Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ, ОЦЕНКА'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ, ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭФФЕКТ ФРЕЙМИНГА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махмутова Евгения Викторовна, Волхонская Зинаида Ивановна

Актуальность статьи обусловлена динамично меняющимся внешнеполитическим контекстом и растущим запросом лиц, принимающих политические решения, на выявление факторов, лежащих в основе политической самоидентификации молодежи. В статье представлена взаимосвязь политической идентичности и политических установок, соотнесены понятия «идентичность», «идентификация» и «самоидентификация», рассмотрены такие факторы формирования самоидентификации, как социализация, политическая культура, территориальный фактор, социальные стратификация и мобильность, эффект фрейминга. Авторы отмечают, что политическая самоидентификация тесно сопряжена с другими видами идентичности. В качестве оптимального метода оценки влияния политической самоидентификации молодежи на характер ее политических предпочтений и политическое поведение авторы предлагают опрос с элементами проективной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Махмутова Евгения Викторовна, Волхонская Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SELF-IDENTIFICATION OF YOUTH. CONCEPT, COMPONENTS AND ASSESSMENT

The dynamically changing global politics and the growing demand by political decision makers to identify the factors underlying the political self-identification of young people cause the relevance of the article. For example, the article presents the relationship between political identity and political attitudes, correlates the concepts of identity, identification and self-identification; it considers such factors of self-identification formation as socialization, political culture, territorial factor, social stratification and mobility, framing effect. The authors note that political self-identification is closely connected with other types of identity. As an optimal method for assessing the influence of political self-identification of young people on the nature of their political preferences and political behavior, the authors suggest a survey with elements of a projective methodology. As a result, understanding the factors discussed in the article will allow officials to approach the issue of assessing the political identity of young people more effectively, to adjust it and to prevent radicalizing trends.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ, ОЦЕНКА»

МАХМУТОВА Евгения Викторовна — кандидат политических наук, доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; ЕУМакНтШоуа@ fa.ru)

ВОЛХОНСКАЯ Зинаида Ивановна — студентка 4-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; zi.volkhonskaya@mail.ru)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ, ОЦЕНКА

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена динамично меняющимся внешнеполитическим контекстом и растущим запросом лиц, принимающих политические решения, на выявление факторов, лежащих в основе политической самоидентификации молодежи. В статье представлена взаимосвязь политической идентичности и политических установок, соотнесены понятия «идентичность», «идентификация» и «самоидентификация», рассмотрены такие факторы формирования самоидентификации, как социализация, политическая культура, территориальный фактор, социальные стратификация и мобильность, эффект фрейминга. Авторы отмечают, что политическая самоидентификация тесно сопряжена с другими видами идентичности. В качестве оптимального метода оценки влияния политической самоидентификации молодежи на характер ее политических предпочтений и политическое поведение авторы предлагают опрос с элементами проективной методики.

Ключевые слова: молодежь, политическая идентичность, политическая самоидентификация, эффект фрейминга, политические установки

Статья подготовлена в рамках исследований, выполненных

за счет бюджетных средств по государственному заданию

Финуниверситету в 2022 г.

Понимание сущности политической самоидентификации молодежи, факторов, на нее влияющих, а также оценок молодежью тех или иных действий политических акторов крайне важно с точки зрения формирования общественно-политического дискурса в нестабильных условиях геополитической напряженности. Молодое поколение, с одной стороны, выступает в качестве реципиента существующих дискурсов, как официально одобряемых, так и оппозиционных (и зачастую реакционных), с другой - ретранслирует их уже в рамках своей среды, прежде всего в ближайшей социальной группе (семья, друзья, землячество, трудовой коллектив), а также в пространстве социальных сетей. Очень часто транслируемые сообщения касательно действий того или иного политического актора или интерпретация политически значимого события формируются под влиянием позиции или целенаправленного информационного вброса определенного лидера мнений и могут иметь радикальное содержание [Осинина 2019].

