Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 1 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 1 _www.kid-journal.ru
Я Check for updates
Статьи
УДК 32.019.51 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-1-48-58
Политические аспекты конфликта поколений в материалах правых российских и польских СМИ 2019-2020 года
Е. А. Пашковскийш
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Сведения об авторе
Евгений Александрович
Пашковский,
SPIN-код: 2854-6753,
e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Пашковский, Е. А.
(2021) Политические аспекты
конфликта поколений
в материалах правых российских
и польских СМИ 2019-2020 года.
Комплексные исследования
детства, т. 3, № 1, с. 48-58.
https://www.doi.org/10.33910/2687-
0223-2021-3-1-48-58
Получена 27 декабря 2020; прошла рецензирование
18 января 2021; принята
19 января 2021.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31716.
Права: © Автор (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация. В статье рассматривается репрезентация конфликта поколений правыми политическими СМИ России и Польши. В рамках статьи предполагается рассмотреть особенности правой идеологии в России и Польше, выявить идеологические ориентации правых СМИ обоих государств, а также определить специфику правых взглядов на конфликт поколений в России и Польше. Методами исследования выступает контент-анализ материалов СМИ в Польше и России, посвященных акциям протеста (Москва, июль-август 2019, и Польша, ноябрь 2020 года). В настоящий момент правые консерваторы формируют польское правительство, в России правые представлены парламентской партией, хотя к «правому» электорату могут обращаться и другие партии (ЕР, КПРФ). В Польше правые СМИ идеологически однородны, тогда как в России СМИ можно разделить на несколько групп, которые по-разному относятся к власти и основным событиям. Это можно объяснить характером государства (Польское — национальное, Российское — многонациональное). Конфликт поколений репрезентируется польскими СМИ как конфликт ценностных идеалов молодого поколения и современных польских политиков, заставших коммунистический режим. Польские СМИ отмечают необходимость борьбы за протестную молодежь, чтобы привлечь их на свою сторону. Российские СМИ также отмечают конфликт поколений, подчеркивая несамостоятельность молодежи, ее инфантильность, и обращают внимание на провокационность митинга (цель лидеров, по их мнению, заключается в организации столкновений молодежи с правоохранительными органами). Конфликт поколений российские правые СМИ рассматривают как традиционный протест молодежи против взрослых, который разрешится по мере того, как молодежь повзрослеет.
Ключевые слова: конфликт поколений, правые, СМИ, молодежь, политика, протесты.
Political aspects of the generational conflict in the materials of right-wing Russian and Polish media in 2019-2020
E. A. Pashkovskii™
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The article examines the representations of the generational conflict by the right-wing political media of Russia and Poland. The article intends to examine the features of right-wing ideology in Russia and Poland, to identify the ideological orientations of right-wing media in both countries, and to determine the specifics of right-wing views on the generational conflict in Russia and Poland. The research method is content analysis of media materials in Poland and Russia which covered the protests in Moscow (July — August 2019) and Poland (November 2020). At the moment, the right-wing conservatives form the Polish government, while in Russia the right-wing is represented by a parliamentary party, although other parties (such as United Russia and the Communist party) can also appeal to the right-wing voters. In Poland, the right-wing media is ideologically homogeneous, while in Russia right-wing media can be divided into several groups based on their attitude to the government and major events. This can be explained by the nature of the state (Poland is a national state, while Russia is a multinational one). The conflict of generations is represented by the Polish conservative media as a conflict between the value ideals of the younger generation, on the one hand, and contemporary Polish politicians who are old enough to have witnessed the Communist regime, on the other hand. Polish right-wing media point out the need to fight for the protest youth in order to attract them to their side. Russian conservative media also note the conflict of generations and emphasize that the youth are infantile and lack independence. Russian right-wing media draw attention to the provocative nature of the protests and believe that the leaders' goal is to arrange for the collision of youth with law enforcement bodies. The Russian right-wing media view the generational conflict as a traditional protest of young people against adults, which will be resolved as young people grow up.
Keywords: generational conflict, right-wing, mass media, youth, politics, protests.
Author
Evgenii A. Pashkovskii, SPIN: 2854-6753, e-mail: [email protected] For citation:
Pashkovskii, E. A.
(2021) Political aspects of the generational conflict in the materials of right-wing Russian and Polish media in 2019-2020. Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 1, pp. 48-58. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-1-48-58
Received 27 December 2020; reviewed 18 January 2021; accepted 19 January 2021. Funding: This research was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) and the Expert Institute for Social Research (EISI), Research Project No. 20-011-31716.
