Философия образования
Philosophy of Education
Научно-исследовательская статья
УДК 323.2:372.83
DOI: 10.25688/2078-9238.2023.47.3.6
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Сересова У. И.
Московский экономический институт, Москва, Россия,
[email protected]; https://orcid.org/0009-0008-7747-5625
Аннотация. Обществознание в современной школе занимает особое место, так как в отличие от других предметов оно не только формирует личностные установки по отношению к политическим процессам и институтам, но и анализирует их с предметной содержательной точки зрения.
В статье на материалах экспертного опроса учителей обществознания Московской области раскрывается потенциал школьного обществознания как агента политической социализации. Школа как агент политической социализации обеспечивает трансляцию всех трех слагаемых политической культуры: знаний, чувств и оценочных суждений. Уроки обществознания можно рассматривать как агента прямой политической социализации школьников. Непреднамеренную передачу политических норм в рамках скрытого учебного плана следует признать косвенной политической социализацией.
В статье продемонстрированы потенциал и трудности, с которыми сталкиваются учителя при формировании на уроках обществознания знаний, ценностей и оценочных суждений о политике. Темы, связанные с ретрансляцией теоретических знаний, маркируются как простые, а темы, требующие рефлексии собственных чувств о политике и формулирования собственных оценок политического процесса, а также развития критического мышления, обозначаются как трудные. Исследование показало, что потенциал школьного обществознания в формировании политических ценностей и оценок выше, чем в ретрансляции знаний о политике. Урочная и внеурочная деятельность по общест-вознанию позволяет сформировать чувство патриотизма у обучающихся.
Среди вопросов блока «Политика» наиболее проблемной оказывается тема «Политический процесс в современной России», так как требует особой рефлексии собственных чувств о политике и формулирования собственных оценок политического процесса.
© Сересова У. И., 2023
Внеурочная деятельность ориентирует обучающихся на получение опыта конвенционального конформного политического участия. Учителя отмечают возникновение трудностей в случае противоречия тезисов из учебной литературы примерам из социальной реальности.
Ключевые слова: политическая социализация, политическая культура, политическое поведение, образование, скрытый учебный план
Для цитирования: Сересова У. И. Политическая социализация на уроках общест-вознания // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2023. № 3 (47). С. 68-77. DOI: 10.25688/2078-9238.2023.47.3.6
Scientific Research
UDC 323.2:372.83
DOI: 10.25688/2078-9238.2023.47.3.6
POLITICAL SOCIALIZATION AT SCHOOL LESSONS OF SOCIAL STUDIES
Uliana I. Seresova
Moscow Economic Institute, Moscow, Russia,
[email protected]; https://orcid.org/0009-0008-7747-5625
Abstract. Social Studies lessons at school differ from the other subjects as it doesn't only shape personal attitudes towards political processes and institutes, but also analyze their essence and content. The potential of the school course of social studies as an agent of political socialization is revealed in the article based on the results of an expert survey of schoolteachers of social studies. School as an agent of political socialization provides the transmission of all three components of political culture: knowledge, values and opinions. Social Studies lessons may be regarded as an agent of direct political socialization of schoolchildren. Unintended transmission of political norms due to the 'hidden curriculum' should be regarded as indirect political socialization.
Both the potential and the difficulties of the teachers in developing political knowledge, values, and opinions in schoolchildren at social studies lessons are revealed in the article. The themes which transmit the theoretical knowledge of politics are marked as simple by the schoolteachers while the ones demanding personal reflection of emotions and opinions on politics, and critical thinking, on the contrary, are described as complicated. According to the empirical data, the potential of Social Studies school course in the formation of political values and attitudes is higher than in transmission of political knowledge. Both in-class and extracurricular activities can construct the patriotic feeling in schoolchildren.
The theme "Political processes in the contemporary Russia" appears to be the most problematic topic of the political block of Social Studies lessons, as it presumes that the schoolchildren should form their own attitudes and estimations of the current political process.
Extracurricular activities at school is majorly aimed at establishing the experience of conventional and conformal political participation. The contradictions between the examples
from the textbooks and the experienced social reality are the main causes of difficulties in schoolchildren, according to the schoolteachers.
