Научная статья на тему 'Политическая модернизация системы международных отношений на Ближнем Востоке и в Северной Африке (на примере «Финиковых революций»)'

Политическая модернизация системы международных отношений на Ближнем Востоке и в Северной Африке (на примере «Финиковых революций») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИК ТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / "ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" / «УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС» / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / “COLOR REVOLUTIONS” / “CONTROLLED CHAOS” / INTERNATIONAL RELATIONS / POLITICAL CONFLICTS / PSYCHOLOGICAL OPERATIONS / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Манойло Андрей Викторович

В статье рассматривается практика применения западных техноло гий «цветных революций» и «управляемого хаоса» в недавних событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке, которые привели к дестабилизации политических режимов в Тунисе, Египте, Сирии, Бахрейне и к гражданской войне в Ливии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political modernization of international relations in the Middle East and North Africa (based on the «palm revolutions» example)

The article discusses the practice of Western technology color revolutions and the controlled chaos of recent developments in North Africa and the Middle East, leading to destabilization of the political regimes in Tunisia, Egypt, Syria, Bahrain and the civil war in Libya.

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация системы международных отношений на Ближнем Востоке и в Северной Африке (на примере «Финиковых революций»)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 6

А.В. Манойло

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ «ФИНИКОВЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»)

В статье рассматривается практика применения западных технологий «цветных революций» и «управляемого хаоса» в недавних событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке, которые привели к дестабилизации политических режимов в Тунисе, Египте, Сирии, Бахрейне и к гражданской войне в Ливии.

Ключевые слова: международные отношения, политические конфликты, психологические операции, «цветные революции», «управляемый хаос», информационные технологии, международная безопасность.

В недавней волне революционных событий, прокатившейся по Северной Африке и успешно демонтировавшей казавшиеся абсолютно стабильными и незыблемыми политические режимы, обращает на себя внимание ряд особенностей.

Во-первых, все они развивались по одному и тому же «революционному» шаблону, очень похожему на сценарий «цветных революций».

Во-вторых, «революции» в различных государствах Северной Африки вспыхнули практически одновременно, что исключает любой элемент случайности и предполагает высокий уровень координации (по времени) извне, либо факт проведения тщательно спланированной внешними силами специальной операции.

Несмотря на довольно распространенное мнение, что страны Магриба являются своеобразной калькой друг с друга, явное сходство между ними наблюдается только в формах политических режимов и времени пребывания их лидеров у власти. В остальном же (в уровне социальной напряженности, в степени разрешения социальных проблем, в уровне жизни и экономической стабильности) они заметно различаются. Вот почему игра на общих проблемах социально-экономического характера не может стать причиной одновременного взрыва политической ситуации во всех указанных странах. Но ее вполне достаточно для маскировки истинных причин «финиковых революций» и объяснения происходящего (разумеется, в определенном свете) внешним наблюдателям — ООН, европейскому сообществу, оставшейся части арабского мира и др.

В-третьих, причиной «пожара», погрузившего в политический хаос самую стабильную и «европейскую» страну — Тунис, стал совсем незначительный повод — самосожжение местного жителя. Тем не менее это послужило сигналом для начала вооруженного мятежа, в считанные дни охватившего всю страну.

Вместе с тем организация мятежа практически невозможна без тщательной предварительной подготовки, вербовки боевиков и сплочения их в боевые группы, четкой системы координации, материального обеспечения и, самое главное, аккумулирования в зоне будущего конфликта значительных финансовых средств, предназначенных для подпитки «революционной борьбы». Последние невозможно доставить в зону конфликта мгновенно, тем более если мятеж уже начался. Без внешней финансовой поддержки ни одна из современных «революций» не может свергнуть законную власть.

