Научная статья на тему 'Евразийская интеграция: элитный проект и гражданское волеизъявление (на материалах СМИ и медиа Киргизской республики)'

Евразийская интеграция: элитный проект и гражданское волеизъявление (на материалах СМИ и медиа Киргизской республики) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭЛИТА / КОНТРЭЛИТА / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / EURASIAN INTEGRATION / ELITE / COUNTER-ELITE / SOCIETY / POLITICAL POSITIONING / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голованов Роман Сергеевич

В статье рассматриваются формы политического позиционирования элит, контрэлит и общества в процессе реализации евразийского интеграционного проекта. Выделены их политико-коммуникативные функции: политическая элита осуществляет значимые для государства стратегические решения во внешнеполитической сфере; контрэлита в интересах западных государств и с помощью предоставляемых ими ресурсов стремится к радикальной реформе существующей политической системы; общество демонстрирует единство ценностно-символического евразийского пространства. Обосновывается вывод, что через СМИ и медиа выявляется значимость аксиологического фактора евразийской интеграции, поскольку они выступают каналами трансляции гражданского участия и гражданского волеизъявления, каналами предъявления обществом своих ценностей, целей и идеалов, ориентированных на укрепление евразийского интеграционного проекта, каналами обратной связи и влияния на элиту и контрэлиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN INTEGRATION: ELITE PROJECT AND CIVIL ENGAGEMENT (on the materials of the media and media of the Kyrgyz Republic)

The article shows at the forms of political positioning of elites, counter-elites and society in the process of implementing the Eurasian integration project. Their political and communicative functions are singled out: the political elite realizes strategic decisions important for the state in the foreign policy sphere; counter-elite in the interests of Western states and with the help of the resources they provide, strives for a radical reform of the existing political system; society demonstrates the unity of the value-symbolic Eurasian space. The author substantiates the conclusion that the importance of the axiological factor of Eurasian integration is revealed through the media and media, as they act as channels for the transmission of civic participation and civic expression, as channels for the presentation of their values, goals and ideals aimed at strengthening the Eurasian integration project, feedback channels and influence on the elite and counter-elite.

Текст научной работы на тему «Евразийская интеграция: элитный проект и гражданское волеизъявление (на материалах СМИ и медиа Киргизской республики)»

Olshevsky S. "anti-Crisis PR and consulting". [electronic resource] - access Mode. -URL: http://evartist.narod.ru/text4/20.htm 91 (In Rus.).

R. Ulmer, Effective crisis communication / R. Ulmer, T. Sellnow, M. Siger./ Per. with English./ Publishing house of the Humanitarian centre: 2011. P. 18 (In Rus.).

Reich Z. A CRISIS COMMUNICATION GUIDE FOR PUBLIC ORGANISATIONS/Reich. A.Z, M. Bentman and O. Jackman.,2009

Seeger, M. W.; Sellnow, T. L.; Ulmer, R. R. (1998). «Communication, organization and crisis». Communication Yearbook 21: 231—275.

Williams, David E.; Treadaway, Glenda (1992). Exxon and the Valdez accident: A failure in crisis communication. Communication Studies.

Zanin S. Anti-Crisis PR-technologies. [electronic resource] URL: http://zanin.ru/article/pr (In Rus.).

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭЛИТНЫЙ ПРОЕКТ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ (на материалах СМИ и медиа Киргизской Республики)

Голованов Р.С.

Аннотация. В статье рассматриваются формы политического позиционирования элит, контрэлит и общества в процессе реализации евразийского интеграционного проекта. Выделены их политико-коммуникативные функции: политическая элита осуществляет значимые для государства стратегические решения во внешнеполитической сфере; контрэлита в интересах западных государств и с помощью предоставляемых ими ресурсов стремится к радикальной реформе существующей политической системы; общество демонстрирует единство ценностно-символического евразийского пространства. Обосновывается вывод, что через СМИ и медиа выявляется значимость аксиологического фактора евразийской интеграции, поскольку они выступают каналами трансляции гражданского участия и гражданского волеизъявления, каналами предъявления обществом своих ценностей, целей и идеалов, ориентированных на укрепление евразийского интеграционного проекта, каналами обратной связи и влияния на элиту и контрэлиту.