Понятие идентичности занимает одно из центральных мест в политической психологии. Психологическая теория идентичности наиболее полно была разработана Э. Эриксоном, который понимал под этим термином чувство самотождественности личности. Идентичность вырастает из способности индивида сравнивать. Сравнивая, индивид определяет, хочет ли он быть таким, как все, таким, как некоторые, или таким, как никто другой.

Формирование идентичности проходит на протяжении всей жизни, но особо интенсивен данный процесс в молодости, т.е. в то время, когда индивид еще не обладает укоренившимися установками. Интенсивность формирования идентичности для данной возрастной группы логично вытекает из функций установок (аттитюдов).

Функция выражения ценностей. Аттитюды позволяют индивиду продемонстрировать свое Я.

Функция познания. Связана со стремлением личности к упорядочению окружающего мира, нахождению подлинных знаний о нем.

Функция защиты эго. Основывается на потребности человека сохранить непротиворечивое представление о себе.

Инструментальная функция. Заключается в получении социального одобрения за счет выражения мнения окружающих.

Можно сказать, что политическая идентичность представляет собой совокупность политических аттитюдов, свойственных определенной группе. Для оценки степени и устойчивости политической идентичности аттитюды можно сравнить по нескольким параметрам.

Субъективная важность аттитюда. Чем важнее установка для группы, тем более доминирующее положение она занимает в системе ценностей ее членов.

Стабильность аттитюда. Одни установки могут возникнуть в группе и распасться через некоторое время вследствие определенных обстоятельств, а другие сохраняются долгие годы.

Экстремальность аттитюда. Одни установки групп (экстремальные) образуют полюса континуума, другие (умеренные) - его середину.

Определенность аттитюда. Степень уверенности в том, что члены группы знают содержание своих установок. Данный параметр позволяет выявить несоответствие между тем, что индивид говорит об объекте, и тем, как он ведет себя при столкновении с ним.

Доступность и осознанность аттитюда. Одни аттитюды (эксплицитные) хорошо осознаются членами группы, другие (имплицитные) нуждаются в приложении усилий для осмысления на уровне идентичности.

Понятие идентичности тесно связано с понятиями «идентификация» и «самоидентификация». Глобальной разницы между данными терминами нет. Ключевые различия заключаются в том, что идентичность, в отличие от идентификации и самоидентификации, рассматривается в статичном состоянии, а самоидентификация, в отличие от идентификации, понимает динамический процесс с позиции субъекта.

Все отмеченное выше позволяет сказать следующее:

- во-первых, политическая самоидентификация является основой для описания мотивов и причин поведения граждан;

- во-вторых, политическая самоидентификация - понятие многоаспектное, а значит, требует детального рассмотрения как факторов, влияющих на ее конструирование, так и ее структурных элементов для фиксирования триггеров радикализации восприятия входящей информации.

- в-третьих, политическая идентификация индивида склонна к трансформациям ввиду изменчивости социальной среды. Выводы, основанные исключительно на теории и на проводимых ранее исследованиях, не позволят дать объективную оценку современного состояния. Вследствие этого для оценки влияния политической самоидентификации молодежи на характер ее политических предпочтений и политическое поведение целесообразным является проведение лонгитюдных исследований.

Следует сказать, что существуют два «теоретических полюса» политической самоидентификации. Согласно институциональному подходу, политическая идентичность понимается в узком смысле и связывается с восприятием индивидами политических институтов и групп. В широком смысле политическая самоидентификация охватывает не только политическую идентичность, но и смежные сферы идентичности, которые подверглись политизации. Политизированной идентичность становится с момента выдвижения группой требований, прямо или косвенно связанных с властью [Крестинина 2010]. Второй подход является более комплексным, именно он и будет использоваться в дальнейшем.

Формирование политической самоидентификации происходит в результате действия ряда факторов.

Социализация. Социализация является одним из наиболее определяющих факторов. В процессе социализации индивид приобретает общественные роли и ассоциирует себя с членами сообществ с теми или иными устоявшимися политическими ценностями. Индивид под действием первичных и вторичных агентов социализации формирует свои взгляды, в т.ч. и политические.

