Научная статья на тему 'Политическая наука в Грузии'

Политическая наука в Грузии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
182
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая наука в Грузии»

Г. ЖОРЖОЛИАНИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В ГРУЗИИ

Говоря о состоянии политической науки в Грузии, в первую очередь следует более четко очертить ту область, сферу научного знания и научных исследований, которую охватывает понятие «политическая наука».

Политология как самостоятельная дисциплина на начальном этапе своего развития формировалась как наука, изучающая предназначение и функции государственных институтов, процессов и феноменов. Ее объектом в современном понимании является мир политического в его целостности и разнообразии, все то, что может объять понятие «политическое». Она изучает государство, власть, властные отношения, которые создают главную опорную ось «политического» и имеют различные измерения — экономическое, социологическое, культурологическое, философское, психологическое и т.д.

Вплоть до последних десятилетий ХХ в. политическая наука как самостоятельная дисциплина изучала в первую очередь структуру и характер политического правления как процесса принятия политических решений. Политическая общность воспринималась как особая сфера функционирования общества, обособленная от личной, семейной и профессиональной жизни. Государственное устройство, экономика, общественная структура и международные отношения обычно представлялись и изучались как отдельные, разграниченные сферы. В системе общественных наук «экономика», «социальная система» и «политическая система» рассматривались как более-менее ав-

тономные области. Это отражалось в четком и резком разграничении дисциплин — политическая наука, экономика, социология и др.

Предрасположенность социальных наук к созданию дискретных отрезков (частей) знания о различных аспектах общественной жизни мало соответствовала задаче конструирования обобщенной картины современного «мира политического». Несмотря на то что специализация не всегда приводит к фрагментации знания, в случае с политической наукой и другими социальными дисциплинами произошло именно это. Общая проблема фрагментации состоит в том, что посредством детального исследования иногда можно достичь понимания некоторых аспектов политики, в то же время очень часто мы получаем в результате довольно ограниченный и односторонний анализ. Можно сказать, что таким путем мы больше узнаем о деталях и меньше о целом. Более того, мы можем получить довольно ограниченные знания даже о деталях, так как из нашего поля зрения уходит контекст единого целого.

Не вдаваясь в более глубокие теоретические рассуждения об объекте политической науки, думаю, было бы более удобным и в то же время более правильным подразумевать под политической наукой довольно широкую и не столь четко ограниченную рамками единой неделимой научной дисциплины область знаний, включающую описание и объяснение феноменов, явлений, которые соотносятся с политикой.

С одной стороны, это область междисциплинарных знаний, если исходить из четкого разграничения таких дисциплин, как философия, социология, экономика (сюда можно добавить и другие дисциплины более узкого профиля).

С другой стороны, политическая наука в самом узком понимании этого термина не является целостной системой иерархизирован-ных, обязательно связанных между собой научных субдисциплин и направлений. Политическую науку можно представить неким зонтиком, под которым нашло укрытие множество научных направлений и субдисциплин разного уровня и широты охвата.

Конечно, проблемы определения понятия «политическая наука» и очерчивания границ области знаний и исследований, которые это понятие подразумевает, — общенаучные проблемы и касаются развития политической науки вообще. Особенно остро они дают о себе знать в период становления, институционализации новой науч-

ной дисциплины. Именно таковой — новой наукой является политическая наука в Грузии.

90-е годы — время рождения политической науки в Грузии, как и в большинстве других постсоветских стран. Условно ее годом рождения можно считать 1994 г., когда была основана кафедра политологии и открылась специальность «политология» на факультете истории Тбилисского государственного университета. Примерно в это же время появляются публикации, которые можно отнести к политической науке.

Хотя политической науки как самостоятельной научной дисциплины до этого в советской Грузии не существовало, нельзя сказать, что она появилась на пустом месте. Уровень некоторых направлений исследований в социальных или, как тогда их называли, в общественных науках в Грузии уже давно был высок. Это касается в первую очередь работ, которые мы могли бы отнести к социальной философии. Публикации тбилисских ученых в области философии и социологиии культуры (З.Какабадзе, Н.Чавчавадзе, О.Джиоев, М.Мамардашвили, Э.Кодуа, В.Квачахиа и др.) были широко известны в научных кругах всего Советского Союза. Тбилисский университет был одним из первых в СССР, где в конце 60-х годов открылась кафедра социологии. Из других общественных наук следует отметить историю и психологию, особенно социальную психологию, довольно высокий уровень развития которых также способствовал созданию общего благоприятного фона для развития политической науки. Это относится и к некоторым интересным исследованиям по правоведению и экономике, несмотря на то, что данные дисциплины большей частью были ориентированы на практику и часто грешили коньюк-турностью, а теоретическая часть следовала официальной идеологии.

Однако не следует преувеличивать значения научных традиций в становлении и развитии политической науки. В первую очередь, резко ухудшали этот фон заидеологизированность общественных наук в Грузии (как и везде в социалистических странах), малосодержательность научных работ; квалификация исследователей была порой далека от мировых стандартов. К сожалению, преподавательский состав, ведущий курсы по политическим наукам, в основном был укомплектован (и частично остается таким же) преподавателями научного коммунизма и других «марксистских» учений.

