^ Теория и история культуры
туры нуждаются в дальнейших фундаментальных исследованиях по выработке универсальных мировоззренческих критериев разных цивилизаций.
Таким образом, политология культуры — это многовекторный объект жизнедеятельности цивилизации с ее историческими особенностями государственного устройства и опытом развития социализации ее граждан. И поэтому к каждому отдельному случаю и явлению, выступающему в качестве предмета
фундаментальных исследований, актуально применять комплексный подход, выводя зависимость тем исследований от утвержденного раз и навсегда перечня специальностей. Ни в коем случае не умаляя актуальность тем в сфере культурологии, в таком уникальном флагмане базового высшего образования в сфере культуры и искусств, каким является МГУКИ, на наш взгляд, должны проходить защиты и в сфере политологии культуры (по политическим специальностям).
Примечания
1. Горбунов, А. П. Академическая политика университета, совершенствование образовательной деятельности в контексте Болонского процесса, развитие новых направлений подготовки, дополнительное образование, реализация инновационных образовательных проектов [Электронный ресурс] / А.П. Горбунов. — Режим доступа: edu.pglu.ru.
2. История и культура народов России : [материалы выступлений студентов на заседании межкафедрального междисциплинарного «круглого стола»]. — Москва, 2013.
3. Косачев, К. И. Россотрудничество как инструмент «мягкой силы» / К.И. Косачев // Федеральный справочник. Информационно-аналитический сборник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Federalbook.ru .
4. Федорова, Л. В. Евразийство: Стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей / Л.В. Федорова. — Якутск. 2012.
5. http://olonkholand.ru/stati/edinoe-evrazijjskoe-kulturnoe-prostranstvo.html.
6. http://polikultura.ru
ф
ф
сСПолитические традиции как
элемент политической культуры
УДК 008-027.21 Н. А. Мамина
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Статья посвящена теоретическим аспектам исследования политических традиций. Предлагается авторское определение и трактовка структуры политических традиций, анализируется их роль в политической культуре общества и возможность эволюционного изменения.
Ключевые слова: политические традиции, ценности, мотивация политического поведения, политическая культура, механизм преемственности, возможность эволюции.
The article is devoted to the theoretical aspects of the study of political traditions. The author suggests an original interpretation of the concept «political traditions» and their structure, analyzes their role in the political culture and the possibility of evolutionary change.
Keywords: political traditions, values, motivation of political behavior, political culture, mechanism of continuity, evolutionary potential.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 43-46 43
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Традиции, как универсальный механизм сохранения и пространственно-временной трансляции человеческого опыта, осуществляют социокультурную преемственность в различных областях общественной жизни, поэтому являются неотъемлемой составляющей любой социально-политической системы и важным фактором ее исторического развития. Политические традиции входят в общую систему социокультурных традиций, выступающих по отношению к ним как родовое понятие. Следовательно, они обладают такими сущностными чертами, присущими всем традициям, как временная длительность и относительная устойчивость: к традициям относится не весь предшествующий исторический опыт, а только его наиболее стабильные и воспроизводимые на протяжении длительного периода времени элементы.
Важнейшей специфической характеристикой политических традиций, которая определяется сферой их функционирования, является неразрывная связь с феноменом власти. В политических традициях кристаллизуются исторически складывающиеся представления людей о свободе, социальной справедливости, равенстве, роли государства в общественной жизни и т.д. Они отражают значимый социально-политический опыт народа, формирующийся под влиянием многих факторов — естественно-географических, этнических, социально-экономических, культурных и религиозных. Но доминирующее воздействие на политические традиции оказывают исторические свойства государственности, закладывающие своеобразное восприятие и отношение к власти.
Исторически накопленные и передаваемые от поколения к поколению ценности и нормы, входящие в систему политических традиций, включены в процессы формирования политических ориентаций и мотивации политического поведения индивидов и социальных групп, тем самым традиции выступают частью социокультурного контекста функционирования политической системы. Особое значение традиции приобретают
на переходных этапах развития общества, способствуя или, наоборот, препятствуя укоренению новых форм общественно-политической жизни. Необходимо отметить, что хотя в современной науке признается то влияние, которое традиции оказывают на текущие политические процессы, методологическая разработанность самого понятия «политические традиции» не в полной мере соответствует частоте его употребления в научной и публицистической литературе.
Нам представляется продуктивным сформулировать следующее определение политических традиций: это (1) форма фиксации исторически формирующегося и передающегося от поколения к поколению значимого содержания социально-политического опыта, а также (2) механизм политико-культурной преемственности, включающий в себя процессы сохранения, передачи и воспроизводства устойчивых и повторяющихся элементов исторического опыта в новых условиях. Такое определение позволяет отразить как содержательную сторону политических традиций, так и их функциональное значение как элемента политической культуры.
С содержательной точки зрения политические традиции представляют собой сложную систему, в которой можно выделить три структурных уровня:
• ментальный уровень включает в себя политические мифы, символы и стереотипы, закладывающие определенный образ политической реальности и власти, а также ценности и нормы, влияющие на мотивацию политического поведения;
• поведенческий уровень отражает исторические особенности взаимодействия политических субъектов между собой и с политической системой, в том числе такие специфические модели политических действий, как обычай и ритуал;
• институциональный уровень во многом является производным ментального и поведенческого уровней, однако можно говорить и об особых традициях взаимодействия ветвей власти, а также государства и граждан-
$
44
^ Теория и история культуры
ского общества.
