Научная статья на тему 'Политическая культура как фундаментальная основа политического лидерства'

Политическая культура как фундаментальная основа политического лидерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1697
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / POLITICAL CULTURE / FORMS OF POLITICAL PARTICIPATION / POLITICAL REGIME / PUBLIC CONSCIOUSNESS / NATIONAL HISTORICAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Виктория Владимировна

В статье рассматривается один из основных элементов духовного потенциала общества политическая культура. Производится структуризация понимания политической культуры посредством разделения на элементы и формы, отражена характеристика механизма взаимосвязи политической культуры общества и политического лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political culture as one of the basic elements of spiritual potential of the society is considered in the article. The structuring of understanding political culture with the help of division into elements and forms, characteristics of mechanism of interconnection of political public culture and political leadership are reflected.

Текст научной работы на тему «Политическая культура как фундаментальная основа политического лидерства»

Виктория ТИХОНОВА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

В статье рассматривается один из основных элементов духовного потенциала общества - политическая культура. Производится структуризация понимания политической культуры посредством разделения на элементы и формы, отражена характеристика механизма взаимосвязи политической культуры общества и политического лидерства.

Political culture as one of the basic elements of spiritual potential of the society is considered in the article. Structuring of political culture understanding with the help of division into elements and forms, and characteristics of mechanism of interconnection of political public culture and political leadership are reflected.

Ключевые слова:

политическая культура, формы политического участия, политический режим, общественное сознание, национально-исторические традиции; political culture, forms of political participation, political regime, public consciousness, national historical traditions.

Политическая культура — один из основных элементов духовного потенциала общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели, оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина и во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается в ходе приобщения к политической культуре общества и проверяется ими на протяжении всей жизни. Роль и значение политической культуры для политического лидерства возрастает и усиливается по мере расширения демократических свобод, демократизации всех сфер общественной жизни.

Многообразие подходов к понятию «политическая культура» раскрывает данное явление в его различных аспектах. Автору более близка трактовка американских ученых Г. Алмонда и Л. Пая, польского политолога Е.Вятра. Первый связал данное понятие с формами ориентации на политическую систему и выделил в них «познавательные ориентации» (знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей), «эмоциональные ориентации» (чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет), «оценочные ориентации» (представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями)1. Особо ценным при этом является то, что при классификации объектов ориентаций выделяются политическая система как целое и ее функционально-структурные компоненты. Эти последние состоят из трех объектов ориентаций: функции системы и ее институты (законодательные, исполнительные и судебные); носители функций (монарх, президент, депутат, министр и т.д.); направления государственной политики, политические решения, правительственные программы.

Л. Пай включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политическая идеология», «национальный характер и дух», «национальная политическая психология» и

ТИХОНОВА

Виктория

Владимировна —

аспирант кафедры

социальных наук и

государственного

управления

Московского

государственного

областного

yHUBepcumema l Almond G.A. Comparative Political Systems // Political behavior: A Reader in

v.tikhonova@inbox.ru Theory Research / ed. by H. Eulau et all. — Clencoe, Ill. 1956, p. 36.

201 0' 11

ВЛАСТЬ

67

«фундаментальные ценности народа»1. По его мнению, политическая культура, как двуликий Янус, помогает видеть индивидуальное и коллективное политическое поведение как проявление одного и того же феномена. В силу этого, утверждает Л. Пай, в идеале, при анализе политической культуры нужно стремиться к балансу психологических и социальных факторов. Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: «Политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами»2.

Каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. Обобщая их, можно сказать, что политическая культура — это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Поэтому каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах. Исходя из такого понимания политической культуры, в ее структуре можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы — знания о политике. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы — чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике; социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным.

1 Pye L.W. Political Culture and National Character // Social Psychology and Political Behaviour. — Columbus, 1971, p. 44.

2 Политология: Рабочая книга преподавателя и студента. — М. : Прогресс, 1998, с. 181.

Обобщенным критерием эмоциональнооценочных элементов политической культуры является гражданственность.

