Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
868
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / POLITICAL PROCESSES / INFLUENCE OF SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ключников Денис Дмитриевич

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся изучения особенностей роли социальных медиа в политических процессах. Автор выделяет возможности использования социальных сетей в качестве эффективного инструмента организации политической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF SOCIAL MEDIA IN MODERN POLITICAL PROCESSES

In this article the author discusses some issues related to the study of the role of social media in political processes. The author identifies the main possibilities of using social networks as an effective tool for political communication.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ»

УДК 32.019.51

DOI 10.34823/SGZ.2021.1.51540

Д.Д. КЛЮЧНИКОВ переводчик, ООО «Русгидроснаб»'

Особенности социальных медиа в современных политических процессах

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся изучения особенностей роли социальных медиа в политических процессах. Автор выделяет возможности использования социальных сетей в качестве эффективного инструмента организации политической коммуникации.

Ключевые слова: социальные медиа, политические процессы, влияние социальных медиа, социальные медиа.

D.D. KLIUCHNIKOV Translator of LLC "Rushydrosnab"

Some features of social media in modern political processes

In this article the author discusses some issues related to the study of the role of social media in political processes. The author identifies the main possibilities of using social networks as an effective tool for political communication.

Keywords: social media, political processes, influence of social media.

В условиях медиатизации всех сфер жизнедеятельности нашего общества в качестве основного транслятора информации используются различные средства массовой информации, которые оказывают влияние на политические процессы. Социальные медиа имеют большое значение в формировании института политической жизни общества, усвоении поли-

* Ключников Денис Дмитриевич, e-mail: [email protected]

тических норм и ценностей, а также инициации модели общественно-политической активности населения страны.

На сегодняшний день не существует единого подхода к пониманию термина «социальные медиа». Вслед за Д. Мёрти предлагаем под «социальными медиа понимать множество относительно недорогих и широко доступных электронных инструментов, позволяющих любому человеку публиковать и получать информацию, сотрудничать и выстраивать отноше-

1

ния с другими людьми» .

Среди наиболее востребованных ресурсов социальных медиа можно выделить социальные сети (Facebook.com, VKontakte.ru), деловые онлайновые коммуникации (Linke-din.com), блоги (Livejournal.com), социальные закладки ^П-cious.com), видеохостинги (YouTube.com), виртуальную реальность (Secondlife.com), фотохостинги (Flickr.com) и др. Современные социальные медиа обладают уникальным интерфейсом на основе определенного набора технологий, дающего возможность интерактивного обмена информацией между пользователями. Опубликованный почти во всех социальных медиа материал можно в любой момент изменить, откорректировать или дополнить какой-либо информацией.

Политический контент социальных медиа развивается быстрыми темпами. Политики могут пользовать интернет-площадки с целью организации коммуникации с общественностью. Многие политические деятели ведут постоянные блоги, в которых публикуют различные материалы, высказывают свое мнение, делятся размышлениями, которые по тем или иным причинам не могут быть опубликованы в печатных СМИ (лексика, тематика, актуальность и т. д.). Комментарии, которые оставляют пользователи под фотографиями или видео, размещенными политиками, создают ощущение реального общения. К примеру, главы регионов могут проинформировать читателей об актуальных политических и экономических событиях города, получить обратную связь, узнать мнение общественности о том или ином событии.

Социальные сети также дают возможность эффективно организовывать опросы с целью выяснения мнения аудитории. Например, губернатор Тюменской области А.В. Моор активно использует различные социальные медиа в своей работе с

1 Murthy D. Twitter: Social Communication in the Twitter Age. Cambridge, 2018, р. 7-8.

целью налаживания диалога, в первую очередь, с молодежью как наиболее продвинутой частью населения. Губернатор систематически ведет диалог на «Live Journal», где приглашает аудиторию обсудить любую интересующую ее тему или вопрос. Также губернатор отмечает, что положительно относится к конструктивной критике, конкретике и открытому разговору. Таким образом, блог дает возможность А.В. Моору отвечать на актуальные вопросы, которые интересуют жителей Тюменской области, давая понять им, что их проблемы услышаны. Губернатор периодически организовывает опросы с подробным анализом полученных результатов, что позволяет ему узнавать мнение населения по какому-либо злободневному вопросу и принимать верные решения.