Вышеупомянутый благоприятный контекст, связанный с развитием научных традиций, не оказал должного влияния еще и потому, что до самого последнего времени политическая наука воспринималась как самостоятельная узкая дисциплина, мало связанная с другими социальными науками (особенно это касается состояния дел в преподавании политических наук, о чем более подробно речь пойдет ниже).

Главным стимулятором развития политической науки была не теория или накопленные знания в других социальных науках, которые могли бы запустить спонтанный процесс создания более или менее автономной области знания и исследовательских работ о мире политическом, а действительный, практический политический процесс, который настоятельно толкал к рефлексии, хотя, может быть, не научной и довольно поверхностной. Таким образом, можно сказать, что главной причиной появления политической науки в Грузии была политика.

С первого взгляда может показаться, что это тривиальное суждение и оно мало о чем говорит. Однако это не совсем так. Появление политической науки в республике связано, с одной стороны, с преодолением чувства отчужденности от политики, которое было характерно для грузинского общества вообще и в том числе для научного сообщества, а с другой стороны, с созданием независимого грузинского государства. Можно сказать, что грузинская политическая наука начинала с практики, с насущных и актуальных проблем политической жизни. Потребность в более глубоком понимании реальности толкала ее к более широкому и теоретическому, научному осмыслению явлений.

На сегодняшний день, уже после десятилетней довольно краткой для науки истории существования, политология в определенном смысле институционализировалась и заняла довольно видное место в системе общественных наук.

Общая ситуация в науке

Становление политической науки в Грузии происходит в тяжелой социально-экономической ситуации, что накладывает свой отпечаток на состояние дел в науке вообще и в том числе в политической. Незначительный размер государственного финансирования науки и

образования делает практически невозможным сохранение и обновление инфраструктуры научных исследований (лаборатории, библиотеки, коммуникация, участие в международной научной жизни и т.д.). Уровень вознаграждения в этой области не соответствует реальным запросам, не обеспечивает сколько-нибудь достойных условий жизни ученых и преподавателей. Лишь участие в международных научных проектах и научные гранты иностранных или международных фондов создают более благоприятные условия для научных исследований. Но эти источники позволяют заниматься лишь фрагментарными временными проектами отдельным ученым или малым исследовательским группам, а не создают стабильные условия для институционального поддержания науки в целом и разных научных дисциплин. Однако в определенном отношении ситуация в политической науке отличается от положения дел в других науках. С одной стороны, эта дисциплина встает на ноги, и сколько-нибудь известных достижений пока мало по сравнению с традиционно институционализированными направлениями грузинской науки. А с другой стороны, актуальность происходящих изменений в посткоммунистических странах стимулирует поддержку международными организациями исследований в области социальных наук в целом (в том числе и политологии) и сотрудничество иностранных и грузинских ученых.

Политика и политическая наука

Как было сказано выше, политическая жизнь являлась основным стимулирующим фактором появления политической науки в Грузии. Практическая политика и сегодня определяет главную проблематику политологических исследований.

Однако зададимся вопросом: существует ли обратная связь, воздействует ли политическая наука на политику и если да, то каким образом?

С начала строительства независимого государства и по сегодняшний день политика и политики остро чувствовали необходимость в специфических знаниях для принятия решений во всех областях их деятельности: строительство государственных и политических институтов, экономическая и социальная политика, международные отношения и т.д. Однако на злободневные запросы ни политическая, ни экономическая, ни юридическая науки ответить не мог-

ли — ни прикладные, ни теоретические исследования в области социальных наук не были готовы к глубокому анализу происходящих радикальных перемен. «Научным» обоснованием проводящейся политики стал «опыт Запада», знания о котором, как правило, были почерпнуты из схематических и поверхностных рекомендаций по строительству «демократии» и либеральной экономики, поставляемых разными международными организациями и иностранными экспертами. Политика, нуждающаяся по советской традиции в «научно обоснованной идеологии», с радостью нашла опору в «учении о демократии». Опять же по старой советской привычке политическая наука больше времени и места уделяет не глубокому анализу и осмыслению политических процессов и явлений, а оправданию или, в лучшем случае, объяснению политических шагов и позиций, выискивая аргументы в виде прецедентов из того же «западного опыта».

К счастью, описанная тенденция не заняла монопольного положения в политической науке. По мере накопления знаний, освоения как теоретического наследия, так и современных достижений западной политической науки в Грузии появляются исследования довольно высокого уровня, как анализирующие происходящие политические процессы, так и ориентированные на понимание и объяснение долговременных тенденций общественно-политического развития.

Несмотря на положительные тенденции, отношения политической науки и практики оставляют желать лучшего. С одной стороны, пока уровень политологии не позволяет вырабатывать эффективных экспертных знаний по множеству актуальных проблем практической политики. Однако и существующая политика больше ориентирована на политическую борьбу (politics), чем на выработку и проведение программной политики (policy), что весьма ограничивает круг запросов на серьезную и глубокую политическую науку.

