НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Булахтин М. А. Семейная политика польских консерваторов на современном этапе // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). С. 79-86.
Bulakhtin M. A. Family policy of Polish conservatives at the present stage. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Pp. 79-86. (In Russ.)
УДК 323 (438)
М. А. Булахтин
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬСКИХ КОНСЕРВАТОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ*
Булахтин Максим Анатольевич — доктор исторических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление», кафедры «История и археология».
E-mail: [email protected]
В статье анализируется семейная политика, проводимая в Польше правящей консервативной партией «Право и справедливость». Государственная поддержка семьи объявлена консерваторами одним из ключевых приоритетов деятельности. Она продиктована прежде всего необходимостью предотвращения демографического кризиса в Польше, рассматривается также как средство борьбы с бедностью, особенно среди детей. Главной задачей государства консерваторы считают повышение уровня благосостояния польских семей, обеспечение роста семейных доходов. Они исходят из того, что прямая материальная поддержка семьи со стороны государства — это не расходы, а инвестиция в людей как самый ценный актив, которым располагает государство. Важными направлениями государственной семейной политики партия «Право и справедливость» называет также развитие социальной инфраструктуры для детей, создание условий для того, чтобы родители могли совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой деятельностью. В целом консерваторы считают, что забота государства о семье должна сформировать позитивный климат, способствующий укреплению семейных ценностей, института семьи и брака в польском обществе.
Ключевые слова: Польша, консерватизм, государственная семейная политика, демографическая ситуация, материнство, детство.
M. A. Bulakhtin
Perm State National Research University, Perm, Russia
FAMILY POLICY OF POLISH CONSERVATIVES AT THE PRESENT STAGE
Bulakhtin Maxim A. — Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of Public Administration, Department of History and Archaeology.
E-mail: [email protected]
© Булахтин М. А., 2019
* Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 18-411-590010 «Традиционные ценности и глобализация в современном мире: Северная Америка, Западная и Восточная Европа».
The research investigates the ruling Law and Justice party's policy towards family issues in Poland. Polish conservatives have declared government support for families as their key priority. This support is aimed to prevent a demographic crisis in the country and to reduce poverty especially among children. The main measures of the policy are intended to increase families' income and to improve their welfare. Polish conservatives consider direct government allowances to families as an investment in the human capital as a national most valuable asset. Law and Justice party also pays attention towards public amenities for children that will allow parents to combine their job and family responsibilities. Generally, Law and Justice party wants to maintain the institution of family and marriage. Polish conservatives believe that the policy towards family issues should create an optimistic atmosphere and strengthen conservative values within the nation.
Keywords: Poland, conservatism, Family Policy, demographic situation, maternity, childhood.
Несмотря на глубокие трансформации в политической, социально-экономической и культурной жизни Польши на рубеже ХХ и XXI веков, семья остается важнейшим институтом польского общества, а семейное счастье — главной ценностью и жизненной целью для абсолютного большинства поляков. Сохранению сильных и стабильных связей, поддержанию тесных и дружеских отношений между родственниками придается в Польше большое значение. Многие поляки убеждены в том, что без семьи трудно быть по-настоящему счастливым человеком [9, s. 8; 17, s. 1-5].
Большое внимание защите и укреплению семьи и брака уделяет консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС). Ее представители уверены в том, что традиционные семейные ценности являются основой существования и сохранения польского народа. По мнению лидера «ПиС» Я. Качиньского, главной задачей государства является забота о семье. «Нужно строить на скале, как учит Евангелие. Такой скалой для нас является польская семья», — убежден политик [7].