Copyright: © The Author (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Россия и Польша: многонациональное и национальное государства
Россия и Польша представляют собой постсоциалистические страны, которые прошли тридцатилетний опыт посткоммунистической трансформации. Россия и Польша — культурно близкие страны, до начала XX века составлявшие одно государство. В 1945-1991 гг. политический режим в Польше был идентичен политическому режиму СССР. После отказа от коммунистической идеологии посткоммунистические государства Центральной и Восточной Европы, также как и постсоветские государства (за исключением России), поставили целью строительство национальных государств. Существует несколько подходов к рассмотрению понятия
«нации» — примордиалистский и конструктивистский (Геллнер 1991). Первый подход рассматривает нацию как этническую общность. Второй — как политическую, где существует гражданская нация, включающая в себя всех граждан страны, вне зависимости от их этнического происхождения. Примордиалистские концепции реализовывались в Центральной и Восточной Европе в межвоенный период (1919-1939) и после 1989 г. Конструктивистский подход был характерен для Западной Европы (Франция, Великобритания). Этническая гомогенность восточноевропейских государств способствовала тому, что переход посткоммунистических стран к демократии сопровождался ростом гражданского национализма и формированием демократических политических режимов. Отсюда национализм является одним из идеологических оснований современных
государств региона ЦВЕ (в том числе и Польши). В России национальное государство не было сформировано. Во многом это было связано с незавершенностью оформления русской политической нации к 1917 году, прерванного революцией и гражданской войной. В Советском Союзе началось строительство многонационального государства. Здесь можно сослаться на работу «Империя положительной деятельности» американского исследователя Терри Мартина (Мартин 2011). Политика большевиков в 1917-1939 гг. трактуется этим исследователем как строительство новых наций на основе позитивной дискриминации русского большинства (создание территориальных автономий, алфавитов и письменности, обязательное изучение национальных языков, открытие национальных школ, ведение двойного документооборота, установление национальных квот, появление национальных органов самоуправления). Впоследствии эта политика была скорректирована в 1940-1950-е гг. с подчеркиванием статуса русского народа как «старшего брата» (корректировка преподавания истории, обязательное изучение русского языка, возможность выбора языка для ребенка из многонациональной семьи). В 1970-е годы предполагалось строительство новой исторической общности «советский народ», закрепленное в Конституции СССР 1977 г., однако поддержка национализма меньшинств продолжалась. В постсоветской России строительство национального государства не предполагалось. Это отмечают современные исследователи. В Конституции Российской Федерации 1993 г. указан в качестве источника (субъекта права) «многонациональный народ Российской Федерации» (ст. 3 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»).
В настоящий момент Польша — парламентско-президентская республика (Конституция 1997 г.). В преамбуле Конституции упомянута «польская нация — все граждане Республики». Ст. 4 гласит, что: 1. Верховная власть в Республике Польша принадлежит Нации; 2. Нация осуществляет власть через своих представителей или непосредственно.
Исходя из анализа конституционных документов, мы можем сделать вывод, что Польша изначально заявила себя в качестве классического национального государства с конституционно закрепленным статусом польской нации. Националисты являются одним из магистральных идеологических движений существующего польского государства. Россия, закрепив в Кон-
ституции статус многонационального народа, сохранила позиции национальных меньшинств (национальные субъекты федерации, национально-культурные автономии, статус национальных языков, систему поддержки культуры национальных меньшинств), но при этом не создала оснований для формирования гражданской «российской нации». Позиции националистов в условиях «многонационального государства» ощутимо слабее, чем в национальном государстве.
Правые в России и правые в Польше
Исходя из особенностей государства (национальное или многонациональное), можно выделить и особенности консервативных движений, политических партий и СМИ.
Идеологическое разделение «правые» и «левые» оформилось в конце XVIII — начале XIX века во времена Французской революции 1789 года и последующих событий. Исторически «правыми» (консерваторами) называли сторонников Старого порядка, то есть сильной абсолютистской власти монарха, сохранения традиционных ценностей, сословного строя и сопутствующих феодальных практик. Условным правым оппонировали «левые», которые тогда не имели особого отношения к социалистам, а были сторонниками буржуазии, рыночных отношений, индивидуализма и ограничений прав монарха в пользу парламента (Афанасьев 2011). При этом нужно отметить, что в каждой из стран были свои исторические особенности формирования дихотомии «правые — левые».
Польша и Россия имеют общий опыт становления партийной системы в конце XIX — начале XX века, так как Польша входила в состав Российской империи. При этом необходимо отметить, что в России по итогам Гражданской войны сформировался однопартийный режим, тогда как в отделившейся от России Польше оформился многопартийный демократический режим, впоследствии сменившийся диктатурой 1926-1939 гг. После войны в Польше был установлен коммунистический режим, но при этом некоммунистические партии сохраняли свой статус и могли участвовать в выборах. В 1989 году по итогам круглого стола между коммунистическими элитами и антикоммунистическим движением «Солидарность» состоялись свободные выборы в Польский Сейм. В России свободные выборы в парламент состоялись в 1990 году (Съезд народных депутатов РСФСР), а выборы в Российский парламент (Государственную Думу и Совет Федерации) — в декабре 1993 года.
Если в Польше в 1990-2005 гг. основная политическая борьба шла по линии «левые — правые» (коммунисты, затем «Социал-демократический союз левых сил», крестьянская партия уб профсоюз «Солидарность» и его политические наследники, оформившиеся в партии), то в Российской Федерации оформился политический плюрализм. В России оформились партии правых либералов («Выбор России» — «Демократический выбор России» — «СПС»), правых популистов (ЛДПР), русских националистов (Конгресс русских общин — далее партия «Родина»), а также многочисленные левые партии (КПРФ, «Аграрная партия России», левые коммунистические движения, конкурирующие с КПРФ). К 2005-2007 гг. и в России, и в Польше произошло серьезное изменение партийно-политического ландшафта. В Польше оформились две политические силы, которые участвовали в парламентских выборах и имели шансы на формирование правительства (правые консерваторы «Право и справедливость» и центристы «Гражданская платформа»). Обе эти партии были политическими наследниками «Солидарности» и относят себя к антикоммунистическому сопротивлению. Бывшие коммунисты ПОРП-СЛДС, формировавшие правительство в 2001-2005 гг., сократили свое присутствие в парламенте, а в 2015-2020 гг. не были представлены в Сейме. В 2005-2007 гг. правительство формировали «Право и Справедливость» вместе с двумя правыми партиями («Самооборона» и Лига польских семей), а после распада коалиции в 2007-2015 гг. польское правительство формировала коалиция «Гражданской платформы» и «Народной (Крестьянской) партии». В 2015 году «Гражданская платформа» проиграла выборы, и впервые за всю посткоммунистическую эпоху польское правительство в одиночку сформировала партия «Право и Справедливость» (Лыкошина 2016), сохраняющая большинство по итогам выборов 2019 года. Правоконсервативная партия продолжила свою кампанию 2005-2007 года по восстановлению польской национальной идентичности, возвращению морали (традиционных ценностей) в политику, критикуя Европейский Союз за продвижение в Польше универсальных ценностей (Лагно 2017).
