Научная статья на тему 'Информационный фактор цветных революций и современных технологий демонтажа политиче ских р ежимов'

Информационный фактор цветных революций и современных технологий демонтажа политиче ских р ежимов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1621
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / ДЕМОНТАЖ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНФЛИКТ / США / УКРАИНА / ТЕХНОЛОГИИ ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ / THE U.S / INTERNATIONAL RELATIONS / FOREIGN POLICY / SECURITY / POLITICAL REGIME / COLOR REVOLUTIONS / THE DISMANTLING OF POLITICAL REGIMES / INTERNATIONAL CONFLICT / UKRAINE / TECHNOLOGY OF COLORED REVOLUTIONS / NATIONAL INTERESTS AND VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Манойло Андрей Викторович

Настоящая статья посвящена анализу проблем, связанных с демонтажом политических режимов в современных государствах (как авторитарного, так и демократического типа) и ролью в этом процессе технологий цветных революций. Эти проблемы в современных условиях приобретают чрезвычайную остроту и актуальность. В мировой истории они возникали всегда. Но прежде инструментами демонтажа выступали в основном силовые методы в их классическом понимании: вооружённые перевороты, локальные вооружённые конфликты, гражданские войны и военные интервенции. Мировое сообщество сумело выработать определённые методы противодействия угрозам такого рода и создать эффективные механизмы политического регулирования этих процессов, в том числе на международном уровне. Острота проблемы, связанная с угрозой вооружённых переворотов в различных странах мира, не перестаёт быть актуальной и не снимается с повестки дня, но для мирового сообщества в целом эта категория угроз является знакомой, и оно знает, как на них реагировать. Вместе с тем, сегодня мир меняется, и на смену технологиям вооружённых переворотов приходят более тонкие технологии цветных революций, которые умело маскируются под истинные революционные движения и практически не встречают сопротивления ни со стороны стран со вполне уже сложившейся демократией, ни со стороны государств восточного типа, сохранивших традиционный жизненный уклад. Повторение сценария «цветных» революций в Украине вызывает обоснованную тревогу, поскольку возникает и крепнет уверенность в том, что Украина далеко не конечный пункт этого сценария, а разменная карта в той геополитической игре, в которой главный удар американских режиссёров цветных революций может быть направлен на Россию, Китай и Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Factor Color Revolutions and Modern Technology Dismantling of Political Regimes

This article analyzes the problems associated with the dismantling of the political regimes in modern states (both authoritarian and democratic type) and the role of technology in the process of color revolutions. Problems of dismantling of political regimes and the associated problems of color revolutions acquire extreme urgency and actuality in modern conditions. In the world history always there were problems associated with the dismantling of the political regimes. But formerly the instruments of dismantling included mostly violent methods in the classical sense, applied in armed coups, local armed conflicts, civil wars and military interventions. And the international community managed to develop effective methods to counter these threats and to create effective mechanisms for political control of these processes, even at the international level. Acuteness of the problem associated with the threat of military coups in the various countries of the world does not cease to be actual and not removed from the agenda, but for the whole international community this category of threats is familiar, and the world community knows how to react to it. However, today the world is changing, and technologies of armed coups are replaced by more subtle color revolutions technology that is cleverly disguised as a true revolutionary movement and virtually unopposed from both countries witch fully developed democracy and of the Oriental type, preserved traditional livelihoods. Repetition of the scenario of color revolutions in Ukraine causes legitimate concern (well founded anxiety), since there is growing confidence that Ukraine -not the end point of this scenario, but simply a bargaining chip to the geopolitical game in which the brunt of American directors (producers) of color revolutions may be directed to Russia, China and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Информационный фактор цветных революций и современных технологий демонтажа политиче ских р ежимов»

ИНТЕРНЕТ -ПОЛИТИКА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕМОНТАЖА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А.В. Манойло

119192, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4, каб. Г- 638.

Настоящая статья посвящена анализу проблем, связанных с демонтажем политических режимов в современных государствах (как авторитарного, так и демократического типа) и ролью в этом процессе технологий цветных революций. Эти проблемы в современных условиях приобретают чрезвычайную остроту и актуальность. В мировой истории они возникали всегда. Но прежде инструментами демонтажа выступали в основном силовые методы в их классическом понимании: вооружённые перевороты, локальные вооружённые конфликты, гражданские войны и военные интервенции.

