Научная статья на тему 'Социальные сети как инструмент политической коммуникации'

Социальные сети как инструмент политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5105
751
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДА / НОВЫЕ МЕДИА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / SOCIAL NETWORKS / SOCIAL MEDIA / NEW MEDIA / POLITICAL COMMUNICATION / PRESIDENTIAL ELECTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хецелиус Валерия Евгеньевна

Социальные сети изменили природу политической коммуникации, они всё чаще используются в политическом контексте как гражданами, так и политическими институтами (например, политиками, политическими партиями, политическими фондами и т.д.). На сегодняшний день социальные сети представляют собой идеальное средство и информационную базу для оценки общественного мнения о политике и политических позициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks as a tool of political communication

Social networks have changed the nature of political communication, they are increasingly used in the political context both by citizens and political institutions (for example, politicians, political parties, political funds, etc.). Today, social networks are an ideal tool and information base for assessing public opinion on politics and political positions.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как инструмент политической коммуникации»

УДК 328.18

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Хецелиус Валерия Евгеньевна, магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(РАНХиГС), Москва, РФ

Социальные сети изменили природу политической коммуникации, они всё чаще используются в политическом контексте - как гражданами, так и политическими институтами (например, политиками, политическими партиями, политическими фондами и т.д.). На сегодняшний день социальные сети представляют собой идеальное средство и информационную базу для оценки общественного мнения о политике и политических позициях.

Ключевые слова: социальные сети; социальные меда; новые медиа; политическая коммуникация; президентские выборы.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF POLITICAL COMMUNICATION

Khetselius Valeriya Evgen'evna, undergraduate, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Social networks have changed the nature ofpolitical communication, they are increasingly used in the political context - both by citizens and political institutions (for example, politicians, political parties, political funds, etc.). Today, social networks are an ideal tool and information base for assessing public opinion on politics and political positions.

Keywords: social networks; social media; new media; political communication; presidential elections.

Для цитирования: Хецелиус В.Е. Социальные сети как инструмент политической коммуникации // Наука без границ. 2019. № 5(33). С. 93-103.

С развитием Интернет-технологий и переходом к Web 2.0, социальные сети стали важным каналом коммуникации не только между обычными пользователями, но также местом взаимодействия гражданского общества и органов власти. Присутствие политических деятелей в социальных сетях - это уникальная возможность совместить продвижение политика и партии и основную черту имиджа любого политического субъекта - вседоступность.

Социальные медиа дают возможность любому человеку стать автором контента и расширяют возможности своих пользователей, тем самым позволяя общественности играть активную роль в политическом

процессе. Иными словами, политическое значение компьютерно-опосредованного общения заключается в его способности бросить вызов монополии существующей политической иерархии и, возможно, таким образом оживить гражданскую демократию. Профессор Деррик де Керкхове писал о социальных медиа: «В сетевом обществе реальное изменение власти происходит от производителя к потребителю, и происходит перераспределение контроля и власти. В Интернете сбылась мечта Карла Маркса: инструменты и средства производства находятся в руках рабочих» [1, с. 123-132].

Появление социальных сетей изменило

способ политического общения. Социальные сети меняют природу политической коммуникации, потому что они являются инструментами, которые можно использовать для информирования и мобилизации пользователей новыми способами. Пользователи могут напрямую подключаться к политикам и руководителям кампаний и участвовать в политической деятельности по-новому. Каждая платформа для социальных сетей программируется в коде разработчиками, создавая уникальную цифровую архитектуру, которая влияет на то, как политики и граждане могут использовать платформу для политических целей. Например, просто нажав кнопку «Мне нравится» на Facebook или подписавшись на кого-то в Twitter, пользователи получают возможность общаться с другими и выражать свои взгляды по-новому. Возможность мгновенного обмена, лайка или ретвита политических сообщений для пользователей открыла новую возможность для политиков обращаться к избирателям. В то же время кампании в социальных сетях могут нести риски, которых нет на традиционных платформах, таких как реклама на телевидении или в газетах. В то время как политическая партия контролирует все сообщения на телевидении или в газетных объявлениях, в кампании в социальных сетях критики и сторонники оппозиционных партий могут публиковать негативные комментарии непосредственно под сообщениями кампании.

