Н.Ю. Желнакова кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета*
Региональная идентичность молодежи Северного Кавказа как фактор гражданской консолидации
Самоопределение личности и социальной группы в окружающем социокультурном пространстве является естественным процессом, заданным самой логикой развития общества. Успешная социализация, обретение системы ценностей и определение основных направлений деятельности является залогом поступательного развития общества и жизнеспособности самих субъектов идентификации. К числу объективно заданных факторов, влияющих на формирование идентичностей в современной России, относится поликультурность общества, его многосоставный характер. Это обуславливает значимость мезо- и микрообщностей, которые влияют на процесс социальной самоидентификации индивидов и социальных групп. Кроме того, состояние кризиса, характерное для современного российского общества, также отражается на специфике обретения и содержании идентичности, актуализируя ее кризисные и конфликтные модели. Распад СССР обострил потребность в новых видах идентичности, которые могли бы заменить советский вариант; между тем, в современной России отсутствует объединяющая идеология, отражающая национальную идею и отвечающая интересам различных социальных групп. Аморфность социальной структуры, неопределенность системы ценностей сопровождаются появлением механизмов и агентов социализации, которые или не существовали ранее, или не были столь активны. Технологические последствия глобализации -появление новых средств массовой коммуникации, значительное усиление влияния на массовое сознание телевидения и Интернета, непосредственно повлияли на структуру и содержание самоидентификации индивидов и социальных групп. Сочетание данных факторов усложняет процесс социальной
* Желнакова Нина Юрьевна - [email protected]
1
самоидентификации, что, в свою очередь, влияет на все сферы жизнедеятельности социума.
Объективные сложности трансформирующегося российского общества в условиях Северокавказского макрорегиона дополняются спецификой его приграничного положения, последствиями военных конфликтов, территориальными спорами, межнациональной напряженностью, низким уровнем жизни, проявлениями экстремизма и терроризма. Данный комплекс проблем находит свое выражение на различных уровнях и в различных сферах, в том числе в сфере личной и макросоциальной самоидентификации. Кризис идентичности, характерный для современного российского общества, в поликультурной среде Северного Кавказа активизирует состязательные потоки социализации, представляющие различного рода групповые ценности и приоритеты, Снижение влияния агентов общегражданской социализации имело следствием возрастание значимости этнической, конфессиональной, региональной идентичностей. Ценности локальных солидарностей в сознание индивида привносятся агентами первичной социализации семьей, фамильно-родовым кланом, религиозной общиной. Это обуславливает значимость данных ценностей в кризисные периоды развития общества, когда привычные ориентиры утрачены, а объединяющий нормативно-ценностный порядок окончательно не сформировался. Э.И. Паин отмечает, что при отсутствии развитых институтов и отношений гражданского общества «...образ «мы» формируется локально, на основе простейшей и древнейшей формы идентификации - этнической.1
Проблема поиска идентичности особенно значима в молодежной среде. Бэ отличие от представителей старшего поколения, обладающих относительно устоявшейся системой ценностей, молодежь находится в состоянии личностного самоопределения, что делает ее восприимчивой к различного рода влияниям. Маргинальность социального положения молодежи, сложная социально-политическая среда, в которой ей приходится существовать, приводят к более активным поискам жизненных стратегий и повседневных моделей поведения. Кроме того, актуальность этнического самоопределения на Северном Кавказе определяется и тем, что оно осуществляется в рамках неизбежного соотнесения себя с другими этническими группами. Потенциально более конфликтная среда полиэтничного региона, более активные
1 Паин Э.И. Этнополитические условия гражданской интеграции российского общества // Общественные науки и современность, 2006. - №6. - С. 26.
