Научная статья на тему 'Социальные медиа как средство репрезентации власти (на примере Twitter-аккаунтов руководителей регионов)'

Социальные медиа как средство репрезентации власти (на примере Twitter-аккаунтов руководителей регионов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / POLITICAL IMAGE / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ТВИТТЕР / TWITTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дукин Руслан Альбертович

В статье рассматривается проблема конструирования политического имиджа в социальных медиа. На примере руководителей субъектов Приволжского федерального округа автором предпринимается попытка анализа их имиджа, сформированного посредством социальных медиа. Автор исследует репрезентивные и имиджевые функции социальных медиа, показывает их важную роль в современном политическом процессе. Анализируя аккаунты руководителей регионов в Twitter, автор описывает общие тенденции и отличительные особенности конструирования имиджа политика в субъектах Приволжского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of political image constructing in social media is considered in the article. The case of heads of Privolzhsky Federal Okrug subjects the author attempts to analyze how social media generated political image. The author explores social media representative and image functions, shows their important role in the modern political process. Analyzing the heads of regions Twitter’s accounts, the author describes the general trends and distinctive features of politician construction image in the Privolzhsky Federal Okrug subjects.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа как средство репрезентации власти (на примере Twitter-аккаунтов руководителей регионов)»

тегически-целевого направления деятельности организации, функционально-управленческую и организационную подсистемы, а также систему управления рисками.

В процессе инновационного управления в первую очередь следует обратить внимание на следующие составляющие социального развития организации: управление демографическим составом организации; развитие профессионально-квалификационных качеств персонала; развитие коллектива организации; развитие социальной инфраструктуры. Для детального анализа особенностей социального развития организации (до внедрения управленческих инноваций) и для мониторинга изменения социальных показателей (после внедрения управленческих инноваций) рекомендуется применять методики комплексной оценки [2].

Организации как структурные и функциональные объекты социально-экономической реальности современного общества требуют планомерных и научно-обоснованных подходов к управлению. В ситуации экономической нестабильности возрастает цена ошибок в проектировании и реализации организационного управления. Современный подход к организационному управлению требует как системного, так и ситуационного подхода. В связи с чем, возрастает роль не только экономических, финансовых и политических направлений, но и социальных аспектов и факторов организационного управления.

Список литературы

1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

2. Неверов А.В. Комплексная оценка персонала в системе социального развития организации // Вестник РУДН. Серия «Социология». - М.: РУДН, 2012. -№4. - С. 132-144.

3. Социологический энциклопедический словарь. -М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. -СПб.: Питер, 2008.

5. Четверикова Н.А. Управление организационными изменениями (в контексте структурной реорганизации электроэнергетики) // Вестник РУДН. Серия «Социология». - 2014. - №2. - С. 198-207.

6. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982.

7. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. - М.: Экономика, 1984.

8. Ясавеев И.Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе // Социальная реальность. -2006. -№6б. - С. 101-115.

9. Mensch G. Stalemate in technology: Innovations overcome the depression. - Ballinger. Cambridge (Massachusetts), 1979.

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ TWITTER-АККАУНТОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ)

Дукин Руслан Альбертович

Аспирант кафедры социологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема конструирования политического имиджа в социальных медиа. На примере руководителей субъектов Приволжского федерального округа автором предпринимается попытка анализа их имиджа, сформированного посредством социальных медиа. Автор исследует репрезентивные и имиджевые функции социальных медиа, показывает их важную роль в современном политическом процессе. Анализируя аккаунты руководителей регионов в Twitter, автор описывает общие тенденции и отличительные особенности конструирования имиджа политика в субъектах Приволжского федерального округа. ABSTRACT

The problem of political image constructing in social media is considered in the article. The case of heads of Privolzhsky Federal Okrug subjects the author attempts to analyze how social media generated political image. The author explores social media representative and image _ functions, shows their important role in the modern political process. Analyzing the heads of regions Twitter's accounts, the author describes the general trends and distinctive features of politician construction image in the Privolzhsky Federal Okrug subjects.

Ключевые слова: политический имидж, социальные сети, социальные медиа, Интернет, Твиттер.

Keywords: political image, social networks, social media, the Internet, Twitter.

