Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1272
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЕЧСКАЯ ПРОПАГАНДА / НОВЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афанасьева Т.С.

Объектом исследования является политическая пропаганда в социальных сетях. Цель работы - изучение политической пропаганды в социальных сетях. В работе использовался экспертный опрос. В результате работы был проведен анализ и эмпирическое исследование особенностей функционирования политической пропаганды в социальных сетях. Была разработана программа и инструмент социологического исследования восприятия политической пропаганды в социальных сетях экспертами г Самары. Получены эмпирические данные, характеризующие особенности функционирования политической пропаганды в социальных сетях. Новизна работы обусловлена выявлением особенностей функционирования виртуальной политической пропаганды на страницах социальных сетей и ее отличиями от традиционных видов пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

С О

Ц

И А Л Ь Н А Я

АНАЛИТИКА НОВЫХ МЕДИА

УДК 330

Т.С. Афанасьева

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Объектом исследования является политическая пропаганда в социальных сетях.

Цель работы - изучение политической пропаганды в социальных сетях. В работе использовался экспертный опрос.

В результате работы был проведен анализ и эмпирическое исследование особенностей функционирования политической пропаганды в социальных сетях. Была разработана программа и инструмент социологического исследования восприятия политической пропаганды в социальных сетях экспертами г Самары. Получены эмпирические данные, характеризующие особенности функционирования политической пропаганды в социальных сетях.

Новизна работы обусловлена выявлением особенностей функционирования виртуальной политической пропаганды на страницах социальных сетей и ее отличиями от традиционных видов пропаганды.

Ключевые слова: политиечская пропаганда, новые медиа, социальные сети.

Количество исследований политической пропаганды неуклонно растет в течение последнего десятилетия, и важно отметить, что они носят преимущественно междисциплинарный характер. Проблематика политических коммуникаций является весьма актуальной для политической науки. В этой отрасли научного знания были разработаны и описаны многочисленные теории и практики, признанные классическими в современной политологии.

В рамках эмпирического исследования я стремилась изучить, каким образом политическая пропаганда проявляет себя на страницах социальных сетей в России. Придерживаясь качественной методологии анализа, я использовала метод анкетного опроса. Данный параграф будет посвящен анализу проведённых опросов.

Объектом исследования выступили эксперты в области высшего образования (преподаватели социально-гуманитарного института Самарского университета им. С.П. Королева).

Этот выбор обусловлен тем, что у экспертов достаточно профессионального опыта и знаний, они полностью ориентируются в теме и вовлечены в нее. Объем выборки составил 3 человека.

© Афанасьева Т.С., 2020.

Научный руководитель: Толпыгина Ольга Анатольевна - кандидат политических наук, доцент, Самарский университет им. С.П. Королева, Россия.

Метод экспертного опроса поможет выявить наиболее существенные, сложные аспекты изучаемой темы, повысить надежность, обосновать информацию, выводы и практические рекомендации благодаря использованию знаний и опыта экспертов. Главное отличие экспертного опроса от других видов опроса состоит в формировании целевой установки и ее реализации. Так, в частности, экспертный опрос предназначен для описания некоторой реальности, находящейся вне эксперта. Отсюда следует, что программа опроса экспертов менее детализирована, чем в массовых опросах, и носит преимущественно концептуальный характер. При составлении инструментария экспертного опроса, а именно - анкеты, некоторые технические и методические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты.

Цель исследования - выявить специфику пропаганды в социальных сетях.

В исследовании будут решаться следующие задачи:

1. Выявить распространенность пропаганды в социальных сетях.

2. Изучить сферы функционирования цифровой пропаганды.

3. Рассмотреть цели и мотивы использования пропаганды в социальных сетях.

4. Исследовать социальные и политические последствия использования пропаганды в социальных

сетях.

Таким образом, первоначально мы выясняли, насколько эксперты погружены в цифровую среду и какие тенденции в развитии социальных сетей они могут выделить. Анализ экспертного опроса позволяет констатировать, что все эксперты отмечают схожие тенденции развития социальных сетей:

«Максимальная визуализация самых разных процессов в социальных сетях. И, как следствие, особая популярность визуальных социальных сетей, таких как Инстаграм» (Эксперт 2).