Политическая культура. Сложившийся институциональный дизайн (культура политического участия, политической деятельности, принятия политических решений и др.) в том или ином государстве определяет установившуюся политическую систему и закладывает основу для формирования модели политической идентификации населения. Определенная политическая культура формируется и в вузовской среде, где действуют формальные и неформальные правила реагирования на определенные внутренние и внешние вызовы. Кроме того, академическая среда во многих странах - пространство применения инструментов «мягкой силы». Такого рода инструменты при номинальной деидеологизации образования, тем не менее, способны в значительной степени формировать представления молодой аудитории о тех или иных политических процессах или же корректировать их в нужном направлении [Заугаров 2018].

Территориальный фактор. Значение имеет конкретное место жительства молодого человека с присущими ему политическими, экономическими, социальными, этническими, историко-культурными особенностями, «встраивающимися» в ментальную карту [Попова 2011].

Социальные стратификация и мобильность. Классовые, статусные, образовательные и профессиональные характеристики молодежи во многом влияют на их политические предпочтения, как и социальная мобильность, за счет которой эти характеристики могут подвергаться идентификационным трансформациям [Гусев 2014].

Эффект фрейминга. При помощи языковых и знаковых средств происходит кодирование информации и ее декодирование в сознании человека. Одна и та же информация в зависимости от формы ее подачи на этапе декодирования может осознаваться индивидом по-разному, что порой намеренно используется СМИ с целью нагнетания социально-политической напряженности. В процессе фрейминга происходит не только выделение определенных аспектов событий, но и умалчивание других. Исследователи выделяют два вида фрейма: медийные и индивидуальные. Медийные действуют путем подталкивания аудитории к принятию определенной точки зрения. Индивидуальные же основываются на опыте и ценностных установках и являются результатом транслирования информации. В молодежной среде достичь желаемого эффекта проще за счет отсутствия жизненного опыта и восприимчивости к ярким внешним образам.

Важно отметить, что политическая идентичность затрагивает иные виды идентичности, одни из которых - конструируемые и подвергаемые изменениям, другие - неизменные и имманентно присущие индивиду.

Гражданская идентичность предполагает осознание своей принадлежности к сообществу граждан конкретного государства. Некоторые ученые предпочитают давать данной идентичности название «гражданско-государственная идентичность», разделяя причастность к политическому сообществу и принадлежность к территории государства [Рыжова 2011].

Расовая и этническая идентичность предполагает осознание принадлежности к этнической или расовой общности, а также обособление от иных общностей. Этническая и расовая идентичность связана с объективными факторами, а именно с кровной принадлежностью к той или иной расе или этносу.

Региональная (территориальная) идентичность основывается на принадлежности к некоторой территории. Региональная идентичность включает социальный аспект, который проявляется в идентификации индивида с социальной общностью, проживающей в регионе. Региональная идентичность может пониматься как в широком смысле (например, в границах государства, региона), так и в узком («малая родина»).

Следующий аспект, влияющий на формирование ценностей, - религиозный. Религия является базисом в иерархии идентичностей, т.к. религиозные течения конструируют границы допустимого с точки зрения морали и весьма редко подвергаются каким-либо масштабным трансформациям. Стоит отметить, что религиозная и конфессиональная идентичность - это не одно и то же. Религиозная идентичность - это результат идентификации актора с религиозным учением, а конфессиональная идентичность предполагает идентификацию с формально оформленной конфессией и ее институтами [Гусев 2014].

Указанным выше идентичностям свойственны когнитивная и аффективная составляющие. Сущность когнитивного компонента заключается в осознании особенностей группы, а сущность аффективного - в чувстве принадлежности к ней.

Политическая идентификация также имеет три уровня: идеологический, партийный и персонифицированный. Интересен тот факт, что у одного и того же человека позиции на этих уровнях могут не совпадать и даже быть противоположными (кризис политической самоидентификации). Данное явление популярно у молодого поколения, что подтверждается рядом исследований и опросов1 и говорит о низком уровне политической грамотности молодежи.