Современные процессы глобализации и информатизации оказывают огромное влияние на социальную структуру и социальные взаимоотношения. Создание новых средств передачи информации способствует трансформации коммуникативной системы в самом широком понимании этого термина. Ввиду ускорения социального времени и нарастающего темпа технологических изменений процесс коммуникации видоизменяется очень быстро фактически на всех уровнях и во всех сферах общества. В том числе и в политике.

Политическая коммуникация, по мнению профессора Чикагского университета Дорис Грабер, представляет собой «создание, распространение, получение и обработку сообщений, которые имеют потенциальный

значительный эффект на политику» [Crozier 2006: 1]. Политический имидж является коммуникативной компонентой и подразумевает продуцирование месседжей (сообщений), которые позволяют создавать целостный образ политика и провоцировать соответствующие политические эффекты. Таким образом, политический имидж является конструируемой категорией.

Конструирование имиджа предполагает возможность менять как сами месседжи, так и каналы передачи сообщений. В отечественной политике для создания необходимого имиджа продолжительное время использовались только традиционные медиа. Однако современные интернет-технологии создают условия, когда конструирование имиджа подчиняется новым социальным трендам в

коммуникации. Появление социальных медиа породило новые формы коммуникации, когда статус «читателя» расширился до полноправного участника медийного процесса. В настоящей работе не проводится различий между категориями «социальные медиа» и «социальные сети». Они понимаются как синонимичные, хотя в технологическом плане различия есть. Но с точки зрения исследовательских задач они не являются существенными.

Ниже перечислим важнейшие отличительные особенности социальных медиа. Как было сказано, социальные медиа представляют собой новую форму коммуникации посредством интернета. К ним относят интернет-ресурсы, созданные на основе технологической платформы web 2.0. Главная особенность подобных сайтов — новая форма взаимоотношений с аудиторией, при которой потребитель контента становится также его производителем. Таким образом, социальные медиа предполагают активный, а не пассивный вид потребления информации. Пользователь становится актором в информационном пространстве и формирует его наряду с авторами контента. В этом и заключается основное отличие социальных медиа от традиционных. При чтении газеты или просмотре телевизионных программ получателю сообщений отводится пассивная роль «стороннего наблюдателя». В свою очередь, социальные медиа вовлекают потребителя информации в общее поле коммуникации, предоставляя ему возможность оставлять комментарии, напрямую вступать в диалог с источником информации, создавать контент.

Политическая система, являясь во многом авангардом общества, активно использует новые виды коммуникации. Современные западные предвыборные кампании практически не обходятся без социальных медиа. Например, за эффективное использование социальных сетей в рамках своей агитационной предвыборной кампании действующего президента США Барака Обаму прозвали «кандидатом 2.0». Конечно, для имиджмейкеров и специалистов PR новые медиа предоставляют огромные возможности по созданию политических образов. Однако в России политики долгое время игнорировали репутацион-ные возможности социальных медиа. Это связано, на наш взгляд, с особенностями отечественной политической культуры, когда между населением и властью существует большая социальная дистанция. У многих российских политиков до сих пор преобладает «советская модель» взаимоотношений с населением, когда открытый диалог практически отсутствует.

Тем не менее, политика должна отвечать требованиям современности, и в последнее время политические деятели разного уровня, от Президента до мэров городов, так или иначе задействуют социальные медиа в своей работе. Наиболее популярной формой интернет-деятельности политиков можно назвать ведение собственных акка-унтов на сайтах Facebook, Twitter, ВКонтакте, Instagram. В одном из своих выступлений премьер-министр России Дмитрий Медведев сказал, что если еще совсем недавно социальные сети считали забавой для молодежи, то теперь это мощнейший инструмент влияния 1. Стоит отметить, что Дмитрий Медведев является одним из наиболее активных пользователей социальных медиа среди российских политиков.

С тезисом премьер-министра по поводу огромного влияния социальных медиа на общественное мнение

1 Выступление на Международном форуме «Открытые инновации» в 2013 году.

нельзя не согласиться. И хотя среди многих исследователей социальные сети по-прежнему считаются исключительно молодежной средой, факты опровергают подобное мнение. Согласно исследованию Mail.Ru Group2 в России ежемесячно в интернет выходят 65,9 миллиона человек, из них социальные сети посещают более 90%. Что касается возраста пользователей, то примерно 20% процентов аудитории Facebook, Twitter и ВКонтакте — это люди в возрасте от 35 до 44 лет. Аудитория старше 45 лет составляет еще около 25% от общего числа пользователей вышеназванных социальных сетей. Таким образом, половину аудитории социальных сетей нельзя отнести к категории «молодежь». Социальные медиа перестали быть исключительно молодежной средой.