Также экспертами отмечается увеличение числа функций социальных сетей:

«Реализация товаров и услуг через социальные сети, увеличение количества видео-блогов, развлекательного контента». (Эксперт 1)

«Соцсети становятся более ёмкими и представляют всё больше возможностей (покупки, трудоустройство, обучение, игры и т.д.)» (Эксперт 1).

Экспертами также отмечаются следующие тенденции:

«Ежедневные новостные обзоры, появление новых возможностей интерактивного взаимодействия через соцсети, онлайн заказы товаров и услуг, просмотр видео блогов, активное продвижение рекламы через сети, обучающие курсы и вебинары» (Эксперт 3).

Так, можно отметить, что основными тенденциями, по мнению экспертов являются - тенденция визуализации, увеличение развлекательного и игрового контента, а также увеличение коммерции через социальные сети: реализация товаров, услуг и рекламы. На сегодняшний день, на страницах социальных сетей происходит не только информирование аудитории, но и активное ее вовлечение в интернет-магазины, онлайн шоурумы, площадки продаж онлайн обучения. Происходит это по причине того, что людям все меньше времени хочется тратить на покупки офлайн, таким образом в сети появляться все больше возможностей приобретения товаров и услуг онлайн.

Интенсивное присутствие массовой аудитории в цифровой среде неизбежно связано с появлением политической пропаганды в социальных сетях. В ходе исследования выяснилось, что эксперты считают сети очень популярным и востребованным каналом транслирования пропаганды:

«Современные социальные сети в сфере политики очень популярны. Их ресурсы начинают активно использоваться, причем самыми разными агентами: и самими политиками, и органами государственной власти, и протестно настроенными гражданами, и самыми обычными жителями» (Эксперт 2).

Экспертами также отмечено, что политическая пропаганда увеличивается пропорционально тому, как возрастает интерес к различным социальным сетям, в основном за счет молодой аудитории:

«На данный момент социальные сети больше рассчитаны на молодое поколение, которое в основном аполитично, с целью воспитания конкретной политической позиции» (Эксперт 3).

В связи с тем, что в социальных сетях главенствующей аудиторией является подрастающее поколение и молодежь, политические деятели все больше внимания обращают именно на эти каналы трансляции пропаганды для увеличения числа объектов влияния.

Большинством экспертов отмечено, что роль социальных сетей в политической сфере возрастает:

«Соц. сети дают возможность современному человеку быть в курсе происходящих событий в режиме реального времени, при этом, современные сети транслируют информацию из различных источников, возможность создать ту или иную картину современности для воздействия на массы» (Эксперт 1).

В рамках следующей задачи я стремились определить, какие ресурсы и каналы распространения политической пропаганды эксперты считают основными и каких тем пропаганда касается наиболее часто?

Один из экспертов прокомментировал данный вопрос так:

«На этот вопрос отвечу цитатой из текста В.Кросби, что новые (цифровые) медиа являются логическим продолжением традиционной пропагандистской деятельности с одним лишь отличием, что если раньше принцип пропаганды был от «одного-ко-многим», то сетевая пропаганда работает как «от многих-ко-многим», что сильно повышает ее эффективность» (Эксперт 2).

Действительно, социальные сети предоставляют возможность многосторонней коммуникации и создания любой информации самими же пользователями, тем самым увеличивая потенциал пропагандистского влияния посредством использования горизонтальных коммуникаций между пользователями.

Проанализировав транскрипты, мы обнаружили, что почти все экспертов основными каналами отмечают:

«На данный момент, на таких площадках, как фейсбук, инстаграмм, твиттер, Ютюб присутствует наибольшее количество вовлеченной аудитории, готовой воспринимать, обсуждать и комментировать информацию. Причем число аудитории растет огромными темпами. К примеру, если в январе 2013 года число активных пользователей Instagram в месяц равнялось 90 миллионам, то к июню 2018 года оно увеличилось до 1 миллиарда» (Эксперт 1).

Число ежедневных активных пользователей Instagram равняется 500 миллионам, что позволяет этой социальной сети считаться популярнее, чем Twitter (36 млн. активных пользователей), Snapchat (150 млн.) и Pinterest (250 млн.). Также доля взрослых интернет-юзеров, пользующихся Instagram, выросла практически на 400% с тех пор, как Pew Research Center впервые начал отслеживать этот параметр в 2012 году.