В-четвертых, «пламя революции» охватило государства Северной Африки по очереди, в строго определенном порядке, что наводит на мысль об управлении этим процессом извне. Налицо явная избирательность: Тунис — Египет — Ливия — Сирия — Бахрейн — Йемен и т.д. При этом в стороне остались Алжир, Марокко и другие африканские страны со сходными социальными проблемами. На языке специалистов это явление называется «контролируемой цепной реакцией» и является обязательным элементом любой современной технологии «цветных революций». По этой технологии любые промежуточные результаты «революционного подъема народных масс» в одной стране становятся инициирующим поводом, запускающим маховик «революции» (или вооруженного мятежа) в последующей стране из заранее намеченного зарубежными «революционерами» (истинными авторами «революции») списка. Очередность следования «вспыхивающих» стран в контролируемой цепной реакции соблюдается строго: ведь инициирующий импульс пробуждает не к гражданской активности, подавленной очередным авторитарным режимом, а к использованию «домашних заготовок» политтехнологов, подготовивших эту «революцию» в течение долгого времени и внедрявших соответствующую идеологию в массовое сознание населения. А для каждой конкретной страны «домашние заготовки» свои.

Порядок и высокая скорость распространения такой цепной реакции возможны только при высокой степени внешней координации происходящих событий.

В-пятых, в «революциях» в Северной Африке и на Ближнем Востоке наблюдается еще один ключевой элемент технологии «цветных революций» — это механизм обратной связи, обязательно присутствующий в любой специальной операции. Суть его такова: первоначальный сценарий «революции» обкатывается в одной стра-

не, затем корректируется и в виде очередной итерации запускается в следующей. Процедура коррекции повторяется снова. При этом соблюдение очередности в применении технологий «революций» к избранным странам обязательно: такой прием позволяет вовремя учитывать и исправлять ошибки в исходном сценарии, оперативно адаптировать его под тонкую специфику региона, которая проявляется, как правило, уже в процессе реализации исходного замысла. В этом — гибкость современных технологий «цветных революций» и одновременно их главный демаскирующий признак.

В-шестых, во всех «революциях» в странах Северной Африки настораживает один факт — странное отсутствие обязательного компонента любой революции — революционной идеологии. В основе революционной борьбы всегда лежат высокие идеалы (свобода, равенство, братство, справедливость), либо идеи национально-освободительных движений. Ничего подобного в арабских «революциях» нет, есть разношерстное протестное движение, которое быстро превращается в «политическую толпу», основная цель которой — свержение действующей законной власти в лице ее конкретных представителей, с одной стороны, и погромы — с другой. При этом «революционная» толпа не выдвигает никакой альтернативной политической программы: народный гнев носит сугубо персонифицированный характер и ничего не имеет против самой политической системы. Цель такой революции сводится к тому, чтобы на основательно «подогретой» волне народного гнева к власти пришли новые лица, которые, возможно, ничем не лучше предыдущих, но обладают романтическим ореолом «революционеров». Обладая таким ореолом, эти люди могут не иметь ни известного прошлого, ни заслуг перед страной и вообще «вынырнуть» из политического хаоса в самый последний момент. Для любых мировых лидеров, интересы которых лежат в данном регионе, этот момент является самым лучшим для приведения к власти своих ставленников.

Отсутствие революционной идеологической составляющей выдает в событиях в Северной Африке почерк, характерный для англосаксов и проводимых ими специальных психологических операций. Так, технологии «цветных революций» хорошо известны и обкатаны на примере нескольких десятков стран, в том числе государств Центральной Азии с преимущественно мусульманским населением. Хорошо известна предпринятая недавно британцами и американцами попытка организации «зеленой революции» в Иране. Однако в отличие от стран, ориентирующихся на западные либеральные ценности и психологию индивидуализма, шаблонная идеология «цветных революций» не работает в традиционных восточных обществах: на Востоке, где сохранился общинный и родовой

уклад жизни, интересы отдельной личности — ничто, а интересы общины — все.

Человек на Востоке никогда не реализует себя вне общины, к которой принадлежит, иначе его ждет полное забвение и в конечном счете гражданская гибель. Вместе с тем община дает человеку очень многое, в первую очередь поддержку и защиту, нередко даже в большей степени, чем это может обеспечить его западному коллеге либеральное государство. В этом плане свобода на Востоке понимается совсем не так, как на Западе: это не личная свобода от каких-либо запретов и ограничений, а свобода пользоваться возможностями и ресурсами общины, для того чтобы принести ей и в конечном итоге себе лично еще большее процветание. В этом плане идеология «цветных революций» представляет прямую угрозу свободе личности, живущей в традиционном восточном обществе, ее родным, близким, семье. Одним словом, западный лозунг «свобода» не находит отклика на Востоке.