Можно говорить о том, что социальные сети являются виртуальным отражением действительности и местом общения для огромного количества людей. Политика всегда обращается к массам, поэтому использование социальных медиа в качестве имиджевого инструмента оправданно. Собственные аккаунты в социальных сетях в значительной степени формируют имидж современного политика. Теперь обратимся непосредственно к понятию «политический имидж».

Имидж (англ. image — изображение, образ) — сте-реотипизированное представление конкретного объекта, существующее в массовом сознании [Словарь... 1998: 303]. В его основе лежит система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая различными факторами. При формировании имиджа реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. При сознательном конструировании имиджа ракурс восприятия умышленно смещается. Акцентируется восприятие на определенных моментах, а объект наделяется дополнительными ценностями, обладающими социальной значимостью.

Образ «человека от власти» складывается под воздействием особенностей национальной культуры. В процессе своеобразной мифологизации получается «артефакт», оформленный в виртуальной реальности и часто имеющий мало общего со своим реальным протеже. Поэтому возникает проблема несоответствия между реальной личностью политика и его образом в медиа. Можно согласиться с мнением Жана Бодрийяра, который говорил, что современный мир образов представляет собой гиперреальность, состоящей из искусственно порождаемых образов, подчиняясь законам коммуникативного инсценирования [Jean Baudrillard 1998: 1б8]. Сегодня очевидно, что социальные медиа предлагают непрекращающийся поток информации, несущий те или иные образы реальности. Некоторые из этих изображений вымышлены и дезориентируют социокоммуникативную систему. С другой стороны, социальные медиа способны делать политику более «прозрачной».

Нужно также иметь в виду, что в российской политической культуре власть носит персонифицированный характер. Юрий Левада отмечал, что российское общественное сознание склонно переносить на безличные социальные институты и символы характеристики межличностного общения, в результате чего все общественно значимое выступает в персонифицированном виде — и корни зла, и надежды на добро [Левада 1997: 9]. Таким образом, поведение отечественных политиков в социальных медиа носит очень важный характер, поскольку аудитория

2 Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group. Доступ: https://corp.mail.ru/media/files/issledovame-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf (проверено 10.09.14).

проецируют поведенческие модели конкретных людей на весь институт политики в стране.

В качестве примера активности отечественных политиков в социальных медиа были проанализированы твиттер-аккаунты трех губернаторов Приволжского федерального округа: Никиты Юрьевича Белых (Кировская область), Владимира Дмитриевича Волкова (Республика Мордовия), Рустама Нургалиевича Минниханова (Республика Татарстан). Проводился анализ этих аккаунтов на предмет стиля ведения микроблога, содержания твитов, частоты записей, наиболее упоминаемых слов и тем.

Существует несколько требований к политическому имиджу. В частности, это востребованность (соответствие запросам общества), реалистичность (соответствие действительности), яркость и простота. На субъективный взгляд, наиболее полно этим требованиям отвечает твиттер-аккаунт Н.Ю. Белых (@№кйаВе1уК)3. Никита Юрьевич известен своей интернет-активностью и неформальным стилем ведения микроблога. В твиттере губернатор Кировской области освещает не только публичную, но и личную жизнь. Активно используется местоимение «я», присутствует большое количество фотоматериалов. Согласно статистике аккаунта Н.Ю. Белых на сервисе pr-cy.ru4 за период в 30 дней он написал 281 твит, сделал 108 ретвитов, 607 раз ответил пользователям. Это достаточно высокий показатель активности.

Чаще всего в своих твитах Н.Ю. Белых упоминает слова: «спасибо», «сегодня», «всем», «пост», «жж», «район», «выложил». Наиболее популярные словосочетания: «жж пост», «доброе утро», «жж пост посвященный». Очевидно, что Никита Юрьевич является активным пользователем и других интернет-площадок. А твиттер губернатора достаточно эмоционален и несет в себе значительную долю личности Никиты Юрьевича.