Демократ Говард Дин считается первым политиком, использовавшим Интернет в политических целях. Дин занимал пост губернатора штата Вермонт с 1991 по 2003 год и решил баллотироваться на пост президента на выборах 2004 года. Дину приписывают организацию первого веб-сайта кампании, действующего в качестве виртуальной штаб-квартиры для сбора средств и найма добровольцев. Вебсайт Дина имел ряд онлайн-показателей

успеха, включая хиты на его домашней странице, блоги, подписки на кампании, домашние вечеринки и встречи. Сторонники Дина принимали домашние вечеринки и приглашали людей узнать о кампании Дина. Дин также поощрял использование веб-сайта MeetUp для своей президентской кампании в 2002 году, благодаря которой людям, имеющим общие интересы, было легко найти друг друга и договориться о встрече лицом к лицу. Люди посещали личные встречи, чтобы узнать больше о его кампании. Число людей, приходящих на встречи Дина по всей стране, в конечном итоге достигло 143 000 [2]. Около 75 000 человек приняли участие в этих встречах, и более 96% респондентов сообщили, что они хотели бы принять активное участие в кампании Дина. Дин выиграл «цифровые» первичные выборы, которые проводились на MoveOn.org с 44% голосов. Его успех в первичке вызвал позитивное освещение в СМИ.

Президентские выборы 2008 года были первыми выборами, на которых кандидаты использовали Интернет и социальные сети в качестве инструмента для своих кампаний. Тогда избранный президент Барак Обама был первым, кто использовал Интернет для организации своих сторонников, рекламы и общения с людьми таким образом, который был невозможен на предыдущих выборах. YouTube была выбрана основной социальной сетью для распространения видео, которое в дальнейшем стало вирусным YouTube.

К выборам 2012 года всё большее число кандидатов использовали более широкий спектр социальных сетей. Политики теперь были в социальных сетях, таких как Twitter, Instagram, YouTube и Facebook. Некоторые из кандидатов использовали сайты социальных сетей для объявления своей кандидатуры. Барак Обама записал видео, в котором объявил о своём намерении баллотироваться на переизбрание.

Другие кандидаты разместили информацию в Facebook, Twitter и YouTube.

На сегодняшний день социальные сети представляют собой мощный рычаг, способный влиять на политические процессы в обществе. Практически каждый политический деятель имеет аккаунт в социальных сетях, где в свою очередь он или, чаще всего, команда PR-специалистов выкладывает различную информацию новостного, имиджевого, агитационного характера, тем самым поддерживая связь с потенциальным электоратом. Таким образом, любой пользователь социальной сети может

Таким образом, социальные сети превратились в качественный инструмент политики и в основном используется специалистами для манипулирования общественным мнением. Политические деятели, используя SMM, обеспечивают себе формирование эффективного политического имиджа и большую поддержку электората. Политик в свою очередь должен быть уникален, и в то же время похож на свой электорат. В социальных сетях данный аспект раскрывается полностью, когда пользователь видит, что политик заполнил анкету и выложил фотографии, регулярно

вступить в диалог и довести до сведения представителя органов власти необходимую информацию (личную просьбу, жалобу и др.).

Самыми популярными с точки зрения создания аккаунта для политического деятеля являются такие социальные сети, как: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Instagram и др. Формирование имиджа в социальных сетях - это возможность создать настоящего народного героя. В социальных сетях ежедневно бывают миллионы пользователей (табл. 1) и политика неизбежно приходит туда, где есть массовая аудитория.

обновляет событийную ленту, оперативно и по существу отвечает на задаваемые ему вопросы, доверие к нему повышается [3, с. 246].

Однако, интернет может использоваться не только для продвижения политических деятелей, но и как средство двухсторонней коммуникации с избирателями. Ведь именно в блогах и социальных сетях можно отследить наиболее актуальные для общества проблемы и реакцию людей на те или иные политические решения. По мнению исследователя новых медиа и основателя лаборатории Software

Таблица 1

Топ-5 социальных сетей по количеству пользователей

ш Социальная сеть Кол-во зарегистрированных пользователей по состоянию на апрель 2010 г.

1 UFacebook 2 320 млн.

2 п YouTube 1 900 млн.

3 ^nstigram 1 ООО млн.

4 ОВК оптанте 380 млн.

5 'Twitter 360 млн.