3. Поведенческие элементы — различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

Как проявляются эти элементы в практической политической деятельности? Существуют различные точки зрения на проблему участия рядовых граждан в политической жизни общества. Интересна в этом плане «теория индустриальной политической демократии» Э. Фромма. Он считал, что активность является высшим критерием демократичности общества, и видел пути повышения политической активности личности в переходе от бюрократической структуры к методам гуманного управления, при которых развиваются активность человека и его творчество, помогающие преодолеть «злокачественную агрессивность» индивидов3.

Иная позиция у видного британского политолога первой половины XX в. Г.-Д. Ласки, который считал, что контекст жизни, наиболее важный для большинства, — это частный контекст, поэтому полагать, что люди являются активными и постоянными политическими существами — серьезная ошибка4. Алмонд и Верба всеобщее участие в политике считают утопией, рядовые граждане практически исключены из процесса принятия решений по вопросам «большой политики», поскольку та находится в ведении центральных властей. В связи с этим доля участия людей в политических действиях не может являться критерием уровня их политической культуры. Воздействовать на политику рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Выделяются две формы такого «права на участие во власти»: референдум (единовременное непосредственное политическое волеизъявление

3 Фромм Э. Гуманистический психоанализ. — М.: Владос, 2002, с. 211.

4 Лассуэлл Г.Д. Власть, коррупция и честность. — М. : РАГС, 2005, с. 72.

граждан) и голосование (периодически повторяющийся акт политического волеизъявления, одновременно являющийся актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтений).

Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные), выражающие протест против каких-либо политических действий властей, либо (реже) — их поддержку в противовес иным политическим силам. К таким формам можно отнести политические забастовки, митинги, демонстрации, бойкоты, пикетирование; подписи под петициями; участие в деятельности политических партий или общественных движений; индивидуальные формы протеста (занятие зданий или квартир, голодовки и т.д.).

В механизме взаимосвязи политической культуры и политического лидерства многие исследователи делают акцент на политическом режиме, порождающем соответствующую ему модель политической культуры. В тоталитарной модели политической культуры доминирующими являются такие признаки, как приверженность единой универсальной цели; непредсказуемость и неопределенность (вчерашний герой сегодня может стать «врагом народа»); широкомасштабное использование организованного насилия; всеобщность участия в общественных организациях, преданных единой цели, и т.д. Самое характерное здесь — растворение личности в массе, которому, как правило, сопутствуют утрата чувства собственного достоинства, льстивое раболепство и т.п. Именно поэтому для перехода к демократии общество должно накопить политические знания, навыки политической деятельности и опыт, которых у него в условиях тоталитаризма практически не было и без которых современное политическое лидерство немыслимо.

В характеристике механизма взаимосвязи политической культуры общества и политического лидерства исследователи особо выделяют следующие элементы.

Политическая толерантность. Она означает терпимость к иным политическим взглядам, к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Этот принцип неприемлем в тоталитарных обществах; в демократическом обществе толерантность обусловливает возможность ле-

гальной борьбы за власть, существование легальной оппозиции по отношению к правящей партии, а также согласие между всеми политическими силами общества относительно соблюдения «правил игры» в политической сфере.

Искусство диалога и компромисса — важнейшее качество, характеризующее высокий уровень политической культуры. Суть его — в способности четко представлять приоритет целей, жертвовать менее значительным, чтобы в итоге добиться более значительного, не бояться сиюминутных минусов, если в перспективе они обеспечивают серьезные шансы на успех в достижении приоритетных целей.

Легитимность — признание гражданами своей обязанности подчиняться правительству, вытекающее из общей веры в добрую волю властей, из уверенности в том, что правительство пришло к власти и будет ею пользоваться в соответствии с установленными законами, традициями и интересами населения. Чем выше легитимность, тем меньше насилия и принуждения в обществе.

Ценность освоения норм политической культуры общества в системе политического лидерства состоит еще и в том, что политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания (а в более широком плане — духовной культуры той или иной страны), которые связаны с общественно-политическими институтами и процессами и оказывают влияние на формирование и функционирование государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению каждого отдельного лидера. Конечно, освоение норм политической культуры неразрывно связано с человеческой субъективностью: политическая культура — это не политика или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования. Но, кроме того, это и реальность, в которой мы существуем. Политика без культуры — есть лишь ее внешнее проявление, поэтому без усвоенных знаний и норм политической культуры общество рискует скатиться к деморализации политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.