Завоевав на выборах 2015 года большинство мест в парламенте, «ПиС» одним из главных направлений своей деятельности провозгласила поддержку семей с детьми. Эта тема приобрела особую актуальность в условиях развития неблагоприятных тенденций в сфере демографии. Министр семьи, труда и социальной политики Э. Рафаль-ская в своем выступлении перед депутатами в феврале 2016 года обратила внимание на крайне низкий показатель рождаемости в Польше. По ее словам, из 224 стран мира польское государство занимает по этому показателю лишь 216-е место. В 2014 году этот показатель составил всего 1,29. Согласно прогнозам, к 2050 году польское население может сократиться с 38,4 млн до 34 млн человек [13, s. 6]. Как отметил другой представитель «ПиС» Й. Брудзиньский, если сохранится такой уровень рождаемости, то к концу ХХ! века население страны сократится до 17 млн человек, а некоторые эксперты прогнозируют сокращение и до 12 млн человек [1]. Кроме того, поляки станут стареющим обществом. Уже сейчас 9 млн человек в Польше (или 24 % населения) — это люди старше 60 лет. К 2050 году количество лиц в возрасте «60+» увеличится до 13,7 млн человек, что составит более 40 % населения страны [19].
Главным препятствием для роста рождаемости консерваторы считают неуверенность польских граждан в своей экономической безопасности, страх потерять работу в случае увеличения семьи. Стремление улучшить демографическую ситуацию в стране и побудило «ПиС» принять в 2016 году специальную государственную программу поддержки семьи («Семья 500 плюс»). Она предусматривала предоставление семьям денежного пособия в размере 500 злотых в месяц (около 116 евро, или 8 300 рублей по курсу на октябрь 2019 года) за каждого второго и следующего ребенка. Если доход на каждого члена семьи не превышал 800 злотых в месяц (около 187 евро, или 13 300 рублей по курсу на октябрь 2019 года), то выплата полагалась и на первого ребенка. Если в
семье воспитывался ребенок с ограниченными возможностями, то выплата на первого ребенка производилась при условии, если доход на каждого члена семьи не превышает 1 200 злотых (около 280 евро, или 19 900 рублей по курсу на октябрь 2019 года). Эта субсидия должна выплачиваться с рождения до достижения ребенком 18 лет. Кроме того, она не облагается налогом. В целом данная выплата была призвана обеспечить семью дополнительными 6 тыс. злотых в год (около 1 400 евро, или 99 700 рублей по курсу на октябрь 2019 года) на воспитание ребенка, позволяя покрыть 60 % расходов на его содержание [13, s. 8].
Таким образом, польские консерваторы полагали, что денежные пособия для семей повысят показатели рождаемости. Выражалась надежда, что программа позволит также перейти от доминирующей в Польше модели семьи «2 + 1» (двое родителей и один ребенок) хотя бы к модели «2 + 2» (двое родителей и двое детей), а лучше всего — к «2 + 3» (двое родителей и трое детей).
Деятели «ПиС» указывали также на то, что программа «Семья 500 плюс» будет способствовать сокращению бедности и нищеты среди детей. По словам министра Э. Рафаль-ской, в 2015 году более 800 тыс. польских детей жили в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Это означает, что у их семей не хватало средств на удовлетворение основных биологических потребностей [13, s. 7]. Причем особенно остро нищета затрагивала многодетные семьи. По данным министерства семьи, труда и социальной политики, среди семей, воспитывавших четырех и более детей, в 2015 году показатель бедности превышал 25 % [13, s. 8]. Полмиллиона детей недоедали, у их родителей не было средств на обеспечение детям как минимум один раз в два дня питания с включением в рацион мяса, рыбы или их вегетарианского эквивалента. У таких семей не было средств на покупку хотя бы несколько раз в неделю свежих фруктов и овощей. Многие семьи были вынуждены отказываться от дополнительных занятий для своих детей, например от частных уроков для отстающих учеников, курсов по подготовке к экзаменам, спортивных, музыкальных занятий. Каждая третья семья не имела возможности отправить детей хотя бы раз в год на недельный отдых. У каждой 11-й семьи не было средств на организацию дня рождения для своего ребенка, у каждой 8-й — на посещение театра или кино [13, s. 8].