В России в начале 2000-х годов произошла серьезная корректировка избирательного законодательства (Гайсина 2019). Сократилось количество политических партий (из-за принятия ФЗ-67), были запрещены коалиции и избирательные блоки, увеличена численность политических партий (не менее 50 000 человек
по стране в целом, представительства в большинстве регионов). На фоне экономического роста и политической стабильности парламентское большинство стало формироваться партией «Единая Россия», которая заявила о своей консервативной идеологии, но при этом внутри партии долгое время существовали клубы и платформы, а ее идеологическая идентификация ставится под сомнение отечественными исследователями (Руденкин, Данилова 2013). Поэтому целесообразнее будет отнести политическую партию «Единая Россия» к центристам. К правой политической партии в России можно отнести ЛДПР; ее идеология может быть названа националистической (Сосенков 2017). ЛДПР занимает на общефедеральных парламентских выборах устойчивое третье место после «Единой России» и КПРФ, также имея существенное представительство в регионах РФ (3 главы региона избраны губернаторами, присутствие в законодательных органах более половины субъектов РФ). Кроме того, необходимо отметить, что другие партии, формально придерживаясь левых идеологий, могут работать с консервативно настроенными избирателями. Существующая трансформация политических идеологий и борьба за избирателей заставляет политические партии расширять количество потенциальных сторонников. Так, например, КПРФ еще с 1990-х годов стремится привлечь максимально широкие слои российских избирателей и активно работает с национал-патриотическими (правыми и консервативными) организациями. Политика КПРФ по защите традиционных ценностей и программные тезисы партии по т. н. «Русскому вопросу» (Зюганов 2020) не отменяют ее традиционной марксистско-ленинской идеологии, заявленной в программе.
Консервативные СМИ в России и Польше: особенности идеологии
Современные исследователи средств массовой информации отмечают, что СМИ обладают идеологическим потенциалом. Также исследователи выделяют идеологическую функцию (т. е. формирование идеологии) СМИ (Суходолов 2015). СМИ формируют идеологические ориентации своей аудитории. Также нельзя не отметить тот факт, что СМИ обладают своими собственными идеологическими и политическими предпочтениями: оказывают поддержку правительству или критикуют его из своих идеологических принципов.
В Польше «правые» СМИ можно охарактеризовать как консервативные и националистические, а также католические одновременно.
Характер национального государства в Польше позволяет объединить эти характеристики. Польша однородна (гомогенна) в этническом и религиозном плане. В Российской Федерации консервативные СМИ можно разделить на несколько категорий: право-консервативные, национал-демократические и охранительские.
Право-консервативные СМИ идентифицируют свою аудиторию по религиозному принципу. Для них русскость означает православие. Данные СМИ используют в качестве политического, идеологического и религиозного авторитета Русскую православную церковь. Они апеллируют к «традиционным ценностям», которые тесно связаны с религиозными традициями, что роднит их с дореволюционным пониманием русской идентичности. В качестве колумнистов участвуют представители РПЦ (священнослужители). Примерами таких СМИ могут выступать «Царьград», «Русская народная линия».
Национал-демократические СМИ апеллируют к теории гражданской нации, а идеологическая ориентация СМИ сочетает в себе либерализм и национализм. Национал-демократы ориентируются на сохранение светского характера государства. Во многом национал-демократы напоминают восточноевропейских правых. Данные СМИ тесно связаны с незарегистрированной в РФ «Национал-демократической партией» (АПН).
Охранительские (Неменский 2012) СМИ. Данные СМИ непосредственно поддерживают власть, защищая внутриполитический курс правительства и президента. При этом СМИ занимают критическую позицию по ряду направлений государственной политики (критика министерств, чиновников, правоохранителей за недостаточную жесткость в отношении к Западу, к постсоветским государствам, проблемы миграционной и национальной политики). В качестве примера можно привести «Комсомольскую правду», в которой значительная часть колумнистов и сотрудников относится к националистам.
В рамках исследования мы взяли три польских СМИ: Эо Игесу, Rzeczpospolita и Nasz Dziennik. Эти СМИ отличаются консервативной идеологией, иногда критикуя правящую партию Польши, но одобряя ее политический курс в целом. Можно отметить, что все три польских СМИ близки идеологически, что подтверждает тезис о единстве польских правых СМИ. Сетевой характер СМИ делает их более доступными для пользователей Интернета и молодой аудитории.
Российские правые СМИ идеологически различаются. «Комсомольская правда» — охранительское СМИ — в целом поддерживает курс государства, хотя колумнисты «КП» могут подвергать критике отдельные политические решения российского руководства.