Понятие справедливости в традиционных восточных обществах также определяется формулой: справедливо то, что принесет благо общине. Во внутренней политике это выражается в стремлении добиться высоких государственных постов для представителей своего клана, что, кстати, мало чем отличается от внутриполитической борьбы крупнейших семей в США — Кеннеди, Бушей и др. Принцип народного представительства здесь сводится к представительству родовому, клановому либо общинному; традиционный уклад и правила поведения, принятые в общинах, находящихся у власти, распространяются и на всю государственную внутреннюю политику в целом, цементируя ее и придавая устойчивость в отношении любых внешних воздействий. Западный же лозунг о том, что справедливость должна выражаться в праве каждого управлять страной, вызывает на Востоке искреннее непонимание.

Понятие братства в восточных обществах с преимущественно мусульманским населением уже имеет свое достаточно четкое определение, которое дает ислам, и вряд ли нуждается в западной модернизации.

Идеология национально-освободительных движений сегодня в Северной Африке также по вполне понятным причинам неприменима.

Таким образом, для любых западных политтехнологов, намерившихся сделать страны Магриба площадкой для обкатки своих новых «революционных» технологий, задача выбора революционной идеологии, подходящей к текущей ситуации в регионе, становится неразрешимой проблемой. В этом случае профессионалы специальных операций опускают вопрос идеологии вообще, заменив его набором внешних пиар-клише и положившись на быстрое формирование

из массы недовольных «политической толпы», которой идеология не нужна вовсе, а необходимо лишь указание цели и направления главного таранного удара. Между тем у настоящих революций, являющихся истинным проявлением воли народа, идеология есть всегда. Все эти признаки указывают на некую искусственность в нынешних «революциях» в Северной Африке и на Ближнем Востоке, что дает основание полагать, что здесь не обошлось без внешнего «дирижера».

Оставляя без внимания версию о полной спонтанности и случайности «революций» в Тунисе, Египте и других государствах Северной Африки и Ближнего Востока (которая тоже имеет право на существование), остановимся на предположении, что все произошедшее в странах Магриба неслучайно и имеет внешнего заказчика. В этом случае возникает несколько ключевых вопросов:

— как эти «революции» были осуществлены, при помощи каких схем, моделей и технологий;

— кто реальный заказчик и исполнитель «революций» в Северной Африке и на Ближнем Востоке;

— какие истинные цели преследуют «революции», кто является главной мишенью происходящих событий и зачем для поражения этой мишени понадобилось взрывать весь африканский север, отличавшийся стабильностью и устойчивостью правивших там политических режимов.

1. Модели управления международными конфликтами

«Цветные революции» в классическом виде и любые их разновидности — это технологии информационно-психологического управления международными конфликтами, предполагающие в том числе их искусственную инициацию. Именно в состояние таких этнополитических конфликтов погрузились общества в ранее стабильных и политически предсказуемых государствах Северной Африки после внешней инициации технологий «фисташковых революций» и «управляемого хаоса».

Сегодня управлять специально инициированными политическими конфликтами намного выгоднее, чем пытаться договориться с лидерами государств, чувствующими за собой реальную силу и опирающихся на поддержку армии и основной массы местного населения. Действительно, современные международные конфликты, несмотря на их кажущуюся уникальность, неповторимость и непредсказуемость, обладают большим родовым и видовым сходством и развиваются в целом по одним и тем же законам, что позволяет предсказывать их дальнейшее развитие, рассматривать эти конфликты как объект внешнего управления, вводить такие понятия, как поле конфликтов, формулировать их обобщенные и статистические ха-

рактеристики. Современными конфликтами можно и нужно управлять, исходя из общих закономерностей возникновения, эволюции и разрешения. Представления о международных конфликтах как о сугубо индивидуальных и непрогнозируемых явлениях ведут к запоздалому и неэффективному реагированию «по факту», к практике политических импровизаций.

