УДК 327
DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-198-205
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: РОССИЯ И КАЗАХСТАН В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Искаков ИЖ.
Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1. Российская Федерация
Аннотация. Автор рассматривает особенности формирования политических элит новых государственных образований Евразии и влияние этих элит на процесс евразийской интеграции. Охарактеризованы, в качестве примеров, локомотивы евразийского интеграционного процесса: Россия и Казахстан. Проведен сравнительный анализ эволюции политических элит двух стран за последние десятилетия на фоне политической трансформации континентального политического ландшафта. Названы перспективы эволюции политических элит в России и Казахстане.
Ключевые слова: региональная интеграция, политическая трансформация, политические элиты, Казахстан, Россия.
POLITICAL ELITES AND EURASIAN INTEGRATION: RUSSIA AND KAZAKHSTAN IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY
I. Iskakov
University with Inter-parliamentary Assembly of EurAsEC 14, Smolyachkova street, S-Petersburg, Russian Federation
Abstract. The author considers some specific features of political elite's formation in the new state formations of Eurasia and their influence on the process of Eurasian integration. The locomotives of the Eurasian integration process are described as examples. The author made the comparative analysis of the political elite's evolution in Russia and Kazakhstan in recent decades, the political transformation of the continental political landscape being the background for such evolution. Prospects for the evolution of the political elites in Russia and Kazakhstan are outlined.
Key words: regional integration, political transformation, political elites, Kazakhstan, Russia.
После распада СССР, когда на карте мира вместо огромной сверхдержавы появились 15 независимых государств, прошло два с половиной десятилетия. За этот период сформировались интеграционные и дезинтеграционные факторы, влияющие на политическую трансформацию евразийского пространства. Факторы, определяемые тем, что Азия проявляет всё больший интерес к европейским рынкам, а Европа нуждается в азиатских инвестициях. Свое влияние ока© Искаков И.Ж., 2017.
зал также многолетний исторический опыт разнообразного межрегионального и международного взаимодействия, в котором сегодня значительную роль играют политические элиты новых государственных образований. Роль элит определяется тем, какие цели они перед собою ставят, какое направление движения выбирают для своего государства. Качество национальной элиты во многом оказывает влияние на успешность продвижения по пути региональной интеграции. В связи с этим обостряется потребность в разработке новых механизмов формирования политических элит, развития их профессионализма; в создании условий повышения эффективности их деятельности в нынешних далеко не простых внутри- и внешнеполитических условиях.
Правящие элиты новых независимых государств функционируют на фоне измененного экономического баланса, резкого роста интенсивности геополитического соперничества, ведения полномасштабных информационных, экономических, дипломатических войн; перехода на уровень интеграционных объединений и геополитических блоков. Усиливается влияние новых центров мощного экономического роста, таких, как Китай и Индия. О.В. Столетов характеризует сегодняшнюю Евразию как пространство глобальной геополитической и геоэкономической конкуренции между ведущими субъектами мирового политического процесса [10, с. 81], выделяя формирование полицентрично-сти этого пространства. Особая роль в политическом ландшафте континента предназначена евразийской интеграции. В ней задают тон Казахстан и
Россия, которых часто называют «локомотивами» этой региональной интеграции.
Евразийский интеграционный процесс оценивается исследователями как сложный, имеющий многоаспектный характер. Он разворачивается не на пустом месте, а вовлекает главным образом те страны, что в течение почти 70 лет являлись частями мировой сверхдержавы и обладали особой транснациональной идентичностью. Игнорировать или забывать эти аспекты нельзя. Как подчеркивают К.И. Байзакова и А. Кемебаев, интеграционная модель регионального развития снимает возможный конфликтный потенциал между самими странам региона [1]. В процессах политической трансформации, политической консолидации, в формировании новых политических элит можно наблюдать как общие, так и особенные черты. Их изучение важно еще и потому, что сегодня процесс евразийской интеграции, инициированный Н.А. Назарбаевым в 1994 г., начинает «пробуксовывать».
Формирование политической элиты России во многом определялось тем, что в ней сохранились столица и кадры распавшегося державного государства, неблагоприятные демографические и природно-климатические условия, постоянные внешние угрозы и дефицит значимых ресурсов развития. Исследователи выделили ряд особенностей, прежде всего, «сложносочиненный» характер российской элиты (наличие партийной элиты, апатриотичной бизнес-элиты и своего рода антиэлиты, не заинтересованной в развитии российского государства) [8]. Особо подчеркивается влияние старого номенклатурного источника
рекрутирования, в результате чего в современной элитной группе РФ преобладают «середняки», от которых трудно ждать эффективных и креативных решений и предложений и которых отличает неумение брать на себя ответственность за принятие решений.