Ключевые слова: евразийская интеграция, элита, контрэлита, общество, политическое позиционирование, медиапространство.

Для цитирования: Голованов Р.С. Евразийская интеграция: элитный проект и гражданское волеизъявление (на материалах СМИ и медиа Киргизской Республики) //Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Том 3. №.4. С. 101-110.

Сведения об авторе: Голованов Роман Сергеевич, кандидат политических наук, кандидат юридических наук, докторант Кыргызско-Российского Славянского университета, Адрес: 720000, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Киевская, 44, е-mail: [email protected]; тел.: +7(926)7625955

Статья поступила в редакцию: 22. 09.2018. Принята к публикации: 15.12.2018.

Правосубъектность ЕАЕС

Одной из значимых тем современного медийного пространства является евразийская интеграция. В официальных изданиях и на сайтах межгосударственных объединений, таких как Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), выступающих каналами политических коммуникаций, размещается информация об истории этого проекта, основных этапах и формах евразийской интеграции. В частности, подчеркивается, что идея создания на пространстве СНГ качественно нового интеграционного объединения -Евразийского Союза Государств - была выдвинута и обнародована президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым в марте 1994 г. Поэтапно она воплотилась в создание в 2014 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной

правосубъектностью [Договор...].

Здесь же сообщается, что практическое функционирование ЕАЭС началось 1 января 2015 г., в этом же году к нему присоединились Армения (2 января 2015 г.) и Киргизская Республика (12 августа 2015 г.). На саммите ЕАЭС в г. Бишкеке (14 апреля 2017 г.) Молдавия обратилась с просьбой о предоставлении ей статуса страны-наблюдателя в этом интеграционном объединении и подписала меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС. О желании создать Зону свободной торговли с ЕАЭС заявили такие страны, как Вьетнам, КНР, Египет, Индия, Иран, Пакистан, Зимбабве, Тунис, Сирия, Иордания, Монголия, Албания, Израиль, что свидетельствует, во-первых, о международном признании значимости этого проекта; во-вторых, о его реализуемости.

Особое место в потоке «евразийской» информации занимают статьи, интервью и выступления лидеров государств-участников интеграционного проекта, содержащие его позитивные оценки. Так, выступая в 2017 г. на встрече с главами дипломатических миссий, президент Республики Казахстан Н. Назарбаев подвел определенный итог: «Предложенная мною еще в 1994 г. идея создания нового объединения - Евразийского экономического союза - стала реальностью, несмотря на трудности, критику, недоверие, которые сопровождали создание этой организации. Евразийская интеграция дает свои плоды» [Выступление...].

Евразийский проект, являясь результатом элитного конструирования, для своей реализации требует активного участия элит, которые через различные формы политических коммуникаций воздействуют на становление институциональной среды и оказывают влияние на формирование общественного мнения населения интегрирующихся государств. Политологический анализ опыта

присоединения Киргизской Республики к ЕАЭС доказывает это утверждение.

К началу 2013 г. реальной стала угроза превращения Киргизстана в несостоявшееся государство, о чем официально было заявлено в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. Авторы Стратегии утверждали, что «из-за неэффективности государственного управления, коррупции, а также криминализации отдельных государственных структур в период правления первых двух президентов страны» все попытки улучшить ситуацию, в том числе при существенной поддержке стран-доноров и международных организаций, «не достигли цели». «Экономика Кыргызстана не стала ни самостоятельной, ни тем более гармоничной составной частью центрально-азиатского региона или СНГ» [Национальная стратегия...]. Местные и международные эксперты относили Киргизстан в разряд «недееспособных государств». Одну из причин такой ситуации они видели в том, что «за время существования суверенного государства так и не был найден общественный консенсус о том, какую страну мы хотим построить, какое оно - будущее Кыргызстана», и декларировали, что «в ближайшие пять лет Кыргызстан должен состояться как государство».

