Научная статья на тему 'Исследовательские центры Грузии (этапы их становления и основные направления деятельности)'

Исследовательские центры Грузии (этапы их становления и основные направления деятельности) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1212
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
Грузия / исследовательские центры / фонды / институты / Think tank / НПО / внешняя политика / демократия / реформы

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джонни Меликян

Данная статья является частью более широкого исследования «Становление и основ-ные направления деятельности исследовательских центров в Грузии». В ней автор рас-сматривает процесс формирования и развития независимых неправительственных ин-формационно-аналитических и академических научно-исследовательских центров иинститутов в Грузии, большая часть которых называют себя на американский лад –«мозговыми центрами» (think tanks). В то же время, следует отметить, что под выраже-нием «мозговой центр» автор понимает «центры и институты, занимающиеся изучени-ем и анализом политических процессов и проблем, а также разработкой рекомендацийзаинтересованным акторам (органам государственной власти, политическим партиями бизнес-структурам) по вопросам внутренней и внешней политики, в целях принятияими обоснованных политических решений». В статье автор приводит периодизациюэтапов создания и становления исследовательских центров в Грузии, а также дает ихклассификацию и раскрывает основные направления их деятельности и источникифинансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH CENTERS OF GEORGIA (PHASES OF ESTABLISHMENT AND MAIN DIRECTIONS OF ACTIVITIES)

This article is part of a wider study project Establishment and Main Directions of Activities of the Research Centers in Georgia. In the article the process of emergence and development of independent non-government information, analytical and academic research centers and institutions in Georgia is reviewed. Most of these centers call themselves in an American manner – “think tanks.” At the same time, it has to be noted that “think tank” in this article is understood as “centers and institutes that study and analyze political processes and problems, as well as develop recommendations for interested actors (government bodies, political parties and business structures).” The article presents emergence and development phases of these centers in Georgia, as well as classifies them and uncovers the main directions of their activities and sources of funding.

Текст научной работы на тему «Исследовательские центры Грузии (этапы их становления и основные направления деятельности)»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ ГРУЗИИ (ЭТАПЫ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Джонни Меликян

Ключевые слова: Грузия, исследовательские центры, фонды, институты, Think tank, НПО, внешняя политика, демократия, реформы

После дезинтеграции СССР начался этап широких реформ в общественнополитической жизни стран постсоветского пространства. Изменениям подверглись все институты и сферы жизнедеятельности государств. Все это не могло не затронуть и научно-исследовательские организации, которые функционировали в советские годы в структурах национальных Академий наук, Госплана и т.д. Грузия из большинства постсоветских государств, при всех трагических эпизодах ее новейшей истории, является показательным примером страны, где, начиная с 90-х годов, почти все процессы проистекают при посредничестве Запада и на его финансы.

Не менее интересным является исследование процесса формирования и развития независимых неправительственных информационно-аналитических и академических научно-исследовательских центров и институтов. В рамках более широкого исследования «Становление и основные направления деятельности исследовательских центров в Грузии» была изучена деятельность более 60-и неправительственных, некоммерческих информационно-аналитических центров, академических научно-исследовательских центров и институтов, большая часть из которых называют себя на американский лад «мозговыми центрами» (think tanks). В то же время, следует отметить, что под выражением «мозговой центр» мы понимаем «центры и институты, занимающиеся изучением и анализом политических и процессов и проблем, а также разработкой реко-

' Приглашенный эксперт НОФ «Нораванк», научный сотрудник Центра региональных исследований Академии государственного управления РА.

38

<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

Дж.Меликян

мендаций заинтересованным акторам (органам государственной власти, политическим партиям и бизнес-структурам) по вопросам внутренней и внешней политики, в целях принятия ими обоснованных политических решений». Из-за того, что в грузинской действительности не все из изученных НПО действительно полностью отвечают данному определению, то в тексте мы будем использовать более широкое понятие - исследовательские центры.

Не претендуя на то, что итоги исследования являются всеобъемлющими, отметим, что выбор исследовательских центров делался, основываясь на их активной или пассивной деятельности, зафиксированной на официальном интернет-ресурсе (агентства или центра) организации и цитируемости в грузинских СМИ. Свыше 60 упоминаемых нами исследовательских центров условно были разделены по их статусу на следующие группы: 1. Независимые НПО и Фонды (многие из которых think tank-и); 2. Филиалы и представительства международных организаций (think tank-ов и Фондов); 3. Академические центры (при вузах и институтах); 4. Партийные центры (при политических партиях).