Мировое сообщество сумело выработать определённые методы противодействия угрозам такого рода и создать эффективные механизмы политического регулирования этих процессов, в том числе на международном уровне. Острота проблемы, связанная с угрозой вооружённых переворотов в различных странах мира, не перестаёт быть актуальной и не снимается с повестки дня, но для мирового сообщества в целом эта категория угроз является знакомой, и оно знает, как на них реагировать.

Вместе с тем, сегодня мир меняется, и на смену технологиям вооружённых переворотов приходят более тонкие технологии цветных революций, которые умело маскируются под истинные революционные движения и практически не встречают сопротивления ни со стороны стран со вполне уже сложившейся демократией, ни со стороны государств восточного типа, сохранивших традиционный жизненный уклад. Повторение сценария «цветных» революций в Украине вызывает обоснованную тревогу, поскольку возникает и крепнет уверенность в том, что Украина - далеко не конечный пункт этого сценария, а разменная карта в той геополитической игре, в которой главный удар американских режиссёров цветных революций может быть направлен на Россию, Китай и Казахстан.

Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика, безопасность, политический режим, цветные революции, демонтаж политических режимов, международный конфликт, США, Украина, технологии цветных революций, национальные интересы и ценности.

Причины возросшего внимания к цветным революциям кроются в том, что в течение последних трёх лет в целом ряде государств со вполне устойчивыми политическими режимами произошли государственные перевороты, приведшие к полному или частичному их демонтажу, хотя долгие годы они успешно боролись с внешними и внутренними врагами. Так, египетский, тунисский, сирийский и ливийский режимы успешно противостояли исламизму.

При этом в сценариях смены политических режимов в этих странах наблюдается поразительное сходство, в котором можно усмотреть многократное повторение одного и того же шаблона или организационной схемы, в которой угадываются общие черты так называемых бархатных революций, уничтоживших коммунистические режимы в странах восточной Европы после распада СССР.

Такое совпадение вряд ли можно назвать случайным, поскольку вероятность точного совпадения сценариев смены политических режимов в странах, заметно различающихся и по уровню политической организации власти, и по уровню социально-экономического развития, и по спектру нерешённых проблем, сравнительно (если не сказать ничтожно) мала.

В этом плане Сирия и Ливия кардинально отличаются от Украины и Грузии, однако, несложно отметить, что революция 2014 г. в Украине (получившая название Евромайдана) в точности совпадает со сценарием революции арабской весны в Египте, вплоть до стиля поведения противоборствующих сторон.

Всё это может свидетельствовать о том, что на примере различных стран и регионов мы имеем дело с одним и тем же явлением - результатом применения технологий цветных революций. Однако, несмотря на яркое брендовое название, ничего революционного в них нет. Даже западные СМИ сегодня отмечают, что цветные революции, которые они называют технологиями проведения операций по экспорту демократии через акции гражданского неповиновения, настолько отточены, что их методы превратились в руководство по смене политических режимов [1].

В связи с этим стоит более подробно рассмотреть само определение «цветной» революции и связанный с ним терминологический ряд. Цветные революции - это технологии осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, когда давление на власть осуществляется в форме политического шантажа через молодёжное протестное движение.

Несмотря на существенные различия между государствами, в которых они вспыхивают, в геополитическом, социальном, экономическом плане и международном положении, все они укладываются в одну и ту же организационную схему. Она предполагает организацию по

шаблону молодёжного протестного движения, преобразование его в политическую толпу и использование этой силы против действующей власти в качестве инструмента политического шантажа. Это прямо указывает на то, что цветные революции в принципе не могут быть реализацией объективных надежд и стремлений большинства населения.

Цель любой цветной революции - осуществление государственного переворота, то есть захват и удержание власти насильственным путём. Объектом выступают власть и властные отношения, предметом - политический режим.