Keywords: political socialization, political culture, political behavior, education, hidden curriculum
For citation: Seresova, U. I. (2023). Political socialization in the lessons of social science. MCU Journal of Philosophical Sciences, 3 (47), 68-77. https://doi.org/10.256 88/2078-9238.2023.47.3.6
Введение
Политическая теория в качестве ведущих агентов политической социализации называет семью, группы равных, систему образования, политические институты, СМИ и т. п. Обзор классических теорий политической социализации показывает, что наиболее значимыми признаются семья и ранний детский опыт [Преснякова, 2002, с. 26]. Поскольку политическую социализацию можно рассматривать как процесс усвоения норм политического поведения, знаний о политике и идеологических ценностей, мы можем утверждать, что школа, обеспечивая первый опыт политического участия (через школьное самоуправление) и транслируя знания об истории, обществознании и географии, может быть значимым агентом политической социализации. Органы исполнительной власти, ответственные за реализацию образовательной политики, также можно считать основными агентами политической социализации, поскольку они разрабатывают и реализуют государственные программы по патриотическому воспитанию1. Результатами такого рода программ государство видит формирование ценностей российской гражданской идентичности, духовности, принятие духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Обществознание в современной школе занимает особое место как агент политической социализации, так как в отличие от других предметов оно не только формирует личностные установки по отношению к политическим процессам, институтам, элитам и т. п., но и анализирует их с предметно-содержательной точки зрения. Тому, как происходит политическая социализация в ходе изучения школьного обществознания, и посвящено это исследование.
1 См., например, подпроект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Национального проекта «Образование» на 01.01.2021-31.12.2024 [Электронный ресурс]. URL: http://dodfscЛub.obr55.m/wp-content/uploads/2021/02/2-информация-о-федеральном-проекте.pdf.pdf
Методология и методы
Методологически статья построена на теориях политической культуры, политического участия и политической социализации, а также концепции скрытого учебного плана, разработанного, с одной стороны, в социологии образования, и критической педагогике, с другой стороны.
Г. Алмонд и Дж. Пауэлл под политической социализацией имеют в виду «пути формирования политических ценностей и передачи политической культуры от одного поколения к другому» [Сравнительная политология сегодня, 2002, с. 105].
Классическое исследование Г. Алмонда и С. Вербы определяет политическую культуру как совокупность когнитивных (знания), эмоциональных (чувства) и оценочных (мнения и суждения) отношений индивидов к политической системе в целом, ее отдельным объектам, а также к себе как к объекту политической системы [Алмонд, Верба, 2014, с. 33].
Школа как агент политической социализации обеспечивает трансляцию всех трех слагаемых политической культуры. Во-первых, это знания о том, как устроено государство и общество. Во-вторых, это «эмоциональную преданность [политической] системе» [Сравнительная политология сегодня, 2002, с. 109], то есть то, что в государственных документах называется патриотизмом. Наконец, в-третьих, школа формирует ценности и установки относительно формальных и неформальных правил политической игры.
Также отмечается, что политическая социализация может быть прямой и косвенной. Прямая социализация предполагает непосредственную передачу знаний и оценочных суждений о политике. Таким образом, уроки общество-знания можно рассматривать как агента прямой политической социализации школьников. Если же формирование политических взглядов осуществляется непреднамеренно, под влиянием опыта взаимодействия с учителями, то можно говорить о косвенной политической социализации. Понятие косвенной социализации применительно к системе образования пересекается с концептом скрытого учебного плана, используемого в теории критической педагогики и социологии образования [Сересова, 2021, с. 16]. В рамках скрытого учебного плана ученики усваивают неявные социальные нормы, связанные с представлениями о политической системе, власти, политических режимах, партиях, идеологиях, типах политических культур и способах политического поведения, которые (ре)транслирует система образования как институт социализации.