Что касается наиболее частых тем, которых касается пропаганда в социальных сетях, то некоторые эксперты выразили мысль о том, что пропаганда:

«Чаще всего касается отвлечения внимания от важных тем». «Оппозиция в основном сконцентрирована на внутренних проблемах государства, вся их пропаганда нацелена на уничижение политики правящей партии. Пропаганда со стороны действующей власти основана на таких темах, как: «увеличение объемов производства благодаря импортозамещению, локальные конфликты на Украине, внешняя политика». Основным деятельностью, осуществляемой пропагандистами со стороны оппозиции, является дискредитация правящей политической элиты, а также проецирование максимально реалистичного образа врага в лице действующей власти и ключевых ее представителей» (Эксперт 1).

Также экспертами были выделены следующие темы политической пропаганды в социальных сетях:

«Наиболее частые темы на сегодня - агрессивная политика Евросоюза и США в отношении РФ, создание положительного образа на мировой политической арене, мировое эмбарго и санкции» (Эксперт 2).

Так, можно сделать вывод о том, что пропаганда в социальных сетях по своей тематике является логическим продолжением традиционной пропаганды.

В рамках исследования было также важно понять, кого из современных политических деятелей эксперты могут назвать наиболее активными пользователями социальных сетей. Так, большинство (2 из 3) экспертов выделили Алексея Навального, представителя оппозиции и самого популярного политика на ресурсе YouTube. Более того, один из экспертов отметил Навального единственным ярким политическим деятелем во всем социальном медиапростанстве:

«Единственным политическим деятелем в социальных сетях является Навальный. Все остальное - это либо не политика, либо не деятельность. От действующей власти вообще нет никакого яркого персонажа, которого можно было назвать политическим деятелем в социальных сетях. Однако и деятельность Навального не показала значительной результативности» (Эксперт 1).

Можно предположить, что такая позиция складывается потому, что блогерская деятельность Навального находит наибольший отклик у аудитории. Алексей Навальный умело использует инструменты и способы продвижения в социальных сетях, которые помогают ему только увеличивать его аудиторию. Так, можно сказать, что успех Навального зависит в большей степени от его блогерских талантов и умений, чего не хватает другим политическим представителям.

Также одним из экспертов был отмечен Дмитрий Азаров как наиболее яркий политический деятель в социальных сетях:

«Есть, например, региональный уровень: агентами являются в Самарской области, конечно, губернатор Азаров, целый набор блогеров, а также политических активистов, представителей политических партий (например, Ермоленко). И, таким образом, происходит на каждом уровне власти. Конечно, у нас есть исключения. На государственном уровне, активно реализуется сетевой конструкт электронного правительства (но не открытого). Когда разные госорганы имеют сайты и активные твиты, но возникает вопрос их эффективного использования» (Эксперт 2).

Следующим важным пунктом было понять, как оцениваются экспертами цели, мотивы и методы политической пропаганды в социальных сетях. Что касается целей, то здесь эксперты единодушно отмечают, что:

«Цели и мотивы те же, что и 100 и 200 лет назад. Методы ровно такие же, только через большее количество каналов» (Эксперт 1).

Действительно, вместе с развитием интернет-технологий число каналов распространения политической пропаганды стремительно растет

«Цель современной политической пропаганды никак не меняется. Ее суть остается прежней: это воздействие на убеждения людей, с целью их изменения в нужную для данного субъекта с сторону; формирование нужной социально-политической ориентации» (Эксперт 2).

Так, цели и мотивы пропаганды в социальных сетях также продолжают традиционную пропаганду.

Число методов распространения же политической пропаганды заметно увеличивается. Эксперты называют следующие интернет-технологии массовой политической коммуникации:

«Работа с активной частью населения - молодежью через форумы, соц. проекты и информационные площадки, видеоролики, заказные статьи и сюжеты в блогах. Отдельным пунктом можно выделить работу политиков с блогерами» (Эксперт 1).