Studies Initiative Льва Мановича, именно такую модель взаимодействия государства и общества через сеть на сегодня можно назвать самой оптимальной из существующих [4].

Социальные сети могут иметь разную специализацию, в зависимости от того, для чего в большей степени предназначен ресурс. Рассмотрим подробнее самые популярные социальные сети, используемые во всём мире (в соответствии с таблицей 1):

Facebook. Facebook - крупнейшая социальная сеть в мире, которая представляет собой уникальную площадку с большим набором инструментов для осуществления коммуникации. Основная идея заключается в том, чтобы предложить каждому зарегистрированному пользователю возможность создать профиль пользователя с изображениями и поддерживать связь со своими друзьями, коллегами и др.

Конечно, Facebook не был первым в своем роде: подобные сервисы уже существовали в конце 1990-х, но способ, которым студент Гарвардского университета Марк Цукерберг связал фотографию и профиль человека с другими пользователями и создал платформу, которая позволяет обмениваться мыслями, фотографиями и ссылками, был полностью новый. Пользователям было легко адаптироваться к нему.

Facebook был впервые доступен в феврале 2004 года студентам Гарварда. В течение одного года Facebook использовался почти во всех американских школах и был открыт для публичного использования в 2006 году.

Публикация пользователя в виде текста, изображений или и того, и другого может получать отзывы от других пользователей в виде кнопки «Мне нравится» и возможность оставлять свои комментарии. Также можно переслать сообщение своим контактам в Facebook, используя опцию «По-

делиться». Одна из популярных функций, поддерживаемых Facebook, - это страницы сообщества для общих интересов. Многие политические кандидаты создают страницу для себя, и когда пользователь нажимает кнопку «Мне нравится», он указывает, что хотел бы получать обновления каждый раз, когда кандидат добавляет что-то в Facebook.

На сегодняшний день Facebook разнообразное онлайн-сообщество, используемое для самых разных целей. Чтобы начать использовать Facebook, каждый пользователь должен зарегистрироваться, а затем создать базовый профиль пользователя. Этот профиль впоследствии может быть дополнен, настроен и улучшен. Как только базовый профиль существует, пользователь может определить, в какой степени другие пользователи могут видеть содержимое профиля. Если Facebook будет открыто использоваться для воздействия на общественное мнение, то профиль должен быть максимально открытым.

По своей сути Facebook представляет собой виртуальный круг друзей: вы общаетесь там со своими старыми друзьями и знакомитесь с новыми. Для отдельных пользователей чтение сообщений своих друзей и написание комментариев или нажатие кнопки «Мне нравится» являются наиболее распространенными способами общения в этой социальной сети. За разговорами, созданными или прокомментированными пользователями, можно следить в онлайн-сообществе.

По запросу Facebook также может уведомлять пользователей о новых комментариях по электронной почте, чтобы они могли следить за развитием разговоров, даже если они не вошли на сайт. Многие пользователи предоставляют ссылки на другие источники информации, такие как статьи в онлайн-журналах или видео на YouTube, в своих сообщениях.

Также Facebook представляет собой

уникальную площадку с большим набором инструментов для осуществления коммуникации между политическим деятелем и его аудиторией. Одним из таких инструментов является проведение прямых эфи-ров. Данная функция даёт возможность прямой коммуникации между вещателем и его зрителями в режиме реального времени, где политик сможет обратиться к своей аудитории по именам и ответить на их комментарии в прямом эфире.

В Facebook есть возможность настройки расписания сообщений для конкретных тем и событий. Например, можно создать еженедельную публикацию, в которой будет рассказано о «добровольце недели» или запланированную сессию вопросов и ответов со сторонниками. Эта функция позволяет составить контент-план на несколько месяцев вперёд и забыть о ежедневных публикациях.

Короткие сообщения не всегда дают необходимую широту, чтобы рассказать историю или объяснить сложную ситуацию. Длинные посты могут привести к содержательному обсуждению и помочь людям понять сложные вопросы. Для этого в Facebook можно использовать заметки, чтобы писать более длинные посты, форматировать текст в заголовки, цитаты или маркеры, а также добавлять фотографии с подписями.