«Царьград-ТВ» — это правоконсервативное СМИ, принадлежащее крупному предпринимателю К. Малофееву. Основными идеологическими направлениями являются: защита традиционных ценностей (религиозных, православных), антизападничество (критика США, ЕС за агрессивную внешнюю политику и навязывание ценностей), прославление монархии (Историческая Россия до 1917 года).
АПН — «Агентство политических новостей» — издание, которое создал русский националист и писатель Константин Крылов (ум. в 2020 году). Особенностью данного СМИ является то, что редакторский коллектив, а также приглашенные авторы относятся к одному идеологическому направлению — национал-демократы. К. А. Крылов пытался зарегистрировать национал-демократическую партию в России, но Минюст отказал партии в регистрации, и единственной формой деятельности национал-демократов стала информационно-просветительская.
Три вышеназванных СМИ представляют все три магистральных направлений «правой» идеологии в России, они также относятся к сетевым (за исключением КП, которая издает и печатное СМИ). Сетевой характер СМИ позволяет им активнее вести информационную деятельность, а также делает более разнообразной аудиторию читателей (пользователи Интернета моложе аудитории, которая читает печатные издания).
Конфликт поколений и его влияние на политический процесс (на примере российских и польских СМИ)
Конфликт поколений является одной из актуальных проблем гуманитарных дисциплин. Термин «конфликт поколений» и его влияние на общество рассматривались зарубежными и отечественными социологами (Глотов 2004). В настоящий момент существует устойчивая классификация поколений (4 поколения), которая применяется учеными, представляющими различные научные дисциплины. Для нас имеет важность конфликт между поколениями, проявляющийся в посткоммунистических странах. Политические элиты (политики старше 50 лет) прошли социализацию и начали строить политические карьеры в эпоху коммунистических режимов — это характерно как для России, так
и для Польши (только в последнем случае вероятна карьера в политической оппозиции — профсоюзе «Солидарность»). Современная молодежь (младше 35) не имеют опыта жизни при социализме, прошли социализацию уже в посткоммунистической Польше или России. Также необходимо отметить, что представители молодежи поколения Z (от 2000 г. р.) активно участвуют в протестной деятельности (Пыр-ма 2017). Отечественные ученые обращают внимание на использование образов детства в политике (Рябова, Рябов 2019), на влияние поколенческих разрывов на конфликтную ситуацию в обществе (Шатилов 2019); очень большое внимание уделено конфликту поколений с точки зрения конфликта «отцов и детей» (Левада 2005). Также необходимо отметить, что исследователи обращают внимание и на то, как различные политические акторы (Пашковский 2019) и СМИ (Клещенко 2019) используют образ детства в своих целях.
При проведении контент-анализа смысловые индикаторы образа возраста формировались исходя из стереотипов. В качестве единиц анализа, использовавшихся для обозначения старости, были взяты: старость как неполноценность, старость как проблемы со здоровьем, старость как ненужность. При подборе единиц анализа, относящихся к молодежи, использовались такие стереотипы, как: молодость как период несамостоятельности; молодость как неразумность; молодость как наивность; молодость как энергичность; молодость как оптимизм. При анализе зрелого возраста использовались индикаторы «разумность» и «ответственность», при анализе детства — «неразумность» и «беспомощность». Смысловые единицы контент-анализа разработаны исследовательским коллективом проекта «"Поколенческий разрыв" в легитимации и делегитимации власти в современной России: политический дискурс и общественное мнение» (РФФИ и АНО ЭИСИ, грант № 20-011-31716).
Для изучения влияния конфликта поколений на политические процессы мы возьмем два случая: реакцию российских правых СМИ на акции протеста оппозиции в июле 2019 года в Москве (временной интервал — август 2019 года), а также реакцию польских правых СМИ на акции протеста оппозиции осенью 2020 года (временной интервал — ноябрь 2020 года). В обоих случаях аудиторией протеста стала молодежная аудитория — данный факт отмечается СМИ.
Необходимо отметить несколько важных аспектов, которые характерны для СМИ, при-
держивающихся «правой» идеологии. Первым является преуменьшение значения политических протестов в условиях новостной повестки дня. Тема протестов присутствует в новостных разделах, но количество политических комментариев и статей ограничено. Нельзя не отметить и тот факт, что авторы и комментаторы обращают внимание на то, что протестующая молодежь не только не отражает интересов всего общества, но даже не представляет интересы самой молодежи. Почти вся повестка, которую предлагает оппозиция, остается нераскрытой авторами материалов.
Рассмотрим это более подробно на примере освещения правыми российскими СМИ акций протеста в Москве в конце июля — августе 2019 года. Протестные митинги состоялись после того, как Московская городская избирательная комиссия отказала в регистрации нескольким кандидатам в депутаты Московской городской думы. Кандидаты, относящиеся к либеральной оппозиции, призвали своих сторонников выйти на несогласованные акции протеста. Освещая конфликт поколений, СМИ фокусировались на следующих проблемах: несамостоятельность молодежи, необходимость борьбы за молодую аудиторию, провокацион-ность протеста и отсутствие новых лиц среди лидеров оппозиции.