Образование

Из политологических специальностей первой добилась официального признания в высшем образовании специальность «международные отношения»: с 1991 г. в Тбилисском государственном университете существует факультет международных отношений и международного права. Такой приоритет был обусловлен как присутствием

этой дисциплины еще в советских университетах (в том числе и в тбилисском), так и ее практической актуальностью для формирующейся независимой государственности. Вскоре была образована и кафедра политологии в том же университете, а с 1995 г. началась подготовка студентов по специальности «политология». В 2001 г. в Государственном университете западных языков и культуры открылся факультет социальных наук, а в 2002 г. — магистратура по социальным наукам в Тбилисском государственном университете. Вышеназванные факультеты на сегодняшний день являются основными образовательными центрами в области политических наук в Грузии, хотя политология преподается и в других вузах, а в нескольких существуют и специализации, как в Тбилиси (например, на гуманитарном факультете Грузинского политехнического института), так и в некоторых других городах Грузии (например, в Зугдиди). Следует также упомянуть, что почти во всех высших учебных заведениях на факультетах гуманитарного профиля в большинстве случаев читаются общие курсы по политологии.

Каковы структура и содержание учебных планов и курсов на факультетах, которые можно считать основными центрами подготовки политологов?

Эти факультеты имеют свою специфику и особенности. Больше всего «чистой» политической науки можно найти в программе специальности «политология» (заведующий кафедрой политологии О.Гогиашвили) на историческом факультете Тбилисского государственного университета. В бакалавриате (четыре года обучения) из смежных дисциплин в большом объеме присутствуют исторические курсы, которые вместе с общеуниверситетскими курсами составляют около 40% всех читаемых курсов. Таким образом, студенты получают довольно хорошую подготовку по истории, однако они мало знакомы с другими общественными науками. Краткие, довольно поверхностные и сжатые, никак не связанные в содержательном плане с политическими науками, общеуниверситетские курсы по правоведению, философии или общим принципам экономики, разумеется, не могут обеспечить сколько-нибудь удовлетворительный научный уровень знаний.

Из курсов по политическим наукам свыше 80% являются обязательными, а остальные — факультативными. Среди обязательных: введение в политическую науку, история политических идей, поли-

тическая теория, методы политических исследований, современные политические системы, сравнительная политология, партии и партийные системы, политическая география, теория международных отношений, политическая социология, геополитика, политическая психология, теория политической культуры, теория элит, гендер и политика, политические идеологии, глобалистика, государство и гражданское общество, международные организации, международное право, права человека. Обязательными являются также курсы по прикладной политологии (политический менеджмент, политический маркетинг, конфликтология) и грузиноведческой политологии (история грузинской политической мысли, политическая система Грузии). Среди обязательных курсов встречаются и весьма оригинальные, например, кратология или демополитология.

Таким образом, студент обязан пройти около 30 курсов и сдать соответствующие экзамены. На первый взгляд, довольно странным и не совсем оправданным может показаться преподавание столь большого количества собственно политологических курсов — по европейским стандартам количество обязательных курсов бакалавриата колеблется от десяти до пятнадцати. Однако в действительности представленное количество курсов — результат дробления нескольких объемных курсов по отдельным тематическим блокам, что является не следствием недосмотра, а специально продуманной методикой преподавания.

Кроме обязательных, студентам бакалавриата предлагаются также выборочные курсы, которые, как и обязательные, можно разделить на общеполитологические и «грузиноведческие».

За бакалавриатом следует двухгодичная магистратура, где студентам предлагаются более глубокие и специальные курсы. Как и в бакалавриате, они разбиты на обязательные и факультативные.

Общественный запрос, видимо, обусловил создание в 2004 г. еще одной специальности с более практическим уклоном на том же факультете истории Тбилисского государственного университета — «Политические технологии и политический менеджмент».

Как упоминалось выше, первой политологической субдисциплиной, которая получила признание в качестве отдельной специальности в образовательной сфере, были международные отношения. На сегодняшний день в Тбилисском государственном университете по специальности «Международные отношения» существует не только

бакалавриат, но и магистратура. Наряду с довольно обширным перечнем общих и специальных курсов, касающихся собственно международных отношений, студенты получают хорошую подготовку по географии, праву, философии и экономике, что, безусловно, способствует становлению более широкого подхода к объяснению проблем их основной специальности. Что касается собственно политологии, она представлена следующими курсами: введение в политическую науку, общая политология, история политических учений, политическая идеология, политическая социология, политическая философия, теория демократии.

В последнее время в Грузии появились образовательные центры, где политическая наука представлена как органичная часть общей системы социальных наук. В 2001 г. был открыт факультет социальных наук и философии в Государственном университете западных языков и культуры, а в 2002 г. — магистратура по социальным наукам в Тбилисском государственном университете. Общим подходом для названных центров является то, что концептуальная основа преподавания определена пониманием социальных наук как связанных между собой сфер знаний об одном объекте изучения — человеческом обществе.

На факультете социальных наук и философии основными являются объемные вводные курсы (введение в политическую науку, введение в социологию, введение в науку международных отношений и введение в философию), а также глубокие курсы по теории. Представлены также общие и специальные курсы по праву, культурологии, истории, религии и т.д. В отличие от традиционной формы обучения, студенты обязаны довольно много времени уделять самостоятельной работе с литературой (в основном, на иностранных языках), что, очевидно, помогает приобрести необходимые навыки самостоятельной научной работы.