Деятели «ПиС» обращали внимание и на другие аспекты программы «Семья 500 плюс». Отмечалось, в частности, что каждая страна в ЕС «физически» конкурирует за молодых людей. В Западной Европе широко распространена практика предоставления высоких пособий на воспитание детей. В Германии такое пособие составляет 188 евро в месяц, во Франции — 135 евро, в Ирландии — 135 евро, в Англии — 20 фунтов в неделю [14, s. 199]. Устанавливая соответствующие выплаты, польское правительство рассчитывало сократить эмиграцию молодежи, показывая, что высоко ценит молодое поколение [13, s. 9; 14, s. 177]. В контексте высокого уровня эмиграции поляков такая задача приобретала особую важность. По разным данным, страну покинули от 2,3 до 2,7 млн человек [13, s. 6]. Переезд большого числа сограждан за границу консерваторы называют «драмой», «невозместимой потерей», особенно когда речь идет о молодежи, лучше образованной и более предприимчивой [2]. «Мы четко говорим молодежи: вы очень нам нужны. Нам очень важно, чтобы вы оставались в Польше и строили здесь свое будущее», — заявила Э. Рафальская [13, s. 9].
В 2019 году консерваторы распространили действие программы «Семья 500 плюс» на всех польских детей, независимо от дохода семьи. По данным социологических опросов, 75 % поляков поддержали это решение [6, s. 2]. В результате, если в апреле 2019 года этим пособием пользовались 3,6 млн детей, то с июля 2019 года каждая польская семья стала получать 500 злотых в месяц за первого или единственного ребенка. В настоящее время все польские дети, а именно 6,8 млн человек, охвачены этой программой [5, s. 55].
Данные средства родители используют в том числе на образование, путешествия своих детей по стране. В результате многие из них впервые побывали на море — балтийском побережье Польши.
Следует отметить, что хотя формально программа «Семья 500 плюс» направлена на поддержку детей в возрасте до 18 лет, эти деньги косвенно поддерживают и взрослых детей в семье. Например, за счет данной субсидии родители получили возможность помогать своим старшим детям, которые обучаются в другом городе [18].
Еще одним инструментом государственной поддержки семьи стала программа «Хороший старт». Она предусматривает разовую выплату каждому школьнику в размере 300 злотых (около 70 евро, или 4 900 рублей по курсу на октябрь 2019 года) для подготовки к новому учебному году. Данные средства предназначены на покупку учебников, тетрадей, письменных принадлежностей, одежды, обуви. Всего такую выплату получают семьи 4,4 млн школьников.
Кроме предоставления прямых денежных выплат, польское правительство занимается развитием социальной инфраструктуры для детей. Так, например, благодаря программе «Малыш плюс» количество мест в яслях для детей до трех лет увеличилось с 85 тыс. в 2015 году до 146 тыс. в 2018 году, то есть на 74 % [5, s. 55]. Доступность этой социальной услуги повысилась не только в больших городах, но и в малых, а также на селе [8]. С 2018 года бюджет программы вырос в три раза, составив 450 млн злотых [5, s. 57; 16, s. 158]. Консерваторы отмечают, что эта программа дает родителям больше возможностей сочетать семейную жизнь с трудовой деятельностью. Кроме того, благодаря программе местные органы самоуправления могут оказывать дополнительную финансовую поддержку дошкольным образовательным учреждениям, что способствует снижению семейных расходов на оплату содержания ребенка в яслях и детских садах.
Увеличилось также финансирование программы «Карточка большой семьи», которая дает возможность семьям, воспитывающим трех и более детей, получать скидки на различные товары и услуги. В 2019 году этой программой стали пользоваться более 3 млн человек, что в три раза больше, чем в 2015 году [5, s. 55].
В 2019 году начала действовать программа «Мама 4 плюс». Она предусматривает выплату ежемесячного пособия женщинам, воспитавшим четырех и более детей. Эти средства получают многодетные матери, достигшие пенсионного возраста (60 лет), но не заработавшие на пенсию. Размер пособия равен минимальной пенсии, которая на март 2019 года составляла 1 100 злотых (около 257 евро, или 18 300 рублей по курсу на октябрь 2019 года).