В современных конфликтах технологии информационно-психологического воздействия применяются в рамках четырех доминирующих культурно-цивилизационных моделей: англосаксонской, восточноазиатской, ближневосточной (исламской) и романо-германской (западноевропейской), каждая из которых стремится преобразовать политические системы участников конфликта в соответствии с собственной картиной мира. Сегодня эти модели эффективно работают в зонах международных конфликтов, не вступая в противоречие и часто дополняя друг друга, что позволяет рассматривать эти модели как реальную альтернативу силовому умиротворению, активно продвигаемому сегодня в сферу международных отношений западной политической пропагандой.

Применяемые в этих моделях технологии информационно-психологического воздействия обладают универсальностью (применимостью к различным типам конфликтов), многократной тиражи-руемостью и предсказуемостью конечного результата. Существует принципиальная разница между технологиями и отдельными приемами, методами и способами психологического воздействия на конфликты: технологии — это готовый набор инструментов управления конфликтами, основанный на знании и использовании общих закономерностей их зарождения, эволюции и разрешения, в то время как индивидуальный подход к каждому новому конфликту требует всякий раз искать новые инструменты воздействия, к тому же в основном эмпирическим путем и с заметным опозданием.

Англосаксонская модель видит разрешение конфликтов в полной, принудительной трансформации политических систем конфликтующих сторон, точнее, своего оппонента, который должен принять политические нормы и стандарты англосаксонской цивилизации («демократические институты»). Традиционно англосаксы используют при этом как методы силового давления («силовое умиротворение», «гуманитарные интервенции», «борьба с международным терроризмом»), так и методы несилового воздействия («мягкая сила», «бархатные революции», «психологическая война»). Эта модель базируется на протестантском мировоззрении и этике успешности, полезности конечного результата.

Восточноазиатская модель исходит из цели разрешения конфликтной ситуации в постепенном, длительном встраивании (интеграции) политических систем и ценностей конфликтующих сторон,

оппонентов в собственную систему политических отношений (например, тайваньская проблема, «возвращение» Гонконга: «одна страна — две системы»), постепенно растворяя в своей системе национальную идентичность политических систем более слабых участников. Известно исчезновение целых народов, этнических групп в Китае в результате длительной ассимиляции (маньчжуры, динлины — таштыкская культура и другие «варвары»1).

Ближневосточная (исламская) модель видит процесс разрешения конфликтов в переносе, проекции исторически сложившихся в исламе традиционных механизмов регулирования социально-политических отношений на зоны конфликтов, в том числе за счет расширения ареала исламского мира и распространения влияния исламской идеологии. Деление мира по религиозному принципу возрождает дух религиозных войн, джихада, который включает в себя как мирные средства урегулирования международных конфликтов, так и вооруженную борьбу за веру. В шиитской ветви ислама, господствующей в Иране, отсутствуют призывы к джихаду против «неверных», более того, лидеры этой страны высказывают предложения о межцивилизационном диалоге2, выступают за поиск взаимопонимания между христианскими и мусульманскими странами и народами не путем взаимного отрицания ценностных установок, а путем заимствования (обмена) культурных и технологических достижений.

Романо-германская модель, основанная на своей цивилизацион-ной, политической этике, по мнению ряда авторов, отягощена стереотипами, набором «общепринятых» или общеобязательных этических представлений, не всегда совпадающих с представлениями других цивилизаций. Поэтому, например, трудны диалоги как французов, так и немцев с китайцами, «форумы есть, а диалога не получается»3. В этой связи романо-германская модель исходит из того, что процесс разрешения конфликтной ситуации заключается в изменении взглядов его участников преимущественно принятием устоявшихся в этой цивилизации господствующих этических норм и стереотипов. Эта модель психологического воздействия на конфликты не ставит задачу путем прямого вмешательства изменить политические системы его участников, а стремится управлять сознанием политических элит, стоящих у власти в государствах — участниках конфликта, а также — сознанием различных слоев местного населения и международной общественности, побуждая их воспринимать конфликт в

1 См.: КрюковМ.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. С. 63.

