Научная статья на тему 'Политическая пропаганда экстремизма как средство манипулятивного воздействия на молодежь'

Политическая пропаганда экстремизма как средство манипулятивного воздействия на молодежь Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
488
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / MANIPULATION / POLITICAL PROPAGANDA / MANIPULATION TECHNOLOGIES / YOUTH EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Криницкий Виталий Александрович

Статья посвящена проблеме политической пропаганды экстремизма как средства манипулятивного воздействия на молодежь, которая основана на распространении экстремистских ценностей и установок. Раскрыты теоретические подходы к пониманию сущности и основных характеристик манипулирования как социального феномена. Показано, что манипулятивное воздействие особо ярко проявляется в политической пропаганде. Политическая пропаганда экстремизма определяется как воздействие на сознание людей, с помощью которого внедряются экстремистские идеи, взгляды, установки и ценности экстремистской идеологии. Политическая пропаганда ценностей и установок идеологии экстремизма особую актуальность приобретает в молодежной среде, что связано с особым положением молодежи как социально-демографической группы. В основе манипулятивного воздействия экстремистской идеологии лежит доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание молодежи, апелляция к известным религиозным или идеологическим учениям, создание харизматического образа лидера, трансляции манипулятивных приемов и технологий экстремистской идеологии посредством социальных сетей Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Криницкий Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political propaganda of extremism as a means of manipulative influence on youth

The article is devoted to the problem of political propaganda of extremism as a means of manipulative influence on youth, which is based on the spread of extremist values and attitudes. Theoretical approaches to understanding the essence and basic characteristics of manipulation as a social phenomenon are disclosed. It is shown that manipulative influence is especially pronounced in political propaganda. The political propaganda of extremism is defined as the impact on the emotional-volitional sphere of mass consciousness, with the help of which extremist ideas, views, attitudes and values of extremist ideology are introduced. The political propaganda of the values and attitudes of the ideology of extremism is particularly relevant in the youth environment, which is associated with the special situation of youth as a socio-demographic group. The manipulative influence of extremist ideology is based on the dominance of emotional ways of influencing the consciousness of youth, appeal to well-known religious or ideological teachings, creating a charismatic image of a leader, broadcasting manipulative techniques and technologies of extremist ideology through social networks on the Internet.

Текст научной работы на тему «Политическая пропаганда экстремизма как средство манипулятивного воздействия на молодежь»

УДК 316

DOI 10.236727SAE.2019.11.4U84

Криницкий Виталий Александрович

аспирант кафедры философии, социологии и психологии управления, социальной структуры, социальных институтов и процессов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижегородский институт управления [email protected]

Vitaly A. Krinitskiy

Graduate student

of the Department of Philosophy,

Sociology and Management Psychology,

Social Structure, Social Institutions

and Processes,

Russian Academy of Folk

and Public Service under the President

of the Russian Federation,

Nizhny Novgorod institute of management

[email protected]

Политическая пропаганда экстремизма как средство манипулятивного воздействия на молодежь

Political propaganda

of extremism as a means of manipulative influence on youth

Аннотация. Статья посвящена проблеме политической пропаганды экстремизма как средства манипулятивного воздействия на молодежь, которая основана на распространении экстремистских ценностей и установок. Раскрыты теоретические подходы к пониманию сущности и основных характеристик манипулирования как социального феномена. Показано, что ма-нипулятивное воздействие особо ярко проявляется в политической пропаганде. Политическая пропаганда экстремизма определяется как воздействие на сознание людей, с помощью которого внедряются экстремистские идеи, взгляды, установки и ценности экстремистской идеологии. Политическая пропаганда ценностей и установок идеологии экстремизма особую актуальность приобретает в молодежной среде, что связано с особым положением молодежи как социально-демографической группы. В основе манипулятивного воздействия экстремистской идеологии лежит доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание молодежи, апелляция к известным религиозным или идеологическим учениям, создание харизматического образа лидера, трансляции манипулятивных приемов и технологий экстремистской идеологии посредством социальных сетей Интернет.

Ключевые слова: манипулирование, политическая пропаганда, технологии манипуляции, молодежный экстремизм.

Annotation. The article is devoted to the problem of political propaganda of extremism as a means of manipulative influence on youth, which is based on the spread of extremist values and attitudes. Theoretical approaches to understanding the essence and basic characteristics of manipulation as a social phenomenon are disclosed. It is shown that manipulative influence is especially pronounced in political propaganda. The political propaganda of extremism is defined as the impact on the emotional-volitional sphere of mass consciousness, with the help of which extremist ideas, views, attitudes and values of extremist ideology are introduced. The political propaganda of the values and attitudes of the ideology of extremism is particularly relevant in the youth environment, which is associated with the special situation of youth as a socio-demographic group. The manipulative influence of extremist ideology is based on the dominance of emotional ways of influencing the consciousness of youth, appeal to well-known religious or ideological teachings, creating a charismatic image of a leader, broadcasting manipulative techniques and technologies of extremist ideology through social networks on the Internet.