В своей предвыборной программе 2019 года консерваторы подчеркнули, что если в 2015 году государственная поддержка на одного ребенка в среднем составляла 1 776 злотых в год (около 415 евро, или 29 500 рублей по курсу на октябрь 2019 года), то в 2019 году это уже 8 280 злотых (около 1 938 евро, или 137 800 рублей по курсу на октябрь 2019 года) [10]. В 2015 году бюджетные расходы на поддержку семьи составляли 1,78 % ВВП, в 2017 году они возросли до 3,11 %, а в 2020 году составят 4 %. Таким образом, считают деятели «ПиС», это приведет к тому, что Польша станет одним из лидеров в мире в области семейной политики [5, s. 65].
В ходе избирательной кампании 2019 года консерваторы выступили с предложением сделать бесплатными лекарства, необходимые женщинам во время беременности. В случае победы они обещали также принять программу, которая позволит матерям воспользоваться более гибкими формами занятости. К таковым относится возможность установления индивидуального режима работы, выполнения части работы на дому. Кроме того, государ-
ство будет содействовать работодателям в организации яслей и детских садов при предприятиях [5, s. 65-66].
По оценкам «ПиС», благодаря проводимой семейной политике в Польше сократилось социальное неравенство, бедность, был высоко оценен труд матерей, посвятивших себя воспитанию детей [8]. Если в 2015 году уровень крайней бедности составлял 6,5 %, то в 2018 году он снизился до 5,4 % [10]. Наблюдался также рост показателя рождаемости. Если в 2015 году он составлял 1,29, то в 2018 году — уже 1,44. Более чем на треть вырос доход самых бедных семей. Изменилась и структура расходов. Поляки стали меньше тратить на продукты питания и транспорт, и больше — на отдых, культуру, обустройство квартиры, образование, питание вне дома [10].
Действительно, жизнь многих польских семей изменилась к лучшему. Об этом свидетельствуют и данные опросов. Согласно результатам социологического исследования, проведенного в марте 2019 года, 62 % поляков позитивно оценили семейную политику государства. До 2013 года такую оценку давали лишь 16 % респондентов [6, s. 1-2].
Важным направлением семейной политики партия «ПиС» считает обеспечение гражданам хорошо оплачиваемой работы. Консерваторы сумели добиться повышения минимальной заработной платы. Так, если в 2015 году она составляла 1 750 злотых брутто, то в 2019 году — уже 2 250 злотых брутто. Правительство запланировало повышение минимальной зарплаты в 2020 году до 2 600 злотых брутто [4]. Лидер «ПиС» Ярослав Качинь-ский заявил о необходимости достижения в Польше западноевропейского уровня доходов. В 2021 году минимальная заработная плата должна вырасти до 3 тыс. злотых брутто, а в 2023 году — до 4 тыс. злотых брутто. По мнению руководителя «ПиС», необходимо «сломать механизм», который вынуждает людей работать за низкую зарплату [7].
За последние годы повысилась и минимальная почасовая ставка оплаты труда. Если в 2017 году она составляла 13 злотых брутто, то в 2019 году — 14,70 злотых брутто (около 3,4 евро, или 240 рублей по курсу на октябрь 2019 года). В 2020 году она должна возрасти до 17 злотых брутто [4].
По мнению Я. Качиньского, улучшению материального благосостояния граждан должно способствовать также обеспечение правительством высокого экономического роста в стране. По его словам, через 14 лет экономическое развитие Польши должно достичь среднего уровня по ЕС, а через 21 год — Германии [7].