У цветных революций есть необходимое и достаточное условия их успешной реализации. Необходимым условием является наличие политической нестабильности в стране, сопровождающейся кризисом действующей власти. Поэтому, если политическая ситуация в стране стабильна, её нужно искусственно дестабилизировать. Достаточное условие - наличие специально организованного (по особой сетевой форме) молодёжного протестного движения.

Цветные революции только внешне напоминают настоящие революционные движения - в отличие от революций настоящих, вызванных объективным развитием исторического процесса. Они - не более чем технологии, успешно маскирующиеся под стихийные процессы. Эти революции отличаются почти театральным уровнем драматургии, который западные политологи старательно пытаются выдать за самопроизвольное и стихийное проявление воли народа, внезапно решившего вернуть себе право управлять собственной страной.

В основе технологического сценария цветной революции лежит англосаксонская (североамериканская) идеология демократизации, предполагающая экспорт демократии, демократических институтов и ценностей в сопредельные страны [3]. Технологии цветных революций на практике умеют применять только их авторы и разработчики - англосаксы. В любой стране, где начала разворачиваться цветная революция, следует искать североамериканский след.

В основе объяснения причин цветных революций лежат две версии: версия об их стихийности и версия об их инсценированности (то есть о случайности и неслучайности). Обе версии имеют право на существование и не являются бесспорными. Сторонники стихийности цветных революций настаивают на том, что причиной революций являются объективные социальные противоречия, которые находят своё проявление в формах народных бунтов и массового протеста «угнетённого» населения. В качестве таких причин называют нищету, усталость от режима, тягу к демократическим переменам, демографическую ситуацию.

Между тем, при детальном рассмотрении социально-политической ситуации практически в любой стране, в которой произошла «цветная» революция, нередко выясняется, что

существующие в ней противоречия и социальные взрывы, хотя и стали катализатором последующих событий, но не были их основной и единственной причиной. Так, в Египте до цветной революции существовали так называемые дотации на лепёшки, обеспечивающие доступность основного продукта - хлебных лепёшек -для беднейших слоёв населения, а в трущобах Каира на крыше каждой хижины можно увидеть тарелку спутникового телевидения. В Ливии граждане страны получали природную ренту (и массу других выплат), которая была настолько велика, что население совсем перестало работать и возложило обязанность трудиться на приезжих гастарбайтеров из того же Египта и других африканских стран. Уровень жизни в Тунисе -самом демократическом из всех авторитарных государств Африки - вплотную приближался к Южной Франции (Провансу и Лангедоку), а Южную Италию даже превосходил. Одной из причин всплеска протестных движений в Сирии стало то, что Асад решил (без какого-либо давления) смягчить авторитарность режима и начал проводить либеральные преобразования, которыми тут же воспользовались исламисты и их покровители из США.

Сторонники инсценированности цветных революций указывают на многократную повторяемость сценария (демократического шаблона) этих революций в различных странах мира, очень сильно различающихся как по особенностям государственного строя, так и по характеру социально-политических проблем. Они утверждают, что все цветные революции сделаны «под копирку», а вероятность повторения одного и того же события по одной и той же схеме в природе ничтожно мала. На основании этих выводов сторонники инсценировки таких революций указывают на ряд признаков, по которым в любом внешне стихийном народном бунте можно разглядеть цветную революцию. У каждой из них есть свои признаки, которые выдают в ней технологию.

Во-первых, это особый внешнеполитический почерк англосаксов, их отличительный стиль работы. Во-вторых, это строгое соответствие плана любой революции базовому шаблону (или сценарию) - все цветные революции развиваются по одному и тому же сценарию, использующему одну шаблонную схему. В-третьих, это то, каким образом организуется и как используется молодёжное протестное движение, которым управляют с помощью технологий рефлексивного управления (которые также являются американским изобретением). В-четвёртых, есть определённые повторяющиеся особенности в подборе и выдвижении революционных лидеров. В-пятых, в некоторых цветных революциях начисто отсутствует революционная идеология, что позволяет распознать в них подделку. Связано это с тем, что американцы - их авторы -не всегда понимают менталитет и психологию народа, которому они хотят принести «ценности

истинной демократии», и не могут предложить ему идеологию, которая будет органично принята всеми слоями общества.