Магистратура по социальным наукам Тбилисского государственного университета также основывается на концепции единой системы социальных наук и стимулирует междисциплинарный подход в изучении социальных объектов. Обязательными для студентов являются курсы по социальной и политической теории и по методологии социальных наук. Кроме этого им предлагается объемный перечень более конкретных и специальных курсов, из которых студент должен выбрать шесть. Факультативные курсы охватывают три традиционно

отдельно представленные дисциплины — социологию, политологию, международные отношения, а также междисциплинарные области (социология культуры, социолингвистика, экономика и общество, социология институциональных изменений, методы количественного анализа, теория социального действия, индивидуалистские и коллективистские общества, теория политической силы, демократизация, политические конфликты и принятие решений, современные международные отношения, глобализация и национализм, политический маркетинг и технологии выборов). Особенностью магистратуры по социальным наукам можно считать обеспечение каждого курса соответствующими учебниками и хрестоматиями.

Заканчивая краткий обзор образовательных центров, следует отметить, что два последних (факультет социальных наук и философии и магистратура по социальным наукам) тесно связаны с ведущими зарубежными образовательными учреждениями и довольно удовлетворительно обеспечены необходимой литературой и информацией.

Очевидно, что усиление и интенсификация сотрудничества грузинских образовательных центров с соответствующими зарубежными и постепенное включение в международную сеть (формальную и неформальную) политического образования является первоочередной задачей, разумеется, для всех постсоветских стран, но особенно важно для такой маленькой страны, как Грузия. Несмотря на то что движение в этом направлении только начинается, следует упомянуть некоторые позитивные тенденции: довольно часто иностранные специалисты читают лекции и сжатые курсы студентам-политологам; в грузинских университетах начинают работать молодые специалисты, получившие образование в зарубежных университетах; за последние годы многие преподаватели имели возможность повысить квалификацию в зарубежных образовательных и научных центрах.

Научные и аналитические центры

Политическая наука в Грузии институционализируется в период, когда Академия наук переживает кризис; для сохранения и эффективного использования потенциала академических институтов необходимо пересмотреть фундаментальные основы организации научно-исследовательской работы.

Можно сказать, что появление Института политологии АН Грузии явилось определенным шагом в направлении оптимизации научно-исследовательских ресурсов и их переориентации на исследование актуальных научных проблем. Институт политологии был создан в 1999 г. на основе объединения двух академических подразделений: Центра научной информации по общественным наукам и Института исследований межэтнических отношений. Сегодня сотрудники института работают над проблемами общей политологии, изучают политический процесс, исследуют теоретические и практические вопросы межэтнических отношений, публикуют информационно -справочные материалы.

Детищем нового времени являются независимые неправительственные организации научного профиля — так называемые «think-tank», которые часто совмещают научную работу с просветительской и общественной. Среди них, в первую очередь, следует упомянуть Кавказский институт мира, развития и демократии (руководитель Г.Нодия), Грузинский фонд стратегических и международных исследований (А.Рондели), Международный центр конфликтологии (Г.Хуцишвили), Центр общественных исследований (Г.Жоржо-лиани).

Кавказский институт мира, развития и демократии исследует широкий круг проблем, связанных с актуальными процессами посткоммунистических преобразований: демократизация, национализм, строительство гражданского общества, права человека, военно-гражданские отношения и т.д.

Грузинский фонд стратегических и международных исследований занимается изучением международных отношений, регионального политического и экономического сотрудничества.

Международный центр конфликтологии анализирует проблемы региональной безопасности и проводит социологические исследования. В сферу интересов Центра входят также права человека и гендерные проблемы.

Тематика Центра общественных исследований в основном посвящена общей теории демократии и демократизации, а также актуальным проблемам общественно-политических трансформаций в постсоветской Грузии (структура гражданского общества, массовая коммуникация, демократические преобразования и экономика и

т.д.); Центр также проводит социологические исследования по вышеназванной проблематике.

Наряду с перечисленными центрами следует упомянуть и некоторые другие неправительственные организации — центры общественной политики (public policy), занимающиеся прикладными исследованиями различных направлений государственной и общественной политики. Так, НПО «Партнерство для социальных инициатив» (Д.Хечинашвили) работает в основном в области социальной политики, а Институт общественной политики (Г.Тархан-Моурави) проводит эмпирические исследования в области политической социологии и также занимается разными направлениями общественной политики.

Научная литература1

В целом можно сказать, что публикация научных исследований в Грузии связана со значительными финансовыми трудностями. Издания научных монографий или журналов заведомо убыточны и осуществляются за счет грандов, средств из бюджета научного или учебного заведения или личных средств исследователя. Значительную роль в публикации классической и современной переводной научной литературы играет Фонд Сороса (Открытое общество — Грузия), при содействии которого были переведены и изданы труды таких авторов, как Ж-Ж. Руссо, М.Вебер, Э.Дюркгейм, М.Фуко, Й.Хабермас, Э.Гелльнер, Н.Боббио, Б.Андерсон, Дж.С. Милль, Дж.Ролс, Р.Нозик, П.Берк и др. Переводами современной литературы по политическим наукам активно занимаются и научные центры (переводы Ш.Монтескье, Ф.Фукуямы, Д. Коля, Ф.Лово и др.)