2 См.: Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001. С. 141.

3 Королев С.И. Этническая психология: методика изучения и методика использования. М., 2007. С. 184.

соответствии с предлагаемым им образом конфликта, т.е. смотреть на конфликт глазами европейского сообщества.

Англо-саксонская модель реализуется в политике в виде проводимых США и их союзниками психологических операций, в которых применение прямой вооруженной силы рассматривается в качестве сервиса по отношению к технологиям информационно-психологического управления массовым и индивидуальным сознанием населения как непосредственно в зонах международных конфликтов, так и вне их. Модель такой операции состоит из следующей последовательности фаз: политической стратификации общества, политической поляризации стратов, контролируемой поведенческой реакции (на базе известных в психологии техник «якорения») и психологической коррекции политического поведения групп населения и целевых аудиторий, основанной на принципе обратной связи.

Использование психологических «якорных» техник особенно опасно в условиях этнополитических конфликтов: многие разновидности массовых психологических состояний, сформировавшихся в течение исторического периода развития национального самосознания, включая состояния пограничные и агрессивные, уже заложены в этнической памяти и практически в неизменном виде, неосознанно (т.е. на уровне коллективного подсознания) передаются из поколения в поколение. Их не нужно специально формировать под конкретную психологическую операцию. Исторические механизмы инициации этих состояний, не раз срабатывающие в исторической практике межнациональных конфликтов, также известны: для того чтобы «переключить» население какого-либо этнического анклава из психологического состояния мирного добрососедства в состояние немотивированной агрессии, достаточно лишь незначительно адаптировать формат психологического импульса, инициирующего психологический механизм «переключения состояний», характерных для данного этноса, к современным условиям. Именно эти психологические приемы и технологии исключительно ярко проявили себя в «финиковых революциях» в Северной Африке.

2. Технологии политических переворотов

и «управляемого хаоса»

Технологии «финиковых и фисташковых революций» имеют сходство с «цветными революциями». Они используют тот же арсенал психологических и организационных приемов, шаблонов и схем, но смещают акцент на методы, способные расколоть сплоченность традиционных восточных обществ на мелкие фрагменты с целью вырвать отдельные личности из состава родовых и племенных кланов, дезориентировать их в политической обстановке с помощью технологий управления массовым сознанием и создать из этих де-

зориентированных граждан главный таранный инструмент любой «цветной революции» — «политическую толпу».

Методы и технологии, позволяющие расколоть сплоченные традиционные общества на отдельные фрагменты, погружая общество в состояние распада и политический хаос, подчиняющийся своим законам, носят название технологий «управляемого хаоса». След применения именно этих технологий в Северной Африке и на Ближнем Востоке усматривают сегодня многие эксперты и обозреватели. Одним из авторов популярной на Западе «теории управляемого хаоса» является американский стратег, дипломат и политолог Стивен Манн. Суть выдвигаемой им концепции следующая.

Цель любой специальной психологической операции — обеспечить добровольную подчиняемость представляющего интерес человека, с тем чтобы впоследствии свободно и без каких-либо ограничений использовать его в своих целях — в качестве неодушевленного инструмента, ресурса, расходного материала. Это сравнительно несложно обеспечить в западных либеральных обществах, где каждый гражданин — индивидуалист в жизни преследует исключительно личные цели и хотя и пользуется в некоторой мере поддержкой и защитой государства, в основном борется и выживает в одиночку. Такого индивидуума несложно психологически сломить и «перепрограммировать» под любой шаблон политического поведения, включая «демократический», поскольку ни одна, даже самая сильная личность, не в состоянии выстоять перед напором системы и применяемыми ею технологиями психологического убеждения и принуждения. Вот почему в западном обществе так популярны и эффективны многочисленные техники скрытого манипулирования, «промывки мозгов», НЛП, рефлексивного управления, а секты сравнительно просто вербуют и обрабатывают адептов. Для того чтобы заполучить себе адепта, необходимо всего лишь взломать его личные защитные барьеры, которые обеспечила ему природа при рождении для защиты психики от внешних негативных воздействий, и заменить его систему ценностей своей.