Политическое участие как логическая связка между политической культурой и политической социализацией, с точки зрения М. Каазе и А. Марша, может быть в следующих формах: неактивной, конформной, реформистской, активистской, протестной [Kaase, Marsh, 1979, p. 153-155]; также они выделяли конвенциональное (связанное с поддержкой действующей политической системы) и неконвенциональное (несанкционированные действия,
направленные против существующей политической системы) политическое поведение.
Внеурочная деятельность по обществознанию дает возможность получить первый опыт конвенционального политического участия разной степени активности — как активного (через школьное самоуправление), так и пассивного (через участие в массовых мероприятиях гражданско-патриотической направленности) [Васильева, Зерчанинова, 2021, с. 59].
Эмпирическое исследование проведено с помощью экспертного опроса учителей истории и обществознания, работающих в школах Московской области (в том числе экспертов ЕГЭ по обществознанию). В разработанной нами анкете вопросы были сгруппированы в тематические блоки, соответствующие основным элементам политической культуры: знаниям, чувствам и оценкам. Кроме того, в анкету был включен ряд вопросов, призванных «измерить» прямую и косвенную социализацию. Методической основой для разработки анкеты также стал ФГОС среднего общего образования2 в части предметных и личностных результатов изучения обществознания. Опрос проведен в ноябре - декабре 2022 года N = 70 человек).
Результаты
Знания о политике
Для того чтобы выявить, какие темы из блока «Политика» кажутся учителям обществознания наиболее проблемными с точки зрения преподавания и восприятия обучающимися, были сформулированы вопросы на основе кодификатора ЕГЭ по обществознанию. Наиболее трудоемкой для подготовки к занятиям была названа тема «Политический процесс в современной России» (48,6 %). К наиболее легким для понимания и объяснения респонденты отнесли темы про политическую власть, политическое лидерство и элиты, государство как институт политической системы. Также тема «Политический процесс в современной России» была обозначена как наиболее сложная для обучающихся (42,9 %), на втором месте — «Гражданское общество и правовое государство» (37 %). Основными причинами учителя называют следующие:
- противоречия между реальностью и учебником;
- противоречивость официальной политики, отсутствие опыта [политического участия у обучающихся];
- реальность не совпадает с теорией;
2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413) в ред. от 12 августа 2022 года [Электронный ресурс] // Контур.Норматив. URL: https://normativ.kontur. ru/document?module Id=1&documentId=432227
- недостаточно материала в учебнике, приходится задействовать дополнительные источники.
Представляется, что темы, связанные с ретрансляцией теоретических знаний, маркируются как простые, а темы, требующие рефлексии собственных чувств о политике и формулирования собственных оценок политического процесса, а также развития критического мышления, обозначаются как трудные.
Политическое поведение
Внеурочная деятельность, связанная с курсом обществознания, предлагает обучающимся и опыт активного (квази)политического участия. Это реализуется в виде членства в «Юнармии» (44,4 %), школьном самоуправлении (38,9 %), участия в массовых мероприятиях, организуемых органами публичной власти (27,8 %).
Учителя также стимулируют обсуждение текущих политических процессов в России с учениками: 20 % педагогов это делают всегда и 60 % — если это связано с изучаемой темой.
Обучающимся также рекомендуют в качестве дополнительных источников информации просмотр телепередач (42,9 %), блоги в Интернете (52 %), первоисточники и законодательство (28,6 %). Среди дополнительных источников чаще всего учителя называли новостные передачи 1-го канала, каналов «Россия», Russia Today, «Спас», официальные сайты Президента, Правительства и Государственной думы Российской Федерации. В качестве первоисточников указаны работы и выступления В. В. Путина, работы В. И. Ленина, мемуары политических деятелей.
Таким образом, политическое поведение, основы которого закладываются в рамках внеурочной деятельности, связанной с преподаванием обществознания, ориентировано на закрепление конвенциональных конформистских форм политического участия.
Политические ценности
По мнению учителей, современные подростки скорее интересуются политикой, чем нет (45,7 %); их нельзя назвать аполитичными. При этом большинство школьников, с точки зрения учителей обществознания, поддерживают политический курс президента В. В. Путина (60 %), что можно интерпретировать как «преданность политической системе», в терминологии Г. Алмонда и С. Вербы.