И.В. Лихачёв считает, что в 19801990-х гг. произошла «элитная революция» [6, с. 21], что проявилось в выходе на арену молодых, активно занимающихся бизнесом лидеров, образовавших «новую элиту». Она происходила не из номенклатуры, а из промышленно-финансовой олигархии. Бизнес-элита выступает одним из активных и влиятельных сегментов правящей группы, но ее корпоративные интересы преобладают над интересами социального целого. Особое внимание исследователей привлекают топ-менеджеры крупных корпораций, которые выступают результативными акторами менеджериально-политиче-ской миграции [9].
Наблюдается также усиление позиций региональной элиты. Она выступает важным элементом социальной структуры общества, способствует согласованию интересов всех субъектов политического процесса на региональном, межрегиональном и федеральном уровне. Важным фактором деятельности региональных элит выступает наличие средств влияния на массовое политическое сознание, включая нормы электорального поведения. Окончательному складыванию новой политической элиты препятствуют перманентные реформы политической и правовой системы РФ, вследствие чего возрастают требования к улучшению качества элитных групп, в частно-
сти, их умению использовать новейшие политические технологии, адекватно отвечать на вызовы реальности.
Общими чертами правящей элиты России выступают увеличение значения неофициальных связей, усиление роли исполнительной власти, ускорение динамики циркуляции элит (по клиенталистскому принципу), обострение внутриэлитной конфликтности и повышение мобильности. В последние годы военные и предприниматели стали преобладающими социальными источниками рекрутирования элитных групп [3, с. 350-353]. Сегодня вследствие низкого уровня эффективности современной политической элиты остро встает вопрос о создании новой системы рекрутирования. Однако эффективную элиту невозможно сформировать без модернизации общества, активизации процесса формирования гражданского общества, поскольку «политические элиты, плохо справляющиеся с демократизацией, испытывают аналогичные трудности и с проведением модер-низационной политики» [2, с. 9].
Новым независимым государствам Евразии пришлось формировать государственные элиты практически с чистого листа. Еще в 1999 г. А. Таксу-баев подчеркивал, что формирование национальной стратегии развития государств региона происходит в крайне сложных внутренних страновых и региональных условиях и балансирования между центрами силы мирового и регионального масштаба [11]. Три основных вектора влияют на формирование новых политических элит: ренессанс традиционализма, инерция советской номенклатуры и инновации реформ. Казахские исследователи счи-
тают, что процессы элитообразования в постсоветских государствах имеют сходные черты, обусловленные общим историческим прошлым и схожестью политических систем [12]. В случае с Казахстаном процесс, действительно, имеет сходные с Россией черты, но и некоторые особенности, вызванные региональными причинами.
В тот период, когда постсоветское пространство сильно фрагментирова-лось, новые государственные образования меняли внешнеполитическую ориентацию, стремясь в той или иной форме дистанцироваться от России. Такая позиция продолжает проявляться даже у самых близких партнеров (например, отказ Белоруссии и Казахстана поддержать российское эмбарго как ответ на санкции Запада, объявление Республики Казахстан о переходе на латиницу). Многие национальные элиты стран СНГ сделали политический капитал, в том числе, и на негативной интерпретации общего советского прошлого [5, с 320]. Отмечается, что в этих государствах имеются специфические механизмы формирования и рекрутирования элит. Так, на формирование национальной элиты Казахстана повлиял целый ряд факторов, среди которых выделим деление казахов по территориальному признаку на три жуза; межклановую борьбу; президентское правление; геополитическое положение Казахстана. Отметим также активизацию широкого спектра неформальных факторов инкорпорирования в правящие слои; двойственный характер деятельности новых политических элит на евразийском пространстве.
Первое поколение элит и здесь сначала формировалось из советской
бюрократии. Особость проявилась в том, что в Евразии постепенно стали складываться проамериканские, про-европейские, протурецкие и т.п. элитные группы. Евразийские государства изначально часто пытались добиться нужного для себя результата обретением выгодного внешнего союзника, но западные страны стратегически не заинтересованы в формировании Евразии как конкурентоспособного политического целого. Элитные группы постепенно стали осознавать, что попытки вовлечь в процесс «собирания земель» мировые центры влияния будут не уменьшать, а приумножать риски дезинтеграции.
В рамках евразийской интеграции крайне важно мотивировать национальные элиты к построению наднационального проекта. Зачастую собственные интересы элит идут вразрез с задачами, которые стремится решить государство, в частности, интеграционными. Это отчетливо видно в перманентной борьбе элитных группировок за властные и экономические ресурсы, когда национально-государственные интересы чаще всего отходят на второй план. Развитие региональной интеграции замедляется коррупционной составляющей, присущей правящим группам стран СНГ. Сегодня представители новой элиты становятся более прагматичными и «многовекторными».