Семейная политика консерваторов с самого начала ее реализации стала подвергаться критике со стороны политических оппонентов и экспертного сообщества в Польше. В настоящее время обращается внимание на то обстоятельство, что в результате расширения в 2019 году права на выплату ежемесячного пособия в размере 500 злотых на первого ребенка больше всего средств будет поступать семьям со средним достатком, а не самым бедным. Эти деньги получат и самые богатые семьи, чей доход на каждого члена семьи составляет 5 тыс. злотых в месяц (около 1 170 евро, или 83 тыс. рублей по курсу на октябрь 2019 года). «Они действительно нуждаются в социальной поддержке? Ну, разве что на учебу в Лондоне», — иронично заметил сенатор Я. Рулевский [3].
Публицист М. Пясецкий отмечает, что программа «Семья 500 плюс» усилила в Польше «классовую неприязнь» к малообеспеченным группам населения [3]. Однако, как полагает автор, если бы представители среднего класса оказались лишены выплат по этой программе, то их гнев, ожесточение и требование более строгого контроля за трудовой деятельностью менее состоятельных граждан были бы еще сильнее. Кроме того, отсутствует уверенность в том, что сэкономленные на программе «Семья 500 плюс» средства были бы направлены на финансирование других сфер социальной политики, а не пошли бы, например, на закупку вооружений для армии.
Эксперты соглашаются с тем, что благодаря проводимой политике правительству удалось уменьшить крайнюю бедность. Однако это произошло слишком высокой ценой. Так, например, предполагалось, что «Семья 500 плюс» позволит сократить крайнюю бедность в целом на 35-47 %, а среди детей — на 75-100 %. Однако в действительности уровень крайней бедности снизился лишь на 21 %, а среди детей — на 41 % [9, s. 8]. Исследователи подчеркивают, что если бы выплаты направлялись исключительно на поддержку самых бедных семей, то подобный результат можно было достичь и за 12 % от суммы, выделяемой на эту программу [9, s. 9].
Эксперты также ставят под сомнение наличие прямой связи между денежными выплатами и ростом рождаемости. Обращается внимание, что за период действия программы «Семья 500 плюс» количество рождений больше всего возросло в семьях, где уже было двое детей [9, s. 6]. И можно предположить, что это были семьи, где уже задумывались о следующем ребенке. Стимул в виде 500 злотых лишь ускорил это решение [3].
В Польше весьма многочисленной является группа семей, которые откладывают решение о рождении первого ребенка. Исследователи полагают, что ключевую роль для них в этом вопросе будет играть доступность и качество социальных услуг в сфере опеки над детьми (прежде всего для детей в возрасте до трех лет), в области образования, здоровья, отдыха [3]. Супруги откладывают решение о рождении ребенка из-за отсутствия уверенности в том, что их малыш будет иметь соответствующие условия для взросления. Дополнительные 500 злотых в семейном бюджете вряд ли решат эту проблему.
Отмечается также, что в 2017 году 87 % родивших женщин имели как минимум среднее образование, а 51,7 % — высшее. Для женщин с высшим образованием особенно важно, чтобы у них была возможность совмещать родительские обязанности с трудовой деятельностью. Однако Польша относится пока к той группе стран, где это сделать трудно
[9, s. 6, 8].
Критики семейной политики «ПиС» указывают и на то обстоятельство, что выделение огромной суммы только на выплату по программе «Семья 500 плюс» означает отсутствие средств на развитие других сфер социальной политики, потенциально не менее важных для общества (образование, здравоохранение) или связанных с долгосрочной перспективой развития страны (транспортная инфраструктура, качество воздуха и т. д.) [9, s. 2, 14].