В традиционных обществах все иначе. Отдельная личность, глубоко интегрированная в общество, клан, род или племя, защищена этим обществом от любого внешнего негативного психологического воздействия, даже самого мощного. В противодействии негативному влиянию или информационной агрессии любой член этого общества может рассчитывать и опираться на ресурсы всего общества в целом и на помощь каждого из его членов, поэтому его не так просто сломить. Для этого необходимо разрушить внешний рубеж обороны — саму традиционную структуру построения общества — и погрузить общество в политический хаос, который лишает любого попавшего в его водоворот человека коллективной поддержки и превращает его

в индивидуалиста. Погружение общества в хаос достигается путем политического переворота или вооруженным мятежом, сопровождающимся мощной информационно-пропагандистской компанией по дискредитации традиционных ценностей. В результате разрушения традиционного уклада и девальвации ценностей возникнет идеологический вакуум, который сразу же должен быть заполнен специально разработанной режиссерами «революций» идеологией. Смена ценностей в условиях хаоса произойдет незаметно: любая личность, вырванная из своего традиционного уклада и потерявшая поддержку своего рода или клана, будет хвататься за любую идеологическую концепцию, гарантирующую ей выживание.

Происходящая смена системы ценностей в обществе обеспечивает добровольную подчиняемость всех его членов и превращает общество в послушный инструмент реализации внешнеполитических интересов иностранного государства. Хаос становится управляемым. Сам Манн определяет эту концепцию как настоящую революцию, которая формирует новые подходы к военной стратегии, а ее влияние может изменить как характер войны, так и эталоны стратегического мышления. «Структура и стабильность находятся внутри самой видимой беспорядочности и нелинейных процессов», — утверждает американский стратег. Ключевую роль здесь имеют исходные параметры, ибо, по мнению разработчика концепции, «подобные "хаотические" системы показывают тонкую зависимость от начальных условий»4.

В соответствии с этой теорией для обеспечения добровольной подчиняемости стран Северной Африки интересам внешнего государства объединяющие их население кланы и общины должны перемешаться, т.е. нынешнее, традиционное социальное устройство, которое в Северной Африке существует до сих пор, должно быть разрушено и перемешано. Именно это и происходит сейчас в государствах, ставших жертвами «новой революционной волны».

3. Вероятные заказчики

На возможных заказчиков, авторов и организаторов «финиковых революций» указывают некоторые характерные высказывания и заявления авторов технологий «цветных революций», «управляемого хаоса» и концепции «Большой Ближний Восток». Все они — граждане США.

Так, один из авторов концепции «Большой Ближний Восток», неоконсервативный теоретик Майкл Ледин, утверждает, что «современный исламский мир — это новое издание фашизма», но «фашизм играет без правил», следовательно, «победить "фашизм"

4 Коровин В. Цунами цветных революций на Большом Ближнем Востоке // Евразия, ИАП. 2011, 4 апр. URL: http://evrazia.org/print.php?id=1619

(т.е. исламский мир) можно только с помощью аналогичного фашизма — крайне жестких и агрессивных действий, попирающих (ради "благих" целей) некоторые основополагающие нормы демократии»5. В качестве ядра исламского мира, из которого исходит угроза остальному демократическому миру, он прямо указывает те самые страны Северной Африки и Ближнего Востока, где происходят сегодня события «финиковых революций».

В том виде, в котором существуют эти государства, они не готовы принять американские ценности ввиду того, что их социальное устройство является общинным, клановым, родовым, с сильно доминирующим этническим фактором. На этом фоне в большинстве из этих стран были выстроены светские политические режимы с авторитарным несменяемым лидером во главе, жесткой иерархией и зачастую режимом чрезвычайного положения, с опорой на армию и спецслужбы в качестве основных гарантов соблюдения порядка и единой идеологической стройности. По своей политической форме это национальные государства с авторитарной жесткой вертикалью власти и четкой идеологической базой.