Социальные медиа являются инструментом по реализации масштабной работы различных политических партий в сети Интернет. Для этого существует большое количество возможностей: интернет-голосование, фандрайзинг, интернет-реклама, краудсорсинг и т. д. Систематическое использование политиками социальных медиа поможет сформировать наиболее полный образ кандидата, параллельно появляется возможность осуществлять беспрерывный процесс интерактивного взаимодействия с электоратом, а также обеспечить быстрый доступ избирателей к актуальной агитационной информации. Также с помощью социальных медиа расширяются границы проведения социологических исследований в процессе реализации избирательной кампании. С целью создания положительного имиджа лидеры партийных организаций используют мобильные приложения для желающих осуществлять коммуникацию с партией, получать оперативную информацию о ее деятельности.

Очень часто социальные медиа выступают в качестве удобной платформы для ведения информационных войн с помощью размещения компрометирующего материала о том или ином политике или партии. Например, Алексей Навальный в публикациях в различных социальных сетях аккумулирует реальные и мнимые свидетельства нарушений российского законодательства, которые совершают чиновники.

Стоит отметить, что иногда социальные медиа используются для достижения не только конструктивных общественно-политических целей, что проявляется в публикациях, направленных на углубление в кризисные процессы, а также для стратегий, цель которых - дестабилизация и дискредита-

ция власти и государства. Например, в социальной сети «ВКонтакте» существует группа «Против Путина и Единой России», в которой публикуются разные материалы неясной степени достоверности, которые, тем не менее, способны оказать огромное информационно-пропагандистское влияние на мировоззрение интернет-аудитории с целью дискредитации правящей партии и Президента В.В. Путина.

Таким образом, социальные медиа для политиков являются виртуальным пространством, в котором у них имеется возможность манипулировать потоком информации в нужных им направлениях. Социальные медиа являются современным ресурсом и технологией влияния, завоевания доверия и общественной поддержки, политического участия и политической борьбы. Можно сделать вывод о том, что современные ресурсы социальных медиа применяются с целью реализации скрытых, неявных коммуникативных стратегий. В ходе использования социальных сетей в политических целях они становятся информационно-коммуникационными ресурсами, которые, как завуалированные механизмы, влияют на политические настроения и взгляды аудитории, способствуют форматированию системы ценностей и политической повестки, мобилизуют и координируют общественную деятельность.

Глобальные сетевые сообщества создают собственные медиаресурсы (информагентства, цифровые ресурсы, корпоративные аккаунты в социальных медиа, корпоративную прессу, даже кинокомпании), чтобы реагировать на значимые социально-политические события и вызовы, а также транслировать собственный образ в виртуальное пространство.

С целью оперативного реагирования на важные события, социальные и политические проблемы политические партии на базе социальных медиа формируют собственный медиа-ресурс, например, новостное агентство, цифровой ресурс, корпоративный аккаунт в социальной сети, корпоративную прессу и т. д.

Достаточно эффективным средством политической коммуникации является Твиттер, представляющий собой один из видов социальных сетей, онлайн сервис для ведения микро-блогов. Твиттер дает возможность публиковать короткий текст на злободневную тему. Основной мотив общения на данном ресурсе заключается в обмене мнениями, идеями, новостями. Данный социальный сервис представляет собой инструмент, позволяющий легко и быстро поделиться информацией с

группой людей, нужной автору текста. Очень часто Твиттер используется политиками в качестве средства информирования аудитории о своей предвыборной программе, личных планах, о событиях, грядущих в сфере политики, что, в конечном итоге, призвано сыграть одну из ключевых ролей в процессе формирования имиджа политика, а также нужного впечатления у потенциальных избирателей.

На данный момент множество губернаторов России имеют аккаунты в Instagram. По данным Mediascope, социальная сеть Instagram занимает второе место в рейтинге популярности среди российских социальных сетей (26 млн. человек)1. Согласно исследованиям Brand Analytics, в Instagram преобладает женская аудитория (75% аккаунтов принадлежит женщинам). Стоит отметить, что, по мнению ЦИК, женщины ходят на выборы чаще, чем мужчины2. В выборах Президента Российской Федерации 2018 г. приняло участие 55,1% женщин и 44,9% мужчин3. Данный факт может быть учтен в процессе использования сети Instagram политиками. В качестве несомненного плюса данного ресурса можно выделить возможность вести прямые эфиры, трансляции, делать фото и видео непосредственно с освещаемого места события, что помогает мобилизовать потенциальный электорат. Еще одним преимуществом социальной сети Instagram является молодой возраст пользовательской аудитории по сравнению с другими социальными сетями (например, «Одноклассниками»)4. Таким образом, данный ресурс может служить эффективным рекламным инструментом в процессе агитации в предвыборный период. В процессе использования сетевого ресурса Instag-ram политические деятели получают уникальную возможность приблизиться к своей аудитории. Современному поколению свойственно «клиповое» мышление, заключающееся в способности получать знания о происходящем вокруг посредством компактных сообщений, содержащих текстовые материалы небольшого объема, ленты новостей, короткие видеоро-