Политические традиции являются функциональным элементом политической культуры. Именно они обусловливают политико-культурное своеобразие нации, формирование ментальных и поведенческих особенностей принадлежащих к ней людей. Аккумулируя и сохраняя в определенной форме значимый социально-политический опыт, традиции образуют устойчивый во времени фундамент — «генотип» — политической культуры, обеспечивающий ее преемственность и воспроизводство. Как пишет Н.А. Баранов, «политическая культура выражает движение присущих народу традиций в сфере государственной власти, их воплощение и развитие в современном контексте, влияние на условия формирования политики будущего» [1, с. 183]. Традиции, как часть политической культуры, способствуют идентификации и интеграции членов общества, обеспечению непрерывности политического процесса и поддержанию стабильности политической системы.
Ф Но политическая культура не может быть
сведена исключительно к традициям, так как ее специфический облик в конкретный период развития государства зависит не только от исторически сформировавшегося содержания, но и от современной политической практики. Текущее состояние политической культуры, по мнению В.О. Рукавишникова и его соавторов, «определяется балансом соответствующих, присущих той или иной эпохе, консервативных и подвижных компонент и черт» [4, с. 15]. Этот баланс образуют, с одной стороны, относительно устойчивые во времени кросстемпоральные элементы — национальные символы, мифы и стереотипы, жизненные ценности и нормы поведения, зафиксированные в политических традициях. С другой стороны, политическая культура включает в себя множество динамичных и изменчивых контемпоральных элементов — это социально-психологический климат, общественные мнения и настроения, ориентации и установки, сформированные в ходе современного политического процесса. В ре-
альной политической жизни традиционные и современные составляющие политической культуры теснейшим образом переплетены друг с другом.
Механизм действия политических традиций как элемента политической культуры предполагает не только сохранение и трансляцию накопленного опыта, но и его воспроизводство — актуализацию — в новых условиях, когда исторически сложившиеся образцы сознания и поведения реализуются в действующих структурах. Воспроизводя социально-политический опыт, человек постоянно преобразует, изменяет и обогащает его, разрешая противоречия между ранее накопленным опытом и изменившимися условиями деятельности. Таким образом, в процессе актуализации традиций их внутреннее содержание вступает во взаимодействие с внешними факторами: субъективно-личностными особенностями освоения традиционного содержания политической культуры и объективными условиями социально-политической реальности.
Передача и воспроизводство политических традиций никогда не происходит в историческом вакууме. На процесс интерпретации наследия политическим субъектом оказывают существенное влияние характер правящего режима и отношения между обществом и государством, социальная среда и экономические условия жизнедеятельности, совокупность институтов гражданского и политического сообщества и т.д. Согласно Г. Алмонду, исследование политической культуры «должно включать в себя представление о том, как агенты политической социализации передают и интерпретируют исторические события и традиционные ценности. Это должно сопоставляться с тем новым опытом и идеями, воздействие которых испытывают на себе граждане и политические лидеры ... постепенная смена поколений означает постоянную модификацию политической культуры, поскольку новые граждане опираются на другой опыт» [5, с. 119].
Пока традиционные образцы сознания и поведения способствуют решению
$
45
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
социально-политических задач, они эффективно используются. Ценности и нормы, закрепленные в политических традициях и вошедшие в менталитет общества, обладают значительной устойчивостью и инерционностью по отношению к социально-экономическим и политическим изменениям, поэтому могут воспроизводиться даже после исчезновения исторических условий, поддерживающих их жизнеспособность. Асинхронность трансформации базовых характеристик политической культуры по сравнению с социально-политическими изменениями объясняется неравновесностью ее традиционных и контемпораль-ных элементов. «Чтобы изменить политическую власть (а тем более конкретный политический курс), — пишет Т.И. Заславская, — иногда достаточно нескольких месяцев и даже недель. Преобразование общественной экономики требует скорее десятилетий. Качественное же изменение национальных культур часто занимает столетия» [2, с. 53—54].
Изменение политической культуры является результатом познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. Поэтому создание институциональных условий для получения качественно нового социально-политического опыта закладывает необходимые предпосылки для последующей эволюции ментальной и поведенческой составляющих политических традиций. Процесс эволюции
традиций, как и типа политической культуры в целом, носит долгосрочный характер и первоначально может проявляться в форме эклектичного и противоречивого сосуществования старых и новых ценностей. Устойчивые изменения прослеживаются только со сменой поколений. Так, согласно теории «межгенерационного изменения ценностей» Р. Инглхарта, заметные сдвиги в господствующей системе ценностей происходят тогда, когда в активную социальную и политическую жизнь вступает поколение, прошедшее социализацию в изменившихся условиях [3, с. 12].
Таким образом, политические традиции образуют устойчивое основание политической культуры, сохраняя ее наиболее стабильные и повторяющиеся элементы и поддерживая их преемственность. Традиции фиксируют политический опыт в форме политических символов и мифов, ценностей и норм, стереотипов и образцов поведения, а также обеспечивают использование этого опыта в актуальной политической деятельности. Но сохранение и воспроизводство накопленного опыта не исчерпывают механизм функционирования политических традиций. Политическая культура находится в постоянной динамике, поэтому и традиции не являются сугубо консервативными образованиями — они способны к изменению и эволюции под влиянием нового опыта политических отношений и условий жизнедеятельности.
Примечания
1. Баранов, Н. А. Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы / Н.А. Баранов. — Санкт-Петербург : БГТУ, 2008.
2. Заславская, Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации / Т.И. Заславская. — Москва : Дело, 2004.
3. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис. — 1997. — №4. — С. 6—32.
4. Рукавишников, В. О. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения / В.О. Рукавишников, Л. Халман, П. Эстер. — Москва : Совпадение, 1998.
5. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд и др. — Москва : Аспект-Пресс, 2002.
$
46