В свою очередь, в исследовательских центрах первой группы можно выделить следующие направления: 1. Политологическое (внешняя и внутренняя политика, политология, геополитика, конфликты и т.д.); 2. Демократия и права человека (электоральная политика, выборы, свобода слова, СМИ и т.д.); 3. Экономическое (либерализация, торговля, финансы, реформы и т.д.); 4. Многопрофильные (широкий разброс сфер исследования: от экологии до общества).

Чтобы понять причину столь массового появления разного рода общественных организаций и исследовательских центров в Грузии (достигает 100001), необходимо обратиться к истории страны начала 90-х XX века. Из-за отсутствия финансирования и поддержки государства многие производственные объединения и научно-исследовательские центры при Академии наук стали распадаться. Основная причина в том, что они не сумели адаптироваться к новым условиям рыночной экономики, а многие их сотрудники – специалисты различных направлений и научные работники – остались безработными. Они же и пополнили ряды набиравших в те годы обороты независимых неправительственных организаций (далее НПО), которые подстроились

1 ADB – Asian development bank Research: “Short history of the SCO development in Georgia”, http://www.adb.org/sites/default/files/publication/29645/csb-geo-ka-0.pdf.

39

Дж.Меликян

21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

под новую реальность и, будучи продуктами Запада, сумели наладить работу с зарубежными фондами. В них сосредоточились основные эксперты. Наверное, единственным научно-исследовательским центром периода СССР является действующий и поныне Институт востоковедения им. Гиорги Церетели, основанный в 1960г.

Спецификой исследовательских НПО первого поколения (1991-1996), щедро финансировавшихся западными фондами и государствами, было содействие властям Грузии в деле развития демократии, свободы слова и прав человека. Еще одним не менее важным направлением было - миротворчество и разрешение конфликтов. Деятельность всех этих организаций была преимущественно направлена на общественность, создание взаимоотношений «власть-народ» и по большей части, проведение определенных событийных мероприятий, нежели осуществления исследовательских проектов.

К исследовательским центрам первого поколения можно отнести: Центр стратегических исследований (1991); Кавказский институт мира, демократии и развития - CIPDD (1992); Центр культурных связей «Кавказский дом» (1993); Ассоциация молодых юристов Грузии (1994); Международный центр по исследованию конфликтов и миротворчеству – ICCN (1994); Международное общество за справедливые выборы и демократию – ISFED (1995); Грузинский центр стратегических исследований и развития – CSRDG (1995);

Из исследовательских центров первого поколения следует выделить основанный в 1992г. Кавказский институт мира, демократии и развития – CIPDD. Организация, которая имеет 23-летний опыт деятельности в Грузии, является одной из первых НПО страны. Профиль работы организации, как и всех НПО первого поколения, достаточно широк: от исследований и аналитики, до публичных мероприятий и семинаров. CIPDD имеет авторитет как в стране, так и вне нее. Основателем и нынешним руководителем организации является грузинский философ и политолог Гиа Нодия. По данным за 2014г., Институт занял 150-ю позицию ведущих мировых центров как без учета США, так и вместе с центрами США рейтинга Пенсильванского института. CIPDD также занимает 5-ю строчку в списке ведущих центров в Центральной Азии. Организация имела очень тесные связи с бывшим руководством Грузии. Имен-

40

<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

Дж.Меликян

но со сменой власти в стране деятельность CIPDD стала менее активной, однако все еще достаточно продуктивна. С этим и связано уменьшение бюджета организации в 2014г., который составил $395 тыс., тогда как в 2010г. он был равен $645,700 тыс. Среди доноров и партнеров CIPDD1 много зарубежных посольств, правительств, фондов и университетов [1].

Интересен также опыт Международного центра по исследованию конфликтов и миротворчеству — ICCN, который был основан известным грузинским конфликтологом Гиоргием Xуцишвили. ICCN был основан в 1994г. при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, а также организационной поддержке Центра Международной безопасности и контроля над вооружениями Стэндфордского университета. Он является одним из первых исследовательских центров страны, занявшимся разрешением конфликтов и миротворчеством. На сегодняшний день ICCN занимается также российскогрузинскими отношениями и организовывает совместно с Российским советом по международным делам ежегодные двухсторонние встречи представителей двух стран1 2 [2].