Определенная часть исследований по политическим наукам, подготовленных местными учеными, публикуется за рубежом (например, книга Т.Ханфа и Г.Нодия «Georgia — Lurching to democracy. From agnostic tolerance to pious jacobonosm: Societal change and people's reactions». Baden-Baden, 2000), что весьма поощряется системой при-

1 В данной части статья основана на работе М.Мусхелишвили «Литература по политическим наукам в Грузии», опубликованной в книге: Постсоветский Южный Кавказ. Обзор публикаций по социальным и политическим наукам / Кавказский институт СМИ. - Ереван, 2002.

суждения научных степеней, согласно которой публикации в престижных журналах, доступных широкой научной общественности, являются необходимым условием защиты диссертаций и получения ученой степени.

Большинство публикаций в Грузии, как монографий, так и журналов, выходит на грузинском языке и предназначено для местной аудитории. Прикладные исследования чаще переводятся на английский язык, так как рассчитаны и на международные донорские организации, экспертов, интересующихся ситуацией в Грузии. Впрочем, значительная часть этих исследований публикуется и распространяется лишь в ограниченном количестве, часть поступает в продажу или распределяется в виде рассылки заинтересованным агентствам и институтам. В отдельных случаях донорские организации спонсируют публикации на английском языке работ менее прикладного характера. Так, серия дискуссионных брошюр по различным аспектам политики была профинансирована и издана на грузинском и английском языках в 1997—2000 гг. программой развития ООН. Международный фонд IDEA в 2003 г. издал сборник брошюр под общим названием «Становление демократии в Грузии», охватывающий все сферы демократических преобразований. Хотя этот труд (изначально задуманный как единая монография, в которой авторами отдельных глав являлись различные исследователи) также ориентирован на выработку практических стратегических рекомендаций, в целом он может служить достаточно полным источником информации о состоянии дел в различных политических сферах.

Как видно из представленной библиографии, в ней почти отсутствуют издания до 1994 г., можно сказать, что количество публикаций идет как бы по нарастающей. Сама ситуация, хорошо известная всем свидетелям событий последних лет в Грузии, была такова, что более или менее серьезные работы по политическим наукам и не могли появиться раньше 1995—1996 гг. Практически все, что посвящалось проблемам политики, было «горячо», публиковалось сразу, имело публицистический характер и заполняло страницы газет.

Исходя из определенных трудностей дефиниции понятия «политическая наука», о чем уже говорилось в начале данной статьи, сама формулировка объекта описания — литература по политическим наукам — содержит в себе проблему, которая требует отдельного рассмотрения и выработки определенного подхода. Дело в том, что в

строго академическом смысле понятия «политическая наука» литературы, ей посвященной, в Грузии практически нет; так что составить ее библиографию не трудно. Если же отождествлять исследования политики с исследованиями по политическим наукам, не учитывая критерии научности и профессиональности, то список становится значительно длиннее.

Действительно, мировая политическая наука возникла на базе других дисциплин, таких как история, философия или право. Неудивительно, что для периода становления политологии характерно обилие литературы по политике, основанной на подходах смежных дисциплин, таких как история, правоведение, психология, философия и др. Поэтому очень трудно классифицировать имеющуюся литературу как собственно политологическую. Вместе с тем определенное количество специалистов в Грузии появилось. Они получили либо доступ к современной литературе и тем самым приобрели соответствующее образование, либо полноценное образование за рубежом и начали печататься в местных изданиях.

В основном имеющуюся литературу можно условно сгруппировать по следующим направлениям.

1. Посткоммунистические преобразования и демократизация.

2. Международные отношения и конфликты.

3. Государственная политика в различных сферах.

4. История политической мысли и политических партий в Грузии.

Посткоммунистические преобразования и демократизация, безусловно, являются наиболее разработанными темами политических исследований. В этой области существует ряд работ достаточно высокого уровня, среди которых видное место занимают публикации Кавказского института мира, демократии и развития. Сборники типа «Общество и политика» включают сравнительно серьезные публикации. В отличие от них, «Дискуссии в Кавказском институте» публикуют материалы «круглых столов» на актуальные темы, такие как «Каким обществом мы стали после последних выборов», «Идеализм и прагматизм в политике» и др., и отражают весьма широкий спектр мнений по рассматриваемым вопросам.

Центром общественных исследований была выпущена серия брошюр «Современная демократия: основные понятия и теории», которая содержит обзор существующих теорий и подходов по про-

блемам демократических преобразований и демократий как в целом, так и на постсоветском пространстве, и предлагает анализ ситуации, сложившейся в Грузии. Центром также издается журнал по общественным наукам «Эпоха», в котором значительное место занимают статьи как собственно политологического, так и междисциплинарного характера (см.: 49).

Государственная система как предмет права и сравнительного анализа, как объект изучения на стыке права и политики представлена в публикациях Центра исследования парламентаризма в мире, имеющего скорее правовую, чем политологическую ориентацию. Серия книг этого центра посвящена описанию государственных систем различных стран мира (см.: 28, 37, 38).