Из данных опроса следует, что учителя Московской области не видят активного политического протеста или явного абсентеизма, проявленных в поведении или в артикулировании идей и ценностей подростками.
Обществознание в школе как агент политической социализации
77 % респондентов полагают, что школьное обществознание может быть самостоятельным агентом политической социализации детей и подростков.
Были сформулированы вопросы, направленные на оценку потенциала школьного обществознания:
1) сформировать знания о том, как устроена политика, умения классифицировать, сравнивать, объяснять взаимосвязи между политическими процессами и явлениями, умения понимать и интерпретировать политические тексты;
2) внести вклад в формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, принятия традиционных национальных ценностей.
Результаты по отдельным компонентам политической социализации обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка учителями возможностей школьного обществознания в политической социализации обучающихся
Компоненты политической социализации Среднее значение (по шкале от 1 до 5)
Знания о том, как устроена политика в России 4,2
Умения классифицировать, сравнивать, объяснять взаимосвязи между политическими явлениями 4,0
Умения понимать и интерпретировать различные тексты о политике 3,8
Патриотизм 4,7
Поддержка деятельности федеральных и региональных органов власти 3,9
Традиционные ценности российского общества 4,3
Ценности правового государства и гражданского общества 4,4
опыт участия в общественных организациях 3,5
Объединение граждан для решения местных проблем 3,6
Критическое мышление 4,0
Умение осознать собственные политические взгляды 3,8
Умение вести диалог с людьми противоположных политических взглядов 3,9
Представленные в таблице 1 данные позволяют сказать, что влияние школьного обществознания в наибольшей степени выражено в формировании политических ценностей (чувство патриотизма). На знания о политике и оценку политической реальности уроки обществознания воздействуют в меньшей степени.
Можно предположить, что цели государственной политики в области воспитания (личностные результаты, в терминологии ФГОС) средствами школьного обществознания достигаются — патриотизм, российская гражданская идентичность, формируются традиционные ценности.
При этом необходимо обратить внимание на следующие проблемные зоны в области знаний, умений и навыков. Учителя считают, что умения классифицировать, сравнивать, объяснять взаимосвязи между политическими явлениями, понимать и интерпретировать различные тексты о политике на уроках обществознания формируются сложнее, чем просто знания о политике. Еще ниже оцениваются возможности внеурочной деятельности по получению опыта политического участия — в общественных организациях, объединениях граждан для решения локальных проблем. Также проблемным оказывается получение опыта рефлексии собственных политических взглядов и умение вести диалог с людьми противоположных политических взглядов.
Учителя отмечают влияние реального политического процесса на преподавание обществознания (65,7 %). В частности, возникают трудности с формированием предметных знаний:
- многие положения теории не находят реального отражения в повседневной жизни...;
- попробуйте совместить и объяснить ученикам теорию рыночной экономики, демократический выбор народа, плюрализм мнений, равенство всех перед законом и прочее.;
- [политический процесс] не должен противоречить тем идеалам, которым мы учим молодежь.
Также отмечается и ценностный компонент в преподавании: кроме теории, предмет включает и оценочные суждения, которые фактически зависят от текущего момента, степень свободы высказывания мнения зависит от реалий политического процесса. В то же время несовпадение теории из учебника с реальным политическим процессом заставляет заинтересованных политикой обучающихся преломлять материал, полученный на уроке, через призму современных политических событий и таким образом формировать критическое мышление.
Заключение
Школа в целом и преподавание обществознания в частности могут быть значимыми агентами политической социализации.
Исследование показало, что потенциал школьного обществознания в формировании политических ценностей и оценок как процесса политической социализации выше, чем в ретрансляции знаний о политике. Урочная и внеурочная деятельность по обществознанию в состоянии сформировать чувство патриотизма у обучающихся, что соответствует требованиям ФГОС.
Среди вопросов блока «Политика» наиболее проблемной оказывается тема «Политический процесс в современной России», как с точки зрения трудностей в подготовке к занятиям у учителей, так и с точки зрения ее понимания обучающимися. Эта тема требует особой рефлексии собственных чувств о политике
и формулирования собственных оценок политического процесса, которые также являются компонентами политической культуры, усваиваемой в процессе политической социализации.