социальные контакты, присущие молодежи, обуславливают более осознанную потребность в наличии базовых, опорных ценностей. Аморфность социальной структуры, неопределенность социальных перспектив молодежи приводят к тому, что фамильно-родовая, конфессиональная, этническая общность начинают рассматриваться в качестве референтных групп. Кроме того, уровень модернизированности различных этносов в регионе различен; у значительной части населения сохраняется приверженность системе коллективистских ценностей и представлений, что находит идеальное воплощение в этнической и конфессиональной общности.
Таким образом, возрастание роли и значения локальных солидарностей обусловлено конкретно-историческими обстоятельствами. Между тем очевидно, что решение задач модернизации общества, построение правового и социального государства возможно на базе интегрирующих общество ценностей, могущих обеспечить общественную консолидацию на данный момент и в исторической перспективе. Объединяющим фактором, способным обеспечить интеграцию различных народов и культур в полиэтничном регионе выступают ценности гражданско-политической идентичности. Принцип толерантности, лежащий в основе гражданской интеграции, основывается не на подавлении различного рода групповых приоритетов, а на признании общих ценностей -Родина, Россия, государство, общее историческое прошлое. Известно, что обновление ценностной системы общества требует больше времени и сознательно организованных усилий, чем модернизация политических институтов. Эффект «запаздывания» ценностных изменений, характерный для трансформирующейся российской реальности, создает и трудности становления гражданского общества. Кроме того, в России исторически сложилось понимание нации не как граждан государства, а как этнокультурной общности; в настоящий момент, согласно ряду исследований, также преобладает отождествление себя с россиянами по критерию территориально-пространственного, а не гражданского единства. Представления о том, что жителем региона или представителем нации индивид ощущает себя в большей степени, чем россиянином, вполне естественно на фоне современного кризиса идентичности, однако противоречат идеям и ценностям гражданской общности. Между тем, сама поликультурная среда Северокавказского макрорегиона способствует не только усилению локальных солидарностей, но и предоставляет индивиду возможность находится в нескольких идентификационных пространствах одновременно. Это связано с более интенсивным межгрупповым взаимодействием, которое способствует процессу усвоения иных ценностей и
3
формированию толерантной личности. Характерно, что в настоящее время на Северном Кавказе складывается амбивалентная модель гражданской самоидентификации, специфика которой заключается в равной значимости для индивида ценностных систем этнической и гражданской субкультур1.
Сосуществование различных компонентов идентификации в поликультурном регионе вполне естественно; проблема заключается в могущих возникнуть противоречиях между ними. Излишняя актуализация этнической и конфессиональной солидарностей вследствие ряда внешних обстоятельств способна деструктивно повлиять на гражданско-политическую общность. Для того, чтобы «вписать» локальные идентичности в общегражданскую, необходимо институционализировать социальные предпочтения этнических и конфессиональных групп, опираясь на закон, как основной регулятор общественных отношений. Однако для этого требуется наличие развитых институтов и отношений гражданского общества, а также достаточно высокий уровень правосознания населения. Таким образом, сложности становления гражданской нации в современной России обусловлены как социально-экономическим и духовным кризисом, так и отсутствием внутренних ресурсов. Характерно, что противопоставление ценностей локальных и общероссийской идентичностей проявляется не столько в социально-экономическом или политическом, сколько в культурном измерении. Авторитет традиции, приверженность коллективистским представлениям, будучи отличительными чертами локальных солидарностей, вступают в противоречие с общегражданскими ценностями. В данных условиях приоритетная социальная самоидентификация зависит от целенаправленной политики государства, в частности, от ее регионального аспекта. Особое внимание к региональной проблематике обусловлено задачей стабилизации этнополитических процессов, что является залогом обеспечения национальной безопасности России. В контексте новых вызовов, связанных со стремительным изменением мировой политической системы, реалиями глобализации, мировым экономическим кризисом и т.п., требуется упрочение единства и целостности страны. Очевидно, что решение данной задачи связано с новым этапом регионального строительства. На уровне регионов легче обеспечить комплексность развития, привести в соответствие институциональные и ценностные
1 Шульга М.М. Гражданская самоидентификация как фактор национальной безопасности // Теоретико-методологические и прикладные аспекты анализа устойчивого развития и безопасности региона: сборник материалов 54-й научно-методологической конференции. Ставрополь, Ставролит, 2000. - С. 121.