Международные отношения и конфликты, наряду с проблемами демократизации, — одна из популярных областей исследования. Помимо фундаментальной книги Александра Рондели, которая служит в то же время учебником по этой дисциплине для студентов соответствующих специальностей, имеется ряд как более практических, так и теоретических работ. Подобные статьи часто появляются в журналах «Политика», «Перспектива — XXI», «Стратегические исследования», в альманахе «Грузинская дипломатия», других сборниках.

Как правило, политические конфликты изучаются наряду с проблемами национальных меньшинств, хотя существует определенная специализация и по этим вопросам. Так, Международный центр конфликтологии и стратегии переговоров, который регулярно проводит тренинги на всей территории Грузии, акцентирует внимание скорее на психологических аспектах конфликтов и ведет исследования с этой точки зрения, в то время как Институт политологии АН Грузии исследует исторические и социологические проблемы.

Многие брошюры, изданные в Грузии, анализируют государственную политику в той или иной сфере. Таких сфер множество — начиная от религии и кончая демографией.

И наконец, не столько тема, сколько направление развития политических исследований — это обращение к истории, в том числе множество работ по истории политических партий и политической мысли в Грузии. Эти работы хотя и являются, скорее, историческими, имеют большое значение для понимания современной политической жизни в Грузии. Особенность общественного мнения и мысли постсоветской Грузии (и других постсоветских республик) состоит в том,

что история играет намного более значительную политическую роль, чем это бывает в обычных условиях. В основном работы по истории политических партий и политической мысли охватывают период конца XIX — начала XX в., хотя есть и публикации, рассматривающие более ранний период. Часто авторы этих работ, так же как и исследований по национальной идеологии, озабочены поисками нормативных основ политики. Поэтому их труды отнесены не только к области исторических исследований, но и к политической философии. Много специалистов, занимающихся подобной тематикой, можно встретить на кафедре политологии ТГУ, а также в других институтах (см.: 3, 6, 8, 10, 14, 54, 62).

Учебно-методическая литература и диссертационные сочинения

Обзор литературы по политическим наукам был бы неполон без учебной литературы. Учебники охватывают более широкую аудиторию, соответственно, больше влияют на формирование научных подходов, стереотипов понимания и объяснение политических феноменов. Однако создание хороших учебников общих вводных курсов является, как правило, очень трудным делом и требует довольно высокого уровня развития изучаемой дисциплины в стране. Поэтому, хотя в Грузии уже опубликовано немало учебников и лекционных курсов, большая их часть, думается, не сможет утвердиться на достаточно длительное время в качестве основных учебных пособий.

Наряду с общими вводными курсами в последнее время в Грузии появились и учебные пособия более узкого профиля. При поддержке Фонда Сороса были подготовлены и изданы спецкурсы для студентов магистратуры по социальным наукам. Спецификация и узконаправленность темы, а также предоставленная возможность работать в ведущих зарубежных учебных и научных центрах способствовали определенной позитивной тенденции сближения уровня данных работ с соответствующими западными изданиями подобного типа, как с точки зрения методологических принципов, так и в плане содержания (см.: 5, 21, 24, 36, 48, 53).

Наш краткий обзор был бы неполным без упоминания диссертационных работ в области политических наук. На диссертационном совете по политическим наукам Тбилисского государственного уни-

верситета за последние пять лет было защищено 23 диссертации: 9 докторских и 14 кандидатских. Тематически представленные работы можно объединить в четыре основных направления: 8 диссертаций посвящены проблемам международных отношений, геополитике, безопасности и внешней политике грузинского государства; 6 — истории грузинской политической мысли; 6 — политическим институтам, политическому процессу и политической культуре современной Грузии; 3 — политической жизни зарубежных стран. Следует отметить, что уровень и качество диссертационных работ постепенно повышаются (как пример можно привести докторские диссертации Д.Дарчиашвили о военно-гражданских отношениях и З.Давиташвили о национализме и международной политике в эпоху глобализации), что, несомненно, является свидетельством общего прогресса в данной области.

В целом, таким образом, количество и качество исследований по проблемам политики в Грузии растет. В то же время эти публикации все меньше носят публицистический характер и все менее годятся непосредственно для широкой аудитории. Все больше появляется монографий и фундаментальных исследований. Однако ценность этих исследований для общества не вполне понятна и не может быть выявлена без широкого обсуждения. Возможно, инициаторами этого должны стать сами специалисты, которых к этому призывает не только профессиональная, но и гражданская этика политического ученого.

Приложение

Список литературы1

Журналы и альманахи

1. «Дискусиеби кавкасиис институтши» - Дискуссии в Кавказском институте. Издание Кавказского института мира, демократии и развития (с 2000 г.).

1 В тех случаях, когда нет специальных примечаний, указанные издания существуют на грузинском языке. В случае, когда существует английский вариант, название издания приведено по- английски.

2. «Сазогадоеба да политика» - Общество и политика (альманах социальных и политических исследований). Издание Кавказского института мира, демократии и развития. 3 выпуска (с 1996 г.).

3. «Кристианули демократиа» - Христианская демократия. Общественно-политический и научный журнал. Выходит с 1999 г.

4. «Конфликтеби да молапаракебеби» — Конфликты и переговоры. Бюллетень Международного центра конфликтологии и стратегии переговоров, Тбилиси, вып. с 1995 г.