Фактически, был сформулирован упрек в адрес прежней политической элиты республики, которая не выполнила своей важнейшей функции - формирования образа будущего, разделяемого большинством населения страны. Представители новой политической элиты достаточно четко обозначили социальные перспективы Киргизстана: приоритетом его устойчивого развития была названа экономика, состояние которой является главным фактором суверенитета и национальной безопасности государства. В свою очередь, подъем экономики, с их точки зрения, невозможен без свободного перемещения людей, товаров, капиталов и услуг, т. е. без участия республики в евразийской региональной интеграции.

Стратегическая цель ЕАЭС - создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения и формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Именно эти цели позиционировались политической элитой Киргизстана как определяющий фактор решения о вступлении республики в ЕАЭС.

Медийное пространство ЕАЕС

В обосновании решения о вступлении КР в ЕАЭС принимали участие не только представители административно-политической элиты, т. е. наделенные полномочиями государственные деятели, представители национальных органов и специально созданных структур, но и обладающие определенными правами и прерогативами представители

экспертного сообщества, прежде всего научной, образовательной и информационной элиты. В медийном пространстве они осуществляли последовательное решение нескольких взаимосвязанных задач:

- выявление возможных политических и социальных рисков и негативных последствий, связанных с реализацией конкретных направлений интеграции;

- оценку изменений в различных сферах жизнедеятельности, вызванных действием принятых политических и управленческих решений;

- экспертное исследование явлений, процессов, тенденций, негативно влияющих на степень защищенности прав и свобод отдельных граждан, интересов социальных групп, государств и международных организаций, а также подготовку предложений по решению выделенных проблем;

- выявление позиций и мнений различных адресных групп, разработку консолидированных рекомендаций, предложений, сбалансировано выражающих их интересы;

- оценку эффективности и общественный мониторинг реализации интеграционных процессов.

В период подготовки к вступлению Киргизской Республики в ЕАЭС состоялись различные форумы и круглые столы, где на уровне экспертного сообщества активно обсуждались вышеназванные проблемы. На протяжении 2011-2015 гг. ведущие представители научной и информационной элиты систематически излагали в СМИ и на интернет-сайтах аналитические выводы по проблемам интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Интеграция с гражданскими институтами России

Экспертное сообщество Киргизстана начало интегрироваться с гражданскими институтами России, Белоруссии и Казахстана еще до официального вступления своего государства в ЕАЭС, тем самым осуществляя функцию превентивной дипломатии. Представители КР принимали участие в создании различных объединений наднационального характера - например, Конфедерации общественных сил за евразийскую интеграцию, Координационного совета по международному молодежному сотрудничеству, Форума евразийских некоммерческих организаций.

В период подготовки к вступлению республики в ЕАЭС наибольшую активность проявил фонд «Евразийцы - новая волна» [О культуно-историческом...]. С января 2011 г. он провел серию мероприятий, среди которых следует отметить масштабный проект «Объективный взгляд: Россия - Кыргызстан», направленный на укрепление связей между СМИ двух стран, в рамках которого осуществлялись визиты в Киргизию ведущих российских журналистов, политологов и экспертов, для студентов и преподавателей вузов республики организовывались конференции,

круглые столы, форумы, мастер-классы. Наиболее активные и талантливые студенты, сотрудничающие с российскими организациями и принимающие участие в программах фонда «Евразийцы - новая волна», проходили стажировки на крупнейших медиаплощадках Российской Федерации («РИА Новости», ВГТРК, газета «Известия» и др.).

Действия контрэлиты вне правового поля

Проводниками интересов противников евразийского проекта в государствах-участниках выступают представители системной и несистемной оппозиции (иначе называемой контрэлитой). В нулевых годах представители постсоветской контрэлиты преимущественно через различные медиаканалы неустанно насаждали в общественном мнении республик стереотип «Россия - источник всех наших бед», а, следовательно, власть, ориентированная на тесное сотрудничество с Россией, является нелегитимной.

Если главное качество политической элиты, т. е. легитимно находящейся у власти социальной группы, - участие в принятии и реализации значимых для государства стратегических решений, осуществляемых в сотрудничестве с представителями бизнеса, науки, искусства, СМИ и военной сферы, то основной характеристикой современной контрэлиты является стремление к изменению стратегического направления общественного развития, к смене политического режима, радикальной реформе существующей политической системы и в целом государственного строя, как правило, в интересах западных государств и с помощью предоставляемых ими финансовых, информационных, технических и прочих ресурсов.