Одной из влиятельнейших НПО страны является Ассоциация молодых юристов Грузии — GILA, основанная в 1994г. Несмотря на то, что данная она больше имеет профиль правозащитной организации или, на американский лад, watchdog, в рамках Ассоциации проводятся также и исследования узкого профиля. Основателем организации является нынешний глава парламента Грузии Давид Усупашвили (бывший председатель Республиканской партии Грузии). С 90-х годов организация являлась кузницей кадров властей страны как при 2-м президенте страны Эдуарде Шеварднадзе, так и после 2012г. при коалиции «Грузинская мечта». Можно сказать, что деятельность Ассоциации направляется Республиканкой партией Грузии (почти все председатели были связаны с партией), а курируется основным партнером и донором организации – посольством США. GILA имеет постоянный источник финансирования, в основном от американских либеральных фондов, играющих значительную роль в поли-

1 CIPDD с 2007г. является членом ассоциации PASOS (Policy Association for an Open Society), куда входят 39 организаций и 3 ассоциированных члена со всего мира.

2 Совместная деятельность направлена на поддержание контактов и проведение экспертных встреч и подготовки аналитики по межгосударственным отношениям.

41

Дж.Меликян

21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

тике США. Имеет свои представительства во всех крупных регионах страны, в том числе и Самцхе-Джавахети, где занимается программами по защите прав человека и интеграцией местного населения [3].

Исследовательскую работу проводили большое количество НПО, однако со временем из НПО первого поколения постепенно выделилась группа организаций, сделавших исследования основным направлением своей деятельности. Так, с середины 90-х годов, на базе этих организаций появляются и другие, составившие ядро исследовательских НПО второго поколения (1996-2003). Сама специфика внутриполитических процессов в стране (стагнация в экономике, энергетический и политический кризис и т.д.), а также проблемы в ее внешней политике (неразрешенность югоосетинского и абхазского конфликта) способствовали развитию аналитического направления в организациях гражданского сектора. В те же годы, при президентстве Эдуарда Шеварднадзе (1995 -2003), особенно после 1999г. (Грузия стала членом Совета Европы), в стране усилилась роль гражданского сектора и авторитет некоторых НПО. Благодаря поддержке Запада и США стали выделяться также и новые лидеры, имевшие авторитет в обществе.

К исследовательским центрам второго поколения относятся: Атлантическая ассоциация Грузии (1996); Институт свободы (1996); Центр по правам человека (1996); Общегражданское движение «Многонациональная Грузия» (1999); Грузинский фонд стратегических и международных исследований- GFSIS (1998); Новая экономическая школа Грузии (2001); Центр исследования экономической политики – EPRC(2002); Институт изучения политики – IPS (2002);

Примечательной для отмеченного периода является деятельность основанного в 1996г. Института свободы– т.н. кузница кадров правительства 3-го президента Михаила Саакашвили и его партии «Единое национальное движение». На сегодняшний день организация очень пассивная, а аналитическую деятельность ведет лишь ее руководитель, известный грузинский эксперт Леван Рамишвили. В былые годы Институт свободы получал очень щедрые гранты западных фондов и занимался проведением исследований (анализом и оценкой изменений в государственной политике) и адвокатством, «направ-

42

<21֊й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

Дж.Меликян

ленным на защиту и укрепление человеческой, экономической и национальной свободы»[4].

Наиболее известным и авторитетным грузинским Исследовательским центром, который смело можно назвать мозговым центром, является основанный в 1998г. известным и уважаемым грузинским дипломатом Александром Рондели1 Грузинский фонд стратегических и международных исследований – GFSIS. GFSISне входит в список центров Пенсильванского университета, однако специфика его деятельности полностью связана с исследованиями внешней политики Грузии, угроз ее национальной безопасности и т.д. Так, с 2006г. в рамках организации был начат 10-летний проект, в рамках которого был основан Центр анализа безопасности Грузии (2006-2016). GFSIS имел очень высокий авторитет среди предыдущего руководства Грузии, однако не утратил свое влияние полностью по сей день2. Бюджет Фонда неизвестен, однако, по некоторым данным, в лучшие времена он доходил до полумиллиона долларов в год. Международные связи GFSIS очень широки, а в число доноров входят: Фонд Сороса (OSF-Georgia); RAND Corporation; Фонд Эберта; Центр Маршалла; USAID; NED; Stanford University; US Embassy и т.д. [5].