Внеурочная деятельность ориентирует обучающихся на получение опыта конвенционального конформного политического участия. Ученики такую модель, скорее всего, воспринимают и социализируют как нормальное политическое поведение. Как следствие, учителя не видят активного политического протеста или явного абсентеизма у подростков, но фиксируют слабую или среднюю политическую активность с поддержкой действующей политической системы.
Учителя отмечают влияние текущей ситуации политической турбулентности на трудности в преподавании обществознания, акцентируя внимание на противоречии тезисов из учебной литературы с примерами из социальной реальности. Однако эти противоречия можно использовать и в учебных целях, и предлагать ученикам дополнительные задания, направленные на интерпретацию политической теории сквозь призму актуальных политических событий.
Список источников
1. Сравнительная политология сегодня = Comparative Politics Today: мировой обзор: учеб. пособие / Г. Алмонд [и др.]; сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; науч. ред. перевода М. В. Ильин, А. Ю. Мельвиль. М.: Аспект Пресс, 2002. 535 с. ISBN 5-7567-0261-Х
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / пер. с англ. Е. Генделя. М.: Мысль, 2014. 499 с. ISBN 978-5-24401171-5
3. Kaase M., Marsh A. Political Action Repertory // Political action: Mass Participation in Five Western Democracies / ed. by S. Barnes, & M. Kaase. Beverly Hills, London: SAGE Publications, 1979. ISBN 978-0803909571. P. 137-166.
4. Васильева Е. И., Зерчанинова Т. В. Гражданское участие российских школьников // Научный результат. Социология и управление. 2021. № 3. С. 55-69. DOI: https:// doi.org/10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-6
5. Преснякова Л. А. Теория политической социализации [Электронный ресурс] // Политическая наука. 2002. № 2. С. 25-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1232756
6. Сересова У. И. «Hidden Curriculum»: отечественная академическая дискуссия в социологии и педагогике [Электронный ресурс] // Вестник РМАТ. 2021. № 1. С. 15-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45664887
References
1. Almond, G. (2002), et al. SravniteFnajapolitologija segodnja: mirovoj obzor [Comparative Politics Today: A World View]. Moscow: Aspekt Press. 535 p. ISBN 5-7567-0261-X. (In Russian).
2. Almond, G., & Verba, S. (2014). Grazhdanskaja kuFtura: politicheskie ustanovki i demokratija v pjati stranah [The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations]. Moscow: Mysl\ 499 p. ISBN 978-5-244-01171-5. (In Russian).
3. Kaase M., & Marsh A. (1979). Political Action Repertory. In: Barnes, S. & Kaase, M. (Eds.). Political action: Mass Participation in Five Western Democracies. Beverly Hills, London: SAGE Publications. P. 137-166. ISBN 978-0803909571.
4. Vasileva, E. I., & Zerchaninova, T. V. (2021). Grazhdanskoe uchastie rossijskih shkofnikov [Civic participation of Russian schoolchildren]. Research Result. Sociology and Management, 3, 55-69. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-6
5. Presnyakova, L. A. (2002). Teorija politicheskoj socializacii [The Theory of Political Socialization]. Political Science, 2, 25-34. (In Russian). Retrieved from https://elibrary.ru/ item.asp?id=1232756
6. Seresova, U. I. (2021). «Hidden Curriculum»: Otechestvennaja akademicheskaja diskussija v sociologii i pedagogike [«Hidden Curriculum»: Russian Academic Discussion in Sociology and Pedagogy]. Vestnik RMAT, 1, 15-26. (In Russian). Retrieved from https:// elibrary.ru/item.asp?id=45664887
Информация об авторе /Information about the author:
Сересова Ульяна Игоревна — кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин Московского экономического института, Москва, Россия.
Seresova Uliana Igorevna — Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department Humanities and Natural Sciences, Moscow Economic Institute, Moscow, Russia.
[email protected]; https://orcid.org/0009-0008-7747-5625