5. «Картули дипломатиис целицдеули» — Ежегодник Грузинской дипломатии ТГУ, вых. с 1994 г.

6. «Стратегиули квлевебис биулетени» — Бюллетень Центра стратегических исследований, вых. с 1997 г.

7. «Эпока» — Эпоха. Издание Центра общественных исследований (с 2001 г.).

Книги и брошюры

1. Абашидзе З. НАТО и Грузия: от утопии к реальности. - Тбилиси, 2000. - 288 с.

2. Абесадзе Г. Политология - наука о политике. - Тбилиси: Тбил. гос.ун-т, 1998. - 6 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бараташвили Н., Кухианидзе А. Спецкурс лекций по политологии: Грузинские общественно-политические учения XIX века и становление новой грузинской государственности. - Тбилиси, 2001. - 216 с.

4. Building democracy in Georgia / Ed. Nodia. Gh. // 15 Discussion Papers, International IDEA, 2003.

5. Бичашвили М. Лекции по теории политической силы, курс лекций / Фонд «Открытое общество - Грузия». - Тбилиси: Некери, 2001. - 113 с.

6. Блуадзе У. Политические партии и национальное движение в Грузии 1988- 1991. -Тбилиси: Хатиони, 1994. - 63 с.

7. Bokeria G., Targamadze G., Ramishvili L. Georgian media of 90-th: Step towards freedom / Discussion paper series, 1, UNDP, 1998. - 42 p.

8. Вадачкория Ш. Вопросы национальной государственности в грузинской политической мысли (1921- 1923) / Центр исслед. межнац. отношений АНГ. - Тбилиси, 1998. - 159 с.

9. Вопросы политологии: Сборник. - Тбилиси: Цодна, 2000. - Ч. 1, 2.

10. Гвенетадзе Ш. Политические взгляды Арчила Джорджадзе. - Кутаиси, 1998. - 64 с.

11. Гогиашвили Г. Сравнительный федерализм. - Тбилиси: Интелекти, 2000. - 288 с.

12. Гогиашвили О., Батиашвили Э. Иванэ Джавахишвили и новая грузинская государственность (политологические изыскания). - Тбилиси: Тбил. гос. ун-т, 1998. -151 с.

13. Гражданское общество. Сб./Междунар. центр гражданского развития. - Тбилиси,

1998. - 85 с.

14. Грдзелидзе Р. История политических партий Грузии (1910- 1924): Учебник. - Тбилиси: Тбил. гос. ун-т, 1998. - 287 с.

15. Grdzelidze T. Education system reform in Georgia / Discussion paper series, 4, UNDP,

1999. - 36 p.

16. Gurgenidze V. Improving public administration quality / Discussion paper series, 1, UNDP, 1999. - 55 p.

17. Гурули В. Историко-политические очерки. - Тбилиси: Тбил. гос. ун-т, 2001. - 416 с.

18. Дарчиашвили Д. Политики, солдаты, граждане: анализ национальной безопасности и военно-гражданских отношений в Грузии. - Тбилиси: Изд-во Народного унта, 2000. - 368 с.

19. Джинджолава З. Парламент Республики Грузия. - Тбилиси: Тбил. гос. ун-т, 1993. -144 с.

20. Джиджеишвили К. Нико Николадзе о проблемах государства и демократии. - Тбилиси, 1998. - 44 с.

21. Джорбенадзе Р. Управление политическими конфликтами: Курс лекций / Фонд «Открытое общество - Грузия». - Тбилиси: Мецниереба, 2001. - 194 с.

22. Женщина в политической и общественной жизни / Редкол. Девдариани Н. и др. -Тбилиси: Бакура Сулакаури, 1998. - 200 с.

23. Жоржолиани Г. Защита прав национальных (этнических) меньшинств (3-язычное издание) / Центр по исследованию межнациональных отношений АНГ. - Тбилиси: Эпоха, 1999. - 170 с.

24. Жоржолиани Г., Берекашвили Т., Мусхелишвили М. Демократизация: Курс лекций / Фонд «Открытое общество - Грузия». - Тбилиси: Мецниереба, 2001. - 93 с.

25. История Круглого стола: В 3 ч. / Ред. Садуашвили М. - Тбилиси: Хма эриса, 1996. -228 с.

26. Какабадзе В. Международные отношения Грузии в современных условиях: (19911997): В 2 ч. - Тбилиси: Экомобиль, 1999. - 128 с.

27. Kikabidze K., Losaberidze D. Institutionalizm and clientelizm in Georgia / Discussion Paper Series, 3, UNDP, 2000.

28. Конституционное право зарубежных стран / Ред. Мелкадзе О. Центр исследования парламентаризма в мире. - Тбилиси: Мерани, 1998. - 382 с. - (Серия полит.-правовой лит-ры.; Кн. 8).

29. Конфликтные ситуации в полиэтничном обществе / Отв.ред. Меликишвили Л. -Тбилиси, Изд. Кавк. ин-та мира, демократии и развития. - 1998. - 326 с.

30. Коранашвили Г. Национальный вопрос: Общетеоретические и конкретно-исторические аспекты. - Тбилиси: Нике, 1997. - 265 с.