Правые СМИ называют молодежь несамостоятельной. Авторы статей обращают внимание на то, что молодежь, которая выходит на оппозиционные митинги на улицу, получает все блага от существующей власти. Во многом это напоминает протест детей против отцов. На сайте «Агентства политических новостей» об этом говорится в статье «Восстание элоев». Конфликт поколений изображается в виде бессмысленных протестов сытой и довольной молодежи (путинские элои) против власти, создавшей все условия для ее развития. «В этом упоительном городе борода впервые в истории стала символом личностной незрелости; превращаясь в мужа, мальчик сбривает бороду» (Караулов 2019). Корреспондент «Комсомольской правды» Роман Голованов в своем материале отмечает: «Им хочется свободы и движухи. Лет через 10 они будут со смехом вспоминать, сидя с женой за вечерним бокалом вина, как удирали от омоновской дубинки» (Голованов 2019Ь). Телеканал «Царьград», интервьюировавший сотрудников правопорядка, отмечает следующее: «До 16-18 лет человек до конца еще не сформировал свое мировоззрение. А таковых среди пришедших большинство. Они даже не знают, что такое либерализм, демократия, охлократия»
(Сергеева 2019). Таким образом, все три СМИ акцентируют внимание на несамостоятельности молодежи и ее полном непонимании существующей действительности.
Необходимость борьбы за молодежь заключается в том, что СМИ отмечают важность сохранения преемственности поколений. Авторы по-разному реагируют на акции протеста, но при этом во всех материалах можно отметить либо сожаление (Караулов 2019) («Кто не сочувствует подростку, которого знатно экипированные гвардейцы волокут по собянинской плитке, у того нет сердца»), либо сочувствие (Сергеева 2019) («Скорее к ним некоторое снисхождение. Потому что я не понимаю, зачем это все? В действительности это похоже на обычную пиар-акцию, не более того. Почему они позволяют собой манипулировать?»).
Все три анализируемые СМИ называют акции протеста провокационными. Материал «АПН» усматривает в митингах протеста желание натравить молодежь одной элитной группой на другую. Материалы «КП» (Голованов 2019а, 30.07) и «Царьграда» (Сергеева 2019) делают акцент на провокации либералов, которые вывели молодежь (в том числе и приехавших из других регионов) для борьбы с властью (Генерал Ливень против... 2019).
Еще один тезис, прозвучавший в анализируемых изданиях, заключается в том, что у либеральной оппозиции появился новый, более молодой электорат. Сменились поколения их сторонников, при этом не поменялись сами лидеры (Караулов 2019; Голованов 2019Ь, 27.07). Правые СМИ часто отмечают, что «молодые» политики уже 10-15 лет считаются «молодыми лидерами», но сами давно перешли в другую возрастную категорию. Подводя итоги, мы можем отметить, что российские правые СМИ исключительно негативно оценивают политические протесты либералов, но при этом они отмечают важность проблемы и по-разному относятся к существующей власти. Конфликт поколений для российских правых СМИ сводится к типичному бунтарству молодежи, которое со временем проходит.
Польские правые СМИ также не очень охотно освещают протестные акции. Можно выделить три статьи от трех изданий, посвященных обсуждениям протестов, происходивших в ноябре 2020 года. Протесты связаны с принятием нового закона о запрете абортов, который делает незаконными все виды абортов. Принятие закона вызвало акции протеста, которые усилились из-за конфликта руководства Польши с Европейским Союзом. Основной
аудиторией протеста стали молодые поляки, а также представители оппозиционных движений. Можно выделить несколько широко обсуждаемых проблем, такие как: борьба за молодую аудиторию, ценностный характер конфликта поколений, отсутствие единства среди молодежи, дефицит новых идей у власти.
Борьба за молодежь рассматривается правыми СМИ как одна из важных задач. Материалы всех изданий подчеркивают важность учета мнений молодежи в праве определения будущего страны. Рано или поздно поколения сменятся, и молодежь займет свое место. Политика страны нуждается в изменении, о чем сигнализируют протесты в стране.
Конфликт поколений — это конфликт ценностей: молодые протестующие и старые политики по-разному формируют свои запросы. В статье газеты Rzeczpospolita (Adamczyk 2020) автором колонки указаны разные ценности польских политиков старшего возраста и молодежи, которая не застала коммунистическую Польшу. Важным для понимания конфликта поколений в Польше является отношение к церкви. Для пожилых она является основой свободы (от коммунизма), для молодых — основой несвободы. Это подтверждается интервью политика правящей партии (Kotakowski 2020), называющего ценности польских элит «обветшалыми». Польский священник (Са)^^«^ 2020) обращает внимание на конфликт ценностей молодежи и старшего поколения, говоря о важности религиозной и миссионерской работы с молодежью.
СМИ отмечают, что молодое поколение не едино, не все молодые люди участвуют в протестах (Gajkowski 2020). Молодежь активно участвует как в политике правящей партии, так и в оппозиционной деятельности. Они также достаточно открыты для церкви, в том числе проводят агитацию в Интернете среди сторонников.
Еще один аспект, фигурирующий в правых польских СМИ, которые фиксируют конфликт поколений, — это отсутствие новых идей у правящей партии. Издание Do Игесу публикует интервью с польским политиком, который покинул правящую партию и высказывается по отношению к существующей проблеме поколений. Он высоко оценивает меры правительства, но отмечает то, что в обществе сложился конфликт, нет новых идей и новых целей. Также очень важную роль играет то, что в Польше мало молодежи, поэтому со временем страна становится все более и более консервативной. Rzeczpospolita отмечает и то, что пожилые
политики защищают молодежь, которая не хочет такой защиты (Лёашсгук 2020).
Таким образом, можно отметить, что польские СМИ также весьма негативно относятся к протестам, но при этом они обращают внимание на проблемы польского правительства и критикуют спорные политические решения.