Цветные революции часто называют технологиями или инструментами «мягкой силы», понимаемой в том ракурсе, который дал для этого термина Дж. Най [4]. Этот подход, основанный на принципе аналогии (внешне это не силовые технологии смены политических режимов), часто вводит в заблуждение, заставляя считать цветные революции более мягкой и поэтому более прогрессивной и менее социально опасной формой воздействия на авторитарные режимы. Тем самым разворачивается кампания по пропаганде цветных революций в пику любым формам собственно вооружённых переворотов.

На наш взгляд, трудно определить, что на самом деле является более опасным явлением для международной безопасности в целом: цветные революции или локальные вооружённые конфликты, и современный Ближний Восток, погружённый ими в «управляемый» хаос, является полным тому подтверждением. Всё же, представляется довольно очевидным, что современные цветные революции по своей природе -это не форма проявления «мягкой силы», это не что иное, как организационная форма осуществления государственного шантажа (то есть шантажа, объектом которого является независимое и суверенное государство), маскирующегося под легендой и лозунгами национальной революции.

Цветные революции - не мягкая сила; это инструменты взлома демократических режимов переходного типа, скопированных с англосаксонских образцов незападными странами, которые имеют признаки имитационности. Можно утверждать, что американцы не только создали модель демократического устройства государства, ориентированную «на экспорт», но и позаботились о создании специальных инструментов, предназначенных для её слома и демонтажа, если в этом вдруг возникнет необходимость. В современном мире такими инструментами, играющими роль своеобразных отмычек для взлома политических режимов западного либерального типа, как раз и являются технологии цветных революций.

Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с опасностью перерастания цветной революции в гражданскую войну или международный конфликт, протекающий в фазе вооружённого противостояния. Цветные революции используют фактор военной силы как сервисную функцию, к которой их сценаристы и технологи прибегают в случае крайней необходимости. Военная сила для цветных революций не является основным инструментом, её использование носит скорее вынужденный и побочный характер. Тем не менее, нельзя не обратить внимание на тот факт, что современные цветные революции действительно создают условия и поводы для последующей военной интервенции.

Модель, лежащая в основе цветной революции, одна: это создание протестного движения, превращение его в политическую толпу и направление её агрессии на действующую власть с целью заставить её добровольно отказаться от управления страной. Такое давление на власть всегда происходит в форме шантажа, выдвижения ультиматумов под угрозой массовых погромов и реже - физических расправ с инакомыслящими. Если власть начинает сопротивляться, цветная революция переходит в фазу вооружённого мятежа. Иногда этот мятеж сопровождается вооружённой интервенцией со стороны западных стран, как это было в Ливии, и, возможно, будет в Сирии.

Модель цветной революции состоит из пяти основных этапов, или фаз:

1. Она начинается с формирования в стране организованного протестного движения - основной движущей силы будущей цветной революции. На первоначальном этапе, до открытого выступления, протестное движение формируется в виде сети, состоящей из конспиративных ячеек, каждая из которых состоит из лидера и трёх-четырёх активистов. Такие сети объединяют тысячи активистов, составляющих ядро будущего протестного движения. Многие из них перед тем, как стать лидерами ячеек, проходят обучение в специальных центрах, специализирующихся на вопросах содействия демократизации. Рекрутируют активистов из молодёжной среды, чрезвычайно подвижной и легко увлекаемой различными яркими призывами и лозунгами. Сетевой принцип организации протестного движения напоминает принцип организации глобальных террористических сетей -по сути, у них организационная технология одна.

2. Из подполья эта сеть выходит на улицы крупных городов одновременно и по условному сигналу, который носит название инцидента. Таким инцидентом может стать любое событие, шокирующее общество и получившее мощный общественный резонанс. Как правило, его инициируют специально. В революциях в Сербии (бульдозерная революция 2000), в Украине (2004) и в Грузии (2004) таким инцидентом стали результаты выборов, которые были объявлены сфальсифицированными. Революция в Тунисе (2010) - стране с авторитарным режимом - началась с самосожжения торговца на одной из центральных площадей столицы - события, с ничтожного в масштабах страны. Очень важно, чтобы инцидент привлёк внимание всего общества и стал предметом широкого обсуждения, интерпретации, нарастания всеобщего возбуждения и инициирования стихийных форм массового поведения.

