONS OF LAW SCHOOLS

V. SMORGUNOVfl

The Herzen State Pedagogical University of Russia

The article reveals political and intellectual resources of the international organizations on an example of activity of the international association of law schools in the conditions of modern integration processes.

e-mail:

valentina_smorgunova@hotmail.com

Key words: professional associations, international association of schools of the right, legal education, world history of legal education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.