1 Официальный сайт Mediascope [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mediascope.net/ (дата обращения: 16.09.2020).

2 Официальный сайт Brand Analytics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://br-analytics.ru (дата обращения: 16.09.2020).

3 Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.net/ (дата обращения: 16.09.2020).

4 Пипченко Н.А. Социальные медиа в современных политических процессах // Сравнительная политика, 2019, № 4(16-17), с. 60-62.

лики и т. д. Таким образом, в распоряжении политиков находится канал коммуникации с молодежью, с помощью которого можно также вносить вклад в ее гражданское воспитание, способствуя повышению уровня развития политического мышления и культуры.

Контенты, публикуемые в социальных сетях, в группах интересов дают возможность делиться информацией об основных направлениях деятельности власти страны. Пользователи могут поддерживать или оспаривать реализуемую политику, высказывать свое мнение и видение ситуации, складывающейся в современном российском обществе. Инструменты социальных медиа доступны для каждого интернет-пользователя бесплатно или за умеренную оплату. Для доступа к средствам производства контента не требуется специальных навыков и знаний, что значительно облегчает процесс пользования сетевым ресурсом. Социальные медиа обладают более независимым статусом от рекламодателей, владельцев, редакции.

Важным аспектом является тот факт, что социальные медиа могут выступать инструментом объединения группы людей для обсуждения и решения каких-либо политических вопросов. Социальные медиа дают возможность людям открыто выражать свою точку зрения по тем или иным вопросам, полемизировать, предоставлять информацию, которая не публикуется в традиционных СМИ. В качестве примера можно привести отражение событий, происходивших в г. Хабаровске в июле 2020 г., связанных с арестом губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Огромное количество людей создали в социальных медиа контенты с призывом к проведению митингов в поддержку политика. Видео, фотографии, сообщения о демонстрациях активно распространялись в сети с призывом выйти на улицы более многочисленной и сплоченной группой. Таким образом, объединившись через сообщения в социальных сетях, люди организовали многотысячные и многодневные политические манифестации. Участники демонстраций, а также пользователи интернет-сетей публиковали видео с песнями, стихотворениями, сочиненными в поддержку губернатора.

По результатам исследований Mediascope, наибольшее количество упоминаний о задержании С. Фургала и акций протеста в его поддержку были выявлены в социальной сети

«Одноклассники» . Также стоит отметить, что «вирусные» видео в поддержку С. Фургала собрали многомиллионные просмотры в молодежной развлекательной социальной сети Большое распространение в социальных сетях получили видео с фрагментами выступлений бывшего губернатора на совещаниях с чиновниками различного уровня, на которых С. Фургал выражал недовольство их деятельностью.

В целом можно отметить тот факт, что непосредственно в Интернет-сети Хабаровского края отсутствовало противостояние интересов сторонников и противников С. Фургала. Наблюдалась четкая консолидация аудитории с положительным отношением к экс-губернатору, которая стала олицетворять протест против неуважения к выбору людей и общее недовольство властными структурами. В качестве объекта агрессии пользователей выступили чиновники-коррупционеры. Данное положение дел свидетельствует о достаточно серьезном и прочном изменении массового сознания жителей г. Хабаровска.

В заключение отметим, что современные социальные медиа становятся популярным и эффективным инструментом в решении различных политических вопросов не только потому, что представляют собой удобное программное средство для коммуникации, но по причине того, что дают возможность для социального объединения пользователей, благодаря чему социальные медиа являются одним из важных социальных институтов, оказывающим влияние на политические процессы, которые впоследствии могут привести к серьезным общественным изменениям.

1 Официальный сайт Mediascope [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mediascope.net/ (дата обращения: 16.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.