Инструментами достижения целей контрэлиты выступают «цветные революции», под которыми понимаются «технологии осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в подвергающейся атаке стране в условиях искусственно развитой политической нестабильности» [Струков]. Запуск технологий «цветных революций» начинается с активного распространения контрэлитами пропагандистской информации, направленной на делегитимацию государственной власти, призывов неподчинения ей и ее насильственного свержения во имя каких-либо «высших целей».

В Киргизской Республике противники процессов евразийской интеграции вели себя достаточно активно. Например, в февральском номере журнала «Деловой собеседник» за 2012 г. была опубликована статья, посвященная последствиям вступления КР в Таможенный союз, которая заканчивалась словами: «После анализа возможных выгод вступления Кыргызстана в ТС выясняется отсутствие их обоснованности» [Иса].

В обзоре экономических последствий вступления Киргизстана в Таможенный союз, представленном экспертом К. Умурзаковым, говорилось, что «вступление Кыргызстана в Таможенный союз может привести к потере бюджета» [Урмузаков]. Активисты движения «Кыргызстан против Таможенного союза» создали специализированный сайт, где доказывали, что «сегодняшние интеграционные инициативы Кремля это возврат в советское прошлое». Они утверждали, что «вступление в ЕАЭС повлечет за собой утрату государственного суверенитета, потерю политической, информационной, экономической безопасности, самостоятельной торгово-тарифной и бюджетной политики, утрату демократических завоеваний страны» [Чолпонкулова].

Встретить негативное отношение к вступлению Киргизстана в Таможенный союз можно было и на информационных площадках ближнего и дальнего зарубежья. Например, о том, что Киргизстану следует воздержаться от подписания соглашений по Таможенному союзу, пока Россия не урегулирует конфликт с Украиной, говорила директор Центра анализа общественных проблем (Казахстан) М. Махмутова. Она озвучила следующее: «Таможенный союз - это, прежде всего, политический альянс наших президентов, а также политические амбиции Путина по созданию новой империи» [Кыргыстану следует...].

Представители контрэлит в странах Центральной Азии в дискуссиях по проблемам евразийской интеграции использовали следующие определения (сравнения): агрессивная интеграция; интеграция как бизнес-поглощение; интеграция как возвращение к имперской сущности российского государства; интеграционное рейдерство со стороны России; интеграция как «смазка» для маховика многомиллиардных энергетических, инфраструктурных и иных проектов; интеграция - это дорога с односторонним движением; дружественная интервенция [Парамонов]. И это далеко не полный список, но содержательная направленность этих характеристик ясна.

Приведение нормативно-правовой базы Киргизстана в соответствие с нормами Таможенного союза

Несмотря на оказываемое внутреннее и внешнее политическое давление, неоднозначность и плюрализм мнений о необходимости и целесообразности вступления республики в Евразийский экономический союз, президентом КР было принято решение об участии в ЕАЭС и поставлена точка в этом вопросе путем подписания 23 декабря 2014 г. Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе. Предшествовала этому событию большая техническая работа в области приведения нормативно-правовой базы в соответствие с нормами Таможенного союза; административными

элитами оперативно был выполнен ряд требований со стороны государств-членов ЕАЭС.

Политологический анализ опыта присоединения Киргизстана к ЕАЭС показывает, что основная роль в этом процессе принадлежит политической элите. В ее функции входят: формулировка и целенаправленное решение интеграционных задач; четкое выражение доминирующих в обществе приоритетов и ценностей; обеспечение институционального сопровождения реализации интеграционного проекта через создание специализированных структур, ориентированных на решение конкретных задач; координация активности межгосударственных административных органов и политических и общественных организаций и объединений при обсуждении тех или иных проблем интеграции; информирование общества о принятых по тому или иному вопросу решениях через СМИ и интернет-каналы; контроль над реализацией принятых и уже осуществляемых решений и распространение информации о механизмах и ходе этого процесса [Перспективы развития...]..