Ярким представителем экономического блока является созданный в 2002г. Центр исследования экономической политики – EPRC. Он является одним из активнейших аналитических центров Грузии, который занимается экономическими вопросами. Руководитель организации – Давид Чкадуа. Каждый год совместно со Стенфордским университетом (США) EPRC проводит Форум «Глобальных лидеров» в Тбилиси. По данным за 2014г., бюджет центра составил $270000; ($214000 в 2013г.) [6].

После внутриполитического кризиса и по итогам «Революции роз» в ноябре 2003г. в стране сменилась власть и пришла новая команда т.н. «молодых реформаторов» во главе с 3-им президентом Грузии Михаилом Саакашвили, Зурабом Жвания и Нино Бурджанадзе3. Эти политики были известны не толь- 1 2 3

1 На момент публикации статьи была получена информация о том, что не стало Александра Рондели. На данный момент обязанности руководителя GFSIS исполняет доктор Эка Метревели.

2 Эксперт Фонда Арчил Гегешидзе в 2013г. был назначен на пост посла Грузии в США, а его коллега Ладо Папава в 2014г. был избран ректором Тбилисского госуниверситета им. Джавахишвили.

3 Johnny Melikyan: “Georgia looks west, Armenia east”, “Open Democracy-Russia” E-Journal, https://www.opendemocracy.net/od-russia/johnny-melikyan/georgia-looks-west-armenia-east-EU-CU-NATO, Sept. 03, 2014.

43

Дж.Меликян

21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

ко как оппозиционеры и бывшие члены команды экс-президента Шеварднадзе, но и как популярные НПО-шники. Специфика деятельности исследовательских НПО третьего поколения (2003-2012) заключается в том, что с их приходом во власть, был серьезно ослаблен гражданский сектор страны. Причина заключалась в том, что большинство членов их команды были выходцами из неправительственного сектора. Новые власти, при поддержке Запада, начали с борьбы с коррупцией, реформами государственных институтов и либерализации экономики. Для столь широких реформ и переформатирования государства нужна была и поддержка общества. И тогда, параллельно экономическим реформам, увеличивается количество исследовательских центров, которые специализировались в сфере экономики и государственного управления.

Отрицательным эффектом того периода стало то, что государству для продвижения непопулярных реформ нужна была поддержка населения и появилась необходимость привлечения новых НПО. Тут на помощь к правящему Единому национальному движению (далее - ЕНД), пришли их «бывшие» коллеги и «новые» партнеры, а большинство активных НПО страны стали проправительственными (амер. GoNGO - Government NGO) агентами влияния.

К имеющейся в Грузии внутриполитической повестке, в эти годы добавилась и «новая» внешнеполитическая: правительство объявило своим внешнеполитическим приоритетом интеграцию страны в ЕС и НАТО. Этот тезис был прописан в принятой в 2005г. парламентом Грузии первой Концепции национальной безопасности1 страны. После этого к уже имеющимся исследовательским НПО добавились и новые, в функции которых входила работа над популяризацией озвученного властями внешнеполитического вектора страны. Система, созданная при ЕНД, усилила связь государства и гражданского общества, дав возможность циркуляции кадров по обе стороны. Это же и подготовило переход страны на следующий этап развития гражданского сектора.

Исследовательскими центрами третьего поколения являются: Информационный центр по НАТО и ЕС(2005); Европейская инициатива - Либеральная академия Тбилиси - EI-LAT(2006); Политический институт - Международная

1 Civil.ge: «Завершилась работа над Концепцией национальной безопасности Грузии», http://www.civiLge/ms/artide.php?id=8045, Maй 16, 2005.

44

<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

Дж.Меликян

школа экономики - ISET-PI (2006); Республиканский институт2 (2008); Международная школа кавказских исследований - ISCS (2009); Кавказский институт социальных и экономических исследований - CIESR (2009); Грузинский институт политики (2011).