«Многие эксперты выделяют такие эффективные интернет-технологии современной политической пропаганды, как блоги и подкасты. Причем блоги могут вести самые разные люди. Самое главное, чтобы они становились лидерами мнений, которые бы реально влияли на убеждения многих. Также эффективно работают технологии, применяемые в других областях нашей жизни, как и блоги, и подкасты, например: веб-трансляции, новостные ленты, видеосюжеты, имеющие определенную тематику и обязательную периодичность (чем чаще, тем лучше)» (Эксперт 2).

Так, новые технологии коммуникации, а также возможность комплексного использования широкого арсенала мультимедийных форматов информации значительно увеличивают пропагандистский потенциал социальных сетей как пространства политических коммуникаций.

Экспертам был также задан вопрос относительно того, какие плюсы и минусы политической пропаганды в социальном медиапространстве они могут выделить. Часть экспертов выделяет пропаганду скорее в негативном, нежели в позитивном ключе:

«Искажение информации, ее сокрытие, возможность создания отрицательного образа того или иного субъекта или события, возможность дезинформации, дезориентации, смещение фокуса внимания с важных вопросов на менее значимые» (Эксперт 1).

Также среди отрицательных сторон политпропаганды выделяют

«Fake news, информационный мусор» (Эксперт 1).

«Искажение естественного выбора пользователей социальных сетей». (Эксперт 3).

Было высказано и противоположное мнение, касающееся вопроса политического выбора. Так, один из экспертов отмечает:

«Наверное, в Интернете изменяется скорее, механизм политической пропаганды, так как на реализацию государственной пропаганды (или конкретной сильной политической партии, например) возникает возможность воздействовать альтернативным концепциям и мнениям, в том числе протестным. У потребителя контента возникает возможность читать и смотреть разные материалы. Возникает больше возможности для реального политического выбора. Поскольку политическая коммуникация в сети носит глобальный характер, то воздействовать на этот процесс очень сложно. Именно так были реализованы цветные революции (например, Тунис, Украина и т.д.)» (Эксперт 2).

Таким образом, в настоящее время активный пользователь социальных сетей может формировать индивидуальное коммуникативное пространство, в котором он выстраивает или не выстраивает определенное личное включение в политическую среду, причем на самых разных уровнях.

И в заключение, одной из задач было понять, какие прогнозы относительно политпропаганды в социальных сетях в России могут быть вынесены экспертами на ближайшие 3 -5 лет. Мнения экспертов оказались схожими в том, что количество пропаганды будет лишь увеличиваться, а альтернативные политические взгляды будут принудительно сокращаться всеми доступными способами:

«Ограничения информации для масс и цензурированные агитационные действия против действующей власти страны. Возможное ограничение и закрытие информационных ресурсов с целью снижения воздействия на имидж действующей власти и усилений деятельности официальных источников и каналов масс-медиа по его улучшению. Рост «фабрики троллей». Контроль и возможное сокрытие всех статистических показателей страны» (Эксперт 1).

«Если в России будет реализована программа создания локального сетевого пространства (закон о суверенном Рунете) по принципу Китая, то прогноз возможен только один - это сокращение (или даже

скорее полное ограничение) выражения альтернативных политических позиций в сети, которые не соответствуют требованиям и разрешениям существующей политической власти» (Эксперт 2).

В целом, эксперты схожи в своем отношении к политической пропаганде, при этом в большинстве своем эксперты не скрывают своего критического отношения, отвечая на вопросы. Мнение экспертов схоже и в тенденциях развития социальных сетей, а именно: увеличение функций социальных сетей, а также визуализация всех процессов коммуникаций. Также было выявлено, что эксперты считают социальные сети очень востребованным каналом политической пропаганды, что объясняется быстрым увеличением аудитории социальных сетей.

Основными каналами политической пропаганды, по мнению экспертов, являются такие социальные сети, как Facebook. Twitter. Instagram и Youtube. При чем, Instagram лидирует по количеству охваченной аудитории в силу своей визуализированности.

Тематика пропаганды в сетях, как считают эксперты, сосредоточена на отвлечении внимания от глобальных проблем государства, уничижении оппозиции, создании образа врага в лице противостоящих партий и т.д.

Наиболее активными политическими деятелями в социальных сетях эксперты считают Алексея Навального, Дмитрия Азарова и Владимира Путина.