Косвенной оценкой элитного позиционирования евразийского проекта в Киргизской Республике можно считать результаты регулярных опросов населения СНГ, проводимых Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития в 2012-2017 гг. Непосредственно перед вступлением Киргизской Республики в ЕАЭС в 2015 г. это решение позитивно оценивало подавляющее большинство населения Киргизстана (84% в возрастной группе 18-34 года; 88% - в группе 35 лет и старше). Согласно результатам опроса 2017 г., среди государств-членов ЕАЭС наивысший уровень поддержки евразийской экономической интеграции зафиксирован в Киргизстане (83%) [Интеграционный барометр...].

Выводы

Признавая большую роль элит и влияние контрэлит, основным актором евразийской интеграции выступает общество, которое через непосредственные, свободные, инициативные, добровольные и действенные способы самовыражения и самоутверждения способно демонстрировать свою политическую и внешнеполитическую волю. Доказательства этому утверждению можно обнаружить при обращении к информационному контенту евразийского медиапространства. Так, в Киргизии (как и во многих других странах) демонстрацию объединяющей евразийской стратегии и внешнеполитической перспективы независимо от социальных и политических характеристик участников многотысячных акций только за последний год трижды можно было увидеть воочию - в прямых трансляциях и репортажах по телевидению, в интернет-роликах, прочитать в СМИ и в сообщениях на сайтах информационных агентств. Во-первых, это шествие Бессмертного полка 9 мая 2017 г., которое

олицетворяет общие исторические ценности; во-вторых, это траур по жертвам пожара в Кемерово, выражающий общую боль и сопереживание о настоящем; в-третьих, участие киргизов-граждан России в выборах президента РФ 18 марта 2018 г., подтверждающее видение общего будущего с Россией.

Предоставляя информацию обо всех этих акциях, СМИ и медиа продемонстрировали значимость аксиологического фактора евразийской интеграции, единство ценностно-символического пространства. СМИ и медиа в данном случае выступили каналами предъявления обществом своих ценностей, целей, ориентаций и идеалов, каналами вовлеченности населения в процессы определения политического и внешнеполитического курса государств. Трансляция гражданского участия и гражданского волеизъявления, с нашей точки зрения, позволяет «подправить» поведение элит, выразить несогласие с выдвигаемыми ими ценностями или оказать им поддержку, показать, что элита, не способная понять и принять символы и сигналы общества, неизбежно утрачивает свои позиции.

Источники

Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астана 29 мая 2014 г. президентами Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации // URL: https://docs.eaeunion.org/ru (дата обращения: 25.04.2018).

Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на встрече с главами дипломатических миссий и представительств международных организаций, аккредитованных в Казахстане 3 июля 2017 г. // URL: http:// www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie -prezidenta-respubliki-kazahstan-nursultana-nazarbaeva-na-vstreche-s-glavami-diplomaticheskih-missii-i-predstavitelstv-mezhdunaro (дата обращения: 25.04.2018).

Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. Утв. Указом Президента КР от 21 января 2013 г. № 11 // URL: http://www.president.kg/ru/ (дата обращения: 24.04.2018).

О культурно-историческом сообществе «Евразийцы - новая волна»// URL: http://enw-fond.ru/o-nas.html (дата обращения: 25.04.2018).

Струков К. В. Контрольная деятельность Российского государства за информационными отношениями в сети Интернет // Журнал российского права. 2016. № 7. Июль.

Иса А. Анализ последствий вступления Кыргызстана в Таможенный союз // Деловой собеседник. - 2012. - № 19. Январь-февраль.

Кубат Умурзаков: Вступление Кыргызстана в Таможенный союз может привести к потере бюджета (12.06.2014) // URL: https://news.mail.ru/politics/18524669/ (дата обращения: 25.04.2018).

Айнур Чолпонкулова: «Атамбаев и Путин по вопросу СССР близки к единомыслию» (20.02.2015) // URL: http://www.dalanews.kz/9272 (дата обращения: 26.04.2018).