3. После того, как инцидент произошёл, протестная сеть выходит из подполья на улицы, где группы активистов из ячеек становятся катализатором стихийных массовых процессов, вовлекающих в этот процесс всё большие слои населения. Включаются механизмы конфликт-

ной мобилизации, одним из которых являются «твиттерные революции» - вовлечение через социальные сети. Ячейки начинают быстро обрастать гражданами, вовлекаемыми в стихийное протестное движение, принять участие в котором их толкает в основном страх за своё будущее. Общая тревожность настроений ведёт к тому, что сознание людей переходит в так называемое пограничное состояние и становится подверженным массовым паническим реакциям, всеобщей истерии, часто проявляющимся на уровне рефлексов и инстинктов. С этого момента остаётся только один шаг к превращению протестных масс из сообщества протестующих в толпу.

4. Следующий шаг в схеме цветной революции - формирование политической толпы. Для этого выбирается достаточно большая площадь (майдан), где могли бы разместиться значительные массы народа. Активисты ведут свой протестный электорат на такой майдан, где в ходе многочасового митинга происходит полное слияние участников в единую массу, известную в психологии как толпа. Происходит полное эмоциональное слияние отдельных личностей с толпой, в которой для идентификации свой-чужой начинает использоваться яркая «революционная» опознавательная символика. В этих условиях толпой управляют с помощью технологий воздействия на подсознание, внедряя новые ценности и императивы, перепрограммируя человека. Именно такие технологии применяются в протестантских тоталитарных сектах. Создаются условия для поддержания устойчивого существования и функционирования толпы - материальное обеспечение, палатки, горячее питание, одежда, деньги активистам, средства нападения (арматура и т.п.). Действует хорошо организованная «служба тыла».

5. От имени толпы выдвигаются ультимативные требования к власти под угрозой массовых беспорядков и реже - физического уничтожения. В том случае, если власть не выдерживает этого напора, стихия её сметает. Если же она принимает вызов и выражает готовность сопротивляться, толпа становится основным таранным фактором удара, который наносят по власти авторы цветной революции. В дальнейшем такая революция неизбежно перерастает в мятеж, а в некоторых случаях - в гражданскую войну, сопровождающуюся военной интервенцией.

Эволюция организационных схем и шаблонов цветных революций довольно хорошо прослеживается на примере революций арабской весны. У них есть свои особенности, отличающие их структурно и технологически от своих предшественниц - цветных революций в Центральной Азии, Украине, Грузии и даже от так называемой «зелёной революции» в Иране 2009 г. К классической схеме реализации цветной революции, то есть к государственному перевороту, здесь добавлены механизмы обратной связи

(итерационный механизм, хорошо известный математикам) и «управляемого хаоса», позволяющие управлять политической нестабильностью не только в рамках отдельно взятой, сравнительно небольшой страны (такой, как Украина или Грузия), но и в масштабах целого региона (Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной Азии и т.д.).

Механизм обратной связи - это специальный механизм коррекции, позволяющий в режиме реального времени выявлять и оперативно устранять недочёты в реализации схем цветных революций, модифицируя их под конкретные условия данной социокультурной среды. Именно такой механизм был впервые отработан в революциях арабской весны, в которых государственные перевороты в странах, ставших жертвами волны «принудительной демократизации», осуществлялись не одновременно, а последовательно, по цепочке; причём в каждой последующей схеме реализации цветной революции учитывались ошибки, допущенные при реализации предыдущей схемы. Внедрение в технологические схемы цветных революций механизмов обратной связи, основанных на итерационных схемах, - это прямой результат их эволюционного развития, позволяющий погружать в революционные процессы уже не отдельные страны, а целые регионы.

Механизм «управляемого хаоса» - это ещё один эволюционный прорыв в технологиях цветных революций, который позволяет применять «демократические схемы и шаблоны», разработанные изначально для общества западного (индивидуалистического) типа, в условиях традиционных восточных обществ, в своём исходном виде невосприимчивых к пропаганде демократических и либеральных ценностей.