Твиттер Главы Мордовии Владимира Дмитриевича Волкова (@VolkovMordovia)5 представляет из себя полную противоположность твиттеру Никиты Юрьевича Белых. Практически полная «обезличенность» аккаунта: автор микроблога предстает исключительно в роли руководителя региона. За 30 дней В.Д. Волков оставил 996 твитов, не сделав при этом ни одного ретвита и ни разу не

ответив пользователям. Последний момент особенно важен: диалог с аудиторией отсутствует. Соответственно, главная особенность социальных медиа как инструмента построения имиджа — возможность прямой коммуникации с населением — совсем не задействована. Твиттер работает в монологовом режиме.

Показателен следующий факт. Если у Н.Ю. Белых твиты равномерно «разбросаны» в течение суток, то у В.Д. Волкова значительная часть твитов размещается во временной период с 16:00 до 19:00. Это говорит о том, что ведение блога у Главы Мордовии — скорее некая обязанность публичной персоны и политика, но не личная инициатива.

Владимир Дмитриевич наиболее часто употребляет такие слова как «мордовии», «республики», «будет», «году», «России». Часто использует хештеги #футбол, #украина. Очень показательны словосочетания, которые нередко появляются у В.Д. Волкова в твитах: «млрд рублей», «этом году», «волоконной оптики». В целом, это подтверждает тот факт, что твиттер В.Д. Волкова — это, скорее, аналог телевизионной передачи, где говорится об успехах республики и планах на будущее. Можно сказать, что такая модель ведения твиттера является несколько чуждой для современной интернет-культуры.

Свои особенности имеет и твиттер-аккаунт Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова (@RusMinnikhanov)6. Рустам Нургалиевич также является активным пользователем Twitter. За период в 30 дней Р.Н. Минниханов написал 356 твитов и 639 раз ответил пользователям. Главным отличием твиттера Рустама Нургали-евича является тот факт, что Президент Татарстана использует эту площадку для ответов пользователям, а также для того, чтобы оставлять ссылки на свой аккаунт в Instagram. В твиттере Минниханов редко освещает какие-либо события или дает им оценку.

Из 356 твитов 209 — это ссылки на фотографии в другой социальной сети (Instagram). Чаще всего Минниха-нов употребляет в твитах слова «спасибо» и «рэхмэт» (спасибо на татарском). Двуязычность — также важная особенность твиттера Минниханова, символизирующая региональную и национальную идентичность.

Сравнительный анализ твиттер-аккаунтов руководителей регионов

Таблица1

Автор аккаунта Количество твитов Количество ответов Самые употребляемые слова

Н.Ю. Белых 281 607 Спасибо, сегодня, всем, день, пост, жж, район, выложил

В.Д. Волков 995 0 Мордовии, республики, будет, году, России, футболу, чм, строительство

Р.Н. Минниханов 356 639 Спасибо, рэхмэт, опубликов, доброе, поздравляю, сибо

Некоторые руководители других приволжских регионов также имеют твиттер-аккаунты. Однако в целом интернет-активность политиков такого уровня достаточно низкая. На имиджевые цели социальные медиа работают фактически только у губернатора Кировской области. Даже если брать во внимание исключительно Twitter, Н.Ю. Белых умело создает образ «близкого к народу» человека, благодаря открытости и готовности к диалогу. Другой способ формирования имиджа — создание образа «компетентного руководителя» через твиттер (как у В.Д.

Волкова) также имеет место быть. Однако подобный стиль больше подходит для традиционных медиа, но не новых.

Список литературы

1. Левада Ю. М. 1997. Комплексы общественного мнения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. — №1. — С. 7-12.

2. Словарь практического психолога (сост. С. Ю. Головин). — М.: АСТ, Харвест, 1998. — 677 с.

3 Доступ: https://twitter.com/NikitaBelyh (проверено 10.09.14). 5 Доступ: https://twitter.com/VolkovMordovia (проверено

4 Сервис анализа сайтов. Доступ: http://pr-cy.ru (проверено 10.09.14).

10.09.14). 6 Доступ: https://twitter.com/RusMinnikhanov (проверено

10.09.14).

3. Baudrillard J. Simulacra and Simulations. — Selected Writings. Stanford: Stanford University Press, 1998. — P. 166-184.