Keywords: manipulation, political propaganda, manipulation technologies, youth extremism.

Социальная группа молодежи вызывает особый интерес для исследования манипулятивного воздействия политической пропаганды экстремизма. Распространение идеологии экстремизма в молодежной среде сегодня стано-

вится наиболее опасным социальным явлением. Социальными факторами, оказывающими влияние на возникновения молодежного экстремизма, являются социокультурные противоречия индустриального и постиндустриального обще-

ства, которые проявляются в кризисном состоянии традиционных социальных институтов, в процессах нивелирования традиционных норм и ценностей, появления новых идентичностей [7, с. 23].

Манипулятивное воздействие политической пропаганды экстремизма в молодежной среде предполагает исследование феномена манипуляции как социального явления. Манипулирование как социальный феномен проявляется во всех социальных сферах жизнедеятельности человека, обнаруживая свою универсальность. В политической сфере манипулирование определяется как процесс, воздействующий на характер общественного мнения людей, трансформирующий их поведение, который опирающееся на неосознанные восприятия, нацеленное на внедрение определенных установок и стереотипов [4]. В социальной сфере манипулирование рассматривается как процесс «специфического коммуникативного воздействия различных субъектов общественной жизни на отдельные социальные группы или общество в целом, осуществляемое при помощи средств массовой информации и пропаганды, а также социально-экономических и политических средств, с целью управления мышлением и поведением людей вопреки их интересам» [3, с. 19]. Е.С. Поповой описаны основные характеристики манипуляции:

- во-первых, объект манипуляции не осознает манипулятивного воздействия;

- во-вторых, манипулятивное воздействие осуществляется как на сферу сознания, так и на бессознательную сферу личности;

- в-третьих, манипулятивное воздействие направлено на управление объектом манипуляции с целью изменения его отношения к действительности, необходимом для манипулятора;

- в-четвертых, манипулятор достигает свои цели за счет объекта манипуляции;

- в-пятых, при манипулятивном воздействии имеется намеренное искажение фактов посредством дезинформации, создания иллюзий и мифов [10, с. 276].

А.А. Леонтьев отмечает о необходимости профессионального анализа приемов манипулирования, поскольку его проведение «могло бы сыграть важную роль в защите общества от недобросовестного манипулирования общественной психологией со стороны отдельных лиц, политических и иных группировок» [8, с. 67].

Манипулятивное воздействие особо ярко проявляется в политической пропаганде. Пропаганда определяется:

- во-первых, как деятельность, направленная на распространение знаний и ценностей с целью формирования определенных взглядов и эмоциональных состояний, оказывающих влияние на социальное поведение людей;

- во-вторых, как деятельность, направленная на распространение идеологии и политики определенных классов, партий и государств;

- в-третьих, как средства манипуляции массовым сознанием.

С этих позиций политическая пропаганда понимается как «политически мотивированное информационно-психологическое воздействие на эмоционально-волевую сферу массового сознания» [9, с. 49-50], с помощью которого внедряются политические идеи, взгляды, установки, формируемые политическое поведение. Политическая пропаганда экстремизма, таким образом, определяется как воздействие на сознание людей, с помощью которого внедряются экстремистские идеи, взгляды, установки и ценности экстремистской идеологии.

Экстремистская идеология формирует политические отношения и программу политический действий. Основой идеологического содержания экстремизма является разжигание межнациональных, межконфессиональных, межрасовых противоречий. Последствия экстремистской идеологии проявляются в террористических актах, в незаконных протестных акциях и других преступных действиях [7, с. 22].

В контексте исследуемой проблемы необходимо отметить, что политическая пропаганда ценностей и установок идеологии экстремизма особую актуальность приобретает в манипулировании сознанием и поведением молодого поколения, что связано с особым положением молодежи как социально-демографической группы. Молодость является возрастным этапом социальной активности человека, при котором происходит инте-риоризация различных социальных ролей и видов деятельности, определяющих жизненные стратегии. В современном обществе «положение молодежи остается нестабильным ... отсутствие у молодых людей соответствующих знаний и опыта, экономической независимости, незрелость мышления, переживаемые ими внутренние конфликты и кризис идентичности, неудовлетворенность своим местом в обществе, стремление к самоутверждению, делают их удобным объектом для организаций и отдельных лиц, целью которых является манипуляция» [3, с. 18-19]. Сензитивность молодежи к влиянию манипулятивного воздействия политической идеологии экстремизма определяется присущей молодому возрасту «экстремальности поведения», которое понимается как проявление максимализма в сознании и в поведении, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях [5].