Заключение
В качестве выводов мы можем отметить, что особенности правых СМИ тесно связаны с представительством правой идеологии в политической и партийной системе. Если говорить о Польше, то польские правые имеют серьезное влияние на формирование политического курса (контролируя правительство, пост президента и парламентское большинство) и представительство в СМИ. В России правые относятся к оппозиции (партия в парламенте), а средства массовой информации имеют меньшую аудиторию, чем государственные и либеральные. Во многом эта ситуация обусловлена особенностями государства (национальное или многонациональное). Польские СМИ можно охарактеризовать как консервативные, нацио-
налистические и религиозные одновременно. Если говорить о российских СМИ, то их можно разделить на правоконсервативные, национал-демократические и охранительские. Проблема конфликта поколений имеет важное значение для правых СМИ. И польские, и российские СМИ обращают внимание на конфликт поколений, который связан с активной протестной молодежью. Российские СМИ более сконцентрированы на состоянии оппозиции (несамостоятельность, неразумность протестующих, провокации лидеров), но не обращают внимания на курс политической элиты. Польские СМИ обращают внимание на позиции обеих сторон, в том числе связывая конфликт поколений не только с негативными действиями оппозиции (молодежь, которая склонна к протестам), но и с особенностями действий политической элиты Польши (отсутствие новых идей и диалога с новыми поколениями польских граждан). Также польские СМИ обращают внимание на ценностные расхождения между молодым поколением поляков и старшим поколением (особенности социализации и жизни в коммунистической и посткоммунистической Польше).
Источники
Генерал Ливень против митинга в Москве: Оппозиция столкнулась с проблемами еще до начала акции. (2019) Царьград-ТВ, 10 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad.tv/news/general-liven-protiv-mitinga-v-moskve-oppoziciia-stolknulas-s-problemami-eshhe-do-nachala-akcii 211993 (дата обращения 01.09.2020).
Голованов, Р. (2019a) «Их учитель — поп Гапон»: Ради красивых кадров сотни людей бросили на кровавую бойню в Москве. Комсомольская правда, 30 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.msk.kp.ru/ daily/27008/4070879/ (дата обращения 01.09.2020).
Голованов, Р. (2019b) Протесты в Москве: Корреспондента «КП» задержали, а бунтари дрались с полицией и перекрыли Садовое кольцо. Комсомольская правда, 27 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://www. kp.ru/daily/27008.5/4070097/ (дата обращения 01.09.2020).
Караулов, И. (2019) Восстание элоев. Агентство Политических Новостей, 29 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.apn.ru/index.php?newsid=37948 (дата обращения 01.09.2020).
Сергеева, О. (2019) Правда, о которой молчали настоящие мужчины: Рассказ омоновцев о несанкционированных митингах в Москве. Царьград-ТВ, 30 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad.tv/special proiects/pravda-o-kotoroi-molchali-nastoiashhie-muzhchiny-rasskaz-omonovcev-o-mitingah-v-moskve 214327 (дата обращения 01.09.2020).
Adamczyk, L. (2020) Starszemu pokoleniu wydaje si§, ze musi bronic mlodsze, a mlodsze tej obrony wcale nie chce. Rzeczpospolita, 25 November. [Online]. Available at: https://www.rp.pl/Publicystyka/311259922-Starszemu-pokoleniu-wydaie-sie-ze-musi-bronic-mlodsze-a-mlodsze-tei-obrony-wcale-nie-chce.html (accessed 27.11.2020).
Gajkowski, K. (2020) Swiatlo dla zycia. Nasz Dziennik, 13 November. [Online]. Available at: https://naszdziennik. pl/wiara-kosciol-w-polsce/228999,swiatlo-dla-zycia.html (accessed 27.11.2020).
Kolakowski, L. (2020) Posel, który odszedl z PiS: Dotychczasowe elity polityczne mocno si§ zuzyly. DoRzecy, 25 November. [Online]. Available at: https://dorzeczy.pl/krai/162492/posel-ktory-odszedl-z-pis-dotychczasowe-elity-polityczne-mocno-sie-zuzyly.html (accessed 27.11.2020).
Литература
Афанасьев, М. Н. (2011) Типология идеологий. Правая идея. Общественные науки и современность, № 4, с. 29-43.
Гайсина, А. В. (2019) Политические партии и партийная система России: к вопросу о классификации. Вестник Забайкальского государственного университета, т. 25, № 2, с. 63-71. https://www.doi.org/10.21209/2227-9245-2019-25-2-63-71 Геллнер, Э. (1991) Нации и национализм. М.: Прогресс, 320 с.
Глотов, М. Б. (2004) Поколение как категория социологии. Социологические исследования, № 10 (246), с. 42-49.
Зюганов, Г. А. (2020) Русский стержень Державы. Статья-манифест Председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова. Коммунистическая партия Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://kprf.ru/party-live/ cknews/194458.html (дата обращения 27.11.2020). Клещенко, Л. Л. (2019) Репрезентация образа детства в либеральных СМИ современной России. Комплексные
исследования детства, т. 1, № 4, с. 312-319. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-312-319 Лагно, А. Р. (2017) Прекрасное далёко: идея «морального обновления» польского общества. Вестник
Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), № 2, с. 174-184. Левада, Ю. А. (2005) Поколение XX века: возможности исследования. В кн.: Ю. А. Левада, Т. Шанин (ред.).
Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. М.: Новое литературное обозрение, с. 39-60. Лыкошина, Л. С. (2016) Национализм в современной Польше. Россия и современный мир, № 2 (91), с. 71-89. Мартин, Т. (2011) Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939.