31. Купрашвили Г. Гносеологические аспекты национально-освободительного движения. - Тбилиси: Цодна, 1999. - 105 с.

32. Лобжанидзе Г. Очерки из истории грузинской общественно-политической мысли. - Кутаиси, 1998. - Кн.1. - 431 с.

33. Лорткипанидзе В. Федеративное устройство страны: Информация к размышлению. - Тбилиси: Бюджетный офис Парламента Грузии, 1999. - 177 с.

34. Losaberidze D. Self-government in Georgia (development trends) / CIPDD. - Tbilisi,

1998. - 112 p.

35. Мацаберидзе М. Политическая концепция Конституции Грузии 1921 года. - Тбилиси: Цодна, 1996. - 116 с.

36. Мацаберидзе М. Выборы и общество: Курс лекций / Фонд «Открытое общество -Грузия». - Тбилиси: Мецниереба, 2003. - 487 с.

37. Мелкадзе О. Государственное право зарубежных стран / Центр исследования парламентаризма в мире. - Уплеба, 1996. - 190 с. - (Сер. полит.-правовой лит.; Кн. 1).

38. Мелкадзе О. Беседы о Конституции Грузии / Центр исследования парламентаризма в мире. - Уплеба, 1996. - 190 с. - (Сер. полит.-правовой лит.; Кн. 3).

39. Накашидзе Б. Самоуправление в Грузии: Полит.-правовые пробл. - Батуми: Ачара,

1999. - 190 с.

40. Nikolaishvili G. Human rights in Georgia: Critical analyses discussion / Paper Series, 1, UNDP, 1997. - 40 p.

41. Нодия Г. Куда?: Политическая публицистика. - М., Тбилиси: Издание Кавк. ин-та мира, демократии и развития, 1995. - 208 с.

42. Нодия Г. Конфликт в Абхазии: Причины и анализ. - Тбилиси: Издание Кавк. инта мира, демократии и развития, 1998. - 76 с.

43. Пиралишвили З. Малый народ и исторические перспективы. - Тбилиси: Некери, 1994. - 102 с.

44. Политика: квинтессенция политической мысли / Ред. Рехвиашвили И. и др. - Тбилиси: Элфи, 1999. - 160 с.

45. Проблемы политологии / Ред. Купрашвили Г. - Тбилиси: Цодна, 1999. - Ч. 1, 2, 3.

46. Rondeli A. Foreighn Policy of Georgia and priorities of national security / Discussion Paper Series, 3, UNDP, 1999. - 43 p.

47. Рондели А. Маленькая стана в международной системе. - Тбилиси: Мецниереба, 2003. - 319 с.

48. Саникидзе Г., Кигурадзе Н. Современные международные отношения: Курс лекций / Фонд «Открытое общество - Грузия». - Тбилиси: Меридиан, 2001. - 218 с.

49. Современная демократия: Основные понятия и теории. - Тбилиси, 1999-2000. -№ 1-7.

50. Современные политические партии Грузии / Сост. Шарабидзе Д., Гугунишви-ли С. - Тбилиси: Тбил. гос. ун-т, 1995. - 124 с.

51. Sumbadze N. The Social sciences and civil society / Discussion Paper Series, 6, UNDP, 1998.

52. Тевзадзе Г. Симулякры власти. - Тбилиси: Бакура Сулакаури, 1999. - 136 с.

53. Тевзадзе Г. Социология институциональных изменений: Курс лекций / Фонд «Открытое общество - Грузия». - Тбилиси: Мецниереба, 2002. - 107 с.

54. Тоточава К. Политические взгляды Якоба Гогебашвили. - Тбилиси, 2000. - 215 c.

55. Туквадзе А. Политическая элита. - Тбилиси: Цодна, 1998. - 235 c.

56. Understanding conflict?: A collection of works and essays / Ed. by Khutsishvili G., Ph.D., ICCN, 1998. - 110 p.

57. Khmaladze V. Local Government in Georgia. Past, Present, Trends. Discussion Paper Series, 4, UNDP, 1997. - 53 p.

58. Хоштария-Броссе Э. История и современность: Абхазская проблема в конфликтологическом аспекте / Междунар. центр конфликтологии и стратегии переговоров. -Тбилиси, 1996. - 133 с.

59. Цулукидзе Т. Концепция международных отношений по Раймону Арону / Тбилисский независимый ун-т. - Тбилиси: Некери, 1999. - 35 с.

60. Чануквадзе В. Политологические диалоги (углубляясь в мир политики) / Академия полит. наук Грузии. - Тбилиси, 1998. - 300 с.

61. Чануквадзе В., Чумбуридзе О. Актуальные проблемы политологии / Академия полит. наук Грузии. - Тбилиси, 1997. - 95 с.

62. Швелидзе Д. Образование политических партий в Грузии: Федералисты Тбилиси. - Арси, 1993.

63. Empirical model for early warning of ethnic conflicts: The findings of the network for early warning and monitoring (NEWMEC) in Georgia / By Jincharadze Р., Kordzakhia I. ICCN. - Tbilisi, 2000. - 30 p.

64. Эркомаишвили В. Нация и идеология. - Тбилиси: Тбил. гос. ун-т, 2000. - 89 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.