4. Crozier M. Rethinking political communication as recursive governance. — 20th International Political

Science Association World Congress IPSA RC 22: Political Communication, 2006 — 35 p. — Доступ: http://paperroom.ipsa.org/ papers/paper_5240.pdf (проверено 10.09.14).

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Мосина Оксана Анатольевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры ГиСЭд, г. Оренбург Зубатыкина Альфира Фаритовна

Зав. МДОАУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 125», г. Оренбург

АНОТАЦИЯ

Исследуются актуальные проблемы формирования и сохранения у ребенка социального и физического здоровья в контексте современной образовательной системы. Особое внимание уделено сфере дошкольного образования детей. Ключевые слова: образовательная система, здоровье детей, здоровый образ жизни. ABSTRACT

Explores the formation and preservation of the child's social and physical health in the context of modern educational system. Special attention is paid to the sphere ofpreschool education of children. Keywords: educational system, children's health, healthy lifestyle.

Активное развитие процессов глобализации и интеграции России в мировое образовательное пространство детерминировало переориентацию целей и содержания отечественной системы образования. Инновационные изменения, как отмечает Е.Н. Яркова, происходят «на фоне кризисов традиционных программ деятельности, неизбежных в современных условиях» [1, с. 89]. Состоявшиеся реформы свидетельствуют о том, что внимание государства на современном этапе в основном направлено на повышение эффективности и качества, предоставляемых населению образовательных услуг.

Традиционное представление образовательной системы как средства передачи знаний от старшего поколения младшему трансформировалось в ее понимание как социального института, способного решать комплексные проблемы безнадзорности, сиротства, усыновления, опекунства, девиантного поведения подрастающего поколения. Одним из основных направлений деятельности этого института можно назвать сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирования у них стремления к здоровому образу жизни. Такая направленность обусловлена тем, что система образования тесно сотрудничает с системами социальной защиты, здравоохранения и культуры. В совокупности, рассматриваемые системы в значительной мере влияют как на социальное, так и на физическое самочувствие детей и подростков.

В настоящее время согласно статистическим данным, более 500 тысяч детей от общего количества - инвалиды [2]. Кроме того, число беспризорников, от общего числа детей составляет 2,17%, то есть каждый 50-й ребенок в России является беспризорным. Из них так называемые «социальные сироты» - 90%. Регулярно не посещают школу 3 млн. детей, около 5 млн. живут на улице. В детских домах находится 67000 воспитанников. Еще 27 тысяч детей учится в школах-интернатах [3]. В связи с этим, современная система образования должна актуализировать технологии формирования и сохранения у ребенка социального и физического здоровья.

Очевидно, что первичные социальные навыки, в том числе формирование здорового образа жизни, прививаются в первые годы жизни человека. Задача взрослых -научить детей с самого раннего детства беречь и укреплять свое здоровье. В связи с этим сфера дошкольного образования не должна быть упущена из общего контекста образовательной системы, направленной на укрепление здоровья детей.

В детских дошкольных учреждениях Оренбургской области сотрудники понимают важность заявленной позиции. В детских садах проводится систематическая работа, направленная на снижение влияния различных негативных факторов на здоровье детей.

Так, по результатам наблюдений педагогического коллектива дошкольного учреждения № 125 Южного округа г. Оренбурга отрицательно на здоровье детей влияют такие объективные факторы, как:

• низкая физическая активность;

• большая зрительная нагрузка;

• полученные травмы (во время падений и драк);

• недостаточный рацион питания.

Среди субъективных факторов выделены:

• образ жизни семьи;

• наличие в доме системы кондиционирования;

• наличие у ребенка компьютера, планшета, сотового

телефона и т.д.

Дополнительно педагоги отметили, что трансформационные изменения, затронувшие в последние десятилетия наше общество, переструктурировали как сферу досуга, так сферу и дополнительного образования дошкольников. Расширение спектра образовательных и развлекательных услуг, как это ни парадоксально, усилили физическую и эмоциональную нагрузку на детей. Поэтому развитие здоровьесберегающих технологий работы с детьми в системе дошкольного образования вполне обосновано. Главной задачей таких технологий можно назвать компенсацию мышечного и нервного напряжения, снижение психоэмоционального напряжения, а также их оздоровительно-профилактическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.