И основным преимуществом Facebook является функция, с помощью которой можно просматривать показатели эффективности страницы, такие как охват и вовлеченность, чтобы узнать, какие сообщения находят отклик у аудитории. Также можно узнать о ключевых демографических характеристиках вашей аудитории и тем самым оптимизировать стратегию публикаций, чтобы охватить больше людей.

YouTube. Многим портал YouTube известен как крупнейший видеохостинг, предоставляющий пользователям различные услуги по загрузке видео и доступе

к видеоматериалам. Он начал работать в 2005 году и довольно быстро набрал популярность среди пользователей сети Интернет: к концу того же года сайт посетило 50 миллионов человек. В 2010 году на YouTube уже приходилось более 2 миллиардов посещений в день. Этот ресурс имеет ряд черт, которые позволяют его относить к социальным сетям. Также YouTube представляет собой уникальную площадку для продвижения политического деятеля посредством публикации различных рекламных, агитационных, информационных, имиджевых видеоматериалов.

Основная идея YouTube заключается в том, что пользователи загружают видео на сайт и одновременно смотрят и комментируют увиденное. Судя по количеству зрителей, наиболее популярными видеороликами на YouTube являются музыкальные клипы, развлекательные программы и новостные видеоролики, но есть также несколько пользовательских видеороликов о личных проблемах, которые нашли довольно большую аудиторию.

YouTube также является важным каналом коммуникации политических деятелей и обществом, и его стоимость намного ниже, чем у рекламных роликов на телевидении. Пользователи YouTube до сих пор были более склонны к развлечениям, чем к политике, и из-за этого наиболее просматриваемым политическим контентом были сатирические «мэш-апы», где видеозапись смешивается с другой аудиозаписью, изменяя смысл и смысл сообщения видео. Также популярны тайно снятые промахи и остроумные замечания политиков. Содержание сатирических телешоу также популярно.

Хорошая видеопрезентация - это отличный инструмент коммуникации, а современные технологии производства видео позволяют легко и недорого делать качественные видеозаписи. Видеоролики,

распространяемые через YouTube, особенно важны в работе кампании, поскольку можно использовать видеосообщения для продвижения политического деятеля без дорогостоящей телевизионной рекламы. YouTube превосходит телевидение в эффективности затрат. По словам политического аналитика Джо Триппи, онлайн-ви-део кампании Обамы 2008 года было просмотрено в общей сложности 14,5 миллиона часов. Покупка такого количества времени на телевидении обошлась бы его кампании в 47 миллионов долларов [5]. В то время, когда финансирование кампании остается горячей темой, экономия для кандидатов, использующих YouTube для распространения своих сообщений, является огромным преимуществом.

Видео кампании не должно быть слишком длинным; трудно смотреть на «говорящую голову» более двух-трех минут. Поэтому неплохо сделать несколько коротких видео, а не одно длинное. Точно так же, чтобы добавить разнообразие, можно снимать дебаты или интервью, а не просто одного человека, постоянно разговаривающего с камерой. Также необходимо использовать другой визуальный материал, кроме снимков с лица: видео презентацию можно сделать живее, добавив наглядные пособия, такие как рисунки, диаграммы и т.д.

Если нет веской причины публиковать видео сразу после его съемки, то, конечно, полезно отредактировать материал. Тем не менее, даже с хорошими визуальными эффектами самой большой проблемой для любительских и полупрофессиональных видео является хорошая запись звука. Стоит обратить внимание на звук, так как пользователи, как правило, прощают плохое качество видео, но не плохое качество звука.

Любое видео должно быть легко найти. Поскольку компания Google владеет YouTube, ее популярная поисковая систе-

ма с тем же именем предлагает контент YouTube среди популярных результатов поиска. Тем не менее, существуют определенные условия, которые позволяют поисковой системе легче находить определенное видео: видео должно быть хорошо названо и должно содержать хорошее базовое описание его содержания. Важно назвать видео интересным образом -очень немногие анонимные пользователи YouTube найдут следующий заголовок, который стоит посмотреть: «Кандидат на региональных выборах обсуждает цели своей кампании на 2013-2016 годы». Заголовок должен быть более четким и резким, например, «(Фамилия кандидата) требует: объединение округа сейчас!».

