Зарубежный опыт
Сергей УСТИНКИН, Евгения РОГОЖИНА
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Статья посвящена изучению модели политического лидерства в западноевропейской политико-культурной традиции. Решающую роль в формировании содержания политического лидерства в рамках данной политической культуры сыграли соответствующие исторические, политико-культурные и религиозные традиции, а также особенности структурного устройства обществ и политических систем государств Западной Европы.
The article is devoted to the analysis of the political leadership's model in the West European political and cultural tradition. The appropriate historical, political, cultural and religious traditions and also peculiarities of the structural organization of the societies and political systems of the Western European states have played the decisive role in the process of formation of political leadership's content.
Ключевые слова:
политическое лидерство, политическая культура, аксиологический компонент, протестантская религиозная традиция, демократия, гражданское общество; political leadership, political culture, axiological component, Protestant religious tradition, democracy, civil society.
УСТИНКИН
Сергей
Васильевич — д.и.н., профессор; заведующий кафедрой международных отношений и политологии ИНГЛУ
им. Н.А. Добролюбова ustin@lunn.ru
РОГОЖИНА
Евгения
Михайловна —
аспирант кафедры
международных
отношений
факультета
международных
отношений
ННГУ
им. Н.И. Лобачевского
evgeniа-аmigа@
yandex.ru
Современный мир — это мир борьбы и соперничества, в т.ч. и в сфере политики. Поэтому изучение модели политического лидерства, особенно западного образца, задающего тон со -временным международным отношениям, требует постоянного мониторинга и квалифицированного политологического анализа.
Политический лидер представляет собой ведущее лицо политиче -ского процесса, осуществляет функции объединения и сплочения социальных сил, задает направление деятельности государствен -ным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяет вектор политических преобразований в государ -стве. Поскольку политическое лидерство многограннее, чем любая другая форма лидерства, по этой причине оно представляет собой особый, персонифицированный род власти1.
Впервые серьезная попытка всестороннего изучения технологий завоевания господства и мотивации к обладанию властными полно -мочиями у политических лидеров была предпринята Н. Макиавелли в эпоху Возрождения. Согласно его трактовке, политический лидер
— это одновременно государь, модератор и тиран, сплачивающий и представляющий все общество, использующий для сохранения влияния и поддержания общественного порядка любые средства, иногда не соотносящиеся с общепринятыми нормами человече -ской морали, действующий в так называемом «чисто технологиче -ском поле власти»2. Технология прочного и стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, состоит в умелом сочетании средств поощрения и наказания подданных. Строя теорию лидерства на взаимоотноше -ниях «правитель — подданные», Н. Макиавелли выводит из данного взаимодействия характер самого лидера. Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистифи -кацию и искусное притворство). Следовательно, сюда включаются как прирожденные, так и приобретенные качества.
В последующих исследованиях было рассмотрено стремление индивида к лидерству как некое проявление «творческого инстин -кта» человека. Так, для Ф. Ницше любой человек обладает так назы -
1 Rassel B. Power. — London, 1985, p. 16.
2 Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологические исследования, 1993, № 6.
ваемой волей к власти. Для людей с лидер -скими качествами жизнь представляется как некое выражение форм роста этой власти. Такие люди («хозяева», по терми нологии Ницше) обладают несгибаемой волей и неистощимой энергией в дости -жении поставленной цели. Политический лидер с такими личностными качествами ближе всего, по мнению Ницше, нахо -дится на пути к «сверхчеловеку» как к иде алу человека, и поэтому он вправе игнори -ровать общепринятые моральные нормы, т.к. мораль — это оружие слабых членов общества1.
Человек по природе своей стремится к власти, его деятельность направлена на достижение результата путем трансформа ции своих убеждений, мотивов, стремлений в нужное русло. Возможно, из чувства оди ночества, возможно, из осознания челове ком своей незначительности он стремится к самовыражению2. И одним из способов такого поведения является стремление к обладанию властью.
Однако не следует забывать, что поли -тическим лидером оказывается лишь тот, кто способен возглавить массы, постоянно направлять и, в конечном итоге, повести за собой. Кроме того, в его руках должны быть сосредоточены средства и методы, с помощью которых можно осуществить поставленные им цели (власть, сторон -ники, наличие организации, деньги и т.д.). В механизме политического лидерства, наряду с функциями осуществления руко водства и управления, следует особо выде лить способность лидера выражать общие интересы, стремления, ценности своих реальных и потенциальных сторонников.
Но объяснение природы политического лидерства исключительно наличием у лич ности мотивации к власти, а также обла -данием психологических качеств, которые заставляют ее стремиться к политическому господству, не позволяет максимально полно ответить на практический вопрос, каким образом происходит «завоевание толпы» и реализация властных полномо -чий.
На наш взгляд, специфика понимания сущности политического лидерства и традиций властных отношений в каждой стране определяется главным образом сво -
1 Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. — М., 1994.
2 Хайдеггер М., Ясперс К. Переписка 1920— 1963. - М. : Ad Maгginem, 2001.