Как уже отмечалось выше, с приходом к власти команда Михаила Саакашвили определилась в выборе внешнеполитического вектора развития страны – интеграции в ЕС и НАТО. Тогда же, в 2005г., с поддержкой государства основывается Информационный центр по НАТО и ЕС. Руководителем Центра является Элене Тогсадзе. Центр действует в Тбилиси, но имеет множество программ в регионах страны3, где занимается информационным содействием европейской и евроатлантической интеграции Грузии и популяризацией данного направления [7].

Очередной этап в развитии исследовательских НПО Грузии был связан со сменой власти в стране и победой коалиции «Грузинская мечта» на парламентских выборах в октябре 2012г. Уже после ухода из власти ЕНД некоторые бывшие чиновники, которые не попали под следствие правоохранительных органов страны, с легкостью ушли в гражданский сектор. Часть из них присоединилась к существующим НПО, другие инициировали создание новых. Их цель – гражданский контроль над новым руководством страны и продолжение борьбы за «умы населения» в новых конкурентных реалиях. В ответ на это члены правящей коалиции «Грузинская мечта» задействовали свои НПО. Таким образом, исследовательские НПО четвертого поколения (2012 - по н.вр.) разнообразны и многопрофильны по своей сути. Они будут развиваться и функционировать в жесткой конкуренции между собой (провластные и оппозиционные). Усиливает борьбу не только различие в подходах к внутриполитической повестке дня, но и конкуренция на внешнеполитическом направлении. Тут, несмотря на совпадение декларируемых внешнеполитических ориентиров, борьба ведется уже за демонстрацию большей лояльности к идее интеграции Грузии в ЕС и НАТО, а также в деле обеспечения территориальной целостности страны. Существенную разницу во взглядах на внешнеполитическую дея- 1 2 3

1 Действует при ТГУ (Тбилисском госуниверситете) им. Джавахишвили.

2 Мозговой центр Республиканской партии Грузии - члена правящей коалиции «Грузинская мечта».

3 В мае 2015г. при поддержке Центра в Ахалкалаки прошли дни НАТО.

45

Дж.Меликян

21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

тельность Грузии выявляют взаимоотношения с Россией. Однако и тут различие в подходах сводится лишь к риторике сторон и не более.

Следует также отметить, что и в правительстве «Грузинской мечты» есть выходцы из аналитического сообщества страны. Так известный военный эксперт Ираклий Сесиашвили занял пост главы комитета по вопросам обороны и безопасности парламента Грузии. Еще один аналитик, выходец из Кавказского института социальных и экономических исследований — CIESR Давид Нармания занял пост министра регионального развития и инфраструктуры, а после был избран мэром Тбилиси. Грузинский дипломат, экс-посол в России Зураб Абашидзе был назначен на пост специального представителя премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с РФ. А известный эксперт-конфликтолог Ивалиан Хаиндрава стал заместителем секретаря Совета национальной безопасности Грузии1.

Исследовательскими центрами четвертого поколения являются: НПО «Мировой опыт для Грузии» (2012); Ассоциация реформ Грузии — GRASS (2012); Грузинский институт стратегических исследований (2012); Центр анализа и прогнозирования ТГУ (2012); НПО «Гражданин» (2013); «Общество 20/20» (2014);

Показательным исследовательским центром нового поколения является основанная в 2012г. Ассоциация реформ Грузии — GRASS. Организация была создана бывшим заместителем главы МИД Грузии (при Михаиле Саакашвили) Серги Капанадзе и экспертом Элене Хоштария. В организацию также вошли некоторые бывшие функционеры правительства Саакашвили. GRASS позиционирует себя в качестве think tank-а, в сферу деятельности которого входят исследования внешней и внутренней политики, безопасности, конфликтов, образования, проблем национальных меньшинств и т.д. GRASSоппонирует властям страны через свой проект Factcheck (мини-аналитические записки), где эксперты Ассоциации перепроверяют и исследуют публичные заявления или проекты руководства страны, касающееся внешней политики или экономики Грузии. Имеет несколько текущих проектов, но активно занимается привлечением финансов от донорских организаций [8].

1 Данная структура функционирует при президенте Грузии.