Хотя презентация видео является наиболее важной функцией YouTube, этот видеосервис также содержит некоторые инструменты социальных сетей. К видео можно добавить справочную информацию, а также полезно предлагать ссылки на возможные блоги, домашние страницы и другие веб-ресурсы. Сегодня YouTube требует, чтобы его пользователи уважали авторские права. Когда это началось, YouTube был заполнен всеми видами видео, которые были защищены авторскими правами пользователей. Очень важно проявлять особую осторожность, чтобы загружать только те материалы, на которые есть полные права.

Привлекательность YouTube для политиков заключается в том, что публикуемые видео могут стать вирусными и о них будут узнавать всё больше людей. Трудно быть убедительным с помощью прямой агитации, но, если люди начинают делиться видео, это добавляет степень доверия.

К тому же, YouTube предоставляет более прозрачную платформу для пользователей, благодаря возможности комментирования и обсуждения; политик может лично прочитать, что зрители думают о его сообщениях.

Instagram. Сервис Instagram предназначен для размещения фотографий, профиль предполагает минимум информации. Помимо функции выкладывания фото, можно осуществлять личную переписку, проведение прямых эфиров. С каждым днём число подписчиков Instagram увеличивается на несколько тысяч и не использовать данную площадку в политических интересах было бы опрометчиво, при том что данная социальная сеть давно и более чем успешно применяется для продвижения и формирования положительного имиджа политических деятелей в Западном мире.

Для политика страница в Instagram представляет собой довольно специфичный вид коммуникации с обществом посредством размещения персональных фото, селфи, семейных и официальных фото. Ответной реакцией в таком Instagram-диа-логе со стороны пользователя будут «лайки» под фото, а в некоторых случаях - комментарии.

В Instagram Stories можно добавлять видеоролики до 15 секунд. Максимальная длина видео в Instagram в 2018 году в новом формате IGTV может составлять до 60 минут для подтвержденных страниц и известных личностей. Стоит отметить, что платформа IGTV, как и Instagram Stories, обеспечивает доступ к 800-миллионному сообществу пользователей Instagram. В приложении IGTV контент имеют возможность увидеть не только основные подписчики страницы, но и новый потенциальный электорат. Длинные вертикальные видео, которые не исчезают из профиля, дают возможность политическому деятелю стать ближе к народу, используя контент разного типа, длины и формата.

Работа в Instagram, как и в любом другом направлении, не должна вестись хаотично - должен быть разработан стратегический план, приняты определенные показатели эффективной работы, определен формат присутствия и ключевые

темы. Однако следует помнить, что продвижение в Instagram необходимо планировать, используя существующие на этой площадке правила общения с аудиторией, правила контента [6].

ВКонтакте. ВКонтакте - крупнейшая российская социальная сеть, основанная в 2006 году Павлом Дуровым. На начало 2019 года четвертая по популярности социальная сеть в мире [7].

Согласно исследованию «Социальные сети в России 2015» наибольший процент среди пользователей составляют люди от 18 до 24 лет, далее следует категория пользователей от 25 до 30 лет. Такая статистика как нельзя лучше демонстрирует активность молодёжной аудитории в данной социальной сети, которая и является наиболее активным электоратом.

В связи с особенностью аудитории социальной сети ВКонтакте, она не пользуется популярностью у российских политиков.

Twitter. Одна из самых популярных социальных сетей для ведения микро-блога - Twitter. Пользователи Twitter имеют возможность публиковать небольшие (280 знаков) текстовые заметки в режиме реального времени. Сообщения в Twitter чаще всего называют «твитами». Эти тви-ты формируют поток сообщений, которые следуют в хронологическом порядке. К твитам можно добавить своего рода ключевое слово, называемое «хэштегом», чтобы связать текущее сообщение с каким-либо другим сообщением, чтобы было легче следить за хронологией. В коротких сообщениях нет возможности обосновать точку зрения или процитировать источники, и поэтому политические сообщения и разговоры здесь могут быть более горячими и критическими, чем на других платформах социальных сетей. Несмотря на это, Twitter можно использовать для активной политической дискуссии. Twitter также может быть использован, чтобы направить

пользователя к более подробному контенту в другом месте, через веб-ссылки или другие ссылки.