Исследование факторов формирования, структуры и уровней политической идентификации индивида позволяет прийти к выводу, что в качестве эмпирического метода для проведения исследований политических предпочтений и форм политического поведения оптимальным является опрос с элементами проективной методики. Основное преимущество опроса - возможность вовлечения больших групп людей за относительно короткий промежуток времени. В рамках данного исследования это является крайне важным, т.к. для наибольшей репрезентативности результатов требуется охватить широкий спектр представителей молодежи, формирование политической самоидентификации которых сложилось в разных условиях. При проведении опроса, направлен-

1 Опрос «Взгляды и ценности молодых» - Фонд «Общественное мнение». Доступ: Ы^:// fom.ru/TSennosti/13288 (проверено 03.05.2022).

ного на изучение социально-политических установок индивида, целесообразным считается использование шкал (шкала Э. Богардуса, шкала Л. Терстоуна, методика семантического дифференциала Ч. Осгуда и др.).

Значимость эмоциональной составляющей идентичности дает основания говорить о необходимости использования проективных методов психодиагностики, к которым относится тест на незаконченные предложения Сакса-Леви. Включение вопросов с незаконченными предложениями станет некоторым фильтром и позволит выявить искренность внутренней приверженности тем или иным политико-идеологическим взглядам.

Таким образом, рассмотрев факторы и компоненты, влияющие на формирование идентичности, можно сделать вывод, что изучать их влияние на политическое восприятие молодежи необходимо только в совокупности, учитывая изменчивость одних из них и статичность других. Понимание данных факторов позволит лицам, принимающим решения, эффективнее оценивать готовность молодежи встраиваться в актуальный политический контекст и в отдельных случаях разрабатывать механизмы по противодействию радикализации в молодежной среде.

Список литературы

Гусев А.С. 2014. Формирование политической идентичности в современной России: на примере Санкт-Петербурга и Амурской области: дис. ... к.полит.н. СПб. 326 с.

Заугаров В.В. 2018. Международный опыт использования высшего образования как ресурса «мягкой силы» государства. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 8. № 6(36). С. 19-23.

Крестинина Е.С. 2010. Феномен политической идентичности: подход к теоретическому осмыслению. - Вестник Пермского университета. Сер. Политология. № 1. С. 42-47.

Осинина Д.Д. 2019. Ценностно-мировоззренческие установки молодежи как основа противодействия радикальным и экстремистским настроениям в студенческой среде. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 9. № 1(37). С. 38-43.

Попова О.В. 2011. Развитие теории политической идентичности в отечественной и зарубежной политической науке. - Идентичность как предмет политического анализа: сборник статей по итогам всероссийской научно-теоретической конференции. ИМЭМО РАН 21-22 октября 2010 г. М.: Изд-во ИМЭМО РАН. С. 13-29.

Рыжова С.В. 2011. Этническая идентичность в контексте толерантности. М.: Альфа-М. 280 с.

MAKHMUTOVA Evgeniya Viktorovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993;EVMakhmutova@fa.ru)

VOLKHONSKAYA Zinaida Ivanovna, 4th -year student of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; zi.volkhonskaya@mail.ru)

POLITICAL SELF-IDENTIFICATION OF YOUTH. CONCEPT, COMPONENTS AND ASSESSMENT

Abstract. The dynamically changing global politics and the growing demand by political decision makers to identify the factors underlying the political self-identification of young people cause the relevance of the article. ne article presents the relationship between political identity and political attitudes, correlates the concepts of identity, identification and self-identification. It considers such factors of self-identification formation as socialization, political culture, territorial factor, social stratification and mobility, framing effect. The authors note that political self-identification is closely connected with other types of identity. As an optimal method for assessing the influence of political self-identification of young people on the nature of their political preferences and political behavior, the authors suggest a survey with elements of a projective methodology. As a result, understanding the factors discussed in the article will allow officials to approach the issue of assessing the political identity of young people more effectively, to adjust it and to prevent radicalizing trends. Keywords: youth, political identity, political self-identification, framing effect, political attitudes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.