46

<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

Дж.Меликян

В противовес предыдущему исследовательскому центру и прочим НПО, критикующим власти страны, бывший премьер-министр Грузии и собственник грузинского телеканала GDS (Georgian Dream Studio) Бидзина Иванишвили, инициировал в 2014г. создание неформального Общества 20/20. Эксперты данной неформальной организации (молодые политологи, экономисты и журналисты), через свои выступления на телеканале GDS, согласно Иванишвили, должны стать альтернативными источниками информации о деятельности правительства Грузии.

Резюмируя, следует отметить, что на сегодняшний день основным двигателем развития исследовательских центров Грузии являются Западные фонды и государства, которые финансируют все эти организации и тем самым, определяет приоритеты их исследований. Следует отметить, что приоритетами финансирования западных доноров и фондов все еще являются различные аспекты демократизации. В первую очередь, они касаются вопросов, связанных с защитой прав человека, национальных меньшинств, свободы слова, реформами органов местного самоуправления, электоральной, судебной и пенитенциарной систем.

В своей каждодневной деятельности исследовательские центры Грузии пользуются традиционными для страны способами (личными контактами) и современными каналами продвижения своих аналитических продуктов (презентациями, конференциями, семинарами, он-лайн конференциями и социальными сетями). Однако и тут есть проблемы – власти страны не всегда прислушиваются к мнению этих организаций, а временами сами диктуют им свою повестку дня. Некоторые организации, встречаясь с подобными проблемами, используют свои контакты в дипломатических кругах и вне Грузии, чтобы надавить на руководство страны, проталкивая свои интересы и проекты.

Во внешней политике исследования в основном сосредоточены на проблемах национальной безопасности, мерах по обеспечению территориальной целостности страны. Кроме того, в исследованиях касательно региональных инфраструктурных проектов и транзита по территории страны и реализации европейской и евроатлантической интеграции Грузии. 1

1 На момент публикации статьи, исходя из внутриполитических реалий Грузии и де-факто начавшейся кампанией к парламентским выборам 2016г., формат телепередачи изменился, став новостным.

47

Дж.Меликян

21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

Отдельно хотелось бы выделить несколько пунктов по выводам, сделанным по ходу исследования:

1. Наблюдается активизация деятельности аналитических центров при университетах, однако уровень их активности не достаточно высок. Так, в 2012г. при ТГУ им.Джавахишвили был создан Центр анализа и прогнозирования ТГУ. Ранее, в 2009г., при Государственном университете Илии была создана Международная школа кавказских исследований, а при ТГУ им.Джавахишвили в 2006г. была основана Международная школа экономики (ISET), которая с 2011г. в своей структуре основала think tank Институт политики — Международная школа экономики. Поддерживает вузы созданный правительством Грузии Фонд им.Руставели1.

2. В вопросах, касающихся национальных меньшинств, грузинские исследовательские центры в последние годы менее активны, а их деятельность больше сосредоточена на создании возможностей по интеграции армянского и азербайджанского населения страны в грузинское общество. Примечательно, что в ахалкалакском офисе Грузинского фонда стратегических и международных исследований, основанном при финансовой поддержке правительства Финляндии, проводятся бесплатные курсы грузинского языка.

Октябрь, 2015г.

Источники и литература

1. Кавказский институт мира, демократии и развития (CIPDD), www.cipdd.org.

2. Международный центр по конфликтам и переговорам (ICCN), www.iccn.ge.

3. Ассоциация молодых юристов Грузии (GILA), www.gila.ge.

4. Институт свободы (Liberty Institute), http://liberty.ge/?page_id=460.

5. Грузинский фонд стратегических и международных исследований (GFSIS), www.gfsis.org.

6. Центр исследования экономической политики (EPRC), http://www.eprc.ge.

7. Информационный центр НАТО и ЕС (Information Centre on NATO and EU), http://www.natoinfo.ge.

8. Грузинская ассоциация реформ (GRASS), http://grass.org.ge.

9. Международная школа экономики — Политический институт при ТГУ им. Джавахишвили (ISET — Policy Institute), http://www.iset-pi.ge. 1

1 Фонд стал первым национальным донором, финансирующим исследовательские проекты внутри страны по направлениям, приоритетным для Грузии.