системы, социальный состав населения и специфику организации хозяйства. Повышение качества управления, которое основано на более быстром и адекватном решении проблем и лучшем знании местной специфики, также является несомненным преимуществом формирования территориальных образований, Эффективное развитие территорий, прежде всего, предполагает учет особенностей исторического, этнического, конфессионального, хозяйственного характера. Это позволяет использовать их потенциал и. корректировать недостатки, укрепить единое общегосударственное пространство и выработать общенациональную систему ценностей. В рамках регионов можно более четко проследить основные тенденции групповой самоидентификации в соответствии с влиянием различных факторов. Как отмечает A.M. Старостин, в настоящее время наблюдается внутренняя дифференциация российского социума «... на ареалы с укладами традиционного, индустриального и информационного общества, с характерными для них формами идентичности, ориентированными на локально-поселенческий, урбанизированный и глобалистский типы1. Учет данных особенностей позволяет более конструктивно формировать региональную политику государства.
В русле процессов регионального строительства находится и создание Северокавказского федерального округа. Появление новой политико-географической единицы, дополняющей уже существующую систему федеральных округов, связано с необходимостью интенсифицировать развитие России во всех областях и перейти на качественно новый уровень социально-экономической и политической организации страны. СКФО не является неким искусственным образованием, а представляет собой определенную пространственную целостность со схожими социокультурными характеристиками, прежде всего в этнической и конфессиональной сферах. Это порождает особую актуальность этнополитических и этноконфессиональных проблем, имеющих общероссийские корни и специфическое местное выражение. Между тем, несмотря на поликультурность и достаточно высокий уровень конфликтности, в СКФО сильны объединяющие факторы. Можно утверждать, что округ представляет собой выраженную историко-культурную общность. Культурное взаимодействие между русским народом и народами Кавказа ведет свое начало со Средневековья и становится особенно интенсивным с
1 Старостин A.M. Социальное самочувствие и идентичность // Социальное самочувствие в современной России; Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (4-5 октября 2010 г.). Ростов -н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. - С.213.
5
ХУШ века. Синтез культур не препятствовал сохранению этнической и религиозной самобытности, что явилось основой формирования особого типа идентичности. Тенденция к мирному сосуществованию народов Кавказа в рамках общероссийского культурного пространства сохранялась и в советский период. Политика интернационализма явилась действенным инструментом в обеспечении межэтнической интеграции и преодолении межэтнических противоречий. Думается, ее теория и практика, как и некоторые базовые ценности советской идентичности, еще окажутся востребованными в современных условиях. Прежде всего, это касается государства, которое было и остается ценностным символом, обеспечивающим потребности общества в интеграции. Л.М. Дробижева, опираясь на
масштабные исследования динамики общероссийской идентичности,
1
отмечает, что ее доминантой «становится государство, как институт.
Включение в единое государство, гарантирующее правовую и
социальную защиту, возможность получения образования и
выражение интересов посредством различного рода объединений,
отвечает требованиям практически всех этнических групп.
Безусловно, мощным объединяющим фактором в регионе является
русский язык, который не только обеспечивает межэтническое
взаимодействие, но и служит основой для полноценного включения
индивида в современную культурную среду. По результатам
проведенного нами исследования, 61% опрошенных указали, что
возможность общаться и учиться на русском языке является
наиболее значимой характеристикой принадлежности к россиянам.
Ценности, связанные с опытом совместного проживания и
деятельности, сближают различные социальные группы и позволяют
говорить о наличии особого типа идентичности. Для 64%
респондентов понятие «СКФО» связано с особым менталитетом и
системой ценностей людей; 51% опрошенных отметили специфику „ 2 взаимоотношений людей, характерную для округа.