Финансовый аспект, полагают эксперты, является лишь одной из многих предпосылок в принятии решения о рождении ребенка [9, s. 6]. Ощущение финансовой безопасности, которое значительно выходит за рамки 500 злотых, связано с восприятием ситуации на рынке труда, в том числе шансов найти привлекательную работу и достойную заработную плату. Рост рождаемости в 2016-2017 годах исследователи объясняют прежде всего заметным улучшением ситуации на рынке труда, а также свидетельством реализации ранее отложенных планов рождения детей. Программа «Семья 500 плюс», по мнению экспертов, принципиально не меняет непосредственных расходов на воспитание детей, не изменяет восприятия трудностей, которые мешают повышению рождаемости в значительной группе семей, и в этом смысле не сдерживает перенос решения о рождении ребенка [9, s. 7]. Исследователи сомневаются также в том, что предложенная «ПиС» концепция распределения бюджетных средств соответствует предпочтениям польского общества [9, s. 14].
Следует заметить, что консерваторы прислушиваются к критическим замечаниям в отношении проводимой ими семейной политики. Как уже отмечалось, благодаря появлению дополнительных финансовых возможностей в 2019 году было расширено право на выплату ежемесячного денежного пособия и на первого ребенка вне зависимости от дохода семьи. Правительство увеличило финансирование яслей и детских садов. В ходе предвыборной кампании партия «ПиС» заявила о желании создать условия, которые позволят
M. A. БУЛАХТИН
85
родителям совмещать семейные обязанности с трудовой деятельностью. Можно согласиться с экспертами в том, что пока не удалось существенным образом переломить негативные тенденции в сфере демографии, решить проблему нехватки мест в яслях и детских садах. Тем не менее семейная политика «ПиС» находит поддержку значительной части польского общества. Люди реально почувствовали, что государство стало проводить активную социальную политику. Программы поддержки семьи в немалой степени способствовали успеху консерваторов на парламентских выборах в октябре 2Q19 года, по итогам которых «ПиС» получила большинство в сейме (235 мест из 46Q) и почти половину мест в сенате (48 из 1QQ).
Библиографический список
1. Lipiec — Najblizsza konwencja PiS poswiçcona polityce rodzinnej // Telewizja Republika. Q9.Q9.2Q19. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sMvxnH1N9a8 (дата обращения: 16.1Q.2Q19).
2. Marczuk B. Polskie panstwo ma siuzyc rodzinom // Rzeczpospolita. Q8.Q8.2Q18. URL: https://www.rp.pl/publicystyka/rafalskamarczuk (дата обращения: 15.Q6.2Q19).
3. Piasecki M. Ekonomisci: 5 mld zi z 5QQ plus trafi do 1Q proc. najbogatszych rodzin // OKO.press. URL: https://oko.press/5-mld-zl-trafi-do-1Q-proc-najbogatszych-rodzin-5QQ-plus/ (дата обращения: 2Q.Q7.2Q19).
4. Piaca minimalna 2Q2Q. Ile na rçkç najnizsza krajowa. Bçdzie rekord // GK24.pl. URL: https://gk24.pl/placa-minimalna-2Q2Q-ile-na-reke-najnizsza-krajowa-bedzie-rekord-stawki-brutto-i-netto-pensja-23112Q19/ar/c3-14446357 (дата обращения: 17.1Q.2Q19).
5. Program Prawa i Sprawiedliwosci 2Q19 "Polski model panstwa dobrobytu". URL: http://pis.org.pl/files/Program_PIS_2Q19.pdf (дата обращения: 15.1Q.2Q19).
6. Program Rodzina 5QQ plus po trzech latach funkcjonowania // Centrum Badania Opinii Spoiec-znej. Komunikat z badan. № 52/2Q19, kwiecien. URL: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/ 2Q19/K_Q52_19.PDF (дата обращения: 1Q.Q8.2Q19).
7. Przemówienie prezesa Prawa i Sprawiedliwosci Jarosiawa Kacinskiego. URL: https://www.polskieradio.pl/7/5766/Artykul/2367734,Konwencja-PiS-w-Lodzi-Transmisja-w-Jedynce (дата обращения: 12.1Q.2Q19).
8. Rafalska: Polska wsród liderów polityki spoiecznej // Radio Zachód. Q7.Q7.2Q19. URL: https://www.zachod.pl/! 17159/rafalska-polska-wsrod-liderow-polityki-spolecznej/ (дата обращения: 25.Q9.2Q19).