Для того, чтобы западные, англосаксонские, технологии цветных революций заработали в такого рода социально-культурной среде, необходимо предварительно разрушить традиционную структуру общественного уклада, что и делают (и весьма успешно) технологии «управляемого хаоса». Основная цель применения этих технологий - подготовить традиционное общество к применению технологий управления массовым политическим сознанием и массовым политическим поведением, что достигается с помощью его «атомизации», разрыва связей между отдельными личностями и общиной, внедрения в сознание граждан суррогатного индивидуализма западного типа.

Современные события на Украине (20132014 гг.) также имеют отношение к цветным революциям - они в точности повторяют египетский сценарий; следовательно, можно ожидать, что цветная революция в Украине также открывает дорогу к иностранной интервенции, как это было в Ливии и, возможно, будет в Сирии.

В течение всего времени, пока по Северной Африке и Ближнему Востоку неслось цунами

цветных революций арабской весны и внимание мировой общественности было приковано к трагедии Ливии и Сирии, в России не переставали спорить, куда повернёт эта волна цветных революций, когда будет сметён последний бастион -режим Башара Асада. То, что новые технологии реализации цветных революций, основанные на управляемом хаосе, пройдя обкатку на арабском Востоке, этим самым Востоком не ограничатся - это было для всех более-менее очевидно. Возник вопрос: для какой же страны готовится эта мясорубка? Не для Ирана ли, где в 2009 г. почти достигла своей цели так называемая «зелёная революция»?

В качестве следующих целей назывались государства Центральной Азии, где предыдущая модель цветных революций не смогла обеспечить стабильности марионеточных режимов, пришедших к власти на её волне; вспоминали про Беларусь, которая со своей партизанщиной давно уже является сильным раздражителем для всего Запада, чем-то напоминая режим Каддафи; кое-кто упоминал Китай. Вместе с тем, волна цветных революций не продолжила форматировать мусульманский Восток, а неожиданно проявилась в Украине - непосредственно у границ России. Отсюда следует очевидный вывод: цель новой волны цветных революций -не Украина и не режим Януковича, а Россия, её суверенитет, территориальная целостность.

России, опираясь на украинский опыт, необходимо готовиться к тому, что она станет следующей в перечне мишеней англосаксонских цветных революций, обкатанных как в условиях традиционных обществ восточного типа, так и в условиях сверхцентрализованного государства, построенного по принципу «вертикали власти» и не имеющего подушки безопасности в виде гражданского общества.

Стране необходима государственная концепция по противодействию цветным революциям как в России, так и в целом на пространстве СНГ, подкреплённая дорожной картой её реализации. Наивно надеяться, что и на этот раз волна цветных революций обойдёт Россию стороной - в политике чудес и исключений не бывает. Просто американцы долго искали подходы к России, основываясь на опыте пробной цветной революции - так называемой. «революции белых ленточек», - и, наконец, такой подход нашли. Украина - это не что иное, как последняя генеральная репетиция такой революции, обкатка её на стране со сходным менталитетом, культурой и цивилизационной идентичностью.

В то же время существует система мер, которая помогает уменьшить риски возникновения цветных революций. Она включает в себя три группы мер. Первая группа направлена на выявление и перекрытие финансовых потоков, идущих на финансирование протестного движения. Вторая - на вовлечение социальной базы протестного движения - молодёжи в возрасте от 18 до 35 лет - в деятельность обще-

ственных организаций проправительственной направленности. Третья группа мер - создание в обществе «клапанов по выпуску пара», сброса напряжённости, не позволяющих обществу «перегреваться» наподобие парового котла и затем выплёскивать накопившуюся энергию в виде социального взрыва.

Интересно, что в последних работах западных авторов (в том числе британских и французских) появляются оценки цветных революций, идущие вразрез с навязываемыми Соединёнными Штатами представлениями о цветных революциях как инструментах демократизации и формирования демократического мира.

Так, некоторые учёные начинают (пока ещё довольно осторожно) утверждать, что ни одна из цветных революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке не принесла процветание христианскому миру. Напротив, арабская весна всколыхнула и заставила выйти из глубокого подполья наиболее опасные, экстремистски на-

строенные силы, представляющие исламизм, с которыми теперь западным странам приходится иметь дело уже на официальном уровне.