М.: Российская политическая энциклопедия; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 664 с. Неменский, О. Б. (2012) Охранительство. Вопросы национализма, № 2 (10), с. 59-70.
Пашковский, Е. А. (2019) Защита детства в программах российских и польских парламентских партий. В кн.: Т. Б. Рябова, О. В. Рябов (ред.). Символ детства в политике: от холодной войны к современности. Тезисы научной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 62-66. Пырма, Р. В. (2019) Восстание поколения Z: новые политические радикалы. Гуманитарные науки. Вестник
Финансового университета, т. 7, № 2, с. 43-50. Руденкин, Д. В., Данилова, А. В. (2013) «Идеология победителей»: какие взгляды выражали в своих программах партии, вошедшие в Государственную Думу РФ VI созыва. Современные исследования социальных проблем, № 9 (29). [Электронный ресурс]. https://www.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-29 (дата обращения 01.09.2020). Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2019) Образы детства и детей в символической политике. Политическая экспертиза:
ПОЛИТЭКС, т. 15, № 3, с. 417-434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307 Сосенков, Ф. С. (2017) ЛДПСС — ЛДПР о единстве России: политико-правовые позиции и законодательные
идеи. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта, № 53, с. 234-248. Суходолов, А. П. (2015) Идеологическая функция средств массовой информации в условиях информационных
войн. Вопросы теории и практики журналистики, т. 4, № 2, с. 117-126. Шатилов, А. Б. (2019) Поколенческие разрывы как фактор роста конфликтности в современном российском обществе. Власть, т. 27, № 4, с. 26-32. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i4.6581
Sources
Adamczyk, L. (2020) Starszemu pokoleniu wydaje siç, ze musi bronic mlodsze, a mlodsze tej obrony wcale nie chce [The older generation seems to have to defend the younger ones, and the younger ones do not want this defense at all]. Rzeczpospolita, 25 November. [Online]. Available at: https://www.rp.pl/Publicystyka/311259922-Starszemu-pokoleniu-wydaie-sie-ze-musi-bronic-mlodsze-a-mlodsze-tej-obrony-wcale-nie-chce.html (accessed 27.11.2020). (In Polish)
Gajkowski, K. (2020) Swiatlo dla zycia [Light for life]. Nasz Dziennik, 13 November. [Online]. Available at: https://
naszdziennik.pl/wiara-kosciol-w-polsce/228999,swiatlo-dla-zycia.html (accessed 27.11.2020). (In Polish) General Liven' protiv mitinga v Moskve: Oppozitsiya stolknulas' s problemami eshche do nachala aktsii [General Liven against the rally in Moscow: The opposition faced problems even before the start of the rally]. (2019) Tsargrad-TV, 10 August. [Online]. Available at: https://tsargrad.tv/news/general-liven-protiv-mitinga-v-moskve-oppoziciia-stolknulas-s-problemami-eshhe-do-nachala-akcii 211993 (accessed 01.09.2020). (In Russian) Golovanov, R. (2019a) "Ikh uchitel' — pop Gapon": Radi krasivykh kadrov sotni lyudej brosili na krovavuyu bojnyu v Moskve ["Their teacher is pop Gapon": For the sake of beautiful shots, hundreds of people were thrown into the bloody massacre in Moscow]. Komsomolskaya Pravda, 30 July. [Online]. Available at: https://www.msk. kp.ru/daily/27008/4070879/ (accessed 01.09.2020). (In Russian) Golovanov, R. (2019b) Protesty v Moskve: Korrespondenta "KP" zaderzhali, a buntari dralis' s politsiej i perekryli Sadovoe kol'tso [Protests in Moscow: The "KP" correspondent was detained, and the rebels fought with the police and blocked the Sadovoe Kol'tso]. Komsomolskaya Pravda, 27 July. [Online]. Available at: https://www. kp.ru/daily/27008.5/4070097/ (accessed 01.09.2020). (In Russian) Karaulov, I. (2019) Vosstanie eloev [Rise of the Eloi]. Agenstvo Politicheskikh Novostej, 29 July. [Online]. Available at: https://www.apn.ru/index.php?newsid=37948 (accessed 01.09.2020). (In Russian)
E. A. naMKOBCKUU
Kolakowski, L. (2020) Posel, ktory odszedl z PiS: Dotychczasowe elity polityczne mocno si§ zuzyly [MP who left PiS: The current political elite has worn out a lot]. DoRzecy, 25 November. [Online]. Available at: https://dorzeczy. pl/kraj/162492/posel-ktory-odszedl-z-pis-dotychczasowe-elity-polityczne-mocno-sie-zuzyly.html (accessed 27.11.2020). (In Polish) Sergeeva, O. (2019) Pravda, o kotoroj molchali nastoyashchie muzhchiny: Rasskaz omonovtsev o nesanktsionirovannykh mitingakh v Moskve [The truth about which real men were silent: The story of the riot police about unauthorized rallies in Moscow]. Tsargrad-TV, 30 August. [Online]. Available at: https://tsargrad.tv/special projects/pravda-o-kotoroj-molchali-nastojashhie-muzhchiny-rasskaz-omonovcev-o-mitingah-v-moskve 214327 (accessed 01.09.2020). (In Russian)
References
Afanasyev, M. N. (2011) Tipologiya ideologij. Pravaya ideya [Typology of ideologies. Right idea]. Obshchestvennye
nauki i sovremennost, no. 4, pp 29-43. (In Russian) Gaysina, A. V. (2019) Politicheskie partii i partijnaya sistema Rossii: k voprosu o klassifikatsii [Political parties and the party system of Russia: On the issue of classification]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta — Transbaikal State University Journal, vol. 25, no. 2, pp. 63-71. https://www.doi.org/10.21209/2227-9245-2019-25-2-63-71 (In Russian) Gellner, E. (1991) Nations and nationalism. Moscow: Progress Publ., 320 p. (In Russian)