В связи с рассмотрением перспектив формирования новых элит следует обратить внимание на методы, используемые для оказания влияния на формирование элитных кадров. Особо выделяются: участие различных неправительственных организаций США и европейских стран в этом процессе («Фридомхаус», фонд Карнеги,
Национальный демократический институт международных отношений, фонд Эберта, фонд Аденауэра и т.п.); предоставление грантов; организация обучения политическим технологиям, др. Все это создает серьезную угрозу политической консолидации на евразийском континентальном пространстве.
Но одновременно процесс элитоо-бразования протекает на фоне роста привлекательности проекта евразийской интеграции (в состав ЕАЭС вошли Армения и Киргизия, проявляют активную заинтересованность в создании зоны свободной торговли Индия, Израиль, Иран, Египет, Корея, Сингапур и др.). Все активнее обсуждается сопряжение ЕАЭС с Экономическим поясом Великого Шёлкового пути [7]. Сегодня ряд новых национальных элит с прагматической точки зрения осознали, что им выгоднее сохранение сильной и ответственной России, способной играть роль модератора этнополитического урегулирования и стабилизации евразийского пространства. Такое изменение произошло вследствие того, что в состав политических элит стали втягиваться представители экономических элитных групп.
Так, казахстанские металлургические предприятия «Евразийской группы» стремились в конце ХХ в. создать собственное промышленно-политиче-ское лобби, способное более тесным образом влиять на парламентскую деятельность, а также на профсоюзные и предпринимательские организации. С этой целью группа сформировала политическую партию - Гражданскую партию Казахстана (ГПК). Сначала эта партия представляла одну из зна-
чительных фракций в нижней палате парламента, лоббируя интересы металлургической группы. Но уже в ходе предвыборной компании 2016 г. партия объявила о намерении присоединиться к РПП «Отан». По словам ее первого секретаря А.Т. Перуашева, это присоединение отражает объективный процесс дальнейшего партийного строительства и направлено на объединение усилий пропрезидентских партий в реализации масштабной задачи, поставленной Главой государства, по вхождению в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира [4].
Евразийское пространство ощущает сегодня необходимость реализации мощного модернизационного проекта, в связи с чем привлекает внимание проект Большого евразийского партнерства, инициированный В.В. Путиным. Для его осуществления России еще предстоит создать механизмы образования дружественных политических элит, включая и элиту диаспор, подобные тем, что с успехом используют западные страны (фонды, гранты, образовательные программы и т.д.). С их помощью она сможет реализовать предлагаемые политические проекты. Одним из условий достижения успеха в этом направлении выступает необходимость привлечь крупный российский бизнес к скорейшему формированию подобного «неправительственного» сектора политического взаимодействия в условиях региональной интеграции. Реальный процесс интеграции евразийского пространства может быть осуществлен, если удастся объединить мощь экономик и волю политических лидеров. Евразийская интеграция способна обе-
спечить новый образ жизни в новых государственных образованиях при соблюдении законности и выгодности инвестиций, предоставлении свободы творчества для пионеров бизнеса и науки, обеспечении населению стабильного настоящего и уверенности в завтрашнем дне.
Особая перспектива видится в воспитании национальных интеллектуальных и экономических элит на основе сообщества молодежных лидеров стран Евразии. Для этого нужно
создать Евразийский университет с высочайшими стандартами обучения в рамках евразийской интеграции. Обучение в нем следует сделать бесплатным для тех, кто пройдет конкурс на уровень логического мышления и волевых качеств. Так будет стимулирована эффективность евразийской интеграции, активность новых политических элит в ее осуществлении и дальнейшей эволюции с целью обеспечения устойчивого развития новых государственных образований Евразии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байзакова К.И., Кемебаев А. Роль Казахстана в современной евразийской интеграции // Вестник КазНУ. Серия: Международные отношения и международное право. 2015. № 2 (70). С.203-206.
2. Васильева О.В. Современные российские политические элиты как субъект политической модернизации: автореф. ... канд. полит. наук. Астрахань, 2014. 20 с.
3. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. М.: РОССПЭН, 2006. 448 с.
4. Гражданская партия Казахстана заявила о намерении присоединиться к РПП «Отан» // NOMAD [сайт]. URL: http://www.nomad.su/?a=3-200610300331 (дата обращения: 13.11.2017).
5. Егоров В.Г., Абрамов А.В., Федорченко С.Н. Сравнительная политология постсоветского пространства: учебное пособие. М.: КноРус, 2015. 412 с.