Сервис Twitter работает со своего веб-адреса, где пользователи регистрируются самостоятельно. Зарегистрированный пользователь может быть отдельным лицом или группой. Основная идея Твит-тера - следить за твитами других пользователей и писать свои. Как и Facebook, Twitter также основан на дружбе: пользователи могут выбирать, чьи сообщения следует подписывать, а собственные тви-ты пользователя видны только тем пользователям, которые выбрали подписаться на сообщения этого пользователя. В то время как на Facebook цель состоит в том, чтобы завести новых друзей, в Твит-тере также выгодно приобретать большую группу подписчиков, и не всем известен пользователь. Следуя интересным цепочкам сообщений и комментируя их, пользователи также могут собирать восторженных подписчиков. Поскольку форма обмена сообщениями в Твиттере короткая, важны две вещи. Во-первых, при запуске в Твиттере рекомендуется только наблюдать, чтобы лучше понять, как работают твиты. Несмотря на свою краткую форму, твиты могут быть использованы для обсуждения более широких вопросов в увлекательной форме. Во-вторых, настоятельно рекомендуется использовать ссылки в Twitter и предлагать искать дополнительную информацию из дополнительного источника, такого как собственный блог пользователя.

Одна из самых узнаваемых функций Twitter - хештеги, обозначенные символом #. Хештеги - это собственный способ указывать ключевые слова в Твиттере, и с их помощью можно следить за определенной темой или событием: щелкнув по хештегу, пользователь может увидеть все твиты, связанные с этой темой. Таким образом, все сообщения, относящиеся к из-100

бирательной кампании, могут быть легко прочитаны любым пользователем Twitter после кампании.

Одним из первых среди руководителей государств начал активно использовать Twitter именно 44-й президент США Барак Обама во время своей первой кампании в 2008 году. На 2009-2012 годы приходится основной пик распространения Twitter среди мировых лидеров и освоения данной социальной сети главами государств. В 2015 году Хилари Клинтон заявила о том, что будет баллотироваться на пост Президента США через свой Twitter-аккаунт (рис. 1), тем самым продемонстрировав, что она также в тренде, как и Дональд Трамп, который использовал Twitter задолго до начала предвыборной гонки и продолжает выставлять «острые» твитты и комментарии, которые разбираются на заголовки новостных статей.

На сегодняшний день из 193 стран-членов ООН 85% государств имеют Twitter-ак-каунты. Из числа глав государств, две трети лично представлены в Twitter. Причем, стоит отметить, что все интенсивнее, многие официальные лица используют Twitter не просто, как канал распространения собственной точки зрения и информации, но и как инструмент пропаганды [8].

Сегодня Twitter становится все более важным для политики. Однако, в России политические деятели только начинают осваивать просторы данной социальной сети (табл. 2).

С момента появления Twitter, Facebook и других социальных сетей политики расширили свое присутствие в Интернете, чтобы охватить многих потенциальных сторонников и не отставать от избирателей. Сегодня присутствие политика в Интернете становится необходимым аспектом для поддержания и формирования положительного имиджа политического деятеля.

^^ Hillary Clinton $ /

^^Hr ijiiHillaiyClintnn V -J

I'm running for president. Everyday Americans need a champion, and I want to be that champion, -H

TTie Office a! HllUry RadiumCflnfon

ГШзгуйпИоп.сип»

12J7- 1i anp. 301 if. W 344 i- : ■ i 99 114 u

О Мтм*. d И™. О (Ити.

Рис. 1. Публикация Хиллари Клинтон от 12 апреля 2015 г. в Twitter

Таблица 2

Сравнение самых популярных (по количеству подписчиков) политиков

в мире и в России

В МИРЕ В РОССИИ

1"witter- аккаунт Кол-во подписчиков (ос СDСТО!ЭHEiK- НА 0fi.04.20I9 г.) Twitter- аккаунт

Барак Обама (gBarackObama) 105 930 697 4 850 021 Дмитрий Медведев {@MedvedevRnssi а)

Дональд Трамп {@геШопаШгитр) 59SS4 5S4 2 072 940 Алексеи Навальный {^navaJny)

Нарендра Модп {@narendramodi) 47 029 054 1 430 409 Владимир Жириновский (^Zhirinovskiy)

Хилларн Клинтон {^Hillary Clinton) 24 453 171 794 210 Дмитрии Рогозин (@Rogozin)

Далай-лама (@DaJaiLama) 19 155 041 654 964 Ар кал и и Дворковпч (@advorkovich)