Цели и мотивы, по ответам экспертов, остаются неизменными на протяжении уже многих лет. Методов политической пропаганды становится больше, они становятся интерактивными, с возможностью обратной связи. Более того, авторами политической пропаганды становятся не только политические деятели, но и любые пользователи социальных сетей.

В вопросе плюсов и минусов политической пропаганды экспертные мнения расходятся. Так, часть экспертов считает, что обилие пропаганды способствует искажению естественного политического выбора, в то время как другая часть экспертов отмечает, что количество доступной информации о политической деятельности лишь способствует возникновению возможности реального политического выбора.

Также эксперты солидарны в вопросе прогнозов развития политической пропаганды в социальных сетях. Все опрошенные сходятся во мнении, что в ближайшие 3 -5 лет количество пропаганды будет только расти. В связи с ростом официальной пропаганды будет уменьшаться количество оппозиционной информации,

Выводы

Стремительное развитие интернет-технологий в современном мире способствует переходить от личного общения и коммуникаций к виртуальному взаимодействию посредством новейших электронных устройств и онлайн сервисов. Но вместе со всеми неоспоримыми преимуществами (экономией времени, скоростью доставки информации) человек оказывается в переизбытке этой информации, не всегда представляющей для него ценность, а также становится частью глобальной системы, в которой подвержен основательному влиянию извне.

Трансформация социальной реальности посредством новых медиа, на наш взгляд, — процесс необратимый. Своеобразная «перенастройка» характера социальной коммуникации вносит серьезные изменения в во взаимодействия людей во всех сферах жизни. Мы наблюдаем достаточно противоречивый характер влияния современных медиа на развитие общества в целом. С одной стороны, это явление, которое изменило многие сферы социума и открыло для массовой коммуникации огромные возможности. С другой стороны, новые медиа укрепляют возможность воздействия на индивидуумов, с целью обретения влияния заинтересованными лицами.

Одной из важнейших задач было проследить, каким образом политическая пропаганда проявляет себя на страницах социальных сетей на сегодняшний день. Так, для решения этой задачи было рассмотрено становление и эволюция термина «пропаганда», а также проанализирована роль пропаганды в современном мире.

Стоит отметить, что современные технологии политической коммуникации становятся проводниками для политического воздействия на мнения, ценности и убеждения людей. Благодаря цифровым возможностям передачи информации, пропаганда становится еще более эффективной. Политическая коммуникация трансформируется и подстраивается под условия цифрового пространства. Появляются возможности ее многостороннего распространения не только от политических деятелей к массам, но и от самих пользователей к пользователя.

Экспертами была отмечена большая роль социальных сетей в современном политическом процессе. Они подчеркнули, что возможность влиять на аудиторию в настоящее время принадлежит именно социальным медиа из-за быстрого роста аудитории сетей и падающего доверия к таким традиционным СМИ, как газеты, телевидение и радио среди активных пользователей Интернета.

В ходе работы выяснилось, что эксперты отмечают, что цели политической пропаганды в социальных сетях не меняются. Цель любой пропаганды, что традиционной, что виртуальной остается той же, что

и 100 лет назад - убеждение в конкретных смыслах и формирование определенной социально-политической ориентации. Изменениям подвергаются методы, которыми происходит распространение политических идей. Так, технологии политической пропаганды увеличиваются: всевозможные видеоблоги, профили политических деятелей в социальных сетях становятся каналами трансляции конкретных мнений, ценностей и смыслов. Возрастает качество и частотность передаваемой информации, а также размеры целевой аудитории. Политическая информация становится более доступной и простой в обращении. Иными словами, социальные сети воплощают принцип сетевой организации в действии: контент от множества пользователей передается другим множествам пользователей, где каждый способен стать транслятором убеждений и влиять на мнения других индивидуумов.

Как выяснилось в ходе исследования, пропаганда в социальных сетях имеет свои особенности функционирования. Так, социальные сети быстрее реагируют на изменение новостного контекста, чем традиционные и интернет-СМИ. Также к информации в социальных сетях пользователь проявляет больший уровень доверия чем к традиционным средствам массовой информации. Также, среди значительных преимуществ использования социальных медиа в деятельности политиков можно выделить: круглосуточное функционирование интернета, позволяющее ежесекундно доносить агитационные послания миллионам потенциальных потребителей, гибкость, мгновенная ответная реакция на изменения в концепции агитации или пропаганды, мгновенная обратная связь от потенциальной аудитории, что позволяет оценить ожидания населения, выявить плюсы и минусы агитационной кампании.