еобразием формирования политической культуры государства и общества. Впервые о влиянии политической культуры на поли -тические процессы заговорили в середине 50 -х гг. XX в. американские политологи Г. Алмонд, С. Верба, С. Пай и др. Они раз -работали политико - культурный подход в политической науке, с помощью которого попытались обосновать, почему традици -онные институциональные исследования политики не в состоянии объяснить мно -гие стороны политической реальности3. Новый политико- культурный подход, учитывающий национальную политиче скую психологию, идеологию и ментали тет народа, дал возможность по другому посмотреть на мировые политические процессы. Политико культурный под ход позволяет понять не только действия различных субъектов политики, таких как правительство или государство, но и то, какова оценка и восприятие этих дей ствий мировым сообществом, а также дру гими субъектами в рамках того или иного государства. Кроме того, данный подход дает возможность с новых позиций рас сматривать формы реализации политики, включая стиль и поведение политических деятелей различного уровня.
Рассматривая модель политического лидерства в западноевропейских стра нах, необходимо, на наш взгляд, обратить пристальное внимание на три состав ляющие, которые играют ключевую роль в формировании любой политической культуры современного цивилизованного государства и общества4. Это религиоз -ная традиция, особенности культурно исторического развития народа, структур ное устройство общества и политической системы.
Так, на Западе при конструировании модели политического лидерства ключе вым детерминантом оказались ценности, сформировавшиеся в русле протестант ской религии. Данный вопрос наиболее полно раскрыт и изучен в работах немец кого социолога М. Вебера. Согласно кон цепции Вебера, легитимный способ прояв -
3 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // http://www. politstudies.rU/fulltext/1992/4/14.htm (дата обраще -ния 05.08.2010).
4 Рогожина Е.М. Политическое лидерство в западной, исламской и российской политикокультурных традициях: сравнительный анализ // Вестник Нижегородского государственного уни верситета, 2011, № 3(1), с. 303—308.
ления харизмы — это «получение харизмы за выслугу»1, что возможно в случае, если политический деятель будет добросовестно и на высоком профессиональном уровне выполнять свои должностные обя -занности и таким образом приобретет ста тус избранности. Иными словами, поли -тическое лидерство в такого рода системе ценностей носит рациональный характер, а харизма — есть обоснование легитимно -сти деятельности политика.
Кроме того, веберовское понимание политики представило нам политиче -ского лидера нового типа, существую -щего в мире, где доминируют экономиче ские принципы и законы, где происходит политизация всех сфер жизни общества. Деятельность политического лидера, по М. Веберу, базируется на протестантских морально этических принципах «духа капитализма»: культе предприимчивости и трудолюбия, безусловной деловой хватке и честности, верности слову и заключен -ному соглашению, личном аскетизме и вложении всей прибыли в дело.
Все это совершенно не противоречит особенностям структурного устройства западного общества, в котором истори чески проектирующий характер имели частнособственнические отношения, доминировало товарное производство, отсутствовал принцип жесткой центра лизованной власти и существовало демо кратическое самоуправление общины, переросшее в структуру, ныне именуемую «гражданским обществом». Благодаря этому на Западе сформировалась особая модель демократии, в которой двигателем политических инноваций является инди вид, гражданин, обладающий частной собственностью и, следовательно, опреде -ленным властным ресурсом.
Помимо этого, не стоит забывать и о характерных чертах политической системы данного региона, которая бази руется на принципе разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Власть является выбор ной, осуществляется в интересах всего общества, регулируется конституцион ными правовыми нормами, которые обе спечивают подчинение как граждан, так
1 Вебер М. харизматическое господство // Социологические исследования, 1993, № 6, с. 139.
и органов государственной власти букве закона. Поэтому власть в такого рода политической системе носит легитим ный характер и считается эффективной. Политика обществ западного типа — это «игра», основанная на равенстве шансов и неопределенности конечного резуль тата.
Таким образом, западный политиче ский лидер на уровне большой политики
— это, прежде всего, хороший организа тор, управленец, умеющий сформировать группу, объединить ее, определить цели, поставить перед обществом необходи -мые задачи, сформулировать программу и обеспечить ее успешную реализацию. В лидере такого масштаба необходимо учи тывать не только его личностные качества, формирующие его потребность к управле нию и власти, но и способность форму лировать общие для всех политические требования, наличие высоких творческих качеств, а также навыков убеждения и общения с широким кругом людей.
В целом, в процессе исторической эво -люции в западных странах сложилась так называемая «дуалистичность фор мирования и реализации политического процесса», т.е. сочетание в рамках совре -менной модели демократии западного образца светского и духовного начал, основывающееся на рациональных ком понентах протестантской религии с после -дующим вытеснением сферы духовного и преобладанием светского в политической культуре.
Подводя итог, следует констатировать, что в западных странах политическое лидерство, несмотря на «дуалистичность формирования и реализации политиче -ского процесса», носит ярко выраженный светский характер. Вместе с тем особен ности формирования, характер и форма политического лидерства непосред-ственно зависят от модели политической культуры, политического строя, аксио логического и религиозного факторов, которые существуют в том или ином госу дарстве. При этом именно религиозный фактор играет основополагающую роль в процессе формирования политической культуры, а также, бесспорно, имеет боль -шое значение и для эволюции особенно -стей содержания западноевропейского политического лидерства.