6. Лихачев И.В. Политические элиты современной России: сущность, особенности, перспективы: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Москва, 2004. 29 с.
7. Пинюгина Е.В. ЕАЭС и «Экономический пояс Шёлкового пути»: сравнительный анализ евразийских интеграционных проектов // Политическая наука. 2015. № 4. С. 99115.
8. Пляйс Я.А. Элиты России: обзор диссертационных исследований отечественных политологов. Ростов-на-Дону: Дониздат, 2013. 160 с.
9. Светличный М.Ю. Социально-политическая активность бизнес-элиты на современном этапе: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003. 19 с.
10. Столетов О.В. Сравнительный анализ стратегий трансформации евразийского политического пространства // Политическая наука. 2015. № 4. С. 81-98.
11. Таксубаев А. Россия и Центральная Азия // Международная жизнь. 1999. № 3. С. 94101.
12. Шакирбаев С. Формирование и развитие политических элит на постсоветском пространстве [28.02.2006] // Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан [сайт]. URL: http://www.kisi.kz/ru/categories/ politicheskaya-modernizaciya/posts/formirovanie-i-razvitie-politicheskih-elit-na-postsovet (дата обращения: 05.11.2017).
REFERENCES
1. Baizakova K.I., Kemebaev A. [The role of Kazakhstan in the Eurasian integration], Vest-nik KazNU. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya i mezhdunarodnoe pravo, 2015, no. 2 (70), pp. 203-206.
2. Vasil'eva O.V. [Modern Russian political elites as a subject of political modernization: abstract of thesis... cand. polit. sciences]. Astrakhan, 2014. 20 p.
3. Gaman-Golutvina O.V. [The political elites of Russia: milestones of the historical evolution]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2006. 448 p.
4. Grazhdanskaya partiya Kazakhstana zayavila o namerenii prisoedinit'sya k RPP «Otan» [Civil party of Kazakhstan declared intention to join the RPP "Otan"]. NOMAD [website]. Available at: http://www.nomad.su/?a=3-200610300331 (accessed 13.11.2017).
5. Egorov V.G., Abramov A.V., Fedorchenko S.N. [Comparative politics of the post-Soviet space: a training manual]. Moscow, KnoRus Publ., 2015. 412 p.
6. Likhachev I.V. [Political elite of modern Russia: essence, specific features and prospects: abstract of thesis. cand. polit. sciences]. Moscow, 2004. 29 p.
7. Pinyugina E.V. [The EEU and the "Economic zone of silk road": a comparative analysis of the Eurasian integration project]. Politicheskaya nauka, 2015, no. 4, pp. 99-115.
8. Plyais Ya.A. [Elite: overview of the dissertation researches of scientists]. Rostov-on-Don, Donizdat Publ., 2013. 160 p.
9. Svetlichnyi M.Yu. [Socio-political activity of the business elite at the present stage: abstract of thesis. cand. polit. sciences]. Moscow, 2003. 19 p.
10. Stoletov O.V. [A comparative analysis of strategies of transformation of the Eurasian political space]. Politicheskaya nauka [Political science], 2015, no. 4, pp. 81-98.
11. Taksubaev A. [Russia and Central Asia]. Mezhdunarodnaya zhizn', 1999, no. 3, pp. 94-101.
12. Shakirbaev S. Formirovanie i razvitie politicheskikh elit na postsovetskom prostranstve [28.02.2006] [The formation and development of political elites in the former Soviet Union [28.02.2006]] Kazakhstanskii institut strategicheskikh issledovanii pri Prezidente Respubliki Kazakhstan [sait]. [Kazakhstan Institute for Strategic Studies under the President of the Republic of Kazakhstan [website].]. Available at: http://www.kisi.kz/ru/categories/politicheskaya-modern-izaciya/posts/formirovanie-i-razvitie-politicheskih-elit-na-postsovet (accessed 05.11.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Искаков Ирлан Жангазыевич - кандидат юридических наук, доцент, ректор Университета при МПА ЕврАзЭС; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Irlan Z. Iskakov - PhD in Law, rector, University with Inter-parliamentary Assembly of EurAsEC; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Искаков И.Ж. Политические элиты и евразийская интеграция: Россия и Казахстан в конце ХХ - начале XXI вв. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: «История и политические науки». 2017. № 5. С. 198-205. Б01: 10.18384/2310-676Х-2017-5-198-205
FOR CITATION
Iskakov I.Zh. Political Elites and Eurasian Integration: Russia and Kazakhstan in the Late XX -Early XXI Century. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and political sciences, 2017, no. 5, pp. 198-205. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-198-205