Политические авторитарные режимы, внешне демонстрировавшие лояльность США, не давали полностью открыться окружающему миру подконтрольным им территориям, что необходимо для подключения их к глобальной социальной сети. Все это затрудняло действия американских институтов развития гражданского общества в этих странах, а формальная лояльность многих политических режимов накладывала дополнительные ограничения, заставляющие считаться с их позицией и мнением6.

Теперь, по-видимому, пришло время кардинально изменить сложившуюся на протяжении последних десятилетий ситуацию. Известно, что в случае государственного переворота новая власть, состоящая из сомнительных и малоизвестных международному сообществу элементов, будет в первую очередь озабочена собственным международным признанием и будет готова поступиться любыми национальными интересами ради этого. Следовательно, такое руководство будет намного сговорчивее в решении ключевых политических и экономических вопросов. С таким правительством можно будет пересмотреть экономические соглашения и изменить их в лучшую для себя сторону в обмен за незначительные политические авансы в сторону новой власти.

То, что процесс погружения Северной Африки и части Ближнего Востока в политический хаос начался именно сейчас, говорит о том, что время пересмотра прежних соглашений правительств ряда арабских государств с такими мировыми лидерами, как США

5 Там же.

6 Там же.

(являющимися авторами указанных технологий), видимо, пришло. Если за «фисташковыми революциями» стоит именно Вашингтон, то переформатирование им карты Северной Африки и Ближнего Востока может преследовать две основные цели.

4. Цели новых цветных революций

Истинные цели «фисташковых революций» в странах Северной Африки и Ближнего Востока лежат, несомненно, глубже, чем просто смена политических режимов и замена в общем-то лояльных, но малоуправляемых (в силу своей бессменности) авторитарных лидеров арабских государств на марионеток, постоянно зависящих от внешней политической поддержки. Эти «революции» необходимо рассматривать не в узком смысле, как рядовые внутригражданские конфликты, а в системе координат глобальной политики. В этой системе координат регион Магриба является точкой, в которой сегодня сходятся интересы крупнейших мировых политических сил, сделавших Северную Африку своеобразным полигоном и плацдармом для приближающейся схватки за весь Африканский континент, крупнейшей после получения бывшими колониями своей независимости. Эта схватка, по мнению многих аналитиков, станет для черного континента новым территориальным и энергетическим переделом.

Есть несколько важнейших причин, по которым Африка имеет стратегическое значение для мировой экономики, в том числе для геополитических интересов Соединенных Штатов Америки и Китая как крупнейших игроков мирового рынка. Главная из них — нефть. Суммарные нефтяные резервы африканских стран — 16,6 млрд т, что составляет 10% общемировых запасов. По этому показателю Африка уступает лишь Ближнему Востоку и Евразии. При этом новые месторождения открываются ежегодно. Лидеры по доказанным запасам нефти — Ливия (5,7 млрд т), Нигерия (4,8 млрд т), Ангола (1,8 млрд т), Алжир (1,5 млрд т), Судан (0,9 млрд т). На долю Западной Африки уже сейчас приходится 15% нефти, импортируемой в США, и этот показатель, по всем прогнозам, в течение ближайших 25 лет достигнет 25%. Нефтяные месторождения найдены на побережье Анголы, Сан-Томе, Габона и Нигерии. США пытаются уменьшить энергетическую зависимость от Ближнего Востока, поэтому Африка в последние годы стала особым объектом американского политического интереса.

На африканские страны приходится около трети китайского импорта нефти. В 2006 г. Ангола, обогнав Саудовскую Аравию, стала основным поставщиком нефти в КНР. Кроме того, экономика КНР заметно ориентируется на поставки африканского газа. Газовые ресурсы Африканского континента значительны. Они насчитывают

14,65 трлн м3, что составляет 7,9% мировых запасов. По доказанным запасам природного газа Нигерия и Алжир (5,22 и 4,5 трлн м3 соответственно) во всем мире уступают лишь России, Ирану, Катару, Туркмении, Саудовской Аравии, ОАЭ, но значительно опережают такого ведущего экспортера газа, как Норвегия (2,91 трлн м3). Необходимо отметить, что в сфере энергетики КНР является крупнейшим партнером таких африканских стран, как Судан, Ангола, Нигерия, Экваториальная Гвинея и Демократическая Республика Конго.