Кыргызстану следует воздержаться от вступления в Таможенный союз, пока Россия не урегулирует конфликт с Украиной - эксперт (25.03.2014) // URL:

http://news.mail.ru/inworld/kyrgyzstan/politics/17538595/?frommail=1 (дата обращения: 26.04.2018).

Парамонов В. Евразийская интеграция и Россия [Мат-лы дискуссии в рамках проекта «Центральная Евразия»] (07.12.2011) // URL: ceasia.ru/forum/evraziyskaya-integratsiya-i-rossiya.-chast-6.html (дата обращения: 26.04.2018).

Перспективы развития кыргызско-российских взаимоотношений после вступления Кыргызстана в ЕАЭС (5.10.2015) // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news (дата обращения: 26.04.2018).

Интеграционный барометр ЕАБР. 2017. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017.

Kyrgyzstan to join customs union — RT Business. Rt.com. Archived from the original on 25 October 2011. Retrieved 8 December 2013.

Kosolapova, Elena (11 August 2014). Home. Central Asia. Kyrgyzstan Kyrgyzstan plans to join Customs Union by yearend". Retrieved 12 August 2014.

The Global Intelligence Files - Eurasian Union Proposal Key Aspect of Putin's Expected Presidency". Wikileaks. Retrieved 8 July 2014.

Putin said the accession of Kyrgyzstan to the EAEC" (in Russian). Life News. 23 December 2014. Retrieved 26 December 2014. Kyrgyzstan is among the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEC). Kyrgyzstan will participate in the governing bodies of the EAEC since the start of the Union - from 1 January 2015.

Iran Signs Free Trade Agreement. EurasiaFuture. Retrieved 5 May 2018. Iran Seeks Trade Agreement with Eurasian Union - Asbarez.com. Retrieved 13 February 2015.

Kazakh leader: Turkey should join Eurasian union. Today's Zaman. 6 June 2014. Retrieved 1 July 2014.

EURASIAN INTEGRATION: ELITE PROJECT AND CIVIL ENGAGEMENT (on the materials of the media and media of the Kyrgyz Republic)

Roman S. Golovanov

Abstract. The article shows at the forms of political positioning of elites, counter-elites and society in the process of implementing the Eurasian integration project. Their political and communicative functions are singled out: the political elite realizes strategic decisions important for the state in the foreign policy sphere; counter-elite in the interests of Western states and with the help of the resources they provide, strives for a radical reform of the existing political system; society demonstrates the unity of the value-symbolic Eurasian space. The author substantiates the conclusion that the importance of the axiological factor of Eurasian integration is revealed through the media and media, as they act as channels for the transmission of civic participation and civic expression, as channels for the presentation of their values, goals and ideals aimed at strengthening the Eurasian integration project, feedback channels and influence on the elite and counter-elite.

Key words: Eurasian integration, elite, counter-elite, society, political positioning, media space.

For citation: Golovanov R. S. Eurasian integration: elite project and civil engagement (on the materials of the media and media of the kyrgyz republic) //Communicology: electronic scientific journal. 2018. Volume 3. no.4. P.101-110.

Inf. about author: Golovanov Roman Sergeevich, candidate of political sciences, candidate of jurisprudence, doctoral student of the Kyrgyz-Russian Slavic University, Address: 720000, Kyrgyz Republic, Bishkek, st. Kievskaya, 44, e-mail: [email protected]; tel.: +996 (772) 520629

Received: 22. 09.2018. Accepted: 15.12.2018.

About the cultural and historical community "Eurasians-new wave" / / URL: http://enw-fond.ru/o-nas.html (date of application: 25.04.2018). (In Rus.).

Ainur Cholponkulova: Atambayev and Putin on the USSR are close to unanimity (20.02.2015) // URL: http://www.dalanews.kz/9272 (date of application: 26.04.2018). (In Rus.).

Analysis of the consequences of Kyrgyzstan's accession to the Customs Union / / Business interlocutor. - 2012. - № 19. January-February. (In Rus.).

EDB integration barometer. 2017. SPb.: EDB TIONS, 2017. (In Rus.).

Iran Seeks Trade Agreement with Eurasian Union - Asbarez.com. Retrieved 13 February 2015.