В результате, мы выяснили, что в целом эксперты солидарны в своем отношению к политической пропаганде и не скрывают своей критической оценки. Относительно прогнозов развития политической информации в России, эксперты в один голос отмечают значительный рост пропаганды в ближайшие 3 -5 лет, а также ограничение объективной информации для масс, цензурирование деятельности оппозиции, и как возможный исход - создание суверенного Интернета для России.

Библиографический список

1. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Бэлл. -М.: Academia, 2004. - 788 с.

2. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 1999. 784 c.

3.Маклюэн, M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Текст] / М. Маклюэн. - М.: Жуковский: KAHОH-пресс-Ц, Кучково ноле, 2003. - 464 с.

4. Луман, Н. Невероятность коммуникации [Текст] / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. Издательство СПбГУ. - 2000. - Вып. 3. С. 75-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Луман, Н. Реальность массмедиа [Текст] / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. — 256 с.

6. Castells, M. The New Public Sphere: Global Civil Society, Communication Networks, and Global Governance [Text] I M. Castels II The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 2008. - No. 616. - Р.78-93.

7.Manovich, L. The language of new media [Text] I L. Manovich. - Cambridge: The MIT Press, 2001. С. 61-65.

8.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр - перевод ОА. Печенкина. - Тула, 2013. - 204

с.

9. Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — 87 с.

10. Ясавеев, И. Социальные проблемы медиа. Конструктивистское прочтение [Текст] / И. Ясавеев. -Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. - 117 с.

11. Бернейс, Э. Пропаганда. Пер. с англ. И. Ющенко. [Текст] / Э. Бернейс. - М.: "Hippo Publishing", 2010. — С.

23-25.

12. Почепцов, Г.Г. Психологические войны [Текст] / Г.Г. Почепцов. — М.: Основы военно-коммуникативных исследований, 2000. — С. 156-169.

13. Тимко, С. A. Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел [Текст] / СА. Тимко, A^. Жайворонок // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2013. — Вып. 4(55). — С. 167-170.

14. Тимко, С. A. Информационное сопровождение деятельности полиции посредством СМИ [Текст] / QA. Тимко, A^. Жайворонок // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2015. — Вып. 3 (62). —С. 78-79.

15. Кихтан, В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации [Текст] / В.В. Кихтан // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, Вып. 2. — 2018. — С. 222-227.

16. Песков, A. Е. Особенности функционирования общественного мнения в социально-политическом пространстве [Текст] / A. Е. Песков, Е. A. Кленина // Вестник ATry. — 2013. — Вып. 2 (56) - С. 131-134.

17. Павлов, Д.Н. Мифологизация как инструмент политической пропаганды [Текст] / Д.Н. Павлов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. — 2015. — Вып. 1. - С. 230- 244.

18. Мельникова, Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования [Текст] / Т.С. Мельникова // Власть. - 2010. - № 8. - С. 78-86.

19. Ложков, Д.В. Роль пропаганды в Советском Союзе по проблеме формирования общественного мнения по вопросам советско-американских отношений в 1970-е годы [Текст] / Д.В. Ложков // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013. — Вып. 38. — С. 34-39.

20. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. [Текст]. / С.А. Кузнецов. - СПб: Норинт, 1998. - 153б с.

21. Тимко, С. А. Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел [Текст] / С.А. Тимко, А.В. Жайворонок // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - Вып. 4(55). С. 28-32.

22. Кондрашев, А.А. Проблема разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» в свете прошедших выборов [Текст] / А.А. Кондрашев, Ю.А. Сизых // Конституционное и муниципальное право. — 2008. Вып. 24. — С. 8-12.

23. Бессонов Б. Пропаганда и манипуляция. Реклама: внушение и манипуляция [Текст]: учеб. Пособие для ф-тов психологии, социологии, экономики и журналистики / Б. Бессонов. — Самара: Бахра—М, 2001. — С. 703—726.

24. Бузин, А.Ю. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации [Текст] / А.Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — Вып. 3. - С. 27-28.