Углеводороды являются не единственным африканским сырьем, в котором нуждается КНР. Интерес вызывают руды и металлы: цинк, кобальт, медь, уран и бокситы, которые импортируются из Замбии, Зимбабве, ЮАР, ДРК, Габона и Марокко. Несмотря на то что сама КНР располагает значительными запасами цветных металлов, большинство китайских месторождений — это бедные и не приспособленные к искусственному обогащению руды. Разрыв между ростом спроса на цветные металлы в силу бурного промышленного роста КНР и предложением в силу сокращения внутренних запасов может вызвать серьезную проблему для экономики страны.

Таким образом, Африка и Ближний Восток сегодня являются точкой пересечения жизненно важных интересов двух великих держав: США и Китая, которые уже вступили между собой в непримиримую борьбу за доступ к энергоресурсам и политическое влияние в регионе.

Для Вашингтона страны Магриба — ключевой регион на карте мира, установление контроля над которым позволяет управлять глобальным транзитом углеводородов и других видов стратегического сырья для крупнейших развивающихся экономик (прежде всего Китая). США в темпах экономического развития проигрывают своему главному сопернику — Китаю и все больше становятся зависимыми от его быстро растущей экономической и политической мощи. В этих условиях политика Вашингтона может выражаться в том, чтобы любой ценой удержать контроль над крупными запасами углеводородного сырья, воспрепятствовать его поставке в Китай и Европу и тем самым сдержать их экономический рост. Один из методов достижения этой цели — использование национальных сепаратистских и экстремистских движений для дестабилизации неподконтрольных регионов — так называемый «управляемый хаос». Применение именно таких технологий и наблюдается сегодня в странах Северной Африки и Ближнего Востока, переживших или продолжающих переживать «финиковые революции». Это первая основная цель США и причина «революционных» событий в регионе: не исключено, что перед новой властью, пришедшей к управлению с помощью технологий «цветных революций» и «управляемого

хаоса», будет поставлена задача — перекрыть (или существенно сократить) экспорт энергоносителей в Китай.

Вторая основная цель Вашингтона может иметь отношение к приближающейся схватке за Африку и ее энергетические ресурсы в целом. Как повод для соперничества великих держав и предмет нового геополитического передела сфер влияния Африканский континент сегодня, несомненно, представляет лакомую добычу. Вместе с тем в политическом плане Африка — самый молодой регион мира. Средний возраст расположенных здесь стран, кроме Эфиопии, — менее 40 лет. Подавляющее большинство государств было образовано после распада колониальных империй европейских метрополий во второй половине ХХ в. Не исключено, что в самом ближайшем будущем на смену колониальным границам придет новое политическое устройство региона. В этом переустройстве США рассчитывают сыграть ключевую роль, выдвинув концепцию нового геополитического образования — «Большого Ближнего Востока». Цепочка «цветных революций» в странах Северной Африки и Ближнего Востока может стать первым практическим шагом на пути ее реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. [Krjukov M.V. i dr. Drevnie kitajjcy v ehpokhu centralizovannykh imperijj. M., 1983]

2. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001. [Khatami M. Islam, dialog i grazhdanskoe obshhestvo. M., 2001]

3. Королев С.И. Этническая психология: методика изучения и методика использования. М., 2007. [Korolev S.I. Ehtnicheskaja psikhologija: metodika izuchenija i metodika ispol'zovanija. M., 2007]

4. Коровин В. Цунами цветных революций на Большом Ближнем Востоке // Евразия, ИАП. 2011. 4 апр. [Korovin V. Cunami cvetnykh revoljucijj na Bol'shom Blizhnem Vostoke // Evrazija, IAP. 2011. 4 apr.] URL: http://evrazia.org/ print.php?id=1619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.