Glotov, M. B. (2004) Pokolenie kak kategoriya sotsiologii [Generation as a category of sociology]. Sotsiologicheskie
issledovaniya — Sociological Studies, no. 10 (246), pp. 42-49. (In Russian) Kleshchenko, L. L. (2019) Reprezentatsiya obraza detstva v liberal'nykh SMI sovremennoj Rossii [Representations of the image of childhood in the liberal media in modern Russia]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 4, pp. 312-319. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-312-319 (In Russian) Lagno, A. R. (2017) Prekrasnoe daleko: ideya moral'nogo obnovleniya pol'skogo obshchestva [Beautiful far: The idea of a "moral renewal" of Polish society]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) — Moscow University Bulletin. Series 21. Public Administration, no. 2, pp. 174-184. (In Russian) Levada, Yu. A. (2005) Pokolenie XX veka: vozmozhnosti issledovaniya [Generation of the XX century: Research opportunities]. In: Yu. A. Levada, T. Shanin (eds.). Ottsy i deti. Pokolencheskij analiz sovremennoj Rossii [Fathers and sons. Generational analysis of contemporary Russia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., pp. 39-60. (In Russian)
Lykoshina, L. S. (2016) Natsionalizm v sovremennoj Pol'she [Nationalism in modern Poland]. Rossiya isovremennyj
mir — Russia and the Contemporary World, no. 2 (91), pp. 71-89. (In Russian) Martin, T. (2011) Imperiya "polozhitel'noj deyatel'nosti". Natsii i natsionalizm v SSSR, 1923-1939 [The affirmative action empire: Nations and nationalism in the Soviet Union, 1923-1939]. Moscow: Russian Political Encyclopedia Publ.; Foundation Presidential Center B. N. Yeltsin Publ., 664 p. (In Russian) Nemenskij, O. B. (2012) Okhranitel'stvo [Guarding]. Voprosy natsionalizma, no. 2 (10), pp. 59-70. (In Russian) Pashkovskiy, E. A. (2019) Zashchita detstva v programmakh rossiiskikh i pol'skikh parlamentskikh partij [The defense of the childhood in the programs of Russian and Polish parliamentary parties]. In: T. B. Ryabova, O. V. Ryabov (eds.). Simvol detstva vpolitike: ot kholodnoy vojny ksovremennosti. Tezisy nauchnoy konferentsii [ Childhood symbol in politics: From the Cold War to the present. Scientific conference abstracts]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 62-66. (In Russian) Pyrma, R. V. (2017) Vosstanie pokoleniya Z: novye politicheskie radikaly [Rebellion of the generation Z: New political radicals]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta — Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, vol. 7, no. 2, pp. 43-50. (In Russian) Riabova, T. B., Riabov, O. V. (2019) Obrazy detstva i detej v simvolicheskoj politike [The images of childhood and children in the symbolic politics]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEKS, vol. 15, no. 3, pp. 417-434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307 (In Russian) Rudenkin, D. V., Danilova, A. V. (2013) "Ideologiya pobeditelej": kakie vzglyady vyrazhali v svoikh programmakh partii, voshedshie v Gosudarstvennuyu Dumu RF VI sozyva ["Ideology of the winners": What ideas were represented in the programs of political parties which were successful during last parliament elections in Russia]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem — Modern Research of Social Problems, no. 9 (29). [Online]. https://www.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-29 (accessed 01.09.2020). (In Russian) Shatilov, A. B. (2019) Pokolencheskie razryvy kak faktor rosta konfliktnosti v sovremennom rossijskom obshchestve ["Generational Gaps" as a factor of increasing conflicts in modern Russian society]. Vlast' — The Authority, vol. 27, no. 4, pp. 26-32. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i4.6581 (In Russian) Sosenkov, F. S. (2017) LDPSS — LDPR o edinstve Rossii: politiko-pravovye pozitsii i zakonodatel'nye idei [LDPSS — the liberal democratic party of Russia unity: Political and legal position and legislative ideas]. Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta — Bulletin of the Volga State Academy of Water Transport, no. 53, pp. 234-248. (In Russian)
Sukhodolov, A. P. (2015) Ideologicheskaya funktsiya sredstv massovoj informatsii v usloviyakh informatsionnykh vojn [The ideological function of the media in terms relevant information wars]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki — Theoretical and Practical Issues of Journalism, vol. 4, no. 2, pp. 117-126. (In Russian) Zyuganov, G. A. (2020) Russkij sterzhen' Derzhavy. Stat'ya-manifest Predsedatelya TsK KPRF G. A. Zyuganova [Russian core of the Power. Article-manifesto of the Chairman of the Central Committee of Communist Party of the Russian Federation G. A. Zyuganov]. Kommunisticheskaya partiya Rossijskoj Federatsii [Communist Party of the Russian Federation]. [Online]. Available at: https://kprf.ru/party-live/cknews/194458.html (accessed 27.11.2020). (In Russian)