25. Джоуэт, Г.С. Пропаганда и внушение. Реклама: внушение и манипуляция [Текст] / Г.С. Джоуэт., В. О. Дон-нел // Медиа-ориентированный подход: учеб. Пособие для ф-тов психологии, социологии, экономики и журналистики / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахра-М, 2001. — С. 18б—208.

26. Тихонова, Н.С. Предвыборная агитация и интернет: основные проблемы [Текст] / Н.С. Тихонова // Современные проблемы теории и глазами практики права современных исследователей, 2014. - Вып. 2. С. 40- 47.

27. Павлов Д.Н. Мифологизация как инструмент политической пропаганды [Текст] / Д.Н. Павлов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Политические науки. - 2015. - Вып. 1. - С. 99-108.

28. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра [Текст] / А. Цуладзе - М.: Алгоритм, 2000. - С. 100-119.

29. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление [Текст] / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 28-30.

30. Джоуэт, Г.С. Пропаганда и внушение. Реклама: внушение и манипуляция [Текст]: учеб. пособие для ф-тов психологии, социологии, экономики и журналистики / Г.С. Джоуэт, В.О. Доннел. — Самара: Бахра-М, 2001. С. 18б— 208.

31. Войтасик, Л. Реклама: внушение и манипуляция: медиа-ориентированный подход [Текст]: учеб. пособ. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахра-М, 2001. — С. 257-260.

32. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза, — М.: Изд-во: Эксмо, 2005. — 832 с.

33. Вылегжанин, Д.А. Введение в политическую имиджелогию [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Вылегжанин. — Москва: Флинта: Наука, 2014. — 13б с.

34. Зазаева, Н.Б. Философия и культура социума: подходы, концепции, мнения [Текст] / Н.Б. Зазаева // Вестник Поволжского института управления 2017. — Вып. 4, — С. 103-105.

35. Иноземцев, В.Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла [Текст] / В. Л. Иноземцем. - М.: Academia, 2004.

С. б-85.

36. Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Чернов. - М.: Дашков и К, 2003. - 232 с.

37. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 5б7 с.

38. Wellman, B. Little boxes, Globalization, and Networked Individualism [Text] / B. Wellman // Digital Cities II: Computational and Sociological Approaches / ed. by Makoto Tanabe, Peter van den Besselaar, and Toru Ishida. - 2002. — Springer-Verlag. - P. 10-25.

39. Абрамова, Е.В. Публичная сфера, городское пространство и новые медиа [Текст] / Е.В. Абрамова // Философский журнал. - 2012. - Вып. 2. - С. 24-26.

40. Habermas, J. Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Tr. T. Burger, F. Lawrence [Text] / J. Habermas. - MA: The MIT Press, 1989. - 305 p.

41. Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. [Текст] / А.В. Костина. -М.: КомКнига, 200б. - 350 с.

42. Артюхина, Е.В. Интернет как средство политической коммуникации [Текст] / Е.В. Артюхина // Вестн. Вол-гогр. гос. ун-та. Сер. Филос. - 2008. - № 2 (8), 121 с.

43. Соловей, В.Д. Особенности политической пропаганды в цифровой среде [Текст] / В.Д. Соловей // Вестник финансового ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2018. - Вып. 1. - С. 23-25.

44. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: пер. с нем. [Текст] / Э. Ноэль-Ной-ман. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 199б. - 352 с.

45. Белкин, С. Интернет и власть [Текст] / С. Белкин, В. Воронин, С. Устименко // Власть. - 1999. - № 9. - С.

13-14.

46. Чиркова, А. Особенности новых медиа в современной России [Текст] / А. Чиркова // Материалы XV международной студенческой научной конференции: сб. науч. Трудов, 2018. - С. 190-192.

47. Кутюгин, Д.И. Интернет как коммуникативное пространство информационного общества [Текст]: автореф. дисс... канд. социол. наук / Д.И. Кутюгин. - Москва. 2009. - 20 с.

48. Войнов, Д. А. Становление Интернет-диалога как форма участия граждан в политической жизни России: автореф. дис... канд. соц. наук / Д. А. Войнов. - Москва, 2001. - 23 с.