48

<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

Дж.Меликян

10. Melikyan Johnny., Georgia looks west, Armenia east, E-Journal Open Democracy-Russia, https://www.opendemocracy.net/od-russia/johnny-melikyan/georgia-looks-west-armenia-east-EU-CU-NATO, 03.09.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Меликян Дж, Внешняя политика Грузии после парламентских выборов в октябре 2012: взгляд из Армении, Центральная Азия и Кавказ (Журнал социально-политических исследований). CA&CC Press, Швеция, 2014, Том 17, Выпуск 1, сс. 78-88.

ՎՐԱՍՏԱՆԻ ՀԵՏԱԶՈՏԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆՆԵՐԸ (ԴՐԱՆՑ ԿԱՅԱՑՄԱՆ ՓՈՒԼԵՐԸ ԵՎ ԳՈՐԾՈՒՆԵՈՒԹՅԱՆ ՀԻՄՆԱԿԱՆ ՈՒՂՂՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԸ)

Ջոկի Մեւիքյաե

Ամփոփագիր

Հոդվածն ավելի լայն «Վրաստանի հետազոտական կենտրոնների կայացումը և գործունեության հիմնական ուղղությունները» հետազոտության մի մասն է: Հեղինակը դիտարկում է Վրաստանի անկախ ոչկառավարական տեղեկատվա-վերլուծաբա-նական և ակադեմիական գիտահետազոտական կենտրոնների և ինստիտուտների ձևավորման և զարգացման գործընթացը, որոնց մեծ մասն իրեն ամերիկյան ոճով անվանում է «ուղեղային կենտրոններ» (think tanks): Միևնույն ժամանակ, նշվում է, որ «ուղեղային կենտրոն» ասելով հեղինակը նկատի ունի այն «կենտրոններն ու ինստիտուտները, որոնք զբաղվում են քաղաքական գործընթացների և խնդիրների ուսումնասիրությամբ, ինչպես նաև հետաքրքրված ակտորների (պետական իշխանության մարմինների, քաղաքական կուսակցությունների և բիզնես կառույցների) համար հանձնարարականների մշակմամբ ներքին և արտաքին քաղաքականության հարցերի վերաբերյալ, նրանց կողմից հիմնավորված քաղաքական որոշումներ ընդունելու նպատակով»: Հոդվածում հեղինակը ներկայացնում է Վրաստանում հետազոտական կենտրոնների ստեղծման և կայացման փուլերը, ինչպես նաև տալիս է դրանց դասակարգումն ու ներկայացնում դրանց գործունեության հիմնական ուղղությունները, ֆինանսավորման աղբյուրները:

49

Дж.Меликян

21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ ГРУЗИИ (ЭТАПЫ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Джонни Меликян

Резюме

Данная статья является частью более широкого исследования «Становление и основные направления деятельности исследовательских центров в Грузии». В ней автор рассматривает процесс формирования и развития независимых неправительственных информационно-аналитических и академических научно-исследовательских центров и институтов в Грузии, большая часть которых называют себя на американский лад — «мозговыми центрами» (think tanks). В то же время, следует отметить, что под выражением «мозговой центр» автор понимает «центры и институты, занимающиеся изучением и анализом политических процессов и проблем, а также разработкой рекомендаций заинтересованным акторам (органам государственной власти, политическим партиям и бизнес-структурам) по вопросам внутренней и внешней политики, в целях принятия ими обоснованных политических решений». В статье автор приводит периодизацию этапов создания и становления исследовательских центров в Грузии, а также дает их классификацию и раскрывает основные направления их деятельности и источники финансирования.

RESEARCH CENTERS OF GEORGIA (PHASES OF ESTABLISHMENT AND MAIN DIRECTIONS OF ACTIVITIES)

Johny Melikyan

Resume

This article is part of a wider study project Establishment and Main Directions of Activities of the Research Centers in Georgia. In the article the process of emergence and development of independent non-government information, analytical and academic research centers and institutions in Georgia is reviewed. Most of these centers call themselves in an American manner — “think tanks.” At the same time, it has to be noted that “think tank” in this article is understood as “centers and institutes that study and analyze political processes and problems, as well as develop recommendations for interested actors (government bodies, political parties and business structures).” The article presents emergence and development phases of these centers in Georgia, as well as classifies them and uncovers the main directions of their activities and sources of funding.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.