9. "Rodzina 5QQ+" — ocena programu i propozycje zmian / M. Brzezinski, A. Chion-Dominczak, I. E. Kotowska, I. Magda, M. Myck, M. Najsztub, J. Tyrowicz. URL: file:///C:/Users/QQ9/Downloads/ press-release5QQ-pluspdfraport5QQplusfinal%2Q(1).pdf (дата обращения: 3Q.Q9.2Q19).
1Q. Rodzina 5QQ+, czyli rewolucja w polskiej polityce spoiecznej / Ministerstwo Rodziny, Pracy i Polityki Spoiecznej. Q5.Q9.2Q19. URL: https://www.gov.pl/web/rodzina/rodzina-5QQ-czyli-rewolucja-w-polskiej-polityce-spolecznej (дата обращения: 17.1Q.2Q19).
11. Rodzina — jej znaczenie i rozumienie // Centrum Badania Opinii Spoiecznej. Komunikat z badan. № 22/2Q19, luty. URL: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2Q19/K_Q22_19.PDF (дата обращения: 14.Q8.2Q19).
12. Silna rodzina to silna wspólnota / Ministerstwo Rodziny, Pracy i Polityki Spoiecznej. Q5.Q9.2Q19. URL: https://www.gov.pl/web/rodzina/silna-rodzina-to-silna-wspolnota (дата обращения: 12.1Q.2Q19).
13. Sprawozdanie Stenograficzne z 11. posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 9 lutego 2Q16 r. // Sejm Rzeczypospolitej Polskiej. Warszawa, Wydawnictwo Sejmowe, 2Q16. URL: http://orka2.sejm.gov.pl/StenoInter8.nsf/Q/CFEA3265E15B757CC1257F54QQ5D968F/%24File/11_a_ksia zka_bis.pdf (дата обращения: 25.Q6.2Q19).
14. Sprawozdanie Stenograficzne z 11. posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 1Q lutego 2Q16 r. // Sejm Rzeczypospolitej Polskiej. Warszawa, Wydawnictwo Sejmowe, 2Q16. URL: http://orka2.sejm.gov.pl/StenoInter8.nsf/Q/Q5FFF623C697631BC1257F55QQ6QED29/%24File/11_b_ksiaz ka_bis.pdf (дата обращения: 25.Q6.2Q19).
15. Sprawozdanie Stenograficzne z 11. posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 11 lutego 2016 r. // Sejm Rzeczypospolitej Polskiej. Warszawa, Wydawnictwo Sejmowe, 2016. URL: http://orka2.sejm.gov.p1/StenoInter8.nsf/0/8B1E29A81F40FE76C1257F56006F616E/%24File/11_c_ksiaz ka_bis.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
16. Sprawozdanie Stenograficzne z 63. posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 6 czerwca 2018 r. // Sejm Rzeczypospolitej Polskiej. Warszawa, Wydawnictwo Sejmowe, 2018. URL: http://orka2.sejm.gov.pl/StenoInter8.nsf/0/FA3B6CB3513CCCD3C12582A500088F83/%24File/63_b_ksi azka_bis.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
17. Wi^zi rodzinne // Centrum Badania Opinii Spolecznej. Komunikat z badan. № 61/2019, kwiecien. URL: https://www.cbos.pl/SPISK0M.P0L/2019/K_061_19.PDF (дата обращения: 15.09.2019).
18. Wojcik P. Egalitarna polityka rodzinna // Nowy Obywatel. URL: https://nowyobywatel.pl/2019/03/03/egalitarna-polityka-rodzinna/ (дата обращения: 12.10.2019).
19. Zebrowski P. W^gierska polityka rodzinna przykladem dla Polski // Prawo.pl. URL: https://www.prawo.pl/kadry/wegierska-polityka-rodzinna-przykladem-dla-polski,402468.html (дата обращения: 12.10.2019).