49. Мадиану, М. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении [Текст] / М. Мадиану, Д. Миллер // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, - Вып. 1 (143), 2018. - С. 53-57.

50. Балуев, Д.Г. Фактор «новых» средств массовой информации в формировании современного политического индивида [Текст] / Д.Г. Балуев, Д.И. Каминченко // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №1. -С. 38-40.

51. Яковлев, М.В. Слежка и контроль в цифровых медиа - вызов стратегии доверия [Текст] / М.В. Яковлев // Век информации. - 2018. Вып. - Вып. - С. 17-20.

52. Бондарев, Н.С. Социальные медиа в современных политических процессах: технологии и ресурсы влияния [Текст]: автореф. дис... канд. полит. наук / Бондарев Н.С. - Москва, 2014. - 24 с.

53. Камнев, Д. Г. Социальные сети как инструмент политической технологии в избирательной кампании В. В. Путина на выборах Президента Российской Федерации в 2012 г. [Текст] / Д. Г. Камнев // Политическая экспертиза: Политэкс. - 2012. - № 3. - С. 7-8

54. Интернет и российское общество [Текст] / под ред. И. О. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. - 279 с.

55. Росич, Ю. Интернет в политической жизни России [Электронный ресурс] / Ю. Росич // PRAVDA.RU сайт: Правда. - 2018. - URL: http://poHtics.pravda.ru/poHtics/2003/1/6/11/ 15062_SMI.html (дата обращения: 26.11.2003).

56. Шилова, А. В. К Вопросу об эффектах воздействия массовой коммуникации [Текст] / А. В. Шилова // Наука и мир: материалы XXXIII науч.-техн. конф. - Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2004. - С. 42-44.

57. Бронников, И.А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации [Текст]: автореф. дис... канд. полит. наук. / И.А. Бронников - Москва, 2011. - С. 3-4

58. Сулейманов, Р. Методы и формы агитации ИГИЛ в социальных сетях в Интернете. [Электронный ресурс] / Сулейманов, Р. // APN.RU: сайт Apn. - 2017. - URL: http://www.apn.ru/publications/print34201.htm. (дата обращения: 10.02.2017).

59. Шпуга, Е.С. Неформальные средства коммуникации политических лидеров современной России [Электронный ресурс] / Е.С. Шпуга // CYBERLENINKA.RU: сайт Киберленинка. - 2017. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/neformalnye-sredstva-kommunikatsii-politicheskih-liderov-sovremennoy-rossii (дата обращения: 15.02.2017).

60. Internet Usage in the United Kingdom (UK) - Statistics & Facts [Электронный ресурс] // STATISTA.COM: сайт: Statista URL: https://www.statista.com/topics/3246/internet-usage-in-the-uk/ (дата обращения: 19.01.2017)

61. Most Popular Social Networks in the UK [Электронный ресурс] // SOCIAL-MEDIA.CO: сайт Social Media. -2017. - URL: https://social-media.co.uk/listpopular-social-networking-websites (дата обращения: 22.12.2017).

62. Buckley, S. Passive and Active Social Media Engagement [Электронный ресурс] / S. Buckley, // ELECTIONA-NALYSIS.UK Сайт: Election analysis URL: http://www.electionanalysis.uk/uk-election-analysis-2015/section-6-social-me-dia/passive-and-active-social-media-engagement/ (дата обращения: 25.01.2017).

63. Павлютенкова, М.Ю. Роль и место социальных сетей в публичной политике [Текст] / М.Ю Павлютенкова // Вестник РУДН. Серия «Политология». - 2015. - Вып 3. С. 71-80.

64. Свинин А. А. Использование социальных сетей как интернет-технологий в избирательных кампаниях: международный опыт [Текст] / А. А. Свинин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: политология. - 2013. -Вып. 2. С. - 53-57.

65. Прибыловский, В. Интернет-блоги как имитация реальной политики и свободы слова должны сыграть особую роль в начинающейся предвыборной гонке [Электронный ресурс] / В. Прибыловский // SOVETNIK.RU: сайт So-vetnik. - 2019. [Электронный ресурс] http://www.sovetnik.ru/pressclip/more/?id=21022 (дата обращения: 10.05.2019)

АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Самарский университет им. С.П. Королева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.