Iran Signs Free Trade Agreement. EurasiaFuture. Retrieved 5 May 2018.

Kazakh leader: Turkey should join Eurasian union. Today's Zaman. 6 June 2014. Retrieved 1 July 2014.

Kosolapova, Elena (11 August 2014). Home. Central Asia. Kyrgyzstan Kyrgyzstan plans to join Customs Union by yearend". Retrieved 12 August 2014.

Kubat Umurzakov: Kyrgyzstan's Accession to Customs Union may result in the loss budget (12.06.2014) // URL: https://news.mail.ru/politics/18524669/ (accessed: 25.04.2018).

Kyrgyzstan should refrain from joining the Customs Union until Russia settles the conflict with Ukraine - expert (25.03.2014) // URL: http://news.mail.ru/inworld/kyrgyzstan/politics/17538595/?frommail=1 (date of application: 26.04.2018). (In Rus.).

Kyrgyzstan to join customs union - RT Business. Rt.com. Archived from the original on 25 October 2011. Retrieved 8 December 2013.

National strategy for sustainable development of the Kyrgyz Republic for the period 2013-2017. Approved. Decree of the President of the Kyrgyz Republic of 21 January 2013, № 11 // URL: http://www.president.kg/ru/ (accessed: 24.04.2018). (In Rus.).

Paramonov V. Eurasian integration and Russia [discussions In the framework of the project "Central Eurasia"] (07.12.2011) // URL: ceasia.ru/forum/evraziyskaya-integratsiya-i-rossiya.-chast-6.html (date of application: 26.04.2018). (In Rus.).

Prospects for the development of Kyrgyz-Russian relations after Kyrgyzstan's accession to the EAEU (5.10.2015) / / URL: http://www.ictsd.org/bridges-news (date of application: 26.04.2018). (In Rus.).

Putin said the accession of Kyrgyzstan to the EAEC" (in Russian). Life News. 23 December 2014. Retrieved 26 December 2014. Kyrgyzstan is among the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEC). Kyrgyzstan will participate in the governing bodies of the EAEC since the start of the Union - from 1 January 2015.

Speech of the President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev at the meeting with heads of diplomatic missions and representative offices of international

organizations accredited in Kazakhstan on July 3, 2017// URL: http: // www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie -prezidenta-respubliki-kazahstan-nursultana-nazarbaeva-na-vstreche-s-glavami-diplomaticheskih-missii-i-predstavitelstv-mezhdunaro (date of application: 25.04.2018). (In Rus.).

Strukov K. V. Control activity of the Russian state for information relations on the Internet // Journal of Russian law. 2016. No. 7. July. (In Rus.).

The Global Intelligence Files - Eurasian Union Proposal Key Aspect of Putin's Expected Presidency". Wikileaks. Retrieved 8 July 2014.

Treaty on the Eurasian economic Union. Signed in Astana on 29 may 2014 by the presidents of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation // URL: https://docs.eaeunion.org/ru (date of application: 25.04.2018). (In Rus.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ В ОБСУЖДЕНИЯХ СОЦИОЛОГОВ И МАРКЕТОЛОГОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЛАТОНОВА А.П.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аннотация. В статье приводятся результаты обсуждения профессионального стандарта социолога и маркетолога на секции на VIII Грушинской социологической конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии», которая проводилась в РАНХиГС 18-19 апреля 2018 г. Секция «Новые тренды на рынке труда и социологическое образование» была сфокусирована на тех изменениях, которые происходят на рынке труда и приводят к изменениям в структуре навыков профессии.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, социолог, маркетолог, трансформация профессии.

Для цитирования: Платонова А.П. Профессиональный стандарт в обсуждениях социологов и маркетологов //Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Том 3. №.4. С. 111-116.

Сведения об авторе: Платонова Антонина Петровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС). Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (926) 386-63-29. Е-mail: ap.platonova@mi gsu.ru

Статья поступила в редакцию: 21. 09.2018. Принята к публикации: 17.12.2018.

Обсуждение профессионального стандарта социолога и маркетолога традиционно стало темой одной из секций на VIII Грушинской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.