Идентичность вообще подразумевает наличие ощущаемой особости, особых черт, позволяющих отличать свою группу от других, Создание СКФО, обусловленное, в том числе, осознаваемым
1 Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе (тенденции и проблемы) // Общественные науки и современность. 2008 - №2. - С. 74.
2 Опрос проводился в 2010 г. Объем выборочной совокупности 270 молодых людей и девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорцией между национальной принадлежностью респондентов (опрошены представители 12 национальностей); пропорцией между будущей специальностью респондентов (опрошены студенты 4 факультетов, 7 специальностей); пропорцией между жителями населенных пунктов различных типов.
чувством регионального единства, подтверждает существующую тенденцию. Вектор приоритетной социальной самоидентификации в данном случае определяется, в том числе и тем, что локальные солидарности уже не могут полностью удовлетворить потребность молодежи в ценностно-нормативном определении. В современных условиях все более глобализирующегося пространства, в рамках все более интенсивной модернизации, молодежь нуждается, с одной стороны, в устойчивых базовых ориентирах, с другой - в представлениях, соответствующих современной реальности. Региональная идентичность удовлетворяет данным требованиям, так как включает в себя традиционалистские элементы, характерные для локальных идентичностей, и, в то же время, органично включается в общероссийское идентификационное пространство. Региональная самоидентификация позволяет учитывать социальные предпочтения различных этнических групп, что особенно актуально в поликультурной среде. Различного рода внешние факторы, в том числе современные коммуникационные технологии, способны в значительной степени повлиять на систему ценностей и поведенческие установки молодых людей. В качестве мощного мобилизационного ресурса в настоящее время выступает Интернет, благодаря которому происходит актуализация этнического самосознания и активная этническая сегментация молодежи. Безусловно, данные процессы содержат деструктивный потенциал. Региональная идентичность способна смягчать этнические противоречия, «вписав» этнические идентичности в свое идентификационное пространство. По справедливому замечанию Л.М. Дробижевой «...региональные консолидации на данном историческом этапе станут не столько противостоять, сколько подпитывать национально-гражданскую идентичность, так как регионы становятся значимым ресурсом корректировки социальных взаимодействуй 1.
На фоне кризиса идентичности вообще и проблем конструирования гражданской интеграции, региональная солидарность способна стать мощным ресурсом общественного развития. Стабильность социума во многом определяется приоритетом общественно значимых ценностей над групповыми и индивидуальными, распространение которых можно привести к формированию конфликтных и кризисных моделей идентичности. Региональная идентичность, включая в себя ценностно-нормативные установки различных этнических и конфессиональных групп, способствует социокультурной интеграции. Ее мощный
1 Дробижева Л.М. Там же. - С.77.
коммуникационный потенциал может быть использован для конструирования гражданско-политического единства. Внимание к данной проблеме, особенно в молодежной среде, способствует снижению социальной напряженности и обеспечению региональной и национальной безопасности России.
Желанкова Н.Ю. Региональная идентичность молодежи Северного Кавказа как фактор гражданской консолидации. В статье раскрыты особенности самоидентификации молодежи в поликультурном пространстве Северного Кавказа. Показано значение создания Северокавказского федерального округа в контексте региональной политики государства. Рассмотрена специфика региональной идентичности и ее роль в процессе складывания гражданско-политической модели интеграции.
Zhelnakova N. Y. Regional Youth Identity of North Caucasus as Factor of Civilian Consolidation. In this article features of youth self-definition in multicultural area of North Caucasus are studied. The significance of creature of North Caucasus Federal District in the content of the state region policy is shown. Specificity of regional identity and its role in the process of making civilian-political integration model is considered.
Ключевые слова: групповая самоидентификация, региональная идентичность, гражданская интеграция, региональная политика.
Key words: group self-definition, regional identity, civilian-political integration, region policy.