До появления социальных сетей у политиков было меньше возможностей для формирования, развития и поддержания своего имиджа и укрепления репутации, чаще всего это осуществлялось

через традиционные СМИ. Внедрение социальных сетей в политику открыло новые возможности. Социальные сети стали прямым каналом коммуникации между властью и обществом. Медий-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ный ландшафт изменился, и поэтому важно изучить, каким образом политики используют социальные сети, и найти

эффективный механизм для формирования/поддержания имиджа политического деятеля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Andrejevic M. Public Service Media Utilities: Rethinking Search Engines and Social Networking as Public Goods / Media International Australia, 2013. Vol. 146. No. 1. P. 123-132.

2. Sifry M. From Howard Dean to the tea party: The power of Meetup.com [Электронный ресурс] / CNN. Cable News Network, 2011. Режим доступа: https://edition.cnn.com/2011/11/07/tech/ web/meetup-2012-campaign-sifry/ (дата обращения: 23.04.2019).

3. Ефимова И.Н. Социальные сети как новый механизм формирования имиджа субъектов политической деятельности / И.Н. Ефимова, А.В. Маковейчук // Известия АГУ. 2012. № 41. С. 246.

4. Тодоров В. Соцсети с неизвестным результатом [Электронный ресурс] / Газета.т, 2015. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/tech/2015/07/03/6865753/manovic_interview.shtml (дата обращения 04.04.2019).

5. Washenko A. How YouTube Has Changed Political Campaigns Forever [Электронный ресурс] / Sproutsocial, 2012. Режим доступа: https://sproutsocial.com/insights/YouTube-political-campaigns/ (дата обращения 04.04.2019).

6. Головицкая А.А. Instagram: «модный приговор» для политика [Электронный ресурс] / Лаборатория ИПТ, 2015. Режим доступа: http://labipt.com/instagram-модный-приговор-для-поли-тика/ (дата обращения 05.04.2019).

7. Top Websites Ranking. Режим доступа: https://www.similarweb.com/top-websites/category/ internet-and-telecom/social-network (дата обращения 05.04.2019).

8. Яковенко Н. Почему политики полюбили Twitter [Электронный ресурс] / ИНОСМИ.РУ, 2015. Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20150716/229132082.html (дата обращения 05.04.2019).

REFERENCES

1. Andrejevic M. Public Service Media Utilities: Rethinking Search Engines and Social Networking as Public Goods / Media International Australia, 2013, vol. 146, no. 1, pp. 123-132.

2. Sifry M. From Howard Dean to the tea party: The power of Meetup.com. CNN. Cable News Network, 2011. Available at: https://edition.cnn.com/2011/11/07/tech/web/meetup-2012-campaign-sifry/ (accessed 23 April 2019).

3. Efimova I.N., Makovejchuk A.V. Social'nye seti kak novyj mekhanizm formirovaniya imidzha sub"ektov politicheskoj deyatel'nosti [Social networks as a new mechanism of forming the image of political actors]. Izvestiya AGU, 2012, no. 41, p. 246.

4. Todorov V. Socseti s neizvestnym rezul'tatom [The social network with an unknown outcome]. Gazeta.ru, 2015. Available at: http://www.gazeta.ru/tech/2015/07/03/6865753/manovic_interview. shtml (accessed 04 April 2019).

5. Washenko A. How YouTube Has Changed Political Campaigns Forever []. Sproutsocial, 2012. Available at: https://sproutsocial.com/insights/YouTube-political-campaigns/ (accessed 04 April 2019).

6. Golovickaya, A.A. Instagram: «modnyj prigovor» dlya politika [Instagram: «fashion sentence» for politician]. Laboratoriya IPT, 2015. Available at: http://labipt.com/instagram-modnyj-prigovor-dlya-politika/ (accessed 05 April 2019).

7. Top Websites Ranking. Available at: https://www.similarweb.com/top-websites/category/internet-and-telecom/social-network (accessed 05 April 2019).

8. Yakovenko N. Pochemu politiki polyubili Twitter [Why politicians love Twitter] / INOSMI.RU, 2015. Available at: https://inosmi.ru/world/20150716/229132082.html (accessed 05 April 2019).

Материал поступил в редакцию 23.05.2019

© Хецелиус В.Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.