Манипулятивное воздействие идеологии экстремизма на молодежь предполагает использование ряда средств и методов, важнейшим из которых является социальное мифотворчество, привлекательное для молодого поколения. Эффективным инструментом социального манипулирования молодёжью, как отмечает С.О. Ели-шев, «являются средства массовой информации и пропаганды, традиционно располагающие

большим набором манипулятивных технологий управления массовым сознанием» [3, с. 20]. Особую значимость при трансляции манипуля-тивных приемов и технологий экстремистской идеологии в современном мире приобретает развитие социальных сетей Интернет. Пользователи и соавторы социальных сетей экстремистской направленности осуществляют информационный обмен, транслируя негативные этнические и политические стереотипы, установки и ценности в русле политики данного ресурса на основе принятых правил и санкций к нарушителям, что поддерживает и развивает данный ресурс [2]. Таким образом, через социальные сети Интернет происходит коммуникация экстремистских установок и ценностей, которые трансформируются из идеологической сферы к социальным практикам. Манипулятивные средства экстремистской идеологии включают:

- «принудительное распространение ее принципов;

- нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия;

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2005. 363 с.

2. Белобородов С.Г. Формирование интернет-сообществ как способ самоорганизации и влияния на власть // Гуманитарные технологии и политический процесс в России. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. С. 176189.

3. Елишев С.О. Социальное манипулирование современной молодежью : автореф. ... дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. М., 2018. 74 с.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Киев : Орияни, 2000. 440 с.

5. Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика идеологии экстремизма в молодёжной среде // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 3. С. 38-42.

6. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05. Тамбов, 2014. 413 с.

7. Лазарев Д.А. Молодежный экстремизм в условиях трансформирующегося российского общества: проблемы профилактики и противодействия : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Краснодар, 2017. 169 с.

8. Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М. : Изд-во МГУ, 2003. С. 66-88.

- идеологическое обоснование применения насилия;

- апелляцию к известным религиозным или идеологическим учениям при фактическом отрицании многих положений этих учений;

- доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма;

- создание харизматического образа лидера экстремистского движения» [6, с. 49].

Итак, социально-возрастные и социально-психологические характеристики молодежи несут в себе риски развития экстремизма как способа самоидентификации, культурного и социального протеста под манипулятивным воздействием политической экстремистской пропаганды. В этой связи особо актуальным становится поиск социальных технологий, позволяющих формировать социально-ориентированные ценности и установки молодежи и препятствовать распространению идеологии экстремизма.

Literature:

1. Andreeva G.M. Social Psychology. M. : Aspect Press, 2005. 363 p.

2. Beloborodov S.G. The formation of Internet communities as a way of self-organization and influence on power // Humanitarian technologies and the political process in Russia. SPb. : Publishing House of St. Petersburg University, 2001. P. 176-189.

3. Elishev S.O. Social manipulation of modern youth : abstract of the dis. ... doctors of sociological sciences: 22.00.04. M., 2018. 74 p.

4. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness. Kiev : Auriani, 2000. 440 p.

5. Kislyakov P.A. Formation of tolerance and prevention of the ideology of extremism in the youth environment // Modern studies of social problems. 2011. №. 3. P. 38-42.

6. Kuzmin A.V. Socio-cultural prevention of extremism in the youth environment : dis. ... doctors of pedagogical sciences: 13.00.05. Tambov, 2014. 413 p.

7. Lazarev D.A. Youth extremism in a transforming Russian society: problems of prevention and counteraction : dis. ... cand. of sociological sciences: 22.00.04. Krasnodar, 2017. 169 p.

8. Leontiev A.A. Psycholinguistic features of the language of the media // Language of the media as an object of interdisciplinary research. M. : Publishing House of Moscow State University, 2003. P. 66-88.

9. Мельникова Т.С. Пропаганда как идеология политического манипулирования // Власть. 2010. № 8. С. 47-52.

10. Попова Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известия Уральского государственного университета. 2002. № 24. С. 276-288.

9. Melnikova T.S. Propaganda as an ideology of political manipulation // Power. 2010. №. 8 P. 47-52.

10. Popova E.S. The structure of manipulative influence in the advertising text // Bulletin of the Ural State University. 2002. №. 24. P. 276-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.