Арабская весна, начавшаяся под лозунгами демократизации арабского Востока, ускорила процесс отступления христианства под натиском радикального ислама, который с началом цветных революций Арабской весны многократно усилился. Арабская весна, сделанная на деньги и с помощью американских и западноевропейских союзников, стала для Западной христианской цивилизации, и без того уже переживающей острый кризис, началом «Христианской зимы» [2].

Западное христианство сдало ещё один рубеж обороны. Это заставляет серьёзно задуматься о том, какую роль сегодня на самом деле играют цветные революции в мировой политике и в формировании нового миропорядка, и каким он будет, этот новый миропорядок, если волну цветных революций вовремя не остановить.

Список литературы

1. Кара-Мурза С. 2005. Экспорт революции: Саакашвили, Ющенко... М. Алгоритм. 528 с.

2. Filiu J.-P. 2011. The Arab Revolution. Ten Lessons from the Democratic Uprising. / London: Hurst &Co. 195 p.

3. Hale H.E. 2006. Democracy or Autocracy on the March? The Colored Revolutions as Normal Dynamics of Patronal Presidentialism. // Communist and Post-Communist Studies. Vol 39, no.3, pp. 305-329.

4. Nye Joseph S. Jr. 2004. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs Group. 191 р.

Об авторе

Манойло Андрей Викторович - д.полит.н., профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член Научного совета при Совете Безопасности РФ. E-mail: cyberhurricane@ yandex.ru).

INFORMATIONFACTOR OF COLOR REVOLUTIONS AND MODERN TECHNOLOGY OF

DISMANTLING OF POLITICAL REGIMES

Andrey V. Manoylo

The Lomonosov MSU, 119192, Moscow, Lomonosovsky пр., 27, к.4.

Abstract: This article analyzes the problems associated with the dismantling of the political regimes in modern states (both authoritarian and democratic type) and the role of technology in the process of color revolutions. Problems of dismantling of political regimes and the associated problems of color revolutions acquire extreme urgency and actuality in modern conditions.

In the world history always there were problems associated with the dismantling of the political regimes. But formerly the instruments of dismantling included mostly violent methods in the classical sense, applied in armed coups, local armed conflicts, civil wars and military interventions. And the international community managed to develop effective methods to counter these threats and to create effective mechanisms for political control of these processes, even at the international level. Acuteness of the problem associated with the threat of military coups in the various countries of the world does not cease to be actual and not removed from the agenda, but for the whole international community this category of threats is familiar, and the world community knows how to react to it.

However, today the world is changing, and technologies of armed coups are replaced by more subtle color revolutions technology that is cleverly disguised as a true revolutionary movement and

virtually unopposed from both - countries witch fully developed democracy and of the Oriental type, preserved traditional livelihoods. Repetition of the scenario of color revolutions in Ukraine causes legitimate concern (well founded anxiety), since there is growing confidence that Ukraine -not the end point of this scenario, but simply a bargaining chip to the geopolitical game in which the brunt of American directors (producers) of color revolutions may be directed to Russia, China and Kazakhstan.

Key words: international relations, foreign policy, security, political regime, color revolutions, the dismantling of political regimes, international conflict, the U.S., Ukraine, technology of colored revolutions, national interests and values.

References

1. Kara-Murza S. 2005. Export Revolucii: Saakashvili, Yushenko... [Export of Revolution: Yushchenko, Saakashvili...]. Moscow, Algoritm Publ. 528 p. (In Russian)

2. Filiu J.-P. 2011. The Arab Revolution. Ten Lessons from the Democratic Uprising. London: Hurst &Co. 195 p.

3. Hale H.E. 2006. Democracy or Autocracy on the March? The Colored Revolutions as Normal Dynamics of Patronal Presidentialism. Communist and Post-Communist Studies, vol. 39, no.3, pp. 305-329.

4. Nye Joseph S. Jr. 2004. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs Group. 191 p.

About the author

Andrey Victorovich Manoylo - Doctor of Political Sciences, Professor of the Department (sub-faculty) of Russian Politics of the Department (Faculty) of Political Science of the Lomonosov MSU, Member of the Scientific Council of the Security Council of the Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.